Ювелирное дело в древней руси. Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие

Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.

Ювелирное искусство на Руси имеет богатую историю и уходит корнями в древний быт крестьянских поселений. Интересно, что первыми мастерами по изготовлению таких изделий были женщины. Вот уж кому не надо было заботиться о том, где купить ювелирные украшения.

В те времена изготавливали разные виды ювелирных украшений. Процесс проходил следующим образом - женщины искусно плели из провощенных шнуров красивые изделия, покрывали их глиной и после сушки отжигали в специальной печи. На место выжженного воска заливали расплавленное серебро или бронзу. Получались серебряные ювелирные украшения или затейливые изделия из бронзы. Выглядели они так, как будто их сплели из металлической нити.

Если в дохристианской Руси ювелирное ремесло было уделом женщин, то уже в Х веке литьем занялись мужчины, используя каменные и глиняные формы. Кроме литья, появляются гравировка и чеканка, а с ними и настоящие авторские ювелирные украшения.

Представители каждого племени привносили в изготовление украшений что-то самобытное, свойственное только им. Наглядный тому пример - височные украшения «колты». Женщины вплетали их в волосы или прикрепляли к головному убору - до трех штук на каждом виске.

Золотых и серебряных дел мастера, переселившиеся со временем в города, осваивали узоры и техники, пришедшие с севера и востока. Искусно соединяя традиции предков с новыми знаниями, ювелиры сохраняли собственный неповторимый колорит, поражая своими произведениями не только своих, но и наших современников. Это диадемы и короны, бармы, гривны, колты, браслеты, кресты, пряжки.

В те далекие времена страна испытывала влияние сразу нескольких развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской) (рисунок 3,4). Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы.

Отдельные памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность - о них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвященные культуре домонгольской Руси.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Рисунок 3. Подвеска Рисунок 4. Шапка русского царства и венцы царские

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики, оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому - польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Во времена Руси произошел расцвет художественных ремесел, особое место среди которых заняла обработка металлов, а именно ювелирное дело. Его центром стал Киев. Основы для металлических изделий изготовлялись при помощи техники литья, позволявшей создавать уникальные или массовые изделия. Первые изготовлялись с применением восковых моделей, а вторые при помощи каменных формочек.

Особое распространения в это время получили золотые и серебряные изделия, которые выполняли в различных техниках. За счет употребления техник, именуемых скани, накладная и ажурная, создавался динамичный и легкий рельефный орнамент. Сканные узоры, как правило, содержали мотивы круга, ромба и треугольника.

XXII-XIII в.в. - период наибольшего процветания ювелирного искусства на Руси. Тогда мастера овладели множеством новых техник - это и «зернь», и «скань», и «филигрань». Благодаря им они научились изготавливать удивительные украшения, например, плетеное оригинальное кольцо из серебра или фигурные серьги. Появляются новые, неизвестные прежде стили ювелирных украшений.

Искусность старинных мастеров трудно переоценить. В Русском музее хранятся древние колты из серебра. Они выполнены в виде овального щитка, украшенного шестью конусами. На каждом таком конусе напаяно 6 тыс. маленьких колечек, а на каждое серебряное кольцо напаяна зернь, то есть 30 тыс. серебряных зернышек на одном только колте. Современные ювелирные украшения могут лишь отдалённо напоминать те, что делали когда-то наши предки, хотя есть и такие, которые точно подпадают под понятие «славянский стиль».

Ювелирное искусство Древней Руси

Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (10, начало 13 столетия), поражая своей красотой европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.

В те далекие времена наша страна испытывала влияние сразу нескольких развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской). Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы.

Отдельные памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность - о них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвященные культуре до монгольской Руси. Более всего знаменита "Черниговская гривна", или "гривна Владимира Мономаха". Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне - архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: "Господи, помоги рабу своему Василию". Это был подлинный христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии, в до монгольское время украшения подобного рода не были редкостью. "Черниговская гривна" выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне, скорее всего, княжеского происхождения.

Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города.

Медальон нашли в 1821 г., недалеко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества. Надпись, указывающая на личность владельца - Василий, - подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053-1125), которому при крещении было дано имя Василий сделаем оформление мест продаж.

Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны - история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших "Черниговскую гривну" или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности "проговаривались" о своих творцах. Так, кратеры - драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII в., княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г., заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями.

Уже к 20-м гг. XX в., почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром. К сожалению, эта величайшая святыня и признанный шедевр ювелирного искусства была утрачена во время войны 1941-1945 гг.

Другим шедевром древнерусского ювелирного дела является шлем Ярослава Всеволодовича, в настоящее время украшающий одну из витрин Оружейной палаты Московского Кремля: сейчас его железо уже проржавело, и лишь серебряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На накладках, украшающих верх шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком художественном уровне. История самого шлема связана с важными политическими событиями.

Уже в ту далекую эпоху ювелирное искусство прочно вошло в быт обычных людей: известно, что восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах - монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, напоминающую завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.

Горожанки XI-XIII вв., больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г., близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII - начала XIII в.

Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью, она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры. В 1887 г., на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов, которые были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дорогие, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями богатого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесенная на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в., хранится в Государственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. древнерусский искусство культура

Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в., началось его медленное возрождение.

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань) .

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни) ). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз - они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь - это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения - также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами - , зародившейся еще в XVII веке в Японии.

"Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого"

Кафедра отечественной истории

РЕФЕРАТ

на тему: «Ювелирное дело в древней Руси.

Обзор ювелирных техник»

по дисциплине «Города древней Руси: занятия, быт и культура»

ВЫПОЛНИЛА:

студентка группы 1231

ПРОВЕРИЛА:

Заведующий отелом изучения

Новгородской земли,

Великий Новгород

Введение……………………………………………………………….……3

1. Литейное дело……………………………………..………..……………7

1.1. Литейное дело в древнерусской деревне…………..……….…….7

1.2. Техника литья в древнерусском городе……………….………...10

2. Ковка и чеканка……………………………………………….………..13

3. Тиснение и штамповка серебра и золота……………………………..19

4. Чернь, позолота и инкрустация………………………………………..23

4.1. Чернь……………………………………………………………….23

4.2. Инкрустация……………………………………………………….27

4.3. Техника позолоты…………………………………………………28

5. Волочение проволоки, филигрань и зернь……………………………29

Заключение……………………………………………....………………..34

Список использованной литереатуры…………………………………...36

ВВЕДЕНИЕ

Ювелирное искусство – это изготовление художественных изделий из драгоценных (золота, серебра, платины), а также некоторых цветных металлов, часто соединяемых с ценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарем, перламутром, костью и т.д.

Ювелирное искусство начиналось с украшений, которые изначально делались из кости, морских ракушек и т.п. Но в VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механической обработки самородного камня. Это стало поворотным пунктом в истории украшений. А в V тыс. до н.э. появляется высокотемпературное плавление меди в горнах и технику литья. Ювелирное искусство начинает стремительно развиваться.

В Киевской Руси центром ювелирного дела стал Киев, но ненамного уступали ему такие города, как Великий Новгород, Смоленск, Псков, Чернигов, Тула и т.д.

Данная работа посвящена обзору основных ювелирных техник, таких как литье, ковка, чеканка, тиснение, чернь, позолота, инкрустация, волочение проволоки, филигрань и зернь. Я не буду касаться каких-либо территориальных особенностей исполнения этих техник, так же как и не буду глубоко вдаваться в их подробности.

Теперь я вкратце коснусь историографии вопроса.

В середине XIX века Иван Егорович Забелин написал работу «О металлическом производстве в России до конца XVII столетия», но это исследование заключало в себе достаточно мало материалов по раннему периоду.

К концу XIX в. материала накопилось столько, что он мог быть обобщен; его обобщением занялся. Сначала его внимание было обращено только на предметы с перегородчатой эмалью, а в дальнейшем было распространено и на все городское ювелирное искусство в целом.

Совместно с Кондаков написал шеститомную историю русских древностей.

Продолжая работы Забелина, Кондаков очень внимательно изучил эмальерное и ювелирное дело, его технику, датировку отдельных вещей. Кондаков защищал русскую культуру от нападок со стороны норманнистов и доказывал существование высокоразвитого русского ремесла, но при этом нередко впадал в излишнее увлечение византийским влиянием.

Выходило много работ, посвященных ремеслу на Руси, но все они слабо раскрывали ювелирное искусство и, часто, материал в них был очень скуп, а иногда даже очевидно неверен.

В начале XX века вышла в свет работа чешского слависта, который посвящает древнерусскому ремеслу специальный раздел. Хронологически работа Нидерле охватывает только домонгольский период, а территориально - все славянские земли. Глава, посвященная ремеслам у славян, распадается на следующие части:
1. Добыча металлов.
2. Обработка металлов (железо, медь, серебро, олово).
3. Ювелирное дело (скань, зернь, работы по золоту).
4. Техника инкрустации из стекла и камня.
5. Эмаль.
6. Керамика.
7. Обработка дерева.
8. Прядение и ткачество.

Нетрудно заметить, что в этой книге уже достаточно большое место отводится ювелирному искусству. Но, к сожаленью, этот труд не заметила русская историческая литература.

Большую работу по обследованию и изучению городищ проделали Украинская и Белорусская Академии Наук. В результате всех этих работ были открыты десятки ремесленных мастерских. Первой работой, обобщившей в известной мере новый материал по русскому ремеслу IX - XII вв., является статья , в которой указывались конкретные пути отделения ремесла от земледелия и его дальнейшего развития в пределах Владимиро-Суздальской и Смоленской земли.

В 1936 г., через 40 лет после напечатания I тома «Русских кладов" , вышли в свет подготовленные им для II тома цветные таблицы, воспроизводящие ряд древнерусских ювелирных изделий. Текст к ним был написан. Но Гущин занимался почти исключительно стилем вещей, совершенно игнорируя технику их изготовления.

Специально технологическому исследованию новгородских ювелирных изделий из раскопок 1951 – 1958 гг. посвящена работа . Исследовательница выявила наборы инструментов и приспособлений новгородских ювелиров, установила их технические приемы, установила хронологию этих приемов.

Безусловно, с течением времени исследований становилось всё больше и они заключали в себе все более ценные материалы и выводы, поэтому я остановлюсь на наиболее крупных исследователях.

В 1958 году выходит книга «Ремесло Древней Руси». Это очень полное исследование, в котором огромное место отводится ювелирному ремеслу, автор, говоря об отдельных техниках, иногда делит исследование на 2 части: городскую и деревенскую, отмечая ряд существенных различий между ними. Собственно, именно это исследование является основой данной работы.

В 1981 году выходит в свет книга «Ювелиные изделия Древнего Новгорода (X – XV вв.)». Эта исследовательница предпочла разделить свою книгу на главы по видам украшений. Книга достаточно обильно снабжена иллюстрациями, что способствует восприятию материала.

в 1986 году выпускает книгу «Черневое дело Древней Руси». Татьяна Ивановна, как и Мария Владимировна, разделила свою книгу на главы по видам украшений. Исследование содержит часто новую и достаточно полную информацию о черневом деле.

А за год до работы Макаровой издается сборник «Древняя Русь. Город. Замок. Село». В этой книге шестую главу, посвященную ремеслу, написал. Несколько листов в этой главе отводится обработке цветных металлов. Информация представлена сжато, но, не смотря на это, охватывает довольно широкую часть техник ювелирного дела.

Теперь коротко об источниках ювелирного дела Древней Руси.

Для времен господства язычества основными источниками являются материалы из курганных могильников.

С принятием христианства пышные языческие похороны исчезли.

На смену курганам приходят клады драгоценностей, зарытые во время опасности в землю. Сохранность вещей и их комплексность в кладах значительно лучше, чем в курганах, но клады как исторический источник обладают и рядом особенностей.

Состав кладов пестрый; в них встречаются вещи разных эпох, но преобладают все же вещи более близкие ко времени жизни последних владельцев клада.

Не менее важными, чем клады украшений, являются раскопки ремесленных мастерских.

1. ЛИТЕЙНОЕ ДЕЛО

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. К золоту, ввиду его высокой стоимости, эта техника, требовавшая массивности предметов, почти не применялась за исключением маленьких поделок. Принципиальных отличий литье меди, бронзы , латуни, серебра, биллона и других сплавов не представляет. Литье было основным приемом обработки металла деревенскими «кузнецами меди и серебру».

1.1. ЛИТЕЙНОЕ ДЕЛО В ДРЕВНЕРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ

Литьё – это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще со времени бронзового века. Металл расплавляли в глиняных тиглях при участии мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или сплав металлов) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование «льячка» (от глагола «лить»). Льячки чаще всего делались с носиком для слива расплавленного металла и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять.

Льячку с металлом подогревали на огне, а затем жидкий металл наливали в литейную форму, необходимо было заполнить металлом все ее углубления. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее литейную форму.

Разнообразны формы и объемы древнерусских тиглей. Емкость тиглей колебалась от больших объемов в 400 куб.см до маленьких в 10 куб.см. Тигли могли быть круглодонными или остродонными, реже – плоскодонными. Наиболее распространенными были конусовидные тигли с округлым дном. Тигли делались из глины с примесью песка и шамота.

Основные виды литья (По):

1) литье в жестких формах (преимущественно в каменных);

2) в пластичных формах (глина, песок, формовочная земля);

3) по восковой модели с сохранением формы,

4) по восковой модели с потерей литейной формы.

Почти все литейные формы были односторонними. Такие формы прикрывались сверху гладкими плитками, чаще всего сделанными из известняка. Лицевая сторона предметов, произведенных в такой форме, была рельефной, а оборотная (прикасавшаяся к каменной плитке) - гладкой.

Литье могло производиться в односторонних формах и без гладкой крышки, а прямо в открытых формах.


Венец с оклада иконы "Богоматерь Боголюбская". Фрагмент
Конец 14 - начало 15 века
Золото, драгоценные камни, жемчуг; скань, зернь
Высота зубца 11,5 см; ширина зубца 8 см

Москва
Россия


Браслет - запястье
4 - 5 век
Золото, стекла; плетение, литье
Длина 22 см

Москва
Найдено в 1927 году на территории Курской области, в верховьях реки Сунжи, в богатом захоронении. Интересно, что плетеные запястья в этот период встречаются гораздо реже, чем браслеты из согнутого гладкого дрота

Гривна
Вторая половина 11 века
Золото

Москва
Предположительно принадлежавший киевскому князю Владимиру II Мономаху. На лицевой стороне - архангел Михаил, на оборотной - горгона. Чернигов

Бармы. Фрагмент
12 век
Золото, жемчуг, драгоценные камни; эмаль, скань, зернь
Диаметр блях от 7,5 до 12,5 см; 9,10 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Медальоны и ажурные бусины, из которых составлены бармы, были найдены в разрозненном виде

Височные кольца
12 век
Золото; чеканка, скань, зернь
4,3 х 4,3 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь
Один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору. Восходит к древней славянской культуре VII - VIII веков

Звездчатый колт
12 век
Серебро; литье, скань, зернь
Высота без подвески 11 см; ширина 10 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Колт
12 век
Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль, скань, зернь
Диаметр 12,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Перстень-печатка
12 век
Золото
Государственный Русский музей
Москва
Принадлежал знатному русичу

Подвески
12 - 13 век
Золото; чеканка, скань, зернь, эмаль
Высота 4,0 см; ширина 2,3 см; длина 2,3 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь

Браслет
Конец 12 - начало 13 века
Золото, чеканка, скань
Длина 6,3 см, Ширина - 2,1 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь

Резной образок с изображением Св. Тимофея
13 век
Камень, серебро; скань

Москва
Россия

Шапка Мономаха
Конец 13 - начало 14 века
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка
Высота 18,6 см; окружность 61 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Крест
13 - 14 век
Серебро; скань

Москва
Россия


Ковчег-мощевик
14 век
Серебро; резьба, золочение
Высота 11 см; ширина 10,4 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Образок
14 век
Камень, серебро; скань
Государственный Исторический музей
Москва
Россия

Цата с тремя подвесками
Конец 14 - начало 15 века
Золото, сапфиры, изумруды, турмалины, альмандины, перламутр; чеканка, скань
7,5 х 1,7 см
Государственные музеи Московского Кремля
Москва
Русь

Панагия
16 век
Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг; резьба, эмаль, скань
Высота 16 см; ширина 12 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Шапка Казанская
Середина 16 века
Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь
Высота 24,8 см; окружность 65 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

Оклад иконы
1560
Золото; эмаль, скань
Государственная Оружейная палата
Москва
Россия

Пуговицы
16 - 17 век
Серебро; скань
Государственный Исторический музей
Москва
Россия

Серьги
16 - 17 век
Серебро, жемчуг, гранат
Длина 3,6 см

Санкт-Петербург
Россия

"Большой наряд". Держава и скипетр. Фрагмент
Конец 16 века, около 1600
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех, латы; чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Держава: высота 42,4 см, окружность 66,5. Скипетр: высота 70,5 см, минимальный диаметр 17, максимальный диаметр 25 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия

"Большой наряд". Венец
1627
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение
Высота 30,2 см. окружность 66,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля

Серьги
17 век
Серебро, жемчуг, перламутр, стекло; литье
Длина 5,3 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги
17 век
Серебро, стекло; зернь
Длина 4,5 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги
17 век
Серебро, стекло; штамп
Длина 4,5 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги "голубцы"
17 век
Серебро, стекло; филигрань, позолота
Длина 6,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Серьги "двойчатки"
17 век
Серебро, сердолик, гранат
Длина 7,5 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Крест
Конец 17 века
Золото, драгоценные камни; литье, чеканка, резьба, эмаль
Высота 15,6 см; ширина 10,7 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежал царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

"Шапка Мономаха второго наряда"
1682
Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба
Высота 20,3 см. окружность 61 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия


Шапка Алмазная
1682 - 1684
Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль
Высота 28,3 см. окружность 65 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алтабасная
1684
Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
Высота 24 см. окружность 66,5 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия


Шапка Алмазная
1682 - 1687
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль
Высота 29,5 см. окружность 64 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата
Москва
Россия
Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Пуговицы
17 - 18 век
Серебро; филигрань, зернь, эмаль
Диаметр 1,5 см
Цепь
18 - 19 век
Серебро; литье, эмаль
Длина 80,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Цепь с крестом
18 - 19 век
Серебро
Длина 58,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Цепь. Фрагмент
18 - 19 век
Серебро; литье, эмаль
Длина 80,0 см
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург
Россия

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.