Что такое этнопедагогика и этнопсихология: общее понятие. Актуальность этнопедагогики и этнопсихологии на современном этапе

Каждый народ действует и мыслит в соответствии с этнической принадлежностью. Это происходит, когда семьи одной национальности или целые группы оказываются в изоляции в другой стране.

Этнопедагогика занимается воспитанием детей в соответствии с их этнической принадлежностью. Происходит это на протяжении всего периода обучения, начиная с детсада и заканчивая высшими учебными заведениями. С детства малышей обучают национальным играм, песням, рассказывают сказки и притчи из народной сокровищницы печатного слова и устных легенд. Впоследствии молодые люди изучают быт предков и особенности их жизни в тех местах, где проживают люди данной нации. Очень важно в современных условиях сохранить национальное сознание и донести до потомков знания и ментальность их отцов и дедов.

Этническая идентификация определяется отношением индивидуума к истории, ценностям и культуре своего народа. Важно также, чувство единства и принятия всем сердцем традиций, фольклора национальных ценностей своего народа. В основном люди одной нации живут на определённой территории, имеют государственность. Обо всём этом рассказывают детям преподаватели и именно в таком подходе работает этнопедагогика. Если в какой-то стране есть диаспора людей другой нации, то особенно важно с детства воспитывать у ребят чувство принадлежности к своему народу и его культуре.

Воспитывают национальное самосознание этнопедагогика и этнопсихология. Последняя основана на изучении поведения, а также психологического склада людей определённой национальности и живущих более или менее компактно. Наука изучает разделение труда по половому и возрастному признаку, семейные и брачные обычаи. Известно, что очень часто хозяйственная деятельность народа напрямую связана с местностью, на которой проживает данный этнос. Не могут быть одинаковыми обычаи у людей живущих в степи и у народа, обитающего в горах. Все люди разные и принадлежность к одной или дугой этнической группе во многом определяет сознание и культуру отдельного человека.

Особенно важно для этнопсихологии изучение сравнительно небольших групп людей в этнически чужом окружении. В первую очередь это относится к иммигрантам. Люди их из такого сообщества обязательно подвергаются воздействию на них чуждой ментальности. Поэтому необходимо изучать психологию иммигрантов, создавать возможность приобщать детей к национальной культуре. Делается это в национальных детских садах и гимназиях. Несомненно детям иммигрантов необходимо адаптироваться в чужой стране и жить полноценной жизнью. Значит надо знать язык и обычаи страны пребывания, но и про свой народ забывать не следует.

Этнопсихологи занимались изучением психологического склада людей, принадлежащих к разным национальностям. Они изучали обычаи и традиции племён, живущих в США и Африке. Сейчас многие народы стоят на грани исчезновения, особенно в Америке, где коренные жители загнаны в резервации и не имеют возможности сохранить свою национальную идентичность по причине нехватки земель и вымирания членов общества.

Разнообразные исследования, проведённые этнопсихологами, недвусмысленно доказывают, что не существует низших и высших рас, что все люди совершенно одинаковы по своему потенциалу, а разница в развитии объясняется только условиями проживания. Этническая психология изучает языки разных народов, их религии и хозяйственную деятельность и на основе таких исследований объясняют принадлежность отдельного человека к той или иной национальности. Определено, что никакие физические отличия не влияют на умственные способности человека.

Этнопедагогика и этнопсихология занимаются изучением психологического склада людей, принадлежащих к разным национальностям. Педагоги, кроме изучения, обучают детей народным обычаям и фольклору.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(приложение к рабочей программе дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» для направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «Этнопедагогика и этнопсихология», ее содержание и структура ориентированы на знакомство студентов с основами народного воспитания, на изучение опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений разных народов, на ценности семьи, общности, этнической группы. В связи с этим основополагающей целью изучения учебной дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» являются изучение социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа; развитие межкультурной компетентности; повышение культуры профессиональной деятельности студентов.

В данной программе предусматривается изучение структуры и функций народного воспитания, анализ взаимосвязи народного воспитания в разных культурах; особенностей воспитания в культуре разных народов. Кроме того, в программе уделяется внимание анализу педагогических идей, а также традиционных народных воспитательных средств на различных этапах развития общества.

Данный курс соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов, предъявляемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика».

По окончанию изучения курса " Этнопедагогика и этнопсихология " студенты должны: знать особенности предмета и задачи этнопедагогики и этнопсихологии; методологические проблемы исследования социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики и культурных традиций народов; сущность, структуру, функции народного воспитания, этнопедагогические и этнопсихологические методы формы и средства воспитания; уметь работать с теоретическим содержанием курса; изучать и анализировать этнопедагогическую и этнопсихологическую литературу по дисциплине, обобщать и делать соответствующие выводы; подбирать и применять психодиагностический инструментарий (методы и методики) для изучения и анализа этнопедагогических и этнопсихологических феноменов.



Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Лекции раскрывают методологические и теоретические основы этнопедагогики и этнопсихологии. В процессе семинарских занятий студенты закрепляют и расширяют полученные знания на лекции.

Согласно учебному плану, данный курс студенты изучают в 4-м семестре. В конце семестра изучение курса «Этнопедагогика и этнопсихология» заканчивается зачетом. Основанием для зачета является работа студентов в ходе изучения дисциплины на семинарских занятиях, их участия в подготовке и проведении проблемных лекций, дискуссий и т.д., а также результаты тестирований по разделам курса, промежуточного и итогового контроля уровня подготовки по дисциплине. Кроме того, основанием для аттестации студента может служить его текущая успеваемость, определяемая преподавателем по результатам семинарских занятий, по качеству промежуточных, контрольных, итоговых работ.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ п./п. Разделы и темы дисциплины Всего часов в трудоёмко-сти Аудиторные занятия (час.) Сам. работа
В том числе
Всего Лек. Пр.
1. Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики
2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии
3. Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании
Раздел 2. Этнопсихологические феномены функционирования этносов
4. Этнос, этничность, толерантность
5. Этнопсихологические проблемы исследования личности.
Раздел 3. Гуманистические основы этнопедагогики
6. Духовные истоки народной педагогики. Явления народной жизни
7. Семья как идеал народной педагогики. Трудовое воспитание в семье
8. Слово как средство нравственно-эстетического воспитания
Итого

Раздел 1. Теоретические и исторические основы этнопедагогики и этнопсихологии

Тема 1. Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики

Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики. Объект, предмет, задачи и функции этнопедагогики и этнопсихологии. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности.

Методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии. Философские основания этнопедагогики и этнопсихологии.

Методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии. Методологические принципы изучения этнопсихологических явлений.

Связь этнопедагогики и этнопсихологии с другими науками. Взаимосвязь этнопедагогики и этнопсихологии с семейной педагогикой и психологией, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием.

Понятие о народной педагогике. Соотношение понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика».

Этнос как психологическая общность. Функции этноса как психологической общности. Культура как психологическое понятие.

Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии

Исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики и этнопсихологии.

Исследование опыта народного воспитания в XIX - XX веках. Первое употребление термина «народная педагогика» К.Д. Ушинского в «Руководстве к преподаванию родного языка». «Народная педагогика» Г.С. Виноградова. Собрание и изучение фольклора и быта. Деятельность И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, Е.А. Авдеевой. Практический опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией (опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого и симбирской И.Я. Яковлева). Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. Проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Г.М. Науменко и др. Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского.

Объективные предпосылки для развития и становления этнопсихологии. Зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии (Геродот, Тацит, Гиппократ, Демокрит; К. Гельвеций, Ш. Монтескье, Г. Гегель).

Зарубежная этнопсихология в XIX - ХХ веках. Изучение психологии народов в Германии (М. Лацарус, Г. Штентайль, В. Вундт, Г. Лебон). Концептуальные основы психологии народов В.Вундта. Теория «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид). М. Мид о специфике социализации детей у разных народов мира.

Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России. Попытки создания модели российской этнопсихологической науки в рамках деятельности Русского географического общества (Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин, В.К. Бэр).

Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А.А. Потебня).

Развитие этнической психологии в России в ХХ веке. Роль культурно-исторической теории Л.С. Выготского в становлении этнопсихологии.

Основные направления современных этнопсихологических исследований в России и за рубежом.

Этнопедагогика и этнопсихология – единство, общность и особенности

Этнопедагогика, как известно, особое направление в исследовании социализации и образования человека. Она сформировалась в XX в. как междисциплинарная отрасль знаний – на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. В этнопедагогике традиционная культура, быт, семейно-родственные отношения рассматриваются с точки зрения их влияния на становление личности и интерпретируются в категориях педагогики.

Этнопедагогика как отрасль педагогической науки исследует следующие проблемы:

Своеобразие цели, задач, методов, приемов и средств воспитания, которые являются характерными для психологии конкретного этноса;

Сравнительное (компаративное) изучение специфики обучения и воспитания у представителей разных национальностей;

Особенности влияния национальной психологии, менталитета на процесс воспитания тех или иных этнических групп;

Учет закономерностей процесса воспитания представителей определенных этнических групп и особенностей их развития.

В структуре этнопедагогики выделяют следующие основные компоненты:

– изучение ребенка – особенностей его физического, психического и социального развития;

– народную дидактику которая раскрывает содержание народных поучений, наставлений, руководств, разъяснений; помогает ребенку, молодому человеку познать мир, природу, окружающую среду, в частности социальная среда, наследие своего народа;

– педагогическую деонтологию, изучающую обязательность соблюдения и исполнения установленных правил поведения, которые созданы определенным народом, социальной общностью, членом которой является ребенок, взрослый человек (знать и следовать заветам предков; соблюдать законы жизни; уважать свою родословную; изучать историю и культуру своего народа; любить и знать родной язык; уважать родителей, родственников, других людей; дорожить родной национальной средой; быть верным народным традициям, обычаям, обрядам; уважать национальные символы; проявлять гуманизм, порядочность, милосердие, совестливость, ответственность, обязательность, толерантность, трудолюбие);

– семейную педагогику (фамилистику), имеющую целью оказать помощь родителям в воспитании детей.

Основной целью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве сталкиваются с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В оценке этнопедагогики в системе педагогического знания существуют различные позиции. Некоторые считают ее задачей только изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приемов и традиций воспитательных воздействий, в том числе обрядов и пр. Другая часть специалистов рассматривает этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями как национальной, так и мировой культуры.

Этнопедагогика рассматривает следующие категории: культура, этнос, нация, образование, воспитание, традиции, этническое самосознание, этническая картина мира, поведенческие модели этноса. Ключевой задачей при раскрытии вышеперечисленных понятий является соотношение категорий «этнос» и «образование и воспитание».

Культура этнической общности представляет определенную целостность, состоящую из многих компонентов (язык, обычаи, религия, традиции, нормы поведения, устное творчество и т. д.), каждый из которых является системой и подсистемой взаимосвязанных и взаимопроникающих друг в друга элементов. Это позволяет национальной культуре сопротивляться внешним воздействиям и самовосстанавливаться, когда какая-либо ее часть оказывается разрушенной. Передача этнокультурной информации осуществляется различными способами: через произведения материальной и духовной культуры, мимикой, жестами, однако главной формой передачи является язык, обладающий отчетливо выраженными этническими функциями. Язык выступает главным фактором интеграции этноса, важнейшим средством межпоколенной культурной преемственности, одним из этнодифференцирующих признаков.

Весьма важной особенностью культуры является разновременность ее слоев, что отражает диалектику развития: наследование, воспроизведение, освоение накопленных предками культурных ценностей и отрицание некоторых устаревших форм, замена их современными элементами. Для обозначения наиболее устойчивых компонентов культуры используется термин «традиции», т. е. передача в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, всего, что образует костяк культуры. Традиции пронизывают все сферы общественной жизни. Именно благодаря их существованию происходит воспроизводство культурного наследия этноса. Тесно связана с понятием «традиция» категория «обычай», которая является более узкой и обозначает явления соционормативной сферы культуры (определенные устойчивые образцы, общепринятые нормы социального поведения). Традиции, помимо обычаев, включают в себя историческую память этнической общности, идеи, знания, оценки, вкусы. Особым компонентом традиций выступают обряды (ритуалы).

С точки зрения философии, понятие «образование» представляется рядоположенным по отношению к термину «воспитание», которое трактуется как целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), т. е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах. В более узком смысле, с точки зрения педагогики, воспитание понимается как функция человеческого общества, передающая новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств как в организованных формах (система образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Понимаемое таким образом воспитание имеет огромное значение в возникновении, развитии этноса и высшего его типа – нации, сохранении культуры, самобытности, особенностей, отличающих его от других этнических общностей. Процесс воспитания выполняет функцию сохранения преемственности и воспроизводства социального опыта в двух планах:

1) воспроизводит отношения с внешним миром, природно-экологическим окружением (содержание передаваемого опыта в данном случае составляют производство и наука);

2) воспроизводит социальную структуру общества и его элементарную базу, т. е. индивидов и их отношения.

Можно утверждать, что оба плана передачи социального опыта играют ведущую роль в экономической, политической, социальной сферах жизни нации, так как позволяют воспроизводить совместную материальную жизнь нации, увеличивать ее материальные богатства, сохранять и развивать государственность. В еще большей степени этот вывод о значимости воспитания свойствен группе признаков нации, которые, в силу своей субъективности, полностью зависят от способа передачи. Все элементы духовной культуры нации – язык, традиции, обычаи, нормы поведения, идеалы, ценности и т. д. – обязательно нуждаются в эффективном механизме воспроизводства, которым, естественно, может стать лишь воспитание – человечество еще не создало способа передачи национальных особенностей каким-либо иным путем. Здесь мы затронули вопрос о природной или социальной обусловленности национальных особенностей индивида. К.Д. Ушинский говорил о том, что «есть одна только общая для всех природная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание, это то, что мы называем народностью».

Из признаков, определяющих нацию, только особенности психологического склада могут передаваться (частично) по наследству. Кроме того, полностью зависят от этногенотипа особенности антропологического типа, хотя и они не являются определяющими признаками этноса, поскольку основные национальные свойства индивид приобретает в течение своей жизни под влиянием общества. Можно привести множество примеров того, что дети определенного этноса, по каким-либо причинам воспитывавшиеся людьми другой национальности, обладали всеми этническими признаками приемных родителей (наиболее массовым примером является практика Османской империи, в которой часть войск (янычары) комплектовалась из детей, отобранных у покоренных христианских народов и воспитанных в духе мусульманства. В результате они обладали всеми чертами турецкого этноса и отличались особой фанатичностью, жестокостью и беспощадностью по отношению к тем самым этносам, из которых они происходили. Так турецким султанам удалось эмпирически доказать превосходство социальной среды над природными задатками).

Итак, существование всех типов этносоциальных общностей напрямую зависит от механизма передачи этнических особенностей. Каждый этнос в ходе своего исторического развития выработал такой механизм, им-то и является этнопедагогика. О ней можно говорить так:

1) система приемов, методов, содержания обучения и воспитания, морально-этических и эстетических воззрений на исконные ценности, выработанная на протяжении всей истории народа и предназначенная для целенаправленного воспроизводства знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса;

2) наука, изучающая эту систему В качестве синонимов употребляются термины «народная педагогика», «народное воспитание», «народные традиции воспитания».

Российская образовательная система в настоящее время переходит в новое качество – к образовательному федерализму, в основу которого положены два процесса: регионализация и интеграция образования. Регионализация образования предполагает активизацию самосознания растущего человека не только как россиянина, но и как жителя конкретного региона, адаптированного к его социальным, экономическим, духовно-нравственным, этническим и климатическим условиям. Государственная образовательная политика, направленная на модернизацию содержания, должна обязательно учитывать поликультурную и региональную образовательную среду. Для этого необходимо, чтобы в каждом конкретном регионе была своя стратегия и политика развития как поликультурного, так и образовательного блока в их тесной взаимосвязи. В этом проявляется важнейший стратегический принцип развития систем в процессе взаимообмена и взаимодействия с окружающей средой. Если рассматривать интеграцию образования в Российской Федерации в целом, то следует отметить, что именно благодаря включению в государственный образовательный стандарт национально-регионального компонента педагоги получили дополнительные возможности использовать в образовательном процессе уникальные и самобытные средства народной культуры, присущие определенному региону с его этническими, поликультурными и климатическими особенностями, его образовательными и этнопедагогическими проблемами. Модернизация отечественного образования в контексте гуманизации позволяет утверждать, что в основу современной системы образования должна лечь народная педагогика (обучение на родном языке, использование произведений народного творчества, применение гуманных методов воспитания), построенная на принципах уважения личности ребенка, развития активности, самостоятельности. Особенность гуманизации образования на современном этапе развития российского общества рассматривается в том числе и с точки зрения придания образовательному процессу этнопедагогической направленности. Этнопедагогическая направленность образования определяется осознанной деятельностью педагога по комплексному использованию педагогической мудрости народа: необходимо учитывать этническую идентификацию каждого воспитанника, возрождать национальные традиции русской национальной школы.

В народной педагогике Руси, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры и ее влияния на этническую психологию личности.

Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе. Нужно ли представителей разных национальностей приобщать к русской культуре, воспитывать подрастающее поколение на основе средств народной педагогики? Это делать необходимо, только если будут учитываться культурные традиции каждого народа, социальная сфера, в которой он жил раньше. Школа и семья должны формировать личность школьника на основе социально-этнических особенностей данной нации. Практика показывает, что дети разных национальностей, обучающиеся в русских школах, с удовольствием участвуют в русских народных праздниках (Масленица, Рождество, Святки), с интересом познавая русскую народную культуру

Задача современного педагогического и психологического осмысления средового подхода связана с процессом формирования личности путем расширения границ целенаправленного воспитательного процесса с использованием возможностей среды. Историческая память народов является важнейшей предпосылкой сохранения самобытности национальной культуры. Возрождение идей народной педагогики, использование прогрессивных традиций и принципов образования и воспитания могут оказать большую помощь в осмыслении и решении проблем воспитания, выдвигаемых современной общественно-политической ситуацией. Этнопедагогика может быть включена в новое педагогическое мышление.

Знание народной педагогики может помочь решить важнейшие психолого-педагогические задачи:

Обогатить содержание и технологию воспитательного процесса, который осуществляется через урок, а также средствами включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, посредством привития любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам, через посещение выставок, концертов, праздников;

Открыть новые горизонты жизни с помощью идей и дел великих искателей – наших предков, которые внесли свое имя в летописи своего рода, своего народа, своего отечества.

В завершении главы уточним: этнопсихология, изучающая особенности психики людей определенной этнической группы (особенности характера, менталитета, становление самосознания и др.), может считаться еще и неотъемлемой частью общей этнопедагогики, ибо сосредоточивает внимание на исследовании следующих вопросов:

– обобщение факторов и источников, которые способствуют зарождению, развитию и функционированию психологических особенностей представителей конкретной этнической общности;

– анализ эмоциональной сферы этноса (особенностей национальных чувств, выражения эмоций, переживаний);

– исследование мотивационной сферы людей определенной этнической группы.

Национально-психологические особенности обладают естественной способностью влиять на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Это, собственно, и помогает, с одной стороны, находить у каждой этнической общности определенные закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции воспитания и впоследствии учитывать их в общественной жизни в конкретном национальном регионе.

С другой стороны, фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе, на которые влияют национально-психологические особенности его представителей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогических воздействий со стороны руководителей, социальных работников и социальных педагогов, оценивать правильность и продуктивность тех или иных культурно-просветительных и массовых мероприятий. Когда традиционно усвоенные и внедренные в практику межличностных отношений воздействия на психологию представителей этих национальностей в полной мере принимаются во внимание, можно было рассчитывать на положительные результаты.

Сегодня в функционировании национальной психологии в нашем обществе наблюдается несколько специфических нюансов. В годы культа личности, в последующий период застоя руководство страны расценивало акцентирование особенностей национального языка и мышления, традиций и обычаев как рецидивы национализма. Поэтому в некоторых регионах сегодня наблюдается излишнее пристрастие к ритуализованной национальной форме реагирования на местные проблемы, к обостренному национальному самовыражению, к аффективным национально окрашенным переживаниям. Болезненное реагирование на любые действия центрального руководства стало обычным явлением – последнее часто обвиняют в непонимании национальных традиций и привычек конкретных народов.

Надо сказать, что на национальном своеобразии своих народов спекулируют некоторые националистически настроенные политические лидеры. По этой причине от руководителей многонациональных коллективов, социальных работников, психологов и педагогов требуются не только величайшая осторожность и профессионализм, но и осмотрительность, такт, культура, ровное и равное отношение к людям разных национальностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в различных формах проявления национальной психологии представителей многочисленных народностей и народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся религиозных отношений. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет религиозных, нравственных и воспитательных ценностей, свойственных взаимоотношениям представителей той или иной этнической общности. При этом не должно быть и бездумного потакания националистически настроенным представителям отдельных наций – требуется вдумчивое прогнозирование их поведения, в том числе под влиянием религиозных и национальных установок.

Вопросы и задания по материалам части VI

1. Что такое межнациональные браки?

2. В чем заключаются особенности межличностных отношений при межнациональных браках?

3. Расскажите о принципах и взглядах на семью и семейные отношения, формируемые в рамках этнических традиций.

4. Подготовьте сообщения о межэтнических браках и семейных традициях разных народов (по выбору).

5. Какие трудности могут определяться национальной спецификой семейных отношений?

6. Дайте представление о конфликтах и особенностях их протекания в межэтнических семьях.

7. Расскажите о возможностях и принципах психокоррекции отношений между супругами при межнациональных браках.

8. Дайте представление о составляющих эффективной работы в многонациональном коллективе.

9. Расскажите о трудностях работы в многоконфессиональных коллективах.

10. Какие возможности в достижении успехов предоставляет межнациональный коллектив?

11. В чем заключаются этические особенности работы в многонациональном коллективе?

12. Расскажите о целях, задачах, методах и приемах этнопедагогики.

13. Что такое регионализация образования?

14. Какие психолого-педагогические задачи поможет решить знание народной педагогики?

Павлетенко Елизавета Александровна

Место учёбы: магистратура

Место работы: АДиТ «Сымбат»

Актуальность этнопедагогики и этнопсихологии на современном этапе.

Проблема формирования высококультурной и нравственной личности, уважающей не только себя, но, и в первую очередь то общество, в котором она воспитывается – вот одна из самых важнейших и значимых проблем государства. Анализируя поведение молодёжи, их стиль отношений и поведения, можно сделать вывод о том, что особенности нравственного и культурного сознания личности во многом зависят от тех личностных и ценностных ориентиров, к которым стремится общество на определенном историческом этапе своего развития.
Учитывая это, можно сформировать рядзадач воспитания, вытекающих из насущных проблем общества, которое предъявляет ряд требований к сфере образования, заставляя по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности.

Почему же сейчас столько внимания, средств и сил уделяетсяименно этой проблеме, проблеме духовно-нравственного оздоровления общества?

Наблюдая за тем, как развивается наше современное общество, можно прийти к неутешительным выводам о том, чтоXX I век удивляет мир своими техническими достижениями и новинками, уходящими за пределы понимания человеческого разума, нов то же самое времяэтот же век принес человечеству невиданные ранее бедствияи страдания, вылившиеся в неисчисляемые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Складываетсявпечатление, что человечество стремится наполнить мир автоматизированными существами, истребляя себе подобных, т.к. одним из приоритетных направлений развития науки и техники является создание современнейших технологий, несущих разрушение и смерть. Люди перестали понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности. Радует то, что, несмотря на этосуществуют те, кому не безразлично будущее нашего мира в целом, а не только в пределах одного государства или страны! Эти представителичеловеческого сообщества и ищутмира и взаимопонимания, хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и совершенствовать его на благо грядущего поколения. А для этого необходимы мир и содружество всех землян. Именно поэтому первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли, уважения к истории предков, соблюдения нравственных заповедей, имеющихся абсолютно у любого народа. Если проанализировать, почемуполучилось, что современные люди отошли от почитания нравственных ценностей своего народа, то можно назвать ряд причин, повлиявших на это: всеобщая урбанизация, разобщенность семьи,социально-политические события, произошедших в ряде государств и повлёкших за собой полное изменении гражданского сознания.

Для ряда государств, находящихся на постсоветском пространстве, таким событием стала Революция 1917 года, когда упор был сделан на формирование нового «советского» этноса, без учёта каких-либо национальных этнокультурных интересов. Что, в свою очередь, не замедлило сказаться на формировании личностного сознания, которое мы можем сейчас наблюдать у современной молодежи. Были утеряны старые ценности, а новые не были наработаны. Поэтому на данном этапе необходимо использовать в воспитании и обучении методы этнопедагогики и этнопсихологии, т.к. этнопедагогика является наукой, объединяющей эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения, а этнопсихология является наукой, изучающей своеобразие проявления и функционирование психики представителей различных этнических общностей.

Говоря об этом, можно сказать, что э тическая культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества. Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности, которые нужно постичь. А постичь их помогут эти две науки, т.к. когда человек знает, откуда он родом, знает историю не только своей семьи, но и народа в целом, это может оградить его от совершения тех поступков, о которых потом придётся сожалеть. Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Несмотря на то, что это довольно-таки молодая наука, она уже смогла себя зарекомендовать, т.к. интерес к нейне является случайным, потому что она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но принципы этнопедагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного обнищания и пересмотра духовных ценностей. Именно поэтому перед системойобразования поставили новые задачи. Одной из них является необходимость разработки новой педагогической концепции, в которой должно быть отражено многообразие этнокультур, система ценностей, социальные нормы, язык, историческая память, религия, представления о родной земле, народное и профессиональной искусство, а также многое другое. Кроме того, существует необходимость сформулировать национальную идею образования, раскрыть модель формирования нравственной, толерантной личности в условиях многонациональной, поликультурной страны. Такие жёсткие требования предъявляются к сфере образования не случайно. Именно от преподавателей и учителей зависит то, какое общество мы получим завтра. Когда ребёнок в школе или студент (в дальнейшем) в средне-специальном или высшем учебном заведении слышит и узнаёт от своих наставников о том, какова была история его народа, какие моральные икультурные ценности были в его истории, то он начинает себя позиционировать не только как конкретную личность, но как часть чего – то масштабного, под названием «этнос», а этоуже накладывает на него совсем иную ответственность, чем просто на подростка из какого-то класса или группы. Исследование этнического самосознания, как основы формирования нравственной личности, следует начинать с изучения культуры народов в целом и ее составляющих. На современном этапе ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим элементом межнациональных различий психикиявляется культура. Поэтому для изучения этнических культур, недостаточно изучения традиционного, исторически сложившегося представления о национальной культуре, важно учитывать современное состояние, современную реальность этносов. Социальные преобразования в нашем обществе привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим, проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных религиозных деятелей и педагогов. Можно назвать небольшой, но уже значимой победой общества наднеразвитостью национального самосознания, неустойчивостью национальной самооценки то, что люди, уже не стесняясь говорят о своих национальных обычаях и традициях, стараются их соблюдать, возрождают родной язык, а также открыто говорят о своей вере и посещении религиозных учреждений.

Поиск конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, их взаимопонимания и сотрудничества, преодоления конфронтации и вражды народов и государств из-за их национально-этнических, религиозных, политических, экономических различий, несовместимости жизненных ценностей, мировоззренческих, нравственных, ментальных приоритетов. Есть ли для современной цивилизации задача более важная, чем эта? Этнопсихологические знания помогают взаимопониманию людей из разных социальных и культурных систем, и следовательно, способствуют разрешению этой сверхзадачи, стоящей перед человечеством, - задачи его выживания.
Сегодня, в отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других стран. Национальный компонент образования повышает роль образовательных учреждений в развитии этнической культуры и самосознания у новых поколений. Поэтому одной из важнейших задач в современных условиях является развитие личности на духовно-нравственной основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений.

Самое надежное знакомство с любым из народов – осведомленность о системе воспитания этого народа. На данном этапеэтнопедагогика и этнопсихология продолжают оставаться одними из главных, конструктивных, созидательных духовных сил в жизни наций. Именнов них сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Эти науки развиваются при участии всех слоев населения, всего народа. Они делают ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении них чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический и энопсихологический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

И в заключении хочется привести слова известного казахского поэта и просветителя Абая:

«Помни, сын, кто тебя вспоил,

Помни, сын, кто мудрость земли подарил,

Жалок тот, стесняется, мудрого старца,

Кто не помнит, не чтит заветы отца».

Современная педагогика применяет множество приемов и методик в процессе воспитания подрастающего поколения. Это делает обучение эффективным. Нашими предками множество лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика.

В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей. Этнопедагогика - это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Он активно применяется в различных образовательных учреждениях.

Комплексный подход, а также нестандартные приемы при обучении вызывают интерес детей. В этом случае новые знания усваиваются гораздо быстрее.

Значение и суть науки

Этнопедагогика - это науки, которая применяет исторический опыт определенной народности. Она изучает взгляды прошлых поколений на вопросы воспитания подрастающего поколения. При этом уделяется значительное внимание семье, быту, своей народности и нации.

Образовательное пространство нашей страны отличается неоднородностью культурных, исторических ценностей. Множественные этнические группы имеют свои особенности. Поэтому образование учитывает такие особенности. Традиции, народность у всех групп неодинакова. Но в основе каждой культуры лежат одни и те же основные понятия и цели. Задача педагогов заключается в привитии детям не одного определенного направления народного исторического опыта, а той сути, которую несут множественные исторические, культурные традиции, предания, песни и сказки. Это позволяет воспитать личность, вступающую во взаимодействие с обществом на принципах общих ценностей, взглядов и сознания.

В современных условиях ускоренного технологического развития это позволяет каждому человеку сохранить свою связь с данными ему историческими ценностями.

Понятия этнопедагогика, народная педагогика не являются синонимами. Рассматриваемая уделяет внимание историческим наработкам наших предков и применяет их простую, но эффективную логику при воспитании детей.

Предмет и объект

Объект и предмет этнопедагогики разными исследователями определяются несколько иначе. Так, Хакимов Э. Р. считает, что объектом этой отрасли науки является образовательный процесс. Предметом в этом случае при исследовании являются как четко целенаправленные, так и стихийные процессы освоения этнопедагогических знаний.

Пездемковская Г. В. говорит, что такое направление, как научная педагогика, содержит в своей основе современные знания и результаты исследований. Народный подход же берет за фундамент обыденные, житейские знания. Поэтому она считает, что при изучении этнопедагогики объектом следует считать народную культуру. Она не содержит научных знаний о традиционном воспитании. Предмет этнопедагогики, по мнению Пездемковской Г. В., имеет достаточно широкий социальный смысл. Он заключается в традиционном народном воспитании.

Г. Н. Волков объектом этнопедагогики выделяет народную культуру и педагогику. Предмет ее исследования он видит в передаче нравственного опыта в семье, обществе через этническое творчество, поговорки, сказки, загадки, песни и т. д.

Цели и задачи

В процессе изучения этнопедагогики ставятся определенные Зная их, можно глубже вникнуть в суть этой науки.

Цель этнопедагогики заключается в привитии подрастающему поколению системы ценностей, гражданского сознания, основные принципы которого были выработаны за время существования нашего народа.

Применение в образовательном процессе традиций разных народов, населяющих нашу страну, является приоритетом. Творческое вдохновение может применяться в различных сферах деятельности. Этнопедагогика развивает способности детей, стимулирует их самовыражение и таланты.

Для достижения этих целей решаются определенные задачи. К ним относится в первую очередь изучение подходов народа к воспитанию. Задачи этнопедагогики заключаются также в актуализации таких методик и приемов с учетом особенностей общества, поиске путей и подходов в осуществлении такой работы.

Также представленной отрасли образования вменяется в обязанность осуществление контроля за соответствием идей науки сегодняшним развитой личности.

Структура

Этнопедагогика как наука содержит в себе некоторые структурные элементы. В их число входит детознавство, которое с определенной точки зрения изучает физиологию, психику и социальное развитие ребенка.

Также отраслью этого метода образования является народная дидактика. Она раскрывает смысл поучений, наставлений, разъяснений. Также в этнопедагогику входит педагогическая деонтология, которая изучает необходимость, обязательность выполнения установленных норм поведения, правил. Это направление учит уважать свой род, предков, историю и культуру.

Еще одной структурной единицей является семейная педагогика. Этнопедагогика в этом аспекте помогает родителям советами в воспитании детей. В современном обществе эта отрасль набирает значительного размаха. Она формирует в сознании детей культ Рода, Отца и Матери.

Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задачей представленной науки является обучение не только детей, но и их родителей. Она указывает пути, приемы и методы для осуществления образовательного процесса. Родители должны владеть чтобы дать своему ребенку понимание морали, взаимодействия с социумом.

Связь с другими науками

Этнопедагогика тесно связана с другими науками. Именно комплексный подход в получении новых знаний и умений является наиболее эффективным.

Связь этнопедагогики с другими науками довольно значительна. В первую очередь необходимо отметить взаимодействие ее с этнографией. Эта область знаний несет в себе информацию о расселении народов мира, их исторической территориальной принадлежности.

В странах Запада эту отрасль науки называют еще этнологией. К ее компетенции также относится изучение поведения, традиций каждого народа. Это позволяет учесть особенности поведения определенной группы людей, проживающей на определенной территории.

Также тесно связаны этнопедагогика и этнопсихология. Эта область народного знания изучает поведенческие мотивы группы людей, их характер и менталитет. Этнопсихология изучает факторы, влияющие на особенности взаимодействия представителей определенного социума между собой и с окружающим миром. Эта наука исследует эмоциональную сферу конкретного этноса, их переживания и выражение своих чувств. Также в сферу изучения этнопсихологии входит мотивация людей, а также влияние социальных и психологических влияний на их деятельность.

Этнопедагогика также поддерживает связь с этносоциологией. Эта наука исследует поведение представителей одной народности по отношению к окружающему их обществу.

Изучая основы этнопедагогики, родители, студенты и работники образования должны понимать ее содержание. В него входит несколько основных направлений, которые в совокупности позволяют объять эти новые знания.

Организационно-деятельное направление этой науки включает в себя исследования основных познаний народа в области воспитания подрастающего поколения. Ребенок и его поведение являются как объектом, так и субъектом в образовательном процессе. Структурное содержание включает в себя функции воспитания, например, развитие умственных способностей, привитие этики и эстетики.

Факторами воспитания являются история, природа, религия. Одним из структурных элементов, которые включает в себя понятие этнопедагогики, являются методы и средства воспитания. В основе обучающего процесса положена идея развития личности и ее реализация.

Представленная отрасль науки подразумевает также организацию воспитания. Она исследует роль коллективных форм взаимодействия и жизнедеятельности семьи, общины, народа и человечества в целом. Этнопедагогика применяет в своей структуре примеры народных воспитателей. Ими могут быть даже малоизвестные педагоги, их мысли и высказывания, общественные деятели, а также родители или даже старшие дети. Все эти направления, сливаясь воедино, способствуют развитию социально ответственной личности с набором этических черт характера и поведения.

Методология

Для достижения своих целей и решения задач применяются определенные средства этнопедагогики. Они несколько специфичны, что и выделяет представленную науку в отдельное направление. Подобные приемы, но несколько в другом стиле может применять и современная педагогика. Этнопедагогика же вносит в эти приемы свои уникальные особенности.

Это позволяет доносить информацию детям в более доступном для них виде. Интерес, который вызывают такие методы, служит эффективным фактором ее усвоения. К числу основных подходов передачи знаний посредством этнопедагогики являются разъяснение, убеждение, пример. К методам такого воспитания также принято относить требования, уговор, приказ, поверье, просьбу и совет.

Активно применяются упражнение и приучение, благословение или пожелание. При необходимости может использоваться укор или упрек, одобрение или намек. В зависимости от ситуации, сложившейся в процессе обучения, применяется тот или иной прием этнопедагогики.

Чтобы получить хороший результат, необходимо правильно применять все представленные методы. Для этого учитывают особенности психики ребенка или их группы, а также особенности взаимодействия детей друг с другом, социумом. Для этого учитывают факторы обучения.

Факторы

Изучая понятие этнопедагогики, следует уделить внимание ее факторам воспитания. Если при изучении обычных дисциплин, которые преподаются сегодня в школах, факторами служат исследования ученых, прочих деятелей науки, то с этническим воспитанием связаны другие фундаментальные основы.

Фактором воспитания здесь становится история, природа и религия. Каждый определенный психический склад нации положен в основу этого типа воспитания. Поэтому для каждого народа, проживающего в рамках единого государства, не могут применяться чужие факторы.

То, что хорошо, например, для народа Германии, не может применяться в этом же направлении обучения для жителей Японии. Все народы не могут жить по одному шаблону. Это невозможно ни в теории, ни на практике. Поэтому сложившиеся веками особенности воспитания, организации быта, традиции налагают свой отпечаток на факторы этнопедагогики.

Эти отличительные черты обязательно учитывают при проведении обучения. В каждом этносе господствуют свои задачи и цели воспитания. Они выражаются в общей массе средств, подходов и факторов к проведению обучения.

Средства воспитания

Этнопедагогика - это действенное направление в образовательном процессе. Ее средства столь разнообразны, что способны завладеть вниманием любого ребенка. В первую очередь к средствам воспитания относится общение. Дети в процессе этого учатся контактировать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Также общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя педагогу применять те или иные адекватные данной ситуации методы.

Одним из самых эффективных средств этнопедагогики является игра. Разные народные забавы, действа вовлекают в процесс обучения всех детей. При этом им становится гораздо проще проникнуться командным духом, стать частью социума. Каждый человек является частичкой единого целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в протекающем общем процессе.

Средства этнопедагогики очень разнообразны. Очень распространенным из них является творчество. Поговорки, загадки тренируют ум. Разные сказки, дошедшие до нас с давних времен, являются настоящим кладезем мудрости народа. В доступной для детей форме подается различная информация о нормах поведения, взаимодействия с окружением. Сказания и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости творить добро для общего блага. Эти средства воспитания оказывают куда большее влияние на личность, чем убеждения и уговоры.

Еще одним действенным средством этнопедагогики является труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Это раскрывает творческие способности, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, народность, семью и друг друга. Это очень важно для нашего современного общества.

Современное призвание этнопедагогики

Современная этнопедагогика - это особая наука, способная воспитать действительно достойную личность. Ее деяния будут направлены на достижение общего благополучия и развития.

В современном мире быстро меняющихся технологий человек теряет свою связь с историческим прошлым. Люди забывают об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народа. Современное общество превращается в хищника, поглощающего природные ресурсы, который уничтожает свою естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему его миру и обществу.

За последние десятилетия мы продемонстрировали значительный технологический прорыв. Но расхищение природных ресурсов, искаженные представления о своем роде, семье, нации все чаще имеют место в нашей жизни. Этнопедагогика призвана обратить внимание подрастающего поколения на необходимость уважительного отношения ко всем живым существам, населяющим нашу планету. Эта хрупкая система, существовавшая множество столетий, сегодня подвергается постоянным атакам со стороны человечества. Лицо планеты меняется, порой уже необратимо.

Именно этнопедагогика взывает к нашей морали, чувству ответственности за свои поступки. Она воспитывает в нас чувство единства каждого представителя нашего общества, а также осознание последствий того или иного решения. Правильное отношение к окружающему нас миру начинается с глубокого уважения своей семьи, общины, нации. Высоконравственный человек ценит как самое близкое свое окружение, так и все живое, что есть в нашем мире. Этому учит нас народная мудрость. Главные постулаты ее наши предки знали еще с незапамятных времен.

Шумный, быстро меняющийся мир не должен заставлять нас забывать о самых главных вещах, которыми должно быть наполнено наше сознание. Если мы забудем свою историю, наставления наших предков, мы неизбежно упадем в пропасть, сбившись с истинного пути. Поэтому этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью как семейного, так и общественного образования. Ведь именно она прививает те самые главные качества личности, которые нужны не только каждому человеку, но и всему обществу в целом.

Рассмотрев основные понятия о представленной науке, можно сказать, что этнопедагогика - это важное направление в области образования. Она применяет действенные средства и преследует очень благородные цели при воспитании подрастающего поколения. Неординарный подход позволяет детям лучше усваивать новую информацию, развивать в себе творческие способности. При взаимодействии их с окружающим миром этнопедагогика помогает вырабатывать этические и высокоморальные качества. При этом дети осознают свою общность с окружающим миром, ощущая себя его частью. Это позволяет воспитать личность с высокими нравственными устоями, несущую в мир добро и благо для всей общественности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.