Определение семьи, функции, структура и важное объяснение для детей. Что такое семья

· Подростковое насилие

Эта статья - о социологических, демографических и психологических аспектах понятия семьи. О юридической, культурологической стороне вопроса, о брачном союзе см. Брачный союз .

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества , помимо социального статуса , этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Определение семьи

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса , под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа , члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества.

Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком.

В праве под семьёй понимается законный , находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми) . В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м . Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи .

Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind )) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

  • Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
  • Пространственная и временная ограниченность.
  • Закрытость, межличностная интимность.
  • Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Аспекты семьи

Социологи выделяют несколько функций семьи:

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация .
  • Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

История

Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена , Л. Моргана , М. М. Ковалевского . В том числе было показано, что тип семьи в высокой степени детерминировал характер дальнейшей эволюции соответствующего общества .

Изменились и социально-психологические установки на рождаемость. С суждениями, что «долг каждой женщины стать матерью» и «долг каждого мужчины растить детей» гораздо чаще соглашаются представители старших, нежели младших поколений. Особенно заметны сдвиги в установках женщин. На вопрос «Должна ли каждая женщина стать матерью?» среди опрошенных в конце 1990-х гг. петербургских женщин от 18 до 29 лет утвердительно ответили лишь 20 %, а среди 30-39-летних - только 17 %. Это значит, что материнство, которое религиозная мораль всегда считала главной ипостасью женщины, становится лишь одной из её социальных идентичностей. В представлениях россиян о справедливом распределении семейных функций и об обязанностях матери и отца традиционалистские установки борются с эгалитарными, сопровождаясь жёсткими взаимными обвинениями мужчин и женщин.

Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах - с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Дирк ван де Каа :

Семейный цикл

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

  • предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца
  • репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей
  • социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)
  • прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейная структура в демографической статистике

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

  • размер семьи (число её членов);
  • тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)
    • Нуклеарные семьи (англ. nuclear family ) - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
    • Сложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
  • число детей в семье
    • малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
    • среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
    • многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней - вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней - вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Типы семьи и её организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации [неавторитетный источник? ] .

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья - состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров
    • Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх
    • Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета , Гавайских островов .

В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
  • сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская - это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные . Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

Вопросами классификации современных семей занимался Торохтий В. С. .

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Социальные функции семьи

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах . Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная - в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь - только своему, родному

г) образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Семейная психология

Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и открытая самоорганизующаяся система.

Психологический климат семьи

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака .

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

Семейные традиции

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

См. также

Примечания

  1. , с. 9
  2. , с. 275
  3. Бим-Бад Б.М. , Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // . - М .: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. - С. 27-53. - ISBN 978-5-94881-139-0
  4. Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и средневекового Востока / Отв. ред. Васильев, Д. Д., и Волков, С. В. М.: Наука, 1987, с.3-11.
  5. , с. 20
  6. // Большой Энциклопедический словарь, 2000
  7. Семья - статья из Большой советской энциклопедии
  8. , с. 25
  9. Familie - статья в толковом словаре немецкого языка «Дуден ».
  10. // Юридический словарь, 2000
  11. , с. 10
  12. , с. 10-11
  13. , с. 26-27
  14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - СПб: Азбука, 2009. - 256 с. - ISBN 978-5-9985-0470-9
  15. Маринова, М.А. Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства = The main social and economic approaches to housekeeping study // Вестник РУДН : серия Социология. - 2004. - № 6-7.. - С. 202-211.
  16. Чаянов, А. В. Организация крестьянского хозяйства // Избранные произведения. - М .: Моск.рабочий, 1989. - 366 с. - ISBN 5-239-00639-3
  17. Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики : Сб.. - М ., 2009. - № 1. - С. 192.
  18. Демографический прогноз до 2030 года
  19. Статистический сборник «Семья в России»
  20. Краткие итоги пилотного обследования «Семья и рождаемость»
  21. Семья // Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка (недоступная ссылка)
  22. Семья // П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка (недоступная ссылка)
  23. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 40.
  24. Морган в книге «Древнее общество» () выделяет ряд исторических этапов эволюции семьи и брака, что однако позже, в частности, Юрием Семёновым (Происхождение брака и семьи ), было признано ошибочным.
  25. См., например: Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // Васильев , Д. Д., и Волков, С. В., ред., История и филология древнего и сре¬дневекового Востока. М.: Наука, 1987, с.3-11.
  26. Кон, И.С. Ребенок и общество . - М .: Академия, 2003. - 336 с. - ISBN 5-7695-1420-5
  27. Van de Kaa D.J. Europe’s Second Demographic Transition // Population Bulletin, Vol. 42, № 1. Population Reference Bureau, Washington D.C., 1987
  28. цит. по Митрикас, А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования . - 2004. - № 5. - С. 102-183.
  29. Williams Brian Marriages, Families & Intinamte Relationships. - Boston, MA: Pearson, 2005. - ISBN 0-205-36674-0
  30. Статья w:en:Family (семья) на англоязычном сайте Википедии
  31. Википедия на испанском языке, статья w:es:Familia (семья)
  32. О предмете и методах демографии (формат.doc)
  33. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М .: ЭКСМО Пресс, 1996. - Т. 3. - С. 224. - 500 с. - ISBN 5-900578-03-8
  34. Рябова Г. Б. Семьеведение. Учебное пособие. - Томск: ТМЦДО, 2004. - 171 стр.
  35. Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций . - М .: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 132-133. - 512 с. -

Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Членами нашей семьи мы, как правило, дорожим и прислушиваемся к их советам. О том, что такое семья и как добиться гармонии в отношениях с семьей, - мы обсудим в нашей статье.

Что такое семья: определение

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Возможно, вы уже предполагали, что такое семья. Но не стоит забывать, что согласно определению, члены семьи связаны между собой взаимной помощью, общностью быта и правовой, а также моральной ответственностью. Семья является достоянием общественных ценностей. Каждый человек с момента своего рождения уже обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. В жизни часто можно услышать вопрос: что такое семья? Определение даётся также в семейном праве. Оно гласит, что семья - это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления.

Чтобы усвоить определение семьи, ознакомьтесь с её главными признаками:

  1. совместное проживание;
  2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
  3. соблюдение прав и обязанностей, которые предусматривает законодательство;
  4. наличие материальной и моральной общности;
  5. взаимная поддержка членов семьи.

Структура семьи

Структура семьи учитывается во время переписей населения и играет важную роль в жизни общества и государства. На данный момент существуют множество типов семей с её различной организацией:

  • Например, моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
  • Семья может быть однополой и разнополой. Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.
  • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
  • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья и в чём её особенность? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
  • Одной из незащищенных групп населения является молодая семья. Что такое молодая семья и чем же она отличается от других семей? Дело в том, что семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.

Что такое ресурсы семьи: их виды

Чтобы удовлетворить потребности членов семьи, необходимо обладать определенными ресурсами, которые смогут обеспечить развитие личности, а также его жизнедеятельность. Ресурсы семьи - это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

Существует несколько видов ресурсов:

  • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
  • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
  • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
  • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

Как построить семейное счастье

О том, что такое счастье семьи и как достичь той самой гармонии, написано немало книг. Но, чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Таким образом, чтобы построить семейное счастье вы должны обладать пониманием, уважением и самопожертвованием к своему партнеру. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких "я" в семье не существует, только "мы". Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

Что такое семья для детей, и какими должны быть условия для их развития? Для ребенка, семья - это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия. Также необходимо найти с ребенком тот контакт, при котором вы сможете выявить его интересы и вписаться в них. Если ваш ребенок дошкольного возраста, то уделите внимание развитию смысловой сферы, чтобы в будущем у ребенка не возникли проблемы с получением новой информации и развитием личности.

Таким образом, для того, чтобы узнать, что такое семья, сочинение будет бессмысленным. Прислушайтесь к изложенной информации в нашей статье, и помните, что счастье семьи зависит только от вас.

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью и воспитанием детей. С развитием цивилизации и в различных социальных сообществах функции семьи меняются.

СЕМЬЯ

family) Семья в психоанализе - это всегда то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они - неотъемлемые свойства человеческой природы. семейная терапия - это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как "представителя" семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал "Семейный процесс", где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. семейная романтика - фантазия ребенка о том, что его родители - не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.

Семы

Sems ). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

СЕМЬЯ

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы С.: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная. Большинство современных С. состоит из супругов и их детей (нуклеарная С.). Сфера возникновения и развития семейных конфликтов.

СЕМЬЯ

устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важнейшая функция С. – репродуктивная, т. е. рождение и воспитание детей. С. обеспечивает наиболее адекватные условия для полового воспитания детей и формирования их полового самосознания. У индивидов, воспитанных в С., особенно в которых есть и отец и мать, реже встречаются половые извращения, легче и естественнее проходит процесс половой социализации.

Семья

славянск. «семь» - работник, слуга, домочадец; лат seimа – домочадец) - 1. фундаментальная единица родства. В своей минимальной или ядерной, нуклеарной форме семья состоит из отца, матери и их потомства. В более широком значении термин относится к «расширенной семье», которая может включать дедушку, бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе функционируют как отдельная социальная единица. Существует множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как последние представляются в разных культурах и обществах; 2. более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никакой кровной связи; 3. еще более широкое значение – термин, который обозначает любую совокупность близко или формально связанных объектов или событий. Например, в социальной психологии – семью черт или отношений, в математике - семью кривых, в лингвистике – семью языков и т.п.; 4. в биологии – уровень классификации связанных видов (иногда отдельных видов), которые сгруппированы в определенном порядке; 5. в психоанализе – то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из отца, матери и их родных и/или приемных детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как Эдипов комплекс и соперничество между братьями и сестрами всегда описываются в терминах, которые теряют смысл, если их применить к культурам, где дяди, бабушки, дедушки и другие родственники отнюдь не менее значимы для детей, чем их отцы, а между двоюродными и родными сибсами не делается при этом существенных различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской идентичности (в психопатологии - «нарушению отождествления»), обычно имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они представяют неотъемлемые свойства и всегда существующие свойства человеческой природы. Существуют исследования, основанные на предположении о том, что неврозы являются преимущественно внутрисемейными нарушениями. Термин семейная романтика обозначает фантазии ребенка о том, что его родители – не настоящие, и что на самом деле он имеет высокое, благородное, даже королевское происхождение.

Семья

малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества. Представляет собой динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеоста-за и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Семья выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.