Классные часы правила поведения общественных местах. Классный час на тему: "Культура поведения в общественных местах". Не показывай пальцем на кого бы то ни было

Игровой практикум-беседа для учащихся начальных классов «Как вести себя в общественных местах»!

Цели и задачи практикума:

Знакомство школьников с основными правилами поведения в общественных местах, при общении со старшими и сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета;

Развитие математического и логического мышления у младших школьников.

Описание классного часа

Учитель начинает беседу с небольшого примера. «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу — так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" — то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине — иди на край. И снова жди своей очереди!»

По тому, как человек держится, как он ходит, садится, как он держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах личности.

Нормы поведения не требуют от вас: «Делай только так, а не иначе!» Конечно, когда мальчик с девочкой идут по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакомая, а идти страшновато, что подсказывают здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Вы позвонили кому-то по телефону, сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.

Вы слышали выражение «эстетика поведения»? Вообще-то эстетика — наука о прекрасном. Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным, не только разумным, но и обязательно красивым.

Мы постоянно используем слова: «некрасиво», «смешно», «безвкусно», «неопрятно». Именно так выглядит поведение человека, плохого воспитания.

Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает красивыми формами поведения: подтянутостью, собранностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Воспитанный человек всегда красив. А почему? (Ответы-рассуждения учеников.)

Обсуждение ситуации об истории этикета

Учитель предлагает ученикам несколько «крылатых» высказываний и просит высказать свое мнение.

«... Вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван» (из книги о культуре поведения времен Петра I).

«Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб» (И. Кант, немецкий философ).

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А.П. Чехов).

Учитель : Народная мудрость гласит:

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении».

«Учись вежливости у невоспитанного».

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

Петр I в предисловии к книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» указывал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

С изменением условий жизни, ростом культуры некоторые нормы морали устаревают, уступают место новым. Еще совсем недавно считалось неприличным для женщин ездить на велосипедах. До сих пор встречаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена меняются.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступить дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчиной и женщиной в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступая им дорогу.

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, — приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.

Учитель предлагает ученикам небольшую дискуссию:

— Подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик и девочка? Два мальчика? И, кстати, кто первым подает руку? (Ответы учеников.)

— Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет»? (Ответы учеников.)

— В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Скажите, ребята, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? (Ответы учеников.)

— Вот какая национальная специфика жеста существует:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Учитель : А как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться делать это так, чтобы никого не обидеть.

Согласно правилам этикета, существует несколько способов обращения:

— официальное («гражданин», «товарищ», «господин»);

— дружеское («уважаемый коллега», «дорогой друг», «старина»);

— фамильярное, которое допустимо только среди близких друзей: Шурик, Ленок, Димон или какое-то безобидное прозвище.

— Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

— Если вам надо обратиться к руководителю в присутствии посторонних, а это ваш родственник? (Ответы учеников.)

Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке и дедушке, сестре или брате нельзя говорить «он» или «она». Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»), «Да, отец дома» (а не «он дома»).

Вот история происхождения двух правил приветствия: когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал тяжелые рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает шлем и держит его в руке.

«Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом, — моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».

А сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто было пожать руку.

А как происходит церемония знакомства? Если вы попали во взрослую компанию, то вам следует либо самому представиться, либо вас представляет кто-то другой. Младший всегда представляется первым. А девочка должна подождать со своим представлением. Первым это делает всегда мальчик.

При знакомстве принято обмениваться рукопожатием. Здесь правило простое: старший протягивает руку первым так же, как и дама. А вот при последующих встречах первой руку подает девушка юноше, старший — младшему.

При знакомстве принято называть человека по имени, отчеству, фамилии. Правильнее представить так: «Анатолий (Толя), мой одноклассник», «Люда Киселева, соседка по даче».

У нас используются две формы обращения: «вы» и «ты». В Англии есть только одна форма, в Румынии было даже три формы обращения. В Швеции и Польше для этого используется форма третьего лица, например: «Не хочет ли доктор мне помочь?», «Госпожу учительницу просят к телефону».

Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.

Одна девочка, которой сделали замечание за то, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело!» А один шестиклассник рассуждал так: «Есть люди свои, которым ты что-то должен. А есть и чужие. Со своими — друзьями, товарищами, родными — я всегда вежлив. Но почему я должен стараться для чужих? Для тех, кого я встречаю самое большее на минуту в метро или на улице? Можно хоть иногда побыть естественным?»

Тогда, с точки зрения людоедов, в истории человечества каннибализма никогда не было. Тех, кого съедали, не считали людьми. Людьми считались только свои.

Может, не стоит брать пример с каннибалов, деля людей на «своих» и «чужих». А уж ставить знак равенства между хамством и естественностью и вовсе неуместно.

Однажды на автобусной остановке девочка лет восьми пристально разглядывала пожилого человека, обезображенного шрамами и ожогами. Он ежился, поднимал воротник пальто, отворачивался. Но девочка обходила вокруг, не мигая смотрела, даже рот приоткрыла. Что чувствовал при этом больной и беспомощный мужчина? (Ответы- рассуждения учеников.)

С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

Учитель вновь обращается к учащимся:

— Вот простые задачи. Решите их. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт, согласие знакомого получено. Спрашивается: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответы учеников.)

— Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Ответы учеников.)

Ситуативные задания по этике поведения

Учитель: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV во Франции гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

С XVIII в. начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».

В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, государь?» Невежливыми полагались следующие ответы: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Этикет — и это справедливо — был соотнесен с нравственными отношениями.

— Что вы думаете по этому поводу? (Ответы учеников.)

Учитель предлагает учащимся небольшой практикум «Познай себя»:

1. Какие качества людей ты считаешь наиболее ценными?

2. Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый литературный герой и киногерой?

3. Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного? (Чем лучше кажутся тебе люди, тем лучше ты сам.)

4. К какой группе ты отнесешь себя:

1) Всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке (эгоистичен).

2) Восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе видишь только плохое (чрезмерно самокритичен).

3) Недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен, неуважителен).

4) Недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет (настоящий товарищ).

5) Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца? Если почти все — у тебя сильная воля, половина — удовлетворительно развитая воля, меньше половины — слабая воля.

6) Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли противостоять дурному влиянию?

7) Суворов говорил: «Одежда в пятнах — душа в пятнах». Опрятен ли ты?

8) Походка — один из показателей воспитанности. Еще Пифагор заметил, что она в какой-то мере выражает характер. Внешняя подтянутость указывает на внутреннюю собранность. Имей в виду, что недостатки роста, фигуры и черт лица, сглаживаются внутренней культурой и воспитанностью.

9) Нет ничего полезнее прямой, честной и доброжелательной критики. Горькая правда всегда лучше сладкой лести. Умный учится и у друзей, и у врагов, и только глупый обижается на замечания. Умеешь ли ты без обиды выслушать критику старших и товарищей? Как ты реагируешь на нее?

10) Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?

Ситуация «Невежа и невежда»

Учитель зачитывает стихотворение:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак «Словарь»)

После прочтения стихотворения учитель обращается к учащимся:

— Если вы внимательно слушали, то объясните, кого называют аккуратным, болтливым, легкомысленным, справедливым, трудолюбивым? (Ответы учеников.) Теперь вы убедились, что в каждом обществе, в каждом коллективе есть свои традиции, свои обычаи, нормы поведения, которые необходимо соблюдать и чтить. Еще в Древней Руси именно об этом говорили народные пословицы и поговорки:

В одиночку не одолеешь и кочку.

Артель дружбой крепка.

В единении — сила.

В кулаке все пальцы равны.

В лесу лес не ровен, а в миру — люди.

В мире жить — мирское и творить.

В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.

В согласном стаде волк не страшен.

Все за одного — один за всех.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Других не суди, на себя погляди.

Людей хулит, а сам лыком шит.

Мир за себя постоит.

Не копай другому яму — сам в нее попадешь.

Как аукнешь, так и откликнется.

Что в людях живет, то и нас не минет.

Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?

Подведение итогов. Учитель кратко напоминает учащимся, о чем говорилось на этом классном часе. В завершении предлагает учащимся прослушать правила обязательные для всех:

Не делай вид в троллейбусе, автобусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего рядом старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Учитель : Видите, сколько непростых задачек подбрасывает вам жизнь на каждом шагу. Впрочем, если вы знакомы с правилами этикета, они окажутся не такими уж и сложными. Главное — приучить себя к определенным моделям поведения, овладеть элементами культуры общения.

Муртазина Венера Мустафовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Базарно – Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский район РТ

Правила поведения в общественных местах

Цель: рассказать о правилах поведения в общественных местах; воспитание культуры поведения в общественных местах. Оборудование: памятки для учащихся Ход классного часа:
    Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Это кинотеатр, театр, улица, больница, школа, музей, общественный транспорт.) - Как вы думаете, в таких общественных местах есть свои определенные правила поведения? Выслушиваются высказывания детей. Девизом нашего сегодняшнего занятия будут стихи С. Обоевой.

Я по городу иду,

Я в беду не попаду,

Потому что твердо знаю-

Правила я выполняю.

Что за правила такие?

Очень, в общем-то, простые.

С ними будет жизнь прекрасна,

Весела и безопасна!

Какие эти правила? Знаете ли вы?
    Практическая часть
(Дети инсценируют данные сюжеты.) На улице
    Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.
Коля: Миша, здорово! Миша: Здравствуй! Коля: Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил – да, а Витька говорит – нет. Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, обделенной от тротуара меловой чертой. Приятели им явно мешают. Миша: Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем. Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару. (Обсуждение сюжета). В классе
    В класс входит четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят и прохожим снова приходится их обходить ребят.
Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он напоминает им: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя». Скажите, как пройти
    В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через скакалку. Входит Зоя.
Учитель: Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника. Зоя: (обращаясь к играющим в мяч) Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Оля: (не оборачиваясь) Не знаю. Вася: (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите. Зоя: (постояв, подходит к прыгающим через скакалочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Ребята: (хором). Налево. Сначала через мост, потом направо. Да нет же. Не надо через мост! Около трамвайной остановки! Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают. Учитель: Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково. (Обсуждение этой инсценировки), Физминутка. Знакомство с памятками. На улице На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым. Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих. Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар! Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторонку. Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить. ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах. Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству. Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники, кормушки. Не ломай цветы и деревья! Играй с малышами, не обижай их. выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.

В транспорте

Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения взрослых, родителей. Младшие школьники могут входить с передней площадки, не надо спешить, толкаться. Не забудь заплатить за проезд. Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступить место. Ели нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись. При выходе из вагона не бросай билет под ноги. Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически. Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус – сзади. Выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас – подать им руку. (Обсуждение каждого пункта.)
    Азбука поведения в стихах. Рассказывают дети.
Город, в котором С тобой мы живем, Можно по праву Сравнить с букварем. Азбукой улиц, Проспектов, дорог, Город дает нам Все время урок. Вот она азбука - Над головой. Знаки развешаны Вдоль мостовой. Азбуку города Помни всегда, Чтоб не случилась С вами беда. Лестница крутая, Я по ней взбегаю, И под ноги я смотрю, - Осторожней! - говорю. Через дорогу я с братом иду, За руку брата, конечно, веду Смотрим налево, Направо глядим, Смело идем, если нет машин. Шум работать нам мешает, Шум бабулю раздражает! От шума голова болит, Так зачем же шум шумит? Эскалатор – лестница, Лестница-чудесница, Будь на ней внимателен, Правила старательно Выполняй и не зевай! Руку маме подавай, И за поручень держись! На ступеньках не вертись! Холодное мороженое На улице есть не положено, Соблазнительно на вид, Но после горло заболит.
    Подведение итогов.
Игра «Выбери правильный ответ! Во время поездки на автобусе можно: А) громко разговаривать; Б) петь песни; В) требовать себе место на сиденье; Г) вставать на сиденье ногами; Д) уступать место старшим; Е) ставит на сиденье грязные вещи. 6. Домашнее задание. Нарисовать схемы, таблицы о правилах поведения в общественных местах.

Литература.

    «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Начальная школа; Обухова Л.А. , Лемяскина Н. А. Издательство «Вако», 2004 год; «Классные часы» Учебный год. 2 класс; Максимова Т. Н. Издательство «Вако», 2010 год.

;воспитание культуры поведения в общественных местах.

Цель : познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах: на вернисаже, в музее, в кинотеатре, на улице.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Объявляется тема и цели классного часа. (Возможно обсуждение посещения театра, если оно состоялось.)

II. Беседа по вопросам:

Часто ли вы посещаете кино, выставки, музеи?

Что вам особенно понравилось?

Как вы думаете, что значит «вести себя прилично в общественном месте»?

Возможное домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Культурный человек на выставке или в музее», «Поход в кино».

Дополнительный материал

В кинотеатре

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кинобич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошеного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует жевать громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух - словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

На вернисаже

Вернисаж, то есть открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае, если художник вам не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить свое одобрение - ему это будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

На улице

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идет тот, кто моложе. Если на улице грязно или ведутся дорожные работы, то мужчина идет с внешней стороны тротуара. Если вы идете по улице втроем, середина, как самое почетное место, отводится лицу более уважаемому. Например, профессор между двумя студентами, женщина между двумя мужчинами. В сочетании «мужчина и две женщины» - мужчина идет в центре. Этим предполагается, что в данной обстановке для каждой из женщин он служит равной опорой, к тому же так легче поддерживать разговор. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары, женщины или старшие по возрасту идут впереди. Общество из пяти человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на ступеньку ниже - так он может поддержать женщину в случае надобности. Спускаясь по лестнице, мужчина идет вслед за женщиной на таком расстоянии, чтобы успеть поддержать ее, если она вдруг споткнется.

Ежедневно мы встречаемся либо знакомимся и вступаем в общение с новыми людьми. Принятой формой знакомства является взаимное представление. Всегда полагается представлять женщине мужчину, человеку старшему по возрасту или по положению - более молодого.

При встрече первой руку подает мужчине женщина, старший - младшему, вышестоящий по занимаемой должности - нижестоящему. Подавать надо всю ладонь, а не несколько пальцев. Протянутую вам руку слегка пожмите. Слишком сильное рукопожатие, как и слишком длительное, - некрасиво, хотя некоторые стремятся подобным образом выразить свое особое расположение. Иные, проявляя радушие, пожимают протянутую руку двумя руками. Этого делать не следует. Руку подают чуть согнутой в локте, причем локоть не стоит поднимать слишком высоко.

Двигаясь по улице в необходимом темпе (как правило, ускоренном), нужно тоже стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице: не сорит, не плюет, не показывает пальцем; не кричит на детей; не останавливается внезапно посередине дороги для того, чтобы поговорить с товарищем; не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплевывает косточки, не лузгает семечки и не носит включенным транзистор или портативный магнитофон. Некрасиво силой пробивать себе дорогу к витрине, на которой, возможно, и выставлено нечто интересное.

На улице не следует часто оборачиваться. Мужчине не подобает оглядываться вслед проходящим женщинам особенно в тех случаях, если он разделяет общество другой женщины.

Небрежное обращение с правилами дорожного движения - это не только неоправданный риск в отношении собственной жизни, но и неуважение к нелегкому труду водителя. В свою очередь водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье. Встретив знакомого на улице, лучше не допытываться: «Куда идешь?» - и не останавливать приятеля, который идет не один.

Мужчина всегда пропускает женщину вперед. Но если проход труден (толпа, узкий, ненадежный мостик), впереди идет мужчина, в опасных местах предлагая женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами или вещами, чемодан, портфель. Однако он выглядит нелепо с дамским зонтиком в руках или сумочкой своей спутницы. Женщина также сама несет снятый плащ или жакет.

Как следует носить закрытый зонтик? Женщина подвешивает его на запястье за предусмотренный именно для этого случая шнурочек. Мужчина носит закрытый зонтик на левом предплечье или в правой руке, как трость. Не полагается носить зонтик наперевес, как копье: им можно нечаянно уколоть идущего за вами. Пользуясь открытым зонтом, нужно следить за тем, чтобы не задеть им чужую голову, очки. Спускаясь в подземный переход, зонт нужно сложить.

На ходу не следует есть. В крайнем случае можно детям позволить по дороге съесть мороженое, фрукты или баранки. Взрослому же лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке в городском сквере.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя, по строгим правилам хорошего тона, этого следовало бы избегать. Но женщина на улице может закурить только в самых исключительных случаях. Если у мужчины попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящуюся сигарету.

К одежде, в которой мы выходим на улицу, нужно быть очень требовательными. В первую очередь исключаются в туалете неопрятность и небрежность. Лучше выйти в обычной спортивной рубахе, но чистой и аккуратно застегнутой, нежели в белой, но несвежей, «из под пиджака». Накинутый на плечи или зажатый под мышкой пиджак - весьма сомнительное дополнение к туалету. Сандалеты на босу ногу мужчина надевает только в местах отдыха. И никогда не носят перчатки к костюму, а подбирают их к пальто, плащу или куртке.

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. п.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

Обращение к случайному прохожему вроде «У вас на чулке спущена петля» или «У вас забрызгано пальто» расценивается скорее как бестактность, нежели как услуга. Но вполне уместно будет обратить внимание незнакомой женщины на то, что у нее открылась сумка, или вовремя подсказать мужчине, что у него из кармана идет дым: тлеет трубка.

В общественном транспорте

Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от нее и не смотрит в ее сторону. Никто не ожидает, что возвращающийся с работы мужчина уступит место любой стоящей рядом женщине (пусть совесть подскажет, как ему поступить). Но приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду. Иногда можно наблюдать, как мужчины вскакивают при виде хорошеньких девушек, которые вполне могут и постоять, в то время как пожилые женщины часто стоят.

Нет нужды говорить, что юноша или девушка не должны сидеть в общественном транспорте, если стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

Тот, кому уступили место, благодарит, но никогда не начинает разговора с уступившим место лицом. Если мужчина уступает место женщине, которую сопровождает другой мужчина, последний должен высказать благодарность.

Мужчины иногда ошибочно полагают, что при выходе из транспорта надо пропустить вперед женщину, которую они сопровождают. Это неверно, мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице. На незнакомых мужчин это правило не распространяется, они просто пропускают женщин при входе, если не возникает никаких очевидных затруднений. Мужчина может помочь женщине с маленьким ребенком или с багажом, если этого не сделают водитель или кондуктор, но он должен при этом вести себя очень корректно, не навязываться с разговором, а оказав помощь, не пытаться без необходимости завязать знакомство.

В поезде, трамвае или автобусе также необходимо помнить о соблюдении определенных правил. При посадке придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, а мужчины - женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа и разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Поэтому не в каждом случае уместны громкие замечания в адрес «сегодняшней молодежи». Ведь молодой мужчина может как раз возвращаться с утомительной работы или плохо себя чувствовать. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка даже младшего школьного возраста. Особа, сопровождающая пожилую женщину, для которой не оказалось свободного места, может обратиться к кому-нибудь помоложе с просьбой его уступить, но делать это следует спокойно и вежливо. Женщина не уступает место мужчине даже намного старше себя. В большинстве случаев ему станет неловко: ни один мужчина не хочет, чтобы его принимали за старика. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику.

В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков.

Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, прокладывая ей путь, первым выходит, помогая сойти женщине. Однако подобная галантность со стороны мужчины вряд ли уместна в отношении начальника (разумеется, если он не женщина), с которым довелось ехать вместе.

В поезде внимание и вежливость к окружающим подчас требует от нас значительных усилий. Толпа и жара, толчея и громоздкий багаж - все это может даже спокойного человека превратить в оголтелого железнодорожного пассажира, пускающего в ход локти, а то и крепкое словцо. Тем более, что сами по себе отпадают проблемы давки, багажа, а также необходимость уступать свое место.

Однако все же напомню, что в полете вовсе не обязательно вызывать панику среди пассажиров, например, такими замечаниями: «Кажется, уже один мотор не работает...», или меланхолически предаваться воспоминаниям об известной вам воздушной катастрофе: «...Погода была хорошая, такая как сегодня».

На пароходе следует представиться соседу по каюте. Не годится занимать весь шкафчик - он, как правило, рассчитан на двоих. Умывшись, не забудьте привести в порядок раковину: после вас ею будет пользоваться ваш сосед. Даже при самых первых признаках морской болезни нужно выйти из каюты в туалетную комнату.

Поездка в автомашине - это тоже определенный круг прав и обязанностей. Почетным местом в личной машине считается переднее - рядом с водителем. Правда, это место менее безопасно, но зато сидеть здесь интереснее. Существует два мнения относительно того, кому предлагать это место. Практически чаще переднее место занимает супруга хозяина машины, а гости располагаются на задних сиденьях. Но лучше всего предложить им выбор, потому что может оказаться, что именно задние сиденья гостю более удобны. В сочетании - двое хозяев, двое гостей - около водителя садится женщина - гость, на задних местах - хозяйка и мужчина-гость. Допустимо также, что рядом с хозяином садится мужчина-гость, а дамы позади. Выбор одного из этих вариантов предоставляется гостям.

Некогда в обязанности водителя, если он отвозил женщину, входило открывать перед ней дверь машины. Для этого мужчина оставлял руль, переходил на другую сторону машины и, открыв дверь, помогал даме выйти. И в настоящее время подобная галантность не изжила себя окончательно, а в отдельных странах даже является обязательной. Во всяком случае, выглядит это очень привлекательно. Но все же в большинстве случаев мужчина-водитель только наклоняется и открывает дверь с той стороны, где сидела женщина. Сегодня подобный жест расценивается как исключительное внимание женщине, которая вам особенно симпатична. Всегда, во всех случаях мужчина-водитель обязан помочь женщине вынести багаж.

Пассажир, сидящий рядом с водителем, добровольно берет на себя ряд особых обязательств. По просьбе водителя он должен протянуть ему сигарету, зажженную зажигалку, развернутую конфету. Не следует допускать в таких случаях энергичной критики, восклицаний вроде: «Ты с ума сошел!», даже если вы испугались, даже если при резком торможении пришлось стукнуться о переднее стекло. Пассажиры обязаны проявлять полное доверие к водителю, коль скоро они сели в его машину.

Даже близкого друга, сидящего за рулем, не следует просить о том, чтобы он подвез «голосующих», или останавливать машину без видимой необходимости. Такие вопросы решает сам водитель.

Не стоит упрашивать знакомого, чтобы он «подбросил» вас на работу или брал с собой на воскресные прогулки. Такие предложения должны исходить только от хозяина машины.

Если вас подвозят попутно и заранее условия оплаты не обсуждались, то в конце пути нужно дать водителю сумму, примерно соответствующую стоимости проезда в такси (на загородном шоссе - примерную стоимость проезда в автобусе). Некоторые водители отказываются брать деньги - это их дело.

Личную машину, как правило, не одалживают. В отдельных, неотложных, случаях можно попросить знакомого, чтобы он отвез вас в больницу, на вокзал.

Вечером, выходя из дома знакомых в обществе других гостей, хозяину машины следует предложить подвезти несколько человек в зависимости от количества мест в его машине. Если это, например, пять человек, а в машине могут разместиться только трое, присутствующие сами решают, кто поедет.

В служебной машине, которую водит штатный шофер, почетным сиденьем считается заднее. Но начальник поступит более вежливо по отношению к водителю, если сядет рядом с ним.

Нелепым выглядит положение, когда начальник усаживает свою сотрудницу рядом с водителем, а сам садится сзади. Его авторитет нисколько не пострадает, если он разместится вместе с сотрудницей сзади или сам сядет около водителя.

Если в такси вы видите табличку «Не курить» или об этом просит шофер, нужно подчиниться безоговорочно. Таким же образом шофер в ответ на просьбу пассажира должен закрыть окно.

Вежливость требует, чтобы садящийся в такси пассажир поздоровался с водителем, тот столь же вежливо обязан ответить на приветствие.

Из двоих пассажиров первой в такси садится женщина. Сопровождающий ее мужчина садится рядом с ней, а не около водителя.

Мужчина и женщина

На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые»должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не курит.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине, открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине. Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди, а поднимаясь - на одну-две ступеньки сзади.

Если женщина оступилась или поскользнулась, мужчина поддерживает ее.

В помещении мужчина никогда не сядет раньше женщины.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя - подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи.

Культура поведения

в общественных местах

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы. Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.