Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством. Конспект занятия по художественному творчеству в первой младшей группе

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
«Кто потерял корзинку?»

Данный методический материал поможет разнообразить занятия по художественному творчеству, увлечь малышей, настроить их на продуктивную деятельность через игру и путешествие в лес. Думаю, этот конспект может пригодиться педагогам, работающим на младшей группе, а также над темой "Нетрадиционное рисование".
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печатками из пластилина.
Задачи: закреплять знания детей о лесных жителях, о местах их обитания, о способах приспособляемости к сезонным изменениям в природе; продолжать учить применять в рисовании необычные материалы, дополнять рисунок недостающими деталями; продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию связной диалогической речи; расширять кругозор детей, развивать умение аккуратно работать с гуашью и прищепками; воспитывать гуманное отношение к природе, желание заботиться о животных.
Словарная работа: впал в спячку, куст, дерево.
Предварительная работа: индивидуальная работа - лепка печаток из цельного куска пластилина, беседа «Как дикие животные готовятся к зиме», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
Оборудование:
раздаточный материал (силуэты ёжиков без иголок, прищепки, печатки из пластилина, гуашь в блюдце, влажные салфетки);
демонстрационный материал (корзинка, платочек, морковка, шишка, яблоко, игрушки: белка, ёж, заяц, иллюстрации с изображением белки, ежа, зайца, ёжики из солёного теста, длинная лента, диск с музыкальными записями, образец выполнения работы).
Логика непосредственно - образовательной деятельности.
Организационный момент.

Тихо, детки, проходите,
Нашу сказку не спугните.
Вставайте рядком-
Поиграем ладком,
Приготовьте ушки, глазки.
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в садик шла
И корзиночку нашла.

А корзинка, ребятки, не пустая. Давайте посмотрим, что в ней лежит? (Шишка, морковь, яблоко).
Дидактическая игра «Отгадай, что в корзинке».
(Корзинка сверху закрыта платочком. Дети опускают руку в корзинку и называют предмет).
Цель: формировать умение узнавать предметы на ощупь.
Убираю платочек.

Вступительная беседа.
Что это такое? (Шишка). Как вы думаете, кто любит есть семена из шишек? (Белка). Правильно, это белка. На улице стало холодно, и все животные готовятся к зиме.
А это что? (Морковка). Кто любит есть морковку? (Заяц).
Это что такое? (Яблоко). Кому мы можем подарить яблоко? (Ежу).
Наверно, кто-то приготовил подарки для животных. Как вы думаете,кто это? (Осень, Дед Мороз и т.д.) Нужно их обязательно вернуть. Где мы можем найти белку, зайца и ежа? (В лесу).
У нас есть волшебный паровозик, на нём мы отправимся в лес. Садитесь тихонечко в него. Все готовы?
Вот мы и в лесу. Где сидит белочка? (На дереве). Что мы ей подарим? (Шишку). Настя, возьми шишку и подари белке.
«Спасибо вам, ребятки!» - говорит белочка. «Теперь мне не страшна холодная зима». Идём дальше.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Шагали, шагали, нисколько не устали.
Где сидит зайка? (Под кустом). Что мы подарим ему? (Морковку). Дима, возьми морковку и подари зайчику. Зайчик очень обрадовался: «Как хорошо, что вы накормили меня, теперь я буду бегать ещё быстрее и не замёрзну!»
Погреемся вместе с зайчиком?
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
(Включаю музыкальную запись).
Вот мы и погрелись, и зайку порадовали. Ускакал довольный зайчик. А что ещё осталось у нас в корзинке? (Яблоко). Кому мы хотели его подарить? (Ёжику). А где же Ёжик? Что-то его нигде не видно... (Он заснул на целую зиму - впал в спячку).
Как же нам быть? Может, мы нарисуем ёжика и подарим яблочко ему?
Дидактическая игра «Прищепки».
Посмотрите, на столе лежат ёжики. Только они какие - то не настоящие. Чего им не хватает? (Иголок). Вот иголочки. Давайте прицепим их каждому ёжику. Какие красивые получились у нас ёжики!
Пальчиковая гимнастика.
Моя ладошка, как тетрадь, в тетради можно рисовать.
Моя ладошка, как окно, его помыть пора давно.
Моя ладошка, как корзина, в неё кладу я апельсины.
Моя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходит кошка.
Показ и объяснение последовательности выполнения работы.
А теперь давайте нарисуем иголочки ёжикам. Садитесь за этот стол. Спинки у всех прямые, глазки смотрят на меня. Вчера мы слепили с вами вот такие печатки. Я беру печатку в руку, обмакиваю в краску и аккуратно прижимаю к ёжику. Шлёп - иголочка! Шлёп - вторая! Какие иголки? (Длинные, чёрные). Много - много иголочек сделаю ёжику. А теперь вы.
Художественное творчество. Индивидуальная помощь.
Ёжику бы понравилось, если бы ты сделал так...
Думаю, что ёжик будет рад, если ты добавишь иголочек тут...
Анализ и выставка детских работ.


Посмотрите, какие красивые ёжики у вас получились! Они с радостью примут от вас в подарок это большое яблоко.
Кого мы встретили сегодня в лесу? Вы такие молодцы, ребятки, и зверюшек лесных отыскали, и запасы на зиму помогли им сделать, и ёжику иголочки нарисовали. Мне очень понравилось с вами играть, я приготовила для вас маленький сюрприз. (Ёжики из солёного теста).
А сейчас держитесь за эту ленту, поедем в садик мыть руки. (Включаю музыкальную запись).

наташа ищенко

«Снеговики играют в снежки»

Цель : Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с воспитателем и другими детьми (воспитатель лепит снеговика, а дети снежки) . Учить лепить шар – раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Предварительная работа : Знакомство с зимними явлениями природы. Игры с ватными и бумажными комками (сминание, раскатывание, поддувание) . Рассматривание изображение снеговика. Лепка Снеговика и снежков на прогулке.

Материалы и инструменты : Пластилин белого цвета, картон голубого цвета для фона, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия.

Читаю стихотворение З . Александровой :

…В рукавичках маленьких

Спрятаны ладошки.

Помоги на валенки

Мне одеть колошки…

Ночью выпал первый снег .

Мы оделись раньше всех.

Я санки качу-

Гулять хочу.

Из белого пластилина леплю двух снеговиков и показываю их детям.

Ребята, на улице выпал снег и снеговики решили поиграть в снежки, а лепить их не умеют, давайте мы с вами поможем им. Возьмите в руки кусочки белого пластилина и покатайте его между ладошками, так чтобы получились снежные комочки (показываю как это сделать)

Ребята а на что похожи наши снежки? На маленькие мячики, они такие же круглые.

На синем картоне по диагонали прикрепляю снеговиков, а дети добавляют к композиции свои снежки.




Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству (аппликации) во второй младшей группе «Теремок» Цели и задачи: - воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем; - закреплять названия геометрических фигур: квадрат большой,.

Конспект НОД по художественному творчеству (ИЗО) в первой младшей группе «Королевство красок» Задачи: учить детей правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать;.

Конспект НОД по художественному творчеству в младшей группе «Узор на носовом платке» Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Придя работать в детский сад, я поняла, что каждый.

Конспект НОД по художественному творчеству в младшей группе «Ромашки для мамы» (пластилинография) Направление: художественно-эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество (лепка). Цель: совершенствовать навыки.

Конспект НОД по художественному творчеству во второй младшей группе «Волшебные животные» Тема: «Волшебные животные». (Бобкова А. П.) Программное содержание: познакомить детей с новой техникой ручного труда (создание животных своими.

Конспект НОД по экспериментированию и художественному творчеству «Снеговик» во второй младшей группе Конспект НОД по художественному творчеству и экспериментированию во второй младшей группе. «Снеговик». Задачи: 1. Формирование представления.

Конспект занятия по Художественному творчеству (лепка) с детьми второй младшей группы «Мой любимый город» Конспект непосредственной образовательной деятельности по Художественному творчеству (лепка) с детьми второй младшей группы. Тема: «Мой.

Конспект занятия по художественному творчеству во второй младшей группе «Домик для зайчика и петуха» Цели:Образовательные: закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина; учить понимать содержание сказки,.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

2-е издание, исправленное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.

В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.

Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).

Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.

В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).

Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.

На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.

При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.

В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.

Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.

Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.

Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.

В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.

Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.

Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.

Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.

Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).

Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.

Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.

Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.

Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.


К концу года дети могут

Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

В рисовании

Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.

В лепке

Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.

Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

В аппликации

Создавать изображения предметов из готовых фигур.

Украшать заготовки из бумаги разной формы.

Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»

Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.


Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.


Занятие 3. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.


Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)

Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.


Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.


Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.


Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)

Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.


Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)

Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.


Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.


Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.


Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»

Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.


Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).


Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.


Занятие 15. Лепка «Колобок»

Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).


Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.


Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»

Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.


Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»

Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.


Занятие 19. Лепка по замыслу

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.


Занятие 20. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей.

Характер лепки детей второй младшей группы более осмысленный по сравнению с лепкой детей третьего года жизни. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами; изображение формы предметов для него еще не играет основной роли. На одном занятии дети могут изобразить несколько предметов, в основном это бесформенные кусочки пластилина, округлые, в виде цилиндра. Свои изделия ребенок раскладывает на доске по одному или собирает, нагромождая их один на другой; если воспитатель вовремя не подойдет, ребенок может все смять, превратить свои изделия в общий ком.

Все дети любят лепить, когда это у них хорошо получается. Но это требует от ребенка определенных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от лепки, поскольку в результате его усилий поделка получается неправильной, она не соответствует желанию ребенка, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался слепить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник изобразительной деятельности на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование природного и бросового материала, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что бросовый материал позволяет ребенку выразить свои чувства и эмоции, дают свободу и возможность выбора, вселяют уверенность в своих силах.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью лепки с использованием природного и бросового материала.

Для того чтобы дети второй младшей группы проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь воспитателю приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, цыплят, которых сделали дети, можно поставить на лист зеленого картона и насыпать немного пшена в «мисочках» — покормить цыплят; во время лепки можно предложить покормить морковкой зайчика и т.д.; такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в лепке разнообразные материалы, разные способы создания, с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, творческую активность, желание лепить. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Формировать у детей творческие способности, воображение, самостоятельность, настойчивость.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.

Свою работу строю на следующих принципах:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Многие виды художественно – эстетической деятельности способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе лепки зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Лепка способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям,

В процессе творчества маленькие дети научились создавать поделки своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносила лепка в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Положительным результатом в своей работе считаю участие родителей, которые оказывали помощь при подготовке материала для занятий. А потом радовались вместе с детьми их маленьким шедеврам.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к работе с природным и бросовым материалом. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Поделки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждая поделка кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Сентябрь

Занятие № 1 «Зернышки для семьи Пети-Петушка».

Материал: Пластилин желтого цвета и мисочки для «зернышек»

Цель: Воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание сделать приятное цыплятам — вылепить для них угощение. Учить скатывать из пластилина маленькие шарики.

Занятие № 2 «Миска с вишенками».

Материал: Пластилин красного и синего цветов, коротенькие веточки, дощечка-подкладка.

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики, втыкать в них палочки. Учить лепить полые предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Познакомить с ягодами и их названиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Октябрь.

Занятие № 3 «Созрели яблочки в саду».

Материал: Плотный картон с силуэтом дерева. Пластилин красного и желтого цветов, салфетки для рук.

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)

Занятие № 4 «Бусы для Люси».

Материал: Плотный картон с контуром нитки для бус; пластилин желтого и зеленого цветов.

Цель: Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, расположить элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие разные части при помощи стеки.

Занятие № 5 «Осенние деревья и кусты».

Материал: Картон с нарисованным и закрашенным деревом; пластилин красного, зеленого, желтого цветов.

Цель: Продолжить учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Развивать наблюдательность.

Ноябрь.

Занятие № 6 «Аквариум»

Материал: По два диска на ребенка, ракушки, пластилин зеленого, оранжевого, белого цветов; стека, доска для лепки.

Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Формировать интерес к работе пластилином на горизонтальной плоскости (на диске).

Занятие № 7 «Зайчик беленький сидит…».

Материал: Яйцо из-под «киндера»; пластилин белого цвета.

Цель: Закрепить умение детей доводить изделия до нужного образца с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.

Декабрь.

Занятие № 8 «Домик для зайчика».

Материал: Маленькая баночка из-под творожка «Растишка», пластилин на выбор.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Занятие № 9 «Снеговик».

Материал: Пластилин белого, черного цветов; спички, маленькие крышечки от пузырьков.

Цель: Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление.

Январь.

Занятие № 10 «Сказочный домик Деда Мороза».

Материал: По два диска на одного ребенка. На одном диске изображен домик. Пластилин белого цвета.

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на диск. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.

Занятие № 11 «Ёлка».

Материал: Ёлочка, вырезанная из зеленого картона, пластилин разных цветов.

Цель: Продолжать учить скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Февраль.

Занятие № 12 «Кактус в горшке» .

Материал: Пластилин зеленого и черного цветов; сосновые иголки; крышка от пластиковой бутылки.

Цель: Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью природного и дополнительного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактусом.

Занятие № 13 «Танк».

Материал: Пластилин зеленого цвета; яйцо из-под «киндера»; крышки из — под уколов.

Цель: Закрепить умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала. Формировать интерес к работе пластилином.

Март.

Занятие № 14 «Цветок на клумбе».

Материал: Пластилин, крышка от пластмассовой бутылки, семена ясеня, трубочка для коктейлей.

Цель: Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать память, внимание, восприятие, речь и мышление.

Занятие № 15 «Ежик»

Материал: Шишка сосновая, пластилин коричневого, черного цветов.

Цель: Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Учить детей из шарика вытягивать конусообразную форму (мордочка для ежика). Развивать фантазию ребенка. Воспитывать усидчивость.

Апрель.

Занятие № 16 «Цыпленок».

Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин желтого, красного цветов.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следую игровой мотивации занятия.

Занятие № 17 «Птицы прилетели».

Материал: Пластилин белого, красного, черного цветов, шишка сосновая.

Цель: Упражнять в раскатывании комочка пластилина кругообразным движением. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Май.

Занятие № 18 «Подснежник»

Материал: Пластилин белого, черного цветов, трубочка из-под сока, крышка, тыквенные семена.

Цель: Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образца с помощью пластилина и природного материала.

Воспитывать интерес, любовь к природе.

Занятие № 19 «Поросенок»

Материал: Яйцо из-под «киндера», пластилин красного, желтого, черного цветов.

Цель: Закреплять умение детей доводить умение до нужного образца с помощью пластилина. Развивать чувство формы. Формировать интерес к работе с пластилином на дополнительных материалах.

Литература

  • Н.Е.Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» — М., 2006 г.
  • Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» — М., 2006 г.
  • Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» — М., 2007 г.
  • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2007 г.

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству.

Задачи:

- воспитывать желание заучивать наизусть и рассказывать русские народные потешки, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

- продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить выразительно рассказывать потешки; обогащать словарь детей.

развивать творческие способности детей.

Образовательные области: «Речевое развитие », «Познавательно развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Оргмомент.
  2. Едем на автобусе в гости к бабушке - Варварушке
  3. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
  4. Бабушка - Варварушка (воспитатель) встречает гостей
  5. У бабушки потерялась кошка. Дети помогают найти её. «Кто- то мяукает в спальне, давайте посмотрим» Находим игрушечную кошку.

Предлагаю с ней поиграть.

Инсценировка русской народной потешки «Кисонька- мурысынька!»

Предложить рассказать кошке потешки.

«Пошёл котик на торжок»

«Кто на печку пошел»

Кошка устала, надо её спать уложить. Давайте вместе с Кисонькой – мурысонькой послушаем колыбельную песенку. Прослушивание русской народной колыбельной «А котики серые…»

  1. Давайте посмотрим в окошко, есть ли там солнышко. Нет. Давайте расскажем ему потешку и может быть оно появится. Дети рассказывают русскую народную потешку

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»

  1. Дети, а кто рано утром будит солнышко? (Петушок) Кто- то там кукарекает в раздевалке. Давайте посмотрим. Находим петушка. Давайте расскажем петушку потешку. Дети рассказывают русскую народную потешку

«Петушок, петушок, золотой гребешок…»

  1. Петушок разбудил нашу кошечку, и она хочет с нами поиграть. А петушок пусть сядет на заборчик и посмотрит, как мы играем.

Русская народная игра «Кот и мыши» Считалкой выбираем ведущего.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть,

Вдруг сорока прилетела,

И тебе водить велела.

  1. А теперь нам пора ехать домой. Прощаемся с бабушкой- Варварушкой.
  2. По дороге делаем остановку, чтобы помочь зайчику, который упал в озёрко.

На ковре из цветной голубой бумаги «озеро» и в нём игрушечный зайка.

Воспитатель рассказывает потешку

«Заяц Егорка

Свалился в озёрко.

Бегите под горку

Спасайте Егорку»

Достаём зайца из «озера» и рассказываем ему потешку

«Зайка серый умывается…»

«Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём,

Сок капустный пьём, пьём»

А теперь заинька хочет снами поплясать. Русская народная пляска «Заинька попляши…»

  1. Дети давайте вспомним, кому мы сегодня рассказывали потешки.

(Зайка, кошечка, петушок) Давайте теперь с ними поиграем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.