Как правильно выбрать игрушку для ребенка: советы для родителей. Рекомендации по выбору игрушек и игровой деятельности для детей до года Стимуляция активных действий

Возраст до 1 года.

Появление ребенка на свет – самое большое из возможных чудес. Темпы развития этого крошечного существа впечатляют еще больше. За один только первый год жизни можно выделить несколько возрастных периодов, когда пригодятся различные развивающие игрушки.

Первые 3 месяца после рождения ребенок воспринимает лишь контур предметов и их движение. Контрасты, изломанный контур, центрическая форма – вот что привлекает взгляд малыша. Идеальной развивающей игрушкой в этот период будет мобиль, подвешенный над колыбелью, дуга с игрушками над коляской или автокреслом.

С 4 месяцев, появляются хватательные движения от рук к предмету. Лучшими игрушками станут , неваляшка, различные мячики.

В 5-6 месяцев развивается хватательный рефлекс. А это значит, что в ближайшие недели малыш начнет хватать, бросать, подбирать, кусать предметы. Появляются первые строительные навыки – разрушение пирамидок из кубиков. Отметим, что ребёнок больше интересуется возможностью разрушить башню, чем ее построить.

После 7 месяцев появляются «соотносящиеся» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышечки. Особо интересны и полезны в этот период будут самые различные , сортеры, стаканчики.

После 10 месяцев у малыша появляются первые функциональные действия. Ребенок изучает свойства предметов и их назначение. Вместе со взрослыми осваивает способы взаимодействия с ними. Ребенок повторяет действия взрослых. Идеальны в этом возрасте будут , коляски с куклами, домашняя утварь и т.п. Отметим, что подобная игра полностью основана на том, что ребенок видит вокруг себя. Как родитель готовит еду, ухаживает за самим ребенком.

Помимо предметно-манипулятивных действий в игре, появляются первые творческие порывы – рисование и лепка. Рисовать удобнее восковыми мелками, восковыми камешками или небольшими толстыми карандашами. Популярностью пользуются пальчиковые краски. Что-то осознанное на рисунке не появится еще ближайшие пару лет, но удовольствие от цвета и каляк-маляк малыш получит сполна.

Возраст 1-2 года.

Время, которое дети могут провести за самостоятельной игрой, составляет от 3 до 15 минут. У ребенка активно развивается речь, формируется пассивный словарь. Интересно и полезно разыгрывать простейшие кукольные представления с героями сказок. помогут в этом. Сначала истории разыгрывает только взрослый, со временем ребенок начнет принимать участие в этих сказка, играя роль некоторых персонажей. Особой любовью пользуются перчаточные куклы. Ребенок продолжает воспроизводить действия взрослых в игре с домашней утварью. Игрушечная кухня с посудой, кровать, коляска – всё пригодится в игре малыша.

По-прежнему в ходу сортеры – с их помощью можно изучать цвета, размер. Для развития мелкой моторики хороши различные шнуровки.

Возраст 2-4 года.

Основное занятие ребенка – игра и она развивается, становится сложнее. Малыш способен играть некоторое время самостоятельно, разговаривая за героев представления. Многие дети очень любят носить с собой одну или несколько небольших игрушек. Появляется интерес к , их различным вариациям. Начинать лучше с пазлов, состоящих из двух-трех деталей.

Можно пробовать первые : мемори, простейшие ходилки, мозаики.
Игры могут быть рассчитаны как на одного участника, так и на двоих. Если игроков будет больше, ребенок может достаточно быстро потерять интерес к игре. Помните, что дети очень тяжело переносят проигрыши.

Международный день защиты детей - один из самых известных и старинных международных праздников, который празднуется в первый день лета.

Официально международный день защиты детейвпервые отпраздновали в 1950 году, однако его зарождение произошло еще в 20-х годах прошлого века. История праздника берет свое начало в 1925 году, когда Генеральный консул Китая в Сан-Франциско отыскал детей, оставшихся без попечения родителей, и организовал для них праздник - Дуань-у Дзе, ставший известным как Фестиваль драконовых лодок. Одновременно с этим событием в Женеве во время Всемирной конференции, посвященной актуальным вопросам благополучия детей, было принято решение о проведении праздника. Существует множество версий, почему празднование дня защиты детей приурочено именно к 1 июня. По одной из них, организованный именно 1 июня консулом Китая праздник для детей-сирот обозначил дату проведения Дня Защиты детей.

Формальнаядата утверждения Праздника - 1949 год, когда на ноябрьском Конгрессе международной демократической федерации женщин было принято решение о проведении детского дня. Инициативу федерации женщин поддержала Организация Объединенных Наций (ООН). Через год 1 июня 1950 года был отпразднован первый международный День защиты детей. В 1959 году ООН составила первую Декларацию прав ребенка, которая содержала ряд статей, обеспечивающих защиту прав данной наиболее уязвимой категории граждан. Данная декларация не имела юридической силы, и лишь в 1989 году приняла статус международного правового документа, при подписании конвенции о правах ребенка.

Символом международного Дня защиты детей является флаг, изображающий на зеленом фоне символ планеты, и пять разноцветных фигурок по ее окружности. Человеческие фигуры символизируют терпимость и разнообразие. Планета символизирует общий дом для всех детей, а зеленый фон - плодородие, рост и гармонию.

Вместе с тем не стоит забывать, что Международный День защиты детей не только веселый праздник, а еще и повод задуматься о нуждающихся и осиротевших детях, о безопасности подрастающего поколения, развитии, обучении детей, качественном уровне жизни, образования и воспитания.

В рамках Дня защиты детей Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» предлагает ознакомиться с рекомендациями по выбору детских игрушек.

В настоящее время в магазинах детских товаров представлен огромный ассортимент различных игрушек. Как родителям не потеряться в широком многообразии различных вариантов? Как выбрать не только красивую, но и безопасную продукцию? На что обратить внимание при покупке игрушки для малышей и детей постарше?

Чтобы выбрать качественную игрушку необходимо обратить внимание на ряд особенностей, о которых и пойдет речь в настоящей статье (ниже).

Основные требования к материалам , используемым при изготовлении игрушек .

Игрушки и материалы для их изготовления должны отвечать санитарным и гигиеническим требованиям. Для производства игрушек не допускается применение вторично сырья, древесной коры. Для игрушек, предназначенных для детей в возрасте до трех лет не допускается применение натурального меха и кожи, стекла и фарфора, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла. Кроме того, в игрушках для данной возрастной категории не допускается использование латекса, каучука а также картона и бумаги. Масса погремушек должна быть не более 100 граммов. Не допускается роспись и поверхностное окрашивание погремушек. В игрушках, предполагающих использование совместно со шнурами, не допускается наличие скользящих узлов и петель, которые могут образовать скользящий узел. Диаметр шнуров должен быть не менее 2 мм и иметь на конце ручку в виде шарика. Защитно-декоративное покрытие игрушек должно быть стойким к действию пота, слюны и влажной обработки. При выборе погремушки, стоить обратить внимание, для ребенка какого возраста она будет использоваться. Так, для трехмесячных детей наиболее оптимальными являются мягкие погремушки. Хорошо, если погремушка будет сделана из органического хлопка. Ближе к шести месяцам можно приобретать для ребенка пластиковые погремушки с ручками. Стоит обратить внимание, что в таких погремушках не должно быть токсичных материалов и красок. Важно обратить внимание на маркировку игрушки: избегайте ПВХ(№3,№7), которые могут содержать опасные для малыша вещества. Самыми безопасными для ребенка являются деревянные погремушки. Перед покупкой можно потереть погремушку, на руках не должны оставаться следы краски.

При выборе игрушек стоит также отметить такое понятие как механическая безопасность - это неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы. Доступные кромки деревянных и пластмассовых игрушек не должны быть острыми. Доступные острые концы игрушки и проволоки должны быть закруглены, притуплены защитными колпачками или иметь защитное покрытие. Детали игрушек, предназначенных для соприкосновения с губами детей и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу. Детали игрушек, изготовленных из твердых материалов (металл, древесина) должны быть установлены так, чтобы ребенок не мог захватить их зубами и при отделении от игрушки не должны иметь острых кромок и концов.

Игрушка и съемные детали игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 3-х лет, а также игрушки, закрепляемые на пищевых продуктах, должны иметь такие размеры, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути ребенка.

Основные требования к маркировке игрушек

На этикетке детской игрушки обязательно должна быть указана следующая информация:

Название игрушки;

Наименование страны изготовителя;

Наименование производителя;

Наименование и адрес уполномоченной организации;

Товарный знак изготовителя;

Информация об основных потребительских свойствах игрушки;

Условия хранения и эксплуатации;

Дата производства (месяц, год);

Срок годности;

Гарантийный срок (на электромеханические игрушки);

Состав (комплектность);

Штриховой код товара (при его наличии);

Маркировка игрушек должна быть четкой, легко читаемой, достоверной, доступной для осмотра и идентификации (процедура отнесения продукции для детей к области применения технического регламента и установления соответствия продукции технической документации к ней). Информация для потребителя должна быть указана на русском языке и на государственном языке государства-члена Таможенного союза.

На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3-х лет, должно быть нанесено условное графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы.

Информация о товаре должна быть размещена в технической документации, прилагаемой к товарам, на упаковке, этикетке или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. В некоторых случаях (небольшой размер упаковки или этикетки) когда нет возможности поместить необходимый текст полностью на упаковке, допускается изложение информации о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемой к каждому наименованию товара. По требованию покупателя игрушки должны быть распакованы и предъявлены для визуального осмотра, одновременно передается установленный изготовителем игрушек необходимый комплект принадлежностей (если он предполагается), а для электромеханических игрушек передается гарантийный талон.

Права потребителя в случае обнаружения недостатка товара .

Вслучаеобнаружениявтоваренедостатков(еслионинебыли оговореныпродавцом)потребительпо своему выбору вправе:

· потребоватьзаменынааналогичный товар(этойжемоделии(или) артикула);

· потребоватьзаменынатакойже товардругоймарки(модели, артикула)ссоответствующим перерасчётом покупной цены;

· потребоватьсоразмерного уменьшения покупной цены;

· потребоватьнезамедлительного безвозмездногоустранения недостатковтовараиливозмещения расходовнаихисправление потребителем или третьим лицом;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребованиюпродавцаизаегосчетпотребительдолженвозвратитьтоварс недостатками.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков.

Обмен детских игрушек надлежащего качества

Согласност.25ЗаконаРФ«Озащитеправпотребителей»,потребительвправеобменять непродовольственныйтоварнадлежащегокачестванааналогичныйтоварупродавца,укоторого этоттоварбылприобретен,еслиуказанныйтоварнеподошелпоформе,габаритам,фасону, расцветке, размеру или комплектации. Данное требование распространяется и на детские игрушки.

Внимание : электронные игрушки надлежащего качества обмену и возврату не подлежат (Постановление правительства № 55).

Полезные советы потребителю

1. Важно обратить внимание на цвет игрушки. «Ядовитые»(неестественные)цветамогутнетолько раздражать ребенка, но и содержать «токсичные» красители.

2. Важноетребованиепривыбореигрушек-безопасность.Детскиеигрушкидолжнабыть изготовленыизбезопасныхматериалов,неиметьострыхвыступающихчастей,заусенецит.п.,о которые ребенок может пораниться.

3. Игрушкинедолжнынаноситьвредпсихикеребенка. Психологи не рекомендуют покупать такие игрушки, как монстры и т.п.

4. Обратите внимание на запах игрушки. Игрушка не должна иметь стойкого неприятного запаха. Такая игрушка может быть изготовлена из «токсичных» материалов.

5. Игрушкадолжнасоответствоватьвозрастуребенка.При выборе игрушки обязательно обратите внимание на возраст ребенка указанный на упаковке.

6. Обратитевниманиенаправилабезопасногоиспользованиямягкихигрушек.Такиеигрушки могут не только линять, но и могут быть источником инфекций (на них быстро скапливаются бактерии).

Приятных покупок!

В наше время ассортимент игрушек огромен. Когда вы останавливаетесь около отдела с игрушками, завороженные обилием всевозможных ярких кукол, мишек и машинок, рука тянется к кошельку, но торопиться не стоит. Подумайте, что вы принесете своему малышу - хорошую вещь или товар сомнительного качества? Покупка безопасной игрушки - дело ответственное!

Каждая игрушка или её упаковка, либо листок-вкладыш обязательно должны сопровождаться чёткой, хорошо видимой, несмываемой маркировкой.

Информация для потребителя должна быть на русском языке и обязательно содержать: наименование игрушки (артикул при наличии); наименование предприятия или фирмы-изготовителя или его представителя, либо импортёра и его юридический адрес.

Каждая игрушка должна быть снабжена чёткой предупредительной информацией о возможных побочных эффектах (опасностях), возникающих при её использовании и путях возможного избегания (уменьшения) опасностей. Например: «не рекомендуется детям до 3-х лет».

Игрушка, использование которой включает сборку, должна быть снабжена подробной инструкцией.

Информация о сертификации и сроке службы игрушки обязательны.

Напоминаю, по первому требованию покупателя ему должна быть предоставлена информация о сертификации изделия.

При покупке игрушки следует обратить внимание на её внешний вид.

В соответствии с общими требованиями игрушки и материалы, из которых они изготовлены, должны быть внешне чистыми.

Следует убедиться в том, что игрушка действительно соответствует возрасту ребёнка, то есть подходит ему по умственной, физической и эмоциональной нагрузке в ситуации использования. Не стоит покупать детям младших возрастов игрушки, предназначенные для детей более взрослых.

Приобретаемую игрушку следует внимательно осмотреть – она не должна иметь острых углов и шероховатостей, доступные кромки металлических деталей, кромки пластмассовых и деревянных игрушек должны быть без заусениц и трещин.

Игрушка не должна издавать слишком резкий запах (это свидетельствует о некачественных красителях, явно неполезных).

При выборе игрушек стоит проверять на прочность материал и окраску. Следует остерегаться слишком ярких игрушек, потому, что режущие глаз цвета отрицательно влияют на зрение и развитие нервно-психической сферы ребёнка.

В мягких игрушках не допускается миграция волокон, швы должны быть прочными, а ткань и материал наполнителя не должны издавать резких запахов.

Не следует покупать сложные игрушки (особенно из сборных частей) для маленьких детей, которые они не смогут самостоятельно собрать. Не стоит также приобретать те высокотехнологичные игрушки, которые издают слишком резкие и громкие звуки, поскольку это может повредить развитию слуха ребёнка. Лучше покупать игрушки с регулятором громкости звука и/или с переключателем.

Обязательно следует проверить, как закреплены детали игрушки и элементы питания.

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Мягкая игрушка

Швы изделия должны быть крепкими - нитки и наполнитель игрушки не должны вываливаться. Потеребите её в руках - не выпадает ли ворс, не остаётся ли на ладонях краска.

Погремушка

Должна быть литая, без снимающихся деталей, без росписи краской сверху, Вес - не более 100 г. Устойчива к воздействию слюны и влажной обработке.

Машинка

Выбирайте машинку с легко вращающимися колёсами, которые не отсоединяются (чтобы ребёнок не засунул их в рот или нос). При падении её корпус не должен разбиваться.

Пластмассовая игрушка

Для детей до полугода размер должен быть не больше головы ребёнка, чтобы он мог её видеть всю (то же касается и мягких игрушек). Не должно быть выступающих острых углов - чтобы малыш не поранился; длинных шнурков - чтобы ребёнок в игре не обмотал ими собственную шею.

Кукла

Выражение лица - доброе. Лучше, чтобы кукла не говорила, - тогда ребёнок сам будет за неё придумывать слова, тем самым развивая воображение. Желательно, чтобы с неё можно было снимать одежду, переодевать.

Важно! Перед тем как дать ребёнку новую игрушку, обязательно помойте её в тёплой воде с мылом. Такую санитарную обработку проводите хотя бы раз в неделю. Мягкие игрушки периодически стирайте, в них скапливаются пыль и болезнетворные бактерии. Детям до года с ними вообще лучше не играть.

Игрушка - это главное в жизни ребенка . Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Ребенок играет везде , где бы он ни находился.

Сейчас в современном мире для детей большой выбор игрушек . У родителей от такого разнообразия расширяются глаза, и порой многие из них, покупают столько игрушек ребенку , что ими бывает, завален весь дом. Многие родители , к сожалению, не знают что нужно ребенку , какую игрушку выбрать , какую купить игру .

Совсем маленьким детяам от 0 до 1 года , как всем известно, нужны погремушки. Но погремушки тоже бывают разными. Самые простые, которые просто гремят, быстро надоедят даже крохе. Поэтому не ограничивайтесь только ими. Ведь даже маленькому ребенку нужно развитие , а не только потеха. Купите малышу забавные ключики, расчесочки, мордочки, кубики на связке. Ребенку будет любопытно перебирать их пальчиками, обследовать их форму, что очень полезно для мелкой моторики пальцев рук. Конечно, следует приобрести набор пластмассовых или прорезиненных зверят : зайку, мишку, лису, волка, слоника кошку, собачку, петушка и тд. Малыш будет узнавать с раннего возраста каждого зверя, и имитировать его голос. У малыша должны быть мячики. Не следует покупать большие по размеру мячи. Мяч должен помещаться в руках у ребенка . Перекладывайте мяч с ребенком из ручки в ручку , прокатывайте, бросайте. Неврологи советую катать детей на больших надувных мячах лежа на животе. Это успокаивает и уравновешивает ребенка . Не забывайте про книжки с яркими веселыми картинками и простыми четверостишьями. Учите показывать малыша пальчиком знакомых ему героев и их части (носик, ухо, хвост) . Можно приобрести дудочку или свистульку. Вначале ребенку будет тяжело дуть , чтобы послышался звук, но после многочисленных тренировок увидите результат. Свистульки очень полезны для работы органов дыхания и речевого аппарата. Деткам от 1,5 лет можно приобретать пирамидки разных форм и размеров, различные вкладыши, каталки, крупный строитель. В этом возрасте, а то и раньше купите ребенку карандаши , пальчиковые краски, массу для лепки, Под руководством взрослого ребенку будет интересно рисовать пальчиками, сжимать, отщипывать кусочки пластилина, проводить карандашами простейшие линии.

Все игрушки для малышей должны быть яркими, безопасными, легко обрабатываться моющими средствами.

Для малышей от 2 до 4 лет , наступает время активного освоения окружающего пространства и развития физической активности. В этом возрасте ребенку обязательно следует купить мяч (уже побольше, который он будет пинать, подбрасывать, катать, кольцеброс, кегли, обруч. В этом возрастном промежутке начинается разделение игрушек для мальчиков и девочек.

Девочкам приобретают игрушки , которые отожествляют их женскую принадлежность : куклы, посуду, кукольную мебель, сумочки, детские украшения, коляски и др.

Для девочек 2-3 лет лучше всего приобрести кукол-малышек, кукол-младенцев. У девочек этого возраста в силу своих возрастных особенностей, нет еще сформированности игровых навыков. Они повторяют действия показанные взрослыми. Малышка с удовольствием будет качать, пеленать, купать, кормить «свою дочку» . Кукол не должно быть много. Купите 1 -3, ребенок пусть каждой даст имя, кукла займет свое место в комнате. Конечно, необходимо купить коляску, кроватку, белье, сумочку.

Главные игрушки любого мальчика это машины. Малышам 2 -3 лет лучше покупать машины большого размера, где хорошо видны все части, а с 4-х летнего возраста можно приобретать и модели поменьше.

Для малышей этого возраста огромный выбор конструктора на любой вкус . Следует только показать и научить ребенка играть в него , правильно сооружать постройки .

Не стоит ограничиваться набором игрушек . Следует подумать и о развивающих играх, пособиях и художественных принадлежностях. У ребенка должны быть настольные игры по возрасту для развития внимания, памяти, мышления, логики : «Сложи фигуру» , «Подбери по форме» , «На что это похоже» , «Лото» , «Домино» , «Мозаика» (крупная, мелкая, настольная и напольная, «Пазлы» (от 4 до 12 частей) . Не покупайте игр сразу много купите 1-3 научите играть в нее ребенка , играйте вместе всей семьей. Когда игра поднадоест или ребенок вырос , выберите в магазине новые игры.

Не следует исключать художественное творчество детей.

Для старших дошкольников от 4 до 7 лет выбор игрушек не имеет границ . Родителям стоит тщательно обдумывать покупку новой игрушки . В этом возрасте можно предложить ребенку выбрать игрушку в магазине самому .

Дети этой возрастной категории очень активны в любых сферах деятельности. Но стоит присмотреться к своему ребенку , и вы заметите, что что-то он предпочитает больше. Кто-то увлеченно рисует, кто-то занимается конструированием , кого-то интересуют развивающие игры. Поддерживайте стремления ребенка , но и не забывайте об остальных путях развития. Переключайте внимание на другие игры и увлечения.

Для мальчиков можно приобрести сложные модели машин, самолетов, катеров, поездов на пультах управления , различные конструкторы-схемы , наборы для выжигания, …

Отдельно хочется сказать о мягких игрушках . К ним неравнодушны не только дети, но и взрослые. Конечно такие игрушки стоит покупать малышу, но не забывайте их почаще простирывать и обрабатывать, чтобы избежать аллергии у ребенка . Маленькие дети любят с ними спать. Давно известно, что эти игрушки создают психологический комфорт во время засыпания.

Семи годами детство не кончается. Ребенок идет в школу , но он не перестает играть. У некоторых детей уже складываются определенные увлечения, и они с удовольствием занимаются им. Кому-то трудно выбором. И в этом вы должны помочь ребенку , уважаемые родители . Ведь недаром говорят : «Как ребенок играет , так он и будет вести себя во взрослой жизни».

Педагог – психолог

Павлова

Екатерина

Сергеевна

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отли­чать добро от зла, проводя между ними четкую границу.

Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, отделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.

То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверхвооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни все может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребенка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.

Для возбудимых детей игра с монстрами - это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определенную психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.

Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать де­тям игрушки, наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр. а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останутся неприкосновенными, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, при­учайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с роди­телями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходимо ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положитель­ные эмоции.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло, и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.