Оценка качества профессиональной деятельности воспитателя доу. Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя доу Педагогика – моё призвание

Экспертный лист

оценки уровня квалификации педагогического работника

дошкольного образовательного учреждения

Название учреждения (согласно Уставу) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № города Тюмени

Ф.И.О. аттестуемого _______________________________

Должность воспитатель

___________________________________________

Ф.И.О. эксперта, его должность ____________________________________________

Ф.И.О. эксперта, его должность ___________________________________________

№ п/п

Критерии оценки уровня квалификации

Самооценка

Экспертная оценка

Коммуникативно-речевая компетентность

3,93

Речевая культура педагога

Оптимальное использование форм педагогического взаимодействия

Проявление индивидуальности педагога

Предметная компетентность

3,95

Владение современными знаниями по данному виду детской деятельности

Оригинальность содержания

Операционно-методическая компетенция

Целостность и структурированность занятия

Технологичность занятия

Социально-регулятивная компетенция

3,93

Актуализация и обогащение субъективного опыта воспитанников

Организация продуктивной деятельности, самоконтроля и самооценки воспитанников в соответствии с их возрастными возможностями

Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития интеллектуально-творческого потенциала воспитанников

Итоговый балл

3,95

4,17

Зам. заведующего ______________

Воспитатель ____________

Воспитатель ___________

Экспертное заключение

по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

центра развития ребенка - детского сада № ____ города Тюмени

Экспертная группа в составе: … осуществила экспертизу профессиональной деятельности …, воспитателя МАДОУ д/с № ___ города Тюмени.

Имеет средне - специальное образование, окончила ________________педагогическое училище, квалификация по диплому «Воспитатель детского сада». Стаж педагогической работы – 19 лет, в данном ДОУ – 14 лет. В 2007 г. проходила курсы повышения квалификации в Тюменском областном государственном институте регионального развития образования по программе курсов «Актуальные проблемы дошкольного воспитания» (72 часа).

Свои педагогические достижения педагог презентовала на выставке «Мое портфолио», провела открытые мероприятия для воспитателей детского сада и города.

Воспитанники … участвуют в разных конкурсах, как детского сада, так и города, занимают призовые места.

Весь процесс обучения и воспитания осуществляется … в тесном сотрудничестве с родителями. Педагог пользуется авторитетом и уважением у родителей. В приемной группы … оформляет информационные стенды, которые содержат полезную и интересную информацию о жизни детского сада, возрастных особенностях детей и их развитии, сезонных наблюдениях в природе и т.д. Родители знакомятся с темой недели, с ежедневной образовательной деятельностью, проводимой с детьми, в ширме под рубрикой «Изучаем, интересуемся, узнаем…». Художественно-продуктивным творчеством своих детей родители любуются на еженедельных тематических выставках под названием «Поляна творчества».

Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить степень сформированности у него следующих компетенций.

В области коммуникативно-речевой компетенции следует отметить, что владеет детской аудиторией , обладает речевой культурой: её речь грамматически правильна, выразительна и содержательна. В обращении к детям … доброжелательна, ей присущи точность и ясность изложения. Педагог использует словесные указания, уточнения. Главное внимание уделяет обучению детей, установлению контакта с ними, доверия и понимания.

… характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации предметной компетенции . Умело развивает и поддерживает познавательный интерес детей, опираясь на их опыт и имеющиеся знания. Педагог реализует дифференцированный подход при определении задания, оценке его выполнения. Профессионально использует положительную мотивацию: одобрение, похвалу. Создает ситуацию успеха для каждого ребенка. В своей работе умело применяет приемы и методы, способствующие повышению речевой и познавательной активности детей.

Дети … осваивают содержание программного материала не только на базовом уровне, но и на повышенном, о чем свидетельствуют д анные диагностики уровня развития детей с 2008 по 2011 учебные года, где прослеживается положительная динамика. Выпускники … хорошо подготовлены к школе, отличаются высоким уровнем воспитанности, культуры и самостоятельности.

Операционально-методическая компетентность педагога характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. … владеет базовым компонентом содержания всех образовательных областей. Образовательная деятельность педагога структурирована, логически выдержанна. В процессе работы педагог использует различное оборудование и материалы. Следует отметить высокую технологичность просмотренной образовательной деятельности. Тематическое планирование позволяет педагогу в организации детской деятельности использовать интеграцию образовательных областей для реализации содержания психолого-педагогической работы.

В области реализации социально-регулятивной компетентности следует отметить, что … успешно обогащает опыт воспитанников, предоставляя им возможность получать знания через экспериментально-исследовательскую, продуктивную и игровую деятельность. … стимулирует воспитанников к осуществлению самоконтроля детьми результатов выполненной ими работы. Педагог поддерживает творчество, оригинальность детских идей.

Экспертная группа отмечает, что педагог творчески подходит к организации предметно – развивающей среды группы, где функционируют развивающие центры, имеющие свои логотипы. Данные центры четко выделены, наполнены необходимым дидактическим и наглядным материалами, многие их которых сделаны руками воспитателя. В данных центрах прослеживается материал, который соответствует теме недели.

… является активным участником различных мероприятий детского сада, в том числе детских праздников и развлечений. Педагог постоянно занимается самообразованием, внедряя новинки педагогики в работу с детьми и родителями.

Экспертная комиссия провела экспертизу деятельности … и пришла к выводу, что педагог соответствует первой квалификационной категории по должности «воспитатель» (значение показателя уровня квалификации 4,17).

Члены экспертной комиссии:

Экспертное заключение

по итогам оценки уровня квалификации старшего воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

детский сад № … города Зверево Ростовской области

Ш. И. А.

В соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.01.2011 № 12 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.12.2010 №1024 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.05.2014 № 271 «Об утверждении графиков проведения экспертизы профессиональной деятельности» эксперт по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняхова Наталия Анатолиевна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела образования муниципального образования «Город Зверево», 29.05.2014 г. по 30.05.2014 г. провела экспертизу профессиональной деятельности старшего воспитателя муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад г. Зверево Ростовской области.

Экспертная оценка проводилась в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по оценке уровня квалификации педагогических работников. Экспертом проведен анализ квалификационных показателей в соответствии с педагогическими компетенциями, проанализирован самоанализ педагогического работника, проведено собеседование с заведующим МБДОУ, проанализированы методический и дидактический инструментарий старшего воспитателя.

На основании проведенной экспертной оценки удостоверяю: старший воспитатель имеет среднее специальное образование, в окончила Донской педагогический колледж, по специальности «дошкольное образование», присвоена квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста».

Общий трудовой стаж – 20 лет, стаж педагогической работы - 20 лет, в аттестуемой должности - 10 лет, стаж работы в данном учреждении - 20 лет, квалификационная категория – не имеет.

В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО «Экспертиза профессиональной деятельности и оценка уровня профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических работников в контексте Федерального Закона об Образовании в Российской Федерации», 2014 г., 72 ч.

Принимала участие в региональном семинаре-совещании «Достижение качества дошкольного и общего образования в условиях введения ФГОС средствами учебно-методических комплектов издательства «Дрофа».

За успехи в профессиональной деятельности имеет поощрения и награды:

Грамота мэра за активную жизненную позицию и большой вклад в развитие образовательной системы,

Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей,

Диплом открытого межрегионального турнира способностей «РОстОК-IntellectУм» за организацию и проведение турнира в ДОУ, активную жизненную позицию, профессионализм, творческий подход к работе.

Необходимые для успешной реализации методической и педагогической деятельности личностные качества старшего воспитателя развиты высоко.

Она обладает высоким уровнем профессиональной культуры. Отношения с коллегами по работе строит на основе принципов гуманизма и взаимного уважения. В педагогическом коллективе стремится создать благоприятные условия для позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Всегда может найти подбадривающие и искренние слова для коллег и воспитанников, делом откликается на призыв о помощи. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого педагога.

Старший воспитатель внутренне дисциплинирована, грамотно планирует и организует свое рабочее время, распределяет текущие дела, заранее предполагает временные затраты и выполняет работу в установленный срок. Обладает широким кругозором, тактична, деликатна в общении с коллегами и обучающимися. Обладает способностью к самоконтролю, самоорганизации и самодисциплине, сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой. Умеет объективно оценивать свои возможности и адекватно принимает оценочные суждения о себе со стороны всех участников образовательного процесса.

Результаты анализа деятельности старшего воспитателя позволяют оценить степень сформированности у нее отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности старший воспитатель характеризуется как компетентный педагог. При организации методической работы, городских мероприятий, социально-значимых проектов и акций, мероприятий детского сада старший воспитатель грамотно формулирует их цели и задачи, разрабатывает положения, подбирает содержание и формы проведения, досконально продумывает методическое и дидактическое сопровождение каждого этапа своей деятельности. Учитывает возрастные и психологические особенности аудитории. Гибко реагирует на изменение ситуации, своевременно вносит коррективы в намеченный план деятельности.

В области реализации компетентности обеспечения мотивации учебной деятельности организует работу по повышению квалификации педагогов: планирует деятельность педагогов ДОУ, разрабатывает методические материалы в помощь педагогам, ведет работу по изучению и обобщению передового педагогического опыта, посещает и анализирует занятия и воспитательные мероприятия педагогов, оказывает помощь при подготовке открытых занятий, постоянно стимулирует работу педагогов по программному обеспечению образовательно-воспитательного процесса.

При этом старший воспитатель умело мотивирует педагогов на освоение нового методического материала. Для этого она использует методы социального проектирования, проблемного обучения, методику практико-ориентированной деятельности и другие активные формы познавательной деятельности. При планировании работы педагогов ДОУ старший воспитатель учитывает их интересы, проблемы и пожелания, а также необходимость оперативно знакомить коллег с современными достижениями и требованиями педагогической науки.

Старший воспитатель умеет пробудить интерес педагогов к работе с детьми и вовлечь их в активный поиск решения поставленных проблем. Осуществляет методическую помощь педагогам в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Обладает умением обыгрывать ситуацию так, чтобы стать на позицию воспитателя, отмечает даже самый маленький успех коллег. Вызывает интерес к работе с детьми, организуя педагогические, методические советы, работу по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, проводит мастер-классы. Содействует выявлению и поддержке детей, обладающих высокими интеллектуальными способностями, оказывает помощь в раскрытии их потенциала.

Старший воспитатель имеет благодарности за организацию и проведение открытого межрегионального интеллектуального турнира способностей «РостОК-IntellectУМ».

Хороший уровень мотивированности воспитанников доказывается и показателями результативности готовности детей к школьному обучению:

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014

учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В области обеспечения информационной основы деятельности педагог характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. В своей работе старший воспитатель использует следующие методы: деятельностный, диалог, дискуссии, практический метод, метод проблемного изложения, аналитический, сравнительный, обобщающий, объяснительно-иллюстративный, наглядный и др. Ведет педагогический мониторинг качества образования. Старший воспитатель владеет современными педагогическими технологиями: развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, интерактивного обучения, здоровье-сберегающие, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные, игровые и др. Педагог использует компьютерную технику: ПК, МФУ; материалы мультимедийных дисков, электронные пособия, презентации, что позволяет активизировать познавательную деятельность педагогов и добиваться планируемых педагогических результатов. Активно использует материалы образовательных сайтов: , http://www.openclass.ru/

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен, знает основные нормативные документы. Годовой план старшего воспитателя составлен с учётом нормативных требований, темпа усвоения материала, требований ФГОС. Целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы, многие из них разрабатывает самостоятельно.

Старший воспитатель делится своим опытом с коллегами: является руководителем городского методического объединения дошкольных работников, председателем комиссии по распределению надбавок педагогическим работникам за качество и результативность, владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования.

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог владеет следующими умениями: организовывать воспитательно-образовательную деятельность педагогов, устанавливать отношения партнёрства, сотрудничества с коллегами; использует в воспитательно-образовательном процессе личный опыт педагогов, их собственные оценки и взгляды, умеет организовать педагогов для поиска дополнительной информации, необходимой при решении воспитательных задач, аргументирует оценку деятельности педагогов, показывает их достижения и пути преодоления трудностей, умеет сочетать методы оценивания, взаимооценки и самооценки педагогов.

На основании изложенного, эксперт считает, что уровень квалификации старшего воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории по должности «старший воспитатель» (значение показателя уровня квалификации – 4,32).

Эксперт Кутняхова Н.А.

С экспертным заключением ознакомлена


Экспертное заключение
по итогам оценки уровня квалификации
Мачулиной Татьяны Николаевны, старшего воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Ладушки» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»
г. Гая Оренбургской области

Экспертная группа в составе: Баевой Ирины Владимировны, старшего воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №14 «Малышок» комбинированного вида, Каиповой Натальи Сергеевны, воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №15 «Теремок» общеразвивающего вида, Кулик Светланы Анатольевны, старшего воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №21 «Кораблик» комбинированного вида, осуществила экспертизу профессиональной деятельности Мачулиной Татьяны Николаевны, старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №18 «Ладушки» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей».
Мачулина Татьяна Николаевна 12.12.1973 года рождения, имеет высшее педагогическое образование, окончила в 1999 году «Оренбургский государственный университет» по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация по диплому «Учитель начальных классов».
Стаж педагогической работы 20 лет, в данном учреждении – 4 года, квалификационная категория – первая. В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ФГОУ АПК и ППРО ОГПУ, 2009 г. по проблеме: «Новые формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей»; КБПК ИПК и ППРО ОГПУ совместно с аттестацией руководителя ОУ, г. Оренбург, 2010 г.; ОГТИ (филиал ОГУ), г. Орск, 2013 г. по проблеме: «Научно-методическое сопровождение деятельности ДОУ по введению ФГТ».
За свою работу Мачулина Т.Н. награждена Грамотой МБДОУ «Детский сад № 18 «Ладушки» г. Гая, 2011 г, Почетной грамотой отдела образования г. Гая, 2012, Грамотой администрации г. Гая, 2013 г.
Компетентность Татьяны Николаевны в области личностных качеств сформирована на высоком уровне. Она создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого педагога и воспитанника ДОУ, способствует развитию их общения. Коллеги по работе безбоязненно обращаются к ней за методической помощью, и педагог всегда оказывает им поддержку. Старший воспитатель умеет вовремя поддержать, подбодрить педагогов, найти сильные стороны своих педагогов, перспективы развития для каждого из них.
Татьяна Николаевна хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирована, у неё порядок на рабочем месте, в документации. Документация деятельности педагога находится в аккуратно заполненном состоянии, эстетично и грамотно оформлена в соответствии в номенклатурой дел.
Педагог способен к самоконтролю, самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение. Если ситуация становится сложной, то педагог ориентирован на ее решение и сохраняет необходимое для дела эмоциональное равновесие и оптимизм.
Мачулина Т.Н. обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы, ее высказывания построены грамотно и доступно для понимания, отличаюсь высокой культурой речи. Интересуется достижениями современной науки и практики, общественно-политической жизнью страны, общается в Интернете на форумах различной тематики pedsovet, pedagog, dovosp и т.д.
Поведение и внешний вид старшего воспитателя соответствует этическим нормам. Воспитатель обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
В области постановки целей и задач педагогической деятельности Татьяна Николаевна может сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической деятельности, которые формулируются в соответствии с образовательной программой ДОУ, в основе которой лежит примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой. Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагог хорошо знает и учитывает уровень компетентности коллег при постановке целей образовательного процесса.
С 2009 года Мачулина Т.Н. работала над проблемой: «Проектная деятельность и использование ИКТ - информационно-коммуникативных технологий», обобщила и представила опыт работы по данной теме на уровне городского методического объединения «Вариативные программы». С 2013 года работает над темой по самообразованию «Организация методической работы в ДОУ в соответствии с ФГОС». В 2013 году, в рамках городского методического объединения «Вариативность образовательного процесса», выступила с сообщением «Отличительные особенности ФГТ дошкольного образования от ФГОС дошкольного образования».
Педагог характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации воспитанников на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. Татьяна Николаевна владеет навыками мотивирования, имеет необходимые знания для этого, грамотно создаёт ситуации успеха, ставит творческие задачи, формулирует проблемные задания. Старший воспитатель обладает большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес педагогов и воспитанников к различным темам организованной образовательной деятельность (ООД). Педагог обращает особое внимание на создание проблемных ситуаций, познавательно-исследовательскую деятельность, в которой воспитатели могут ярко проявить себя.
Высокий уровень мотивированности воспитанников доказывается показателями результативности деятельности.

2009-2010 гг. учебный год

45% 50% 5% 70% 30% 0%
2010-2011 гг. учебный год
Начало учебного года Конец учебного года
высокий средний низкий высокий средний низкий
60% 37% 3% 72% 24.8% 3.2%
2011-2012 гг. учебный год
Начало учебного года Конец учебного года
высокий средний низкий высокий средний низкий
55% 40% 5% 74% 24% 2%
2012-2013 гг. учебный год
Начало учебного года Конец учебного года
высокий средний низкий высокий средний низкий

63% 34% 3% 84% 14.7% 1.3%

Татьяна Николаевна успешно мотивирует дошкольников и педагогов ДОУ на участие в конкурсах различного уровня:
Всероссийский конкурс «Лучший урок года» - диплом 3-й степени (музыкальный руководитель Зайцева Н.В).
Участие в конкурсном отборе педагогических работников муниципальной системы дошкольного образования, активно внедряющих современные образовательные программы и педагогические технологии, претендующих на получение гранта Губернатора Оренбургской области в 2012 году (воспитатель Ганина Н.А.).
Муниципальный конкурс профессионального мастерства работников системы образования города Гая «Педагог года - 2010» - диплом 2-й степени (воспитатель Соловьева Е.В.);
«Педагог года - 2012» - участие (воспитатели: Еремеева В.С., Неклеса Н.В.).
Участие в городском конкурсе методических работ по теме «Обеспечение программного сопровождения воспитанников в ДОУ-2010» (воспитатель Чигарькова И.Н.)
Участие в городском конкурсе «Методический вестник-2011» (инструктор по физической культуре Кичигина Н.А.)
Международный конкурс детского творчества «Сохраним пчелу - сохраним планету» 2012 г-участие;
Национальный конкурс социального рисунка для дошкольников «Моя семья» 2013г- участие;
Всероссийский конкурс детских рисунков «Вода, вода» 2011г. – участие;
Всероссийский конкурс «Птицы поднебесья» 2013г.- участие;
Всероссийский конкурс «7-я» 2013г.- участие;
Всероссийский заочный конкурс рисунков «Мои любимые мультфильмы» 2013г;
Городской конкурс «Юннат-2012» - I место в номинации «Природная кладовая»;
Городской конкурс «Зеркало природы 2011» - II место;
Городской конкурс «Зелёная планета 2011» - I место;
Городская спартакиада дошкольников по шашечному турниру, 2012г. - III место;
Городская спартакиада «Весёлые старты», 2012 г. - участие;
Городская спартакиада дошкольников «Папа, мама, я - спортивная семья», 2011 г.- II место;
Городская спартакиада дошкольников «Легкоатлетическая эстафета»2012г. - III место;
Городской конкурс «Самый, самый дуэт- 2010» - I место;
Городской конкурс детских рисунков: «Пусть всегда будет солнце!» 2012 г. – 2 место;
Городской конкурс детских рисунков: «Русь святая» 2013г.- 3 место
Городской конкурс детского творчества: «Многообразие вековых традиций»2013г.-1 место
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности педагог характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. Она свободно ориентируется в современной литературе в области дошкольной педагогики, психологии, частных методиках, свои знания старается применять на практике. Педагог использует разнообразные методические приемы в своей работе, умеет адаптировать педагогические технологии для вариативных условий организации образовательного процесса. Старший воспитатель умеет преподнести изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме. При подготовке к педагогическим советам она использует дополнительный материал: книги для самообразования, методические разработки, дидактические пособия.
Мачулина Т.Н. владеет современными образовательными технологиями и методиками:
-управленческие технологии (организация образовательной деятельности ДОУ, мониторинг образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов, планирование педагогического процесса)
-технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности (деловые игры, психолого-педагогические аутотренинги с сотрудниками, семинары - практикумы, семинары- брифинги, мозговые штурмы, устные журналы, интеллектуальное казино, тестовое задание, тренинги)
-технология самообразования педагога в системе дошкольного воспитания
(самодиагностика педагога, анализ деятельности по проблеме, разработка программ самообразования, корректировка плана, итоговая диагностика, определение задач на будущее)
-личностно-ориентированные технологии (повышение квалификации педагогов, создание заинтересованности его в использовании эффективных методов, технологий в повседневной работе)
-портфолио технология (оценка результатов образовательной и профессиональной деятельности педагога)
-здоровьесберегающие технологии (планирование и организация работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здорвьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации по проведению различных видов гимнастик, организация и проведение педагогических советов, семинаров, консультаций, выставки методической литературы, подготовка публикаций для печати, картотек для воспитателей, составление рекомендаций для педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, мониторинг здоровья, профилактические мероприятия, контроль за питанием и др.);
-информационно-коммуникативные технологии (создание графических и текстовые документов Word, Excel, применение электронных дидактических и педагогических программных средств, активное использование информационных технологий в образовательном процессе, владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, Publisher для создания буклетов и т.д.)
Эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности.
Педагог совершенствует методы обучения и воспитания:
- наглядно-иллюстративный метод: разработала и изготовила дидактический наглядный материал к образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Социализация»;
- метод познавательной активности (познавательно-исследовательская деятельность в образовательной области «Познание»);
- метод детского экспериментирования (активизация мыслительной деятельности через разрешение проблемных ситуаций);
- интегрированный метод (комплексно-тематический принцип организации обучения).
Татьяна Николаевна подготовила компьютерные презентации с помощью программ Power Point на темы: «Оформление и использование в работе с детьми младшего и старшего возраста информационного уголка безопасности дорожного движения», «Дидактические игры по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности», «Включение дошкольников в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности», «Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач», «Планирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии ФГТ», «Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы» и т.д. а также оказывает помощь педагогам при создании презентаций на различные темы.
Мачулина Т.Н является администратором сайта ДОУ №18 http://www.ladushki-dou18.ru/ , имеет публикации на сайте « Мир дошкольного детства»:
В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Мачулина Т.Н. отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему образовательную программу и Программу развития ДОУ. Педагог успешно реализует задачи образовательной программы для дошкольников с учетом принципов индивидуализации и дифференциации и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы в методическом кабинете.
Татьяна Николаевна являлась руководителем творческой группы по разработке образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18 « Ладушки». С апреля 2010 года и по настоящее время участвует в методической работе города в качестве руководителя методического объединения «Вариативность образовательного процесса».
Осуществляет мониторинг профессионального роста педагогов, так же организует педагогический мониторинг развития дошкольников. Пропагандирует опыт работы воспитателей на педчтениях. Внедряет в практику работы ДОУ вариативные программы, новые педагогические технологии.
Большое внимание педагог уделяет подготовке педагогических советов, семинаров, родительских собраний ДОУ, а также работе ГМО. Педагог выступила с консультациями: «Что такое ФГТ?», «Технология модульного планирования внеучебной деятельности дошкольника», «Планирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии ФГТ», «Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы», «ИКТ-компетентности педагогов», провела семинары-практикумы для педагогов: «Педагогический пробег», «Влияние игры на нравственное и речевое развитие», «Формирование элементарных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста», «День здоровья педагога», «Наша интересная работа», «Формирование диалога в процессе совместной сюжетно - отобразительной игры», « Безопасность ребенка» "Творческие игры в системе воспитания детей дошкольного возраста", «Развиваем речь в математике», «Планета Гендер».
Татьяна Николаевна принимала активное участие в конкурсах:
Являлась участником городского конкурса методических работ «Обеспечение программного сопровождения воспитанников в ДОУ-2011г»- сертификат участника. Участвовала в городском конкурсе «Методический вестник» 2012г.
Принимала участие в организации конкурсов на уровне города, имею благодарственные письма:
2011год и 2012 год, городской конкурс « Зеркало природы»;
2011 год, третья городская спартакиада дошкольников, посвященная Дню Победы
2012 год, городской конкурс «Мы - дети Галактики»
2013год, городской конкурс рисунков «Русь святая»
2013 год, городской конкурс творческих работ «Многообразие вековых традиций»
Анализ уровня компетентности в области организации педагогической деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: работать в коллективе, включаясь в систему деловых и межличностных отношений с другими участниками образовательного процесса, владеет организацией детского и взрослого коллективов, умеет создать положительный рабочий настрой при проведении педагогических заседаний, сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы. Татьяна Николаевна владеет знаниями и опытом, позволяющими вести образовательную работу, с различным уровнем компетентности педагогов ДОУ. Она проводит большую работу по ознакомлению педагогов с нормативными документами, с результатами исследований в различных сферах научных знаний и новыми тенденциями в развитии психолого-педагогических знаний и их реализацией в педагогическом и управленческом процессе. Педагог создает условия для распространения опыта и результативных методик и технологий в ДОУ.
Татьяна Николаевна пользуется уважением среди родителей дошкольников и коллег, о чём свидетельствуют результаты анкетирования. Изучение уровня удовлетворённости родителей работой старшего воспитателя показывает высокий уровень.
На основании изложенного, экспертная группа считает, что уровень квалификации Мачулиной Татьяны Николаевны – старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №18 «Ладушки» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей» - соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории по должности «старший воспитатель» (значение показателя уровня квалификации - 4,91).

Члены экспертной группы:
Эксперт __________/ И.В. Баева
Эксперт _________/ Н.С. Каипова
Эксперт _________/ С.А. Кулик

Подписи экспертов заверяю.
Заведующий МБДОУ «Детский сад №18»
г. Гая Оренбургской области _____________Л.Ю. Бородина
« »________________2013 г.

С экспертным заключением ознакомлена: ______________ Т.Н. Мачулина « »___________2013 г.

Решение новых задач, стоящих перед современным образованием, невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации.

Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции педагога.

Диагностика и последующее воздействие на ребенка (формирование, коррекция) должны быть заменены со-бытием (совместным бытием взрослых и детей, наполненным интересными событиями), организацией продуктивного общения участников образовательного процесса. Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем.

Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

  • четкое видение современных задач дошкольного образования;
  • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
  • способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
    деятельности педагога.

На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.

Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики).

Эти требования должны лечь в основу процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории, стать основой для организации непрерывного образования воспитателей.

Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма
отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной
квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Например, в Белгородской области действует следующий комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников :

  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
  • знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
  • знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
  • участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
  • результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
  • результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
  • уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
  • обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
  • качество организации развивающей среды группы;
  • результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
  • рейтинг педагога среди родителей;
  • наличие обобщенного педагогического опыта;
  • наличие научно-методических материалов;
  • участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе ГМО, РМО, МО ДОУ, секций,
    педсоветов;
  • проведение открытых занятий, мастер-классов;
  • профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • поощрения педагога в межаттестационный период.

В экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения, форма которого разработана в Санкт-Петербурге , аналогичные показатели объединены в четыре группы:

  1. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения.
  2. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.
  3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их
    достижений.
  4. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.

В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога.

Определение 1. Компетентность - это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

Определение 2. Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений,
компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное
образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного
достижения жизненных целей.

Определение 3. Компетентность - качество, определяемое наличием знаний, умений и компетенций, но не сводимое к набору компетенций и не являющееся механической суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческие составляющие.

Определение 4. Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством В.Д. Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности:

  • постановка целей и задач педагогической деятельности;
  • мотивация учебной деятельности;
  • обеспечение информационной основы педагогической деятельности;
  • разработка программ и принятие педагогических решений;
  • организация учебной деятельности.

Описание соответствующих компетенций и параметров их оценки позволило представить профессиональный стандарт педагогической деятельности, задавая тем самым «деятельностно-ориентированную критериальную основу для проведения оценки качества профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников» . Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом
профессиональных (функциональных) задач заявленной квалификационной категории.

Авторы методики выделяют ряд научно-методических, организационных и этических принципов оценивания профессиональной деятельности и проведения аттестации педагогических работников. Среди научно-методических принципов (принцип деятельностного подхода, принцип критериальной ясности, принцип ориентации на повышение качества работы педагогических кадров) хотелось бы выделить принцип дифференциации уровня квалификации педагогов.

Данный принцип определяет необходимость выделения показателей и критериев оценки каждого из выделенных параметров, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации.

Практика показывает, что наличие научно обоснованных, проверенных экспериментально критериев, имеющих высокую корреляцию с практикой педагогической деятельности, является необходимым условием объективности оценочной деятельности эксперта. Также важно отметить, что без опоры на определенные критерии, отражающие те или иные характеристики профессиональной деятельности, педагогу сложно осуществить самооценку.

Анализ различных подходов к оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников позволяет выделить различные критерии ее результативности:

Количественный. Основанием для оценки того или иного показателя компетентности педагога является количество чего-либо (стаж работы, общее количество часов курсовой подготовки, статей, открытых мероприятий, число победителей конкурсов и пр.). Очевидно, что данного критерия часто оказывается недостаточно, поскольку количество далеко не всегда указывает на качество.

Выраженность параметра оценки. При использовании данного критерия система оценки чаще всего бывает трехбалльной. Каждому из вариантов ставится определенное количество баллов. Например, «Качество организации
развивающей среды группы»:

а) не соответствует Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
б) не в полной мере соответствует ФГТ,
в) соответствует ФГТ в полной мере.

Данный критерий также не отражает качественную суть деятельности педагога, ее результатов, не связан с личностными и профессиональными качествами воспитателя.

Уровневость. Подобный критерий отражает уровень (в рамках учреждения, где работает педагог, на уровне района, города, региона, всероссийский уровень) представления опыта (День новатора, районное заседание методического
объединения, городской конкурс педагогического мастерства и т. д.), публикаций (статьи для сайта ДОУ, периодических изданий или сборников передового педагогического опыта, выходящих в регионе; всероссийское издание), поощрений (благодарности и грамоты ДОУ, районных, городских, областных отделов образования; премии, награды). Данный критерий может быть также отнесен к степени научности обобщенного опыта, его объективной новизне, к творческой составляющей, к качесту владения определенными педагогическими технологиями.

Поскольку в большинстве рассмотренных примеров в основе определения уровня оцениваемого параметра лежат обоснованные, унифицированные требования, подобный критерий может быть признан достаточно объективным. Вместе с тем такой критерий, как уровневость, нельзя признать универсальным, в частности он не применим к оценке личностных качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми.

Несовершенство каждого из применяемых в практике оценки профессиональной квалификации критериев определяет необходимость использования комплексного подхода к их выделению.

В рамках данного подхода оценка складывается из совокупности параметров:

  • личностного отношения педагога к данному направлению деятельности,
  • уровня его общей культуры,
  • профессиональных знаний и умений,
  • владения определенными методиками и технологиями,
  • способности их применять, адаптировать к имеющимся условиям, творчески преобразовывать.

Предлагаем рассмотреть некоторые критерии оценки показателей квалификации педагогических работников, разработанные авторским коллективом Орловского института усовершенствования учителей .

Компетентность в области личностных качеств

Показатель: «Общая культура».

Оцениваемый параметр: «Грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи».

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Показатель: «Умение ставить цели и задачи работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей».

Оцениваемый параметр: «Умение ставить цели занятия (других форм работы с детьми) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников».

Не только вопрос о выборе и формулировке показателей и критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогов, но и проблема определения оптимальных форм проведения аттестационных мероприятий остается дискуссионной. В ряде регионов наблюдается тенденция значительного повышения требований к претендентам на высшую квалификационную категорию. Подобный подход объективно вполне оправдан, как попытка остановить девальвацию званий, степеней, категорий.

Вместе с тем нельзя забывать и о реальной кадровой ситуации в ДОУ страны.

Практика показывает, что в результате введения нового порядка аттестации педагогических работников большинство педагогов не может самостоятельно подготовиться к соответствующей процедуре. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы (см. Приложение 1). При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированно организованном непрерывном образовании (самообразовании).

Ограниченными нам представляются и подходы к осуществлению оценки качества профессиональной деятельности, основанные лишь на одной из методик: анализ портфолио, открытых занятий (других форм организации образовательного процесса), реферата, презентации. Целостное представление о работе педагога, его личностных и
профессиональных качествах может быть составлено лишь по итогам использования названных и других методик (собеседования с аттестуемым и с администрацией ДОУ, анализа результатов самооценки педагога, данных диагностики его компетенций, анализа продуктивной деятельности детей, планирования и материалов к занятиям, конспектов мероприятий) (см. Приложение 2).

В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:

«Оценка уровня квалификации педагогических работников… - это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» .

* * *

Приложение 1 : Формы представления результатов педагогической деятельности

Выделяют две разновидности передового педагогического опыта:

  1. педагогическое мастерство - умелое, рациональное, комплексное использование педагогом эффективных методов, форм работы с детьми, образовательных технологий;
  2. педагогическое новаторство - это опыт, содержащий собственные творческие находки педагога (новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения, воспитания, развития).

Критерии оценки передового педагогического опыта

Новизна. Может проявляться в разной степени - от внесения новых положений в науку до эффективного нетрадиционного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса.

Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты - высокое качество обучения, воспитания, развития детей.

Соответствие современным требованиям. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования.

Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования (приказы, распоряжения) федерального и регионального уровня.

Стабильность - сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.

Оптимальность опыта - достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач.

Педагогический опыт может быть представлен в различных формах. Приведем описание наиболее распространенных вариантов оформления опыта работы воспитателей и требований к ним.

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Структура и композиция реферата:

  1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные по рассматриваемой проблеме, сведения об авторах, занимающихся данной проблемой (Ф. И. О., специальность, ученая степень, ученое звание), раскрывается проблематика выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение.
  2. Основная часть. Описание педагогического опыта.
  3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Стилистика реферата. Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределенноличные предложения, отвлеченные существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты.

Рецензия и оценка реферата. Рецензия составляется на основе следующих факторов:

  • уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы,
    степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников);
  • личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и практическое значение исследуемого вопроса);
  • характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, соответствие реферата стандартным требованиям).

Отчет о проделанной работе. Итоги работы, результаты обобщения опыта можно оформить и в виде отчета.

К отчету предъявляются следующие требования:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность изложения материала;
  • убедительная аргументация;
  • краткость и точность формулировок;
  • конкретность изложения результатов работы;
  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Структура отчета:

  • титульный лист,
  • аннотация,
  • содержание (оглавление),
  • основная часть,
  • список литературы,
  • приложения.

Аннотация должна отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования (работы),
краткие выводы и возможности применения результатов.

Основная часть отчета включает:

  • введение;
  • аналитический обзор научно-методической литературы по теме;
  • обоснование выбранного направления работы (ее актуальность);
  • разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы;
  • заключение (выводы и предложения).

В приложения включают вспомогательный материал:

  • таблицы цифровых данных;
  • примеры заданий, конспектов, диагностических материалов;
  • иллюстрации вспомогательного характера.

Доклад о проделанной работе. По содержанию доклад является предназначенным для публичного выступления
аналогом отчета. Он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную ее
часть, аспект. К оформлению и содержанию доклада предъявляются менее жесткие требования, чем к отчету. В докладе может не быть аннотации, разбиения по главам, по стилю изложения он должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.

Статья является самой распространенной формой предоставления результатов исследования, обобщения педагогического опыта. Изложение материала в статье должно быть систематичным и последовательным. Особое внимание необходимо уделять стилю работы, соблюдению основных требований (ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений). Большое значение в подобной статье имеет изложение заключения, выводов и предложений.

Методическое пособие - форма представления результатов педагогической деятельности, доступная только опытным педагогам. Основой такого пособия могут стать теоретически обоснованные методические рекомендации
для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых автором методов и методических приемов организации образовательного процесса, содержится наглядный материал.

Методические пособия можно разделить на группы:

  • методики преподавания какого-либо предмета, курса, образовательной области;
  • методические разработки, в которых, как правило, освещается методика преподавания отдельного раздела, темы
    учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем;
  • методические рекомендации, которые посвящены отдельным аспектам совершенствования образовательного процесса (например, развитию творческого мышления детей при изучении образовательной области «Художественное творчество») .

Приложение 2: Анализ конспекта занятия в детском саду

Автор__________________________
Название_______________________
Тема__________________________
Образовательная область_______________
Возраст детей__________________________

Этап занятия: Оргмомент

Оцениваемые параметры:

Приемы организации работы детей на занятии:

  1. Суть используемых приемов (какие приемы использовались: «включение» долговременных учебных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов; использование «дисциплинарных» методов).
  2. Оценка выбранных педагогом приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам)

Этап занятия: Мотивационно-ориентировочный

Оцениваемые параметры:

Цель работы детей на занятии:

  1. Что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое (творческое) задание или др.).
  2. Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы).
  3. Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития).

Мотивационные основы деятельности детей на занятии:

  1. Ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач занятия, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации).
  2. Опора на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др.). Умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.
  3. Формирование основ мотивации учения (демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и др.)

Этап занятия: Поисковый

Оцениваемые параметры:

Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели
работы детей на занятии:

  1. Формы и методы организации совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения).
  2. Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов

Этап занятия: Практический

Оцениваемые параметры:

Формы организации детской деятельности:

  1. Рациональность выбора методов (соответствие используемых методов и организационных форм работы целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; обоснованное чередование видов детской деятельности, активности, соотношение коллективных (групповых), подгрупповых и индивидуальных форм работы).
  2. Соотношение репродуктивных (рассказ, показ, объяснение и др.) и продуктивных (педагогические ситуации, эвристическая беседа, проблемный вопрос, экспериментирование, моделирование, конкурсы, проекты, постановка и решение познавательных, творческих, практических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методов, приемов активизации творческих способностей детей, любознательности.
  1. Воспитательные возможности содержания (решение задач нравственного, эстетического, личностного развития).
  2. Осуществление интеграции (интеграция различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей).
  3. Соблюдение дидактических принципов (системность изложения материала, соответствие возрасту, программе, объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала).
  4. Единство структуры занятия (выдержанность сюжетной линии на протяжении всего занятия, наличие логической связи между формами работы, фрагментами занятия, сохранение целевых установок, мотивации, интереса и осмысленного отношения к работе).

Методическая, дидактическая и техническая оснащенность:

  1. Рациональность выбора материалов (соответствие возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобство размещения, разнообразие материалов, обеспечивающее индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления, обоснованное использование современных информационно-коммуникативных технологий, ТСО, наглядности).
  2. Использование на занятии авторских дидактических и (или) методических разработок.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

  1. Соответствие длительности мероприятия возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа).
  2. Стиль общения педагога с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский).
  3. Чередование видов деятельности в ходе занятия (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность педагога корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей)

Этап занятия: Рефлексивно-оценочный

Оцениваемые параметры:

Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности)

Анализ конспекта выполнен______________________ (Ф. И. О. эксперта)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.