Подростковый возраст. Психологические особенности. Подростковый возраст, его особенности и акцентуации характера

Назарова Зарина

(Колледж «Престиж»)

Формирование характера в подростковом возрасте.

Подростковый возраст- это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно, на 3-4 года позже.

Стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, желание быть на «равной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности,- созерцание не удовлетворяет подростка.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушение со стороны взрослых и в школе и дома более чем достаточно.

Наряду с этим, при правильном и твердом руководстве коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этом отношении большая роль принадлежит пионерской организации. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги замечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи.

Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь подростка бесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести ему удовлетворения.

Буржуазная психология трактовке особенностей подросткового возраста в большинстве случаев стоит на реакционных позициях. Ее антинаучные выводы и положения неприемы для советской психологии и педагогике.

У подростка, живущего и развивающегося в условиях социалистического строя, формируются иные черты личности, чем те, о которых говорят буржуазные психологи.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течении жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. С другой стороны, и в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст в отличии от дошкольного и младшего школьного возрастов – это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознание, как уже как уже указывалось, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость».

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ним права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит как быстро увеличивается его рост, выносливость замечает появление у себя вторичных половых признаков, словом чувствует себя физически зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширным, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых, в частичности своих родителей. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т.д.). Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках, также нередко превосходит познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте – он оказывает значительную помощь родителям, например, пилит и колет дрова, зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (например, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни – часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке лабораторных опытов, на пришкольном участке.

Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей.

Отсюда стремление подростков к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы. Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнание авторитета взрослых, игнорирование предъявляемых к ним требований.

Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств своей личности. Поэтому даже отдельные неудачи или отрицательных оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценки своих сил и возможностей, сомнению и самонадеянности и наоборот.

Подростков, как уже учитывалось, характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется, в основном, та, бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству подростков. Для подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему во круг. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем – то, хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возня, беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям нарушения дисциплины. Далее следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

Смелость и решительность может быстро сменится у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые, часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок непочтителен. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких – либо внешних поводов, глубокий, активный, действенный интерес к чему либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию.

По – видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем от части можно объяснить повышенную раздражительность, несдержанность подростка. Имеет значение неравномерное кровоснабжения мозга, следствием чего является возбудимость и раздражительность.

Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе в семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твёрдыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а её внешние изменения мало заметны и несущественны.

Всё сказанное, конечно, не противоречит тому, что для подростка характерна жизнерадостность, бодрость, оптимизм – качества, которые в сочетании с активностью и энергией делают этот возраст столь привлекательным.

Подростковый период - это время, когда мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Он наступает в возрасте 14-17 лет и считается в психологическом плане одним из самых трудных и неустойчивых подростковых периодов.

Подростковый период мальчиков и девочек характеризуется резким гормональным всплеском. Ведущее место в гормональном пробуждении играет - отсюда возбужденность, обидчивость, раздражительность, смены настроения. Постепенно активность щитовидной железы уменьшается и на первое место выходит партия половых желез. Постепенно устанавливается гармоничность облика подростка, диссонанс в работе отдельных желез прекращается, половые железы входят в умеренный ритм - это зрелость подростка.

У небольшого количестве девочек (5-8 %) наблюдается юношеское увеличение щитовидной железы. Оно может протекать с понижением или повышением функции этого органа. При этом могут наблюдаться дискомфорт, повышенная утомляемость, склонность к запорам, покалывание в области сердца и другие неприятные для ребенка явления. В этом случае желательно показать ребенка врачу-эндокринологу.

Родители чувствуют, что ребенок вступает в сложный период своей жизни - период неконтролируемых эмоций, бунтарства и неосознанных желаний. В это время больших перемен восприятие всего нового становится у подростка более совершенным и тонким, развивается абстрактное мышление, повышается концентрация внимания. Окончательно формируется характер ребенка, его индивидуальные качества. Подросткам свойственна буйная фантазия, самостоятельность, чувство справедливости, оптимизм, жизнерадостность.

Кризис юношеского возраста характеризуется тремя основными признаками:

1. Отчуждение от мира взрослых и утверждение себя как личности .

Ребенок стремится обозначить границы своего «Я» в отношениях с другими людьми. Чужое мнение он уже не берет на веру, как это было 1-2 года назад, он высказывает свое мнение, даже ничем не подкрепленное, и пытается отстоять его всеми доступными ему способами. Подросток создает для себя свой собственный мир, у него свои тайны и переживания, свой взгляд на действительность. Он старается не допустить в этот мир взрослых, считая, что вторжение в него, - посягательство на его индивидуальность, на его «Я».

2. Противопоставление себя окружению, в особенности семейному .

Юный человек пытается отгородиться от родителей или просто взрослых с помощью вызывающей прически или экстравагантной одежды, он выбирает приятелей, которых родители не одобряют, бравирует крайними, нетерпимыми суждениями. Он добивается признания своей неповторимой индивидуальности, не отрекаясь от ценностей семьи и общества. Родители, часто не понимая причин такого поведения, бросаются из крайности в крайность: то проявляют чрезмерную строгость, то слишком большую снисходительность. А самое правильное, что они могут сделать в сложившейся ситуации, это донести до своего ребенка в спокойной, доброжелательной обстановке те сведения о половой жизни, которые тот ждет. Не только помощь, но и совет, нужный порой при возникновении тревожных ситуаций, чреватых опасными последствиями.

Юный человек в подростковом возрасте уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Манеры его меняются быстрее, чем образ мыслей. Подросток охотно верит в то, что секс - это средство бросить вызов другому миру, миру взрослых. И он часто прибегает к этому средству, пытаясь доказать родителям, всем окружающим и прежде всего самому себе, что он уже не мальчик или девочка, а вполне сформировавшаяся личность, способная на самостоятельные поступки.

Родители, часто весьма неуклюже, дают подростку скудные сведения о половой жизни, боясь, что, получив эту информацию, ребенок воспримет ее как своего рода «побуждение к действию». Не получив от родителей ответы на интересующие его вопросы, подросток добывает необходимую информацию на стороне, на улице. Представления о половой жизни часто бывают извращенными, наполовину выдуманными, но тем не менее они интересны своей новизной и необычностью. Подросток начинает видеть в своем «просветителе» некий авторитет, начинает прислушиваться к его словам, подражать его поступкам. Это новое «острое блюдо» в его жизни, в отличие от чересчур «пресной домашней пищи».

В результате физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он может расстроиться из-за малейшего дефекта в своей внешности, преувеличивая его значение. Движения его становятся угловатыми, потому что он не может еще управлять своим новым телом так легко, как раньше; так же трудно ему управлять и своими новыми чувствами. Подросток становится очень обидчивым, болезненно реагирует на любые замечания, он стесняется своей угловатости, своих веснушек, слишком длинных рук и ног, малейшей погрешности в одежде. Он старается избегать представителей другого пола, а при общении с ними, чтобы не показать застенчивости и робости, - грубит и дерзит им. Это особенно часто проявляется у тех детей, которые в течение многих лет общались только с представителями своего пола.

Очень большое значение в развитии положительных черт характера у подростка имеет окружающая его обстановка. Если в семьях, где живут подростки , постоянно происходят скандалы, пьянки, то трудно ожидать, что он, как губка, не впитает в себя все то плохое, что его окружает. И ребенок в семье должен видеть не грубую эротику, а добрые сердечные отношения отца и матери, их уважение друг друга, постоянную готовность помочь близкому человеку в трудной ситуации.


Найти ещё что-нибудь интересное:

Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Одним из основных, критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него[С. 5].

При оценке и интерпретации наблюдаемого поведения подростков в школе, на уроке, в кругу сверстников, педагоги нередко пользуются житейскими представлениями, которые не всегда адекватно отражают истинные причины тех или иных поступков. Поэтому для повышения социальной перцепции (межличностного восприятия), чтобы понять внутреннюю логику поведения подростка и соответственно ей выстраивать межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе необходимо быть хорошо осведомленным о возрастных особенностях и задачах личности подростка, которые обуславливают как его учебную деятельность, так и его межличностное взаимодействие в процессе этой деятельности.

Существует великое множество трудов, изучающих психологию подростков – это исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященных особенностям подросткового периода онтогенетического развития, многие из которых носят так называемый описательный или симптоматический характер. К этим исследованиям можно отнести изучение особенностей подросткового поведения, взаимоотношений подростков с социальной средой, исследования интеллекта подростков, личностных особенностей и т.д. [С. 10].

Многие авторы наравне с понятием «подростковый возраст» используют понятие «переходный возраст» (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина и т.д.). Э. Эриксон выделил восемь этапов психосоциального развития. Цель развития для человека заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность. Достижение решения возрастной задачи происходит через разрешение внутриличностного конфликта. Если нормативный внутриличностный конфликт разрешен положительно, то личность продвигается на пути к достижению личной идентичности, достигая на этом этапе развития относительной целостности. Таким образом, личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму путем последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства. Итак, решение задачи каждого этапа происходит через разрешение внутриличностных конфликтов и имеет два исхода: положительный, если конфликт разрешен успешно и личность приобретает новое положительное качество, продвигающее ее к зрелой идентичности; и отрицательный, если конфликт не разрешен или разрешен неудовлетворительно, то личность терпит ущерб, поскольку приобретает отрицательное качество. Ниже в таблице приведены восемь стадий психосоциального развития личности по Э. Эриксону, в которой приведены как негативные исходы, так и позитивные решения задачи каждого периода развития.

Подростковый возраст или юность (для Э. Эриксона эти два понятия идентичны) является периодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутренних конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Для этого он должен сам оценить свои сильные и слабые стороны, собрать все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какой он ученик, ребенок, друг и т.д.), интегрировать эти многочисленные образы самого себя и научиться использовать их для получения ясного представления о себе, и о том, каким он хочет стать в будущем. Если по каким-то причинам процесс формирования идентичности затруднен, то возникает опасность возникновения ролевой и идентификационной диффузности[С. 11].

Остановимся более подробно на семи конфликтах подросткового возраста:

1. Формирование временной перспективы. В подростковом возрасте формируется чувство времени и непрерывности жизни. Это новообразование позволяет взрослому человеку соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получать некоторое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учиться оценивать и распределять свое время. Чувство времени развивается постепенно и в норме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат – расплывчатое чувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планировании деятельности у взрослого человека.

2. Уверенность в себе. В подростковом возрасте ребенок начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей самостоятельно. В основном уверенность в себе и свои способности достигается в значимой для подростка системе отношений. Это отношение к своему физическому-Я и система межличностных отношений со значимыми взрослыми и сверстниками в социуме. Если в системе значимых отношений у подростка все нормально, то он оценивает себя как успешного, начинает верить в свою способность справиться с задачами стоящими перед ним как в настоящем, так и в будущем. Если по каким-то причинам подросток оценивает себя социально неуспешным, то у него формируется чувство застенчивость или неуверенности в себе.

3. Ролевое экспериментирование. Подростки как бы «примеряют» на различные социальные роли. Они пробуют сразу множество разнообразных Я-идентичностей, экспериментируя с идеями, целями типами взаимоотношений. Если в силу внутренних или внешних запретов у подростка нет возможности для подобных экспериментов, то происходит фиксация на какой-либо одной роли, что приводит уже в более позднем возрасте к личностному кризису.

4. Ученичество. Как подросток экспериментирует с социальными ролями, точно так же он экспериментирует и с профессиональными ролями. Если подросток имеет возможность опробовать себя в различных занятиях, то у него появляется шанс сформировать положительную профессиональную идентичность. Немаловажным в данном случае является успех в той или иной сфере социально-полезной деятельности (например, в учебе, спорте и т.д.). Если в результате экспериментирования с профессиональными ролями сформировалась негативная самооценка, чувство собственной неполноценности, то это приводит к параличу трудовой и учебной деятельности.

5. Сексуальная ориентация. По мнению Э. Эриксона, именно в подростковом завершается идентификация с тем или другим полом, которая в дальнейшем определит гетеросексуальную или бисексуальную ориентацию.

6. Отношения подчинения-доминирования. Вступая в различные социальные группы, подросток учится быть, как лидером, так и подчиняться групповым требованиям и нормам. Соотнося системы подчинения, выстраивает, собственную систему приоритетов, которая позволяет ответить на вопрос кому подчиняться в первую очередь и т.д. Если данный тип конфликта не разрешается положительно, это приводит к неопределенности авторитета.

7. Система принципов или идеологическая убежденность. Выбор собственной идеологии, как системы ценностей, которой следует человек в собственной жизни. Этот конфликт тесно связан со всеми остальными, поскольку все аспекты поведения зависят от системы принципов. Если человек успешно не разрешает этот конфликт, то он прибывает в состоянии размытости системы ценностей[С. 9].

Таким образом, подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде устоявшейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношения к себе как члену общества. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценка, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности, самопознания. Основной формой самопознания ребенка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками[С. 5].

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть множество немотивированных поступков.

Проблемой подросткового возраста занимались Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Т.И. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. [С. 1].

В этот период происходит существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формам. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., по словам Д.Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим» [С. 6].

К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной приемлемой, оцениваемой и одобряемой общественной формой организации активности детей. Ее роль и место в развитии детей существенно меняются. Если младший школьный возраст – это своего рода знакомство с учебной деятельностью, овладение ее основными структурными компонентами, то средний школьный возраст – это время овладения самостоятельными формами работы. Время развития самостоятельной интеллектуальной и познавательной активности ребенка. И если в учебно-педагогической деятельности функции педагога и ученика не перераспределены таким образом, что он становиться субъектом собственной деятельности учения, то такое обучение подростка перестает интересовать.

Таким образом, изменение в системе субъект-субъект – объектных отношений может привести к качественному уровню учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний[С. 2].

Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности.

Общение субъективно воспринимается подростком, как нечто очень важное; об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в общении со сверстниками берет свое начало формирование ценностных ориентаций подростков, которые являются важным показателем их социальной зрелости. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие важные потребности подростка как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и собеседника, понять окружающий мир, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость и широту знаний в отстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, как честность, сила воли, отзывчивость или суровость и пр. подростки у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии и уж во всяком случае, чувствуют себя в школе очень неуютно[С. 4].

Для взаимоотношений старшеклассников характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с учителями и другими взрослыми. Общение со взрослыми является основной коммуникативной потребностью и основным фактором нравственного развития старшеклассников. Общение со сверстниками, несомненно, и здесь играет свою роль в развитии личности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценности может возникнуть у юноши (да и у подростка) только тогда, когда он чувствует уважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом. Родители и учителя выступают, следовательно, не только как передатчики знаний, но и как носители нравственного опыта человечества, который может быть передан только в непосредственном и даже в неформальном общении. Однако как раз с этой своей ролью родители и учителя фактически не справляются: удовлетворенность учащихся неформальным общением со взрослыми крайне низка. Это свидетельствует о неблагополучном духовном состоянии общества, о разрыве духовной связи между старшими и младшими[С. 10].

В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся подростков и старшеклассников формируются негативные отношения к школе, учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся одна из главных задач учителя в учебно-воспитательном процессе.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны стремление во что бы то ни стало быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной смены приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь[С. 5].

Главная ценность отметки для учеников-подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки отпадает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний[С. 12].

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т.е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает сильное влияние на психику и самосознание.

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подростков уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило не может. Отсюда стремление к внешней взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д [С. 9].

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами.

Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться. Наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов[С. 10].

Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст, является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции. В основном это связано с развитием самосознания. В этот период оно обогащается таким важным открытием, как открытие подростком своего внутреннего мира. Это открытие вносит большой переполох в доселе размеренную и спокойную сознательную часть духовной жизни ребенка. В результате подросток получает «головную боль», которую обозначил еще Сократ: «Познай самого себя». Вместе с открытием своего «Я» человек получает иногда неразрешимую задачу в определении, что же это такое – «Я»? Без, хотя бы приблизительного знания об этой психической реальности и, более или менее, полного овладения ею невозможна полноценная жизнь человека. Без этого нельзя определить ни свое призвание, ни позицию в общении, ни свое место в обществе, не говоря уже об основе всего этого – душевного равновесия и согласия с самим собой. Таким образом подросток, хочет он того или нет, получает духовную, психологическую задачу, которую он обязательно должен решить. В этом, как мне кажется, и заключается, психологическое ядро кризиса подросткового возраста. Помочь подростку в формировании его Я-концепции – основная задача близких ему взрослых [С. 16].

Научные исследования говорят о том, что у подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. У старшеклассников она имеет место во всех сферах общения, но сильнее всего она проявляется в общении с родителями и другими взрослыми людьми, от которых они зависят[С. 12].

Вывод по параграфу:

Подростковый возраст – это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот[С. 10].

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

  1. Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
  2. Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
  3. Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
  4. Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
  5. Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
  6. Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.

Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Каждый человек с рождения наделен уникальным, собственным характером. Ребенок может унаследовать отдельные черты от своих родителей, у кого-то они проявляются в большей степени, а кто-то совсем не похож ни на кого из членов семьи. Но характер - это не поведение родителей, спроецированное на ребенка, это более сложное психическое явление. Список положительных и очень большой. В статье попробуем выделить основные черты характера.

человека?

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «отличительная черта, знак». В зависимости от типа своей психологической организации люди находят свои родственные души, налаживают отношения, выстраивают всю свою жизнь. Характер человека - это уникальный набор психических характеристик, свойств личности, которые играют решающую роль в разных аспектах жизни человека и проявляются через его деятельность.

Чтобы понять характер индивида, необходимо массово проанализировать его поступки. Суждения о нраве могут быть очень субъективными, ведь далеко не каждый человек действует так, как подсказывает ему сердце. Однако выявить отдельные устойчивые черты характера можно, изучая поведение долгое время. Если человек в разных ситуациях принимает одно и то же решение, делает похожие выводы и демонстрирует аналогичную реакцию, то это говорит о наличии у него той или иной черты. Например, если кто-то является ответственным, то его поведение и на работе, и дома будет этому критерию соответствовать. Если человек веселый по своей натуре, разовое проявление грусти на фоне общего позитивного поведения не станет отдельной чертой характера.

Формирование характера

Процесс формирования характера начинается в самом раннем детстве, в первых социальных контактах ребенка с родителями. Например, излишняя любовь и опека могут в дальнейшем стать залогом устойчивой характеристики психики человека и сделать его несамостоятельным или избалованным. Именно поэтому многие родители особенно внимательно относятся к воспитанию у детей положительных черт характера. Они заводят домашних животных, чтобы малыш мог чувствовать, что такое ответственность, поручают ему выполнять мелкие дела по дому, учат убирать свои игрушки и объясняют, что не все желания и капризы могут быть исполнены.

Следующим этапом становятся детский сад и школа. В ребенке уже заложены основные черты характера, но на этом этапе они еще поддаются коррекции: можно отучить маленькую личность от жадности, помочь избавиться от излишней застенчивости. В дальнейшем, как правило, формирование и изменение черт характера возможны лишь при работе с психологом.

Характер или темперамент?

Очень часто два этих понятия путают между собой. Действительно, и характер, и темперамент формируют поведение человека. Но они имеют принципиально разную природу. Характер - это список приобретенных психических свойств, в то время как темперамент имеет биологическое происхождение. Обладая одним и тем же темпераментом, люди могут иметь совершенно разные характеры.

Существует 4 типа темперамента: порывистый и неуравновешенный холерик, неспешный и невозмутимый флегматик, легкий и оптимистичный сангвиник и эмоционально ранимый меланхолик. При этом темперамент может сдерживать определенные черты характера, и наоборот, характер может компенсировать темперамент.

Например, флегматик, обладающий хорошим чувством юмора, будет по-прежнему скуп на проявления эмоций, но это не помешает ему демонстрировать чувство юмора, смеяться и веселиться в соответствующем обществе.

Список положительных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека огромный. Изначально все определения относительно природы и сущности человека, его поведения - субъективны. В обществе установлены определенные нормы, позволяющие определять, насколько положительна или отрицательна та или иная черта личности или ее поступок. Однако существуют высшие качества человека, демонстрирующие его добродетель и благие намерения. Выглядит их список следующим образом:

  • альтруизм;
  • почитание старших;
  • доброта;
  • исполнение обещаний;
  • нравственность;
  • ответственность;
  • верность;
  • упорство;
  • умеренность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • искренность;
  • бескорыстие и другие.

Эти качества, наряду с их производными, составляют природу истинной красоты характера человека. Закладываются они в семье, в процессе воспитания дети копируют поведение родителей, а потому хорошо воспитанный человек будет обладать всеми этим высшими качествами.

Список отрицательных качеств человека

Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение - это закономерность, тогда вывод будет очевидным.

Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:

  • безволие;
  • безответственность;
  • вредность;
  • жадность;
  • злобность;
  • лживость;
  • лицемерие;
  • ненависть;
  • эгоизм;
  • нетерпимость;
  • алчность и другие.

Наличие таких черт характера у человека - это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям

Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта. В обществе он может демонстрировать следующие качества:

  • коммуникабельность;
  • отзывчивость;
  • восприимчивость к чужому настроению;
  • уважительность;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • грубость;
  • замкнутость и другие.

Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.

Черты характера, проявляющиеся в труде

Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.

Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха. Вот список основных таких черт характера:

  • трудолюбие;
  • ответственность;
  • инициативность;
  • аккуратность;
  • разгильдяйство;
  • леность;
  • халатность;
  • пассивность и другие.

Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе

Это те черты, которые характеризуют по отношению к себе, его самовосприятие. Выглядят они следующим образом:

  • чувство собственного достоинства или превосходства;
  • честь;
  • заносчивость;
  • самокритичность;
  • эгоцентризм;
  • самообожание и другие.

Черты характера, проявляющиеся в отношении к вещам

Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • скрупулезность;
  • неряшливость и другие.

Менталитет, качества русского человека

Менталитет - понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.

Еще одна черта русского народа - сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте - сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.