Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. Он: До свидания! Пока! До новых встреч! Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Комитет по образованию администрации г. Мурманска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска гимназия № 5

Внеклассное мероприятие по теме «Этикет»

«В Королевстве хороших манер»

Степанова Елена Анатольевна,

педагог-организатор

МБОУ г. Мурманска

гимназии № 5

«В королевстве хороших манер»

Сценарий

Цель мероприятия: повышение уровня общей культуры воспитанников, воспитание чувства ответственности, умения работать в команде, развитие духа здорового соперничества.

Форма: конкурс-игра

Подготовка: организация команд, оформление кабинета пословицами и афоризмами об этикете .

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Действующие лица: Королева, Первая фрейлина, Вторая фрейлина, церемониймейстер (ведущий)

Элементы костюмов: Королевская корона, мантия

Церемониймейстер: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам провести некоторое время в месте, которого нет ни на одной географической карте. Называется оно Королевством хороших манер. На его территории живут удивительные люди. Они добры, приветливы, образованны и очень хорошо воспитаны. Все граждане этого королевства с детских лет изучают хорошие манеры и придворный этикет. Моя должность при королевском дворе называется церемониймейстер, я слежу за строжайшим соблюдением всех дворцовых ритуалов. Хочу предложить вам возможность узнать что-то новое, проверить свои знания хороших манер и принять участие в королевском турнире по правилам этикета. Высокий королевский суд будет оценивать ваши ответы. Прошу всех встать и склонить головы, приветствуя главного судью – властительницу Королевства хороших манер.

Звучит фонограмма.

Входит Королева.

Церемониймейстер: А теперь попрошу аплодисментами поприветствовать фрейлин королевского двора.

Входят фрейлины и занимают свои места.

Церемониймейстер: Ваше королевское высочество, позвольте мне приступить к своим обязанностям.

Королева: Повелеваю, приступайте!

1. Конкурс «Дурные манеры»

Церемониймейстер: У древнегреческого философа Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.» Как вы думаете, что считается в обществе дурными манерами? Предлагаю командам составить так называемый список дурных манер. Чей список окажется длиннее, тот и победит!

Грызть ногти;

Громко разговаривать;

Неряшливо одеваться;

Громко хлопать дверью;

Ковырять пальцем в зубах, носу;

Сквернословить и т.п.

2. Конкурс «Ежели вы вежливы»

Церемониймейстер: Рассмотрим такую ситуацию: Мальчик кричит прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Услышав ответ, он спешит домой. Обращаясь с вопросом к прохожему, он допустил 4 ошибки. Какие? Напишите, пожалуйста.

1) в обращении не было слова «пожалуйста»;

2) правильно будет «который час»;

3) нужно поблагодарить, сказав «спасибо»

4) не кричать

3. Конкурс «Словарь вежливых жестов»

Церемониймейстер: В разговоре нам помогают не только слова, но и жесты. Я имею в виду не размахивание руками, а определенные, известные всем движения рук, головы. Предлагаю участникам конкурса показать жестами некоторые вежливые слова.

- «здравствуйте» - рукопожатие;

- «пока, прощай» - машет рукой;

- «спасибо» - кивок головы;

- «извините» - рука на сердце;

- «садитесь, пожалуйста» - показать рукой на место;

- «вы не правы» - покачать головой

4. Конкурс «Круговорот приветствий»

Церемониймейстер: Смею заметить, что одним из самых древних жестов человечества является приветствие. В разных уголках земного шара люди по-разному приветствуют друг друга.

Демонстрируется презентация «Приветствие в разных странах»

Церемониймейстер: Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

1 вариант

Церемониймейстер: Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости. Участникам турнира предлагается ответить на вопросы.

1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)

2 вариант

Церемониймейстер: Кроме жестов для приветствия можно использовать различные слова и выражения. В этом конкурсе мы узнаем, в какой команде участники знают больше приветственных слов. Начинаем по очереди, по одному слову от каждой команды. И так далее, пока кто-нибудь не остановится.

5. Конкурс «Вставь словечко»

Церемониймейстер: Команды получают карточки, на которых написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам этикета:
Девочка встретила учительницу и поздоровалась:«...».
Миша уходил от друга и сказал ему: «...» - а его родителям:«...».
Когда Катя узнала, что подругу Ксюшу положили в больницу, она позвонила ей и спросила:«...».
В школьной столовой Саша нечаянно толкнул Дашу и произнес:«...».
После еды сын сказал маме:«...».

6. Конкурс «Встречают по одежке…»

Церемониймейстер: Как церемониймейстер, я с уверенностью могу утверждать, что знание этикета позволяет человеку выглядеть уместно на королевском приеме, дипломатической встрече, в театре и т.д. Вот как представляет себе этикет Кролик из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» .

Пропали перчатки,

И веер пропал!

Ну, как же теперь

Мне явиться на бал?!

Ведь я не могу нарушать этикет!!!

Все скажут, что кролик разут и раздет

Уверена, что и к внешнему виду ученика есть определенные требования. В этом конкурсе мы проверим, знают ли их наши участники. Команды получают рисунки с изображением современных школьников, задача следующая - найти ошибки в этих рисунках.

7. Конкурс «Нужные слова»

Церемониймейстер: Этот конкурс – упражнение для тех, кто еще сомневается в пользе вежливых слов. Представьте себе такую картину в школьной столовой. Некая ученица кричит своему однокласснику: « Эй, ты там!... Передай-ка мне компот!...Шевелись быстрее!... Наконец-то!» Предлагаю командам вспомнить нужные вежливые слова и исправить грубость девочки.

Например: «Витя, извини! Передай мне, пожалуйста, компот. Спасибо!»

8. Конкурс «Рассуждения»

Церемониймейстер: Послушайте, пожалуйста, такую историю: «Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело». Права ли девочка? Что вы думаете по этому поводу? Чем объясните свой ответ? Напишите, пожалуйста, свои рассуждения.

9. Подведение итогов.

Церемониймейстер: Все конкурсные задания исчерпаны. Сейчас я предоставляю слово главному судье. Ваше королевское Высочество, соблаговолите оценить ответы наших конкурсантов.

Выступает Королева, комментирует ответы команд и объявляет результаты конкурсов.

10. Награждение победителей.

Церемониймейстер: На прощание хочу сказать: «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть! До свидания! До новых встреч в Королевстве хороших манер!

Приложение

Таблица подведения итогов

п/п

Название конкурса

Критерии оценки

1 команда

2 команда

3 команда

Дурные манеры

1 балл за ответ

Ежели вы вежливы

до 4 баллов

Словарь вежливых жестов

до 3 баллов

Круговорот приветствий

до 2 баллов или 1 балл за ответ

Вставь словечко

до 5 баллов

Встречают по одежке…

до 5 баллов

Нужные слова

до 5 баллов

Рассуждения

до 5 баллов

Итого:

Странности этикета [ 8 ]

За нарушение придворного этикета полагалось наказание.
Порой, доходило до абсурда.
Так присниться принцессе считалось неслыханной дерзостью при марокканском дворе. За это могли высечь кнутом или даже отправить на плаху.

Обед при Эдуарде VI
Однажды Франсуа де Вьевиль - будущий маршал Франции, был приглашён на обед к английскому королю Эдуарду VI.
В своих мемуарах де Вьевиль с удивлением описывал увиденное:
"На обеде прислуживали рыцари ордена Подвязки. Они вносили блюда и, приблизившись к столу, опускались на колена.
Блюда у них принимал главный гофмейстер и обслуживал короля, тоже стоя на коленах.
Мы, французы, находили весьма странным, что рыцари, происходящие из самых именитых родов Англии, отличные мужи и военачальники, стоят на коленях, ведь у нас даже прислуживающие пажи склоняют колени только в дверях, входя в зал".

Чарльз II и граф де Гиш
Такой диковинный этикет с коленопреклонениями во время обеденной церемонии сохранялся в Англии ещё и во времена Чарльза II.
На одном из таких обедов присутствовал Антуан де Грамон, граф де Гиш, и король решил похвастаться:
"Не правда ли, там, дома, Вы подобного не видели? Французского короля ведь не обслуживают, стоя на коленях?"
У де Грамона оказался острый язык:
"Я полагал, что эти господа стоят на коленях, чтобы испросить прощения за многие плохие блюда, поданные Твоему величеству".

Российский этикет

О европейском этикете в России узнали при Петре I.
Царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: "в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…".
Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол.
"Нельзя быть краше императрицы"
Это правило этикета при дворе Елизаветы нарушила фрейлина Лопухина, за что поплатилась… прической.
Императрица прямо на балу отрезала ей клок волос.
Но фрейлина еще легко отделалась. Часто немилость императрицы полностью исключала человека из светской жизни.
Очень строгий и временами абсурдный этикет сложился при дворе испанских королей.
Вот несколько примеров.

Лошадь Марии-Луизы
Известно, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля.
Однажды королева Мария-Луиза, жена Карла II, прогуливалась верхом, лошадь внезапно понесла, королева вывалилась из седла и её нога запуталась в стременах.
Королеве грозила верная смерть, но два молодых офицера, презрев этикет, остановили лошадь, подхватили королеву и высвободили её ногу.
Не дожидаясь благодарности, офицеры пустили своих коней в галоп и поспешили покинуть королевский двор.
Говорили, что им даже пришлось укрыться за границами Испанского королевства – ведь молодым людям грозила смертная казнь за то, что они посмели прикоснуться к телу королевы.

Как быть королеве?
Тяжёлая жизнь была у испанских королев.
Если бы королева упала во время прогулки или во время торжественной церемонии, то ей пришлось бы подниматься самой или дожидаться, пока не подоспеют некоторые придворные дамы, которым дозволено прикасаться к королеве.

Ожоги короля

Не лучше положение было и у испанских королей.
Рассказывают, что когда однажды Филипп III грелся у камина, ему стало плохо, и он потерял сознание.
Пока придворные бегали за одним из грандов, который имел право прикасаться к королю и двигать его кресло, Филипп III получил довольно серьёзные ожоги.
В истории любой страны с легкостью можно обнаружить подобные абсурдные правила.

Если уж говорить о чудачествах придворного этикета, не упомянуть правление Людовика XIV было бы странно.
При Короле-Солнце абсурд перерос все границы.
Короля, как рой, окружало несметное число придворных.
Размах, с которым жил Людовик, не укладывался ни в какие рамки. Только вельмож, что управляли кухней, было 96 человек, а весь персонал при приготовлении трапезы и вовсе насчитывал 400 человек!
Столы ломились от изобилия вкусностей, но при этом Король-Солнце продолжал есть мясо и рыбу, приготовленную в вине, руками, так и не научившись пользоваться столовыми приборами.

В правила этикета могли быть включены и правила, которые кажутся просто настоящим самодурством.

Однажды в России наказали... колокол.
Его звон прервал послеобеденный сон царя Федора Алексеевича. За это колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь, чтобы не тревожил царя в неположенный час.

Наказание для реки
Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II.
История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Что сделал Кир II? Он приказал казнить реку! Ему удалось осуществить свою бредовую идею: воины изрыли реку многочисленными каналами, и она прекратила свое существование.


В целом, в старых хрониках и мемуарах придворных можно найти множество свидетельств того, как из-за мелочей, связанных с этикетом, нередко вспыхивали ссоры, осложнявшие политические отношения между государствами. Безусловно, сегодня, узнавая о таких перипетиях этикета и курьезах с людьми, следовавшими или нарушавшими их, мы только улыбаемся и пожимаем плечами.

Вадим Левин « Учтивый разговор» (История очень вежливая и не слишком короткая)

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:








и сразу сказал: "Извините - нечаянно".

"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Тогда англичанин толкнул англичанина!
И сразу сказал: "Извините, нечаянно!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо два англичанина
друг друга до ночи тузили отчаянно.

Пословицы и афоризмы об этикете

По одежке встречают, по уму провожают.

Доброе слово и кошке приятно.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Не красна изба углами – красна пирогами.

Список литературы и интернет-источников

1. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. Петрозаводск. Карелия.1991.

2. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М. Молодая гвардия. 1987.

3. Колас И. Весело и просто. О правильном поведении девочек. М.

Омега-пресс. 2011.

4. http :// muzofon . com / search /% D 0% B 7% D 0% B 2% D 1%83% D 0% BA % D 0% B 8%20% D 1%84% D 0% B 0% D 0% BD % D 1%84% D 0% http :// nsportal . ru / shkola / stsenarii - prazdnikov / library /2014/09/28/ v - gostyakh - u - gnoma - etiketa - ili - prazdnik - vezhlivosti

9. В. Левин «Учтивый разговор»

10. Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес» в переводе Б. Заходера

Наталия Лазарева
Перспективный план по реализации проекта «Хорошие манеры»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Перспективный план

Работы по реализации проекта

«Хорошие манеры »

Недели Тема Задачи

Сентябрь

I 1. Беседа «Я – культурный пассажир»

2. Тренинг «Хорошо ли быть злым . 1. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте.

2. Воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность.

3. Познакомить дошкольников с полярными понятиями «добро» - «зло» .

4. Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых

II 1. Чтение «Мойдодыр»

2. Сюжетно-ролевая игра

«Семья» 1. Воспитывать любовь к чистоте и опрятности.

2. Прививать внимание к своему внешнему виду.

3. Вызвать интерес к игре и желание играть.

III 1. Составление творческих рассказов «Помогаем старшим и младшим»

2. Выствка детских рисунков «Сюрприз для мамы» 1. Учить детей составлять рассказ с использованием иллюстраций.

2. Воспитание уважения и любви к матери.

IV 1. Беседа «Чтобы у тебя было много друзей»

: «Здоровый малыш»

1. Формировать представления детей о дружбе.

2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям.

3. Повышать уровень знаний о здоровом образе жизни.

4. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

I 1. Проблемные ситуации «Что делать в гостях,если.»

2. Сюжетно-ролевая игра «В гостях» 1. Учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

2. Учить правила поведения в гостях.

II 1. Театрализованная игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам) »

2. Выставка книг : «Добрая книга»

1. Закрепить знания текстов сказок. Развивать память.

2. Учить составлять небольшие рассказы по иллюстрациям.

3. Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

4. Воспитывать любовь к художественной литературе, желание быть добрым.

III 1. Беседа с детьми : «Разговор по телефону»

2. Дидактическая игра :

«Мое настроение» 1. Познакомить детей с правилами разговора по телефону.

IV 1. Рассказы детей «Что бы стало, если»

2. Заучивание потешки «Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся». 1. Закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.

2. Помочь детям запомнить потешку.

3. Закрепить умение использовать потешку в играх.

I 1. Выставка детских рисунков : «В дружбе наша сила»

2. Посещение мордовского национального театра совместно с родителями. 1. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.

II 1. Чтение и обсуждение : «Федорино горе»

2. Дидактич. игра : «Кто знает больше вежливых слов» 1. Учить детей слушать и понимать произведение.

2. Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

3. Совершенствовать речевой этикет, культуру общения.

III 1. Составление творческого рассказа «У меня плохое настроение»

2. Беседа с детьми : «Вежливый слушатель» . 1. Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

2. Воспитывать хорошие манеры у детей

IV 1. Рассматривание иллюстраций : «Правила этикета»

2. Сюжетно-ролевая игра : «Чаепитие» 1. Изучить с детьми понятие «этикета» и «культурного человека» .

2. Формировать культурное уверенное поведение у детей в разнообразных жизненных ситуациях.

3. Создать положительное эмоциональное настроение в группе.

4. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность

I 1. Чтение прибаутки «Давай друг, помиримся» .

2. Рассматривание иллюстраций : «Любить прекрасное» 1. Продолжать знакомить детей с жанрами фольклора

2. Воспитывать любовь к искусству и творчеству.

II 1. Проблемные ситуации : «Гости у тебя дома»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 1. Учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя

имеющиеся знания.

III 1. Подвижная игра : «Ручеек»

2. Составление творческих рассказов : «Я пришел в детский сад»

2. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками. 3. Развивать восприятие, память.

IV 1. Беседа «Вежливый собеседник»

2. Заучивание пословицы «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт» . 1. Учить детей правилам поведения в обществе, употреблять вежливые слова и обороты.

2. Воспитывать в детях доброжелательное отношение ко взрослым и детям.

3. Учить быть приветливыми и вежливыми, дарить ласковые слова и быть благодарными.

I Посещение кукольного театра «Крошка» совместно с родителями 1. Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа

II 1. Беседа с детьми : «Правила поведения в детском саду

2. Рассматривание иллюстраций : «Друзья»

1. Познакомить детей с правилами поведения в детском саду.

2. Воспитывать в детях вежливость, доброжелательность.

3. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.

4. Воспитывать этические качества : доброту, взаимопомощь.

III 1. Игра-иммитация : «Правила гигиены» .

2. Выставка рисунков «Мои добрые дела»

2. Воспитывать любовь к искусству.

3. Воспитывать хорошие манеры , как часть общей культуры личности.

IV 1. Чтение и обсуждение сказки «День рождения вредного кота» »

3. Составление выставки рисунков по прочитанным произведениям 1. Продолжать знакомить детей с произведениями, с их смыслом.

2. Учит понимать содержание, отвечать на вопросы.

3. Развивать желание передать в рисунке содержание произведения.

I 1. Игра-драмматизация : «Мама обедает»

2. Беседа с детьми : «За столом» 1. Учить детей быть гостеприимными хозяевами, вежливо общаться друг с другом.

2. Знакомить детей с основными правилами этикета, обучение их как вести себя за столом.

II 1. Составление творческого рассказа «Сочиняем добрую сказку» .

2. Игра – драматизация : «Девочка чумазая»

2. Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми и опрятными.

III 1. Беседа с детьми : «Какие бывают привычки» .

2. П/и «Нам не тесно»

1. Формировать у детей представление о плохих привычках.

2. Воспитывть желание следить за своим внешним видом, содержать в порядке одежду, обувь.

3. Учить детей избегать ссор, вести себя прилично не толкаться, считаться друг с другом.

IV 1. Чтение и обсуждение : «Телефон» К. Чуковского.

2. Д/и «Телефонный разговор»

1. Продолжать знакомить детей с правилами общения по телефону.

2. Развивать желание вежливо вести телефонный разговор.

3. Игра объясняет детям значение телефонной связи, как предмета первой необходимости, в критической ситуации, случающейся дома, а также правила телефонного разговора.

I 1. Выставка детских рисунков «Добрый и злой»

2. Фотовыставка : «Мои добрые дела» 1. Учить передавать в рисунке эмоциональный мир человека по мимике.

2. Обобщать представления детей о доброте, вызвать стремление совершать добрые поступки.

II 1. Рассматривание иллюстраций : «Здоровый малыш» .

2. Посещение кукольного театра «Крошка» совместно с родителями 1. Повышать уровень знаний о здоровом образе жизни.

2. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

3. Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа

III 1. Беседа с детьми : «Поговорим по телефону»

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 1. Закрепить правила разговора по телефону.

2. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции.

3. Учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

IV 1. Составление альбома «Иллюстрированные пословицы и загадки»

2.. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1. Формировать умение работать с иллюстрациями, выстраивая последовательно сюжет пословицы, загадки.

2. Вызвать интерес к игре и желание играть.

I 1. Игра «Цветок доброты»

2. Рассматривание иллюстраций : «Друзья»

1. Продолжать знакомить детей с добрыми словами, умение видеть в других хорошие качества .

2. Формировать у детей дружеские взаимоотношения.

3. Воспитывать этические качества : доброту, взаимопомощь.

II 1. Беседа : «Правила гигиены»

2. НОД «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» 1. Формировать представление о культурно-гигиенических навыков.

2. Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых.

3. Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

III 1. Тренинговое упражнение : «Помоги своему товарищу» .

2. Дидактическая игра :

«Мое настроение» 1. Закреплять и обобщать представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, напомнить правила поведения.

2. Развитие умения описывать свое настроение, рас познавать настроения других, развитие эмпатии.

IV 1. Беседа «Наши бабушки и дедушки»

2. Игровое упражнение : «Мои пожелания для бабушки (дедушки) » 1. Расширять представления детей об отношении к пожилым людям.

2. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.

I 1. Составление рассказов по иллюстрированным сказкам.

2. Игра «Эмпатии героев»

1. Учить детей составлять сказки по иллюстрациям.

2. Учить различать эмоциональное состояние на примере сказочных персонажей .

3. Способствовать формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

II 1. Игра «Подарки друг другу»

2. Проблемная ситуация : «Что подарить другу в день его рождения» 1. Развивать потребность в проявлении гумманых чувств к сверстнику.

2. Побуждать детей быть внимательным к сверстникам и близким.

III 1. Подвижная игра : «Ручеек» .

2. Беседа : «Не мучайте животных!»

1. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

2. Учить различать понятия «играть» и «мучить» .

3. Развивать чувство сострадания, сопереживания представителям животного мира.

IV 1. Составление творческого рассказа «Сочиняем добрую сказку» .

2. Беседа : «Подарим птицам нашу доброту»

1. Учить детей сочинять сказки.

3. Вызывать сочувствие и проявлять заботу о птицах.

Сегодня в нашем МДБОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.

Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «ПОЖАЛУЙСТА»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «СПАСИБО»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни – нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 – 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя – вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. УЧИМ РЕБЕНКА НЕ ПРЕРЫВАТЬ ВЗРОСЛЫХ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. УЧИМ РЕБЕНКА НЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ИЛИ СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩИХ

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо – это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент – это всегда порадует другого человека!

5. УЧИМ РЕБЕНКА ЗДОРОВАТЬСЯ

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. УЧИМ РЕБЕНКА СТУЧАТЬСЯ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. УЧИМ РЕБЕНКА БЛАГОРОДСТВУ

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. УЧИМ МАЛЫША ИЗВИНЯТЬСЯ

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. ЕСЛИ КТО-ТО РАБОТАЕТ, НУЖНО СПРОСИТЬ, НЕ НУЖНА ЛИ ПОМОЩЬ

Вырастить трудолюбивого , отзывчивого ребенка не так уж сложно! Покажите малышу, что если он предлагает свою помощь, это может вылиться в интересное занятие и для него – шанс посмотреть, как взрослые выполняют какую-то увлекательную работу и даже принять в ней участие. А достижение совместного результата и радость по этому поводу закрепят хорошую привычку.

10. ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детей 3, 4 и 5 лет следует учить аккуратному приему пищи. При этом малышей следует научить пользоваться салфеткой – ее нужно класть на колени (а не на голову себе или соседу), ею важно вовремя воспользоваться (прикладывая к уголкам рта). Зачем детям знать о правилах использования салфетки? Дошкольники часто попадают в общественные заведения такие, как ресторан или кафе (или же отправляются с родителями в гости). При этом дети, как правило, абсолютно не готовы к тому, чтобы «есть прилично на публике». При этом в 3 года малыш не вызывает у окружающих никаких негативных переживаний, а вот от пятилетнего ребенка уже ждут владения этикетом

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Действующие лица: Фея Вежливость, Старуха Шапокляк.

Атрибуты: книжка со стихами «Волшебные слова» , зеркальце, волшебный мешочек, массажные мячики, мяч, зонт, поясок, шляпа, накидка.

Фея Вежливость: Здравствуйте, ребята! Сегодня волшебный день, день вежливости! Давайте с вами поздороваемся:

Здравствуй, солнышко лучистое!

Здравствуй, речка серебристая!

Утро свежее росистое,

Одуванчик, колокольчик,

Незабудок островочек.

Шелковистая тропинка,

Тонконогая рябинка…

Появляется Старуха Шапокляк, всех щекочет, треплет, хихикает.

Шапокляк: Ха-ха, ребята тут и фейка здесь!

Фея Вежливость: Ой, ребята, кто это к нам пришел?

Дети: Старуха Шапокляк.

Фея Вежливость: Что ж ты, Шапокляк, не здороваешься, да еще и обзываешься? Так не хорошо себя вести! Нужно, поздороваться! Иначе мы с тобой не хотим иметь дела.

Шапокляк: Что и играть со мной не станете?

Дети: Нет.

Шапокляк: А если поздороваюсь и щекотать не буду, будете со мной играть? Мне так хочется поиграть с вами и повеселиться!

Дети: Да, будем играть.

Шапокляк: Ладно, послушаете: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Феечка!

Фея Вежливость: Вот молодец, Шапоклякочка! Все смеются.

Шапокляк: Ах, как приятно! Когда, тебя так ласково называют!

Фея Вежливость: Давайте, поиграем в игру «Назови себя ласково» , и познакомимся друг с другом.

Шапокляк и Фея кидают мячи детям, дети называют свои имена ласково.

Фея Вежливость: Молодцы, ребята, вот и познакомились!

Шапокляк: Как мне интересно было знакомиться с вами и как приятно видеть, ваши улыбки!

Шапокляк: Знаете, ребята мне какая-то ну очень воспитанная бабушка дала книжку почитать, и сказала что в ней я найду вежливые слова, но я там их совсем не нашла…Я хочу вам ее подарить.

Фея Вежливость: Ребята, давайте поможем Шапокляк найти в книжке вежливые слова. Шапокляк почитай нам книжку, а мы поможем найти тебе вежливые слова.

Шапокляк читает дети «отыскивают» вежливые слова:

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините» .

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «Спасибо» -

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

Просишь маму поиграть?

Вежливым ты должен стать.

Ей «пожалуйста» скажи,

Будете играть с ней вы.

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают

«Доброго пути!» желаем

«Спокойной ночи» говорим,

В кроватке глазки закрывая,

И поцелуй нам подарив,

Обнимет мама нас родная.

Шапокляк: О, какие же все-таки эти вежливые слова приятные! Буду теперь их стараться говорить. Обращается к детям: Сейчас постараюсь сказать фее вежливо, посмотрим, что будет. Обращается к фее: Уважаемая фея, можно мне примерить твою великолепную шляпку?

Фея Вежливость: Конечно, можно у меня есть еще волшебный мешочек. Давайте, ребята и Шапокляк, посмотрим, что в нем?

Фея держит волшебный мешочек, а Шапокляк достает шарфик, зонт, поясок и примеряет. Дети называют вещи.

Фея Вежливость: Ребята, посмотрите, как похорошела Шапокляк. Давайте дарить ей комплименты!

Дети по желанию подходят к Шапокляк и говорят ей комплименты (как вам идет этот замечательный шарф, какая вы красивая в этом наряде и т.д.)

Шапокляк: А у меня тоже есть, кое-что в сумке, хотя она и не волшебная. Хотите посмотреть?

Шапокляк достает мягкие массажные мячики. И предлагает поиграть с ними.

Игра с Ежиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

И потрем его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

«Ежик» я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

Не достанет его кошка. (берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик,

другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(катаем между ладошек)

(пальчиками крутим мячик)

(прячем мячик в ладошках)

(прижимаем ладошки к себе)

Шапокляк: Ребята, как с вами интересно играть, как много я сегодня узнала про вежливые слова, как приятно получать комплименты! К сожалению, мне уже пора.

Фея Вежливость: Шапокляк, добрая ты такая милая! Желаем оставаться всегда такой, доброй и с тобой обязательно захочется подружиться и поиграть!

Шапокляк: До свидания, ребята!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.