Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей. НОД занятие в подготовительной к школе группе по окружающему миру «Своими руками Мой окружающий мир своими руками

Мария Диденко
НОД занятие в подготовительной к школе группе по окружающему миру «Своими руками»

Цель : научить детей делать сложные вещи своими руками , используя знания об окружающем мире .

Задачи :

1. Обучающие : содействовать проявлению необходимых для подготовки к школе качеств : произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

2. Развивающие : совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

3. Воспитательные : воспитывать интерес к нахождению решений задач, стоящими перед детьми.

4. Здоровьесберегающие : закреплять умение правильно пользоваться различными предметами, следить за посадкой детей за рабочими столами.

Методы и приемы : беседа, рассмотрение материалов, постановка задачи, физминутка, экспериментальная деятельность, подведение итога.

Предшествующая работа : изучение материалов и их свойств.

Материалы и оборудование : карточки с изображением материалов и их свойств, игрушка Профессор Пончик, стекло размером 10*15, алюминиевая фольга, картон, цветной скотч двух цветов, схемы оригами, листы белой и цветной бумаги, ножницы.

Ход НОД:

В.: Доброе утро, дети!

Д.: Здравствуйте!

В.: Сегодня у нашего профессора Пончика важное задание : ему прислала письмо девочка Катя и ее брат Саша. Вот что они написали в письме :

«Здравствуйте, профессор Пончик! Скоро у нашего папы праздник – День защитника Отечества, а папа у нас военный! Мы знаем, что папа наш любит необычные скульптуры и давно мечтает в гостиную повесить зеркало… А еще папа любит, когда мы ему дарим подарки, сделанные своими руками . Профессор, помогите нам, пожалуйста, с такими необычными подарками! Ваши друзья Катя и Саша».

В.: Ребята, попробуем вместе с профессором пончиком найти нужные материалы для таких подарков?

В.: Как вы думаете, с чего нужно начать?

Д.: Варианты ответов детей.

В.: Да! Для начала нам нужно подобрать материалы из которых можно будет сделать подарки своими руками . Для этого давайте вспомним, что именно нам нужно сделать?

Д.: Скульптуру и зеркало.

В. (вешает на доску изображение скульптуры) : Ребята, а вспомните, какая должна быть скульптура?

Д.: необычная.

В. Пишет рядом с изобр. скульптуры знак вопроса и вторым рядом вешает изображение зеркала.

В.: У меня есть на столе предметы, что это за предметы и из чего они сделаны?

Д. по одному подходят, берут понравившийся предмет, и рассказывают детям, из чего сделан этот предмет? Как называется материал?

В.: Хорошо, мы с вами изучали свойства всех этих материалов, а сегодня повторим.

Задание 1. Возьмите любой, понравившийся вам предмет и материал, из которого он сделан и описать его : его свойства и качества, а так же подумать и рассказать какие предметы можно сделать из этого материала.

По такой схеме дети описывают 5 материалов : металл, пластмасса, стекло, дерево.

По ходу рассказа детей воспитатель выкладывает на доске картинки :

1. Металл - тонет, серебристого или серого цвета, прочное - посуда, строительные инструменты, техника, машины, украшения.

2. Пластмасса – не тонет, не прозрачная (разных цветов, не сильно прочное, не совсем хрупкое – игрушки, контейнеры, цветочные горшки.

3. стекло - тонет, прозрачное, хрупкое - ваза, тарелка, окно, зеркало.

4. Дерево – не тонет, бежевого цвета, но бывает других оттенков, прочное – посуда, мебель, муз. инструменты, бумага.

В. Ребята, есть ли в нашем списке материалов такие материалы, из которых можно сделать наши подарки?

Д.: Да! Зеркало.

В.: молодцы, какие вы наблюдательные! Есть интересные и безопасные способы сделать зеркало своими руками ! Я позже об этом расскажу. А для скульптуры есть материал?

Д. предлагают, воспитатель подводит детей к тому, что у нас нет возможности сами выплавить из металла или пластмассы или стекла скульптуру. И из дерева ее тоже небезопасно для детей вырезать.

В.: Ребята, профессор Пончик хочет дать нам подсказку : есть среди наших материалов такой, из которого получают другой важный материал, отгадайте загадку :

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная.

Дети : Бумага

В.: Из какого материала получают бумагу?

Д.: Из дерева!

В.: Значит вы правильно ответили на вопрос. Дети, что можно сделать из бумаги?

В. Заслушивает ответы детей.

В.: все вы правильно сказали, но кое-что забыли назвать, послушайте стихотворение :

Простой листок бумаги,

Но в опытных руках

Он может обернуться

Жар-птицей в облаках.

Он может стать зверушкой,

Причудливым цветком,

Забавною игрушкой,

Усатым мотыльком…

В.: Ребята, из бумаги можно сделать оригами! Это древнее искусство складывание различных фигурок из бумаги. Как вы думаете, можно назвать такую фигурку из бумаги – бумажной скульптурой?

В.: а можно ее сделать своими руками ?

В.: То есть подходит такой подарок для папы Кати и Саши?

Физминутка : Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой ,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.

Раз - вперёд, а два - назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания.)

В.: Итак, что давайте еще раз проговорим. Какая у нас цель?

Д.: Помочь детям сделать в подарок зеркало и бумажную скульптуру.

В.: Да! Из каких материалов мы будем их делать?

Д.: Зеркало из стекла, оригами из бумаги.

В.: Итак, наши маленькие пытливые умы, предлагаю вам разделится на две команды : одна команда пробует сделать зеркало, вторая – оригами – бумажную скульптуру.

Д. Делятся на две команды, они могут быть не равными, если все хотят изготавливать зеркало, скачала все вместе делают зеркало, потом оригами.

В.: Если ваш основной материал – стекло, то придумайте название с этим словом. Вторая команда, ваш материал какой? (Бумага) . Придумайте название с этим словом.

Эксперимент 1.

В.: при изготовлении серебряных зеркал, в промышленных масштабах, используется раствор серебра, на который затем наносится защитный слой меди или специальных склеивающих химикатов, а уже затем два слоя защитного лакокрасочного покрытия. Но в домашних условиях мы попробуем использовать твёрдую основу – картон, то, что дает отражение – фольга, и стекло для большего эффекта отражения и для защиты хрупкой фольги.

В. Проводит детей к столу, они становятся полукругом так, что бы другой команде было все видно.

В.: Какие из этих предметов более опасны?

Д.: стекло.

В.: да, поэтому его пока не трогаем. Нам надо взять картон и приклеить на него фольгу самой гладкой и яркой стороной.

В. Говорит, а дети помогают по очереди. Каждый ребенок принимает участие.

В.: Готово, теперь сверху мы накладываем аккуратно стекло. Как нам его закрепить?

Д.: Приклеить.

В.: Тогда будут следы клея видны, а не наше отражение. Давайте сделаем рамку. Возьмем цветной скотч : у нас он двух цветов, выберете любой, можно вперемешку и по полосочке аккуратно приклейте.

Д. выполняют под присмотром воспитателя, в. Корректирует все действия.

В.: наше зеркало готово! Похоже на зеркало? Давайте после занятия мы в него каждый посмотримся. Команда «….» присаживайтесь, вы хорошо поработали.

Физминутка : Море волнуется - раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется - три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

Эксперимент 2.

В.: Вторая команда «….» , выходите. Из чего мы будем делать оригами?

Д.: из бумаги.

В.: Да! Так как папа у Кати и Саши военный, предлагаю ему создать бумажную скульптуру – истребитель. Согласны?

В. Показывает схему, дети по очереди по схеме работают с бумагой, воспитатель корректирует каждый шаг.

В.: посмотрите, что у нас получилось! По-моему здорово. Хотите научится все делать такие истребители?

В.: После занятия мы еще раз все рассмотрим схему и сделаем оригами. Ребята, давайте подведем итог.

Д. все выходят к воспитателю.

В.: Какое у нас сегодня было задание? С чего мы начали его выполнять (как мы нашли нужные материалы? Какие материалы мы вспомнили сегодня? Какие еще материалы мы использовали при работе над подарками, перечислите их? Мы выполнили просьбу Кати и Саши? Мне понравилось, как дружно вы сегодня работали, не побоялись трудного задания, даже вспомнила поговорку подходящую, знаете какую?

Д.: терпение и труд – все перетрут.

В.: Все верно. Спасибо за отличную работу.

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

Продолжать формировать знания и представления детей о временах года; об сезонных изменениях в природе.

Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

Обогащать словарный запас детей.

    (Слайд № 5) Развития.

Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения).

Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.

Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

    (Слайд № 6) Воспитания.

Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.

(Слайд № 7) Участники проекта: воспитатели и дети второй младшей группы, родители.

(Слайд № 8) Сроки реализации проекта: долгосрочный (один год)

Этапы реализации проекта:

(Слайд № 9) Проблема.

Во время прогулок с детьми на участке дети рассматривали растения, наблюдали за жизнью насекомых. Незаменимым помощником в наших прогулках стала лупа, принесенная однажды кем - то из детей. В нее они рассматривали все подряд, от травинки до муравья. Вечером, уходя уже домой, дети наперебой рассказывали родителям о своих впечатлениях. И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг, мы решили на родительском собрании вместе с родителями разработать проект «Окружающий мир своими руками».

I этап. Подготовительный.

1. Разработка перспективного плана для каждого мини – проекта.

2. Подборка необходимой методической и художественной литературы.

II этап. Реализация проекта.

(Слайд № 10) Однажды утром в группе появился сказочный персонаж Мышонок – Удивленок который сразу подружился с детьми. Он рассказал им об удивительном мире природы и предложил смастерить своими руками кусочек этой удивительной красоты у себя в группе. Дети охотно согласились, они поселили его в уголке природы и экспериментирования. Наш герой участвовал во всех беседах и экспериментах, он приносил ребятам задания и удивительные истории, слушал внимательно рассказы детей об их впечатлениях от экскурсий с родителями, от прогулок и наблюдений. Этот герой ребятам стал не просто игрушкой, но самым настоящим другом, с которым можно было посоветоваться, обратиться к нему с просьбой, разделить радость новых открытий.

Реализуя мини – проект «Осень золотая», в ходе бесед и чтения художественной литературы: рассказов, стихов, дети узнавали о первых осенних изменениях в природе, об изменениях в жизни людей, животных и птиц, насекомых в это время года, проводили разнообразные наблюдения, во время которых познакомились с новыми названиями растений и садовых цветов. (Слайд № 11). А также собирали природный материал: листья, палки, ветки, сушили разноцветные листья для поделок. (Слайд № 12;13). На занятиях по рисованию и аппликации попробовали нетрадиционным методом, с помощью соломинок, туши и сухих листьев, изобразить осеннее дерево. Из природного материала делали всевозможных гусениц, черепах, человечков (Слайд № 14). Дети вместе с родителями участвовали в экскурсиях и готовили материалы по итогам этих экскурсий, в виде небольших поделок, из которых мы оформили выставку «Осень золотая к нам пришла» (Слайд № 15). Итоговым мероприятием была небольшая презентация этих работ, где дети вместе с родителями делились впечатлениями и радостью от совместной работы.

(Слайд № 16). Как только выпал первый снег, началась работа над следующим мини-проектом “Зимушка хрустальная”. На протяжении всей зимы наблюдали за природными явлениями: как падает снег, морозными узорами на стекле, инеем на деревьях; за поведением птиц прилетевшими на участки детского сада, старались подкармливать их, развесили вместе с родителями кормушки у себя на участке. (Слайд № 17). Во время экспериментальной деятельности проводили разнообразные опыты с водой и снегом: брали стаканы, вместе с детьми наполняли снегом и ставили на окошко, ждали. Через некоторое время снег в стакане стал наполняться водой (таять!). Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег “сделан” из воды и поэтому может растаять. Да к тому же еще вода грязная. Значит - снег есть нельзя! Этот простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они активно начали интересоваться природой вещей: красили снег в разные цвета, изготавливали цветные льдинки, а потом из них выкладывали разнообразные фигуры и узоры. После долгого и бурного обсуждения о свойствах снега решили во время прогулки вместе с родителями вылепить снеговиков и ежика (Слайд № 18). На занятиях художественной деятельности сделали несколько работ на зимнюю тему (Слайд № 19). Дома дети с родителями выполнили несколько работ – макетов зимних участков, а затем рассказали, о том, что у них получилось. Итоговым мероприятием стал литературный вечер стихов и загадок на тему: «Ах, эта зимушка – зима…»

(Слайд № 20). Работу над проектом “Весенние мотивы” мы начали в начале марта. В группу занесли ветки, поставили их в воду и начали наблюдать за ними. Постепенно почки на ветках стали набухать, и дети узнали, что с наступлением весны на деревьях набухают почки и из них появляются листья. Солнце уже начинает пригревать, снег тает, на крышах домов появляются сосульки. На прогулке с удовольствием наблюдали за распустившимися первыми цветами облепихи, сирени, узнавали о лекарственных растениях на нашем участке: щупали и нюхали мяту, рассматривали мать – и – мачеху, наблюдали за первыми птицами, возвратившимися домой и поселившимися в скворечнике на участке. Дети рассказывали родителям и своему другу Мышонку - Удивленку о своих впечатлениях от наблюдений. На занятиях художественной деятельности воплощали эти впечатления в своих работах «Первые листочки», «Букет для мамы», «Цветочная поляна», «Весна в лесу». (Слайд № 21). Проект решили завершить конкурсом совместных работ детей и родителей на тему: «Весенние мотивы». (Слайд № 22) Из пластилина дети и родители выполнили свои пейзажи, а жюри определи лучшую детско – родительскую работу. Конкурс закончился дружным и веселым чаепитием, где родители выразили большую благодарность организаторам этого проекта, так как они стали больше общаться со своими детьми, понимать их, узнали об их интересах, умениях и навыках в творческой деятельности.

Прежде чем приступить к реализации летнего мини-проекта, мы долго думали, что заинтересует детей, чем их можно увлечь. Потом кто – то из детей задал вопрос «А как получается огурец?». Нам пришлось долго рассказывать, как и из чего получается этот самый огурец. Чтобы дети все это поняли, мы решили, что они должны в этом убедиться на своем личном опыте, выращивая свой урожай. (Слайд № 23). Назвав наш мини – проект «Что нам лето принесло…», разработав план его реализации, мы приступили к работе. На участке детского сада разбили вместе с родителями огород, где высадили рассаду овощей. (Слайд № 24). Все лето дети выращивали их, заботились, наблюдали, как они растут. А сколько было радости, когда из цветочков появились первые маленькие плодики. Дети с восторгом рассматривали их и ждали, пока эти крошки превратятся в настоящие плоды. Собрав урожай, мы решили оживить наши огурцы и помидоры, кабачки и тыквы. (Слайд № 25) Выставка творческих поделок «Что нам лето принесло….» стала итоговым мероприятием этого мини - проекта.

(Слайд № 26). Ожидаемые результаты.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Оценка эффективности проекта.

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Работая с детьми, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

(Слайд № 27). Перспективы реализации проекта. Проект может быть использован воспитателями, методистами дошкольного образования, реализующим воспитание и развитие детей по программе «Детство».

Цель проекта: познакомиться с принципом создания коллективного проекта, вовлечь каждого участника в активный познавательный и творческий процесс.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством является проектная деятельность детей.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

“Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Проект “Окружающий мир своими руками” состоит из мини-проектов, посвященных временам года: “Золотая осень”, “Эх, зимушка-зима…”, “Весна-красна”, “Лето красное”.

Работу над данным проектом мы начали с экскурсии в “Зимний сад”.

На прогулках с детьми наблюдали за природой: рассматривали растения, сравнивали листья разных деревьев. Незаменимым помощником в наших прогулках была лупа, в которую мы рассматривали все подряд, от травинки до муравья. Конечно, собирали природный материал: листья, палки, ветки. Разноцветные листья мы сушили и готовили для осеннего проекта “Золотая осень”. Дети вместе с родителями участвовали в экскурсиях и готовили материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок.

На занятиях по художественному труду учились работать ножницами. Дети разрезали полиэтиленовый мешок, из которого мы потом сформировали озеро.

В нашем осеннем лесу “поселились” дикие животные, “выросли” грибы, которые дети слепили сами, “прилетели” синицы и воробьи, также изготовленные своими руками. А белоснежного лебедя сделала мама со своей дочкой.

Готовый проект “Золотая осень” мы использовали на занятиях по окружающему миру.

Как только выпал первый снег, началась работа над следующим мини-проектом “Эх, зимушка-зима…”.

Решила провести эксперимент. Взяли стакан, вместе с детьми наполнили снегом и поставили на окошко и стали ждать. Через некоторое время снег в стакане стал наполняться водой (таять!). Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег “сделан” из воды и поэтому может растаять. Да к тому же еще вода грязная. Значит снег есть нельзя!

Этот простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они активно начали интересоваться природой вещей. После долгого и бурного обсуждения о свойствах снега решили: сугробы сделать из ваты, а сыпучий снег – из пенопласта. Пенопласт измельчили и им покрыли ветки. Получились деревья, покрытые снегом. Из пластилина слепили снеговиков, зайчишек, избушек. Получился зимний пейзаж.

Работу над проектом “Весна-красна” мы начали в начале марта. В группу занесли ветки, поставили их в воду и начали наблюдать за ними. Постепенно почки на ветках стали набухать, и дети узнали, что с наступлением весны на деревьях набухают почки и из них появляются листья.Солнце уже начинает пригревать, снег тает, на крышах домов появляются сосульки. Все эти наблюдения на прогулке мы воплощали в проекте. Нам помогали родители. Дети с удовольствием рассказывали мамам о своих наблюдениях.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Мини-проект “Лето красное” изобразили в виде деревенского двора, где живут домашние животные. Мы сравнивали домашних животных с дикими: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме, какую роль играют в жизни людей.

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.

В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.