Формирование личности подростка. Особенности личности подростка. Основные причины и факторы, влияющие на личностное развитие подростка

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие в конечном счете к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых.

кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п.

Чувство взрослости – это новообразование является, по-Петровскому, центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Продолжая это, важно отметить, что социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Вследствие новой социальной позиции подростка (как взрослого) определяется его переориентация с одних норм и ценностей (детских) на другие – взрослые.

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний.

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу. .

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию.


Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии.

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность. Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

1. В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

2. Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать умения, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

У девочек выработка волевых качеств идет по другому пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого.

Проблемой формирования личности подростка в течение многих лет занимается Д.И.Фельдштейн. Исследования, проведенные под его руководством, показывают, что переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества (16).

Д.И.Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознание своего «я» и утверждение во взрослом мире. При этом речь идет не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений (16).

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.

Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Наряду с самооценкой важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму как осознания подростком своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. И, наконец, значимым показателем социального развития выступают интересы растущих людей, в которых выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность (16).



Д.И.Фельдштейн утверждает, что процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется особая пластичность и сензитивность определенных стадий этого важного периода онтогенеза к социальному развитию, формированию личностного самоопределения растущих людей (16).

Первая стадия подросткового периода характеризуется тем, что уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире и обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Для ребенка в это время типично стремление и потребность быть взрослым, «значимым среди взрослых», желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений.

Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие ребенком чувства долга (16).

Главное для десяти-одиннадцатилетнего подростка - получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку (16).

Накопление объема разных форм социально признаваемых дел приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития.

Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом.

Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, к поискам выхода за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу - «я для всех», что формирует сознательное отношение к другим людям, к окружающему, потребность найти свое место в коллективе - выделиться, не быть заурядным, играть определенную роль в обществе (16).

Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующей, третьей, стадии подросткового периода, в 14-15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации (16).

Говоря о развитии личности подростка, особое внимание следует уделить его афективно-потребностной сфере.

1. Подражание внешним признакам взрослости-курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой
досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки – готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время
для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование.

Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Л.И.Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как
правило низкой для подростков, их высокому уровню притязаний (12).

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводят к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

Рост самосознания подростка приводит к тому, что они иногда достаточно придирчиво оценивает свои внешние качества и душевные свойства. Подросток много думает о своих волевых качествах и путях их укрепления. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его качества ума, его способности.

В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может, в зависимости от обстоятельств и обстановки, вызвать у подростка аффективную вспышку {надерзит, нагрубит, заплачет) или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т.д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным (19).

Другой серьезной причиной депрессивного состояния подростка могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а вместе с тем они невольно владеют им. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, заставляет его чувствовать собственное бессилие, и это также приводит его в депрессивное эмоциональное состояние. Он всячески стремится его скрыть от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состояния, а этого он очень стыдится (19).

Выделяют следующие виды направленности личности

подростка:

Гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

Эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

Депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

Суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются

в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным ≪Я≫) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает

идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.

Развитие самосознания подростка приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л. И. Божович называла ≪ самоопределением≫. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее ≪ключомко всей проблеме психологического развития подростка≫. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старыхинтересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: ≪Если вначале фаза развития интересовстоит под знаком романтических стремлений, то конецфазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большейчастью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком≫.


Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это ≪эгоцентрическая доминанта≫ (интерес подростка к собственной личности); ≪доминанта дали≫ (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); ≪доминанта усилия≫ (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

≪ доминанта романтики≫ (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более≪ взрослую≫ позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных

различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно

принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Нравственное развитие подростка

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л. И. Божович, ≪ выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др.≫. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая

различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие ≪ недостаточной обобщенности нравственного опыта≫ нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

В убеждении, по мнению Л. И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и ≪ позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию≫.

Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил три главных уровня моральных суждений:

1) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, - доподростковый уровень;

2) уровень ≪ конвенциальной морали≫, когда ребенокследует тому, что ожидается и одобряется окружающими, этот уровень преобладает в 10-13 лет;

3) уровень ≪ автономной морали≫, т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подросткового возраста он присущ только 10 % детей. Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты,

отстаивая свою ≪ взрослую≫ позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, онотвергает свою принадлежность к детям, но у него ещенет ощущения подлинной, полноценной взрослости, затоесть огромная потребность в признании его взрослости

окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгунавой. Они многообразны.

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает

положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых.

Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности

самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования.

Важным компонентом личности является направленность. И.Д.Егорычева выделяет несколько типов направленности личности подростка:

А Гуманистическая направленность – отношение к себе и к обществу положительное. Внутри этого типа выделено два подтипа.

А-1 – с альтруистической акцентуацией, когда при положительном отношении к себе и к обществу для подростка большую ценность представляет общество, окружающие люди, их взгляды, интересы. Эта направленность предполагает готовность бескорыстно жертвовать для блага других людей своими интересами. Негативным в этой направленности является обесценивание собственной личности и формирование депрессивной направленности.

А-2 – с индивидуалистической акцентуацией. Для подростка ценным является он сам, собственные интересы, проблемы, при этом не игнорируются окружающие люди, они отступают на второй план. Ему важно признание обществом своей значимости, неповторимости. Подросток самоутверждается через деятельность, результаты которой являются ценными для общества. Эта направленность является преобладающей среди подростков.

Б – Эгоистическая направленность. Значимым для подростка является он сам, отношение к окружающим людям, к обществу в целом отрицательное.

Б-1 – с индивидуалистической акцентуацией. Ценность себя для подростка очень высока, как и в А–1, а ценность окружающих еще более низкая, чем в А–1, т.е. проявляется явно выраженное отрицательное отношение, но не игнорирование.

Б-2 – с эгоцентрической акцентуацией. Общество не представляет никакой ценности, личность концентрируется только на самой себе. Причем это происходит не за счет положительного отношения к себе, отношение к себе ниже, чем в Б–1, а за счет резко отрицательного отношения к обществу.



В – депрессивная направленность. Личность для себя не представляет ценности, а отношение к обществу можно назвать условно положительным. К счастью, доля подростков, имеющих эту направленность, невелика.

Г – Суицидальная направленность. Это когда ни личность, ни общество не представляют для подростка ценности. В определенной степени эта направленность присутствует в поведении у мальчиков в начале подросткового возраста (8%) и у девочек в конце подросткового возраста (17%).

Направленность личности определяется потребностями. В связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много актуальных потребностей, которые он не может удовлетворить из-за недостаточной социальной зрелости (Л.И.Божович).

В младшем школьном возрасте депривация потребностей связана с внешними препятствиями: запреты взрослых, позиция школьника, приводящие к ограничению себя в чем-то. В подростковом возрасте в этом отношении большую роль играют внутренние запреты, например, сложившиеся привычки, которые мешают достичь желаемого результата, хотя нельзя отрицать и роль внешних факторов, например, материальной зависимости от родителей.

Среди органических потребностей появляется потребность в модной одежде, каких-то атрибутах, отдыхе. Социальные потребности – это потребности в общении, знаниях, труде и т.п. Для удовлетворения потребностей человек включается в деятельность. Мотивы деятельности могут быть различные.

Потребности проявляются в интересах. У подростков возникают широкие интересы, увлечения.

Проблему интересов в подростковом возрасте изучал ещё Л.С.Выготский. Он писал, что все психические функции направляются интересами. Они не приобретаются, а развиваются. Даже на первый взгляд легко заметить, что у подростка появляются не только новые интересы, но и отмирают старые, в этом проявляется специфика кризиса этого возраста.

Л.С.Выготский выделил две волны или фазы в развитии интересов:

1 фаза – влечений, в это время происходит отмирание старых интересов. Это опустошительная, разрушительная фаза, во время которой подросток изживает детство (длится эта фаза примерно 2 года). Своеобразие поведения подростка следующее: успеваемость снижается, нарушается дисциплина, усиливается негативизм, разрываются прежние дружеские связи, обнаруживается склонность к одиночеству, проявляется сонливость, апатия, снижение работоспособности при решении задач творческого характера.

На второй фазе у подростков появляется много новых интересов. Из этого многообразия постепенно дифференцируется ядро интересов. Для начала фазы характерны романтические стремления, а в конце – реалистические и практический выбор одного наиболее устойчивого интереса, чаще всего связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

Л.С.Выготский, ссылаясь на данные А.Б.Залкинд, выделил несколько доминант или возрастных интересов, из совокупности которых складывается ядро интересов на второй фазе.

1. Эгоцентрическая доминанта, когда подросток проявляет интерес к собственной личности.

2. Доминанта дали – установка на масштабные дела, которые для подростка более интересны, чем повседневность, т.е. он отказывается от сегодняшнего, текущего. В это время подросток находится в конфликтных отношениях с окружающей средой, недоволен ею, как бы выпрыгивает из нее, ищет чего-то вне ее, ищет дали, больших масштабов. Учитывая эти интересы, надо их постепенно перестраивать, включая в сегодняшнюю жизнь. Если же мы не учитывать этих двух доминант, то ни настоящее, ни будущее не заинтересует подростка и окажется не использованным им в его общем развитии.

3. Доминанта усилия – тяга к преодолению трудностей, желание рисковать. У подростков появляется тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда разрешаются в хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других проявлениях негативизма.

4. Предыдущая доминанта сближается с доминантой романтики – стремление к приключениям, героизму, к неизведанному, рискованному.

Л.С.Выготский делает вывод, что эти доминанты двойственны: проявляются как в негативной, так и в позитивной формах. Отрицание и утверждение – это два внутренне необходимых момента единого процесса развития интересов в переходном возрасте.

Л.И.Божович замечала, что кризис подросткового возраста проходит легче, если у подростка есть относительно постоянные личностные интересы. Личностные интересы от эпизодических (ситуативных) отличаются «ненасыщаемостью»: чем больше удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. К ним относятся познавательные, эстетические и другие интересы. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском предмета удовлетворения. Это толкает подростка к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня, т.е. происходит ориентация на отдаленные цели.

Интересы возникают как спонтанно, так и под руководством других людей, которые увлечены каким-то делом. При формировании интересов надо соблюдать тактичность, т.к. излишнее давление может привести к нежеланию делать то, что навязывают.

Увлечения чаще всего имеют внеучебный характер. Пересекаются со школьным обучением интеллектуально-эстетические увлечения (по классификации А.Е.Личко). Они связаны с интересом к музыке, истории, рисованию, электронике, пр. Несмотря на то, что они более ценны для развития личности, но иногда подростки слишком поглощены своим увлечением и забрасывают учебу.

Близки к интеллектуально-эстетическим увлечениям эгоцентрические интересы, нередко являющиеся средством демонстрации своих успехов, необычности, например, изучение редких языков, коллекционирование предметов старины, занятия модными видами спорта, пр. С помощью этих увлечений подросток стремится привлечь к себе внимание оригинальностью занятий. Как правило, у подростков, имеющих эти интересы, проявляются лидерские качества и они ищут ситуации, где можно что-то организовать.

Телесно-мануальные увлечения связаны с укреплением своего тела, развитием выносливости, силы и других физических качеств. Кроме спорта, это может быть вождение мотоцикла, автомобиля, занятия экстремальными видами спорта.

Накопительские увлечения – это коллекционирование. Эти интересы могут сочетаться с познавательными.

Наиболее примитивный вид увлечений – информативно- коммуникативные. Они проявляются в жажде получения новой информации, потребности в легком общении. Реализуются в многочасовых пустых разговорах, длительного просмотра телепередач.

Наличие у подростков устойчивых интересов делает их целеустремленными, собранными, организованными.

Наряду с направленностью личности происходит интенсивное развитие и других личностных структур, в частности, формирование характера. В подростковом возрасте ярко проявляются акцентуации характера.

Происходит интенсивное развитие воли. На фоне ускоренного физического и некоторых сторон психического развития бросается в глаза некоторое недоразвитие воли и кажется, что в подростковом возрасте воля слабая. Причинами являются следующие:

– во-первых, учебная деятельность становится более трудной и требует значительных усилий;

– во-вторых, взрослые ждут от подростка более зрелого, взрослого поведения, которое тоже требует проявления волевых качеств личности.

Невозможность соответствовать тем образцам поведения, которые у подростка сложились, приводит к тому, что они осознают себя как людей, обладающих слабой волей, это порождает недовольство собой. Поэтому неслучайно, что волевые качества личности приобретают в глазах подростков особую ценность и многие начинают стремиться к воспитанию в себе этих качеств. Наблюдения за тем, как подростки справляются с задачами произвольного поведения показывают, что у них возникает острая борьба мотивов: делать то, что надо или то, что хочется. После этого происходит создание намерения и, наконец, его исполнение. То есть можно наблюдать классический волевой акт. Но такое поведение является сложным для подростков, требует перестройки мотивационной сферы, в результате значимый мотив приобретает побуждающую силу и побеждает все другие мотивы. Человек начинает «проигрывать в уме» все «за» и «против» того или иного поступка, в результате этого ему удается усилить этот мотив, что позволяет обеспечить волевое поведение. В процессе выбора подросток, как правило, подбирает аргументы в пользу эмоционального привлекательного поведения, за счет поведения требуемого, т.е. эмоции могут блокировать разумное решение.

Подростки не учитывают последствия совершенных поступков, не предполагают, как отразится их поведение на окружающих, они учитывают последствия только для себя.

Различные трудности преследуют подростков и при создании и исполнении намерения. Под влиянием какой-то эмоции хотят определенным образом поступить, а когда эмоция ослабевает, ослабевает и намерение выполнить принятое решение (под влиянием товарищей принимает решение делать зарядку и т.п.). При воспитании надо не упрекать подростков, а поддерживать их намерения. Намерение может быть не выполненным, т.к. подросток не умеет рассчитать свои силы (ставит задачу добиться хороших оценок по запущенному предмету). Не удается – намерение ослабевает. Взрослый может помочь рассчитать силы и распределить время.

Проявление воли требуется почти в любой деятельности, так, например, меняется характер трудовой деятельности, у подростков появляются постоянные обязанности, что требует организованности, ответственности, самостоятельности, т.е. развития волевых качеств. Происходит вхождение подростков в коллектив сверстников в связи с новой социальной ситуацией развития, в котором царят свои законы коллективной жизни, им стремятся подчиняться подростки. Поскольку требования взрослых и сверстников часто расходятся, то подростки оказываются в ситуации выбора, что также составляет важный компонент волевого поведения. Кроме этого, появление разнообразных интересов отвлекает подростка от учебы, других обязанностей, что создает трудности для управления своим поведением и, естественно, для развития воли.

Подростки иногда своеобразно понимают проявление воли – преимущественно в героических поступках, в исключительных обстоятельствах, а не в повседневных делах (в учебе, домашних делах). Надо направлять их самовоспитание на повседневные дела.

Важнейшим компонентом формирующейся личности является становление самосознания, его развитие продолжается в подростковом возрасте. Л.И.Божович, ссылаясь на многочисленные исследования этой проблемы, отмечала, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, которое существенно отличается от тех уровней, которые формировались на предыдущих возрастных этапах.

Самосознание, по мнению В.С.Мерлина, включает несколько компонентов:

– сознание своей тождественности;

– сознание собственного «Я», как активного и деятельного начала;

– осознание своих психических свойств и качеств;

– определенная система социально-нравственных оценок.

Характерной чертой развития самосознания в подростковом возрасте является стремление подростка познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Л.С.Выготский самосознание выделил как основное новообразование подросткового возраста: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство. Это конечный результат и конечная точка всего переходного возраста.

В конце переходного возраста появляется особое личностное новообразование – самоопределение (понимание своего места в обществе).

Развитию самосознания способствуют многие факторы: определенный уровень развития мышления, позволяющий анализировать, сравнивать, обобщать и др.; этому способствуют и новые обстоятельства жизни, отличающие образ жизни подростка от образа жизни младшего школьника. К подростку повышаются требования со стороны взрослых, со стороны товарищей; общественное мнение определяется не только успехами в учебе, но и определенными чертами характера, взглядами, способностями, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков.

Все это побуждает подростков обратиться к анализу самого себя, к сравнению себя с другими, появляется рефлексия. У него постепенно начинает формироваться ценностные ориентации, складывается определенное представление о поведении. Причем образцом поведения выступает не отдельный человек, как в младшем школьном возрасте, а определенный идеал, т.е. определенные требования к людям и самому себе.

Развитие самосознания и его важнейшей стороны – самооценки является длительным и сложным процессом, который побуждает подростка быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности.

Б.Г.Ананьев отмечал, что у подростков обнаруживается ясное отделение себя от оценки другого. Самооценка носит конкретный, ситуационный характер, связанный с оценкой родителей, товарищей, педагогов. Этим объясняется, что подростки предпочитают говорить о других, а не о себе, причем не из желания скрыть что-либо. Причина заключается в том, что легче анализировать другого, чем себя. Критерии оценки другого подростка множественны и относительны. Например, с одним дружит из-за занятий спортом, с другим – из-за интересного времяпрепровождения, с третьим – из-за воспитания у себя храбрости и т.д. Приемы самооценки опосредованы знаниями о других. О себе можно говорить, если разобрался в другом человеке. Подросток создает свой собственный образ, как отражение, преобразование образа другого. Размышляя о себе, подросток сначала обращен на свои недостатки и испытывает потребность их устранить, а позже дает себе отчет в собственных возможностях, достоинствах. Стимулом размышления о себе является потребность занимать уважаемое положение среди сверстников и найти друга.

У подростков часто складывается противоречивая самооценка. С одной стороны, он воспринимает себя как личность значительную, исключительную. А с другой стороны, его гложут сомнения. Все это приводит к неустойчивости поведения. Появляется то самоуверенность, то сомнение, наблюдаются частые смены настроения.

Неуверенность в себе часто приводит подростка к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины, чтобы показать свою независимость. Причину такого состояния подростки не понимают. Неудовлетворенность идет как бы изнутри. Такое состояние находит выражение в обидчивости, грубости, частых конфликтах со взрослыми. Усугубляется положение тогда, когда взрослые не понимают подростка. Претензии подростков быть более взрослыми распространяется на его взаимоотношении со взрослыми, он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше хорошо выполнялись, обижается, протестует, и т.п. Существовавшее ранее неравноправное положение становится для подростков неприемлемым. Он начинает расширять свои права, права взрослых ограничивает, старается добиться признания. Для этого используются разные формы протеста и неподчинения, чтобы перейти к новым отношениям со взрослыми.

Появляется противоречие в расхождении представления, которое приводит к конфликтам.

Т.В.Драгунова выделила несколько типов конфликтов.

1 тип - конфликт все время усугубляется и длится очень долго. Каждая сторона упорно стоит на своем мнении. Авторитет взрослых падает.

2 тип - конфликт возникает эпизодически. Взрослые идут на уступки – конфликт угасает, то разгорается вновь.

3 тип - взрослые осознают стремление подростка к взрослости, понимают его, помогают, изменяется отношение. Конфликтная ситуация возникает редко, доверие укрепляется, а не разрушается. Следовательно, конфликты не являются роковыми в подростковом возрасте. Конфликт – это следствие неумения или нежелания взрослыхсчитаться с развитием личности подростков и найти ем у новое место рядом с собой.

Подростки стремятся к некоторой эмансипации от взрослых. С одной стороны, нуждаясь в родителях, они испытывают сильное желание быть самостоятельными.

Много проблем связано с непониманием взрослыми внутреннего мира подростков. Взрослые недооценивают подростков, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у взрослых. Накладывает отпечаток на общение гиперопека взрослых.

В подростковом возрасте продолжается развитие личности, Д.И. Фельдштейн выделил 3 стадии.

I стадия «локально-капризная». Ребенок 10–11 лет стремится к самостоятельности. Он чаще выдвигает не общие, а частные задачи (поэтому локально), в ходе их решения присутствуют эмоции – аффекты (поэтому капризная). В этот период дети стараются получить признание самого факта взросления – отстаивают право быть как взрослый. У них весьма своеобразное отношение к себе: примерно 30% детей дают себе резко отрицательные характеристики, остальные характеризуют себя как с положительной, так и с отрицательной сторон, однако, фиксируют внимание на отрицательных чертах. Личностным характеристикам присущ отрицательный эмоциональный фон. Они обнаруживают острую потребность в самооценке и переживают, если не могут оценить себя. О социальной развитости свидетельствуют идеалы, они носят конкретный характер – учитель, товарищ и др. Они стремятся попробовать все – участвовать в различных кружках и не хватает времени, чтобы заняться тем, что интересует, это свидетельствует о разбросанности интересов.

II стадия – «правозначимая», характерна для возраста 12–13 лет. Появляется потребность в общественном признании, происходит не только освоение обязанностей, подростки начинают «качать права». Стремление к взрослости происходит не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу», «я должен». Отрицательные оценки своей персоны немного отступают, появляются потребности в самоуважении, в общем положении отношение к себе как к личности. Идеал у большинства подростков конкретный, но примерно у 30% преобладает обобщенный характер. Стабилизируются интересы,появляются изменчивые профессиональные интересы.

III стадия «утверждающе-действенная», к этой стадии относятся подростки 14–15 лет. У них ярко выражена готовность функционирования во взрослом мире. Появляются четкие профессиональные интересы, т.е. происходит процесс профессионального самоопределения. Хотя многие и в более позднем возрасте не задумываются о профессии.

В конце подросткового возраста появляется самоопределение, дальнейшее его формирование происходит в 16–17 лет, к окончанию школы не завершается. От мечтаний подростка самоопределение отличается тем, что оно основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств. Опирается на формирование мировоззрения и связано с выбором профессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.