И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (6:4). Возможно, проблема детей в моем доме – это, собственно, проблема родителей. Типичные педагогические ошибки

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3,21).
В христианских семьях, можно часто слышать, когда родители говорят своим детям, что если они не будут послушны, то ремня им не миновать. Это раздражает детей, о Господь нам повелевает этого не делать. Мы должны понять, что закон не раздражать детей, только показывает нам, что мы сами не можем не раздражаться, когда дети поступают не дозволенно. Мы дюбим их, когда они любит нас, но не можем любить не покорных. Не покорных детей можем любить только живя и возростая в новой природе в Духе Христа, потому, что Христос конец закона(Рым 10,4-5). Господь нас увещевает:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»(Гал 5,13-24).

СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛЮБОВЬЮ
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,6).

После возрождения от Духа Святого, мы должны жить и возростать в новой божественной природе. Возрастать в любви и так приготовиться к вечности. Одна из моих дочерей была ответственна за мытье посуды. Но она всячески уклонялось от этих обязанностей. Этим она меня раздражала и я говорил, что если она не научиться выполнять своих обязанностей, хотя бы по мытье посуды, то она всю жизнь проживёт в роли троечника. В одно утро, я нашел кучу не вымытой посуды, и это мне принесло горесть.
Вечером, после ужина попросил, чтобы дочка помыла посуду, потому, что вчера она не выполнила своих обязанностей. Дочь ответила, что она сегодня чувствует себя очень усталой и потому этот труд сделает позже. Я заметил, что ее ответ меня раздразнил, потому, что такие отговорки я слышал почти каждый день, о на утро находил невымытую посуду. Пришла мысль, взять бы ремень и отшлепать раз так, чтобы на всю жизнь запомнила. На помощь пришел Учитель Дух Святой и напомнил, что это плотское мышление, за которое следует смерть:

«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»(Рымл 8,5-9).

После Господнего увещевания, понял, что я не в новой природе в Духе Христа, о греховной плоти – в бревне, которого надо силой Господа выкатить. Покаялся пред Господом, за грех плотского мышления и попросил принять мою жертву, чтобы она сгорела в огне страдания.
Прошло минуты духовной борьбы с греховной плотью и увидел чудо действия Господней любви, которая происходила в моем сердце. Неприязнь, раздражение, из за халатности дочки по выполнению своих обязанностей, стало уменьшаться, о любовь, радость, спокойствие стало возрастать в сердце моем. Наконец я был наполнен Духом Святым и это называется свобода детей Господа, это называется наполниться Духом Святым:

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем»(Еф 3,17-20).

Полный радости и духовных сил, вошел в комнату дочки и порадовался чуду Господа, которое произошло в сердце моем. Засвидетельствовал ей, что был раздражен на ее поведение из за мытья посуды, о теперь полный радости и любви приглашаю со мной выполнить эту работу. Сила Духа любви от меня перешла и на дочь, она подняла голову. В ее глазах в место усталости и безразличия, засверкали радость и бодрость. Она встала и пошла со мной на кухню, где мы очень быстро помыли всю посуду. Дочка сказала, что она по истине, только что, себя чувствовала очень усталой. Она не могла готовить уроков, о от мысли, что еще надо помыть посуду, брало великое уныние. Сейчас же, это все просто и радостно. Я осознал, что чудо жертвоприношения исполнилось и слава Господа проявилось, во всей моей семье.
После перехода из греховной плоти, воды живых рек изливается по обещанию Господа:

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»(Ин 7,38).

Я спросил дочку, видит ли она чудесное превращение ее чувств и мыслей, от света Господней любви? Она утвердительно сказала, что это чудо. За время мытья посуды, мы благодарили и славили Господа за эти чудеса в нашей семейной жизни.
Прекрасно благодарить Господа за чудеса в твоей посевдневной жизни, когда ты не видя Господа можешь видить Его могучее действие, который горькую воду в твой жизни превращает в воды живые. Потому и написано, чтобы мы радовались и благодарили Господа:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте»(Мф 5,16-19).

Господня благодать и подзаконное проклятие отличаеться как одно к четырем. Галатиане это перепутали и Господь через апостола Павла им написал:

Вывод прост. Если меня раздражает поведение ребенка, то мое плотское поведение раздразнит и его. Перед тем, чтобы копать сучек в глазу ребенка, мне надо выкатить свое бревно – раздражение.
Взять розги для ребенка не надо Господней силы,. Но чтобы выкатить твое бревно, участие Господа обязательно. Когда Господь ежедневно совершает чудеса в твоем сердце и в твоем окружении ты исполняешь обязанности царского священства и видишь как Господь принимает твои жертвы. Это благодать и вера действующая любовью. Взять ролзги для непослушного ребенка это подзаконное ролклятие. Ведь написано, что воспитывать детей надо в Господе, о где Дух Господа, там свабода(2 Кор 3,17-18). Это так отличаеться от убивающей буквы закона:

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).

БУКВА УБИВАЕТ ДУХ ЖИВОТВОРИТ
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит»(2 Кор 3,6).

Мы можем взять розги непослушному ребенку, но от этого не произойдеть переход из греховной плоти в Дух Христа. И после применения розгов вы не почувствуете плодов Духа: Любви, радости спокойствия, которые животворит. Применять закон Старово завета о применении розгов для непослушных детей есть подзаконное проклятие:

«А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет»(Гал 5,10-11).

Что значит, что праведный будет жить верой? Взять ремень непослушному ребенку есть одноразовое действие. Вера действующая любовью это несколько шагов. Первый шаг это определить, что я непослушного ребенка сейчас не люблю. Господь говорит:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф 5,43-48).

Вы можете сказать, что беря розги для ребенка вы его любите. Но это лишь самаобман и лицемерие. Если Марфу спросили бы, любит ли она свою сестру Марию, она бы ответила утвердительно. Но мы видим, что в конфликтной ситуации, ее раздразнило поведение Марии, и она пожаловалась Господу, что она оставила ее одну работать. Мария ничего не делала, о только села у ног Христа и слушала Его. Но такое поведение Марии раздразило Марфу и в этом отношении она ее не любила(Лк 10,38-42). Работники виноградника любили хозяйна, что он выплатил договоренный динар за рабочий день. Но были не довольны, что он дал динарий и тем, которые работали одинь час(Мф 20,1-11). Получив по щечине, мы можем поставить ударившему и другую, но это не будет исполнением закона любить врага. Потому, что закон исполняеться только в новой природе в Духе Христа. Для этого надо выучить, что значит вера действующая любовью из послания галатианам:

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,4-6).

Таким образом, чтобы вера подействовала любовью нам надо сперва увидить свое бревно, оценить, что беря розги для ребенка мы его не любим. Любовь и радость должны наполнить наши сердца от выполнения обязанностей царского священства. О это происходить только когда Господь принял нашу жертву.
Один раз спросил брата из другой церкви, который применяет розги для непослушных детей, любит ли он своего ребенка в тот момент? Он ответил, что любит и в этот момент он говорит ребенку: «Папа тебя любит и потому берет розги. Ему будет болеть сердце, о тебе пупку». Это прямое лицемерие и Господь нам об этом напоминает:

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего ", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»(Мф 7,1-5).

Любить непослушного ребенка можно только выполнив обязанности царсково священства и возложив на алтар как жертву свою греховную плоть с ее убийством лицеприятия. Если в твоем сердце нет любви, радости и спокойствия, то это лишь лицемерие. Господь пишет нам о двух потоках нашего сердца, которые есть зависимо от двух природ:

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»(Иак 3,14-18).

C Господней любовью брат Леонидас

photo — N’Grid

П о всей стране мы слышим от мам и пап, стремящихся быть хорошими родителями, одно и то же. В той или иной форме звучит вопрос: «Почему мои дети не делают, что я им говорю?».

Родители очень любят Еф. 6:1-3. Именно этому стиху мы стремимся научить наших детей прежде всего, и он вертится в нашей голове как стандарт того, что «обязаны делать» наши дети (даже если у них это редко получается). Вы знаете, как звучит этот стих:

«Почитай отца и мать», ибо это первая заповедь с обетованием, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».

Научать своих детей этому принципу с раннего возраста хорошо, но будет еще лучше, если я буду обращать внимание на то, что Бог говорит делать мне лично. Если честно, я замечаю, что мне гораздо легче следить, как другие исполняют те или иные указания, чем как это делаю я. (Я один такой?). Вот что говорит Бог мне в Эфесянах 6:4:

«Отцы, не раздражайте детей ваших».

Бог заповедовал родителям не «раздражать» своих детей. Зачем Бог поместил это в Писании? Потому, что у родителей (в особенности – у отцов) присутствует естественная тенденция раздражать своих детей.

Мы будет поступать с нашими детьми так, как поступали с нами наши родители

Согласно словарю, «раздражать» значит «приводить кого-либо в состояние нетерпения, досады, злости». Исходя из этого определения, мои дети, безусловно, часто меня раздражают. С начала времен это переживал каждый родитель. Но Библия утверждает, что если я раздражаю своих детей, то процесс воспитания и прививания послушания основательно повреждается.

Я могу потратить всю свою родительскую энергию на то, чтобы заставить своих детей подчиняться, но также я могу посмотреть в зеркало и спросить Бога, есть ли за мной вина в том, что я непрерывно досаждаю своим детям.

Возможно, проблема детей в моем доме – это, собственно, проблема родителей

Поразмыслив о своем родительском опыте, а также о родительских успехах и неудачах других людей, засвидетельствованных мною лично, хотел бы выделить 10 моделей поведения родителей, которые гарантировано будут раздражать детей . Если ваш стиль воспитания тем или иным образом определяется одной из них, ваш родительский успех под серьезным риском.

  1. Сухие правила.

Все родители создают правила. Но если при этом между родителем и ребенком нет сердечной связи, досады не избежать. Как мы уже писали ранее, «вам нужно, чтобы ваши дети любили вас. Если они вас не любят, они не будут вас слушать».

  1. Непоследовательность.

Мы все подвержены этому греху – очень трудно точно соответствовать провозглашенным стандартам. Но если вы постоянно меняете правила, или если мама с папой не на одной стороне, ребенок впадает в недоумение, и, следовательно, раздражается. Не стоит винить ваше чадо в плохом поведении, если вы непоследовательны.

  1. Слишком много «нет».

Как родителю, вам часто придется говорить «нет». Но при этом также обратите внимание на то, чтобы достаточно часто говорить «да». Остановитесь и купите мороженное, когда они попросят. Сделайте что-нибудь забавное или глупое просто потому, что ваш малыш ожидает этого. Позволяйте детям гулять дольше, если они заслужили.

  1. Гневные замечания .

Нужно воспитывать детей, но если делать это с гневом или на эмоциях, пользы будет мало. Роль взрослого принадлежит вам. Остановитесь на секунду, сделайте вдох и воспитывайте с холодной головой. Дети научаться большему, если замечания будут преподноситься в форме бесед.

  1. Нереалистичные ожидания.

Вы можете допустить ошибку в том, что установите планку так высоко, что ваши дети не смогут никогда ее достичь. Они много достигнут, но никогда не будут чувствовать себя удовлетворенными или заслуживающими вашей любви. Не делайте этого! Сегодня на детей и так много давления. Последнее, в чем они нуждаются – так это мама и папа, требующие от них большего, чем они могут.

  1. Законничество.

Родители-прапорщики, не прощающие ошибок, особенно неэффективны. Какое-то время вы можете соответствовать роли нормального родителя, но долго так не протянете. И еще одно: вы упускаете великолепную возможность научить ваших детей Евангелию. Быть родителем, как Иисус, значит давать детям второй шанс.

  1. Лицеприятие или сравнивание.

Сравнивать ваших детей с другими – все равно, что подкидывать дров в пламя раздражения. Вы думаете, что это их мотивирует, но это не так. Ваши дети вскоре начнут отвергать вас и неминуемо утратят всякое уважение к вашему мнению.

  1. Непризнание собственной неправоты.

К окончанию средних классов ваши дети уже будут понимать, что у вас есть недостатки. Если вы не признаете собственных ошибок (в особенности, когда ваша ошибка очевидна), вы подвергаете сомнениям доверие к вам, как к личности. Это раздражает всех, а особенно – подростков. Родители несовершенны, и признавать это перед детьми – нормально.

  1. Лицемерие.

Когда вы говорите одно, а делаете другое, это приводит детей в недоумение и создает климат, не способствующий положительному влиянию. «Нельзя набирать сообщение за рулем – но мне можно!» (Здесь я обращаюсь сам к себе, моей жене или детям-подросткам можно не комментировать).

  1. Лишение ребенка права на голос.

Безусловно, дети призваны подчиняться и почитать родителей. Но выполнять это можно и задавая вопросы, и имея собственное мнение по поводу семейных вопросов. Пользуйтесь фразой «потому что я так сказал» рассудительно. Вы родитель, так или иначе, и последнее слово за вами, но детям нужно знать, что их мнение также уважают в доме. Это значит, что их нужно слушать.

Полностью избежать все эти 10 ошибок невозможно, потому расслабьтесь. Несовершенные и нормальные семьи, как наши, постоянно будут бороться с этими тенденциями. Но необходимо осознавать, что чем больше ваш стиль воспитания определяется этими моделями поведения, тем меньше положительного влияния вы будете оказывать на ваших детей.infoforfamilies.com – служение, основанное Барретом и Дженифер Джонсон. Прослужив в церкви 25 лет, Баррет и Дженифер основали собственное служение «ІnfoForFamilies», направленное на вдохновение людей с помощью проповеди, индивидуальных тренингов и разработки ресурсов. Баррет провел 15 лет в молодежном служении, затем – 8 лет в семейном служении в баптистской церкви «Джонсон Ферри» в Атланте, одной из самых больших церквей на Юге. У него несколько научных степеней Техасского университета «A&M»,а также Юго-Западной Семинарии, но самую мощною сноровку он и его жена Джениффер получили из ежедневной семейной жизни.

Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Игумена Евмения

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем. Послание к Ефесянам, 4, 6
Обуздывать, исправлять, воспитывать - это не пра¬во выбора, это серьезное требование Отца Небесного ко всем земным отцам и матерям. Они в ответе за своих детей. Приоритет ответственности, безусловно, принадлежит родителям и только родителям.
Откроем страницы Священного Писания и приведем некоторые выдержки: "Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3, 20-21). "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца и мать", - это первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6, 3-4).
В этих главах Апостол Павел вскрывает очень серь¬езную проблему. Взаимоотношения с детьми носят обоюд¬ный характер, - "дети будьте послушны родителям", и "отцы, не раздражайте детей ваших", - как две чаши ве¬сов. В зависимости от того, насколько эти чаши будут сбалансированы, настолько семья будет мирной и гармонич¬ной.
"Отцы, не раздражайте детей ваших". Апостол Па¬вел делает серьезный акцент на этой фразе. Безусловно, это в равной степени относится и к матерям. Если Апостол предупреждает, значит, он встречал в своей жизни подоб¬ные случаи. Он бывал в различных семьях, видел различ¬ные школы воспитания, - и либеральные, и тоталитарные. Нередко на его глаза попадались «блюстители порядка» - нервные раздраженные отцы с розгами в руках. Корректи¬руя слабые стороны подобной педагогики, Апостол Павел неоднократно подчеркивал эту мысль: "Отцы, не раздра¬жайте детей ваших, но воспитывайте их" (Еф. 6, 4), "дабы они не унывали" {Кол. 3, 21).
Апостол Павел выражает абсолютное согласие по этому поводу: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26), как и Апостол Иаков: "Гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1,20).
Если родитель воспитывает детей в Слове Божием, они никогда не будут раздражаться и унывать. Прежде чем воспитывать детей в учении Господнем, сначала нужно са¬мому пропитаться им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо так поступая и себя спасешь и слушаю¬щих тебя» (1Тим. 4, 16). Вот где кроется ключ успешного воспитания. Учи ребенка своими реальными поступками, своею жизнью тем правилам, по которым живешь сам. Ес¬ли родители пытаются учить детей заповедям Божьим, а сами их попирают, то воспитание становится болтовней и пустословием, которые никогда никого не изменят. Кроме раздражения и глухого ропота в этом случае ничего не добьешься от воспитанников. Детям нужны не слова, а об¬разцы для подражания.
«Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добро¬детели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание», - сказал св. Иоанн Златоуст. Цель воспитания - не скучные длинные лекции, не нравоучения, но реальная жизнь, любовь от чистого сердца, добрая совесть, нелицемерная вера. Вот что испра¬вит и изменит, и привьет любовь к Богу. Берегитесь в воспитании пустословия: речей, не подкрепленных ни делами, ни мудростью. Гнев порождает гнев, ярость - ярость, тупость - тупое противостояние.
Ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец приста¬ет к нему с бессмысленным вопросом:
- Ты зачем разбил вазу?
- Я не разбивал вазу, она сама разбилась.
- Ты еще обманывать меня вздумал? Отвечай, зачем разбил вазу?
- Я не хотел...
- Нет, признавайся, зачем разбил вазу?
- ?!
Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, как отвечать. Ярость отца усиливается, потому что нет правильного ответа. Терпение может лопнуть. Однаж¬ды отец может услышать сорвавшийся детский фальцет: «Папа, ты что, дурак?». Каков вопрос - таков ответ. Ка¬кая уж там любовь от чистого сердца. Лишь взаимное ожесточение, конфликт, срыв, взрыв, оскал, скандал.
Отцы, не раздражайте детей, задавайте им вопросы, на которые сами смогли бы ответить. Господь никогда не задавал глупых вопросов, не проявлял гнева по отношению к детям.
Все, что мы делаем без любви, - медь звенящая и кимвал звучащий. Взрослым гораздо легче свалить всю ви¬ну на детей, обвинить их во всех смертных грехах: "Они ос¬корбляют нас. Они бунтуют, непослушны, неблагодарны. Никакого почтения и уважения!!!".
Как важно родителям оставаться самокритичными и ходить перед Богом не только в церкви, но и дома, когда перед ними провинившийся ребенок, а в руках ремень.
Священное Писание не отрицает необходимости строгости и телесного наказания в воспитании детей. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Прит. 13, 25), «Глупость привязалась к сердцу юноши, по исправительная розга удалит ее от него» (Прит. 22, 15), «Розга и обличение дают муд¬рость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит. 29, 15). Однако же Слово Божие при¬зывает исследовать себя, проверять свои пути, сердце, со¬весть. Главный мотив наказания - вера, движимая любо¬вью. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3, 19). Если мотивы чистые, если совесть добрал, если вера нелицемерная, не жалей розги твоей и «наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит. 19, 18).
В любви нет страха, «Если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23, 13-14). Лучше в пять лет ремень от любящей руки отца, чем в двадцать пять - тюремный срок.
О необходимости поиска баланса между родитель¬ской строгостью и родительской любовью пишет святитель Иоанн Златоуст: «Бог не попустил, чтобы дети лишены бы¬ли естественного расположения к ним родителей, и, в то же время, не все предоставил этому расположению. Если бы ро¬дители любили, своих детей отнюдь не по естественной не¬обходимости, а только за их нравы и добрые поступки, то¬гда ты увидел бы многих детей изгнанными из родительских домов за свою небрежность и род наш расстроенным. С другой стороны, если бы Бог все отдал во власть природы и не попустил родителям ненавидеть далее и злых детей, напро¬тив, и, будучи оскорбляемы детьми и терпя от них тысячи неприятностей, отцы по естественной необходимости должны бы были оставаться ласковыми к дерзким и оскорб¬ляющим их детям, тогда род наш дошел бы до крайнего не¬честия.
Если и ныне дети в надежде на любовь родителей час¬то оскорбляют их, хотя не могут вполне положиться на природу, зная, что многие, сделавшись негодными, лишились и дома, и наследия отцовского, то до какого нечестия не дош¬ли бы они, если бы Бог не оставил родителям и возможности гневаться на детей, наказывать и прогонять от себя, когда они делаются злыми? Потому-то Бог и поставил любовь ро¬дителей в зависимость и от потребности природы, и от нравов детей, чтобы они, с одной стороны, были снисходи¬тельны к погрешностям детей, будучи побуждаемы к этому природой, а с другой, - злых и неисцельно-больных не укоре¬нили бы во зле преступным потворством, что было бы неиз¬бежно, если бы природа принуждала их ласкать и негодных детей. Подумай, сколько попечительности в том, что Бог и повелел любить детей, и положил меру этой любви, и в то же время определил награду за доброе воспитание детей?
Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добро¬детели, то это будет началом и основанием, твоему спасе¬нию, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты полу¬чишь великую награду и за их воспитание».
Все возможно верующему. Если родитель пытается наказывать ребенка и не верит в его исправление, а только срывает на нем свое зло, то в глазах Божьих он совершает грех. Потому что «вес, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23). Воспитание детей всегда предполагает веру и добрую со¬весть, «которую некоторые отвергнувши, потерпели кораб¬лекрушение в вере» (1Тим. 1, 19), крушение своей воспита¬тельной стратегии и педагогики. Семья, как льдина, кро¬шится на части, трещины увеличиваются, дистанция рас¬тет. Дети замыкаются и все дальше и дальше отходят от родителей. «Душа, оставленная на собственный произвол, как брошенный виноградник без призрения, разрастается в ветви и истощается па ненужное и неполезное, все явление дел производит на обольщение парода», - говорит о таких детях святитель Василий Великий.
Воспитание без любви - это "буква", которая убива¬ет, разрушает семью до основания. Воспитание без любви, - это грех, в котором должно раскаяться и в корне изме¬нить свой педагогический подход.
Непростое это дело - растить сыновей. Но, родите¬ли, когда воспитываете детей, ни при каких обстоятельст¬вах не выходите из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Держите себя в руках и тщательно храните эти драгоценные ключи успешного воспитания - любовь от чистого сердца, добрую совесть и нелицемерную веру.
Безусловно, родителей должно почитать и слушаться. Первая заповедь с обетованием - "почитай отца твоего и мать"- это неоспоримый и абсолютный закон для каждо¬го ребенка. Непочтение, неуважение и пренебрежение к ро¬дителям - такой же грех, как убийство, кража, прелюбодеяние и идолопоклонство. Но, родители, если вы не яв¬ляете деятельной любви, если на детей у вас нет времени, если кроме раздражения они не вызывают у вас других чувств, то у ваших детей нет оснований для уважения. Да¬вайте подумаем вместе, как исправить ситуацию.

Типичные педагогические ошибки

Родительский статус священен. Но в то же самое вре¬мя, он не дает права родителям злоупотребить своими пол¬номочиями. Многие родители знают, что в Священном Писании говорится о детях, но совершенно не желают знать, какие требования Бог ставит перед ними. Именно здесь кроется горький корень семейных конфликтов и за¬тяжных гражданских войн между родителями и детьми.
«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2). Берегитесь оказаться фарисеем в собственном доме, бе¬регитесь оказаться законником, который тычет «буквой» всем подряд, указывая всем в семье, кому как надо посту¬пать, Эта схема не будет работать, потому что «буква уби¬вает, а дух животворит» (2Кор. 3, 16). Не изменив себя, не измените мира вокруг себя.
Остановимся на самых важных моментах диалога священника с родителем, который искренне хочет разобраться в проблеме осложнившихся отношений со своим ребенком.
Прежде всего, необходимо выяснить, насколько обоснована причина беспокойства родителя по поводу ре¬бенка. Попросту говоря, выяснить, является ли ребенок психически нормальным или же чрезмерно преувеличены опасения самого родителя? Являются ли трудности, странности, особенности поведения ребенка проявлением неза¬висимости, самостоятельности, представления - отлич¬ными от родительских, или же в его поведении, высказыва¬ниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о патологических психи¬ческих или социальных отклонениях.
Затем важно выяснить, какие чувства возникают у родителя по отношению к своему чаду, а также, что лежит в основе обращения к священнику за помощью: собствен¬ные проблемы или беспокойство за ребенка? Стремление помочь ему или желание обрести помощь и поддержку се¬бе, избавиться от собственного страха, чувств вины, не¬нужности? Может быть, все дело в чрезмерных ожиданиях того, что в старости ребенок будет его опорой и всю свою жизнь посвятит физической, материальной и нравственной поддержке престарелого родителя?
Одна из серьезнейших опасностей в христианском воспитании ребенка - попытка родителей контролировать религиозную жизнь своих детей. Поймите, всемерно ратуя за христианское воспитание, я говорю о недопустимости вторжения в область интимнейших переживаний ребенка, я - против контроля его духовной жизни. В младшем воз¬расте, когда ребенку пять-семь лет, это выражается в совершенно невинных вопросах: «Ну что тебе батюшка ска¬зал на исповеди?». Этого делать нельзя! Общение священни¬ка и ребенка но исповеди должно оставаться тайной, тай¬ной его непоседа.
Обычно в переходном возрасте, лет в тринадцать-четырнадцать ребенок перестает ходить в храм, на исповедь. Но в какой-то момент он вдруг заявляет маме о своем же¬лании сходить поисповедоваться. На это мама может отве¬тить:
- Я думаю, что это твое личное дело. Если хочешь, иди, почему ты у меня спрашиваешь?
Этот мудрый родительский ответ даст возможность ребенку осознать ответственность за свои отношения с Бо¬гом, осознать ответственность собственного духовного выбора.
Зная, что у ребенка начальные навыки о молитве уже привиты, иногда можно спросить, не забыл ли он помо¬литься утром или вечером. Но ни в коем случае нельзя до¬нимать его вопросами: «А сколько ты молитв прочитал?», «А ты, наверное, читал невнимательно»... В таком случае в сознании ребенка Бог становится чем-то наподобие пы¬тающего и вечно досаждающего родителя.
Одна моя знакомая, ныне матушка, отец кото¬рой был православным священником, с малого воз¬раста благочестиво ходила на исповедь и к Причас¬тию. А в 14 лет полностью отошла от Бога и впервые по-настоящему исповедовалась только в 25 лет. По всей видимости, ее родители были достаточно муд¬рыми и оставили ей возможность такого отхода от церкви, благодаря чему и произошло возвращение... Сейчас она помогает своему супругу совершать служение на одном сельском приходе, обучает де¬тей Евангелию в сельской Воскресной школе.
Родители должны помнить, что их дети находятся в опасном и трудном положении, в окружении сильнейших соблазнов мира сего. Их душевные силы слабы, они не со¬измеримы с современными соблазнами, которые глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что их отход от церк¬ви - вполне естественен. Они исследуют этот мир, они ищут свой путь. И только безусловная любовь родителей, безусловное принятие ребенка, умноженное на личную ис¬кренность отношений с Господом, способно сохранить их детскую веру.
«Христианское воспитание - это не научение отно¬шениям, это научение вступать в живые отношения. Хри¬стианская антропология не мыслит себе возможности дрес¬сировки человека, то есть, натаскивания на определенные ре¬акции; христианское воспитание - это обретение внутрен¬ней системы ценностей, которая и руководит жизнью чело¬века», - отмечает Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий.32
Далеко не всегда в своих бедах и неудавшейся судьбе повинны сами дети, хотя так бывает в жизни. Блудный сын не мог упрекнуть отца в своей исковерканной судьбе, как и Каин ни в чем не мог обвинить Адама. Но кроме частных ситуаций есть еще фундаментальный Божий закон, и его невозможно обойти. Господь возложил ответственность за воспитание детей на родителей. В формировании личности ребенка, его мышления, а значит, в формировании его судьбы, решающую роль играют родители. Если ребенок живет в атмосфере родительских споров, конфликтов и противоречий, то он вырастает, как правило, непослуш¬ным ни одному из родителей. Он не может решить, кого слушать: ведь между ними нет согласия, и, в конечном ито¬ге, не слушается никого. Любой спор, любое несогласие взрослых в присутствии детей сильно и значительно под¬рывает родительский авторитет в их глазах.
«Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто», - сказал святитель Иоанн Златоуст, - и далее у него же читаем: «Если ты прекрасно воспи¬тал своего сына, то он - своего, а тот - своего, - как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потом¬ках».

В один из холодных зимних дней молодая супружеская пара спешила на посещение большой семьи. С большим удовольствием они приняли служение в одной из сибирских церквей и теперь с чувством заботы и любви спешили оказывать внимание членам своей паствы.

Наконец, нашли адрес и уже в сумерках вошли в гостеприимный дом. Их ждали. После молитвы и первого обычного знакомства потекла мирная христианская беседа. Рядом крутились дети, скоро на столе шумел самовар, и приятный запах ужина заполнил большую кухню. С удовольствием принимали то, что с любовью было подано.

Тихо открылась дверь, и в клубах морозного воздуха в дом вошел высокий молодой человек лет 16-17. Он, не раздеваясь, прислонился к косяку дверей и смотрел на сидящих за столом. На нежных усах застыли крупинки льда, волосы слегка взъерошены и медленно и невнятно он пробормотал: "Здравствуйте!". На кухне внезапно повисла тишина. И вдруг раздраженный громкий голос отца разорвал тишину: "Что, опять пьян? Ах, ты бессовестный! Не видишь гостей у нас? Позоришь…" и полились громкие обвинения и неприятные слова в речи хозяина, отца. Сын, а это был он, быстро схватил стоящую у крана воды большую кружку и внезапно бросил ее в отца. Она, пролетев через комнату, упала прямо в пустую тарелку брата-служителя, и только осколки ее разлетелись в стороны. Все застыли от испуга, а парень, повернувшись, скрылся на улице в клубах холодного морозного воздуха. За столом повисла неловкая пауза. Гость-служитель извинился и, сославшись на поздний час, попросил их отпустить домой. Хозяин дома предложил: "Помолитесь!" После краткой молитвы и натянутого прощания гости покинули дом.

На улице испуганная происшедшим молодая жена крепко взяла под руку мужа, и они молча поспешили на ближайшую остановку автобуса. Вокруг холодно поблескивали сугробы снега под редкими лампочками уличного освещения. Заканчивался длинный высокий забор какого-то дома… И вдруг из-за угла медленно вышла навстречу темная фигура какого-то человека. Приближаясь, молодые узнали парня, сына из только что посещенной семьи. Жена служителя в испуге прижалась к мужу, не зная, что сейчас будет. Они остановились.

Покачиваясь, парень приближался, затем остановился и как-то виновато и сбивчиво заговорил: "Простите, пожалуйста, я не хотел,… как-то получилось само собой,… но ведь вы же понимаете, что так не воспитывают…, – срывающимся голосом говорил он, – мне сильно тяжело. Ну, почему он никогда не спросит меня, что у меня в жизни,… а на людях… кричать… эх, что делать?" На морозе слегка ощущался запах выпитого, медленно шел разговор в ночной час и, расставаясь, каждый с собой что-то уносил в своем сердце.

"Отцы, не раздражайте детей ваших…", не воспитывайте их на людях, не кричите бранные слова. Обнимите, уведите в комнату, расспросите о случившемся,… Может быть, откроется сердце вашего сына или дочери, и возвратятся друг ко другу сердца "отцов к детям и детей к отцам".

А еще вопрос: "почему так получилось?" Одна из наиболее распространенных причин – нет времени для детей. Это звучит из уст многих родителей. Складывается впечатление, что "воспитывать" – это найти время в течение дня, посадить детей на стульчики и говорить им слова наставления. В жизни так не получается. Учить приходится в течение всего дня, с утра до сна. Учить с любовью, а не по обязанности. Библейские уроки в доме – это прекрасное блюдо для всей семьи. И его нужно тщательно готовить мужу-священнику.

Дети мешают нам.

Наши славные детки часто мешают нашим собственным планам. После трудного рабочего дня так хочется отдохнуть, прилечь на диван, спокойно посмотреть телевизор, взглянуть лежа в книжку, просто подремать, тем более что через 2 часа – спевка. И детки предоставлены сами себе. Давайте купим им все, что они хотят, лишь бы не капризничали. Когда зовут нас в гости, они мешают там своим поведением, и мы оставляем их дома с кем-нибудь, а иногда просто с телевизором. И вот мы видим что-то тревожное в поведении или словах детей. Спохватываемся: откуда это? Часто не понимаем, что наша небрежность, семя плевел, дала ростки. Поспешно пытаемся "выбить ремнем" сорняки,… а уже трудно: опоздали. Небрежность, невнимание к семье, жестокость родителей. Мы сами губим свое наследие. Мы грешим против своей семьи. "И вы отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф.6:4).

Запоздалое с раздражением воспитание рождает непонимание, ожесточение со стороны детей и разрыв с родителями.

Противоречивая жизнь родителей – причина бед в семье.

Практически все родители хотят иметь хороших детей. Словами пытаются сделать детей хорошими, а собственными делами раздражают.

Приведу некоторые примеры из Писания. "И делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех" (3Цар. 22:52). "Он также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на беззаконные дела" (2 Пар. 22:3). "И ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их" (Иер. 9:14). В то время в Израиле был закон. Народ приносил жертвы. Рядом уживалось и беззаконие, и служение в Храме.

Воспитывать в "наставлении Господнем" – это значит "советовать", "убеждать", "увещевать". Для родителей-христиан Слово Божие – единственный источник воспитания самих себя и своих семей в учении Господнем. Разные страны, разные культуры, не причина плохого воспитания. Премудрость Божия всегда и везде научит, сохранит и поможет стать "любящими Бога, призванными по Его изволению".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.