Дошкольное воспитание «Методы и формы активизации родителей как условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в доу. Методы активизации родителей на родительских собраниях нетрадиционной формы проведения

Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Многие специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДОУ. Обнаруживаются противоречия между признанием приоритета семейного воспитания , которое требует иных взаимоотношений семьи и педагогов дошкольного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса (между родителями и педагогами ДОУ).

Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий.

Новизна выполненного мною педагогического исследования заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей.

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

Мои наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу “как меня воспитывали”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.

Таким образом, основной идеей моей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье.

II. Основная часть

1. Основные задачи работы

Чтобы реализовать эту идею, я поставила целью своего исследования разработку системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.

В исследовательской деятельности мною за основу были взяты труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, И.О. Пастухова. В данных источниках даются рекомендации и приемы решения вопросов организации детей, взаимодействия родителей и воспитателей, приводятся наглядные примеры осуществления совместных действий ДОУ и семьи.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;
  2. Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
  3. Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

В решении этих задач я использовала следующие направления:

Изучение семьи ребенка , ее индивидуальных особенностей. Важной формой осуществления контакта с родителями стала индивидуальная работа, где обязательным условием я поставила – соблюдение педагогического такта и гибкости;

– Составление социального паспорта семьи (по методике О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой) позволило спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

1 – тип семьи: 84% – полные семьи, 4% – неполные семьи, 8% – многодетные семьи, 4% – семьи, находящиеся в разводе.
2 – занятость родителей: 88% работающие, 12% – безработные.
3 – образование родителей: 65% – высшее образование, 35% – среднее специальное.
4 – бытовые условия: 70% семей имеют хорошие бытовые условия, 30% – живут в средних условиях.

В дальнейшем эти данные позволили спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Анкетный опрос родителей позволил выявить уровень их педагогических возможностей, методы воспитания, виды поощрения и наказания, источники педагогических знаний, используемые в семье (методика С.В. Глебовой).

Составление алгоритма взаимодействия с семьей. Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия:

  • Поиск контактов при первой встрече;
  • Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;
  • Установление общих требований к воспитанию ребенка;
  • Упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • Реализация индивидуального подхода;
  • Совершенствование педагогического сотрудничества.

Составление плана работы с семьей.

План работы включает в себя:

– Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов (по запросам родителей);

– Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д.

– Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

2. Формы взаимодействия с родителями

Содержание работы по данной теме реализовала через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Здесь я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, мы старались активизировать родителей.

Родительские собрания – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

Традиционные родительские собрания мы решили сделать интересными, творчески подошли к их подготовке и увидели положительные результаты. Родители на наших родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Собрания мы проводим как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний круглого стола. Рубрики разные: “Советы специалиста”, “Говорят дети”, “Это интересно”, “Справочное бюро”, “В кругу семьи”.

Мы стараемся вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т.д. В период подготовки к мероприятию заранее формулируем проблемную тему (“Почему ребенок не слушается?”, “Можно ли обойтись без наказания”). Но при этом мы не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы.

Памятки для родителей – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей.

Использую в своей работе тематические консультации . Работает в группе схема “Спрашивайте – отвечаем”, т.е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная.

Наглядно-информационные стенды – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: антропометрические данные детей, режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое.

Наряду с традиционными формами взаимодействия, я использую в работе и нетрадиционные:

– Информационно-аналитические – это изучение семьи, т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т.д.

– Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках.

– Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток-шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

– Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

“Дни открытых дверей” – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Мы стремились не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещали дошкольное учреждение, знакомились с жизнью ребенка в детском саду, видели, как он занимается, отдыхает, общались с его друзьями. Родители участвовали в детских играх, получали мастер-класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними беседовали специалисты дошкольного учреждения. Все это помогло нашим родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях.

Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

3. Методы активизации родителей

В процессе той или иной формы я использовала в работе методы активизации родителей.

Они направлены:

  • на возникновение интереса к обсуждаемому материалу;
  • на желание родителей активно участвовать в обсуждении этого материала.

Это, прежде всего:

  • постановка дискуссионных вопросов;
  • предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения;
  • приведение примеров из литературных источников;
  • игровой метод активизации родителей (родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: “Что вас радует в вашем ребенке?”, “Что огорчает?”). Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли.
  • анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос: “Как поступить?”.

Например, на родительском собрании использую методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Применение всех этих методов привело родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.

III. Заключение

Проведя работу в этом направлении, я заметила, что произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения. В процессе работы повысился их интерес к проблемам детей.

Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной И.О. Пастуховой.

В ходе исследования взаимоотношений ДОУ и семьи было проведено анкетирование родителей, изучены детско-родительские отношения, эмоциональное самочувствие дошкольника в семье, проведено тестирование по Е. Антонину и Е. Бине, направленное на выявление уверенности – неуверенности ребенка в родительской любви.

Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции.

Анализ проведенной работы показал:

  • у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей;
  • увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией к специалистам, с вопросами к воспитателям;
  • возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, группой, а также количественный состав их участников.

Анкетный опрос родителей в конце работы показал: удовлетворенность работой детского сада в данном направлении составила 58%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 95 %.

Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.

  • Установите доверительный такт, верный тон разговора;
  • Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания;
  • Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах;
  • Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

IV. Библиографический список

  1. Арнаутова Е.П . Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изддом “Карапуз”, 2001.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания В ДОУ: метод. Пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., Педагогическое общество России, 2006.
  7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П . Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Микляева Н.В . Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Радуга: Программа и руководство для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М., 1993

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Руэм

Цель: Расширение и уточнение знаний педагогов о современных формах работы с родителями в ДОУ.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» написано

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Но на нравственные качества человека сейчас мало обращают внимания. Главное – чего человек добился, а как он это сделал – лучше не знать… Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

Нравственное воспитание детей проблема очень важная и без поддержки родителей, ее решить невозможно.

Родители - именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал, пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в детском опыте.

Как говорит народная мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Эта работа очень сложная, но важная.

А получается ли так на самом деле?

  1. На мгновение представим себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями и конечно же, хорошо воспитанными.

И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Семья и детский сад в условиях реализации ФГОС ДО – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую, не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хочется, чтобы эти две стороны услышали и поняли друг друга.

В нашем детском саду много делается для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Детский сад для детей. А сделать так, чтобы детям было хорошо в нем – наша общая с родителями задача.

Конкурс на «Лучший участок» - наглядное подтверждение сотрудничества с родителями. На участках появились интересные постройки, сказочные персонажи,

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю.

И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

  • личностные качества и установки (личностный компонент);
  • знания (содержательный компонент);
  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • о семье, об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента – это:

  • Владение методами изучения семьи
  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Иногда, конечно бывает, когда хочется просто сказать, люди, давайте будем добрее.

Формы работы с родителями: Традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы принято относить:

  • консультации
  • беседы (индивидуальные, подгрупповые, групповые)
  • групповые родительские собрания
  • общие родительские собрания
  • книжки-раскладушки и др.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические выставки
  • семейные встречи (секреты семейного воспитания)
  • деловые игры
  • КВНы, мастер-классы
  • круглый стол
  • конкурс семейных талантов
  • смотры-конкурсы
  • совместные прогулки, экскурсии
  • открытые мероприятия и др.

Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: создание условий для формирования всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это

педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

Для примера предлагаю решить две педагогические ситуации.

Решение педагогических ситуаций. Ситуация 1

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

? В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение. гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

Ситуация 2. Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

?Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся игра как деятельность.

Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

Порою привлечь родителей к какому-то вопросу или делу бывает сложно. Для этого есть некоторые приемы.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

Пример:

Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант - буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка) .

Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

Итог

При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

  1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.
  2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
  3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

«Упражнения на развитие коммуникативной компетентности педагогов»

В общении с родителями важное значение имеет все: поза, жесты, мимика, интонация, умение слушать и главное слышать, правильно задать вопрос, передать сообщение.

Вашему вниманию предлагается упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»

Нескольким участникам предлагается прочесть стихотворение «Зайку бросила хозяйка…» разными способами:

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Мягким, успокаивающим голосом

4. Как будто у вас во рту горячая картошка.
5. Как маленькая девочка.

6. Властно, жестко.

После прочтения слушателям предлагается ответить на вопрос:

- Какое сообщение воспринималось вами легче? Почему? (по каким причинам)

Таким образом, правильно подобранная интонация положительно влияет на восприятие собеседником информации, и даже, по мнению психологов, способствует её запоминанию.

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Эффективность общения во многом зависит от умения правильно поставить вопрос.

Вопросы бывают открытые и закрытые.

Как стоит задавать родителям вопросы? (индивидуальные? Вопросы для всех?) С какого обращения к взрослому человеку лучше начать?) Скажите пожалуйста.. Будьте так любезны ответьте. Извините, вы не могли бы нам помочь? (решить такую ситуацию) вы не подскажите, почему сегодня…

Ещё одну возможность познакомиться с семьей, установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем дают родительские собрания. Организованные в форме зачитывания каких-то непонятных большинству родителей научных докладов, они не представляют для них никакого интереса. Практика показывает, что более эффективными, и наиболее интересными для родителей, в последнее время становятся нетрадиционные родительские собрания. Но чтобы собрание стало полезным и интересным, педагоги могут использовать методы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания.

Диспут, дискуссия, «круглый стол», «ток-шоу» предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.

Родительское собрание в форме деловой игры, аукциона предполагает формирование групп участников, распределение игровых ролей, поиск варианта решения проблемы, предъявление результатов, выявления наиболее продуктивных решений.

Родительские собрания- конференции, мастер-класс являются формой предъявления результатов семейного воспитания, где активными участниками становятся семьи, имеющий положительный опыт.

Собрание в форме семинара-практикума не только знакомит родителей с какими – то понятиями, но и обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике.

Собрания-конкурсы, собрания-КВН предполагают демонстрацию родителями своих успехов и достижений в различных областях посредством выполнения творческих заданий.

Литературная газета . Интересная форма работы, объединяющая семью и детский сад. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Какую бы форму организации работы с родителями вы не выбрали, наша основная цель – сделать ее нескучной, полезной, помогающей установить отношения сотрудничества между участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами и родителями).

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.

Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду, прежде всего, конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.

Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.

Слайд шоу. Из жизни детского сада

Спасибо за внимание и всего доброго!

Используемая литература:

  1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  1. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  2. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  4. Зебзеева В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2008.

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно - образовательных задач ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей.

Метод убеждения как метод формирования сознания личности.

Метод убеждения задействуется для:

Долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

Привлечения к сотрудничеству;

Побуждения объекта к нужному поступку.

Существуют правила эффективности метода:

1. Обращение к человеку по имени. Для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Все имена родителей нужно знать наизусть.

2. Привлечение внимания. Люди чаще говорят «да» тем людям, которых они знают и любят. Педагог должен выглядеть привлекательно, речь должна быть подготовленной, мимика и жесты сдержаны и уместны.

3. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место при этом процессе занимает аргументирование. Использовать аргументы можно с ссылкой на авторитетный источник или на собственный практический опыт. Некоторые люди владеют этим с детства.

Видеоролик «Дети находят нужный аргумент» из передачи «Устами младенца»

4. Обоснование чёткого плана действия. Рассказать, как достичь нужного результата, какую помощь при этом хотите получить от родителей.

5. Подчёркивание общих целей. Употребление в речи таких фраз: «Мы – одна команда!», «Мы вместе добьёмся многого».

6. Обращение к лимиту времени. Каждый новый совместный проект регламентировать временем, указывать четкие сроки.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т.п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т.п.

За каждый предлагаемый вариант - буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

1. Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

Для ребёнка первые воспитатели - это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

2. Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка).

Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.

2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.