Плюсы и минусы разных педагогических систем. Система форм и методов воспитания. Традиционные и нетрадиционные методы

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития - как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься самостоятельно, обратиться к помощи няни , сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование - что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника - ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам "домашнее" качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают - вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением - как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять или репетиторов, которые дополнят "образовательное" окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование - основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи - это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка - выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, "подтягивании" знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе - это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми - воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на "социальной дистанции" - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми - и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды - и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннему развитию или дошкольному педагогу 1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

домашнее обучение. -- посиделки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы Насколько сложно было заключить договор со школой? Каково отношение учителей к ребенку? Как организуете дома образовательный...

Обсуждение

Мой ребёнок на семейном обучении. Со школами мы не связываемся; это другая форма, по сравнению с домашним обучением. Есть ещё третья форма, экстернат. Ну, и всевозможные гибриды. Плюсы, в первую очередь - в гибкости. Делаешь что ребёнку нужно, как ему нужно, когда ему нужно. Соответственно, эффективность учения до небес, интерес высокий несложно поддерживать, нету "дурацких" проблем вроде длинных неинтересных и ненужных заданий, неудачно попавшихся учителей, неподходящего уровня классов или ненравящихся учебников. Не нравится учебник - пересмотрели десять других и подобрали, какой надо. Минус в том, что это требует менеджерского подхода к жизни. Если родители хотят более "конвейерного" подхода (скажите, что мне делать "от и до", я сделаю и свободен) - это не для них. То есть люди, которые не любят устраивать нечто, придумывать, искать способы, организовывать свою жизнь - им будет с таким тяжеловато.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей" "Школьное и дополнительное образование детей". Как организуете дома образовательный процесс? Ваши личные впечатления об такого способа обучения, плюсы, минусы?

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Уже при жизни его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку. Макаренко стал примером передового опыта в воспитании, особенно в трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие» :

Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.

Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.

Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.

Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.

«Воспитание красотой»

Василий Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор. Его взгляды представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и книге «Сердце отдаю детям». Всего же он автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.

Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.

Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.

Вальдорфское образование

Рудольф Штейнер - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания, в начале двадцатого века основал духовное движение антропософию и эзотерическую христианскую философию.

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Времена возникновения: 20-30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.

Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.

Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.

Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».

Система Монтессори

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Нередко перед родителями стоит дилемма, что лучше домашнее образование, частные уроки с репетиторами или образование в государственном учреждении?

Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка было все самое лучшее, обеспечить благоприятные условия для его гармоничного развития, не только интеллектуального, но и личностного. Как воспитывать ребенка, кому можно доверить развитие его способностей, формирование личностных качеств? Развивать способности ребенка самостоятельно, воспользоваться услугами няни и гувернанток или обратиться к помощи репетиторов. А может быть воспользоваться возможностями государственного или частного общественного образования?

Каждый их этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Для большинства родителей семейное воспитание является естественным, особенно это касается дошкольнят, ведь ребенок растет в привычных условиях, с соблюдением режима, без дополнительной перегрузки и лишнего стресса. Даже самый квалифицированный воспитатель не в состоянии обеспечить всем деткам «домашнее» воспитание.

Нередко родители пытаются оградить своего ребенка от общения с неблагоприятным окружением, причем это касается не только взрослых, но и деток. Вероятно у многих, кто прошел дошкольную систему образования, остались не очень приятные воспоминания.

В этом плане домашнее воспитание имеет больше преимуществ, ведь у родителей больше возможностей влиять на становление личности ребенка, прививать хорошие манеры. Если позволяют возможности, можно нанять няню или гувернантку.

Образование малыша начинается в семье. Родители являются первыми учителями для крохи. Их влияние сохраняется на длительное время, несмотря на тот факт, что чем старше возраст ребенка, тем важнее роль обучение вне семьи. Близкие родственники помогают расширить кругозор ребенку. Ведь именно родители, дедушки и бабушки с раннего возраста прививают малышу интерес к творчеству. От тех условий, которые родители создали для развития и обучения ребенка в семье, будет зависеть его стремление к учебе, желанию получать новые знания или ему будет достаточно того минимума, который гарантирует спокойное существование в школе.

Однако когда родители останавливаются лишь на семейном воспитании, со временем возникают определенные трудности.

Во-первых, появляется необходимость выбора образовательных программ, подбор репетиторов, «подтягивание» знаний, которые будут соответствовать требованиям школьной программы. Малыш, получающий домашнее воспитание, лишен самого ценного, что дает обучение в коллективе – умение концентрировать свое внимание на объяснении педагога и сравнивать свои достижения с успехами сверстников. Благодаря этому сравнению, ребенок осознает качество своих знаний.

Во-вторых, ребенок, не посещающий детские дошкольные учреждения, значительно ограничен в общении вне семьи.

Посещение детского сада, различных эстетических студий, групп раннего развития предлагает ребенку возможность обучения со сверстниками, самостоятельно строить свои отношения. С педагогами ребенок учиться основам дисциплины, учиться преодолевать робость, обращаться с вопросами.

Большинство родителей считают, что в детском коллективе малыш будет чувствовать себя неуверенно, некомфортно. Действительно вначале малыш испытывает дискомфорт, но со временем пребывание в детском коллективе имеет массу преимуществ.

Ребенок учиться общению с взрослыми и сверстниками, договариваться другими детьми, появляется конкуренция, устанавливать дружеские отношения.

Индивидуальное обучение

Индивидуальный подход к обучению и индивидуальное обучение – совершенно разные понятия. Первое предполагает «дозирование» обучение, «подтягивание» знаний в определенной области. Второе, означает, что ребенок получает индивидуальное образование.

Одним родителям важно развивать умственные способности ребенка. Другие предпочитают развивать творческие способности.

Желательно, чтобы родители иногда обращались к помощи квалифицированного, педагога, логопеда, психолога для определения слабых сторон развития ребенка, чтобы индивидуально развивать те или иные способности. Специалист может оценить задатки, заложенные природой, спрогнозировать его развитие на ближайшее время, порекомендовать насколько интенсивной должна быть развивающая программа.

Индивидуальное обучение полезно при дальнейшем развитии таланта, одаренности – музыка, живопись, спорт или танцы. В этом случае работа один на один с ребенком, сможет эффективнее развить его способности, в отличие от групп, где малыш будет отвлекаться на других детей, будет концентрироваться на обучении.

Еще одно преимущество индивидуального обучения – работа с детьми, которым необходим особый подход. Это дети с физическими и психологическими проблемами здоровья, значительно отстающие в развитии. С такими детьми лучше занимать индивидуально, а общение со сверстниками не на занятиях, а на детской площадке.

Очень часто индивидуальное обучение идеальный вариант для деток, которые опережают в развитии своих сверстников, не только по знаниям, но и по кругу интересов. Талантливому ребенку, несмотря на свои успехи, нуждается просто необходимо повышенное внимание родителей и педагогов, ведь он испытывает большие психические нагрузки, значительно больше, чем его сверстники. Опережение в умственном развитии не всегда тесно связано с опережением в личностном развитии. Поэтому таким деткам неинтересно общаться со сверстниками, а на фоне детей старшего возраста они выглядят инфантильно. В этой ситуации ребенку полезно индивидуальное обучение, но в сферах, в которых способности ребенка приближены к среднестатистическим, лучше дополнять занятиями в группах.

Но помимо преимуществ индивидуально обучение имеет ряд недостатков:

  • Ограничение общения со сверстниками. Ребенок неуверенно чувствует себя в социуме.
  • Отсутствие возможности сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Это негативно влияет на формирование самооценки.

Поэтому без необходимости лучше не стремиться обучать ребенка индивидуально. Общение с педагогами, находясь под пристальным присмотром, ребенок намного лучше усваивает новый материал, но хуже развиваются навыки самообучения.

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.