Малоподвижный ребенок: особенности развития. Формирование речевого общения детей в процессе организации работы парами и малой подгру Правила взаимодействия с малоактивными детьми

Одна из очередных и главных проблем советской педагогики в настоящее время заключается в том, чтобы воспитание детей, начиная с раннего возраста, было действительно общественным по тем свойствам и качествам, которые оно формирует у них. «Вне людского общества, - говорит Н. К. Крупская, - нет и общественного воспитания».

Одним из решающих факторов общественного воспитания детей является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей.

Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь. Игровая деятельность позволяет детям на самых ранних ступенях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

Известно, что и в других формах жизни детей (в занятиях, труде) идет общественная жизнь, но ведущая роль здесь принадлежит взрослому, в то время как в

игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей.

Опираясь именно на эти возможности игровой деятельности, педагогически целесообразно сделать игру формой организации жизни и деятельности детей; детского общества.

Игру как форму организации жизни и деятельности детей нужно относить к явлениям педагогическим, к учению педагогики о формах организации воспитания и обучения. Вполне правомерно задаться вопросом о том, что же в играх организует жизнь детей, каково это организующее начало, в чем оно выражается.

Законы, управляющие жизнью детского общества на этих ранних возрастах, надо сказать, еще малоизвестны, но есть некоторые предположения и точки зрения.

Если взять детскую жизнь в условиях учреждений общественного" воспитания (ясли, детские сады), то считается, что, чем организованнее дети, тем лучше развивается и их жизнь. Следовательно, основным здесь считается организованность как личное качество. В общем, конечно, с этим можно согласиться, так как всякая жизнь требует хотя бы минимальной организованности. Другие считают, что более важным является дисциплинированность детей; только при известных уровнях какой-то дисциплины поведения возможна жизнь детского общества. Есть точка зрения, согласно которой ведущую роль играет интерес: если детям интересно, жизнь протекает организованно, при отсутствии интереса ребенок малоактивен.

Соответственно той или другой точке зрения строится и педагогический процесс, определяются способы воздействия взрослого на ребенка. Мы не будем рассматривать этих гипотез, так как каждая из них может при известных условиях педагогической организации оправдать себя, и это так и происходит в практике детских садов.

Одной из трудностей, до сих пор еще не изжитых в педагогике детского сада, является плохая ориентация воспитателя в определении своих задач и своей роли в процессе игр детей. Перед нами действительно довольно сложное явление - большое число играющих детей. Здесь складываются какие-то отношения между ними,

формируются поступки. Воспитатель организует, как-то направляет их игру; его вмешательство требуют дети. Вместе с тем он замечает, что часто дети организуют свою жизнь независимо от него.

Изучая проявления детей в играх, мы находим в их поведении и черты организованности, и дисциплины, и интерес. Однако часто это еще не вводит ребенка в детское общество, в котором ему нужно жить и действовать. Пусть ребенок будет и организованным, и дисциплинированным, это еще не связывает его с детьми. И, наоборот, в ряде случаев дети, далеко не обладающие этими качествами, легко входят в детское общество и даже образуют его (во, всяком случае, в итоге).

В условиях общественного воспитания каждому ребенку нужно войти в общество играющих, найти здесь свое место закрепиться в этом обществе. Без этого нет слаженной игры, а следовательно, и жизни детей. Для этого нужна особая группа качеств. Такую группу качеств мы называем качествами общественности и относим к ним способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми и т. д. В развитом виде эти качества, конечно, имеют очень сложный характер. Но в начальных формах они имеют место и у маленьких детей.

Общественность как качество личности ребенка проявляется и формируется под влиянием общества детей. Оно имеет как бы самостоятельный ход развития и служит ребенку инструментом для закрепления его в детской среде. Это то самостоятельное начало, которое является продуктом самой жизни среди детей. Жизнь в обществе детей, игры с ними дают рост этому качеству, независимо от того, будем ли мы или не будем что-то педагогически организовывать. Изучая ход развития качества общественности у детей и формы ее проявления в их действиях и поступках, мы поймем, каким может быть и бывает общество детей, что можно здесь ожидать в личном поведении ребенка и в отношении его к другим детям, каким выглядит сам процесс игры.

Только на этой основе может быть правильно оп­ределена воспитательная педагогика. В ином случае подчас невозможно понять происходящее среди играю-

щих детей, определить свое Отношение к тем или иным фактам.

От воспитателя будет зависеть ход развития общественности у детей, а также направленность ее на осуществление задач коммунистического воспитания.

Обладая некоторыми знаниями о том, что является основным звеном, организующим жизнь детей в их играх, мы сумеем лучше ориентироваться в том, как педагогически правильно подойти к детям. Мы лучше поймем происходящее в играх, в том, как создаются самостоятельные формы жизни среди детей и каковы они, какова роль взрослого, среды и т. д.

Проследим процесс развития у детей общественности (в играх) и постараемся понять необходимо или, напротив, несостоятельность тех или иных педагогических воздействий.

Развитие общественности в детском возрасте имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей (в условиях общественного воспитания).

В педагогике раннего возраста подготавливаются условия для организации личного поведения ребенка путем воспитания сосредоточения. Это переходит в игру с предметами, дающую возможность каждому ребенку спокойно быть среди детей этого же возраста, пока еще не общаясь с ними в действии. Опыт воспитания говорит о том, что эта ступень очень важна для того, чтобы дети могли в большей мере быть самостоятельными в обществе своих товарищей.

От этих индивидуальных форм жизни дети могут перейти к более общественным ее формам.

Игры рядом опираются на уже достаточно сформировавшуюся сосредоточенность на своей игровой деятельности, позволяющую ребенку спокойно действовать рядом с другим играющим ребенком, не отвлекаясь на его игру. Здесь еще качество общественности собственно очень нейтрально. Но и это существенно, так как позволяет детям в группе быть рядом друг с другом, соблюдать «дисциплину расстояния».

Общественность более активно начинает проявлятьсятогда, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей. Возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное об-

щение, на установление каких-то отношений друг с другом.

Взаимодействие носит различный характер, проявляется по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по-существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр. Даже действия детей, переплетаясь, остаются в своем плане. Это очень похоже и на игры рядом.

Затем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры. Здесь детей объединяет и как-то даже заставляет действовать согласованно понимание общего смысла игры и включение в действие другого. Общение играющих становится более ясно выраженным.

Взаимодействие может быть и на основе интереса друг к другу; это уже включение какого-то личного отношения, предпочтения, знакомства и т.д.

Действовать вместе с другим ребенком – это не так просто в возрасте трех, четырех и даже шести лет. И хотя распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но, оказывается, нужен еще язык общения - приноравливать свои действия к действиям другого лица, в чем-то помочь и т. д. Взаимодействие и формирует общественность, оно требует такого качества, которое поведет игру детей именно по этому пути. Чем дальше процесс взаимодействия идет от механического взаимодействия к более осознанному, тем общественность как качество личности все больше дает себя знать: уже нужно найти свое место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих, убедить их в чем-то или самому убедиться. Больше того, примериться с Дру1ими, столкнуться с его отношением к себе - все это требует того особого качества, которое мы бы назвали общественностью.

Таковы ступени развития общественности на протяжении жизни детей от года до семи лет. Это показатели социального развития, которое проходит в условиях общественного воспитания. Здесь мы видим, как ребенок становится членом общества детей, какими он обладает качествами, как постепенно формируются аспекты личного поведения и поведения общественного, направленного на жизнь в обществе детей.

Опыт общественного воспитания детей показывает, что процесс развития общественности не идет последо­вательно и планомерно. Его ход зависит не только от возраста, но определяется и теми условиями организации общества (детского), в котором действуют дети. Этот социальный навык приобретается успешно в зависимости о того, как устроено (организовано) то общество, в котором живет ребенок и которое его воспитывает. Устройство жизни детей в общественных учреждениях – яслях, садах, как известно, лежит на ответственности взрослых. Поэтому рассмотрим игры, как они протекают в яслях и детских садах, попытаемся ответить на вопрос, о том, как можно посредством игр организовать жизнь детей, их деятельность и воспитывать общественность.

Мы уже сказали, что общественность имеет как бы самостоятельный ход развития, стихийно действует в игровой деятельности детей. Наша задача состоит в том, чтобы использовать эту стихийность, для более организованной жизни детей в играх. В одних яслях она организована хорошо. Здесь каждый играющий занят своим делом и никому не мешает. В других яслях наличие тех же самых предметов для игры не привлекает детей, не организует их.

Очень характерны те действия, к которым прибегают дети. В первом случае дети играют с предметами, легко принимают замену (взрослым) одного предмета другим, не мешая друг другу. Во втором случае дети непрерывно тянутся то к игрушке другого ребенка, то дают ему свою, отнюдь не имея намерения как-то развернуть игру с ним.

В первом случае дети живут спокойно, жизнерадостно. Во-втором - о такой мирной картине течения детской жизни не может быть и речи. Здесь дети крикливы, раздражительны. Вполне понятно, как по-разному будут идти игры этих детей. В первом случае они станут нормой жизни, во втором - никаких норм не возникает.

Отсюда рождаются и столкновения между детьми, их раздражительность; часто усилия взрослых здесь мало чем помогут. В чем дело? В том, что во втором случае взрослые прошли мимо задачи воспитания сосредоточения, не развивали культуру игры с предметом и,

дав детям игрушки, поставили каждого ребенка сразу же в условия игры рядом (с другими детьми), даже в условия игры на основе взаимодействия, к чему дети были совсем не подготовлены. Значит, знание уровня развития общественности у детей просто необходимо; без этого не может быть определено организующей и воспитывающей роли взрослого.

В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным контролем взрослого. Ему приходится следить за тем, чтобы дети научились игре с предметом, давать новые варианты таких игр, менять предмет по мере того, как игра с ним заканчивается, развивать игру в присутствии ребенка и т. п., словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Можно сказать, что взрослый здесь занимает детей игрой, стремясь развить первые проявления этой деятельности. Но роль взрослого резко изменяется, когда в детской среде возникают зачатки самостоятельной жизни. Когда у детей появляется потребность во взаимодействии, то возникают первые общественные образования - играющие группы. Они немногочисленны, кратковременные но служат опорой в организации жизни детей. Дети, самостоятельно группирующиеся, составляют теперь организованную часть детского общества, они организуют и друг друга.

В зависимости от того, каким будет взаимодействие между детьми – будет ли оно механическим, будут ли играть дети, объединяясь уже содержанием игры, или это будет происходить на еще более высоком уровне, на уровне интереса друг к другу, – определится и жизнь играющих групп, а, именно длительность их существования, их состав, изменения этого состава.

Когда дети взаимодействуют чисто механически – по месту игры, по привлекательности, действия, существование, игровых групп очень кратковременно; часто игравшие вместе дети больше не общаются, когда почва механического общения исчерпывается. Это важно для нас, так как показывает, как нужно отнестись к организующей роли в жизни таких групп.

Когда взаимодействие между играющими происходит на основе интереса к содержанию игры, то играющие группы составляются уже более избирательно – это дети, интересующиеся по преимуществу двигатель-

ными играми или умственными, и т. д. Заметны уже те или иные склонности, интересы, на этой основе возникает, интерес друг к другу, прочнее становится знакомство детей между собой.

Игровые группы, возникающие на основе личного интереса, представляют собой, может быть, самое интересное явление в детской жизни, это в общем самые устойчивые игровые группы по составу играющих; разрушение этих групп и их существование зависят от детей, в них входящих, от их характеров, интересов и т. д.

На этой основе развиваются и живут играющие коллективы детей. Общественность здесь выражена в сложном виде оценочного отношения друг к другу, в проявлениях первых ростков общественного мнения, когда заметна какая-то согласованность играющих, их общее стремление к члену такой группы.

В рамках простых жизненных отношений, играя, дети создают своими силами в пределах своих возможностей условия, при которых они чувствуют себя как коллектив, как «мы». Образование играющих коллективов является большим шагом в жизни детей.

Кроме развития у детей общественности, имеется и целый ряд их действий, поступков и чувств. Нельзя ждать от детей, еще не умеющих взаимодействовать друг с другом, каких-то положительных эмоций на вторжение другого ребенка в игру. Разумеется, здесь будет на первом плане побуждение оттолкнуть и, несомненно, какая-то эмоция недовольства. Можно сказать, что они еще в общественном отношении не готовы к таким формам жизни.

В детских садах тратится много сил на то, чтобы создать хорошие условия для игр детей, - даются разнообразные игрушки, материалы. В такой педагогически хорошо подготовленной среде все должно быть благополучно. Однако здесь возникают самые нежелательные формы поведения детей: капризы, столкновения, раздражительность, так как не предусмотрено главное, а именно то, какого рода общественностью уже обладают играющие дети. Действительно ли они способны использовать все предоставленное для игры, нужно ли оно им? Что нужно играющим для того, чтобы игры развивались на доступном уровне общественности и способствовали развитию этого качества дальше

Не считаясь с фактором развития общественности и включая детей в жизнь общественного детского учреждения, мы невольно порождаем нежелательные явления.

На почве формирования общественности открывается широкая возможность подводить детей к нормам морали – учиться понимать и оценивать свои действия, поступки в обществе детей. Раньше, чем ребенок будет способен понять что-то сложное из этой области, он усвоит на своем детском опыте некоторые истины. Конечно, это может произойти стихийным путем, но большое место здесь займет планомерное руководство со стороны взрослого.

Ребенок в дошкольном возрасте может знать, что отбирать игрушку у другого ребенка нехорошо, что надо делиться с другими и т. д., но это может остаться в пределах хороших рассуждений и быть далеким от действительности.

Другое дело, когда эти же моральные правила формируются на основе практической жизни, игры, в обществе детей. Здесь выступает не только внушение взрослого, а известные реакции детей, влияние детского общества. Эта мораль действует во много раз сильнее. Если те или иные поступки детей к тому же получили правильное разрешение, вывели ребенка из трудного положения и взрослые пришли ему на помощь, тогда и сам процесс нравственного воспитания будет включен в повседневную жизнь детей с их детскими интересами.

Чем более общественными становятся дети, тем меньше проявляется необходимость в каких-то специальных воспитательных мерах по отношению к ним.

Таким образом, прослеживается известный механизм, на котором держится жизнь детей (в детском саду), складывается детское общество, а значит, создаются необходимые условия для общественного воспитания. Качества общественности не являются врожденными, они приобретаются под влиянием условий жизни в обществе.

Зная возможности детей в развитии общественности, ведя их постепенно правильным путем с учетом возрастных возможностей, мы создаем те необходимые условия, без наличия которых нельзя считать жизнь детей в их играх хорошо организованной, а воспитание их подлинно общественным. Значит, возможно только

идти таким путем: от игр одиночных к играм различного взаимодействия или к играющим группам и, наконец, как уже самый высокий уровень от игривых групп к играющим коллективам. Не все дети одинаково пойдут по этим ступеням, это будет зависеть от характера играющих, от состояния их нервной системы, от умения взрослого включаться в этот процесс и еще от ряда других обстоятельств...

Вот почему важно в педагогическом процессе использовать игру не только в дидактических, но и в широких воспитательных целях организации жизни детей и их деятельности. В игровой деятельности, как это было показано, общественность развивается стихийно, так как сама по себе игровая деятельность никаких специальных задач не имеет и развивается как явление социальное на основе включения детей в жизнь взрослых. Другое дело, когда педагоги организуют дело так, что игра становится фактором, организующим жизнь детей в целях коммунистического воспитания.

Необходимость иметь общество, в котором ребенок чувствовал бы себя его членом и развивался в общественном отношении, является ведущей задачей при использовании игры как формы организации жизни детей.

Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как целостная личность, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то свое место в этом обществе. Здесь отдельный ребенок меньше всего является объектом воспитания. Здесь имеет место не ситуация «взрослый (педагог) и ребенок», а ситуация «ребенок в обществе детей», и взрослый имеет отношение не непосредственно к ребенку, а к этому детскому обществу. Дети сами создают свою жизнь, свои отношения, а взрослый только отчасти может помочь в этом, разумно направить этот процесс. Поэтому здесь меньше всего применима так называемая парная педагогика (педагог-ребенок). Ведущая роль принадлежит педагогике детского коллектива, а влияние взрослого опосредствовано им...

Психология и педагогика игры дошкольника.

Под ред. А.В. Запорожца и А. П. Усовой. – М., 1966, с, 38-48.

Для профилактики и преодоления эмоциональных проблем ребенка важно установление между ребенком и взрослыми гармоничных, эмоционально близких отношений, формирование тесного эмоционального контакта.Успех во многом определяется тем, насколько педагог может сопереживать ребенку, насколько он может поставить себя на его место и взглянуть на ситуацию детскими глазами. Именно поэтому в педагогическом коллективе прошел тренинг "Методы эффективной работы с современными детьми". Важным условием для успешного развития детей младшего возраста и продуктивного взаимодействия со взрослыми, и не только педагогами, но и родителями, являются разные виды их совместной деятельности. Обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком приводит к заметному улучшению в поведении ребенка и его самооценке. Родители, освоившие эти способы, отмечают появление уверенности в своих силах, снижение уровня психического напряжения, связанного с воспитанием ребенка, укрепление эмоционального контакта с ребенком.
Приемы, которые советуют педагоги использовать родителям во взаимодействии с ребенком .
Не командовать, поскольку команды, приказания:
-лишают ребенка инициативы;
-могут привести к психологическим сложным ситуациям в том случае, если ребенок не подчиняется командам или их не поймет;
-заставляют ребенка усомниться в своих силах.
Не задавать вопросов, поскольку они:
-могут блокировать спонтанную деятельность;
-заставляют ребенка думать, что родитель не согласен с его действиями или не одобряет;
-лишают ребенка инициативы.
Не делать критических замечаний, поскольку они:
-снижают самооценку ребенка;
-создают психологически напряженную атмосферу в процессе общения.
Описывать игру ребенка, так как это:
-побуждает ребенка совершенствовать игровые навыки;
-помогает родителю лучше понять уровень возможностей ребенка;
-способствует развитию речевых навыков ребенка;
-помогает организовать его мыслительные процессы, связанные с игровой деятельностью;
-помогает ребенку усвоить некоторые навыки;
-способствует лучшей концентрации внимания ребенка на совершаемых действиях, что особенно важно при работе с детьми с неустойчивым вниманием.
Отражать высказывания ребенка, так как это:
-свидетельствует о внимании к его словам и действиям со стороны взрослого, а также понимании;
-учит ребенка правилам поведения в процессе разговора;
-стимулирует его речевое развитие;
-позволяет корректировать ошибки в речи.
Имитировать действия в процессе игры, так как это:

-заставляет ребенка имитировать действия родителей и делает его более восприимчивым к демонстрируемым взрослым моделям поведения.
Хвалить ребенка за хорошее поведение, так как это:
-способствует повышению его самооценки;
-служит закреплению социабельных форм поведения;
-способствует укреплению контакта между ребенком и родителем;
-заставляет ребенка проявлять больше настойчивости в освоении новых навыков.
Игнорировать попытки ребенка привлечь к себе внимание неправильным поведением, так как это:
-способствует преодолению дезадаптивных форм поведения ребенка и позволяет избежать обвинений в его адрес.
Полезные занятия, в особенности игры, укрепляют отношения между ребенком и родителями. Это - общение, доставляющее удовольствие и радость. Игра родителей с детьми крайне благоприятствует оптимизации отношений между членами семьи, даже если в иные минуты она приносит огорчение.
Не судите себя слишком строго и не ожидайте слишком многого от своих усилий. Быть родителем нелегко. Родительские способности также проявляются не сразу. Учитесь на этих трудностях, на неизбежных промахах, когда вы чувствуете, что как родитель поступили не лучшим образом. Ребенок поймет и оценит ваши искренние попытки понять его и помочь, даже если то, что вы делаете, - не самое лучшее, что в данный момент можно сделать. У вас будет не одна возможность исправить свои ошибки и промахи. Доверяйте вашим чувствам и ощущениям, отмечайте и радуйтесь всем вашим удачам и успехам вашего ребенка.

Чтобы не допускать разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.Как мы можем это сделать:

1.Безусловно принимать его.
2.Активно слушать его переживания.
3.Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4.Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5.Помогать, когда просит.
6.Поддерживать успехи.
7.Делиться своими чувствами (значит доверять).
8.Конструктивно разрешать конфликты.
9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой.Я рада тебя видеть.Хорошо, что ты пришел.Мне нравится, как ты…Я по тебе соскучилась.Давай (посидим, поделаем…) вместе.Ты, конечно, справишься.Как хорошо, что ты у нас есть.Ты мой хороший.
10.Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые случаются, но вполне преодолимы!

То, что идет от сердца до сердца и доходит…

Пиэтт

Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания.

Правила взаимодействия.

1. Позитивный настрой . Любое взаимодействие нужно начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Чтобы наше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?». Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов, переключить внимание, освободиться от негативных чувств.

2. Доверительное взаимодействие . При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность, который ему не навредит.

Доверие к миру, ситуации, другому человеку – это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия – первоочередная задача. Ее решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.

3.Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Наша задача – научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плаванье, а не сформировать зависимость от взрослых, поэтому главное – сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.

4. Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Типичные причины могут быть следующими: стремление привлечь к себе внимание, стремление к самоутверждению, нравственно-духовная незрелость, стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.

5. Последовательность во взаимоотношениях . Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у подростка возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.

Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своем» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

6. Позитивность взаимодействия. Ребенок, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я – плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть). Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сосредоточиться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве, драка – о стремлении отстоять справедливость, курение – о желании быть взрослым и т.д)

7. Поощрение положительных изменений . Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Вряд ли подросток может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, возможно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле позитивности.

8. Привлекательная альтернативность. Работа по изменению поведения ребенка должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением альтернативного поведения. Важно, чтобы ребенок не только осознал негативность своих поступков, но и выработал нормы социально приемлемого поведения. Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Но может показаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой плохого поведения. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.

При общении с подростком можно использовать стратегию «Предотвращения рецидива », которая заключается в следующем:

  • Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
  • Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут спровоцировать срыв.
  • Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
  • Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.
  • Выявление (тренировка) навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
  • Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.
  • Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу – реализацию нового поведения.

9. Разумный компромисс . Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой – любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. Так, во время одной из лагерных смен для «трудных» подростков выявился «ночной житель» - подросток, который долго не засыпал и сам «заводил» отряд и лагерь. Вмешательство воспитателей только раззадоривало подростка. Конфликт был снят необычным способом: его назначили в группу ночной охраны лагеря.

10. Гибкость. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Доказано, что при общении с несовершеннолетними преступниками, имеющими тревожность, чувство вины, необходимо проявлять интерес к их чувствам. В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения. Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

11. Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость каждого ребенка. Стратегия работы с ним должна учитывать все его индивидуальные особенности и причины, вызывающие проблемы.

12. Системность. Постарайтесь выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых. Эти лица могут быть привлечены для изменения социальной ситуации вокруг ребенка.

13. Превентивность . Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.

14. Конструктивное общение. Откажитесь от речевой агрессии:

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения с помощью речевого сообщения – «Я – высказывания» («Я узнал…», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…»), дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я огорчена, обеспокоена …»).
  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…») .
  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…», «Мне кажется …», «По-моему », «На мой взгляд…») .
  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли, будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет - работайте с ним!
  • Выставьте требования «конституции вашего общения»: («Я собираюсь предпринять меры… (укажите какие» ).
  • Выразите желание, что следовало бы сделать (« Я хочу, чтобы ты прекратил нарушать дисциплину, но решения за тебя принимать не могу»), таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»), предоставьте инициативу ему, помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее её («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому ...») .
  • Выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рад, что мы с тобой поговорили…», «Спасибо, что ты меня выслушал», «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

Для эффективного общения с подростком избегайте:

Действий

Слов

Как их воспринимает подросток

Приказывать и командовать

«Сейчас же перестань…»

Такие слова вызывают чувства унижения и бесправия. И в ответ вы получаете бурчание, дети огрызаются и обижаются…

Предупреждать, угрожать, предостерегать

«Еще раз и я возьмусь за ремень…»

Ребенок чувствует себя беззащитным, нелюбимым и, как следствие, становится агрессивным, непослушным, конфликтным.

«Ты должен хорошо учиться…»

Из таких фраз дети не узнают ничего нового, но чувствуют давление авторитета, вину, появляется желание огрызнуться.

Критиковать и обвинять

«Ну, на что это похоже»,

«Ты ни на что не годишься»

Ребенок начинает думать, что он на самом деле такой, он растет стеснительным и недоверчивым. В подростковом возрасте это вызывает агрессию к родителям.

Давать советы и готовые решения

«Я бы на твоем месте…»

Давая совет, если его не просят, мы сообщаем ребенку, что он мал, глуп, неопытен.

Строить догадки, свои интерпретации

«Я знаю, что все это из-за того, что ты ничего не делаешь»

Это вызывает защитные реакции, огрызания, внутреннее негодование.

Выспрашивать, расследовать

«Ну, нет, ты все-таки скажи…»

Удержаться от расспросов очень трудно, но лучше замените вопросительные предложения на утвердительные.

«Плохое» поведение подростка – информация,

которую отправляет нам ребенок – крик (сигнал) о помощи.

Чтобы понять причину непослушания, обратите внимание на собственные чувства.

№ п/п

Чувства взрослых

Послание детей

Эффективная реакция взрослых

Раздражение

Обычная реакция взрослых – замечание, выплески эмоций.

Привлечение внимания

«Заметьте меня»

«Лучше так, чем никак»

Игнорирование выпада, оказание внимания вне ситуации, невербальные знаки внимания (погладить по спине, голове, улыбнуться).

Гнев

Борьба за власть

«Я – личность», «Пусть мне будет плохо, но в какой-то момент я почувствую себя сильным»

Смягчить свое требование, предоставить право выбора, согласиться и отложить на потом. Вне ситуации постоянно подтверждать значительность ребенка для окружающих, отличать сильные стороны, относиться с уважением, использовать просьбы вместо указаний, не требовать невыполнимого, уменьшить контроль.

Обида

Месть

«Мне больно, обидно»

«Я восстановлю справедливость и перестану чувствовать себя никчемным.»

Устранить причину боли (извиниться). Дать себе остыть, поговорить наедине с ребенком о его собственных чувствах, о настоящих причинах поведения, о последствиях. Признать свои ошибки (они всегда есть).

Безнадежность, отчаяние

Избегание неудач

«Я не верю в себя, я в отчаянии», «Нечего стараться, все равно ничего не получится», «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой».

Перестать требовать, сбросить на ноль ожидания, давать доступные задачи, не критиковать, поощрять, избавлять от провалов.

Трудные дети. Как с ними работать?

Берчатова Эльвира Владимировна

Дети - НЕПОСЕДЫ

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители порядка и спокойствия», «неуправляемые» - самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.

«Он никогда не сидит на месте, не хочет быть спокойным. Он буквально изволит меня, словно не слышит, что я прошу его успокоиться, мне даже кажется, что он делает это специально, чтобы вывести меня, - жалуется мама 6-летнего Дениса. – С тех пор как он стал ходить, я постоянно настороже. Он хочет всё делать сам, но не способен собраться, не способен зафиксировать своё внимание больше чем на несколько минут. Ему трудно со сверстниками, он нетерпелив, раздражается, очень резко реагирует на любой отказ. Его поведение создаёт проблемы везде – и дома, и в группе, и при встречах с друзьями, и во время прогулок». При этом мама всё время подчёркивает, что Денис сам научился читать в 5 лет, что его многое интересует, он любит порассуждать на разные темы, но...своенравен и недисциплинирован. Мама Дениса уверена, что он «не хочет» подчиняться требованиям взрослых и главная задача – «заставить» его всё делать «так, как надо».

К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобного поведения ребёнка и проявить терпение, но и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2-3 годам, но родители объясняют её шаловливостью, живостью характера, условиями воспитания и т.п. Сложнее становится в 5-6 лет, когда ребёнок сталкивается с необходимостью соблюдения режима дня, расписания занятий, требований учебного процесса при подготовке к школе.

Почему дети становятся беспокойными, как вовремя обнаружить нарушения в состоянии ребёнка и как реагировать на «упрямство и своеволие», можно ли научить неусидчивого ребёнка заниматься, как сделать работу эффективной?

Нередко мы сами провоцируем ребёнка на «плохое» поведение раздражением, нетерпением, требованиями, с которыми он не может справиться. Мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твёрдыми, но доброжелательными. Важно понять, что ребёнка нужно не только любить, но и уважать его личность. Любой ребёнок, даже саамы непослушный, вправе рассчитывать на наше понимание и помощь.

К сожалению, более 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребёнок должен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п. Причём «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых) родители считают едва ли не самым главным достоинством ребёнка. Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребёнок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него, вероятно, немало проблем. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает взрослых.

Особенно сложно этим детям в коллективе, при чётко организованном режиме и системе достаточно жёстких требований. Как правило, это так называемые «несадовские дети».

На сегодняшний день, огромное количество детей имеют комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении психического здоровья – синдроме дефицита внимания (СДВ), или гиперкинетическом синдроме детского возраста.

Синдром дефицита внимания в последней медицинской классификации определён как заболевание. Это значит, что ребёнок хочет, но не может изменить своё поведение по желанию взрослых. Необходима специальная тактика работы с таким ребёнком, а иногда и лечение.

СДВ – пожалуй, самая распространённая форма нарушений поведения. Детей с СДВ около 15 – 20%, причём синдром в 3 – 5 раз чаще встречается у мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения – от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов.

Основные симптомы СДВ:

  • расстройство внимания,
  • гиперактивность,
  • импульсивность.

Изменения в поведении, конечно же, иногда бывают у каждого ребёнка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение заканчивается эмоциональным взрывом, неожиданной, неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. Утомление на начальных этапах, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т.п. Однако, это временные (ситуативные) проявления нарушения поведения. У детей с СДВ эти проявления постоянны.

Внимание – одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребёнка. Оно проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая (избирательная) готовность к определённым видам деятельности.

В младшем дошкольном возрасте избирательное внимание ещё не сформировано, но в 3 – 4 года ребёнок уже реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. На что-то очень интересное, новое ребёнок непроизвольно обращает внимание – он словно застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Для детей с СДВ такая реакция не характерна.

У старших дошкольников – детей 5 – 6 лет – достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определённом объекте, предмете, задании). Однако у детей с СДВ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны в младшем дошкольном возрасте, но уже на систематических занятиях по подготовке к школе они проявляются сразу.

Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих при выполнении заданий в школе. Дети с СДВ способны сохранять внимание всего лишь несколько минут. В то же время во время любимых занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом достаточно длительное время. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому что хочет, а потому, что деятельность по силам позволяет почувствовать удовольствие, добиться успеха. Следует учесть, что внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения. Этот принцип является важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывает стимулирующее влияние.

ПРОБЛЕМА

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ

Вариант 1 (вариантов может быть несколько) Вариант 2

Результат

Успех Неудача

(заранее определите

Критерии успеха) Причины неудачи

Новые варианты решения

Тактика общения с непоседой

Важно понять: стиль и тактика нашего общения закладываются в раннем детстве. Ребёнок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаём основу для будущих проблем.

Взрослые хотят руководить ребёнком (или считают необходимым это делать). Но руководить не значит заставлять, командовать, требовать беспрекословного подчинения. У ребёнка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упрёки и угрозы совсем не способствуют этому.

Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определённых результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение всё – тон, интонация, взгляд, жесты.

Как разговаривать с беспокойным ребёнком?

1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извёл», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые по нескольку раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать.

2. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.

3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваши внимание и заинтересованность.

4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.

5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.

6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.

Что делать в ложной ситуации?

1. Научиться не придавать проступку чрезмерного значения, сохранять спокойствие (не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом даёт понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действий и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроении взрослых. Нужны требовательность + спокойствие и доброжелательность. Ребёнок должен осознавать, что требование не прихоть взрослого, а отказ не демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше невнимание к его просьбе.

2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка. Тактика «ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха. Видимо, поэтому непослушные дети так часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»

4. Обязательно объяснить, в чём состоит проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.

5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя не люблю», «ты злая».

6. Не стоит ставить в пример «непослушному» ребёнку «хороших» братьев и сестёр, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для детей.

Какой метод эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает, что родители (и не только беспокойных детей) очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят родители, дети отвечают долгим молчанием, и выясняется, что хвалят редко, только за реальный результат (хорошую оценку, помощь по дому – «ведро вынес», но никогда за старание, попытку. Старание, работа не получают одобрения, если нет результата, удовлетворяющего родителей.

В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребёнку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что неудача преодолима и вы оцениваете его старание. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. «Я уверен, что у тебя получится», «Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь...», «Правильно», «Молодец, ты меня радуешь». Эти формулы одобрения стандартны и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию.

Жёсткое обращение (замечания, укоры, угрозы, наказания) может кратковременно повысить эффективность, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причём эта тревога и боязнь родительского гнева провоцируют новые проступки, хотя страх порицания и наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная обида) обычно даёт обратный эффект.

Поэтому рекомендуется чаще хвалить ребёнка, чем осуждать его, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчёркивать, что изменение ситуации невозможно. Для того чтобы ребёнок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые.

Нужен ли нам послушный ребёнок?

Казалось бы, странный вопрос о беспокойных, непоседливых, невнимательных детях. Как показывают опросы, учителя и родители выделяют послушание, дисциплинированность и старательность в категорию наиболее предпочтительных качеств ребёнка. Рассказывая о проблемах невнимательных непосед (которых многие взрослые считают непослушными) и о том, как помочь таким детям, мы тем не менее старались не говорить о послушании. Послушание – это не то качество, которое стоит возводить в ранг главного достоинства ребёнка.

Несомненно, с послушным ребёнком взрослым легче. Во-первых, потому что взрослые заняты и, естественно, хотят, чтобы ребёнок не мешал, был удобен. Во-вторых, потому что взрослые нетерпеливы и настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без особых усилий, по команде «сказал – сделал». В-третьих, что бы мы ни говорили о праве ребёнка на уважение, внимание, понимание, взрослые ставят во главу угла не проблемы ребёнка, а свои желания и требования.

Очень показательны и характерны просьбы родителей, приходящих с «проблемными» детьми на консультацию: «Помогите справиться с ребёнком...», «Как заставить...», «Как изменить поведение?». При этом всегда должен изменяться ребёнок, и очень редко взрослые готовы изменить своё отношение к нему. Порой их невозможно убедить в том, что малыш не может быть таким, каким они хотят его видеть. С ещё большим трудом и сопротивлением воспринимаются рекомендации изменить отношение к ребёнку, «смените гнев на милость», постараться быть терпеливыми, снисходительными, доброжелательными. Безусловно, всё это требует большой работы над собой, но, к сожалению, иначе повлиять на ситуацию невозможно.

Вдумаемся, на что направлена борьба с непослушанием. На беспрекословное подчинение ребёнка воле взрослых. Представим себе семью, где властвуют строгость, требовательность, жёсткое обращение, где непоседливый, суетливый, рассеянный ребёнок получает бесконечные замечания и не имеет никаких поблажек. Результат такого отношения – забитый, робкий (даже если время от времени проявляет агрессивность), озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек, живущий с ощущением несостоятельности и в тревожном предчувствии новых неудач.

Особенности общения с «трудными» дошкольниками

При всём многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

Дадим краткую характеристику этих трудностей.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьёзную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.

Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила ещё не выступают для них как значимый мотив их собственных действий. Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основной проблемой этих детей является неразвитость произвольности , неспособность сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.

Заторможенные, пассивные дети , напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. такие дети очень «удобны» в группе – они не требуют к себе внимания, они почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему – к играм, к предметам, к самостоятельной деятельности.

Как правило, у пассивных детей сниженный эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не проявляют интереса к играм и занятиям, хотя участвуют в них наравне с другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развёрнутого ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но как только нужно проявить свою инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь придумать, сочинить, ответить на трудный вопрос), они молчат, опускают глаза, пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, особенно в новой, проблемной для них ситуации, чувствуется скованность и напряжённость, что мешает включиться в деятельность и проявить себя. Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно ждут указаний и инструкций.

Несмотря на покорность и «послушность» таких детей, их подчинение любым правилам, общаться с ними трудно: они никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, не проявляют себя. А без такой взаимной активности общение невозможно и сводится к одностороннему руководству взрослого и подчинению ребёнка. Хотя эти дети и не приносят особых хлопот воспитателю, они должны вызывать серьёзную тревогу. Их пассивное, незаметное поведение может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об отсутствии собственных интересов и творческой активности .

Описанные группы детей можно выявить с помощью наблюдения. Однако далеко не всегда повышенная активность ребёнка свидетельствует о его гиперактивности и отсутствии произвольности, а пассивное поведение – о неразвитости интересов и творческой активности.

Поскольку за поведением этих двух групп детей стоят разные психологические основания, очевидно, что эти группы требуют различных педагогических стратегий и нуждаются в различных стилях общения с воспитателем.

Особенности общения с импульсивными (агрессивными) детьми

Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно – из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.

Аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространённых зарубежных мультфильмов, «детских боевиков» и «ужастиков», которые используются детьми в играх, не осознавая истинных мотивов.

В детских садах периодически возникает мода на такие игры именно из-за того, что кто-то из детей принёс соответствующие игрушки. Педагог в этой ситуации не может полностью развенчать новых любимых героев в глазах детей. Единственное, что в его силах, - препятствовать появлению в группе импортных мультфильмов с агрессивным содержанием. Вместо этого лучше показывать более подходящие для детей отечественные мультфильмы, организовать их обсуждение, проигрывать с детьми отдельные эпизоды из них (особенно хорошо это удаётся в младшей и средней группах).

Артистическое мастерство воспитателя, его способность увлечь детей игрой, ненавязчивые разъяснения и обсуждение поступков действующих лиц, умение придумать продолжение сказки, истории (что больше по силам воспитанникам старшей группы) – всё это поможет отвлечь детей от воинственных игр и показать им возможность миролюбивых, добрых способов общения. Чем ярче и выразительнее будет добрый, положительный герой, тем больше он будет привлекать внимание и симпатии ребёнка, и даже если не сможет полностью конкурировать с каким-нибудь «терминатором»,то уж как минимум даст возможность сравнить их и задуматься над выбором модели поведения.

Со старшими детьми целесообразно обсуждать не только мультфильмы, но и книги, беседовать о том, почему герои поступают именно так, а не иначе. Воспитатель читает детям предусмотренную программой художественную литературу (на занятиях или вне их), а затем обязательно обсуждают прочитанное. Очень полезно в этих беседах ненавязчиво сравнивать положительных и отрицательных героев, хорошо знакомых детям. Например, легко сопоставить приключения Зайца и Волка из мультфильма «Ну, погоди!» и Кота и Мышонка из «Тома и Джерри».

Для обсуждения мотивов поведения героев, понимания их истинной или притворной доброты подходят популярные детские книги, начиная с «Азбуки» Л.Толстого и кончая рассказами Н.Носова и В.Драгунского (некоторые из «Денискиных рассказов»).

Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои желания и поступки с чужими, находить компромиссные решения и бесконфликтные способы поведения.

ГУЗ "Центр медицинской профилактики"

департамента здравоохранения Краснодарского края

Особенности взаимодействия с детьми с различным типом характера.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство). Внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).

Виды агрессии:

Физическая агрессия (физическое действие против кого-либо)

Раздражение (вспыльчивость, грубость)

Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.)

Косвенная агрессия: направленная (сплетни, злобные шутки);

ненаправленная крики в толпе, топанье и т.д.);

негативизм (оппозиционная манера поведения).

Критерии агрессивности (схема наблюдений за ребенком)

1.Часто теряет контроль над собой.

2.Часто отказывается выполнять правила.

3.Часто спорит, ругается с взрослыми.

4.Часто специально раздражает людей.

5.Часто винит других в своих ошибках.

6.Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.Часто завистлив, мстителен.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течении не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

1.Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

2.Быть внимательным к потребностям и нуждам ребенка.

3.Наказания не должны унижать ребенка.

4.Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

5.Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.Давать возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).

8.Обучать способам распознавания собственного эмоционального состояния и окружающих сверстников и взрослых.

9.Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.Обучать навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.

11.Учить брать ответственность на себя.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВ

1. Громко спеть любимую песенку.

2.Пометать дротики в мишень.

3.Попрыгать на скакалке.

4.спользуя "стаканчик для криков", высказать все свои отрицательные эмоции.

5.Пускать мыльные пузыри.

6. "Побомбить" пластмассовые игрушки в ванне, наполненной водой.

7.Устроить "бой" с боксерской грушей.

8.Пробежать несколько кругов вокруг дома.

9.Погоняться за кошкой (собакой).

10.Постирать белье.

11.Отжаться от пола максимальное количество раз.

12.Устроить соревнование "Кто громче крикнет", "Кто выше прыгнет", "Кто быстрее пробежит".

13.Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

14.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать рисунок.

15.Слепить из пластилина фигурку обидчика и сломать ее.

16.Полить цветы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматриваются как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Часто смешивают понятие "тревога" и "тревожность". Однако это совсем неидентичные термины. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими проявлениями тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователей, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются решать все проблемы за ребенка, тем самым, убеждая его в беспомощности, то в дальнейшем, в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Единичные, т.е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое получило название "тревожность".

Критерии определения тревожности

1.Постоянное беспокойство.

2.Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

3.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

4.Нарушения сна.

5.Раздражительность.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Критерии определения страха разлуки.

1.Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.

2.Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.

3.Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.

4.Постоянный отказ идти в детский сад.

5.Постоянный страх остаться одному.

6.Постоянный страх засыпать одному.

7.Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.

8.Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают, о том, что их тревожит).

Если хотя бы три черты проявлялись в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.

Профилактика тревожности.

Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай".

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не смогут выполнить.

Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5.Если по каким – либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него студию, кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.Чаще используйте телесный контакт, упражнения по релаксации.

4.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8.Будьте последовательны в воспитании.

9.Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10.Не унижайте ребенка, наказывая его.

11.Используйте наказание лишь в крайних случаях.

12.Хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, хомячка, собаку или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

13.Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми, способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц.Н.С. ребенка.

Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка с взрослым и сверстниками, и проявляется в его "погружении" в свой собственный мир.

Ряд авторов полагает, что "в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка" (Детский аутизм, СПб., 1997).

У детей страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка (Аутизм, Гилберт К., Питерс Т., 1998).

Основные клинические признаки аутизма:

1. Трудности коммуникации.

2. Побочные реакции на сенсорные раздражители.

3. Нарушения развития речи.

4. Стереотипность поведения.

5. Социальное взаимодействие.

В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы РДА. Данная классификация предложена О.С. Никольской.

1 группа. Детей отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых.

Они имеют наихудший прогноз развития.

2 группа. Детям свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Это самая многочисленная группа среди страдающих аутизмом детей.

Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3 группа. Для детей характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок.

Прогноз развития достаточно благоприятен: при успешной коррекции эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4 группа . Сверхтормозимость – отличительная черта детей этой группы. Как правило, дети очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенны в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе.

Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер.

Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже без специальной подготовки.

В настоящее время коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1.Развитие ощущений и восприятия, зрительно – моторной координации.

2.Развитие навыков самообслуживания.

3.Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

1.Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2.Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:

Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну, и т.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;

В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;

В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3.Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4.Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т.д.). Организуйте совместное с ребенком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т.д.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

"Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью" (Психологический словарь, 1997, с.72).

Причины возникновения гиперактивности: патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Клинические проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) у детей

1.Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2.Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3.Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.Нетерпение, неумение ожидать своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.

5.Неумение сосредоточится: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6.Сложности при выполнении предложенных заданий.

7.С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8.Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9.Неумение играть тихо, спокойно.

10.Болтливость.

11.Мешает другим, пристает к окружающим.

12.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13.Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

14.Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у ребенка 8 из перечисленных 14 симптомов - СДВ.

Все проявления синдрома можно разделить на 3 группы:

а) признаки гиперактивности (симптомы N°1,2,9,10);

б) невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3,6-8,12,13);

в) импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

1.Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи;

2.Избегайте повторений слов: "нет", "нельзя".

3.Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4.Давайте только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

7.Поддерживайте четкий распорядок дня.

8.Избегать, по возможности, мест скопления людей (пребывание на рынках, в крупных магазинах).

9.Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10.Оберегайте ребенка от переутомления.

11.Дывайте возможность расходовать избыточную энергию; полезна ежедневная физическая активность, занятия спортом. При этом большое значение имеет стиль преподавания тренера. Нежелателен авторитарный, жесткий стиль воспитания.

Желательно иногда общение один на один.

12.Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах.

А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

1.Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2.По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с СДВ и поощрять его хорошее поведение.

3.Во время тренировок (занятий) ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

Например, оптимальный выбор места за партой в центре класса напротив доски.

4.Учебные занятия строить по четко распланированному стереотипному распорядку.

5.На определенный отрезок времени давать только одно задание.

6.Дозировать выполнение большого задания и периодически контролировать ход работы над каждой из частей.

7.Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: спортивные упражнения, физический труд.

9.Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами спорта (например, волейбол, футбол), желательно иметь возможность индивидуального общения (один на один).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.