Цели воспитания могут быть. в образовательном учреждении. Воспитание в социальном смысле


«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…». *

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности». *

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).


Рис. 21. Классификация видов воспитания


Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.


Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

Ситуацией;

Общением;

Отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

Воздействия и убеждения;

Организации деятельности;

Стимулирования;

Диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

Формирования социального опыта детей;

Самоопределения личности ребенка;

Мотивации деятельности и поведения;

Стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Целеполагание в педагогике

1.Понятие цели воспитания

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

Цель воспитания должна иметь общий характер , чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель - исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. В схематической картинке отобразим это место:

Цель воспитания -

Процесс воспитания

Результат воспитания

Вдумаемся в эту простейшую схему: цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Добавим следующее (это видно из схемы): цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.

Вот теперь дадим определение целеполаганию в педагогике как науке о воспитании.

Целеполагание - это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.

В дореволюционных российских учебниках педагогики цель воспитания формулировалась по-разному. В одних случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек" , в других - "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).

Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение.

Цель современного воспитания - "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".

Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение , предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности.

2. Цель воспитания и задачи воспитания

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.

Задача - это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задача появляется, когда цель разбивают на слагаемые элементы (иногда говорят "декомпозируют цель") и направляют усилия на получение данных элементов общего продукта деятельности. В ходе деятельности субъект обычно забывает о цели, но помнит о системе задач и выстраивает деятельность как последовательное решение задач.

В момент выполнения задачи, она, эта задача, выступает для субъекта целью, а следовательно, обрастает рядом других задач - уровнем ниже.

Схематически такая связь выглядит таким образом:

Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями:

    Путь социально-психологический выявляет три задачи воспитания:

    • оснастить ребенка широкими знаниями о мире

      оснастить его умениями взаимодействовать с миром

      сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру.

    Путь индивидуального становления личности ребенка указывает на другой вариант задач:

    • формирование способности жить по социально-культурным нормам

      формирование способности выполнять роль человека

      формирование способности вступать в социальные отношения

      формирование образа достойной жизни

      формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни.

    Если посмотреть на выдвинутую цель воспитания в ракурсе функций современного человека , то другая совокупность задач предстанет перед нами:

    • готовить к труду жизни

      готовить к семейной жизни

      готовить к свободному досугу

      готовить к творческому самовыражению.

Понятно, что от ракурса рассмотрения цели зависит процесс определения задач.

3. Факторы, определяющие цели и задачи воспитания и образования:

1. Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства . Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

2. Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества , связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.

3. Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества , определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства , свойственного той или иной общественно-экономической формации.

4. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы . Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.

4.Педагогические цели и образовательные стандарты

Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов.

Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты - это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности.

Государственные стандарты - ГОСТЫ - входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.

В области образования действуют национальные стандарты . Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.

Цель воспитания - это то, к чему оно стремится; будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ - всегда целенаправленно; бесцельного воспитания не бывает.

Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому вопросы о том, к чему должны стремиться школы и воспитатели в практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, индивидуальные -предполагают воспитание отдельного человека. Прогрессивная педагогика выступает за совмещение общих и индивидуальных целей.

При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, много, но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их воспитательных систем. Каждая из них требует для своей реализации определенных условий и средств. Широкий диапазон различий между целями - от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений личности - лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Чем определяются цели воспитания? Стремлением к идеалу, принятому обществом. У нас идеал - это совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек. Следует отметить, что хотя цели и выводятся из идеальных представлений, они вполне реальны, поскольку в их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания

организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы определяют их конкретную постановку.

Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам - эта цель.

История педагогики - это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, т.е. они не являются раз и навсегда заданными, одинаково пригодными для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, не возникают стихийно или по желанию отдельных людей. История общественного развития подтверждает, что они всегда обусловлены рядом существенных причин. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания опираются на объективные закономерности развития природы, общества, человека.

Какие же факторы определяют выбор цели воспитания? Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.

Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации.

Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них -темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.

Борьба вокруг целей воспитания шла уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но о том, что считать добродетелью, мнения расходились. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель писал о воспитании мужества,

выносливости, умеренности, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Я.А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом к своему сочинению «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания -сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно», т.е. он должен быть человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

Французский материалист К. Гельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т.е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя - «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, их ум для истины и сделать, наконец, из них (граждан). здравомыслящих и чувствующих людей. сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».

Ж.-Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо, чтобы создать человека, ведь тот появляется на свет беспомощным и слабым. «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И.Г. Песталоцци, швейцарский педагог, говорил, что цель воспитания - развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей.

На воспитание немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания - добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В.Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А.И. Герцен был убежден в том, что цель воспитания - подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Н.Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель -подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым он понимал своеобразное сочетание личного с общественным.

Воспитанный человек - это прежде всего человек нравственный. «Мы смело высказываем убеждение, - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, - что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Как видим, единой цели воспитания никогда не было и, очевидно, не будет. Отсюда бесконечные споры о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть. А поскольку система воспитания начинает реализовываться уже в начальной школе, от целей ее, от того, как их будет понимать и направлять воспитатель, как поймут и воспримут ученики, будут во многом зависеть их достижения и то, какие граждане пополнят завтра ряды нашего общества.

Опираясь на знания, почерпнутые из истории, философии, политологии, других социальных наук, подготовьте реферат о целях воспитания, обсудите этот вопрос сообща на семинарском занятии. Вы узнаете, какая бездна проблем заключена в человеке, его воспитании, выборе для него путей развития.

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических качеств, умственных сил, трудовых умений и навыков и т.д., к тому же в наилучшем их сочетании, чтобы ни одна из сторон не отставала в развитии. Отчетливую формулировку этой цели встречаем у гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими она уходит в античные времена.

Педагоги эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой,

литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей.

У социалистов-утопистов Мора, Кампанеллы, Оуэна, Сен-Симона, Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. К. Гельвеций, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета. Формирование всесторонней гармонически развитой личности как общая цель воспитания было положено в основу государственной политики первого в мире социалистического государства. Не отказываемся мы от нее и теперь, хотя, по объективным причинам, несколько сужаем и конкретизируем ее до реально выполнимых объемов.

Итак, совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек - наивысшая цель воспитания. Рождена она лучшими умами человечества, их верой в человека и могущество воспитания. Конечно, это очень высокая цель, но, поскольку она ни в социалистическом, ни в каком другом обществе не была достигнута в полном объеме, многие высказываются за отказ от нее или, по крайней мере, значительное упрощение. Но есть ли равнозначная альтернатива этой великой цели?

Путь, пройденный школой, зеркально отражает путь, пройденный страной. Здесь и большие достижения, и крупные провалы. Состояние школы, в котором она оказалась в середине 80-х годов прошлого века, отражало кризисное состояние общества, руководимого однопартийной командно-административной системой. В числе главных причин позже назовут искажение марксистско-ленинской концепции социализма, повлекшее за собой ориентацию школы лишь на общественные интересы, в ущерб развитию потребностей личности. Начавшаяся в апреле 1985 года перестройка высветила это противоречие, показала нецелесообразность односторонней ориентации воспитания, потребовала повернуть учебно-воспитательный процесс к человеку, создать условия для полноценного развития и реализации его жизненных устремлений. Но противоречия настолько обострились, кризисные процессы зашли так далеко, что потребовалось коренным образом пересматривать фундаментальные основы развития общества, а вместе с ними и воспитательные концепции. Воспитанию сегодня отводится главная роль в реализации демократических преобразований, начатых в нашей стране.

Большим недостатком школы, превращенной в государственное бюрократическое учреждение, стала унификация воспитания, приведшая к всеобщему усреднению. Единообразие и единомыслие лишили учебные заведения, учителей и учеников способности к саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию.

Оказалась суженной, выхолощенной первоначально великая цель. Неизбежным следствием стало отчуждение детей от школы и учителей, снижение качества обучения и воспитания, рост неудовлетворенности. Упал социальный престиж воспитанности и образованности. Восторжествовала авторитарная педагогика.

«Подменяя подлинное движение лозунговым забеганием вперед, политика ставила перед школой глобализированные цели - либо не реализуемые на данном этапе общественного развития (средний всеобуч, обучение шестилеток и т.д.), либо вовсе не свойственные общеобразовательной школе (массовая профессиональная подготовка учащихся). Эти цели, рассчитанные на повсеместное внедрение, не были подкреплены ни научным обеспечением, ни необходимым финансированием, кадровыми и прочими ресурсами», - писалось в новом варианте Концепции общего среднего образования (Учительская газета, 23 августа 1988 г.).

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания - формировании всесторонне и гармонически развитой личности - потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, стремится современная отечественная школа. Это вполне достижимая, при разумной организации и поддержке общества, цель.

21 22 ..

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

21. Принятие цели воспитания в педагогике

Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Из философии известно, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Например, когда-то в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. Вот почему много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий и наказаний используются все реже (Физическое наказание в современной школе недопустимо).
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Что же имеют в виду, когда говорят о всестороннем и гармоничном развитии личности? Какое содержание имеет это понятие?
В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле - здоровый дух.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.
Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс обществ могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.
Можно сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

Как уже отмечалось, ни в одной стране мира нет воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую форму выражения и направлено на формирование личности определенного государства.

Цели воспитания в Украине обусловлены тремя факторами: а) распадом СССР и провозглашением Украины независимым государством; б) изменением социально-экономической формации, переходом от социалистических общественных отношений к рыночным, интеграцией в европейское и мировое сообщество; в) построением демократического общества.

Названные факторы предусматривают ориентацию на возрождение национального достоинства, патриотизма и гражданственности личности; образованность на мировом уровне, гуманизм, духовность, деловитость; активизацию каждого человека в частности, ее самореализацию в материальной и духовной сферах общественной жизни, соблюдения всех прав человека. "Целью образования, - подчеркивает закон Украины "Об образовании, - является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора..." "Главная цель национального воспитания, - сказано в Государственной национальной программе

«Образование», - приобретение молодыми поколениями социального опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение высокой культуры национальных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры».

Следовательно, цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности - с повестки дня не только не снимается, но и развивается согласно новых целей и ценностей, которые стоят перед личностью и обществом. Цель воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединяются в приоритетные воспитательные направления: умственное, нравственное, трудовое и другие. Данные направления тесно связаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе они образуют целостную систему национального воспитания.

Национальное воспитание - это воспитание, которое осуществляет все общество в целом: семья, учебные заведения, формальные и неформальные объединения, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, религиозные объединения и др. Самой весомой составляющей национального воспитания является воспитание, которое осуществляется государственными учреждениями, институтами и т.д. Но последнее является более узким, единичным относительно национального, что действует вне государственного и имеет значительно более широкий диапазон влияния на процесс социализации личности. Общеобразовательные учебные заведения призваны реализовать в полной мере цель и основные задачи национального воспитания. В то же время они имеют ряд специфических воспитательных задач: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развитие познавательной активности, культуры умственного труда, выработку умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике и т.д. Поэтому главными направлениями воспитания детей и молодежи в практической деятельности школы являются: умственное, патриотическое, нравственное, правовое, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое, физическое, половое воспитание.

В условиях переходного периода центр тяжести в формировании всесторонне развитой личности перемещается на воспитание гражданственности, которая аккумулирует системно-утворювальну характеристику гражданина независимой Украины. «Реально целью воспитания в условиях экологического, экономического и духовного кризиса нашего общества...должно стать воспитание жизненно активной, гуманистически направленного гражданина демократического общества, который бы в своей жизнедеятельности руководствовался культурно-национальными и вселюдськими принципами». Установка на воспитание активного в действиях и поступках гражданина будет способствовать развитию физического, психического, социального и духовного потенциалов индивидуальности воспитанника, а самореализация, самоутверждение в общественной, трудовой, художественной и других видах деятельности - всестороннему формированию его личности.

Нам уже известно, что современная педагогика развитых стран отличается неоднородностью, значительным количеством теоретико-философских платформ, которые не совпадают между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение проблемы целей воспитания.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Цель всего процесса воспитания в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Одна из центральных задач воспитания - помочь человеку сделать нравственный выбор. Основой для морального поведения есть три фундаментальные добродетели: доверие, надежда, благодарность. Будучи заложенными в природе человека, они составляют, по словам немецкого философа и педагога А.Ф. Больнова, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм морали, которые должны формировать воспитания, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ей помочь и быть терпимым к проявлениям несовершенства.

Педагогика неотомизма выступает за воспитание человека, идеалом жизни которой является Бог. Согласно учению педагогов-неотомістів, необходимо заботиться о обе стороны человека - тело и душу, но главное - душа. Поэтому близкой целью воспитания является христианское совершенствование человека на земле, далекой целью - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь как вечный, неизменный и самый стабильный социальный институт.

Новогуманістична педагогика, развивающейся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Известный немецкий педагог и психолог Л. Кольберг считает, что воспитание должно направляться на развитие сознательной организационной структуры личности, которая позволяет анализировать, объяснять и решать важные моральные и социальные проблемы. В связи с этим конкретная задача - в каждом человеке развивать способности к самостоятельным суждениям и решениям.

Прагматическая педагогика исходит из того, что истинное воспитание не есть внешним воздействием, а развитием свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет. Для того, чтобы подготовить человека к жизни, воспитание должно обеспечивать ее рост в практической сфере, формировать опыт, развивать практический ум. Цель воспитания - подготовка к жизни. Задачи воспитания: пробуждение и развитие внутренней активности, направленной на достижение жизненных целей человека; воспитание предприимчивости, социальной корректности, высокого чувства достоинства, силы и т.д. Педагогика необіхевіоризму главную цель воспитания видит в формировании «управляемого индивида» - настоящего гражданина, который воспринимает систему, придерживается прав и обязанностей демократического общества, является патриотом своей общины, штата, государства, мира. Важными задачами этой педагогики является воспитание чувства ответственности, дисциплины в процессе труда.

Следовательно, в отличие от отечественной педагогики, для которой всегда был характерен определенный монизм и глобализм идей, современная педагогика развитых стран придерживается курса практичности, умеренности и досягаемости.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95. 3.7. Воспитание эстетической культуры.
96.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.