Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Курсовая. Как развить творческие способности детей Творческие способности детей дошкольного возраста

«Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Творческие способности дошкольников

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество

Детское художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста.

Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество

Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества)

Музыкальное детское творчество

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти

большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию

творческих способностей.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка.

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Также именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Более позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет. (берет кубик и говорит что это стол, а может это чашка).

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Креативность (от англ. create - создавать, творить) -способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность решать задачи используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами –пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Творческие способности заложены в каждом ребенке и зависят от природных задатков. Их развитие должно идти наравне с другими элементами сознания (памятью, мышлением, вниманием и другими). Творчество откроет возможность для ребенка думать и принимать решения уникальным образом, не так как все. И эта особенность добавит новых красок в жизнь вашего малыша при раннем развитии творческих способностей детей

Что такое творческие способности и творчество

  • Творчество - способность реализации уникальных данных.
  • Творческие способности - пути реализации творчества.

Эти понятия объединяют в себя множество граней:

  • активность и интуиция;
  • воображение и изобретательность;
  • стремление и познание;
  • фантазия и инициативность;
  • знания и опыт;
  • видеть невидимое;
  • нестандартный подход;
  • навыки и идеи;
  • передача объекта и раскрытие сюжета;
  • понятия и эмоциональный образ.

Есть много методик проверки, на каком уровне развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста . Один из них - методика синтеза рисунков. Выяснив, что малышу удается без особого труда, стоит обратить внимание на моменты, где необходимо помочь данным развиться.

Лучшего времени, чем дошкольный период для раннего развития творческих способностей детей, не существует, ведь именно в нем скрыта жажда познавать все новое. Так где же начинается творческий путь?

Раннее развитие творческих способностей детей.

Малыш растет и развивается, а значит и возможностей развивать творчество становится больше. Рассмотрим особенности каждого возраста:

  • .Сам ребенок в этом возрасте подскажет, к чему его тянет. Может дитя ритмично двигает ручками или художественно размазывает кашу по лицу. Понаблюдайте, и вы обязательно найдете что-то особенное.
  • .Возраст, когда необходимо перепробовать все возможности. Самый активный творческий возраст. Обращайтесь чаще к игровым методикам, и найдете свою, уникальную.
  • .Все становится сложней, в дело вступают элементы подготовки навыков, которые необходимы в школьном обучении (фантазия, таланты, воображение).
  • 7-8 лет.В этом возрасте и проявятся результаты, которые родители смогли развить в раннем возрасте. Это могут быть театральные способности, изобразительные или музыкальные, а может и фольклорные.

Очень часто творчество проявляется у детей в придуманных ими фантастических рассказах. Выдуманный мир должен быть воспринят родителями со всей серьезностью. Это первый звоночек о нереализованном творческом потенциале, не нашедшем себе выхода в дошкольном возрасте.

Раннее развитие творческих способностей детей, лежит в ваших руках

У творческих родителей и ребенок такой же. Именно беря с родителей пример, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и таланты раскрываются быстрей. Даже если вы считаете себя нетворческой личностью, это не повод не заниматься с ребенком.

Для начала, превратитесь хотя бы на время сами в ребенка. Поддержите его выдумку и присочините вместе продолжение. Поиграйте с ребенком и помогите ему направить свои идеи в обычные вещи. Сочиняйте вместе несуществующих персонажей, цветы, игрушки, сказки. Созданная вами психологическая атмосфера сблизит и поможет вам расслабиться, а малышу - приобрести новые творческие способности.

Методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  1. С этим видом творчества ребенок знакомится еще в утробе, и в первые годы жизни. Недаром рекомендуют беременным женщинам слушать классическую музыку. Она хорошо развивает образное мышление, слух и память. Постарше можно слушать детские песенки, подпевать, выбивать палочками или руками ритм, хлопать в ладоши. Мамина колыбельная - самая лучшая музыкальная традиция перед сном. Позже вместе пойте и танцуйте под музыку.
  2. Чтение. Как можно больше читайте малышу разнообразные детские жанры (стихи, потешки, сказки, рассказы, прибаутки, загадки и другое). Всегда учитывайте возраст маленького слушателя. Постарше, когда малыш будет читать самостоятельно, запишите его в библиотеку. Читайте с ним по ролям.
  3. Рисование. Самые первые детские рисунки начинаются с рисованием пальцев, ладошек и стоп. Уже позже можно научить пользоваться кистью, карандашами, мелки, фломастерами и альбомом. В рисовании ребенок изучит форму, цвет и размер. Рисуйте вместе и получайте удовольствие.
  4. Окружающий мир.Каждый раз, как только ребенок встал с кровати, начинается новая страничка знакомства с окружающим миром. Не забывайте рассказывать обо всем, с чем сталкивается ребенок. Гуляя, рассматривайте насекомых, животных, птиц, растения и явления природы.
  5. Лепка.Пальчики малыша при лепке получают прекрасный массаж и возможность в различных движениях. Глина, пластилин, песок, гипс, тесто - все это подойдет для создания творческих шедевров. Обычные колесики и шарики со временем превратятся в образы.
  6. Аппликация. Цветная бумага, ножницы и клей - что может быть эффективней для развития детского творчества? Координируя движения ножниц, вырежьте фигурки и наклейте их на бумагу. Есть прекрасные наборы для маленьких с готовыми вырезанными фигурами, их надо только снять с трафарета и наклеить.

Советы, улучшающие развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста

  • Терпение, старайтесь ответить правильно на каждый детский вопрос;
  • Помогайте и уважайте своего малыша;
  • Приободряйте словом и делом новые начинания;
  • Не судите строго результат творчества и не пытайтесь его переделать;
  • Погрустите вместе, когда случается разочарование или творческий застой;
  • Найдите малышу друга по творческим интересам;
  • Если ребенок просит побыть сам и заняться творчеством - разрешите сделать это;
  • Не перегружайте ребенка, пусть творчество пройдет в игре;
  • Контролируйте рамки дозволенного поведения;
  • Покажите личный пример;
  • Поддерживайте решимость к творчеству;
  • Стимулируйте малыша к задаванию различных вопросов;
  • Предоставьте ребенку весь необходимый арсенал для творчества;
  • Хвалите малыша заслуженно;
  • Окружайте ребенка творческими вещами;
  • Проводите обучение в игре.

Творческие способности даны каждому ребенку. Лучше, если они расцветут в дошкольном возрасте. Ухаживайте и регулярно поливайте семя творчества своего малыша, и вы получите замечательные всходы.

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

05.05.16 10:00 / 👁 20426 (32 за неделю) / ⏱️ 7 мин. /

Творческий аспект в характере личности ценится очень высоко в современном обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает особенное место. Именно поэтому раскрытие таких способностей ребенка является важным моментом, как для родителей, так и для самого ребенка. Об этом и поговорим подробнее в данном материале.
Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить. Что же такое творческая способность? Как ее определить? Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. К примеру, Теплов Б.М. определял их как индивидуальные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже имеющемуся запасу знаний. Шадриков В.Д. считал, творческие способности реализуют отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности. Проявляется эта мера в уровне успешности и своеобразии способов освоения какой-либо деятельности. О.И. Мотков охарактеризовал творческие способности, как умения удивляться, познавать и находить самые разные решения даже в нестандартных ситуациях. Сюда же он относил нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта.
Для определения способностей к творчеству ученые советуют опираться на выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека:

  • богатое воображение;
  • способность рисковать;
  • гибкость мыслей;
  • дивергентное мышление;
  • восприятие неоднозначных вещей;
  • развитая интуиция;
  • высокие эстетические ценности.

Если говорить о детях дошкольного возраста, то творческие личности чаще всего стремятся к разного рода открытиям, они любознательны, любят изобретать и фантазировать.

Творческие способности дошкольников

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Если родители сумеют вовремя их распознать, «подхватить» и помогут ребенку их развить, то в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта. Например, ваш годовалый малыш начинает ритмично двигаться, когда слышит музыку? Обратите внимание, улавливает ли он ритм музыки. Возможно, перед вами будущий танцор. Если малыш любит быть в центре внимания, привлекает его, «переманивает» на себя, то возможно он старается вам что-то показать и ждет ответной реакции.
Как правильно развивать способности малыша родителям и что делать в зависимости от возраста ребенка:

  • до 4 лет достаточно регулярно проводить с малышом время за упражнениями и играми данной тематики;
  • с 5-6 лет задания на воображение и фантазию становятся более сложными. В таком возрасте уже вполне может быть «раскрыт» какой-либо талант, на развитие которого стоит тратить больше всего времени и ресурсов;
  • с 7 лет развитие творческих способностей, а здесь уже, как правило, четко доминирует одна деятельность, происходит путем профессиональных занятий. Например, с такого времени следует начинать музыкальные занятия, поступать в художественную школу и т.п.

Методы развития творческих способностей ребенка в детском саду

В детских садах современности педагоги-воспитатели уделяют большое внимание развитию творческих талантов и способностей у детей разных возрастных критериев. Мы не говорим сейчас об особой категории платных детских групп, пребывание в которых сводится только к тому, что ребенок проводит определенное время под присмотром няни, пока его родители работают. В муниципальных детских садах, вне зависимости от принятых программ обучения в разных регионах, развитие способностей выделено в отдельные уроки и тематические занятия. Например:

23 2

Продуктивная деятельность дошкольников

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, е...

  1. Дети в игровой или обучающей форме (зависимости от возраста) выполняют задания с ситуациями, где нужно совершать какой-либо выбор, включив воображение.
  2. Педагоги используют разного рода технологии для развития мышления.
  3. Организуется сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребенка.
  4. Выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы и т.д.

Родителям важно понимать, что для развития творческого мышления дошкольника ему нужно давать в полной мере проявлять инициативу, поощрять его выдумки, самостоятельность, стремление к фантазии. Не стоит слишком напористо оберегать своего малыша, постоянно одергивая его со словами «ты еще маленький», «мы сделаем это за тебя», «лучше не надо это трогать, «ты испачкаешь руки» и т.д. Маме и папе ребенка важно «закрепить» те результаты, которые проявились у их чада в процессе посещения детского сада. Если же родители и сами много времени уделять вопросам развития творческого аспекта ребенка, то им «пятёрка с плюсом» за этот подход и советы от нас по способам стимулирования творческих способностей.

Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка

В этом вопросе большую роль играет атмосфера, в которой малыш растет и те люди, с которыми он общается. Для любой стороны развития личности важна доброжелательная обстановка в доме, чувство уверенности ребенка, его чувство защищенности и полное ощущение любви и поддержки во всех начинаниях. Отсюда важно обеспечить следующее:

  1. Благоприятную окружающую атмосферу, в которой мы уже упомянули выше.
  2. Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
  3. Отсутствие критики в адрес малыша.
  4. Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
  5. Возможность для практических занятий.
  6. Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
  7. Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
  8. Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
  9. Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, особенно, когда он здоров и хорошо развивается. Поэтому развивать эти способности необходимо в теории и на практике.

Как родители могут развить творческие способности ребенка

Развивать способности можно начинать с самого раннего возраста ребенка, об этом мы уже упомянули в данном материале. Притом заниматься с ребенком необходимо постоянно, всегда и везде. Например, с младенчества включать малышу классическую музыку, петь ему детские песенки и колыбельные, стимулировать ребенка подпевать маме. Читайте вместе книги, напечатанные в бумажном варианте. Кстати, психологи рекомендуют читать не меньше 30 минут в день, притом не только перед сном. Жанры произведений должны быть разнообразные: сказки, рассказы, стихи, комиксы. Огромные возможности открывает такое знакомство с книгами, ребенок учится фантазировать, воображать, додумывать и размышлять над прочитанным/услышанным. «Театрализованность» натуры также можно распознать с помощью книг, если разыгрывать сценки из них и читать по ролям. Развивающие игры специального назначения обязательно должны быть в вашем доме. И хорошо, если их будет больше, чем развлекательных игр.
Кстати, не стоит ребенку покупать большое количество игрушек. Нередко родители всеми силами стараются подарить малышу «самое счастливое детство», в котором он мог бы получить любую игрушку. Но такая родительская забота и любовь оборачивается тем, что малыш не может удивляться, радоваться больше пяти минут новым интересным вещам, мечтать о чем-то и, конечно, придумывать игрушки самостоятельно. Вспомните себя, возможно, у вас было такое детство, в котором каждая игрушка была «на вес золота». Если вы мечтали об игрушечном автомате, то можно было вместе с папой смастерить его из дерева, а кукольный домик легко построить из коробки и подручных материалов. Запомните: когда у ребенка мало игрушек, он начинает творчески мыслить и придумывать, как разнообразить игры из тех предметов, которые у него есть, и как что-то сделать самому! Это очень важно для развития фантазии малыша.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

Многие ребята дошкольного возраста находят свой талант в изобразительном искусстве. Малыши любят рисовать и нередко с удовольствием посещают специализированные уроки по изобразительной деятельности. В процессе работы ребенок совершенствует и развивает свою наблюдательность, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус и, конечно, творческие способности. Родителям, далеким от рисования, может показаться, то большинство детских рисунков дошкольников являются «каляками-малякам» без смысла. Но если для взрослого такие рисунки не несут ничего нового, то ребенок посредством рисования может познавать мир и делать самые разные открытия. Эффективнее всего для обучения и развития творческого потенциала является сочетание техник рисования (традиционных с нетрадиционными).
Самая главная цель на начальном этапе в изобразительной деятельности научить ребенка «смелости» в рисунках. Нередко творения малышей примитивны, нарисованы неяркими цветами, а то и вовсе одним. Графические навыки малыша младшего возраста пока несформированы, поэтому ему сложно полноценно выразить в рисунке то, что он думает. Родителям и педагогам стоит помочь ребенку, мотивировать его на проявление фантазии путем создания различных творческих ситуаций и при этом обучать малыша разным техникам рисования.

Техники рисования для малышей

Помимо рисования карандашами и фломастерами обязательно занимайтесь рисованием с помощью других техники. Которые кстати, могут заинтересовать вашего малыша гораздо больше, чем привычные способы.
Нетрадиционные техники рисования для дошкольников:

  • «Пальчиковая». Детям с 2-х лет уже вполне можно позволить рисовать специальными пальчиковыми красками. Желательно использовать такие средства выразительности как точка, линия, пятно.
  • «Рисование ладошкой» . Подходит для малышей с двух лет. Ладошка окрашивается краской и прикладывается к бумаге. Таким образом рисуют фантастические силуэты, пятна, птиц, бабочек и т.п.
  • «Воск + акварель» . Ребенок восковым мелком рисует рисунок на бумаге, можно обвести только контур изображения. Потом оставшийся участок закрашивает акварелью, при этом на воске краска не рисует. Дети с 4-х лет отлично справляются с данной техникой.
  • «Кляксография» . Для этой техники потребуется гуашь и два листа бумаги. Ребенок ставит крупную неаккуратную кляксу на лист бумаги, закрывает ее вторым листом. Открывает и воображает, на что похожи получившиеся рисунки. Недостающие части можно дорисовать традиционным способом при помощи карандаша, руки, краски. Отличная техника для развития воображения у детей от 5-ти лет.
  • «Кляксография с трубочкой». Принцип работы такой же, как и в предыдущей технике, только клякса в данном случае выдувается на бумагу из трубочки.
  • «Рисунок по мокрому». Чистый лист бумаги с помощью кисти увлажняется чистой водой, потом на него ставят небольшие кляксы красками разных цветов. Таким образом можно рисовать картины на морскую тематику, салюты, зимнее небо. Техника несложная и интересная, подходит детям младшего дошкольного возраста и более страшим детям.

Хочется отметить, что рисование положительно влияет не только с точки зрения развития творческих способностей, но и обладает, если можно так сказать, успокаивающим эффектом. Изобразительное искусство позволяет снимать агрессию, закомплексованность детей, снижает уровень гиперактивности.
Занимаясь с ребенком творчеством, помните, что в творчестве правильного пути нет. Любая ошибка не может быть препятствием к достижению цели, это всего лишь очередной шаг. Все мы индивидуумы, все уникальны и имеет собственный набор личностных характеристик, поэтому и работа с творческими способностями должна быть субъективной и индивидуальной.

9 1

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста — задача родителей и педагогов. Творчество не может остаться незамеченным: оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому. Творческие профессии всегда востребованы. Целеустремленные актеры, певцы, художники находят место под солнцем и с радостью реализуют свой потенциал. Творческие способности дошкольников заслуживают особого внимания: возможно, ребенок всерьез задумывается над тем, чтобы посвятить жизнь креативному ремеслу. Но родители чаще акцентируют внимание на развитии мышления и памяти у своего чада, это правильно, но развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста тоже необходимо.

Почему нужно развивать фантазию и творческие способности?

Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач. Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у малыша уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному.

Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые предлагают родители. Логика малыша может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей. Выявление творческих способностей очень важно: они также помогают в развитии памяти и мышления. Роль творческих игр для дошкольников нельзя переоценить. Они направлены на то, чтобы ребенок смог лучше усваивать школьную программу. Дети с развитым воображением проще воспринимают окружающий мир, главное — не подавлять их инициативу.

Что подразумевает понятие творческие способности?

Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи. Родители должны прививать тягу к новым знаниям, можно использовать игры. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих. Если у малыша развито воображение, ему легче применять знания на практике.

Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания. Родители часто подавляют творческий потенциал, смеясь над его выдумками. Если кроха выдвигает какую-то на первый взгляд странную идею, мама тот час пресекает ее, а это влияет на самооценку. Необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях. Родителям стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление.

Малыш должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного. Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет. Родители могут слышать разные небылицы от своего чада, здесь нужно выбрать правильную тактику поведения. Если фантазии крохи связаны с добрыми персонажами, следует хвалить его. Не разрушайте воображаемый мир ребенка, если в нем присутствуют добрые персонажи, и вы видите, что малыш комфортно себя чувствует.

Развитию творческой активности дошкольников должны способствовать именно родители. Маме и папе нужно изменить свой образ мышления, возможно, поверить в чудо. Если у родителей развиты креативные способности, им будет проще привить малышу креативное мышление. Если малыш — прирожденная творческая личность, он будет по-другому смотреть на обыденные вещи.

Например, если показать 5-летнему ребенку картинку с чайником, он может сказать, что это кит. В данном случае можно судить о творческом мышлении. Родителям стоит задуматься над проявлением такого таланта. Малыш в возрасте 5 лет не желает воспринимать общепринятые понимания вещей, скорее всего, он будет воображать что-то новое, интересное. Если родители будут вести себя скованно, им не получится развить творческие способности у ребенка. Взрослым нужно играть с детьми: во время игры должна проявляться творческая активность.

Как развить творческое мышление?

Время от времени нужно нарушать общепринятые правила и становиться ребенку другом, а не родителем. Для взрослого это будет приятной психотерапией, с помощью которой удастся избавиться от стресса. Творческие способности детей дошкольного возраста развиваются стихами, сказками, лепкой, рисунком, различными познавательными играми. Можно рассказывать по 1-2 рассказа в день, придумывать новые растения, животные. Ребенку будут интересны загадки, причем родители могут сами их придумывать. Если малыш не посещает садик, мама и папа должны проводить обучающие занятия дома.

Когда мама идет по улице с ребенком, она может указывать на интересные предметы, растения, дорожные знаки. Формированию словесного творчества дошкольников способствуют интересные рассказы, сказки. Важно пояснять малышу действие главных героев сказки, задавать ему интересные вопросы. Творческие игры для дошкольников поднимают настроение, в то же время настраивают на получение важных знаний. Малышу можно преподносить игрушки, которые по мнению родителей будут самыми полезными. Любому ребенку понравятся мозаика, красочный конструктор. Если купить железную дорогу, у малыша может появиться интерес к разным городам и странам. Можно подарить ребенку глобус и постепенно изучать название стран, это поспособствует интеллектуальному развитию.

Техники развития творческих способностей у малышей

Первый метод имеет название «Превращения». Потребуется нарисовать на бумаге несколько кругов, расположенных в ряд. Малыш должен посмотреть на эти фигуры и проявить свою фантазию — дорисовать недостающие предметы. Возможно, он увидит в кругах гусеницу, снеговика или очки. Далее можно усложнить задачу и нарисовать комбинацию из разных геометрических фигур. Проявив творческое воображение, ребенок создаст композицию.

Развитию творческих способностей детей помогают загадки, но вместе с ними можно применять на практике схожие методики. Следует взять какой-нибудь предмет и положить в шкатулку. Малыш посредством подсказок должен угадать, что находится в шкатулке. Можно говорить, какого цвета данный предмет, каков он по размеру и т. д.

Развитию логики и речетворчества способствуют другие методики. Родители могут назвать определенный предмет, а малыш должен сказать, что в нем хорошего и плохого. Например ветер, он освежает в летнюю пору, а зимой бывает очень холодным.

Играйте в слова: задайте прилагательное и попросите ребенка подобрать противоположное по смыслу. Нужно говорить слова и давать задание подбирать синонимы — слова, схожие по смыслу. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста может проходить параллельно с развитием логики.

Фантазия развивается посредством решения необычных задач. Ребенок может придумать, как можно по-новому использовать привычные предметы. Или пусть малыш представит, что было бы, если бы кошка стала говорить как человек.

Развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует рисование. Дети любят проявлять фантазию с помощью красочных предметов. Не нужно отказывать ребенку в таком удовольствии: следует купить бумагу, карандаши, краски. Сначала кроха может рисовать геометрические фигуры, затем — цветы, дома, животных. Важно обратить внимание на способности к рисованию, возможно, малыш желает стать художником.

Значение лепки трудно переоценить. Для воплощения творческих задумок у ребенка должен быть пластилин. Лепка развивает моторику пальцев и пробуждает творческий потенциал. Малыш может слепить мультипликационного героя, мини-скульптуру домашнего любимца, в общем все, что душа пожелает! Стоит похвалить кроху за его старания и в качестве презента преподнести пирожное.


Чтение, музыка и аппликация

Необходимо читать рассказы, приучать малыша к стихам, интересным литературным произведениям. Желательно читать не менее 30 минут в день, так вы приучите малыша к чтению. Классические детские произведения развивают не только память и интеллект, но и духовные качества. Книга дает возможность вообразить конкретную ситуацию, поразмышлять над поведением героев.

Музыка влияет на развитие творческих способностей. Малыш может приучаться к позитивным детским песням, причем они могут исполняться на иностранном языке. Музыка способствует развитию образного мышления. Родители должны петь вместе с малышом, можно водить его на концерты. Некоторые дети изъявляют желание участвовать в творческих кружках.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует аппликация. Можно научить ребенка создавать на бумаге композиции, например объемные цветы. Важно следить за тем, чтобы кроха не поранился ножницами.

Если у ребенка нет настроения, не стоит навязывать ему то или иное занятие. У малыша должно возникнуть желание проявить творческий потенциал. Важно помнить о том, что детей привлекает все яркое, красивое. Не скупитесь на игрушках и канцтоварах. Нужно поддерживать инициативы малыша и не проявлять строгость в его творческих порывах. Стоит помнить о том, что обучение в игровой форме проходит интересно и увлекательно.

О словотворчестве

Словотворчество ребенка отражает индивидуальное восприятие привычных вещей. Дети тонко чувствуют мир, обращая внимание на мельчайшие детали. Словотворчество крохи во многом зависит от того, в какой среде он вырастает и какие слова слышит чаще всего. Казалось бы, еще пару месяцев назад маленький человечек не мог говорить, а сейчас он во всю придумывает слова и активно выражает мысли. Ребенок имеет особое языковое чутье. В основном он воспроизводит те слова, которые слышит от родителей. Новые слова малыша напоминают те, которые он уже усвоил. Кроха на уровне интуиции приписывает словам окончания и приставки. Произнося новые слова, он полноценно выражает свои мысли. Родители должны развивать языковое чутье ребенка и направлять это чутье в нужное русло. В дальнейшем малыш научится правильно выговаривать слова.

Особенность речевого творчества малыша заключается в том, что он подбирает окончания и приставки, уже существующие в языке. Родители не должны смеяться над словами, которые произносит их чадо. Ребенок может неправильно воспроизводить звуки или выговаривать слова в виде одного только первого слова. Нельзя критиковать, в противном случае можно внушить ему комплексы. Если родители неправильно поведут себя, кроха замкнется и не станет воспроизводить слова, созданные на основе его опыта и воображения.

Некоторые дети изъявляют желание выступить на публике, предоставьте им возможность самовыражаться! Но если ребенок застенчив, не стоит заставлять его публично рассказывать стихи, петь песни. Можно отдать малыша на специализированные занятия, где проводится обучение творческому рассказыванию. Если малыш 3-5 лет неправильно произносит слова, в этом нет ничего страшного. Данное явление указывает на то, что он постепенно развивается, анализирует в уме особенности родного языка.

Словотворчество ребенка должно умилять родителей, а не расстраивать. Когда малыш достигает возраста 5 лет, он успевает усвоить много слов и речевых оборотов. Если кроха формирует в уме определенное слово, значит, его логика и мышление работают хорошо.

  1. Малыш часто урезает услышанные фразы: вместо «помоги» можно услышать «моги». Это связано с тем, что мозг лучше усваивает короткие слова.
  2. Ребенок может прибавить к слову окончание и вместо «львёнок», сказать «лёвик». Все потому, что малыш еще не знает правила, в соответствии с которыми слово «лев» преобразуется. И тем не менее малыш подбирает суффикс «ик», который существует в русском языке, например «котик».
  3. Ребенок может называть животных по названию звуков, которые они воспроизводят. Собака может быть «афа», по ее лаю «аф».

Важно помнить, что словотворчество ребенка — естественный процесс. Создавая новые слова, он стремится донести до родителей важную информацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.