Устное народное творчество пестушки примеры. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши для своих чад

Традиционно на Руси большую роль в воспитании детей играл фольклор - пестушки, прибаутки, потешки. Каждая мама знает стишки и сможет спеть детские песенки, но немногие слышали о пестушках.

Это короткий стишок, который произносится нараспев и сопровождает действия малыша - пробуждение, потягивание, улыбку, гуление, кормление, умывание, купание. В эти моменты мама нежно поглаживает пальчики и ладошки ручек, ножки, животик, щечки ребенка.

Когда малыш только проснулся, прочтите ему с выражением:

"Потягууушечки, потягууушечкиии!

Где игрууушечки, погремуууушечки?"

Не все дети спокойно относятся к процедуре умывания. Потешка "Водичка" поднимет настроение:

"Водичка, водичка,

Умой Маше личико!

Чтоб глазки блестели,

И щечки алели,

Улыбался роток,

И кусался зубок!"

Всем известная в "Сороку-Ворону" очень нравится малышам и развивает воображение. Игра в "Козу рогатую" отлично тренирует внимание и реакцию крохи, а массаж ладошки лучше проводить под стишок "Пальчик-мальчик":

"Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С первым братом

В лес ходил!

С вторым братцем

Борщ варил,

С третьим братом

Кашку ел,

С младшим братцем (мизинчик)

Песни пел!"

Какое воздействие пестушки оказывают на ребенка?

1. Пестушка - это средство для эмоционального и малыша с мамой. Общение с самым близким человеком, голос которого знаком ребенку еще с развивает кроху лучше, чем любая интерактивная игрушка. Именно голос мамы активизирует максимальную поэтому песенки и стихи в мамином исполнении необходимы малышу для развития.

2. Произнесение мамой пестушек дает ребенку первый пример речевого общения и закладывает предпосылки для своевременного произношения первых слов. Именно на кончиках пальцев крохи расположены нервные окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Текст пестушки построен таким образом, что каждые 2 строки рифмуются между собой, облегчая запоминание стишка.

3. Пестушка - это не только озвученное стихотворение, но и поглаживания, похлопывания и другие движения, выступающие в роли общеукрепляющего массажа. Благодаря стимуляции множественных рецепторов и нервных окончаний, повышается тонус нервной системы, улучшается кровообращение тканей и органов, насыщение их кислородом. Детки, получающие массаж, быстрее развиваются и набирают вес.

4. Народные пестушки носят характер заклинания и направлены на благополучное взросление ребенка. Тем самым мама создает определенный психологический климат, настраивая малыша на гармоничное и безопасное развитие.

Как правильно исполнять пестушки?

Чтобы достичь максимального эффекта для развития малыша, пестушки нужно исполнять правильно, придерживаясь сложившихся традиций.

1. Наилучшее время для пестования ребенка - доречевой период, который длится до 1 года, поскольку исполненные мамой в этот момент песенки стимулируют ускоренное развитие речи. Повторяющиеся слоги, простые и звучные рифмы облегчают запоминание звуков и слов.

2. Пестушка - это своеобразное песенное сопровождение игры, в которой текст произведения носит ситуативный характер, применяемый к младенцу. Многие стишки содержат имя малыша как главного действующего лица, поэтому определенные строфы должны сопровождаться действиями мамы и ребенка.

3. Исполняя песенку, мама придерживается особых интонаций, растягивая и тем самым подражая гулению младенца. Помните, ваша речь должна быть эмоционально разнообразно окрашена, это облегчит процесс выделения ребенком отдельных слогов и звуков, их запоминание и воспроизведение в дальнейшем.

Благодаря своим свойствам, пестушка выступает универсальным инструментом физического и психологического воспитания ребенка.

Наши прапрабабушки не знали слово массаж, но они знали много пестушек. Что такое «пестушка»? Само слово подсказывает нам его значение. Пестовать – нянчить, воспитывать, растить с лаской и заботой, хлопотать над ребёнком.

Пестушку в наше время часто путают с потешкой или прибауткой, самыми распространенными формами детского фольклора. В чём их различие? В потешках и прибаутках заложен элемент обучения, а пестушки придуманы, именно для самых маленьких, для детишек до года. А что важно для первого года жизни? Конечно, физическое развитие. Нежный голос матери и, обязательно, её ласковые прикосновения - вот глубокий смысл пестушек. Это народная, выработанная временем система упражнений для физического развития ребёнка.

Сами того не зная, молодые мамы, делая массаж грудничку и приговаривая такие знакомые «потягушки, порастушки» знакомят малыша с его первыми стихотворениями - пестушками.

Простые, но очень важные для малыша движения: сгибание, разгибание ножек, разведение и скрещивание ручек, поворачивание головки, постукивание кулачков и пяточек, которые как бы за него делают взрослые, сопровождая ласковым голосом, залог его эмоционального и физиологического благополучия.

«Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунушки

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок».

Несмотря на свою форму – короткие, часто всего 4 строчки, стихотворения, пестушки несут в себе много информации. Рассказывают малышу об окружающем мире, и подсказывают взрослому, какие движения делать.

Тяни холсты, потягивай – разводим ручки малыша в стороны,

В коробочку покладывай – скрещиваем ручки на груди,

Это маме холст, - гладим одну ручку,

А это Катюше холст – гладим другую.

Приговаривая пестушку, взрослый обращается к малышу по имени, меня если нужно окончания слов. Например, для Любушки – потягунушки, для Юрочки – потягунечки. Или: « Дыбочек, дыбок, скоро деточке годок». Слово «деточке», заменяется на имя малыша.

Обучение ребёнка ходьбе также сопровождалось пестушками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

В пестушках затронуты все стороны жизни малыша: купание, одевание, пробуждение, отход ко сну.

Потягуси, потягуси,

Пролетели низко гуси,

Потягушечки, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба

Вода к низу,

А дитя к верху!

До первых слов ещё далеко, но о развитие речи малыша нужно заботиться уже сейчас. Пестушка для ребёнка первый жанр русского народного творчества. Через них ребёнок знакомиться с красотой родного языка. На нежное воркование матери, малыш отвечает своим милым «агу». Это залог, основа его будущей речи.

Несмотря на древность своего происхождения, пестушки актуальны и в наше время. Они очаровательны, содержательны и полны мудрости наших предков. Хоть пестушки и относится к малым формам народного фольклора, но они окажут огромное влияние на развитие Вашего малыша.

Раньше потешки и пестушки были неотъемлемой частью воспитания ребенка. Они передавались из поколения в поколение, и это был замечательный способ общения с младенцем. Сегодня мы все реже и реже используем эти забавные фольклорные стишки и даже не подозреваем о той колоссальной пользе, которую они несут.

Прежде всего, потешки и пестушки – это способ налаживания контакта с малышом и приятные эмоции. Во время пестушки можно делать легкий массаж ребенку, поглаживать ручки и ножки. Когда мама проговаривает ритмичную пестушку или потешку, она делает это выразительно, ласково, протягивая гласные звуки. Такая речь нравится малышам, они ее понимают, и тем самым закладываются основы для развития речи уже с первых месяцев жизни крохи. И для этого вам не надо ничего специально делать – просто приятно проводить время с малышом, сопровождая некоторые свои действия потешками или пестушками.

С помощью потешек и пестушек можно играть с ребенком и знакомить его с окружающим миром через простое и легкое общение. Незаменимы они и тогда, когда надо отвлечь или успокоить ребенка, приучить к повседневной рутине: умываться, одеваться, расчесываться, ложиться спать. С потешками осваивается родная речь, развивается мелкая моторика, чувство ритма и налаживается эмоциональная связь между мамой и малышом.

Все это веские причины, чтобы не забывать баловать и развлекать малыша веселыми потешками, прибаутками и пестушками.

Утром, когда малыш проснулся

Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Потягушки-порастушки:
В рученьки – хватушки,
В ноженьки – ходушки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок!

Кто, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!
(А. Барто)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.

Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?

Для умывания

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.

Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Для расчесывания

Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Для одевания

Маша варежку надела.
“Ой, куда я пальчик дела?”
Маша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!

У нас Ванечка один,
Никому не отдадим.
Мы пальто ему сошьем,
Погулять его пошлем.

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Когда готовим еду

Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.

Кастрюля-хитруля
Нам кашку сварила
Платочком накрыла.
И ждет-пождет,
Кто первым придет?

Тушки, тутушки,
Пекла мама витушки,
Пекла мама витушки
Для любимого Илюшки.

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для Машеньки калачи,
Для Машеньки горячи.

Для кормления

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Каша вкусная дымится,
Саша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели понемножку.

Кот на печку пошел –
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.

Наш Ванюша непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «Кашкою»,
Другой: «Простоквашкою»,
Третий скажет: «Молочком,
И румяным пирожком».

Пышка, лепешка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Для первых шагов

Детка, детка маленька,
Маленька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, детка, ножкой

Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

Для утешения

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

Для укладывания спать

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай, засыпай…

Уж ты, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу Машеньку качать,
Нашу Машеньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Ходит сон у колыбели –
Баю, баю.
Чьи тут глазки спать хотели –
Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай,
Сон качает колыбельку.
Засыпай.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

13.08.2018

Многие мамы, укачивая малыша на руках или играя с ним, вспоминают стишки и песенки своего детства - добрые, задорные пестушки да потешки, которые им напевали их мамы или бабушки. Этот метод развития младенцев через народное слово, вплетённое в игру, веками отточен и проверен. Но почему-то в современных семьях его заменяют новомодными методиками развития и воспитания. А зря.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить, любить и ухаживать. Руские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения.

Пестушки - это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:

  1. Ритмичная, с чётким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
  2. Действия мамы - поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребёнка - которые дают новые тактильные ощущения младенцу.

В пестушках нет активных действий самого ребёнка. В них ребёнок только «принимает» то, что «даёт» ему мама. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу ещё могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придёт к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками и прочее.

Потешки — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребёнка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки

Что дают пестушки и потешки малышу?

Проговаривая весёлые рифмованные пестушки или потешки, мама настраивает весь организм малыша на здоровый лад.

  • Не понимая поначалу обращённых к нему слов, ребёнок очень чутко улавливает ласковую интонацию матери, её доброжелательный настрой, который ему сразу же передаётся и вызывает ощущение надёжности, спокойствия, комфорта.
  • Знакомый и родной материнский голос способствует ответной реакции малыша, который вслушивается и запоминает слова родной речи, пытается их воспроизвести, начинает гулить и агукать, происходит тренировка его голосовых связок, а также развивается слух.
  • Пестушки всегда сопровождаются гимнастикой или массажем, которые помогают малышу понять и ощутить своё тело, его возможности, а также почувствовать через пестование безконечную любовь матери. Массаж - это некое общение, в течение которого нужно «увидеть» всего малыша - заглянуть в каждую складочку кожи, как бы сказать: «И ты нужна, и здесь всё хорошо».
  • Потешки способствуют развитию двигательной активности малыша, которая очень тесно связана с их речевой активностью. Напевность, музыкальность стихотворных строк способствует тому, что малыш сам начинает договаривать отдельные звуки, слова потешки. Ему нравится игра слов, которую он замечает в произведении. Это приводит к тому, что подражая речи взрослых, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Короткие, выразительные и понятные стихотворные строчки легко и быстро запоминаются маленькими детьми, пополняя их словарный запас.
  • Определяющим в рассказывании потешек является создание речевого и игрового общения между взрослым и ребёнком. В то же время, рассказывание стихотворного фольклорного произведения, напоминающее веселую игру, расширяет кругозор ребенка, обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. А самое главное, с помощью стихотворных фольклорных форм ребёнок с самого рождения оказывается в мелодичном музыкально-поэтическом окружении.

Как пестовать малыша

Эмоциональность взрослого способствует поддержке эмоциональной активности ребёнка, удовлетворению его эмоциональных потребностей. К приёмам эмоциональной поддержки относят перепады силы и высоты голоса, смену тембрового звучания, мимику, жесты.

Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь лёгкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки, п орастунюшки,

Поперёк толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперёк толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Для укрепления мышц руки ребёнка и развития его двигательных навыков взрослый может медленно разводить руки малыша, имитируя плавательные движения и приговаривая:

Лунь плывёт,

Лунь плывёт.

Так называемое «тютюшканье» направлено на укрепление мышц спины малыша.

Ай, тюшки — тюшки — тюшки!

Выросли лопушки.

Выросли лопушки -

Зарастали все лужки.

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Если ребёнок ударился, он ищет защиту, спасение от боли у своих родных и близких людей. Взрослый дует на больное место или поглаживает его, повторяя:

У сороки боли,

У вороны боли,

У Оленьки заживи.

Чтобы развеселить ребенка, подбодрить его, взрослый бодает его пальцами руки, поставленными как рожки:

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ, топ,

Рожками хлоп, хлоп!

Кто соску сосёт,

Молоко не пьёт -

Забодаю, забодаю!

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. - всё это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!»

происходящее вызывает у ребёнка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может ещё выполнить самостоятельно.

Так полезны ребёнку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлёпывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на лёгкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Занимательны для ребёнка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,

Где были? — У Аннушки.

Что ели? — Оладушки.

Где оладушки? — Съели …

Нет оладушек!»

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,

Где были? — У Панечки.

Что ели? - Прянички!

Где прянички?

Съели…

Нет пряничков! (Руки ребёнка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребёнок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Игра называется «Ладушки» потому, что она налаживает работу детского организма. А что означает слово ладонь вы уже, наверное, догадались.

Постепенно пестушки сменяются потешками.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят такие потешки:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведёт его за собой. Ритм стиха задаёт и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребёнка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ — топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам —

В ямку — бух!

Взрослый подбрасывает ребёнка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,

Хороша дорога,

Вот стала что-то хуже,

Вот стала что-то хуже,

Шаляет, валяет,

Шаляет, валяет,

На мостике, под мостиком,

На мостике, под мостиком,

Бух в ямку!

Привлекает малышей и подбрасывание верхом на ноге, так называемое гушкание. При этом взрослый проговаривает более энергичные, быстрые потешки:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щёлкает орешки.

Чики, чики, кички,

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели -

Все люди глядели,

Где они садились,

Все люди дивились.

Желание мам и бабушек вырастить дитя крепким, здоровым и сытым породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришёл кисель,

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,

Будем Сашеньку кормить.

Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди её любят,

Все её голубят.



Вариант для мальчика:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший,

Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребёнка по головке, держать за ручки или водить с ним хоровод.

Игры на базе акупунктуры

Немало среди подобных развивающих славянских игр с малышами и таких, которые воздействуют на энергетические меридианы и биологически активные точки, разглаживая, распрямляя и улучшая тем самым течение энергии в теле ребёнка.

На ладошках и на стопах есть точки-проекции всех внутренних органов. И все эти игры-сказки, которые многие из нас помнят из детства, не что иное, как массаж в игровой форме.

Кстати, в современном мире основные элементы тех игровых действий стали основной для профессионального детского массажа.

А выглядят эти игры очень просто.

Сорока-белобока

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-белобока кашу варила, деток кормила ” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

Начинать массажик следует с центра ладони. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание. Всё не так просто. Описывая работу “сороки-белобоки” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая лёгким касанием “этому дала, этому дала… ” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе! ”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “меридиан лёгких”.

Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Сорока-белобока

Где была? — Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор —

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!


Пальчик-мальчик

Взявшись за большой пальчик малыша в районе ноготка, взрослый спрашивает: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Далее он прикасается к каждому пальчику на ладошке малыша и продолжает рассказывание: «С этим братцем — в лес ходил. С этим братцем — щи варил. С этим братцем — кашу ел. С этим братцем — песни пел». Дотронувшись до каждого пальчика, взрослый поднимает обе руки малыша вверх и поворачивает их из стороны в сторону над его головой и говорит:

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем -

в лес ходил.

С этим братцем -

Щи варил.

С этим братцем -

Кашу ел.

С этим братцем -

Песни пел.

Кую-кую ножку

Полезны игры и с ножками ребёнка, когда пальцами легонько стучат по ступне или по пяточке, прикасаются к каждому пальчику - такими незамысловатыми действиями улучшают кровообращение на ступне малыша. Взрослый «куёт ножку», приговаривая:

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

Надо коня подковать,

Чтобы дома ночевать.

Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

За четыре мили,

Подковочки сбили.

Три колодца

В процессе этой игры идёт воздействие на меридиан лёгких — от большого пальца на руке вверх до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

- Пошёл Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

- Здесь вода холодная, нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб.

- Здесь вода тёплая, — мы регулируем работу лёгких.

- Здесь вода горячая.

- А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

В мокрую осеннюю погоду такая игра весьма кстати: и развлечение, и профилактика простудных заболеваний.

И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженных во взглядах, словах и их интонациях, в действиях и игре. Нужно уметь не только любить, но и проявлять свою любовь. А этому как нельзя лучше учат традиции наших предков, на которых выросло не одно поколение славных русичей. Потому и современным взрослым, желающим вернуться к своим корням и не лишать своих детей Родовой памяти , так важно овладеть приёмами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Пестушки и потешки - тексты, примеры.

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!

Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.

Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!

Когда ребёнок учится ходить:

Ножки, ножки,Куда вы бежите?
- В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.

Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
-Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.

Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.

Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,

Ехала барыня

По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
-Да бух!

Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
-На головушки и сели.

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
-Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели
-На головушку сели.

Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Перебирают пальцы и при этом говорят:

Идут четыре братаНавстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят,
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.