Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения. Презентация "экологическое воспитание детей дошкольного возраста". Положительные моменты технологии пр

Пусть будет в человеке всё прекрасно: И мысли, и поступки, и душа,

На свете, чтобы жили малыши,

Храните экологию души!

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда - то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Основная Цель моей работы:

основные задачи :

· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

· обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

· вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

  1. Опытно - экспериментальная деятельность, эксперименты,

Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом - поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах - конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых - непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Как истоки добра пробудить?

Удивиться, узнать, полюбить!

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г.Асино Томской области

Выступление на районном семинаре

по теме:

« Духовно-нравственное становление детей

через экологическое воспитание».

(Из опыта работы)

Подготовила и провела:

воспитатель Комарова О.В.

-Асино 2017-

Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Я стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Основная Цель моей работы:

Воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.

Для реализации поставленной цели определены основные задачи :

 развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

 обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

 воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

 вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Работу я строю следующим образом:

    Организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы,

    Целевые прогулки, экскурсии в природу,

    Наблюдения за растительным и животным миром,

    Опытно – экспериментальная деятельность, эксперименты,

    Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада,

    Чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, картинок, иллюстраций о природе,

    Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций,

    Организация игровых праздников, досугов, развлечений,

    Продуктивная деятельность по экологическим тематикам, выставки детских работ,

    Проектная деятельность экологической направленности.

Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним. Работа в уголке природы формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.

Ухаживая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем надо их кормить. На доброту животное привязывается к ребёнку, воспитывая в детях доброту и сердечность.

Активно использую труд в природе: осенью - уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляем правила поведения.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Особое место отводится произведениям Е.И.Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Поездка в лес», «Звери из леса в гостях у ребят» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.

Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю игровые развивающие ситуации, например: «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.

Посещение конкурсов «Я живу на красивой планете», »Юные экологи», «Друзья природы» воспитывает ответственность, развивает доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране.

Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна-красна», «Масленица» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.

Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания.

В индивидуальных беседах и на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей приучать детей:

    Не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

    Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

    Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.

    Учить замечать красоту окружающей природы.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметной среды, организованная образовательная деятельность, дидактические игры, творческие проекты, трудовые акции, праздники, работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственное развитие

ребенка через экологическое воспитание»

  1. слайд МБДОУ Детский сад №5 комбинированного вида «Чебурашка» Тема: «Воспитание экологической культуры дошкольников - путь к нравственному развитию ребенка» воспитатель Ларина Нина Борисовна
  2. слайд Нравственное развитие - это:
  • одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
  • целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
  • формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного развития является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности ежедневно происходит в организованном детском коллективе. В детском саду осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим ребят быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям, к природе.

  1. слайд Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
  • гуманности;
  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе человека, а тем более маленького ребенка, она своей яркостью воздействует на все его чувства.

4слайд Экологическое воспитание

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь и выращивать растения, воспитывать в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому- это наша важнейшая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир.

  1. слайд Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их и применение в практической деятельности и в быту;

проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе, давать оценочные суждения).

  1. слайд Направления работы воспитателя
  1. Экологизация развивающей предметной среды в группах;
  2. Экологизация различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни

В соответствии с ФГТ (Федеральными Государственными требованиями) в каждой программе есть экологический компонент, он введен в раздел Познание: Формирование целостной картины мира, а также рекомендован в планировании прогулок и в организованной образовательной деятельности во второй половине дня.

Направления экологической работы:

1. выполнение определенных экологических заданий;

2 выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

3. создание условий для экологического образования в группах;

4 подбор растений, животных и уход за ними;

5. работа с родителями;

Т.К. нет эколога функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

  1. слайд Программа Николаевой С.Н.(фотоматериалы)

В планировании и проведении организованной образовательной деятельности экологической направленности неоценимую помощь оказала нам авторская программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями, опыты и эксперименты - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

  1. слайд Организованная образовательная деятельность(фотоматериалы)

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В организационной образовательной деятельности необходимо учитывать, что дети очень восприимчивы к тому, с чем сами непосредственно сталкиваются в жизни. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

  1. слайд «Украсим город цветами»(фотоматериалы)

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, проросшие семена будущих красивых цветов...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Проект «Украсим город цветами» Знакомились с разными видами цветов, сравнивали семена, сеяли в рассадный ящик, высаживали рассаду весной на участках в клумбы, подключали родителей (у многих свои сады, дачи) - они приносили рассаду многолетников, декоративных кустарников...

  1. слайд Экологизация развивающей предметной среды в группе

В течение года ведется работа в экологическом уголке, уголке природы. Знакомим детей с комнатными растениями, объясняем и показываем, как размножать комнатные растения, соблюдать правила ухода за ними, также проводим опыты и эксперименты: что нужно для роста растений (ценность воды, воздуха, тепла для хорошего роста).

  1. слайд Дидактические игры(фотоматериалы)

Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости подборки дидактических игр и пособий экологического содержания.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Были составлены сделаны подборки познавательных экологических сказок, альбомы «Воспитание бережного отношения к природе - «Природа в опасности»», «Птицы - наши друзья», «Красная книга».

В данный момент идет накопление в группе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, где изображены животные, растения в разное время года.

  1. слайд Практическая деятельность (фотоматериалы)

Идет формирование экологической культуры у ребенка через практическую деятельность, которая очень нравится ему и которая является показателем его положительного отношения к объекту изображения.

  1. слайд «Что увидим нарисуем»(фотоматериалы)

На прогулке или во время экскурсии детей учим фиксировать красивый пейзаж и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Используем художественное слово, чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, широко используются в работе стихотворения, рассказы о временах года, народные приметы;

  1. слайд Экологическая развивающая среда (фотоматериалы)

Важное значение имеет экологическая развивающая среда. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты в любое время года, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

15 слайд На прогулке (фотоматериалы)

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

  1. слайд Труд на участке. (фотоматериалы)
  2. Акция «Помогаем дворнику» (фотоматериалы)

Особое внимание уделяется труду на участке детского сада. В осенний период проводится очистка участка от опавших листьев. Перекапывается почва на огороде. Осенью собираются разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат. Зимой дети подготовительных групп помогают дворнику расчищать участок.

  1. слайд Акция «Трудовой десант» (фотоматериалы)

Дети оказывают посильную помощь при созревании яблок на плодовом участке: собирают упавшие яблоки - «санитарная» уборка территории.

  1. слайд Акция «Поможем птицам зимой» (фотоматериалы)

В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. В воспитательной работе детей приучают не выбрасывать кусочки хлеба, оставшиеся крупы. Дежурные все собирают в полиэтиленовый пакетик и птицы имеют возможность получать разнообразную пищу.

  1. слайд Праздник «День птиц» (фотоматериалы)

Каждую весну проводится праздник «День птиц»: ставим инсценировки, рассказываем стихи,поем песни, делаем выставку рисунков и поделок, а в завершении - выходим на улицу, где вывешиваются скворечники, изготовленные родителями воспитанников.

20слайд Мероприятия в рамках проекта « Земля - наш дом родной»

(фотоматериалы)

В прошлом учебном году весь коллектив работал по проекту «Земля наш дом родной»: это были с и экскурсии, и выставки поделок из природного материала, и художественные тематические выставки, праздники, трудовая деятельность на территории детского сада, в том числе и с привлечением родителей.

  1. слайд Работа с родителями (фотоматериалы)

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие и групповые родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. На них мы разъясняем родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываем об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителях в акциях. Привлекаем родителей к участию в сезонных выставках поделок из природного материала.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование. Оно показало, что у большинства имеются дома животные. Ухаживают за ними взрослые, а дети помогают. Из анкет мы узнали, что многие проводят выходные дни на природе.

  1. слайд (фотоматериалы)

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, а значит нравственности. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  1. слайд (фотоматериалы)

Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

24 слайд Спасибо за внимание


через экологическое развитие

Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств ».

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии . На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.

Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.

ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.

В своей работе я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» , направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.

Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д. Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:

1. цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);

2. мини-лаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);

3. уголок природы , где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;

4. мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);

5. уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);

6. фруктовый сад;

7. птичий дом (скворечники);

8. экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.

Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.

Работая над реализацией поставленных задач, я использовала различные формы работы: проектные методики, интегрированные занятия, экскурсии, индивидуальную работу, работу с родителями, занимательные досуги, развлечения, труд на участке.

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, экскурсии и т. д.) и практическую деятельность. Все эти формы сопровождались речью (беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т. е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализовывалась образовательная область «Речевое развитие». Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводила, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагалось им для обследования. Дети брали в руки натуральные овощи, фрукты, гладили и осматривали их, жмали, нюхали, пробовали на вкус, слушали, как они скрипят или шуршат, т.е. обследовали их всеми сенсорными способами.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Я просила детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В этом возрасте детей знакомила с простыми и хорошо знакомыми образами сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;

– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
– совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
– рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
– проведение экологических занятий один раз в две недели;
– проведение экологических досугов .

Со старшими дошкольниками были проведены разные социально значимые мероприятия: «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка вносятся все его добрые и хорошие дела, акция «Зеленая елочка – живая иголочка» , День Земли и другие. Все эти мероприятия формируют у детей начала экологической культуры, позволяют им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Следует отметить, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников. Все яркие моменты и впечатления от общения с природой дети отображали в своих рисунках.

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществлялось через экологическое воспитание, которое было интегрировано во все образовательные области. Развивая познавательную активность, я старалась не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использованием нравственного выбора.

Например, такая ситуация: до сих пор у родителей и детей сформированы понятия: чем меньше хищников, тем лучше. Волки опасны, их надо убивать; укус змеи смертелен, а зайцы безобидны, пусть живут. С экологической точки зрения целесообразно создать проблемную ситуацию на занятии: волков всех истребили, в лесу резко увеличилось количество зайцев. Почему-то стали гибнуть деревья. Как спасти лес? Здесь я использовала прием алгоритма пищевой цепочки: лесу необходимы волки, чтобы спастись от зайцев; волкам нужны зайцы, как пища, а для зайцев пищей служит лес. Вывод: в природе все взаимосвязано, необходимо биологическое равновесие. Важно, что в каждом случае велось обсуждение правил безопасности. С точки зрения безопасности, конечно, правильно говорить, что медуз трогать нельзя – они жгутся, но, при этом, нужно обязательно объяснить, что медуза так приспособилась к своей среде и имеет право защищаться.

При знакомстве с царством грибов педагоги ограничиваются изучением съедобных и ядовитых, что, конечно, важно с точки зрения, опять же, безопасности, но не отражают роли грибов в круговороте веществ (грибы участвуют в превращении старых пней, веток, листьев в перегной, в почву), их значении для животных.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. В качестве основного вида поисковой деятельности я организовывала особую детскую деятельность – экспериментирование, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок становится своеобразным исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Например, на занятии «Свойства воды» у каждого ребенка на столе по три баночки с водой. Ребенок самостоятельно может исследовать объект неживой природы и обнаружить его свойства: цвет, вкус, запах, растворимость, прозрачность; сделать вывод, почему воду называют «волшебницей» и «путешественницей», наблюдая за превращением на морозе воды в лед, при нагревании – в пар. Наблюдая за опытом «Путешествие капельки воды» или «Мы сейчас сделаем дождь» , дети приходили к выводу, что вода совершает круговое путешествие.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Со старшими дошкольниками были проведены опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и клубней картофеля и т.д.

Основными составляющими процесса исследования являются выявление проблемы, формулировка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Еще одна важная, на мой взгляд, форма работы – проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Особенно был интересен детям проводимый мною проект «Мусор» , который заключался в том, что осенью дети под руководством педагога закапывают разные виды отходов в почву и отмечают их место ориентирами. Через год дети этой же группы проверяют, что из отходов превратилось в перегной, а что осталось в прежнем виде. Таким образом, дети делали выводы о круговороте веществ в природе и о природоохранном аспекте, который заключается в использовании вторично пластиковых коробочек, стаканчиков, трубочек, мензурок на опытах в лаборатории детского сада.

При организации познавательная и практическая деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.

Чтобы повысить эффективность организованной образовательной деятельности, я использовала игры и игровые приемы, такие, как «Путешествие на космическом корабле на Луну» или «Полет на ковре–самолете в Африку» , а при помощи цветика – семицветика мгновенно попадали в Антарктиду или в горы. Такие приемы дают возможность в игровой обстановке познать природу разных поясов Земли.

Одно из эффективных средств – познавательные задачи. Они помогают формировать такие нравственные качества личности ребенка: милосердие, доброту, чуткость, внимательность. Поставленные задачи на занятиях не только стимулировали детскую любознательность, но и способствовали проявлению беспокойства о состоянии природы, давали основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Например, при изучении темы «Мир птиц» детям давалась задача: «Что произойдет в природе, если разорить гнезда птиц?» и другие.

Другой тип экологических задач – это загадки о растениях, животных, явлениях природы. Загадки становятся задачей, если задавать вопросы: зачем ежу иголки, зачем стрекозе огромные глаза, для чего зайцу быть зимой белым, почему медведь зимой спит.

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

Ничто так не обогащает эмоционально-чувственную сферу ребенка и способствует формированию бережного отношение к животным, заботу, как его деятельность в живом уголке. Здесь воспитывается гуманное отношение ко всему живому, милосердие, умение сопереживать, находить неблагополучие в среде живых объектов и найти способ устранять это неблагополучие, как у животных, так и у растений. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние. Например, знакомя детей с необходимыми условиями для жизни растений, дети имели возможность наблюдать за растением в малоосвещённом месте. Естественно, на вопрос, нравится ли им растение, ответ был отрицательным. Дети, рассмотрев его внешний вид, заметили бледность и вялость листьев, сухую землю и смогли сделать самостоятельный вывод: растению здесь не хватает света, его срочно нужно полить. Следующий этап – ежедневный уход за растением, следствием чего был положительный результат: растение расцвело. В данном случае дети получили удовлетворение от оказанной помощи растению, прониклись к нему, как к живому существу, закрепили знания о необходимых условиях для жизни растений.

Еще одно значительное средство для реализации поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре проводились экскурсии в лес вместе с родителями, к водоему, на огород, по экологической тропинке. Любая изученная нами тема обобщалась и заканчивалась занимательным досугом, викториной, выставкой рисунков.

Реализация поставленных мною задач осуществлялась с помощью родителей. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.

Таким образом, в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств:доброты, милосердия и заботы; умениевидеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

Список использованной литературы:

1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

2. С.Н. Николаева «Значение эколого – развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание №5;2014г.

3. С.Н Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.

4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)». Педагогическое наследие.

5. К.Д. Ушинский «Полное собрание сочинений».

«Экологическое воспитание – воспитание духовности, нравственности и интеллекта»

Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог.
Место работы: МДОУ № 26 «Ветерок», село Сарафоново, Ярославский муниципальный район.
В статье рассмотрены вопросы влияния природы на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие детей, описаны взаимоотношения современных детей с природой, представлены практические рекомендации по воспитанию у дошкольников духовности, нравственности, через экологическое воспитание. Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам-психологам, родителям.


В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе.
В статье, через ответы на некоторые вопросы, я хочу раскрыть особенности взаимоотношений детей с природой, ее влияние на нравственное и духовное развитие.
1. Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой?
Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Показательны такие примеры. Мальчик 4 лет, увидев впервые курицу, спрашивает, почему у нее так мало ног. По его мнению, их должно быть больше. Оказывается, в семье всегда покупали в магазине 4 куриных ноги, и у ребенка создалось впечатление, что у птицы должно быть именно столько ног. Еще пример: ребенок, увидев впервые курицу, удивляется, почему она такая маленькая, ведь на рисунках курица и корова были одинакового размера.
Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Достаточно вспомнить разнообразные электронные игрушки, которые воспитывают у детей равнодушное отношение к природе. Ведь электронного зверька можно забыть покормить, напоить, можно даже убить и заменить новым. Свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят на реальный мир.
2. Что оказывает влияние на отношение современных детей к природе?
Психологи считают важным знать эти причины, так как именно они приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин:
Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее. Необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом.
Семейное воспитание. Семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка - «все бросают мусор, и я тоже».
3. Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно – нравственном развитии?
Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка.
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Например, процесс общения с собакой качественно отличается от взаимодействия с игрушкой, пусть даже и очень любимой. В ходе общения с собакой у ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем питается собака, где живет), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру в целом. Конечно, при общении с игрушкой такого результата не добиться. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Когда в семье сложились отчужденные отношения, иногда рекомендуют завести собаку. У членов семьи, которые не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Постепенно от разговоров о собаке они переходят к разговорам о себе.
Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия ребенка с окружающим. Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает опыт общения, который порой другим путем он получить не может. Ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть» он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.
4. Как мир природы влияет на интеллектуальное развитие детей?
Взаимодействие с миром природы может способствовать интеллектуальному развитию ребенка. Например, возьмем животных. Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия животных, познает их поведение, пищевые предпочтения. Животные являются источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру шерсти. Животные – это источник развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи: кошка мяукает у миски - голодная. Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Мир природы влияет не только на интеллектуальное развитие детей, но и взрослых тоже. Показательна история одного преступника, приговоренного к пожизненному заключению. «Страуд находился в тюрьме Алькатрас. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить их жизнь. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О нем сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались с просьбой об его освобождении. Но Страуд так и умер в тюремной камере».
5. Актуально ли использовать экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности, в дошкольном возрасте?
Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника - поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучит ее. Это вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» - он просто не может не представить это яблоко.
Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.
6. Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждения для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание?
Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка.
Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
Дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. В парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания.
Изменились игры детей. Стало меньше игр с природным материалом. Мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Родители и педагоги нередко ограничивают стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности и возможности использовать нам окружающую среду для формирования у детей нравственных ценностей. Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.
Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например релаксационное упражнение «Спящий котенок». Вы говорите детям: «Представьте себе, что вы веселые озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали … начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2- 3 раза)». Вы можете сюда включить и другие факты из жизни кошек и проводить это упражнение при знакомстве детей с домашними животными.
Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна. Например, можно использовать такое релаксационное упражнение, как «Облака». Под тихую, спокойную музыку вы просите детей закрыть глаза и говорите (включается музыка): «Представьте себе теплый, летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке. Чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?» После такого отдыха на природе дети действительно приобщаться к ней.
Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Список литературы:
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов – на – Дону, 2008.
2. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. Самара: «Самарский государственный университет», 2014.
3. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - Москва: «Смысл», 2000.

Ребенок приходит в этот мир чистым и невинным созданием. Его разум подобен поролоновой губке, жадно впитывающей всю информацию вокруг себя. Но мы отлично знаем, что далеко не все то, что он видит – хорошо полезно и правильно. Мы знаем – он нет. Для него мир априори прекрасен и интересен. Вот здесь встает задача – научить маленькое открытое создание отделять хорошее от плохого, правильное от неправильного. Научить ребенка с уважением относится к каждому человеку и ко всему миру в целом.

Нравственное воспитание дошкольников начинается с рождения и продолжается всю жизнь . В это понятие входят базовые знания о добре и зле, правилах поведения в обществе, стимулирование эмпатии, уважения к окружающим. Нравственное воспитание – процесс больше естественный, чем научный. Нарочно научить ребенка нравственности – нельзя. Можно только корректировать его самостоятельный путь познания всей гармонии окружающего мира.

Первые шаги воспитания

Маленькие дети о морали не имеют ни малейшего представления до тех пор, пока мы не дадим им его. А моральное воспитание (если можно так выразиться) начинается с самой колыбели. Мама нежно прижимает к себе своего малыша и улыбается, ему приятно. Он понимает, что улыбка – это хорошо, и начинает улыбаться ей в ответ. Она ласково гладит ребенка, целует его – он понимает, что нежные прикосновения приятны, и прикасается к ней в ответ. Это первые уроки любви и нежности. О том, что такое «не хорошо», малыш узнает после, когда нарушает первые родительские запреты. Родители сердятся — он понимает, что поступает неправильно. Эти моменты только кажутся простыми и неважными , на самом деле именно так начинается формирование нравственных качеств.

По мере взросления, ребенку не просто говорят «нет», но и поясняют, почему. Слово «нельзя» без логичного объяснения воспринимается малышом как «можно, только когда мама не видит». Родители объясняют, почему нельзя бить, почему нельзя кричать, обижать котенка, зачем нужно помогать маме. Нравственность для малыша – отличие плохого от хорошего.

Личный пример – его роль в нравственном воспитании

Как мы уже писали выше, детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее от взрослых. Взрослые – пример для дошкольного возраста. Особенно пример родителей. Родители – идеал для малыша . Все, что они делают, для него по умолчанию правильно и хорошо. Если мама поднимает руку на ребенка, а отец решает конфликты кулаками (а того хуже, бьет мать), то они могут сколько угодно твердить ему, что драться не хорошо, но модель поведения он уже взял от родителей, и для него она единственная – правильная.

Читайте еще: Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Для детей источниками нравственного воспитания служат:

  1. Родители;
  2. Окружающие его взрослые (воспитатели, педагоги, родственники, старшие братья и сестры);
  3. Сказки (особенно народные, и не только русские);
  4. Телевизор и интернет;
  5. Окружающая среда.

Внимание

Признавая кого-либо авторитетом, ребенок сознательно (а чаще подсознательно) копирует его поведение, а это, на секундочку, формирует фундамент его нравственного образа. Поэтому, уважаемые родители, воспитатели, и просто старшие по возрасту, будьте внимательны к своему поведению, если вы –хотите, чтобы наше будущее поколение было нравственно и духовно воспитанным.

Фильтруем информацию, или важная роль телевизор

Мы не будем говорить сейчас о вреде самого телевизора (компьютера, планшета). Об этом много говорят врачи, а мы же напомним о том, какое колоссальное влияние на нравственное воспитание оказывает то, что смотрит маленький зритель. Любой, казалось бы, самый безобидный мультфильм несет в себе смысловую нагрузку . Полюбившийся герой становится образцом для подражания, его поведение вносит коррективы в воспитание дошкольника. Поэтому, обратите внимание на то, что смотрит ваш малыш?

В прошлом столетии, в тот самое советское время, сию задачу за родителей решало государство с помощью «Союзмультфильма». Все, что попадало на экраны, несло в себе воспитательную задачу. Мультфильмы учили быть добрым, воспитанным, образованным, трудолюбивым. Они учили любить родину, любить родителей, дружить и уважать старших. И даже «зло» в советских мультиках, в большинстве своем было по-доброму обаятельным и смешным. Надо ли напомнить, каким был уровень нравственности в стране?

Сегодня фильтр и цензуру отключили начисто . С экрана телевизора на малыша смотрят всевозможные монстры, безобразные персонажи, то и дело ругающиеся, пихающиеся, грубые, невоспитанные и неопрятные.

Обратите внимание на то, какую информацию несут низкосортные мультфильмы с дешевых коммерческих каналов?

Что видят дети и что они вбирают:

  • Агрессия. Око за око – зуб за зуб, и это еще мягко сказано. Ударь, толкни, брось что-то в того, кто тебя раздражает;
  • Эгоизм. Каждый сам за себя в этом мире;
  • Отсутствие сострадания. Смеяться, если кому-то больно, пройти мимо, если кто-то нуждается в помощи. Плюс бесконечная боль, которую испытывают герои. Их бьют, на них падает тяжесть, они падают с высоты, при этом нет чувств сожалений – детям предлагают смеяться над упавшим с высоты зверьком (пример);
  • Хитрость. Обмануть, обвести вокруг пальца для достижения цели;
  • Плохие манеры (как же хочется поговорить про Свинку Пеппу). Герои мультфильмов не стесняются звуков своего тела (и задорно смеются над этим) залезают в грязь, входят без стука.

Читайте еще: Нравственное воспитание личности

И эти персонажи могут стать образцом нравственной культуры, вы только вдумайтесь. Дешевые ролики наполнили интернет. Дети самостоятельно кликают мультфильмы на планшете и компьютере, в то время как их мамы спешат заняться домашними делами. Эта «информационная помойка» представляет серьезную опасность , и наносит урон не только нравственности детей, но и их неокрепшей психике в целом. Выбирайте только те мультфильмы, которые учат добру и справедливости – основе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду не является отдельным блоком, как, например, физическое, музыкальное или патриотическое. Оно органично вплетено в деятельность и режимные моменты дошкольного учреждения.

Основной задачей для педагогического коллектива является укрепление связи между ДОУ и семьями воспитанников. Семья и детский сад – два основных воспитательных института. Их функции бывают разными, но цель одна и та же – воспитание гармоничной нравственной личности, поэтому взаимодействие необходимо.

В педагогической деятельности детского сада, нравственное воспитание осуществляется, в основном, планомерно, во время образовательной деятельности (занятий). Нравственное воспитание осуществляется при помощи сказок, рассказов и стихотворений для детей, рекомендованных для чтения в детском саду. После чтения воспитатель проводит беседу с детьми, в ходе которой дети учатся сопереживать героям, анализировать их поступки, делая для себя выводы о том, как можно и как не нужно поступать.

Но не только на занятиях, но и во всех режимных моментах педагоги продолжают свою воспитательную деятельность. На прогулке дети учатся дружной организованной игре, познают окружающий мир, учатся быть в гармонии с ним. Культуре питания и поведения за столом малыши познают во время приема пищи. Говоря «спасибо» поварам за вкусный обед, переобуваясь, чтобы не испачкать пол, который нянечка моет каждый день, дети учатся ценить труд другого, быть благодарными.

Детский сад решает те задачи нравственного воспитания, которые семья не в силах реализовать в полной мере – здесь дети учатся жить в социуме . Это очень важный момент. Ребенок учится находиться в коллективе, уважительно относиться к своим друзьям и к старшим, делиться игрушками, организовывать совместную деятельность – это все становится сильным подспорьем для прочного фундамента нравственности пока еще маленькой личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.