Перед школой дали направление к психиатру. Вопросы на собеседовании в первый класс: что спрашивают у детей

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

Важно! Собеседование принесёт пользу, если проводит его профессионал, трепетно относящийся к детям. Иногда бывает, что психолог проявляет предубеждение, нетактичность по отношению к отстающему ребёнку, «давит» его вопросами, нечётко формулирует задания. После такого разговора у мальчика или девочки часто появляется неуверенность в своих силах, а родители чувствуют себя униженными от характеристики, данной сыну или дочке.

Уровень знаний перед школой

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Обратите внимание! При поступлении в школу с физико-математическим уклоном часто дают несложные задачки на логику, для языковых заведений педагогу важно понять, имеет ли ребёнок склонность к иностранным языкам.

Психологическая и эмоциональная готовность

Многие учителя и психологи считают: этот пункт – самый важный. Если ребёнок не осознаёт, зачем ему школа, стесняется окружающих, не умеет принимать установленные правила, то учиться, чувствовать себя частью коллектива будет очень сложно.

Дорогие родители! Честно дайте ответы на вопросы:

  • Знает ли ребёнок правила, требования, которые ждут его с первых дней учёбы? Готов ли будущий первоклассник принять их?
  • Может ли ребёнок в 6–7 лет спокойно высидеть хотя бы 30 минут?
  • Может ли юный ученик внимательно слушать учителя (соблюдать дисциплину, выполнять задания)?
  • Существует ли у сына или дочки самоконтроль за поведением?
  • Различает ли маленький проказник места, где можно играть, веселиться и спокойно сидеть, изучать что-то новое?
  • Готов ли ребёнок подчиняться установленным нормам и правилам?
  • Есть ли у него мотивация к учёбе?
  • Умет ли ладить с другими детками, без кулаков отстаивать своё мнение?

Большинство ответов положительных? Не переживайте за будущего первоклассника, вхождение в учебный процесс пройдёт достаточно гладко.

Чем больше отрицательных ответов, тем сильнее нужно задуматься родителям. Если без пяти минут первоклашка психологически не готов в школе, ему будет сложно чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Что делать? Посоветуйтесь с хорошим психологом, попробуйте наверстать упущенное. Дополнительные занятия помогут сгладить острые углы при переходе в новую среду. Чем раньше вы проверите психологическую и эмоциональную готовность к обучению, тем проще исправить недочёты.

Невнимание к проблеме, надежда «на авось» нередко провоцирует проблемы:

  • появляются психологические травмы у сына или дочки;
  • часто возникает отвращение к учёбе;
  • маленький ученик не хочет идти в школу. Появляются надуманные предлоги «болит живот/голова/нога», «сегодня первого урока нет» и так далее;
  • постепенно развивается упрямство или, наоборот, ребёнок становится слишком податливым, «затурканным», готовым выполнять все требования, лишь бы его не ругали;
  • исчезает желание проявлять своё «Я», маленькая личность прячется в «скорлупу»;
  • детки боятся переспросить, не понимают материал, пытаются заслужить уважение друзей не знаниями, а неординарными поступками или рискованными выходками. Некоторые неуспевающие ученики становятся «местными клоунами», дразнят ребят, срывают уроки, но боятся рассказать о своих проблемах с учёбой, учителем, одноклассниками;
  • маленькие проблемы постепенно обрастают новыми, ребёнка сложно мотивировать для получения знаний.

На странице узнайте инструкцию по применению препарата АкваМарис Строг для детей раннего возраста и подростков.

Необходимые общие навыки и умения:

  • часы, дни недели, месяцы, времена года;
  • звери, птицы, домашние животные;
  • овощи, фрукты, растения, кустарники, деревья;
  • всё о себе и родителях;
  • названия профессий;
  • погодные, природные явления;
  • праздники;
  • свои увлечения;
  • интересы семьи;
  • понятия «лево-право»;
  • цвета и оттенки;
  • желание учиться, понимание, что детки делают в школе.

Учителя обращают внимание, развиты ли у будущего первоклашки навыки:

  • чтения;
  • пересказа;
  • развития речи, зрительной, слуховой памяти;
  • логического мышления;
  • счёта;
  • ориентирования в пространстве.

Важен уровень интеллектуального развития, осознание себя более взрослым. Грамотный, умный ученик всегда вызывает уважение.

Возьмите на заметку:

  • многие родители считают, что «переученному», много знающему, первокласснику будет скучно на уроках, ведь он уже считает до 100, а одноклассники решают примеры до 20-ти;
  • родители правы, но в такой ситуации ребёнку будет проще адаптироваться в классе, показать себя с лучшей стороны. Хуже, если первоклашка не успевает за школьной программой.

Будущий ученик переживает кризис 7 лет, связанный не столько с объективными изменениями в жизни, сколько с отношением, которое ребенок к ним испытывает. Чем легче он включается в учебный процесс, тем меньше поводов вступать в конфликт с собой, тем выше его успехи и быстрее происходит адаптация. Это благополучное развитие ситуации означает, что ваш ребенок был готов к обучению.

Уровень готовности ребенка к школе обычно определяется перед поступлением в 1 класс. Ребенку задают ряд вопросов, на которые он должен знать ответы в этом возрасте (предполагается, что в детском саду ему дали необходимые начальные знания о цвете, форме, пространстве, времени и др.). Например, такие:
 Как твои фамилия, имя, отчество?
 Как фамилия, имя, отчество мамы (папы)?
 Кем они работают?
 Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь – дядей или тетей?
 У тебя есть брат или сестра? Кто из вас старший?
 Сейчас утро, день или вечер?
 Ты завтракаешь утром или вечером?
 Можешь назвать свой адрес?
 Какое сейчас время года?
 Какого цвета этот предмет?
 Покажи свой правый глаз, левое ухо.
 Когда бывает снег – зимой или летом?
 Ты хочешь пойти в школу?
 Зачем в школе нужна парта, звонок?
 Каких ты знаешь животных, птиц?
 Кто больше: корова или собака?
 Чем занимается врач, почтальон, учитель?
 Что больше: 3 или 8?

Также при диагностике используется известный тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий.
1. Графическое копирование фразы, например, «Ей дан чай» или «Я ем суп».
На листе письменными буквами пишется эта фраза. Ребенок не умеет еще писать, поэтому он должен просто «срисовать» слова. От того, насколько четко скопировано написание, начисляется от 5 до 1 балла (при этом 1 балл рассматривается как высший). В том случае, если ребенок уже умеет писать, предлагается фраза на иностранном языке.
2. Срисовывание группы точек.
На листе нарисована группа точек. Расстояние между ними должно быть около 1 см по горизонтали и вертикали; диаметр точек – 2 мм. Ребенку дается задание – срисовать эти точки.
Чем ближе его работа к образцу, тем лучше. Работа оценивается так же: от 5 до 1 балла, где 1 балл – высшая оценка.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дается задание: «Нарисуй дядю». Если он просит нарисовать тетю, разрешите ему это, но потом он должен непременно нарисовать дядю. Дело в том, что анализ проводится именно по мужской фигуре: тетя может быть нарисована в длинном платье, и тогда исследователю не понятно, подразумевает ребенок ноги у фигуры или нет. Качество выполнения задания оценивается с точки зрения наличия всех необходимых частей тела и лица, количества пальцев, соотношения размеров частей тела. Кроме того, рисунок должен быть сделан непрерывной мягкой линией, а не «палка-палка-огуречик». Высший балл – 1. Наименьший – 5.
Затем баллы по трем заданиям суммируются, и определяется уровень психического развития ребенка, степень сформированности глазомера и координации движений:
1-6: высокий уровень
7-11: средний уровень
12-15: низкий уровень

Самостоятельно определить готовность ребенка к школе помогут родителям разработанные американскими специалистами и адаптированные для России вопросы. Вот некоторые из них.
Оценка развития познания:
 Различает ли ребенок понятия: правый-левый, большой-маленький, знает ли буквы алфавита?
 Может ли удерживать в памяти как минимум три ваших указания?

Оценка базового опыта:
 Был ли ребенок с вами на почте, в аптеке, в магазине, в библиотеке?
 Читаете ли вы вместе?
 Есть ли у него какое-либо увлечение?

Оценка языкового развития:
 Может ли ребенок ответить на вопрос взрослого человека или рассказать произошедший с ним случай?
 Способен ли слушать, не перебивая?
 Знает ли названия окружающих предметов и их назначение?
 Может ли объяснить, что где лежит?
 Четко ли проговаривает слова?

Оценка уровня физического развития:
 Хорошо ли он слышит, видит?
 Насколько развиты координация движений и моторика?(умеет играть в мяч, прыгать, ходить по лестнице)
 Может ли некоторое время посидеть спокойно?

Существуют и другие диагностики готовности ребенка к школе. Пользуясь ими, вы будете в курсе и сможете предотвратить возможные проблемы в будущем. Зная слабые места в развитии вашего ребенка, вы укрепите их: дадите ему недостающие знания, поможете сформировать полезные привычки, которые помогут благополучно преодолеть кризис 7 лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.