Рекомендации для родителей народная игрушка. Консультация для родителей и педагогов: «Народная игрушка в жизни ребенка. Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»


Почитать ребёнку и обсудить с ним русские народные сказки:

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Лисичка-сестричка и волк

Гуси-лебеди

Лиса и козел

Привередница

Лиса-лапотница

Петушок и бобовое зернышко

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным


1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.


Песенки, потешки и заклички для чтения и заучивания


Иди весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март –

Солнцу рад.

Апрель, апрель –

Откроет дверь.

Май, май –

Сколько хочешь гуляй!

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Радуга-дуга,

Hе давай дождя!

Давай солнышка -

Колоколнышка!

Расскажите детям о матрешке


Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Уважаемые родители !

В период с 10.03.16 по 31.03.16 тема наших занятий "Народная игрушка ".

Цель темы : знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек ; знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, заклички) ; использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности

В достижении поставленных целей нам помогут следующие задания и упражнения :

1) Конструирование «Лестницы» , «Домик» ;

2) Лепка «Вот какая у нас неваляшка!» , «Пирамидка» , «Огуречик, огуречик;

3) Рисование «Деревянные колечки» , «Большие и маленькие яблоки на тарелочке» , «Кубики большие и маленькие» ;

4) Дидактическая игра «Найдем матрешкам косыночки» , «Расставь матрешек на дорожке» , складывание 4- и 5- местной матрешки;

5) Обыгрывание сказки «Курочка Ряба» ;

6) Игровая ситуация «Матрешка» , «Петрушкин концерт» , «Котик простудился» ;

7) Выполнение движений, сопряженных с проговариванием рус. нар. песенки «Ай, качи – качи – качи!» ;

8) Рассматривание народных игрушек : матрешка, игрушки – забавы , волчок, иллюстраций к известным детям рус. нар. потешкам, песенкам и сказкам;

9) Чтение потешек «Ой – ду - ду.» , «Ай, качи – качи – качи!» , «Сорока - белобока» , «Огуречик, огуречик» ;

10) Чтение произведения К. Ушинского Гуси», русских народных сказок «Репка» , «Три медведя» , «Теремок» ;

11) Игры «Найди матрешку» », «Каравай» , «Собери матрешку» , «У медведя во бору» , «Огуречик, огуречик» , «Кошки – мышки» , «Гуси» , «Лиска – лиса» ;

12) Игры со свистульками, деревянными ложками, дудочками, погремушками.

В результате усвоения темы дети :

1) эмоционально откликаются на игру , предложенную взрослым, подражает его действиям;

2) называют музыкальные инструменты;

3) различают и называют предметы ближайшего окружения;

5) различают большие и маленькие предметы, называют их размер;

6) сопровождают речью игровые и бытовые действия.

Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, родителям рекомендуется :

Рассказать детям о русских народных игрушках , рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки - глина , дерево, керамика;

цвет, форму, величину, части игрушек , рассказать, как в них играют;

Побеседовать с детьми о народных промыслах , о том, что игрушки делают народные умельцы .

Дидактическая игра «Назови игрушку » :

игрушка из дерева (какая) – деревянная (матрешка, дудка) ;

игрушка из глины (какая) - глиняная (свистулька) ;

игрушка из керамики (какая) - керамическая (куколка)

Отгадать и выучить загадку :

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка .

(Матрешка)

Итоговое мероприятие по теме :

Физкультурный досуг «В гостях у Матрешки» .

Публикации по теме:

Приобщение к истокам народного искусства - одно из направлений патриотического воспитания. Современные дети играют в лего, компьютерные игры,.

Конспект интегрированного занятия «Народная игрушка» Конспект интегрированного занятия по теме: «Народные игрушки» (подготовительная к школе группа) Цель: Обобщить знания детей о русских.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.

В нашей группе воспитатели, дети и родители совместно осуществили проект, посвященный неофициальному символу России - матрешке..

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Дорогие коллеги! Все мы планируем образовательную деятельность на основе комплексно-тематического подхода. Темы недели сменяют друг друга,.

Уважаемые педагоги!

В народных играх, в том числе в детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания.

Таким образом, каждое общество различными путями (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и др.) сознательно или стихийно влияло на содержание детских игр, направляя развитие ребенка в русло социально желаемого. Общим направлением было постепенное приобщение к труду, причем огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Интересными сведениями, связанными с детскими играми, располагает этнографический материал.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. К последнему мы относим весь набор предметов, необходимых для игры. Игровой инвентарь – это, прежде всего игрушки, принимая во внимание широкое значение слова «игрушка» - предмет, которым играют.

Игрушки имели и имеют сегодня конкретные воспитательные задачи на каждом этапе жизни ребенка. Игрушки раннего младенческого возраста (от рождения до 1,5 – 2 лет) стимулировали движения, активизировали зрение и слух, помогали установить простейшую ориентацию. Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце. О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками и т.д. Делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочонка.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появились игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Были специально сделанные для детей игрушки. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка – игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку изготавливали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.

В традиционном крестьянском быту существовали и другие самодельные звучащие игрушки. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Например, фуркалка – продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити: при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити пластинка вертелась и «фуркала».

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Покровский перечисляет и также музыкальные инструменты, как дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Все эти музыкальные игрушки, по свидетельству многих исследователей, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бег наперегонки, «Городки», «Бабки», скаканье на палочке – коне и др.).

Сегодня игра в мяч – одно из самых любимых развлечений не только детей, но и взрослых. Русских народных игр в мяч насчитывается более 80.

Надо сказать, что мячи долгое время изготавливались вручную. Формы их поражали своим разнообразием: кроме классических шарообразных были мячи кубические и многогранные, с острыми и закругленными углами. Их шили из тряпок или кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, нередко добавляли горошины или камешки, чтобы при бросании мячик «звучал».

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно девочке делали взрослые – мама, бабушка, старшая сестра, потом – она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборов обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела косу. Для куклы – женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в свадебный наряд. Иногда во время игры, разыгрывалось целое действие – свадьба, сватовство, посиделки. Обращает на себя внимание такая распространенная особенность матерчатой куклы, как безликость. У многих народов существовало поверье, что если у куклы есть черты лица, то в нее может вселиться злой дух.

Таким образом, мы видим, что в игре, дети воспроизводили все жизненные ситуации. А народные игрушки служили проводником в мир народных традиций и культур.

Консультация для родителей детского сада «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Данная работа будет интересна педагогам и родителям для приобщения к народно-прикладной культуре через игрушку,используя логические задания для детей, теоретический материал для взрослых.
Цель: Приобщение родителей к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
- Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа.
- Воспитывать духовные традиции в жизни своего ребенка.
- Развивать познавательную сферу ребенка через логические задания.
Оборудование: выставка народных игрушек, альбом с иллюстрациями, детские подделки.
«Кто не знает своего прошлого - тот не имеет будущего» (Народная мудрость)
Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:
- патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество,
- уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа,
-дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;
- уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Христианская педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к Правде и Добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.


Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. Вынимали мякоть из тыквы, вырезали глаза, нос и рот, а внутрь вставляли свечу. Вечером, как сползали сумерки, выходили на улицу. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство - писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.


На писанках изображали различные линии, точки, символизирующие бесконечность мира. В каждой сельской семье, родители мастерили для детей куклы, волчки, волчки с катушки прялки, погремушки. Лучшим гостинцем для детей с базара или ярмарки, были цветные конфеты или пряники в виде петушков, рыбок, белочек, жаворонков.


Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.


Анкета для родителей:
1.Чем занимаются дети в свободный час?___________________________
2.Какими игрушками они играют?_________________________________
3.Какие народные игрушки Вы знаете? ________________
4.Есть ли у Вас дома народные игрушки? Какие? _______________
5.Какие народные праздники связанные с народными игрушками? ____
6.Чем отличаются игрушки? __________________
7.Каких мастеров Вы знаете? _________________
8.Какие народные игрушки Вы бы хотели приобрести? _____________
9.Какие с детьми игрушки с природного материала? С теста? С пластилина делали вместе?___
10.Есть ли желание принимать участие в детских выставках? Народных праздниках?
Задания для детей.
1.Помоги птичке дойти до колоска.


2.Сколько игрушек нарисовал художник?


3.Найди отличия на свистульках.


4. Дорисуй узор на игрушке.


5.Какая игрушка здесь лишняя?Из какого материала она сделана?


6. Внимательно посмотри и посчитай все игрушки.


Предлагаю посмотреть выставку детских работ.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Подгоренский детский сад №1».

Консультация

для родителей

Тема: « Приобщение детей к русской

народной культуре через знакомство с

дымковской игрушкой».

Воспитатель: Ковалёва В.Н.

п.г.т. Подгоренский 2016год

Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить уважать и ценить культуру народа, труд мастеров.

Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.

Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.

Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка .

Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!

Для этого воспользуйтесь нашими советами:

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего родного народа.

Ознакомление с декоративным народно-прикладным творчеством оказывает большое влияние на детей: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Памятка для родителей

Уважаемые родители, помните:

1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.

2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.

3. Поощряйте.

4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.

5. Рисуйте вместе с ребенком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.