Доброжелательные отношения в классе. Доброжелательность - это полезное для общения качество. Значение и примеры Доброжелательное отношение друг к другу

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной «прибавки» к социальному развитию детей. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом, но воспитывающихся в дефиците общения с взрослыми, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети, как правило, не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.

Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку «увидеть» сверстника. Игрушка как бы «закрывает» человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково («Каравай» , «Карусели» др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Однако что делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

Сразу следует сказать, что объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

Очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств считается осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств как в отечественной, так и в зарубежной педагогике является осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания. Однако эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должно стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

В последнее время формирование положительной самооценки , поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений.

В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования доброжелательных отношений к сверстникам желательно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы). Поэтому развитие гуманных чувств должно свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Таким образом, воспитание гуманных отношений должно базироваться на следующих принципах:

Базовые принципы воспитания гуманных отношений

1. Безоценочность. Любая оценка (даже положительная) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлено ограничение высказываний ребенка сверстнику. Минимизация оценочных суждений, использование экспрессивно-мимических или жестовых средств общения может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, лучше исключить игры и занятия, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Опыт проведения классных часов в начальной школе показывает: порой дети не умеют налаживать доброжелательные отношения во взаимодействии друг с другом, перебивают собеседника, переходят на крик, чтобы привлечь к себе внимание. Впрочем, многие взрослые тоже так себя ведут, и эта модель поведения уже отчасти усвоена нашими детьми. Важно научить младших школьников не только высказывать свои мысли, но и слушать других. В данной статье представлены упражнения и игры, направленные на воспитание доброжелательных отношений среди школьников, которые могут быть использованы при проведении классных часов.

При проведении таких классных часов важна организация пространства. Лучше, чтобы дети сели в круг или полукруг — так они все находятся в равных условиях, видят друг друга, что способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности, располагает к общению. Такая организация пространства становится для детей символичной, повышает их интерес к происходящему, а именно интерес стимулирует развитие всех психических процессов учащихся, активизирует их деятельность и дает необходимый педагогический результат.

Упражнение «Ласковое имя»


Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать к проявлению доброжелательности во взаимоотношениях с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.

I этап
Учитель спрашивает у детей, какими ласковыми словами они называют родителей; просит записать эти слова на листках бумаги.

II этап
Ученики по кругу отвечают на вопросы: какими ласковыми словами ты называешь маму, папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика? а как ласково они называют тебя? что ты чувствуешь при этом?

III этап
Ученики по кругу говорят соседу справа комплимент. Упражнение начинается со слов: « Мне нравится в тебе...» или « Мне нравится, что ты...»

Рефлексия
Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем? Тяжело ли называть окружающих ласковым именем? Почему? Хорошо ли было бы, если бы все обращались друг к другу ласково?

Упражнение «Настроение»


Цели: создать условия для изучения самого себя, особенностей и возможностей своей личности; стимулировать к проявлению доброжелательности по отношению к одноклассникам.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

I этап
Учитель говорит, что каждому человеку иногда бывает грустно, и спрашивает у детей, почему, на их взгляд, так происходит.

II этап
Сообщается, что настроение — это или положительное (когда чувствуешь радость, восторг и под.) или отрицательное (когда испытываешь скуку, печаль) эмоциональное состояние человека. Нужно учиться контролировать проявление плохого настроения, чтобы от этого не страдали окружающие. Совместно придумываются различные способы поднять настроение.

III этап
Учитель предлагает детям нарисовать что-нибудь для соседа справа, чтобы поднять ему настроение.

Рефлексия
Какое у вас настроение? Кому понравился рисунок, подаренный одноклассником? Какие новые способы поднять настроение узнали?

Игра «Цветик-семицветик»


Цели: самоактуализация личности, развитие доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, ручки.

I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Если бы я был волшебником, я бы непременно...»

II этап
Организуется беседа, у кого из ребят желания были полезны для:

  • всех людей на Земле;
  • страны, в которой мы живем;
  • окружающих людей (родителей, родственников, друзей);
  • самого себя.

  • III этап

    Дети рисуют цветик-семицветик, записывают на его лепестках свои желания. Условие: одно из семи желаний должно быть связано с одноклассниками.

    IV этап
    Дети зачитывают желания для себя (если хотят), затем для одноклассников, предполагают, какое из них может сбыться и когда.

    Рефлексия
    Какое задание для вас было наиболее трудным? Что может сделать каждый из вас, чтобы пожелания для нашего класса сбылись?

    Упражнение «Вопросы»


    Цели:
    осмысление ценностей человеческой жизни; изучение самого себя, особенностей и возможностей своей личности; развитие индивидуальности, доброжелательных отношений с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги, ручки.

    I этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы учителя:

  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Зачем люди улыбаются друг другу?
  • Зачем делать друг другу подарки?
  • Почему люди совершают плохие поступки?
  • Почему нельзя ходить по газонам?
  • Почему надо убирать в своей комнате?
  • Почему люди любят природу?
  • Зачем нужно читать?
  • Для чего нам музыка?

  • II этап
    Учитель просит детей придумать интересные вопросы и записать их на листках бумаги.

    III этап
    Дети перечитывают составленные вопросы, выбирают из них самый интересный и задают его соседу справа.

    Рефлексия

    Чей ответ на вопрос был самым интересным? Ответ на какой вопрос оказался для вас наиболее трудным? Тяжело ли было задавать вопросы? Для чего люди задают друг другу вопросы?

    Игра «Пиктограмма»


    Цели: изучение возможностей своей личности; развитие воображения, творческих способностей, умения объективно себя оценивать.
    Оборудование: листы бумаги А4 (по 4 для каждого ученика), ручки или фломастеры.

    I этап
    Учитель сообщает: пиктограмма — это графическое изображение всякого рода информации, нарисованный знак. Например, ложка и вилка крест-накрест — столовая; крест — аптека или пункт медицинской помощи. Дети придумывают и рисуют пиктограммы: «У нас дружный класс», «У нас перемена», «У меня плохое настроение», «Мне весело».

    II этап
    Дети демонстрируют нарисованные пиктограммы.

    III этап
    Дети меняются пиктограммами с соседом справа, выставляют друг другу отметки. Затем оценивают себя.

    Рефлексия

    Что нового узнали о себе? О ребятах нашего класса? Чья пиктограмма показалась вам самой удачной?

    Игра «Рюкзак в поход»


    Цели: осмысление ценностей личности человека; развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, умения объективно оценивать себя и окружающих.
    Оборудование: рюкзак.

    I этап
    Дети по кругу заканчивают предложение: «Поход — это здорово, потому что...»

    II этап
    Учитель просит детей представить, что они отправляются в поход. Для этого надо собрать рюкзак. В центр круга ставится пустой рюкзак. Дети по очереди перечисляют предметы, которые понадобятся всему классу в походе.

    III этап
    Дети отвечают на вопросы: какие человеческие качества важны в походе и почему? Какие человеческие качества в походе мешают?

    Рефлексия
    Чей предмет в рюкзаке оказался самым полезным для всего класса? Какое качество человека особенно помогает в походе? Кто из ребят нашего класса обладает этим качеством?

    Упражнение «Подарок»


    Цели: о
    смысление важности нежного, внимательного отношения к родным, друзьям, другим людям; формирование доброжелательности, щедрости.
    Оборудование: небольшие подарки для одноклассников (открытки, ручки, блокнотики и др.).

    I этап
    Учитель предлагает поразмышлять над вопросом: «Зачем нужны подарки?» Каждый ученик по кругу продолжает фразу: «Подарок — это то, что...»

    II этап
    Учитель говорит, что получать подарки приятно и взрослым, и детям. Подарки могут быть маленькими и большими, дорогими и дешевыми, съедобными и несъедобными и т. п., главное, чтобы они делались от души.

    III этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы: какой подарок ты бы хотел получить на день рождения от родного человека? какой подарок лучше всего вручить другу? а человеку, которого ты мало знаешь?

    IV этап
    Дети по кругу дарят своему соседу справа подарок. Отмечается, что делать это надо от души, с пожеланиями, а человек, получивший подарок, должен обязательно за него поблагодарить.

    Рефлексия
    Чем понравился подаренный сувенир? Что было приятнее: дарить или получать подарок?

    Упражнение « Улыбка »


    Цели: развивать наблюдательность; учиться понимать людей, быть доброжелательными и приветливыми с окружающими.

    I этап
    Каждый ученик приносит на занятие фотографию близкого человека (мамы, папы, бабушки и др.). Учитель озвучивает задание: рассказать в нескольких предложениях о родственнике (кто это, какой у него характер, чем он занимается, чем увлекается).

    II этап
    Выступления учеников.

    III этап
    В класс входит не знакомый детям человек. (Учитель может пригласить кого-либо из своих знакомых. ) Этот человек должен обязательно улыбаться. Учитель представляет незнакомца детям и спрашивает их: « Что вы можете сказать об этом человеке» ?

    I
    V этап
    Организуется совместная беседа об улыбке, ее значении при первом знакомстве людей друг с другом, при общении людей. Учитель зачитывает афоризмы: « От улыбки станет всем светлей» , « Улыбка человеку ничего не стоит, но много дает» , « Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает» и др.

    Рефлексия
    Как чувствовали себя на занятии? Что нового узнали?

    Упражнение « Добрые слова »


    Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать детей к использованию добрых слов в общении друг с другом; развивать умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги формата АЗ, ручки.

    I этап
    Учитель рассказывает, что на свете есть слова красивые, добрые. Дети вспоминают добрые слова (мама, улыбка, солнце, радость и др.), записывают их.

    II этап
    Дети по кругу называют одно из записанных добрых слов, а сидящий справа одноклассник придумывает с этим словом предложение.

    III этап
    Учитель сообщает, что кроме добрых, красивых слов существуют злые, некрасивые, грубые слова. Они могут расстроить, обидеть человека, разозлить его, поэтому такие слова нельзя употреблять.

    Рефлексия
    Какое доброе слово вы использовали редко, а сейчас будете произносить чаще? Почему люди не хотят слышать злых слов? Какие предложения с добрыми словами особенно запомнились?

    Упражнение « Хороший класс »


    Цели: развивать умение позитивно взаимодействовать друг с другом; учиться быть приветливыми и доброжелательными с одноклассниками.

    I этап
    Дети по кругу завершает фразу: « В нашем классе хорошо, когда...»

    II этап
    Организуется беседа о том, что каждый ученик может сделать для того, чтобы класс был дружным. Каждый по кругу высказывает положительное мнение о классе, продолжая фразу: « Я считаю, что ребята нашего класса молодцы, потому что...»

    Рефлексия

    Что делает класс дружным? А что мешает классу быть дружным?

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка рассматриваются как главные методы социального и морального воспитания. Такое воспитание направлено на самого себя, на совершенствование и подкрепление своей положительной оценки. Да, действительно, мы оцениваем детей, поощряем, порицаем, соревновательные моменты проскальзывают на занятиях и в играх. Используем игрушки в игре, которые отвлекают детей от непосредственного общения, бывают и “дразнилки”. Конечно же, это всё надо искоренять. В своей практике, я активно придерживаюсь таких принципов, как:

    1. Безоценочность.

    2. Отказ от реальных предметов и игрушек.

    3. Отсутствие соревновательного начала в играх.

    Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность “увидеть” другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. Исходя из выше сказанного, в своей работе, я использую систему игр для детей 4-6-летнего возраста.

    Главной задачей этой системы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. К середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном “Я” за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы.

    В работе я использовала игры в 7 этапов. Участвуют 7 детей: из них четверо благополучные дети, трое с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам.

    1-этап. Общение без слов

    “Жизнь в лесу”

    Я села на пол и рассадила семь детей вокруг себя. “Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся, друг о друга носами (я показываю, как это делать, подходя к каждому ребёнку), когда хотим спросить

    как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда -начали.

    “Сейчас -утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра” (дети трутся носами друг о друга). Ваня и Саша не пожелали этого сделать, я их не заставила. “Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела” (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Двое также наблюдают сидя рядом, но в игру не вступают. “Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо” (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Ваня и Саша пока наблюдают, но уже видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, отказа нет. “Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами” (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. Аня проговорила слово “кушай”, я подошла к ней и приложила палец к губам. Она поняла, что нельзя говорить. “Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо” (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). Забыв, конечно же, правило, трое детей сказало “спасибо”, но тут же потерлись друг о друга головой, при этом они улыбнулись мне и друг другу. “Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу ” (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С этим заданием они справились хорошо. “Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу” (дети трутся носами друг о друга). Это задание им тоже понравилось, и они выполнили с удовольствием. “Звери взялись за руки, и пошли гулять” (дети взялись за руки, но при этом Ваня хотел взять за руку Настю, но та взяла за руку Сашу, и Ваня закричал, и ушел в сторону). Ваня встал в стороне и отвернулся. Но когда я ему улыбнулась и предложила свою руку, мальчик взял её, но с грустью. “Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу” (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Ваня улыбнулся и пошёл танцевать со мной. “Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать” (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо.

    На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё. Я играла вместе с детьми, при этом показывала образцы игровых действий. Детей не заставляла выполнять действия, но, видя мою улыбку, они присоединялись. В игре не было никаких предметных атрибутов, игрушек. В игре были свои “условные сигналы”, с помощью которых, дети могли обмениваться для коммуникации. Эти “условные сигналы” выражались в физическом контакте.

    Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.

    2-й этап. Внимание друг к другу

    “Общий круг”

    Я собираю детей вокруг себя. “Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас” (дети садятся в круг). “А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед”. Я заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми

    детьми, я дотронулась до плеча своего соседа, предложив ему поздороваться с ребятами.

    Из семи детей сложно было лишь Ване, он здоровался хаотично, и не со всеми. Остальные дети не торопясь, выполнили задание.

    “Найди своего брата или сестру”

    Собрав детей вокруг себя, я говорю: “Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней, они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверёнышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детёныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята - мяукать, щенки - скулить, телята -мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку”. Я завязываю детям глаза и шёпотом говорю каждому, чей он детёныш и какие звуки он должен издавать. Роли распределила так, чтобы в группе было по 2 детёныша каждого из животных. Дети ползают по полу, “говорят” на своём языке и ищут другого ребёнка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, я развязала им глаза и предложила познакомиться с другими парами детёнышей. Дети ползали по группе и знакомились друг с другом, говоря каждый на своем языке.

    Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. В процессе игр слабое внимание было у Саши, т.к. он сосредоточен на себе и своем “Я”. Но, не смотря на это, он отвлекался от такой фиксированности на собственном “Я”. Старался выполнить задание, успешное выполнение которых требует внимания к детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и прочее.

    3-й этап. Согласованность движений

    “Лепим скульптуры”

    Я помогаю детям разделиться на пары, а затем говорю: “Пусть один из вас будет скульптором, а другой -глиной. Глина -очень мягкий и послушный материал. Сейчас я дам каждому скульптору фотографию его будущей скульптуры, не показывайте её партнёру. Внимательно посмотрите на свою фотографию и попробуйте вылепить из своего партнёра точно такую же статую. При этом вы не можете разговаривать, ведь глина не знает языка и не может вас понять”. Я раздала детям фотографии различных статуй и памятников. Выбрала одного ребёнка и начала “лепить” из него скульптуру, предварительно показав всем детям фотографию своего будущего памятника. После этого дети “лепят “ самостоятельно, я следила за игрой и подходила к ребятам, у которых что-то не получалось. Затем дети показали свои скульптуры мне и ребятам. После этого я вновь раздала фотографии, и дети поменялись ролями.

    “Составные фигуры” Я рассадила детей вокруг себя и говорю: “Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был-видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?” и т.д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Я помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди -хобот. За ним -голова, по бокам -уши и т.д. Когда слон составлен, я предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке был изображен кот, собака, лиса. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных.

    Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. У детей было заметно внимание к сверстникам. Они действовали с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Чувство общности, сплочённость действий. Направленное внимание на другого ребёнка и создало согласованность движений. Единственная проблема наблюдалась в том, что Саша хотел быть головой. Чтобы не нарушить игру, пришлось пойти ему на уступки.

    4-й этап. Общие переживания

    “Злой дракон”

    В начале игры я предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Когда дети заняли места в домике-коробке, я говорю им: “В нашей стране -большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается быстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться”. Я хожу между домами, изображаю дракона, устрашающе вою. Угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему.

    “Скалолазы”

    На полу обозначается небольшой круг таким образом, что дети могут поместиться в нём, только крепко прижавшись, друг к другу. Я говорю: “Вы –скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

    Мы - скалолазы, до верха дошли,
    Ветра проказы нам не страшны.

    Запомнили песню? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись, друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал”.

    Этот этап состоял из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом.

    5-й этап. Взаимопомощь в игре

    “Старенькая бабушка”

    Я делю детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисую мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда, сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

    “Живые куклы”

    Я разбиваю детей на пары. “Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней”. Я предлагаю понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом я предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями. На данном этапе стало возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, я предварительно создала в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Даже агрессивные дети сопереживали друг другу, помогали и поддерживали сверстника.

    6-й этап. Добрые слова и пожелания

    “Добрые волшебники”

    Дети сидят в кругу. Я рассказываю очередную сказку: “В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?” Выбрала детей быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

    “Комплименты”

    Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: “ у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех”. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!”. Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

    “Конкурс хвастунов”

    Дети сидят в кругу. Я говорю: “Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств”. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости я могу высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, я наградила победителя маленьким призом бумажная медаль “Лучший хвастун”.

    После того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов, в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера. Я провела игры специально направленные на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Активность детей превысила все границы. Столько интересных комплиментов дети высказали в адрес сверстника. Но какие нежные и добрые слова я услышала в свой адрес, это было выше всяких похвал.

    7-й этап. Помощь в совместной деятельности

    “Закончи рисунки”

    Дети сидят в кругу. У каждого - набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Я говорю: “Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам”. Дети начинают рисовать любую картинку, затем по моему хлопку передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал на каждом общем рисунке.

    “Мастер и подмастерья”

    Я делю детей на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Я говорю: “В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги”. Дети начинают работать. После того как работы готовы, устраивается выставка.

    “Общая картина”

    Я приношу большой лист ватмана и говорю: “Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим, друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!” Дети выполняют работу, я им помогаю. На данном этапе я провела игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети делились со сверстником, помогали ему в процессе совместной деятельности.

    Занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, в игре “Мастер и подмастерья”, где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья всячески помогали ему (при аппликации - вырезали необходимые детали, лепили отдельные детали, подыскивали элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

    Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Поиграв с детьми в три-четыре игры, я переходила к начальным играм следующих этапов. Я выбирала именно те игры каждого этапа, которые соответствуют нашим возможностям и интересам наших детей. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просили повторить какую-нибудь игру. В таких случаях я игре посвящала первую половину занятия, а новую игру оставляла на вторую половину.

    Игры на непосредственное взаимодействие способствовали актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращало возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

    Опыт проведения игр показал достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от меня меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от меня ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. По словам родителей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты.

    Игротерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.

    Попытка диагностировать и корректировать уровень общения и взаимоотношений воспитанников дошкольных групп детских садов с помощью игровых методов, как показывает опыт многих исследователей, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить основные параметры общения, межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста.

    Данные результаты дают основания внедрять разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений во всех группах дошкольного учреждения.

    Поговорим о доброжелательности, это наша тема сегодня. Расскажем о значении, синонимах, а также о том, почему сначала людям все же лучше верить.

    Значение

    Чтобы понять существительное «доброжелательность», нужно обратиться к соответствующему прилагательному. Словарь говорит нам, что значение последнего следующее: «Желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный».

    Соответственно, существительное «доброжелательность» - это определенное качество личности или общения с определенным человеком. Есть такие люди на свете, которые изначально ко всем настроены благожелательно до той поры, пока человек их не разочарует. Такое случается довольно часто. А бывает и так, что человек не разочаровывает, тогда доброжелательность - это качество, которое сохраняется на долгие годы. Можно даже сказать, что это мерило отношений: если с некоторыми людьми человеку удается ладить, другими словами, сохранять к ним расположение, то таких приятелей стоит ценить, ибо дружба - это редкая птица, особенно во взрослой жизни.

    Синонимы

    Конечно, разбор значения слова «доброжелательность» не будет полным без лингвистических аналогов. Мы не может их пропустить, поэтому вот они:

    • расположение;
    • благосклонность;
    • благожелательность;
    • приветливость;
    • обходительность;
    • дружественность;
    • дружелюбность.

    Много замечательных слов есть в русском языке, чтобы заменить при случае наш объект исследования, и все они будут выражать благосклонное отношение к человеку или людям.

    Например, неплохо, если молодой учитель благожелательно настроен к своему первому классу. Конечно, педагог - это работа на износ, и когда наступит время, он, может быть, устанет сильно от работы и ее рутинности, но пока у него есть энтузиазм - будет и доброжелательность, это довольно очевидно.

    Почему надо быть добрее?

    Благожелательность - ценное качество, когда дело касается общения. И животные, и люди любят ласку. Нет ничего плохого в том, чтобы быть добрее друг к другу. Другое дело, что люди звереют от нехватки денег, бесконечной гонки и конкуренции. Прямо скажем: современный мир - это не лучшая почва для вежливости и расположения. Но все равно нужно быть тактичным, правда, это бывает сложно.

    Но ничего, ведь трудности закаляют. Оттолкнуть человека просто, а затем убедить его в том, что вы человек неплохой - трудно. Поэтому лучше начинать с доброжелательности - это беспроигрышный вариант. Если что-то пойдет не так, то всегда можно уклониться от общения с тем или иным человеком, но людям нужно давать хотя бы один шанс.

    Каждый из нас повседневно общается с различными людьми, отличающимися друг от друга темпераментом, характером. Для нас самих и для окружающих важно сохранить доброжелательные отношения, что положительно сказывается на психике, а психическое спокойствие весьма важно для здоровья и долголетия. Это отмечено еще в книге о старости, принадлежащей перу начальника Высшего Медицинского управления в России (1760 г.) Иоганна Фишера. Автор пишет: «Нужно признать, что отсутствие душевного спокойствия гораздо более способствует укорочению жизни, чем наличие всех благоприятных факторов - ее удлинению».

    Еще в средние века было замечено, что одним из факторов, сокращающих жизнь, являются такие чувства, как страх, печаль, уныние, малодушие, зависть, ненависть.

    В прошлом веке отечественные клиницисты говорили о психических травмах (длительные сильные аффекты, горе, страх и т. п.) как причинах болезней (М.Я. Мудров, В.М. Монасеин, А.А. Остроумов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин). А. И. Яроцкий указывал, что острыми заболеваниями, например, нередко заболевают в момент тяжелых душевных переживаний.

    И. П. Павлов также отмечал, что нервную систему поражают слишком сильные или сложные раздражители, которые могут вызвать различные болезни. Одним из таких раздражителей является слово. «Слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет, а потому может вызвать все те же действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения». Эти положения И.П. Павлова находят подтверждения в жизни. Мы все знаем, как словом можно обидеть человека. Слово, неосторожно сказанное врачом, может вызвать тяжелые переживания, привести иногда к осложнению заболевания. Напротив, умелое использование слова врачом, медицинским персоналом и окружающими в повседневной жизни часто оказывает лечебное действие, и медикаменты, назначаемые врачом с добрым напутствием, действуют эффективнее. Для предупреждения любых заболеваний необходимо всячески беречь нервную систему и с малых лет воспитывать свой характер. На этом настаивал еще Богомолец; он говорил, что чрезмерная раздражительность, ведущая к склоке, сокращает жизнь. Как правило, долголетние люди на жизнь смотрят оптимистично, отличаются жизнерадостностью, общительностью, приветливо относятся к окружающим людям, любят природу, не поддаются унынию и мрачному настроению; черствых, нелюдимых и злых среди них нет. Каждый человек должен вырабатывать в себе гуманное и доброжелательное отношение к окружающим, укреплять и развивать у себя чувства товарищества и коллективизма.

    Для того чтобы поддерживать душевное равновесие, очень важно найти для себя полезный и увлекательный труд, а в свободное время посещать театры, концерты, читать хорошие книги, встречаться с интересными людьми, участвовать в танцах и играх. Все это способствует поддержанию хорошего настроения.

    Мелкие психические травмы, накапливаясь, как ржавчина разрушают сосуды, повреждают органы и создают наклонность к другим заболеваниям. Всякие неприятности в жизни угнетают человека, вызывая тоску, горе, уныние, печаль, а иногда злобу и ненависть. Они часто повреждают нейрогуморальный аппарат, ослабляют защитные механизмы в организме и создают наклонность к ангинам, гриппу, дерматитам, даже раку. Медики давно отмечали, что возникновение рака часто связано с отрицательными эмоциями, угнетением. М.К. Петрова в эксперименте на собаках наблюдала рак, дерматиты и другие заболевания, возникающие в результате невроза.

    Приятное слово, хорошее отношение к человеку повышают работоспособность и придают человеку силу и устойчивость к заболеваниям. Хорошее, бодрое настроение важно как здоровому, так и больному. Врачи могут подтвердить, что и тяжелобольные выздоравливают, если они жизнерадостные, приветливые, добродушные и веселые.

    Для всех возрастов полезно хорошее настроение. Состояние психики оказывает влияние на все функции организма. От глубокой древности дошла до нас поговорка: «в здоровом теле - здоровый дух», и можно добавить: «без здорового духа не может быть здорового тела». Значение бодрого душевного состояния для здоровья отмечено давно.

    Гуфеланд писал: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое; он благоприятствует пищеварению, кровообращению, испарению и ободряет жизненную силу во всех органах».

    Однако в повседневной жизни мы часто недооцениваем значение схема, зачастую мы бываем чересчур серьезны, недостаточно шутим, мало смеемся. Смех - это признак здоровья, удовлетворения жизнью, это выражение победы над скукой и житейскими трудностями, это лучший спутник рационального отдыха.

    Большое значение для плодотворного труда и отдыха имеют доброжелательные отношения в семье. Одинокий человек никогда не бывает счастлив, ему нужно участие. Большинство долголетних живут дружной семьей; холостяков среди них мало.

    Учеными установлено, что брачная жизнь способствует долголетию, конечно, если семья основана на взаимопомощи, дружеской поддержке.

    Таким образом, большое значение для долголетия имеет сохранение нормального состояния нервной системы, особенно высших отделов ее, которые обеспечивают нормальное состояние нашего организма в окружающей среде.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.