Мини-проект "Дети и куклы". Театрализованная деятельность детей-дошкольников. Мастер-класс по музейной педагогике в детском саду «Мини-музей кукольного театра Музей театральной куклы в детском саду

Алла Гелашвили
Мини-музей «Театральная кукла»

ПАСПОРТ МУЗЕЯ

Мини- музей

"Театральная кукла » в младшей группе.

Педагог : Гелашвили А. В

1. Паспортные данные мини-музея

2. Положение

4. Аспекты музейной деятельности

5. План работы по созданию музея

6. Характеристика мини-музея

7. Тематический план проведения занятий в мини-музее

8. Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея : «театральная кукла »

Профиль музея : познавательный.

Цель : Главной целью я ставлю развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства .

Задачи :

1. Приобщение детей к миру искусства, миру театра .

2. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок) .

3. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребёнка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Экспонаты :

Перчаточные куклы , Куклы марионетки , пальчиковые куклы , настольный театр , магнитный театр , куклы ручной работы , ширма.

Дата создания мини музея : Октябрь 2016г

Руководитель мини- музея : Гелашвили Алла Вячеславовна- воспитатель группы «Звездочки» .

Структура управления музеем :

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной» , реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями » . Часть слова «мини- » в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини -музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини -музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини -музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

мини -музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности :

Фондовая;

Поисковая;

Научная;

Экспозиционная;

Познавательная.

Оформление музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

На стене расположены полки с крючками, на которых сидят и висят куклы , внизу стоит стол, на котором расположена ширма. Все экспонаты расположены так, что бы дети могли их взять.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

«Музей кукол»

ГБОУ детский сад № 2120.

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием театральных кукол для разнообразной театральной деятельности . Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию у дошкольников творческих способностей театральной деятельности .

2.2. Задачами музея являются :

Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде театрализованной деятельности .

Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3.1. Актив музея проводит следующую работу :

Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;

Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

Обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем воспитатель. Педагогическое руководство работой музея осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего дошкольного учреждения.

4.2. Заведующая рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсий.

4.3. педагог создаёт группы : поисковые, экскурсионные и лекторские.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Подготовительный этап :

Сроки реализации-сентябрь 2016г.

Ожидаемый результат- 1).Определение темы и название музея. 2). Выбор места размещения.

2. Практический :

1).Сбор и изготовление экспонатов (в течение года) .

2). Оформление музея (октябрь. 3) . Работа с детьми (подготовка экскурсоводов) .

Ожидаемый результат-Создание мини- музея .

3. Подведение итогов :

1. Походы в детские театры с родителями . (с октября по май) .

2. Проведение экскурсий в мини музей . (Май) .

Результат : Дети экскурсоводы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Октябрь : 1. Анкетирование родителей.

Задачи : Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

2. Неделя сказок.

Задачи : 1. Закрепление и систематизация знаний детей о сказках,формировать умение пересказывать сказки. 2. Развивать способность к целостному восприятию текста,понимать главные характеристики героев,несложные мотивы их поступков.

участники : родители,руководитель мини-музея ,дети.

Ноябрь : 1. пальчиковый театр (сказка колобок) .

2. Теневой театр (колобок)

Задачи : Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; Учить детей разыгрывать

небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра ;

Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;2. Помочь детям понять ее содержание, способствовать развитию воображения у детей, по силуэту узнавать героев сказки.

Участники : Дети.

декабрь : 1. Беседа «какие бывают театральные куклы » 2. Что такое театр , какой бывает театр .

Задачи :1. Познакомить детей с разными видами театральной игрушки .

Ознакомление детей с приемами кукловождения .

Воспитания любви к театру , умение называть предметы театрального - игрового оборудования.

Участники : Воспитатель, дети.

январь : Теневой театр (репка) .

Задачи : Помочь детям понять ее содержание, способствовать развитию воображения у детей, по силуэту узнавать героев сказки.

Участники : Воспитатель,дети.

февраль :Игра –драматизация «Курочка ряба»

Задачи : Вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.

Участники :Воспитатель,дети.

март :Игра с куклой-марионеткой , придумывание рассказа ребенком. (Собачка Тява в гостях) .

Задача : Развивать воображение, речь, способность управлять куклой марионеткой .

Участники : Воспитатель,дети.

Май :18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних и старших групп.

Задачи :Содействовать развитию эстетического восприятия образцов театральной куклы , способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Участники :Руководитель мини-музея , воспитатели, дети.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ГБОУ № 2120

1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___

2. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ___

3. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ___

4. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ___

5. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ___

6. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ___

7. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к театру и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ___

8. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция?

Всем известно, что дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и первый маленький жизненные урок. Сказка формирует у малыша на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Именно через сказку ребенку становятся доступны знания об окружающем его мире, взаимоотношении людей.

«Сказка ложь, да в ней намёк» гласит народная мудрость, которой следуют сотрудники Златоустовского городского краеведческого музея при разработке мероприятий для самых маленьких посетителей. Именно посредством волшебных сказочных образов в стенах музея происходит обогащение краеведческих познаний дошколят. Через сказку выстроены яркие театрализованные экскурсии, этнографические мероприятия, интерактивные музейные занятия для малышей. С 2017 года перечень информационно-развлекательных услуг для воспитанников детских садов пополнился по-настоящему сказочным мероприятием – кукольным театром в музее. И этот новый музейный проект быстро приобрёл популярность среди дошкольных учреждений города.

Стартовым спектаклем, в котором для малышей оживают куклы, стала сказка «Волшебный Урал-меч». С неподдельным интересом ребята в ходе представления следят за путешествием в город мастеров Златоуст храброго Егорушки, который во что бы то ни стало, намерен отыскать волшебный меч для истребления Змея Горыныча. И как в любой сказке, в этой волшебной истории добро побеждает зло. Легендарный мастер-оружейник Иван Бушуев дарит главному герою сказки Урал-меч, с которым отважный Егорушка одерживает победу над истребляющим деревни и города русские трёхголовым змеем. Казалось бы, всё как в любой сказке, да не всё! Сказка-то музейная! И поэтому совсем не случайно храбрецу на его пути встречается известная в Златоусте по сказам П.П. Бажова Огневушка-Поскакушка, которая и указала ему дорогу в славный город оружейников. Благодаря другим персонажам сказки, таким как щука и змейка, маленькие зрители узнают о камне Авантюрин, который встречается на Таганае, и о том, как бобры ловко строят прочные плотины. В каждом эпизоде кукольного спектакля ненавязчиво вкраплены элементы краеведческого материала, что придаёт мероприятию не только развлекательный, но и важный информационный оттенок.

В преддверии праздника Дня Победы сотрудниками музея был разработан ещё один кукольный спектакль. В сказке «Каша из топора» солдат, возвращающийся с войны в родной город Златоуст, оказывается в гостях у Бабы Яги. Солдатская смекалка помогает перехитрить ему недобрую старушку и пообедать наваристой кашей, сваренной из её запасов. В благодарность служивый человек помогает бабушке по хозяйству в то время, как ведущая рассказывает маленьким зрителям о златоустовских героях, воевавших с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны и их подвигах. Насыщенное фотоматериалами и информацией о самоотверженности советских солдат мероприятие не оставляет равнодушными ни подрастающее поколение, ни взрослых. Данное мероприятие, в отличие от сказки «Волшебный Урал-меч», проводится сотрудниками златоустовского музея, как на базе детского сада, так и в стенах храма истории.

В связи с возрастающей популярностью такой формы работы музейщиков с маленькими посетителями как кукольный театр, в планах у сотрудников музейного учреждения разработка и сценариев других спектаклей.

Проект
Мини – музей «ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУКЛЫ»
Автор проекта: Воспитатель Хромова Мария Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №30
Цели: Приобщение дошкольников к миру искусства. Ознакомление детей с разными видами театра. Развитие творческих способностей детей. Развитие коммуникативных качеств личности ребенка.
Тип проекта – творчески-игровой.
Продолжительность – длительный (сентябрь-май)
Возраст детей – 5-6 лет
“Театр – это волшебный мир
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей…” Б.М.Теплов
Задачи:
Воспитательные. Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества, создать позитивный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Развивающие. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Обучающие. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап - определение темы, разработка цели и задач, сбор информации, использование компьютерных технологий, подбор художественной литературы и иллюстративного материала, заготовки кукол. Основной этап – проведение игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «Театральные куклы», книг «Сказки для детей дошкольного возраста». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Заключительный этап - подведение итогов.
(Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других.)
Совместная деятельность:
1.Чтение художественной литературы: русских народных сказок « Теремок», « Колобок», «Кот, лиса и петух», Л. Толстой « Три медведя», Ш. Перро «Красная Шапочка», С. Михалков «Три поросенка» и др.
2. Беседа « Моя любимая сказка».
3. Познавательно речевое развитие: наглядно дидактические пособия: « Колобок», « Теремок», « Три медведя».
4. Художественное творчество. Сюжетное рисование. Тема: «Лиса и колобок», «Снегурочка», «Животные- герои сказок», «Веселый Петрушка». 5. Художественное творчество. Лепка. Тема: « Герои сказок», «Веселый Клоун», «Красно-солнышко»
6. Художественное творчество. Аппликация. Тема: « Подснежники», «Домики трех поросят».
7. Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги. Тема: «Игрушки для пальчикового театра».
8. Дидактические игры: « Помоги мишутке найти свою тарелку», « Кто живет в лесу?», «Найди игрушку», «Узнай героя сказки по описанию», «Путешествие по сказкам» и др.
9. Дыхательная гимнастика « Насосы», « Рычание медвежонка », « Подуем на плечо».
10. Музыкальная психогимнастика: « Мы едем, едем, едем», « медведи», «дождик»
Самостоятельная деятельность:
1. Игры-драматизации « Теремок», « Колобок», « Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.
2. Самостоятельная художественная деятельность (лепка, рисование, конструирование из разных видов материала) по мотивам любимых сказок.
3. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто скорее», «Гуси, гуси», «Кот и мыши».
4. Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок: «Теремок», «Три поросенка», «Красная шапочка» и др.
5. Самостоятельное рассматривание и обсуждение книг, иллюстраций, репродукций.

Ожидаемый результат:
В процессе театрализованной игры:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, формируется опыт нравственного поведения;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Фея знала свое дело

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушных

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям Фея.

Потому что это-средство

Чтобы вечно помнить детство.

Лариса Рубальская

Во все века люди высоко ценили нравственную и духовную воспитанность человека. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания дошкольников.

Все мы знаем, что игра - это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества.

Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение. Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей.

В связи с этим, учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашей группе кукольный мини - музей.

Наш проект предполагает создание совместных с взрослыми творческих работ (изготовление кукол из ткани, ниток, дерева; оформление фотоальбома «Мой любимый музей», фотовыставки).

Еще одно значение нашего мини музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем мини - музее можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он - творец, а также его родители, бабушка и дедушка. Другими словами мини - музей - это результат совместной работы и общения воспитателей, детей и их семей.

Конечно, значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у ребенка наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданным руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, а также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях

Играем в куклы с малых лет-

Их одевать, варить обед,

Принять гостей, общаться лучше

В театре кукольном мы учим.

Потом мы покупаем кукол дочкам

И снова вспоминаем, между прочим,

Как мы играли в куклы, пусть другие

Не столь шикарные, но все равно родные.

Инесса Федина

Приложение 1

Развлечение для детей средней группы на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Программное содержание:

Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту.

Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Предварительная работа:

Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - из глины (дымковские игрушки), деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).

Чтение книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.

Использование малых форм фольклора в развитии речи.

Знакомство детей с элементами растительного узора.

Оборудование и материалы : куклы, сделанные из разных материалов - деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол), письмо (для сюрпризного момента).

Ход развлечения

(Дети заходят в музыкальный зал по музыку по кругу, змейкой и ручеек - в хоровод)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть вас в нашей уютной зале. Ребята, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а адресовано оно детям группы «Колокольчик», т.е. вам. Вам интересно узнать откуда это письмо?

Дети: Да.

(Воспитатель читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Нам, жителям страны «Кукляндия», стало известно, что у вас в группе есть музей. Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее.

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей?

Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками. (дети проходят на стульчики)

Воспитатель: Ребята, один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам, что они придумали куклу нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка.

Воспитатель: Матрешка это любимый всеми русский сувенир. А наши дети выучили стихи о матрешки и хотят рассказать.

Ребенок:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Да - это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?

Наша кукла непростая,

Наша кукла - составная,

Ловко прячутся друг в дружке

Деревянные подружки.

Давай - ка с тобой

Поиграем немножко,

В матрешке большой

Есть поменьше матрешка.

Эти русские матрешки

Разноцветные одежки

На секреты мастерицы

В старшей прячутся сестрицы

Сколько их там не поймешь

Если младшей не найдешь.

Ой, ты барыня - матрешка

Я возьму тебя в ладошку

Покажи мне тех девчат

Кто внутри тебя сидят

Знает весь огромный мир.

Это русский сувенир.

Воспитатель: Ребята, много рассказали о всеми любимой народной кукле в стихах.

Матрешки - куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними.

Дети поют песню «Во кузнице»

Воспитатель: Посмотрите ребята в нашем музее, есть загадочная барышня. Кто знает, что это за барышня?

Дети: Это дымковская кукла!

Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?

Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.

Воспитатель. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.

Воспитатель: Кого еще делали дымковские мастера мы узнаем из стихотворений.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите - пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете.

Воспитатель: А еще в нашем музее есть вот такая кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться. Что это за кукла? (глиняная) Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет...)

Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И получилась соломенная кукла.

А что мы можем рассказать о соломенной кукле?

Ребенок: Соломенная кукла

Золотистая солома

Без сомненья всем знакома

Словно сказочные феи

Колдовали мы над нею.

Соберём в пучок

И повяжем поясок

Ленточку шелковую,

Розовую новую.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша.

Воспитатель: Давайте и мы поиграем

Игра « Колыбельная» (дети встают в хоровод, один ребенок дерет куклу и имитируют усыпление куклы)

Котя, котинька, коток.

Котя, серенький хвосток,

Приди, котя ночевать

Мою детоньку качать,

Уж как я тебя коту

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

Воспитатель: Ребята, пока наша соломенная кукла спит, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показываю)

Воспитатель: Ребята, почему она так называется?

Ребенок: Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались. Эльза Попова

Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры,

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки - косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

Обереговая кукла - спасала человека от различных опасностей.

Обереги без лица, кажется, незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.

Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.

Кукла Счастья - с длинной косой,

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула -

Успех и удачу к нам притянула!

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символтзировала достаток в доме.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла?

Дети: Эта кукла называется - Пеленашка.

Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.

Воспитатель: А как, именно эта кукла попала в наш музей?

Ребенок: Мы ее сами смастерили.

Воспитатель: Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали. Кукла - пеленашка - это мощный оберег.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

И уже в двенадцать лет девочка умела

Себя «доню» мастерить. Значит повзрослела.

Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла - Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает.

Ребенок:

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

Воспитатель : Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее.

А еще в нашем музее есть вот такая загадочная кукла, о ней вам расскажет Артем.

Спиридон-солнцеворот ждет у наших у ворот,
Солнцу поворот на Лето, а Зима - свое берет.
Лишь на воробьиный скок прибывать начнет денек
и на солнышке погреться сядет Леший на пенек.
Раскричатся снегири, грудки - словно фонари,
значит, с ночи будет ветер вплоть до утренней зари.
Спиридон пришел суров, не жалей, хозяйка, дров!
Без клыков видали Волка, Зимушку без холодов?

Воспитатель : Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндия», знают все о нашем музее. И в благодарность дарят нам вот эти баранки к чаю. Приглашаю всех пить чай с баранками.

Литература:

1. И.А. Бойчук «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Санкт - Петербург, Детство - Пресс, 2009г.

2. Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва; ЦГЛ, «Элизе Трейдинг», 2004г

Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейди к нему на помощь. Участвую в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки.

Тематика и содержите театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостною, непринужденную обстановку в группе.

Учитывая мнения авторов, работающих по теме:“Театрализованные игры дошкольников” (Л. В. Артёмова, Н. Ф. Сорокина), мы решили создать в своей группе мини- проект: “Дети и куклы”. Цель проекта: последовательно знакомить детей с различными видами театра, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Вид проекта: творческиё, групповой, комплексный. Взаимодействие педагогов: воспитатели ДОУ, специалисты ДОУ, специалисты ДК “Динамо”. Продукт совместной деятельности: театральные гостиные, кукольные представления, игры- этюды, игры – фантазии, импровизация мелодий, движений, интонаций.

Работа по мини проекту осуществляется на базе средней группы “Улыбка” второй год по трём направлениям: “Развивающая среда”, “Дети”, “Взрослые”.

Первое направление- формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • Настольный театр
  • Театр резиновой игрушки
  • Театр мягкой игрушки
  • Костюмы
  • Декорации
  • Театр конусной игрушки
  • Куклы- бибабо
  • Теневой театр
  • Театр “Варежка” и др.

Второе направление- это работа с детьми. Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную (2 раза в неделю проводиться кружок театрализованной деятельности), так и самостоятельную. Это:

  • Игровое творчество
  • Песенное творчество
  • Танцевальное творчество
  • Импровизация на детских музыкальных инструментах.

При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать.

Третье направление- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ, специалистами театрального кружка ДК “Динамо”. Она включает в себя:

  • Совместное посещение театров семьями и группой
  • Музыкальные, литературные гостиные
  • Выставка театров разного вида
  • Создание мини музея игрушек сделанных своими руками
  • Совместное выступление детей и их родителей
  • Выступление кукольного театра ДК “Динамо”
  • Семейные мини-спектакли
  • Изготовление фото альбомов и тд.

Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: “Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняться в творческом воображении и его воплощении”.

Занимаясь с детьми театром мы ставили перед собой цель- сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.