Проектная деятельность в патриотическом воспитании удк. Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников. Оценка реализации проекта

Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)


Беляева Елена Александровна, воспитатель МКДОУ д/с №24
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 6 месяцев
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Коллекции: монет, полезных ископаемых, каслинское литьё, изделия из мрамора, русская матрёшка.
Макеты: «Русская изба», «Гора самоцветов».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой посёлок», «Моя семья», «Урал – опорный край державы», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».
Презентация проекта «Я часть России»
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Мультимедийные презентации
Работа с родителями
Консультации
Совместная работа с детьми
Участие в конкурсах
Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной) Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь
I Блок – Семья. Детский сад.

Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму»
Развлечение: «День знаний», «Знакомство с поэтессой пгт. Красногорский»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры:
РНИ «Пирог»
РНИ «Горелки»
РНИ «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам посёлка, на игровую площадку
Работа с родителями:
Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»
Участие в региональном конкурсе «Мы создаём историю Челябинской области»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Октябрь
II Блок Малая Родина

Беседы:
«День пожилых людей»
«Мой посёлок»
«Челябинская область»
«Уральские умельцы»
Книги П.П.Бажова, рассматривание символики городов Челябинской области, книги авторов п.Красногорский, фотоальбом «Перелётные птицы России», «Мой посёлок», каслинское литьё, изделия из мрамора, коллекция полезных ископаемых.
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Лепка «Урожай в моём огороде»
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка»
Чтение произведений поэтов п.Красногорский
Разучивание стихотворения «Мой Красногорск»
Экскурсии:
В детскую поселковую библиотеку «В гости к хозяйке медной горы»
МБОУ СОШ №14
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Соревнование между детскими садами п. Красногорский: «Зов джунглей»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из овощей и фруктов

Ноябрь
III Блок Россия

Беседы:
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
НОД: «Мы готовим винегрет»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Декабрь
Беседы:
«Москва – столица России»
«Башни Кремля»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Валяние «Ёлочка»
Граттаж – «Зима в деревне»
НОД: «Россия - Родина моя»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Пирожок»
РНИ «Гуси - лебеди»
РНИ «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Новогодняя выставка «Валенок»

Январь
III Блок Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Экскурсии: В МБОУ СОШ № 14 (в музей «Русская изба»)
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
IV Блок Защитники отечества. Масленица.

Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии:
МБОУ СОШ №9
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Бояре»
Соревнования между детскими садами п. Красногорский: Военно-патриотическая игра «Зарница 2015»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Презентация проекта: «Я часть России»
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного посёлка, расширили представления о работе шахтёров, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале, говорили о Каслинском литье, Южноуральском фарфоре, рассматривали изделия из мрамора и мраморной крошки, читали Уральские сказы П.П.Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, посещали ансамбль «Казачата» где знакомились с традициями Уральского казачества. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Знакомство с поэтессой п.Красногорский Э.Г.Столле


Право на имя


Изучаем историю посёлка


В гостях у Хозяйки медной горы


Делаем гору самоцветов


Ищем Россию


Рисуем Башни кремля


Золотая хохлома


Гжель


Русская красавица – матрёшка

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей

«Скажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Вовлеки – и я научусь»

(Китайская пословица)

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства.

Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Дополнительное образование создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другу, заботу о других. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации учащихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) , а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект или исследование с точки зрения учащегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект или исследование с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у детей, а именно учить:

    проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

    целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

    самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

    представление результатов своей деятельности и хода работы;

    презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

    поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

    практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

    выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

    проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Выделяют проекты следующих типов:

Исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

Творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

Информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

Практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, справочный материал, словарь, дизайн дома, квартиры, пр.).

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

    Открывается возможность формирования жизненного опыта.

    Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

    Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

    Ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Этапы работы над проектом

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

    актуальность и важность данной проблемы;

    анализ разнообразной информации;

    программа действий;

    разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

    представляют проект

    оформляют портфолио

    готовят стендовую защиту

    разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Первые проекты могут быть индивидуальными и небольшими по объему.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. А именно: Темы детских работ выбираются интересные и значимые. Например:

    Моя семья;

    Все профессии нужны, все профессии важны;

    Моя родословная;

    Наш семейный альбом;

    Традиции моей семьи;

    Школа будущего;

    Мой родной город;

    Путешествия по России.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития, быть близкой пониманию. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на ярмарках идей, конкурсах детских конференциях.

Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

От проекта к проекту возрастает качество представляемого материала, формы его подачи. Наблюдается сплочение коллектива не только учеников, но и родителей, что способствует тесному взаимодействию семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. А когда есть взаимопонимание, когда работа проводится не формально, а от души и от сердца, непременно будет и положительный результат.

Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся.

Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

    знания по истории и культуре родного края, истории школы;

    ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;

    реализация интересов учащихся, их творческих способностей;

    опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

    формирование духовного мира личности учащихся;

    опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Список литературы

    «Военно-патриотическое воспитание в школе» М.В. Видякин, Н.А.Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель 2006 г.

    Бузский, М. П.Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев; Волгоград: ВолГУ 2008.

    Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию /Ю. Гладкова// Ребенок в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 11-–14.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.

    Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

    Опыт патриотического воспитания Т. Тикаева. Волгоград.Учитель 2008г.

    «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

    Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.

    Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.

    Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ / Л.Л. Тимофеева// Управление ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 22–28.

    Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2009. – № 1. – С. 83–85.

    Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.

    «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников

Учитель

СОШ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,

Project and research activity as means of patriotic education of primary school students

Murzina Valentina Ivanovna, teacher
Moscow City University, Moscow,

Аннотация: В данной статье представлен материал из опыта работы учителя по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы посредством . Патриотическое воспитание – важное направление младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, патриотизм, проектно-исследовательская деятельность

Abstract: This article presents material from the teacher"s experience of patriotic education of primary school students through project and research activities. Patriotic education is important direction of development of children of primary school age. At the correct organization of pedagogical work it promotes formation and development of the personality having qualities of the citizen and patriot of the country.

Key words: patriotic education, primary school student, patriotism, project and research activity

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта » показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Патриотизм у ребёнка проявляется и в чувстве гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего народа, и в бережном отношении к народной памяти. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Для реализации патриотического воспитания как в урочное так и во внеурочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладеть навыками работы с различными источниками информации, а также объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую деятельность.

Первый шаг к познанию Родины – это изучение истории своей семьи. Так, например, работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. При изучении темы по окружающему миру «Моя семья», дети работали над проектами: «Моя родословная», «Интересные факты из истории моей семьи», «Моё генеалогическое древо». Данный проект способствовал единению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

А если история твоей семьи тесно переплетается с историей страны? Конечно, это становится очень близко для младшего школьника. Размышляя над этим, у многих возникают вопросы: «А что я знаю о своей семье? Что интересного связано с жизнью моих предков?» К сожалению, об этом многим известно очень мало. В прошлом году, в год 70-летия победы над фашизмом, в нашей школе был запущен исследовательский проект на тему: «История моей семьи в истории планеты». Цель этого проекта: ответить на главный вопрос: «Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?» Чтобы на него ответить ребятам нужно было выполнить следующие шаги. Во-первых, узнать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Во-вторых, узнать где воевали их прадедушки и прабабушки и подготовить рассказы-воспоминания. Постараться отыскать семейные реликвии, сохранившихся после войны – пилотки, письма с фронта, фляжки, планшеты, ордена и медали. Ребятам предстояло найти информацию о том, как ВО война отражена в стихах и фильмах. А также поразмышлять о том, какие качества помогли нашим прадедушкам и прабабушкам пройти через все испытания и победить. Ученики с большим интересом и трепетом включились в проект. Свою работу они начали с анкетирования родных. После анализа анкет выяснилось, что у учащихся начальной школы 12 прадедушек – войны, активных участников боевых событий, 1 прадедушка воевал в партизанском отряде, 15 прадедушек работали в тылу врага, трое прадедушек находились в подростковом возрасте и не принимали участия в боях и сражениях, но они были очевидцами немецкой оккупации и тех военных исторических событий. Также ребята узнали на каких фронтах воевали их прадедушки и прабабушки и создали карту зон боевых действий с участием их родственников. Все ученики и их родители активно включились в поиск информации и написали рассказы-воспоминания о памятных моментах, случаях в Великую Отечественную войну, которые произошли с их прабабушками и прадедушками. Собранный материал оформили как Книгу Памяти «Я помню, я горжусь», организовали выставку семейных реликвий, сохранившихся после ВОВ для учащихся всей школы. Мы постарались понять, какие качества помогли нашим прадедам пройти войну? Подготовили и представили материал на . Это были мужественные, выносливые, сильные духом люди, безгранично любящие свою Родину. Уважительные и внимательные, смелые и решительные, готовые пожертвовать своей жизнью ради свободы и независимости своего народа. В преддверии праздника 9 мая съездили в Центральный музей Великой Отечественной войны и Музей техники Вадима Задорожного. Итоговым мероприятием была литературно-музыкальная гостиная, где ребята представили результаты своих исследований; читали стихи о Великой Отечественной войне; пели песни военных лет; смотрели фильм о детях –героях войны. Таким образом, ребята ответили на поставленные перед ними вопросы: Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?
и Как это отразилось на моей семье? Собранный и исследованный материал об исторических событиях Великой Отечественной войны оказался интересным, полезным, познавательным. Ребята поняли, как важны эти сведения. Ведь историю делали их прадеды, а продолжать её делать им. Работая над проектом, ребята научились проводить интервью, анализировать собранный материал.

Бесспорно, День Победы - это самый любимый праздник Россиян как дань памяти дедам и прадедам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. В этот день каждого из нас переполняют особые чувства - чувство гордости, чувство благодарности, чувство надежды, что больше никогда война не придёт в наш дом. 9 мая по всей нашей необъятной Родине прогремят салюты в честь победы над фашисткой Германией. На Красной площади состоится военный парад. По всей стране пройдёт Бессмертный полк. Но, есть ещё один праздник в нашей стране - это - День защитника Отечества, который не менее важен. Современная Российская армия чтит традиции старших поколений. В этом году мои третьеклассники делали проект «Кто нас защищает?» Они выяснили, что защищает нас не только армия, но и полиция, и служба , и МЧС России. Ребята брали интервью у ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции (даже конной) и пожарной охраны. Проект «Кто нас защищает?» был проведён с целью расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России. Работа над данным проектом способствовала формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитанию на примерах мужества, патриотизма.

Реализация данных проектов предполагает воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, развитие у школьников интереса к истории своего народа через историю своей семьи. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность показывает успешность выбранных форм и методов работы.

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Библиографический список

1.Агапова И., атриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.оспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

3.атриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8

4. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

6.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, и занятий, по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: , . – М.: АРКТИ, 2003.

Всероссийский конкурс методических пособий

«Растим патриотов России»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию на

основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления»

Номинация: На благо Отечества

Акимова Галина Анатольевна, ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления», преподаватель общественных дисциплин,

Иванова Елена Владимировна, ГБПОУ РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления», преподаватель информационных технологий,

Представлены материалы:

1. Методическое пособие.

2. Приложение – презентация «Я помню, я горжусь, я живу…»

2014

Аннотация

Сохраняя прошлое, мы шагаем в будущее и в нем черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать настоящее.

В методическом пособии « Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию на основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления» деятельность историко-патриотического клуба «Мужество» представлена в виде исследовательских работ, творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, направленных на формирование активной жизненной позиции, социокультурных компетенций, проявление гражданских чувств.

Работы клуба вносят весомый вклад в создание воспитательной среды колледжа, отмечены наградами всероссийских, областных и городских конкурсов.

Цель методического пособия: вскрыть теоретические предпосылки, обосновать и проверить способы воспитания гражданско-нравственных, патриотических чувств в процессе реализации проектной деятельности.

В качестве теоретической основы разработки и исследования педагогической системы были взяты положения современной дидактики о новых технологиях обучения и воспитания – обогащение практики адекватными технологиями и методами.

Задачи работы: создание методического пособия по применению проектной деятельности в организации воспитательного процесса в учебных заведениях СПО:

    Определение проектной деятельности как проявления созидательной активности;

    Написание исторической справки по деятельности историко-патриотического клуба «Мужество» и музея Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ;

    Описание проектной деятельности как основы работы творческого объединения клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ.

Объект: применение проектной деятельности в организации воспитательной работы в студенческой среде колледжа (возраст 16-20 лет).

Предмет работы: - организация проектной деятельности на примере работы творческого объединения клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ.

Методы работы:

    Теоретический анализ педагогического, методического опыта по использованию проектной деятельности в воспитательном процессе.

    Изучение процесса использования проектной деятельности для решения задач инновационного развития студентов на основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы.

Практическая значимость: создание методического пособия по применению проектной деятельности для формирования воспитательной среды в учреждениях СПО.

Содержание

Введение

1.2.Историческая справка – творческое объединение - Музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ и историко-патриотический клуб «Мужество»

1.3. Проектная деятельность как основа работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ

Заключение

Введение

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сложность современной ситуации состоит в том, что с уходом политизированных идеологических установок возникла необходимость обращения к духовной сфере личности. Основу ее составляют нравственные чувства.

В нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости, как к большой, так и малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, гордости за свой народ, за тех людей, которые защищали наше Отечество.

Отсутствие научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени, ослабило за многие годы имеющее важное для общества направление – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории и культуры.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые он выбрал как основные в своей жизни.

Проведенные в колледже исследования показали, что студенты серьезно относятся к вопросам получения возможности реализовать себя как самостоятельную личность, умения брать на себя ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Тестирования студентов психологической и социальной службами колледжа показали педагогическому коллективу эффективность воспитательного процесса, побуждающего личность к саморазвитию:

    Студенты с большим интересом относятся к тем заданиям, где с их непосредственным участием создаются коллективные или индивидуальные субъекты истории.

    Нравственное воспитание имеет положительный результат, если при этом было обращение к личностному аспекту истории.

    Воспитание нравственных, гражданско-патриотических чувств не может быть полноценным без апробации их в нравственно-историческом действии.

Эти выводы привели к возникновению гипотезы: использовать проектную деятельность как проявление созидательной активности в решении социальных проблем, развития добровольческого потенциала студентов. В основе деятельности нашего творческого объединения – клуб «Мужество» - музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ – лежат общепринятые принципы: деятельность с пользой для конкретного человека и общества в целом, деятельность без принуждения по собственной инициативе или инициативе других, деятельность без вознаграждения.

1. Проектная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию основе работы творческого объединения клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления

1.1. Роль проектной деятельности в формировании гражданско-правового пространства учебного заведения и развитие общекультурных компетенций

Гражданско-правовое воспитание на современном этапе развития образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы гражданско-патриотического воспитания.

Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности.

Сегодня коренным образом изменились отношения гражданина России с государством и обществом, следовательно, необходимо новое качество методологии воспитания, обогащение практики адекватными технологиями и методами, использование исследовательской и инновационной составляющей в деятельности, как преподавателя, так и студента.

В настоящее время проектная деятельность очень актуальна и востребована в современном образовании и воспитании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно способна решать задачи формирования социально активной личности. Она подразумевает деятельность по проектированию собственного исследования, предполагает выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов студента и находится в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями – 2-3 месяцами. Молодому человеку очень важно увидеть результат (пусть даже промежуточный) в близкой перспективе.

Проектная деятельность во внеклассной работе способствует развитию коммуникативных умений – общение друг с другом, взаимодействие в группах, уважительное отношение к чужому мнению, умение доказывать свою точку зрения. Организационные умения учат распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – оценивать результаты своей деятельности и деятельности других; презентационные – выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

Новое время требует от учреждения образования содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в компетентностном подходе гражданско-патриотического воспитания, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность. Проектный метод как нельзя лучше соответствует развитию молодого поколения в этом направлении

Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами

Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить что, только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

1.2. Историческая справка – творческое объединение - Музей Боевой и

Трудовой Славы НКПТиУ и историко-патриотический клуб «Мужество»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса образования является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Центром проведения такой работы в нашем колледже стал музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ. Он был создан в 1988 году по инициативе педагога М.А. Чеботарь, после гибели в 1985 году в Афганистане выпускника групп Мх-791 Макрчука Аркадия. На базе музея работает клуб «Мужество». Главными целями клуба и музея стали: воспитание любви и гордости за своих героических предков и свой родной край, развитие интереса к истории своего края, своей страны, сохранение и приумножение традиций колледжа, развитие творческих и организаторских способностей студентов, воспитание студентов на примере преподавателей, сотрудников и выпускников НКПТиУ – защитников нашего Отечества, формирование у студентов ответственности, организованности, выдержки, силы воли, гражданской зрелости, преданности родине и готовности к ее защите на примере старшего поколения и своих сверстников.

Работа музея и клуба проводится по следующим направлениям:

Использование материалов музея и различных форм работы клуба «Мужество» в образовательном и воспитательном процессе:

Экскурсионная, просветительная, методическая работа:

Связь с участниками и очевидцами событий военной истории.

В музее более 800 экспонатов основного и вспомогательного фонда по следующим направлениям:

История НКПТиУ;

Ветераны Великой Отечественной войны;

Наши выпускники;

Наши студенты и преподаватели – защитники Отечества.

В качестве экспонатов музея представлены: предметы времен ВОВ, личные вещи, награды, подлинные наградные удостоверения, документы и фотографии, а также их копии. В музее имеются художественно-оформительские экспонаты и подшивка материалов о событиях на Северном Кавказе во время войны, фотоплакаты, альбомы, кубки, сувениры, авторские книги, бюст А.С.Макрчука. При музее создана видеотека наиболее интересных мероприятий, проводимых активом клуба, а также фильмов на военно-патриотическую тематику.

Материалы музея используются при проведении различных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, прежде всего месячника, посвященному Дню Защитника Отечества, а также при подготовке к годовщинам Победы в Великой Отечественной войне. Это и уроки мужества, и тематические классные часы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и войн в Афганистане и Чечне, выпуск газет и боевых листков, работа над проектами, различные конкурсы и конференции. В ходе месячника студенты посещают экскурсии в музее, используют информацию на занятиях социально-гуманитарного цикла.

Через музей осуществляется связь с участниками и очевидцами событий военной истории. Для этого организуются поездки в военные госпитали, встречи с родными, боевыми товарищами и командирами погибших выпускников в Афганистане и Чеченской республики, экскурсии в Музей Войска Донского и музей Афганской войны, где проводятся встречи с ветеранами.

Одними из важных направлений работы музея и клуба остается проектная, экскурсионная, просветительная, методическая работа. За время существования музея, кропотливого труда его первого руководителя М.А.Чеботарь и активных помощников были заложены основы исследовательской и поисковой работы. За короткий срок в колледже выполнены экспозиции музея, оформлены переносные экспонаты, организуются традиционные ознакомительные экскурсии для студентов групп нового набора всех отделений, поддерживается связь с другими музеями и общественными организациями города, с родными и близкими погибших выпускников, проводятся экскурсии для обучающихся в других учебных заведениях города.

Совет музея поддерживает связи с музеями Новочеркасска, музеем станицы Анапской, откуда родом Аркадий Макарчук и другими музеями области. Тесная связь поддерживается также с родителями Аркадия Макарчука и ребят, которые геройски погибли на Чеченской войне – Сергея Теслина и Сергея Филева. По нашему приглашению родители этих ребят регулярно бывают в колледже, встречаются со студентами, передали личные вещи и награды своих ребят в музей.

Воспитание по формированию у студентов этих важнейших нравственных качеств можно осуществлять различными методами. Но главное одно, что чувство привязанности и представление о родных местах рассматривается и углубляется за счет познания своей страны, своего края с помощью работы в музее и с помощью исследовательской, проектной деятельности, к которым студенты проявляют живой интерес.

1.3. Проектная деятельность как основа работы творческого объединения

клуб «Мужество» - Музей Боевой и Трудовой Славы НКПТиУ

Историческая память народа – одна из важнейших мировоззренческих категорий. Ее формирование у молодого поколения является неотъемлемой частью патриотического и нравственного воспитания студентов, обучающихся в НКПТиУ.

Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Наш город является не только одним из крупных южно-российских городов, но и выделяется своей славной историей, особым обликом – архитектурой, планировкой, уникальными памятниками. Задуманный и основанный как новая столица Области Войска Донского, он более века был городом донской элиты. В 1917 году Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию. Город выстоял, как выстояло и само казачество. Теперь это промышленный центр, город образования и науки, а с началом перестройки и реабилитации казачества он обретает статус исторического центра и провозглашается столицей мирового казачества. Вся история Донского края последних 200 лет так или иначе связана с нашим городом, а наш колледж это часть истории города. Нам есть, что возрождать, что изучать и чем гордиться.

Музей и клуб «Мужество» состоялись как проект сохранения памяти о тех, кто был у истоков учебного заведения, о тех, кто стал не только специалистами в наших стенах, но и настоящими гражданами, патриотами страны. Стенды музея посвящены тем, кто защищал нашу родину в Великой Отечественной войне, тем, кто стоял насмерть в Афганистане, Чечне, Южной Осетии. За каждым документом кропотливый труд участников клуба и их руководителей.

Работы наших студентов были победителями Всероссийских конкурсов творческих проектов. Это, прежде всего гран-при в конкурсе «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Презентация посвящена 5 Гвардейскому Донскому Казачьему Краснознаменному Будапештскому корпусу. В число победителей вошла работа, представленная на «Областную фольклорно-патриотическую экспедицию, посвященную 65-летию Великой Победы». Студенты не только прошли по боевым дорогам корпуса, но и проследили историю его создания, провели конкурс творческих работ, сделали ежегодными встречи с участником корпуса, автором книги о боевом соединении – И.Г.Скомороховым.

Нам есть от чего отталкиваться и к 70-летию создания знаменитого подразделения (ноябрь 2012 года), мы представили презентацию, фильм об экспедиции по местам боевой славы корпуса в Краснодарском крае и Ростовской области и исследовательскую работу о боевых подвигах Донских и Кубанских казаков в годы Великой Отечественной войны. Свой проект мы обосновали просто «Есть память, которой не будет конца...», а для этого были обобщены результаты поисковой и исследовательской деятельности клуба «Мужество» за несколько лет. Практический интерес к теме краеведения на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип студента.

Особое место в работе клуба отводится историческому бытию Донского казачества и его современным интерпретациям. Этой теме посвящен цикл исследовательских работ, в которых анализируется процесс превращения вольного Дона в вассала с незначительно ограниченными правами, а затем и в провинцию Русского государства, роль казачества в сохранении Русским царством своей государственности и выборе на Российский престол династии Романовых. Эти работы были в числе победителей научно-теоретической конференции, которая ежегодно проводится кафедрой «Теории государства и права и Отечественной истории» ЮРГПУ при поддержке и участии представителей казачьего правления станицы Средней.

Особое место занимает работа студентов, посвященная династии Кононовых – морской гордости казачества. Двух адмиралов и лейтенанта дала эта семья Донской земле. Их имена в силу исторических причин долгое время замалчивались. Пришло время отдать должное тем, кто составляет гордость и славу казачества. Участники клуба «Мужество» разработали проект о возвращении славных имен на малую родину в качестве названий на карте города, установлении мемориальной доски. Работа отмечена сертификатом Всероссийского конкурса «Венок морской славы».

Образование является одной из ведущих социокультурных характеристик общества, показателем уровня его развития. Наше учебное заведение – колледж промышленных технологий и управления является крупнейшим учебным заведением среднего специального образования Ростовской области. Четыре из пяти его корпусов являются памятниками федерального и регионального значения, в которых в XIX – начале XX века получали образование, как представители казачьей элиты, так и талантливые выходцы из простых донских казаков и пришлых на Дон людей. Членов клуба заинтересовал вопрос, когда и как на Тихом Дону, среди суровых и неприхотливых воинов, появилась потребность в грамотных казаках, когда и как грамотность, ученость стали доступными женщинам-казачкам. Этому вопросу посвящена работа «Особенности становления и развития образования на Дону» и ее составная часть – Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления в системе образования Ростовской области, который в 2012-2013 учебном году занял первое место в рейтинге СПО Ростовской области

В сентябре 2012 жители нашего края отмечали два знаменательных события – 75-летие образования Ростовской области и IV Всемирный конгресс казаков. И, если с первой датой фактически определится было несложно, то сопоставить эти два события, проследить, как территория области изменяла свои границы, была отделена от особого статуса населявшего его казачества, а затем вошла в систему административно-территориального деления СССР, и, в последствие, Российской Федерации было интересно и уместно.

В исследовании дано не просто описание территориальных изменений, но и иллюстрирующие их карты, а также события, которые предшествовали или рада которых проводились определенные рокировки на земле донских казаков. Работа стала победителем Всероссийского молодежного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО»

Призером конкурса «Созидание и творчество» (II место), который проводился в апреле 2013 года стала работа о Донском крае «Там, где Дон течет…»

Мы живем на земле со славной историей, которая подтверждает, что казаки были, есть и будут. И, если ты живешь на Донской земле, то кем бы ты ни был, а в душе ты, обязательно, свободолюбивый гордый казак.

И, слава богу, что мы казаки!

Особое место в проектной деятельности клуба занимает работа «Эта память всей земле нужна». Он был не только разработан, стал победителем областного конкурса, но и успешно реализован. В нем идеально удалось сочетать обоснованность проекта, цели и задачи, план и механизмы реализации, критерии, результаты, их социальную и воспитательную значимость. Данный проект приведен в качестве примера эффективной, социально значимой и грамотно проделанной, а, главное реализованной работы.

Описание проекта

Название проекта: «Эта память всей земле нужна».

Обоснование актуальности проекта.

Низкий уровень патриотизма, отсутствие желания служить в армии, ослабление интереса и уважения к истории Отечества – повсеместная проблема молодежи.

Новизна предлагаемого проекта, его инновационность состоит в создании мемориальной стелы, увековечивающей память наших выпускников, погибших в «горячих» точках. Короткая жизнь этих ребят – лучшее доказательство того, что России – быть! Ибо в ней еще не перевелись такие ребята, какими были Макарчук А., Теслин С., Филёв С., Прядко А. и Бредихин О.

Реализация проекта будет способствовать формированию социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества: «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!»

Цели и задачи проекта:

Формирование героико-патриотических чувств студентов, воспитание будущих граждан-патриотов, готовых служить своему Отечеству, любить его и гордиться им;

Формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, понимания своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственности за выполнение требований военной службы;

Формирование готовности к активному участию молодых людей в обеспечении безопасности России от внешних и внутренних угроз.

Сроки реализации проекта: 2012-2013 год.

Содержание проекта.

Идея строительства стелы памяти возникла в результате работы в колледже музея боевой и трудовой славы и на его базе патриотического клуба «Мужество».

Одним из направлений работы клуба - музея является сохранение памяти о выпускниках колледжа, погибших в «горячих» точках. В традициях колледжа – ежегодные дни памяти, экскурсии по музею, тематические классные часы, встречи с родными погибших ребят. Логическим завершением этих мероприятий по сохранению памяти может и должна стать стела памяти, проект строительства которой предлагает Совет клуба «Мужество».

Памятник будет располагаться перед главным корпусом колледжа в небольшом сквере. От центральной дороги, ведущей ко входу в здание колледжа, к памятнику будет проложена дорожка из тротуарной плитки.

Памятник будет представлять собой 2 одинаковые высокие (до 4 метров) конструкции неправильной треугольной формы, острым углом направленные вверх, плоской стороной –друг к другу, ребром – в лицевую сторону. Между ними вверху прикреплен колокол (как символ памяти о погибших). Ниже колокола – барельеф с надписью «Каждый павший – живой, если в сердце живет!» и фамилиями погибших выпускников.

В основании конструкции – гранитная плита. На ней имитация солдатской каски из гранита.

Стела памяти, находясь в постоянном поле зрения всех студентов колледжа, должна вызвать уважение к памяти погибших в Афганистане, Чечне и других «горячих» точках выпускниках, а также интерес к истории колледжа и страны в целом.

Стела памяти, находясь в постоянном поле зрения всех студентов колледжа, должна вызвать уважение к памяти погибших и интерес к истории колледжа и страны в целом.

План и механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории представлен в следующей таблице:

План и механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории

п\п

Мероприятия

Ответственный

Сроки исполнения

Заседание Клуба «Мужество» с целью обсуждения проекта.

Председатель клуба «Мужество» Фоменко А.

март 2011 г.

Сбор материалов о погибших выпускниках.

Члены клуба «Мужество».

Сентябрь 2010 г. - апрель 2011 г.

Работа в интернете по поиску образцов стел памяти.

Фоменко А.

Март 2011 г.

Определение места строительства стелы и согласование с директором колледжа.

Руководитель клуба «Мужество» Акимова Г.А.

Март 2011 г.

Определение организации, которая будет заниматься строительством стелы.

Иванова Е.В.

март 2011 г.

Заключение договора с фирмой «Памятники»

Иванова Е.В.

май 2011г.

Проведение исследований грунта и разметка территорий.

ООО «Памятники»

май 2011 г.

Разработка точного эскиза стелы памяти

ООО «Памятники» Фоменко А.,

Акимова Г.А.

март 2011г.

Составление сметы расходов на строительство стелы

ООО «Памятники»

апрель 2011 г.

Выпуск газеты колледжа с заметкой о строительстве стелы

Фоменко А.

май 2011-2012г. г.

Выступление на МО классных руководителей с информацией о строительстве стелы

Доценко Е.М.

Акимова Г.А.

Иванова Е.В.

март 2011 г.

Беседы в студенческих группах о целях проекта

Классные руководители

сентябрь 2011-2012 г.г.

Приглашение в колледж родителей погибших выпускников и согласование с ними проекта

Фоменко А.

сентябрь 2011 г.

Привлечение администрации колледжа к строительству стелы

Иванова Е.В.

Сентябрь - декабрь 2011-2012 г.

Привлечение студентов колледжа к строительству.

Фоменко А.

Сентябрь - декабрь 2012- 2013 г.

Финансово-экономическое обоснование проекта:

Виды расходов

Собственное финансирование (руб.)

Средства

проекта (руб.)

Разработка эскиза памятника

2500

Подготовка и заливка бетонного основания стелы

25000

25000

Приобретение камня «красный гранит»

18850

20000

Монтаж и изготовление стелы из природного материала

24000

80000

Приобретение и изготовка металлических частей стелы

21350

36500

ИТОГО:

91700

161500

ВСЕГО

253200

Критерии оценки эффективности проекта:

Анкетный опрос студентов на тему «Военно-патриотическая работа в колледже».

Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект:

Формирование героико-патриотических чувств у студентов, воспитание будущих граждан-патриотов, на примере мужества и героизма выпускников колледжа, наглядным свидетельством которых будет служить стела памяти;

Формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы и готовности к активному участию молодых людей в обеспечении безопасности России от внешних и внутренних угроз;

Стела станет местом проведения экскурсий, памятных дат и тематических классных часов.

Воплощенный проект – памятник студентам-выпускникам колледжа,

погибшим в «горячих точках»

ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ВИДЕТЬ ЭТО ВРЕМЯ,

ВСЁ ПРОСТРАНСТВО ПРОЙДЕНЫХ ПУТЕЙ

СОБИРАЙТЕ МОЛОДОЕ ПЛЕМЯ,

ПОДНИМИТЕ НА РУКИ ДЕТЕЙ.

ЧТОБ ОНИ, ВОЙДЯ ВЕСЁЛЫМ СТРОЕМ

В НАШИ ЗАВОЁВАННЫЕ ДНИ,

НАУЧИЛИСЬ ПОДРАЖАТЬ ГЕРОЯМ ,

ПОСТУПАЛИ ТАК ЖЕ КАК ОНИ!

Заключение

Проектная деятельность отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом нашей работы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание студентов, как основа личности гражданина России. Мы хотим видеть в наших выпускниках людей заинтересованных в изучение исторического и культурного наследия родного края, осознающих ответственность за судьбу страны, со сформированной гордостью за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, способных к самореализации в пространстве российского государства, осознанно обучающимися высшим ценностям, идеалам, способным руководствоваться ими в практической деятельности.

Справедливо сказано, что «писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей». Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, колледж, своих духовных наставников – учителей.

В результате проектной деятельности наши студенты учатся самостоятельно добывать знания и использовать их на практике, это помогает им становиться дружнее, организованнее, терпимее относиться друг к другу, уважать мнение других. А эти качества просто необходимы во взрослой жизни.

Мы уверены, что реализация проектной деятельности обеспечит созидательную активность и развитие инновационного потенциала будущего специалиста в образовательной, профессиональной, социальной деятельности, а также послужит вкладом в решение актуальных социально значимых задач нашего региона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.