Естественное родительство. Продолжаем освоение пространства. Дальнейшее развитие целевых действий с предметами

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Кроме того, материалы в группах для детей 0-1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу от 10 месяцев до полутора лет. Чему уделить особое внимание?

  1. Развитие крупной моторики.

В возрасте около одного года развитие движения всё ещё занимает ведущее место. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

Что вам потребуется?

  • Обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или, в домашних условиях, мебель, которую ребёнок не сможет сдвинуть, опираясь на неё.
  • Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
  • Не мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений.
  • Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.
  • Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п.

  1. Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

В возрасте около одного года у ребёнка начинает формироваться понимание причинно-следственных связей. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

Что вам потребуется?

  • Любые игрушки, в которых нужно положить предмет в отверстие и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.
  • Различные рамки-вкладыши.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. д.
  • Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.

  1. Сенсорное развитие.

Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Однако в таком раннем возрасте всё ещё не нужно выделять их в отдельную зону материалов. Развитие происходит в основном в повседневной жизни.

Что вам потребуется?

  • Лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.
  • Развитие слуха. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Сенсорные дорожки. Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, вата, песок.
  • Сенсорные книжки.

Сейчас продается множество сенсорных книжек. Но вы можете сделать такую книжку и сами из различных материалов. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

  1. Развитие речи.

Обычно в возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо пополнять словарный запас.

Что вам потребуется?

  • Книжки серии «Мои первые слова».
  • Речевые коробочки для расширения словарного запаса (фигурки животных, фрукты-овощи, транспорт и т. п.).
  1. Упражнения практической жизни.

Около года ребёнок только начинает интересоваться занятиями окружающих его взрослых. Малыш может внимательно за ними наблюдать, но присоединиться к маме или повторить её действия пока бывает сложно. Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереть рот салфеткой, и за окружающими вещами: полить цветы, вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.

Мне уже не пригодится эта информация, а вам думаю будет интересна, у кого детки этого возраста

Развивающие игры для детей до 1 года (10-12 месяцев)

10 месяцев

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не
только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и«организованными», поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести
какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался смалышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос.
Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь,
произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку
малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.
Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо
подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой
бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли
ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.
Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсете
сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую
коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с
палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом,
мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.
С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.
Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет
искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать
его умение слушать.
Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В
качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по
коробке.
Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы
они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать
машинку, что она долго будет катиться сама.
Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и
пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.
Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте
поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от
разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и
поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может
захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.
Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать.
Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу
возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку
может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус.
Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального
наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот,
чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.
Развитие координации Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с
детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья.
Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности
ребенка, но и стимулировать развитие осязания.
Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним
концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет,
что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать
наклейки с баночек и бутылок.
«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в
«делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты.
Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу,
все время объясняя малышу, что вы делаете.
Равновесие на надувном круге
Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько
маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга.
Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое
равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его
движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может
кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может
длиться очень долго.
До игру гики нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно
дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы
ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует
пространственную ориентацию.
Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте
большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите
ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».
Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать
ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.
Новые решения Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу
начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить
стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как
они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.
Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой
бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так
чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и
понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.
Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку
потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется
ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.
Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией.
Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа?
Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда
ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.
Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть
ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что
такое внутри и что такое снаружи.
Бигуди
Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется ли
ему сунуть меньшую в большую.
Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит
играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к
ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за
тесемочку.
Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и
сестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малыша
найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много
понимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления Все в кучу
Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для
яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и
мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно
продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия.
Склад стройматериалов
Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном
пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться
все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам
складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое
же, как от сооружения замков.
Сидение для малыша
Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему
возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе
с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с
вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность
скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту
проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)
Ресторанчик «Необходимый запас»
Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша,
прихватив с собой «закуску».
Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодные
комочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, ему
понравится залезать рукой в бумажный мешочек.
Время купания Мыльные пузыри
Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с
удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке
с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом
дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.
Команды
В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. «Вымой
животик!», «Вымой ножки!» - и ма-
лыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться
своей понятливостью.
Дождик, дождик
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая
коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие
дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше:
«Смотри, какой сильный дождь!»
Сюрпризы
Заверните в «купальную» тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и
дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя
в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется
устроить подобный сюрприз и для вас.
Время отдыха Свет и тени
Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик.
Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будет
стараться следить за передвижением света, а потом уснет.
Пластинка «Спокойной ночи»
Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящую
пластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

11 месяцев

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу,
как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь
малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно
такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он
видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов.
Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете
постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить
новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому
человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К
сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают
взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и
посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и
едой для малыша.

Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть
старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за
их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут
себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое
время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже
обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите
его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается,
он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать
ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он
начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное.
Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки.
Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка
к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по
перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок
будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего
ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии
от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите
его дагь вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе
игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему
машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может
регулировать ее движение.
Развитие координации «Гимнастическое бревно»
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску),
размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш
находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен
добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по
краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге.
Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша.
Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку
безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что
лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий
стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую
коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится
поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска
стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему
понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит
босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в
пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите
малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и
пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик,
стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок
развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте
несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том,
какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их
в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи.
Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать
сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите
игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее
положение.

Повседневные дела

Время кормления Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой
чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием
воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их
пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на
стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные
рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите
по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые
линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или
пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает
чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам
отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему
захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость.
Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В
эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего
интереса положите в воду кусочки льда.
Время купания Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные
сосуды, малыш знакомится с по-
нятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в
ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и
поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить
координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по
стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать
ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию
координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу,
позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием
прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его
переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее
нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время
переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания,
попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.
Время отдыха Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока
вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно
купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние
новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей
самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как
молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть
ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество
проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку
перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни
-- отличное занятие во время поездки на
машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему
какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

12 месяцев

Практические советы Помогите исследователю

Годовалый малыш - это активный экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы
окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате
коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним
ленточки, чтобы малыш мог дергать за них.
Интересуйтесь открытиями ребенка

Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное -тень на стене, шуршащий
кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах.
Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он
продолжает свои поиски.

Время игр

Новые открытия Прогулка под радугой
Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной два
метра и снизу закрепите ее концы. У вас получится радужный свод. Благодаря
«радуге» ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается
проползти под ней, пройти туда и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и размера его собственное тельце.
Сито для песка
С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без труда удерживает
сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с любопытством наблюдает,
как сквозь дырочки сыплется песок.
Сделайте картонную горку
Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите
малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
«Новая» игрушка
Свяжите веревочкой несколько старых погремушек, мелких игрушек и
коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно дергать за
веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их привязали.
Поиски
Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он будет ее
искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш осваивает
речь.
Старшие друзья
Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер, пригласите в гости
детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их действия, и вы
удивитесь, как много нового он узнает.
Игра с кубиками
Большие картонные кубики без одной стороны станут прекрасным подарком
ко дню рождения. Их можно использовать по-разному - строить, складывать в
них мелкие предметы, вставлять друг в друга.
Каракули
Высокий стульчик со столиком - отличное место для рисования. Поскольку
вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или цветной мелок, а не
создавать произведение искусства, дайте ему для рисования использованную
бумагу или газету.
Дочки-матери
Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте его
на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему
развивать речевые навыки.

Развитие координации Работа с граблями
Смастерите для ребенка «грабли», прикрепив к палочке расческу.
Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать
«граблями» игрушки, которые не достать рукой. Помните, что в
эту игру ребенок может играть-только сидя. Не позволяйте ему
расхаживать с палкой по дому.
Игра теней
В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как
двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
Брось горошину
Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как
нужно высыпать горох в миску.
Игра в мяч
Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка
ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку
лучше координировать движения.
Высокая ступенька
Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и
предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять
равновесие.
Узкий тоннель
Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между ними. Это поможет ему
больше узнать о своем поло-женин в пространстве.
Привяжите веревочку
Если малыш научился ходить, наденьте на игрушечного зверька «поводок» и
отправьте ребенка на «прогулку».
Игрушка, на которой можно сидеть
Если малыш уже уверенно ходит, ему можно купить игрушку, на которой
можно сидеть. Она должна быть устойчивой и достаточно низкой, чтобы ребенок
мог сам на нее забираться.
Игра с прищепками
Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые прищепки по краям банки
из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить координацию движений.
Мамин помощник
Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
Маленький стульчик
Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике
или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или
стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог
взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно
сесть на стульчик.
Выскакивающая игрушка
Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему
нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много
игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним
сильно стукнуть.


Приведено с некоторыми сокращениями

В этом возрасте необходимо обеспечить условия положительного эмоционального состояния, активного поведения ребенка во время самостоятельной деятельности. Поддерживать интерес ко всему окружающему и обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание должно быть обращено на развитие ведущих линий, а именно: развивать у детей дальнейшее понимание речи, формировать «первичное обобщение» знакомых слов в речи взрослого. Продолжать развивать способность подражать слогам и простейшим действиям с игрушками. Формировать первые осмысленные слова. Усложнять самостоятельную деятельность - обучать новым действиям с игрушками и создавать условия закрепления и овладения действиями и движениями в самостоятельной деятельности. Развивать самостоятельную ходьбу.
Перевести ребенка на режим с двумя отрезками дневного сна и обеспечить большую активность в процессе кормления, для чего обучить детей жевать протертую пищу и пить самостоятельно из чашки.
Режим дня . В этом возрасте детей переводят на режим дня с двукратным дневным сном. В этом режиме дня длительность отрезков бодрствования колеблется от 2 1/2 до 3 1/2 ч. Длительность первого отрезка дневного сна увеличивается до 2 1/2 ч, второй раз дети спят 2- 1 1/2 ч. Ночной сон длится 11 ч. Кормят детей 4-5 раз в сутки. Если ребенок сам ночью не просыпается, не следует будить его для того, чтобы накормить, так как этим нарушается ночной сон, что отражается на его здоровье. Когда детей переводят на режим с двукратным дневным сном, соблюдать одинаковые перерывы между кормлениями не удается. Интервал в приеме пищи между первым и вторым кормлением, а также между вторым и третьим достигает 4 1/2 ч. Такой длительности промежутки между кормлениями допустимы потому, что в этот отрезок времени дети не только бодрствуют, но и спят. Перерыв между третьим и четвертым кормлением, когда дети только бодрствуют, сокращается до 3-3 1/2 ч.
В этом возрасте уже уменьшается значение пищевой доминанты и ребенок может некоторое время подождать, поэтому дети, посещающие ясли или ясли-сад, завтрак (первое кормление) могут получать в учреждении. Однако интервал между пробуждением после ночного сна и завтраком должен быть не более 30-45 мин, так как более длительное «ожидание» еще трудно для детей данного возраста. Если ребенка приходится поднимать рано из-за дальности расстояния от дома до детского учреждения, то после пробуждения дома следует дать ему молоко или кефир с печеньем, а по приходе в ясли или ясли-сад накормить последним и уложить спать первым.
Детей этого возраста обедом и полдником кормят тут же после сна. Завтрак дети получают по мере прихода в детское учреждение.
Игры-занятия индивидуальные и групповые в детских учреждениях проводятся во все отрезки бодрствования.
До перевода ребенка на этот режим необходимо в течение нескольких дней проверять длительность и характер каждого отрезка его бодрствования и сна. Участковая детская сестра во время патронажа на дому должна объяснить родителям, что режим дня с 2-разовым дневным сном значительно труднее, так как увеличивается длительность отрезков бодрствования. Нужно стараться, чтобы ребенок, особенно легко возбудимый или ослабленный, как можно дольше спал днем 3 раза.

Кормление, укладывание на сон и гигиенический уход

До 9-10-месячного возраста ребенок осваивает все основные пищевые умения, в этом возрасте следует их закреплять и усложнять поведение ребенка во время процесса кормления. В 10-11 мес он должен сам брать со стола чашку, держать ее и пить самостоятельно; откусывать хлеб, чередуя жевание его с жидкой пищей. Для хорошего аппетита и правильной обработки пиши важно своевременное воспитание этих умений. В этом возрасте надо давать детям различные каши, пюре из разных овощей, провернутое мясо, протертые ягоды, фрукты и др.
Нередки случаи, когда матери кормят ребенка до 1 года только жидкой кашей и молоком из соски, объясняя это тем, что он не любит и не ест другую пищу. На аппетит ребенка в данном случае повлиял неправильный способ кормления и этим объясняется его отказ от еды. Начав посещать в этом возрасте детское учреждение, ребенок отказывается от другой пиши. Его начинают кормить насильно, закрепляют тем самым отрицательное отношение к еде, и еще более усложняется процесс адаптации.
В некоторых детских учреждениях, стремясь привлечь ребенка к активности, в 10-11 мес дают в руку ложку для самостоятельной еды полугустой пищи. Ложка вместо укрепления аппетита отвлекает его от процесса питания. У ребенка этого возраста еще недостаточно развита координация движений рук для того, чтобы самостоятельно съесть полагающуюся ему пищу из ложки. После нескольких попыток самостоятельных движений ребенок устает, перестает есть, а начинает играть ложкой и тем самым отвлекается от процесса кормления. В то же самое время он отказывается от того, чтобы его докармливали, так как ложка и действия с нею занимают его. Ложку для самостоятельной еды следует давать ребенку только в начале 2-го года.
Детей, начинающих и научившихся самостоятельно ходить, желательно кормить за низким столом с приставленными креслицами. Ребенка к столу следует вести за руку, используя этот момент для развития ходьбы.
В детском учреждении детей до 1-го года за одним столом кормит не более двух детей сестра-воспитательница, за другим - няня. Во время кормления следует следить за тем, чтобы ребенок хорошо прожевывал пищу. Для этого давать каждому ребенку по 2-3 ложки пищи. В промежутках побуждать откусывать и жевать хлеб.
Во время купания для того, чтобы закрепить у ребенка положительное отношение и отвлечь его от неприятных ощущений (обычно дети не любят, когда им моют голову мылом), хорошо дать для игры гигиеническую игрушку.
Внимательно наблюдать за поведением ребенка и закреплять навык опрятности. Когда у него возникает потребность в мочеиспускании и дефекации, нужно следить за ребенком (иногда дети начинают «кряхтеть» и смотрят на взрослого) и сажать его на горшок. Следует делать это спокойно, не спеша, чтобы не затормозить у ребенка возникшую потребность. Ни в коем случае не следует сажать на горшок, если ребенок уже мокрый.
Все гигиенические процедуры, укладывание и процесс кормления для выработки соответствующих умений и навыков и развития движений и подготовительных этапов речи надо сопровождать речью взрослых.
Во время кормления, одевания и умывания на слова «дай», «подними» (головку, ножку), «пей», «ложись», «спи», «садись», «откуси хлеб» и т. п. вызывать ответные движения ребенка: поднимать голову, протягивать при одевании ручки, ножки, при умывании подставлять ручки под струю воды, садиться, ложиться, вставать и т. д. Вызывать ребенка на подражание облегченных слов, связанных с данным процессом: чтобы при виде пищи ребенок сказал «дай-дай», «сейчас кушать будем „ам-ам"»; при укладывании: «Олечка будет спать - „баю-баю"»; «Сейчас Вовочка будет купаться: „куп-куп"». В этом возрасте надо вырабатывать у ребенка положительное отношение к хорошему и красивому. Для этого соответствующей интонацией и мимикой подчеркивать положительное отношение к чистой одежде, красивому бантику «ах, какой бантик красивый»; похвалить ребенка, если во время высаживания у него был положительный результат, и другой интонацией подчеркивать отрицательное отношение к грязному и неприятному.

Организация бодрствования

Дети этого возраста проводят бодрствование на полу в отгороженной части комнаты, где расположены пособия для развития движений детей и действий с предметами. В конце года, когда ребенок овладеет самостоятельной ходьбой, желательно на некоторое время выпускать его ходить по всей комнате. К началу бодрствования игрушки должны быть расположены таким образом, чтобы они своим внешним видом побуждали ребенка к различным действиям. Особенно это важно при воспитании в детском учреждении, так как дети встают после сна не все сразу и часть бодрствования проводят без участия сестры-воспитательницы.
Игрушки должны содействовать дальнейшему сенсорному развитию, возникновению элементарных действий с предметами. Этим целям служат разнообразные сюжетные игрушки различной формы, величины, окраски и материала, отвечающие гигиеническим требованиям.
Детям старше 9 мес, кроме указанных игрушек, следует добавить коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами для снимания и надевания, вкладные чашечки, куклы с тряпочками, машину, собаку, кошку, крупные полые кубики и другие игрушки, чтобы дети могли производить с ними действия, которым обучили их взрослые. Для развития обобщения давать 2-3 игрушки, имеющие одно название, но различные по внешнему виду, например 2-3 куклы, 2 кошки, 2-3 петушка разного материала, величины и окраски.
Для самостоятельной деятельности детей нужно подбирать только такие игрушки, с которыми дети уже научились производить какие-либо действия или которые они могут сами освоить в процессе самостоятельной практики. В противном случае дети начинают их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками, скамеечкой и грибочками дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длительное время. Если взрослые заметили, что ребенок перестал играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими.
В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Ребенка можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требующие большей координации рук и неподсказанные свойствами предметов. Так, у 10-11-месячного ребенка не может без обучения взрослого появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик - этому его должен научить взрослый.
Ребенка 10-11 месяцев можно также научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, например «покорми кису», «покачай лялю» и т. п.
К концу 1-го года у детей во время самостоятельной деятельности возникают такие «игры», как кормление кошечки или собачки, «укладывание» куклы и др., которые являются воспроизведением действий, разученных взрослыми. Таким образом, умения, которым учит ребенка взрослый, обогащают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности ребенка и чередовать его с общением со взрослым. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий ребенка. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наиболее значимые слова, повторять их, делать паузы, чтобы ребенок имел возможность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, «подсказать» жестом, а затем только выполнить то, что ребенок не понял.
Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: «Олечка, собачка - ав-ав, как собачка лает „ав-ав"». Такие приемы взрослых не только расширяют понимание названия предметов, игрушек и людей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам и др.
В 10-11 мес надо начинать формировать «первичное» обобщение некоторых слов в речи взрослого. Первые «слова обобщения» также формируются в результате специального обучения. Для этого в семье во время бодрствования, а в детском учреждении и во время специальных игр-занятий показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показывать куклу: резиновую, целлулоидную, большую, маленькую и называть и просить принести. «Катенька, принеси лялю». «А еще где ляля, принеси». Если ребенок не понимает вопрос, показать - «посмотри, вон ляля, принеси». Если в этом случае ребенок не понимает обращения, надо дать куклу ребенку, говоря: «Вот ляля, Катенька, дай лялю тете Вале», протянуть руку за куклой. «Ну, теперь принеси еще лялю». Просить ребенка (примерно 11-месячного возраста) «покажи, где у куклы глазки», «а где у тети Вали глазки».
Точно так же очень многие моменты должны использоваться для развития подражания звукам, слогам и формирования у ребенка осмысленных слов. «Как ляля у нас ходит топ-топ-топ»,- говорит сестра-воспитательница ребенку, который «водит» куклу, приподнимая и опуская ее над столом. «Топ-топ» - повторяет он, продолжая «водить» куклу. При этом речь взрослого всегда должна быть образцом и в отношении интонации и громкости. Можно считать, что ребенок усвоил слово, если он определенным звукам придает определенное значение, например при виде кошки произносит «кс-кс», при виде собаки - «ав-ав».
Чаще всего звукоподражание и слова возникают, когда ребенок видит человека или игрушку, которую при показе часто называли или когда ребенок на что-либо заинтересованно смотрит, а взрослые в это время произносят слово - обозначение, доступное для подражания. Для того чтобы облегчить подражание и способствовать развитию артикуляционного аппарата, при обращении к детям следует употреблять упрощенные слова, которые ребенок может легко воспроизвести. Эти облегченные слова должны всегда употребляться наряду с правильным названием, тогда в дальнейшем ребенок легче перейдет к пользованию правильным обозначением. Например, показывая машину, надо говорить: «машина би-би», а не только «би-би», или «собачка ав-ав», а не просто «ав-ав».
В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, должно систематически проводиться на занятиях. Занятия по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.
Многими движениями в этом возрасте дети овладевают во время самостоятельной деятельности. Для этого в семье и в детском учреждении нужно создавать условия для свободы и разнообразия движений. Однако для своевременного их развития и правильной последовательности в детском учреждении следует проводить с детьми специальные детские игры -занятия, а в семье помогать ребенку овладеть различными движениями.
Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10-11 мес водить с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку.
Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника.
Не рекомендуется также для овладения самостоятельной ходьбой, использовать каталки, «омские ходунки» 1 и вожжи. Ребенок вынужден приноравливать темп движений к быстроте движения каталки. Во время ходьбы с этим пособием центр тяжести тела приходится на руки ребенка, его активность направлена на движение каталки, а не на координацию движения ног. Что касается вожжей и «омских ходунков», то при использовании их ребенок двигает ногами, пассивно следуя за движением пособия, а сам активно не участвует в овладении данным умением. Вожжи могут быть использованы только в тех случаях, когда ребенок уже научится ходить самостоятельно.
В детских учреждениях в каждый отрезок бодрствования, кроме общения, с каждым ребенком проводятся различные виды индивидуальных игр-занятий.

Примерный перечень индивидуальных игр-занятий с детьми в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Развивать понимание речи взрослого. Увеличить количество названий предметов, игрушек, окружающих людей и действий с предметами; научить находить названную игрушку среди 3-4 игрушек, название которых ребенок знает, например куклу, кошку,- собаку, лошадку, машину и др.; учить выполнять одно и то же действие с разными предметами: кормить собачку, кошку или водить куклу, мишку, катать машину, тележку и т. п. По словесной инструкции взрослого отыскивать и находить знакомые предметы (куклу, мяч, машину, ведро и др.), давать их другому ребенку и взрослому.
2. Развивать первичное «обобщение» названий предметов - по просьбе взрослого давать игрушки одного названия, отличающиеся по внешнему виду, например, собачку плюшевую, пластмассовую, резиновую и др.
3. Вызывать звукоподражание и учить говорить первые слова (да, на, мама, баба, бах, би-би, дядя, га-га и т. п.).
4. Обучать новым действиям с предметами по показу и словесной инструкции, а затем только по слову взрослого, например, укладывать куклу спать; кукла танцует; кормить кошку; снимать и надевать свободно снимающиеся кольца на стержень; открывать и закрывать- матрешку; втыкать грибочки, кегли, палочки в отверстия скамеечки и вынимать их и т. д.
5. Развивать умение ходить. Учить ходить вначале с поддержкой за обе руки, а затем без поддержки.
Игры-занятия с группой детей распределяются по дням недели. Проводятся они в 1, 2 и 3 отрезки бодрствования и повторяются в течение недели 2-3 раза.

Примерный перечень игр-занятий с группой детей в возрасте от 9-10 мес до 1 года

1. Показы с целью развития понимания речи и ознакомления с окружающим, например, показа плавающих игрушек, сюжетных игрушек, расположенных в разных местах (отыскивание знакомой игрушки на вопрос «где?»); показа живых животных, например, кормление котенка, щенка, кролика и др.
2. Показы с целью развития понимания речи и подражания звукам и действиям.
3. Игры-занятия по развитию движений: игра в мяч, разбрасывание, шариков.
4. Проводить музыкальные занятия. Развивать устойчивость слухового внимания; вызывать подражание слышимому; побуждать детей к движениям и элементарным действиям под песню и показу взрослого.
5. Игры-развлечения.
Таким образом, если воспитание детей организовано правильно, то они нормально развиваются, спокойны и активны. К 1-му году они осваивают основные крупные движения. Много двигаются, ходят, влезают на невысокий диванчик, горку и подлезают под различные предметы. У детей повышается интерес ко всему окружающему. Их интересуют новые игрушки, движения взрослых и других детей. Понимают обращенную к ним элементарную речь; по словесной инструкции выполняют разученные с ними движения и простые действия с игрушками, знают названия игрушек и предметов, с которыми часто играют, поворачиваются, когда их зовут, и знают имена нескольких окружающих взрослых и детей.
Дети начинают более тонко дифференцировать интонацию голоса и мелодию музыки и по-разному реагируют на них. В ответ на обращение взрослых и во время самостоятельной деятельности лепечут, повторяют за взрослым различные звуки, произносят около 10 простых слов. Звуками они привлекают к себе внимание.
Во время самостоятельной деятельности дети производят некоторые разученные целенаправленные действия с предметами: вынимают и вкладывают, открывают и закрывают, снимают и надевают (свободно снимающиеся кольца), качают куклу, «кормят» игрушечных собачку, кошку и т. п. Некоторое время могут играть самостоятельно.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К десяти месяцам малыш заметно подрастает, у него появляются новые возможности и желания. Как играть с малышом такого возраста, чтобы он гармонично развивался? Развивающие игры для детей 10 месяцев должны иметь основной задачей освоение навыков ходьбы, изучение окружающего пространства, развитие мелкой моторики и речи. Малыш успешно имитирует движения взрослых, может повторять действия, которые ему продемонстрированы. На этом и должны строиться все игры с ним.

Какие игрушки выбрать?

Развивающие игры для детей 10 месяцев немыслимы без самих игрушек. В первую очередь малышей в этом возрасте интересуют игрушки на колесиках, причем речь идет как о ярких пластиковых зверях на веревочке, так и о машинках. Даже собственная коляска теперь используется малышом как игрушка. Во время прогулки он пытается катить ее, одновременно делая коляску и своей опорой.

Это научит малыша координировать движения, почувствовать себя взрослым. Если ему нравится игра с собственной коляской, обязательно приобретите коляску игрушечную.

У ребенка десяти месяцев обязательно должен быть мяч. Выбирайте игрушку среднего диаметра, яркую и привлекающую внимание. Купить необходимо и кубики, лучше выбрать неокрашенные деревянные или пластиковые модели. В первую очередь думайте о безопасности ребенка - в этом возрасте они все пробуют на вкус.

Отличными развивающими играми для детей 10 месяцев служат пластиковые бутылки, кухонная утварь - любой предмет ребенок превратит в игрушку!

Занятия с малышом 9-11 месяцев - это игра. Только во время игры дети получают новые знания, навыки и развиваются соответственно возрасту. Подходить к организации игр стоит серьезно. О чем же важно помнить?

  • Развивающие игры для детей 10 месяцев можно проводить где угодно: в гостиной, спальне, ванной комнате, кухне, площадке. Чем разнообразнее места для игр, тем лучше.
  • Если ребенок еще не предпринимает попыток ходить, не нужно его заставлять. Возможно, его опорно-двигательный аппарат еще не готов к этому сложному действию.
  • Во время игр на кухне будьте особо бдительны, следите за тем, чтоб ребенок не приближался к плите, электроприборам или горячей посуде.
  • Не играйте с острыми или очень мелкими предметами.
  • Разносторонне развиваться малышу помогут игры с разными членами семьи. Ведь даже одна и та же игра, проведенная разными людьми, влияет на развитие иначе.
  • Покупая дорогие и красочные игрушки, не забывайте о главном - никакой предмет не может заменить тепла от общения с мамой и папой. Больше общайтесь со своими детьми!
  • Активные игры проводите в первой половине дня, вечером лучше осваивать тихие и спокойные занятия, чтоб не перевозбудить ребенка.

Игры с мячом в 9-11 месяцев

Развивающие игры для детей 10-11 месяцев не стоит затягивать. Хоть для малыша это и увлекательное веселое занятие, устает он еще очень быстро.

Чаще всего к 10 месяцам дети уже знакомы с такой игрушкой, как мяч. Пришло время усложнить занятия с ним. Как мяч может помочь в развитии, как им играть до года?

  • Можно катать мяч по комнате, мотивируя малыша догонять его.
  • Можно спрятать мяч и помогать малышу его искать.
  • Можно сесть напротив друг друга и катать мяч.

Такие игры помогают физическому развитию, стимулируют координацию движений, помогают ребенку понять, как двигаются предметы в пространстве.

В магазинах можно найти мячи со смещенным центром тяжести, такая игрушка не укатится слишком далеко и поможет получить большее удовлетворение от игры с ней.

Игры с кубиками в 10 месяцев

Еще до года малыш может научиться различать основные цвета, а помогут ему в этом развивающие игры для детей 10 месяцев. Дома обязательно должны быть кубики. Строя башню и проговаривая цвета кубиков, вы стимулируете малыша к запоминанию их. Особенно любят малыши до года смотреть, как родитель строит башню, а затем весело ее разрушать.

Кубики могут быть не только приобретенными в магазине. Из картонных коробочек вы можете сделать их самостоятельно. Развивающие игры для детей 10 месяцев своими руками делать совсем не сложно. Просто оклейте картонные кубики бумагой разного цвета, а в один из них поместите колокольчик. Очень скоро малыш станет различать среди других цвет кубика, который весело звенит при потряхивании.

Простые игры с кубиками научат малыша различать основные цвета. Приготовьте специальную коробку для складывания в нее кубиков. Пусть малыш укладывает и вытряхивает из нее игрушки. Можно стимулировать его вопросами «Где синий кубик?», «Где желтый кубик?». Конечно, ребенок 10 месяцев не сможет назвать цвета, но очень скоро он сможет показать на нужный предмет пальчиком.

Развивающие игрушки

В магазинах сейчас есть огромный выбор специальных развивающих игрушек для детей любого возраста. В 10 месяцев пришло время игр с различными сортерами, пирамидками, карточками с животными, овощами и фруктами. Главное условие - игрушка не должна быть слишком сложной! Для малыша до года достаточно 4 колец пирамидки, 3 отверстий сортера. Карточки должны быть крупными и красочными. Не затягивайте игры по времени. В день достаточно показывать по паре карточек. Важно не только показать животное, но и назвать его, сымитировать его звуки.

Развивающие игры для детей 9-10 месяцев обязательно должны включать рассматривание и чтение книг по возрасту.

Выбирайте книги с крупными иллюстрациями и плотными страницами, которые сложно порвать. Интересны книжки для ванной: они выполнены из специального материала и помогают сделать купание более насыщенным.

Игры с подручными средствами

Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.

Очень интересна игра под названием «Уборка».

Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.

Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!

Игры-«узнавалки»

Помогают освоить основные навыки и умения развивающие игры для детей 10 месяцев. Комаровский (известный педиатр) поддерживает все вышеперечисленные игры. Но не менее полезными оказываются и так называемые игры-«узнавалки». Что это за занятия?

  • Читая сказку или потешку, указывайте пальцем на называемого героя, скоро и малыш запомнит его.
  • Во время (купания, одевания, кормления) проговаривайте свои действия, называйте части тела малыша. Вскоре он сможет показать, где у него носик, ушки, ручки и так далее.
  • Включайте ребенку песенки и классическую музыку. Сопровождайте звучание жестами, мимикой, малыш будет повторять за вами.

Освоение окружающего пространства

Любящие родители наверняка играли с младенцем в игры на поиск издаваемого звука. Игры ребенком пора усложнить. Можно включить музыку на небольшом устройстве и спрятать его. Поиск звука очень нравится детям.

Развивающие игры для детей 10 месяцев на улице незаменимы для освоения ими окружающего пространства. Важно поощрять исследовательскую деятельность, не запрещать ребенку собирать различные палочки, камни, листья и шишки. Если вы нашли что-то новое, покажите это ребенку, издав удивленный возглас. Рассмотрите находки дома в спокойной обстановке, расскажите малышу об их цвете и форме. Основы любознательности важно заложить уже сейчас, в дальнейшем развитии это очень важно!

Игры для развития ножек

Многие десятимесячные малыши уже неплохо держатся на ногах. Для того чтобы ножки лучше слушались, можно провести игру «Бег с препятствиями». В коридоре поставьте на расстоянии друг от друга детали конструктора и предлагайте малышу пройти, поднимая ноги над игрушками. Также дети любят повторять различные физические упражнения за мамой и папой, особенно если это сопровождается веселой музыкой или песенкой! Можно выложить на полу дорожку из книжек и предложить по ней погулять.

Игры на развитие мелкой моторики

Ничто не поможет в развитии мелкой моторики, как развивающие игры для детей 10 месяцев дома. Игрушки станут отличными помощниками в этом деле. Что можно придумать дома?

Игры на развитие интеллекта малыша

Развивать интеллект ребенка вполне можно, начиная с 9-10-месячного возраста.

Нехитрые игры и упражнения помогут родителям справиться с задачей.

  • Положите перед ребенком носок, перчатку, варежку, ботинок. Дайте в руку второй предмет и помогите отыскать пару. В первый раз игра должна состоять из двух пар предметов, постепенно усложняйте ее.
  • Возьмите погремушку, спойте песенку и отбейте инструментом такт. Предложите малышу повторить действия за вами. отлично стимулирует развитие речи. Вечером слушайте спокойные мелодии, до обеда - бодрые и веселые.
  • Положите перед ребенком карточки животных, перевернутые вверх ногами. Стимулируйте малыша изменить их положение на правильное.

Десятимесячный малыш с интересом впитывает все, что происходит вокруг него. Это удивительный возраст! Проводите время с пользой, общайтесь и играйте с ребенком, помогая ему познавать мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.