Изобразительная деятельность как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Изобразительная деятельность как средство развития детей

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребности проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, которые обеспечивают его здравоохранение (предотвращение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Ст. 2 Закона РФ "Об образовании" устанавливает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье .

В процессе изобразительной деятельности происходит становление процесса художественного развития детей, формирование которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замысла, передачи предметов, явлений. Такое обучение направлено на создание детьми художественного образа, учитывая при этом развитие индивидуальных способностей к изобразительной деятельности.

Обучение становится основой творчества детей. Необходимо не затягивать процесс обучения, а сразу же на втором, третьем учебном занятии предлагать детям вносить в процесс изображения элементы творчества. Например, по одному и тому же трафарету изобразить фигуры женщин, а с помощью разнообразных красок передать образы Доброй или Злой Феи.

При взаимосвязи обучения и творчества дети должны иметь возможность осваивать разные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Воспитателям необходимо постепенно подводить детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс учебы теряет функцию прямого наследования, навязывания готовых способов действий. Дети имеют право выбора, поиска собственного варианта. Они проявляют свое собственное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых дети эмоционально реагируют на краски, цвета, формы, выбирая их по собственному желанию, является главной необходимостью в организации творческого процесса .

Вместе с этим, необходимо знакомить детей раннего возраста с теми произведениями искусства, которые предусмотрены программами дошкольных заведений. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве дети имеют возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность. Это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство помогает нам формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана прежде всего с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личную позицию.

Пока что проведено недостаточно исследований, в которых раскрывается специфика познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям раннего дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж, натюрморт, скульптура мелкой пластики, портрет, иллюстрации, произведения декоративного искусства .

В результате изменения характера деятельности у детей на первое место выступал процесс - переживание ребенком этой роли, те действия, которые помогают ему получить продукт творческой деятельности. С другой стороны, свободный выбор содержания, средств передачи художественного образа снимает напряжение, усталость, делает процесс радостным, творческим. А потому самые главное условие - это создание обстановки эмоционального благополучия, в условиях которого ребенок может проявить лучше всего свою позицию, свое собственное желание действовать самостоятельно в рисовании, лепке, аппликации или творческом конструировании .

Воплощение собственных замыслов часто происходит путем взаимодействия разных видов деятельности: рисования, игры-драматизации, рассказывания, пения, движений (особенно это характерно у детей раннего возраста). Психологи считают, что такое явление является закономерным, ведь творчество детей синкретическое. В изобразительной деятельности необходимо пытаться стимулировать проявления у детей такого характера.

Необходимо стремиться, чтобы собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становилась синтетической, потому что ребенок одновременно использует разные способы цветной и пластической выразительности во время создания собственных композиций сюжетного или декоративного характера .

Изображения персонажей в рисунке и лепке часто связаны с сопереживанием, сочувствием, эмоциональным отношением ребенка к изображаемому образу. Именно поэтому широко используется взаимосвязь видов изобразительной деятельности, что предоставляет ребенку возможность выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. При взаимосвязи видов художественной деятельности часто происходит изменение видов деятельности. Например, ребенку трудно долго заштриховывать рисунок, он быстро устает, а потому большие формы (дом, крона дерева, тучи) можно предложить малышу вырезать из цветной бумаги и наклеить в соответствующих местах своего рисунка .

Таким образом необходимо давать возможность детям проявить свои способности и реализовать творческие замыслы. Развитию изображающего творчества детей содействует наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, сангина, цветные карандаши и фломастеры, пластилин, глина, ножницы, клей и т.п.).

Учитывая важный фактор - здравоохранение ребенка, необходимо отметить, что в период раннего возраста (от рождения до 2,5 лет) необходимо обращать все внимание на создание условий для эмоционального благополучия ребенка, когда он впервые знакомится с художественными материалами (красками, карандашами, бумагой, глиной), их свойствами и учится пользоваться ими. Радость познания, экспериментирования, открытие при создании простых по композиции рисунков, познания и выбор материалов - все это должно проходить без жесткого навязывания взрослым содержания .

В этот период происходят качественные изменения в изобразительном творчестве ребенка. Оно самоопределяется, проявляясь собственно в процессе создания продуктов творчества. Ребенок, рисуя или вылепляя для себя, вкладывает в это собственный опыт и свое виденье предмета или явления. Большинство исследователей считают, что это период изображения детьми отдельных форм и предметов. В этот период для детей главное - выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию, сюжет. У детей появляются любимые цвета, интерес к детализации, выделению характерных признаков персонажа, появляются любимые тематики у мальчиков и девочек. К сожалению, вышесказанное не всегда учитывается в педагогической практике.

Таким образом, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности мы определили такие:

личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят: эмоциональный отзыв, сенсорика, творческое воображение, ощущение цвета, формы, композиции, умения руки);

создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отзыв, самоутверждение, выбор и предоставление преимущества средствам выразительности (живописных, графических, пластичных, декоративно-силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

синтез искусств для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, то есть акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминантах) и моделях синтеза:

) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель);

) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель);

) музыка, художественная литература; театрализующая деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);

изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предусматривает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка приобретает характер сотворчества. Позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен был принимать ее к сведению.

Образ в рисунке, лепке формируется в процессе активного педагогического руководства: образ от ассоциативного переходит к специальному. Возникают предпосылки развития сюжета, которое носит игровой характер. Образ в рисунке, лепке становится элементарно выразительным, как только дети овладевают средствами изображения, которые носят эстетический характер (ритм штрихов - мазков, контраст цветных пятен, их размещения, соотношения между собой).

Позитивные результаты в формировании образа достигаются при таких условиях: введение в деятельность ребенка ситуаций, которые требуют взаимосвязи учебных и творческих заданий; четкое представление ребенка о тех предметах, которые он будет рисовать, лепить, наклеивать. Это дает возможность ребенку изображать объекты, учитывая их внутренние связи, свойства и признаки.

Успех формирования образа зависит от ряда факторов. А именно: понимание детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных рисунках; умение эстетически воспринимать и оценивать действительность на основе развития ощущения цвета, воображения и фантазии. Языковое общение между детьми должно носить характер поэтапных словесных указаний и инструкций. Педагог при этом принимает на себя роль соучастника процесса, он является советчиком и помощником.

Накопление детьми в процессе обучения элементарных, конкретных знаний об окружающей действительности, овладение способами ее изображения содействует развитию образного мышления и образного воображения.

Во время анализа рисунков дети отмечают их образный характер: "Дремучий лес", "Веселые березы, как в хороводе". При этом ярче проявлялись индивидуальные особенности ребенка, желания выразить в рисунке замысел так, чтобы его поняли другие.

Раскрытие замысла и передача смысловой связи во время изображения образов в сюжетных рисунках осуществляется двумя способами:

ребенок рисует главные предметы, персонажей, а уже потом заполняет плоскость листа более мелкими деталями. Главные предметы выделяет размером, цветом, изображает их ближе к нижнему краю листа. В рисунках заметно использование таких композиционных приемов, как ритм, равновесие частей рисунка, динамика изображаемых образов, согласованность цветных пятен;

ребенок изображает знакомые предметы, которые для данного сюжета иногда вовсе не имеют существенного значения, а затем уже вносит в рисунок отдельные детали. Таким образом рисуют преимущественно те дети, у которых недостаточно развито воображение, фантазия, слабые технические и изобразительные умения и навыки. А потому приходится постоянно моделировать педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом последовательность формирования образа следующая: умение представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе замысла рисунка, лепки, аппликации; умение адекватно передать замысел в соответствии с требованиями задания и достаточно аргументировано оценить результаты творчества.

Успех этого процесса зависит от таких факторов: от понимания детьми художественного образа, как в произведениях искусства, так и в собственных произведениях; умение эстетически воспринимать и оценивать предметы и явления действительности; от сформированности изображаемых умений и навыков.

Таким образом, взаимосвязь между учебой и творчеством детей в изобразительной деятельности осуществляется на основе:

формирования у детей способов художественного восприятия произведений изобразительного искусства; нахождение логических связей между эмоциональным состоянием, выраженным в картине, иллюстрации, скульптуре малых форм и содержанием; установление соотношения между художественным образом и выразительными средствами разных видов искусства;

формирования у детей изобразительных умений и навыков при условии самостоятельного выбора детьми художественно-выразительных средств в соответствии с замыслом рисунка, лепки, аппликации для создания художественных образов.

Для развития художественного творчества эффективными являются такие педагогические условия:

опыт художественных впечатлений образов искусства;

определенные доступные детям знания, умения в отрасли разных видов художественной деятельности;

система творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

создание проблемных ситуаций, которые активизируют творческое воображение ("дорисовывай", "придумай сам", "закончи оформление самостоятельно" и тому подобное);

материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

ВЫВОДЫ

Задачи изобразительного искусства и образования - помочь детям реализовать свои творческие задатки. Формирование культуры и творческих способностей в сотрудничестве ребенка и воспитателя находится в прямой зависимости от того, как она организована. Зарегламентованность действий воспитателя вызывает закомплексованность в сознании ребенка и наоборот - чем больше творческой свободы в действиях учителя, тем шире круг фантазий и творческих самостоятельных поисков у ребенка.

Восприятие произведений изобразительного искусства предусматривают активную деятельность зрительных чувств, которая нуждается в соответствующей подготовке ребенка. Ставя задачу развития художественно-эстетического восприятия, мы имеем решающие в учебно-воспитательном процессе следующие задачи:

развитие чувствительности на произведение изобразительного искусства;

развитие способности выражать свое отношение к произведению;

расширение объема знаний и представлений об искусстве (знакомство с национальными традициями и видами декоративно-прикладного искусства).

Эффективность эстетического воспитания существенно зависит, во-первых, от количества произведений, которые отобрал для показа воспитатель, а во-вторых, от развития чувственной сферы ребенка. Если мы не будем учитывать отмеченные условия, то потеряем важнейшую составляющую влияния искусства на ребенка - силу эмоционального влияния.

В последнее время в России заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний впечатляет: заболевание, сопровождающееся расстройствами двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и др. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.

Среди вызовов, стоящих перед обществом, чрезвычайно острым является обеспечение равного доступа к образованию всех детей, особенно тех, кто нуждается в специальных условиях воспитания, коррекционного обучения и развития личности, социальной интеграции в реальную жизнь.

Аутизм является спектральным расстройством, нижняя граница которого – классический аутизм с тяжелыми нарушениями, а верхняя – высоко функциональный аутизм и синдром Аспергера. Аутизм занимает особое место среди детских патологий в связи с тяжестью, длительностью и влиянием на всю семью . Большинство авторов одним из главных нарушений считают недостаток коммуникативных навыков. Дети с расстройствами аутистического спектра имеют большие различия в их речевых способностях. Исследователи выделили три группы: дети с нормальными лингвистическими способностями (25%), дети с ограниченными лингвистическими способностями (60%) и дети с отсутствующей речью (15%) . Подчеркивается, что недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно посредством использования невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем. Проявления речевых нарушений при аутизме разнообразные по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику аутизма, а именно – несформированность коммуникативного поведения.

Независимо от срока появления речи и уровня его развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. В связи с этим, мы предлагаем исследовать коммуникативно речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра, а именно – особенности их диалогической речи.

На сегодня в России существует недостаточность диагностических и учебных методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков и построить систему их формирования у детей с расстройствами аутистического спектра. Также не разработаны методики исследования диалогической речи и программ влияния на способность детей этой категории. Имеются лишь описанные отдельные методические приемы, но их направленность не столько на совершенствование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом .

Исследование психомоторной сферы ребенка с задержкой психического развития свидетельствуют о ее несовершенстве прежде всего, это проявляется в особенностях двигательной сферы. У детей отсутствуют тяжелые двигательные расстройства, однако отстает двигательное развитие, имеет место нарушение регуляции произвольных движений (сознательные движения, характеризующихся целеустремленностью), а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость) наблюдается несовершенство мелкой моторики рук.

При задержке психического развития имеют место особенности моторного развития:

  • отставание (по сравнению с нормой) становление произвольных двигательных и статических функций;
  • замедленность и недостаточная скоординированность произвольных движений;
  • повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность;
  • затруднения в усвоении новых двигательных действий, особенно связанных с мелкими точными движениями;
  • недостаточность двигательного тонуса, что приводит к нарушению автоматизации движений и действий;
  • повышенная истощаемость (замедление темпа, нечеткость движений с последующей потерей двигательного стереотипа)
  • недостаточность ритмичности и автоматизации движений;
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • общее физическое и соматическое ослабление .

Основными причинами таких нарушений считается незрелость морфо функциональных структур мозга, ответственных за организацию и регулирование двигательной активности, а также выраженное органическое поражение подкорковых и корковых структур головного мозга.

В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. В них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.

В этой связи следует особо выделить роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений. Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Художники-педагоги, исследующие эту проблему отмечают, что при занятии изобразительной деятельностью у рисующего активно работают не только зрение и рука, но, главным образом его сознание, творческая мысль, воображение .

В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания.

Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у учащихся и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даются детьми оценок очень неоднородно, и зависит, прежде всего, от индивидуальных возможностей школьников и эффективности проведенной с ними работы .

Высказывания учащихся младших классов при рассмотрении художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает разного рода ошибки при определении темы художественного произведения, предопределяет неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображены объекты, но и определить их цвет, величину, форму .

Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и учеников старших классов. Благодаря систематическим занятиям школьники способны, в частности, определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие. Под руководством педагога они могут сопоставить одну картину с другой, провести их сравнительный анализ .

Учащиеся оказываются в состоянии выделить и некоторые изобразительные средства, использованные художником. У старшеклассников появляются любимые картины, которым они отдают предпочтение при рассмотрении и разборе. Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий в течение школьного обучения помогает в определенной степени преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся.

Нами было проведено экспериментальное исследование по определению роли изобразительной деятельности у детей с аутизмом на базе МБОУ школы №5 г. Бор.

С целью обеспечения воспитания ценностного отношения к жизни у детей с функциональными ограничениями мы обратились к существующим моделям арт-терапевтической работы и взяли за основу модель проведения арт-терапевтического занятия, предложенную А. Копытиным. В соответствии со спецификой работы с детьми с функциональными ограничениями, структура каждого занятия этой программы содержит следующие этапы: подготовительный; информационный; художественно-творческий; творческо-рефлексивный; итоговый этап.

Наблюдение за детьми показало, что они с удовольствием включаются в процесс выполнения упражнений, иногда даже не дослушивая до конца задачи, отвлекаясь на элементы изображения и включаясь в обсуждение с «соседом» созданных образов уже во время первого рисунка. Поэтому стоит (по возможности) размещать детей в кругу, уменьшит их взаимодействие в процессе создания рисунков, но не повлияет на формирование атмосферы доверия и сказочности во время проведения занятия.

Во время выполнения задания педагог может общаться с участниками группы или с каждым отдельно. По его изображению делать для себя пометки в блокноте относительно элементов изображения, но на все просьбы и запросы о помощи должен объяснять, что это рисунок по воображению и важно рисунок самого ребенка, так это то, что он представляет и хотел бы передать.

Что касается рисунка своего имени, то, как отмечает А. Деркач, эта задача носит не столько диагностический характер, сколько выполняет функцию психологического настроя на работу. Цветовая гамма, характер форм и линий несут на себе определенный эмоциональный отпечаток и позволяют продиагностировать тип мышления ребенка (образный или абстрактно-логический или их гармоничное сочетание). Также можно определить состояние развития воображения и фантазии, эмоциональное состояние ребенка. Так, например, цветовая гамма работы и характер линий, свидетельствуют об уверенности (ровная, без указания и разрывов). Или, наоборот, не уверенность и тревожность (общий размер изображения в соответствии с четвертой части листа свидетельствует о следующем: очень маленький рисунок – заниженная самооценка; среднего размера – адекватная, очень большой – тенденция к завышенной самооценки) и т.д.

Все указанные параметры интерпретации первого рисунка используются и при анализе следующих изображений и обсуждаются с детьми во время разбора их работ.

Рисунки со второго по четвертый этапы предложенной арт терапевтической техники базируются на методе направленной визуализации, позволяет детям перенестись в сказочный мир и представить себя в роли объектов живой природы, стать желанным сказочным персонажем, создает фантастическую атмосферу творчества и безопасности.

Такой подход позволяет ребенку во время художественно-творческой деятельности не только создать образ, но и «раскрыть» свои представления о себе через характеристику избранных персонажей; услышать мнение окружающих (их впечатления) от созданных образов, способствует осознанию ребенком разницы между собственным отношением к себе и отношением окружающих. А в дальнейшем осуществить положительное влияние на социальную самореализацию детей с функциональными ограничениями.

Приведем пример, так среди представленных рисунков интересной, на наш взгляд, является работа девушки, которая изобразила не свое собственное имя, а то, которое хотела бы иметь – «Ангелина». Также на рисунке отсутствует сказочный герой, а вместо него написано «нет», что вызвало удивление детей в группе; изображение «цветка» и «медведя Тедди» всем очень понравилось. После обсуждения серии рисунков девушка дорисовывала «волны» у «имени» и два цветка у «медведя», что больше понравилось как самому ребенку, так и участникам занятия. Неприятие собственного имени и отсутствие героя связаны с отсутствием удовлетворения собой, что, в свою очередь, связано с имеющейся задержкой психического развития. Ребенок ассоциирует себя с «успешной подругой Ангелиной», а себя воспринимает как «медведя» - неуклюжую, но любящую других существо.

Итак, особенности воспитательной работы с детьми с аутизмом создали необходимость обращения нашего внимания на современные методы, в частности тренинговую форму организации работы. Поскольку тренинг является своеобразной формой «упражнения», что позволяет в пределах отведенного времени отработать на практике усваиваемый материал с помощью упражнений и арт-терапевтических технологий, этот формат работы позволяет эффективно строить воспитательное взаимодействие взрослого и ребенка с аутизмом в условиях инклюзивного образования.

Кроме того, игровые моменты, использование арт-терапевтических возможностей варьирования структуры тренинговой работы позволяют обеспечить атмосферу доверия, что способствует снятию эмоционально-физического, эмоционально психологического напряжения и барьеров общения. Для самого ребенка такой творческий процесс позволяет отвлечься от «обычных дел», способствует активному включению в сказочно-фантастическую арт-терапевтическую работу, направленную на воспитание ценностного отношения к жизни.

Таким образом, аутизм является спектральным расстройством. Это означает, что паттерны (набор стереотипных поведенческих реакций) симптомов заболевания, уровень способностей аутичных лиц, другие характеристики, которые имеют место при аутизме в самых разнообразных комбинациях, и болезнь в целом могут быть разной степени тяжести. Следовательно, формирование у детей с аутизмом коммуникационных действий происходит только под воздействием целенаправленного коррекционного обучения, требует опоры на индивидуальные склонности ребенка к определенной деятельности (двигательной, музыкальной, изобразительной, речевой) и руководства со стороны взрослого. Перспективой развития данной темы предполагается разработка и подбор упражнений и приемов игрового взаимодействия основного этапа Программы формирования эстетической мысли у детей с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы:

  1. Буковцова, Н. И. Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. И. Буковцова // Логопед в детском саду. – 2014. – №1. – С. 47–52.
  2. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №1. – С.11–17
  3. Дмитриева Е.Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития / Е.Е. Дмитреева // Специальная психология. – 2015. – №1. – С. 51–54.
  4. Кондратьева С.Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказываниию по картине / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – №1. – С. 31–33
  5. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – СПб. : Речь, 2014. – 352 с.
  6. Маркова Т. А. Приучайте маленьких детей к домашнему труду / Т.А. Маркова – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2017. – 45 с
  7. Маркова Т. А. Трудовое воспитание дошкольника в семье / Т.А. Маркова. – М. : Учпедгиз, 2016. – 64 с.
  8. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
  9. Терентьев, А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей / А. Е. Терентьев – М. : Просвещение, 1981. – 175 с.

Анна Петренко
Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Художественная деятельность , является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста . Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего , эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей . Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, русские и зарубежные ученые.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания . Это подчеркивают многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще и древние греки, произведения, искусства которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека .

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства , которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображение (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы , цвета, ритма компонентов эстетического чувства. Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.) Широко распространено мнение, что, дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности .

У возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета , цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи цветовое восприятие и представления о цвете, также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивной деятельности , а также могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании . При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, то есть в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включат его в качестве компонента в способности к художественным различным деятельностям , в том числе и к рисованию. Анализ произведений изобразительного искусств позволили выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «МЕРОК» , эталонов :

1) повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов;

2) чередование - сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка;

3) симметрия.

Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма, учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных структур.

Изобразительная деятельность - художественно творческая деятельность , направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому . Создавая рисунок, лепку, аппликацию дети отмечают, почему им нравится изображение , что в них интересного, почему они радуют их, и наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества , что имеет важное значение для нравственного воспитания детей . Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда , когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, рисунки в подарок маме, папе и др.) В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, появляется положительное эмоциональное отношение к деятельности . Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимание и забота о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности , заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение , затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. То же время на занятиях в детском саду дети часто вмести, объединяясь небольшими группами, рисуют общую картину, вырезают и наклеивают одну композицию.

Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно , углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать и если надо помогать.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно - волевые качеств : умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности то есть изобразительная деятельность способствует осуществлению трудового воспитания .

При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, имеются все условия для осуществления задач трудового воспитания эту связь рисования с трудовым воспитанием , подчеркивали Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. По мнению Н. К. Крупской, в процессе изобразительной деятельности формируется отношения детей к руду и умение трудиться. Это вытекает из самого характера изобразительной деятельности как деятельности продуктивной , что роднит ее с трудовой. Для получения результата, дети должны приложить трудовое усилие и применить трудовые навыки. Поэтому требуется особая организация изобразительной деятельности , включающая планирование, подготовку материалов и рабочего места, удобное и рациональное размещение материалов для работы, бережное отношение к материалам и полученному результату. Изобразительная деятельность , как и многие виды трудовой, - орудийная деятельность . Следовательно, осуществляя ее, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работ, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развиваются зрительно - двигательные координации движений рук и глаз.

Часто бытует неверное мнение, что рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра , забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умение доводить начатое до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение , которое оставило бы ему радость и понравилось б окружающим. Преодоление трудностей, получение результата, удовлетворяющего ребенка, имеют большое общее воспитательное значение . В. А. Сухомлинский считал рисование "могучим средством учебного труда ": "Ребенок, никогда не познавший радости в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек".

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, подчеркивали, что детей живо интересует все , что происходит вокруг них, чем заняты люди, их близкие. Труд взрослых приковывает к себе внимание дошкольников . В изобразительной деятельности дети стремятся изобразить впечатления о труде взрослых. Они с удовольствием рисуют на темы : "Кем ты хочешь быть", "В детской поликлинике", "В колхозе убирают урожай" и многие другие. Знакомство с разными видами труда способствует появлению у детей интереса к труду взрослых, понимание его общественной значимости.

Изобразительная деятельность - это специфическое , образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей . Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребенка , ему надо иметь отчетливое представления о том, что изобразить , надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнения его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета) . Известно, что сам ребенок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с предметами . В результате постепенно у детей формируется такое качество, как наблюдательность, необходимое для любой деятельности человека .

Познавательная основа изобразительной деятельности признается как обязательная и педагогами, и художниками. По мнению К. Д. Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство , прием обучения при изучении других предметов.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов , а выявления и фиксирования их свойств : формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую жизнь. Сформировавшийся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка – дошкольника . Прежде всего, обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с разными изобразительными материалами : пластилин, глин, гуашь, акварель и др., узнают и называют их свойства, познают такие орудия человеческой деятельности , как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слушают образную характеристику их, запоминают, и использую затем в своей речи.

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка – дошкольника , особенно важно определить возможности занятий рисования, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе. Такие продуктивнее деятельности как рисование , лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовке детей к школе . Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности и умение заниматься , а также специальную подготовку.

Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности . Умение ребенка проанализировать способ действий – важный компонент учебной деятельности , без которого не может успешно осуществиться изобразительная деятельность . Организуя свои действия для создания изображения , ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения .

Исследования Т. Н. Дороновой показали, что на занятиях в процессе обучения рисования у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля трех видов : контроля по результату, контроля способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля. Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно – эмоциональной форме и поэтому не противоречит образно – творческому характеру изобразительной деятельности , наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений , углублению их образно выразительного решения, повышает качество изображения в целом , что вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности , стремление выполнить её, как можно лучше и применив ля этого изобразительные средства . Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.

Еще одним компонентом учебной деятельности , для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия , является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения , и при его завершении, сопоставляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируются умение оценивать результаты с точкой зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи .

Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться , стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умение управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять, и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии правильной её организации и руководства ею со стороны педагога.

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе . Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материал на уроках изобразительного искусства и труда в школе Исследования ученных показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает освоение письма в школе, так как обе эти графические деятельности имеют много общего .

Опыт педагогов показал, что всестороннее развитие и воспитание ее в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности используя методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей . Чем богаче впечатления детей , чем содержательнее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации их будут более разнообразными, интересными и выразительными.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка – дошкольника . И недаром один из великих мыслителей Франции XVIII В. – Д. Дидро писал : «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам.»

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей

В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Оно выражается в адекватной эмоциональной восприимчивости, которая наблюдается в этом виде деятельности.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.

В изобразительной деятельности сам процесс создания художественного образа отличается значительной эмоциональной насыщенностью, что побуждает ребенка к более полному творческому выражению своих чувств, мыслей, настроения, а значит к адекватной эмоциональной восприимчивости окружающего мира.

Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

Формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);

Развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

Формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

Развитие эмоциональной сферы.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник, способов и форм его организации. Нетрадиционные техники изображения - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Педагоги стремятся к созданию условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Следует помнить, что творческие способности, необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатели довольно часто используют технику монотипии, т.к. она предполагает:

Создание сложных изображений при использовании несложных приемов;

Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления, эмоциональный подъем, возникающий в результате процесса узнавания;

Формирование определенных навыков рисования (выделение увиденного обводкой карандашом или фломастером, дополнение силуэта необходимыми деталями).

Большие возможности для развития творческих способностей в процессе изобразительной деятельности дает использование на занятиях по рисованию «техники по мокрому листу». Использование техники «рисование пальцами» способствует развитию творческого воображения, свободы мысли. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Работа в данной технике позволяет снять напряжение и усталость у воспитанников.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Очень привлекает детей техника рисования «тычком» полусухой жесткой кистью. Для этого достаточно взять кисть, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. Применение данной техники незаменимо при имитации «колючей», «шершавой» поверхности, передаче объема.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.

В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон, яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.

Используя художественную технику изобразительного искусства - пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие способности детей. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной компьютерных технологий в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством поверхности.

Нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации позволяют раскрепостить детей, вселить уверенность в своем умении, развить творческое воображение.

Еще одним из направлений работы педагогов является формирование представлений детей об изобразительном искусстве, его видах и жанрах.

Многие педагоги внедряют компьютерные технологии в процесс ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством. Данный факт обусловлен рядом факторов: социальным заказом на формирование знаний об искусстве с момента дошкольного детства, возможностью совершенствования качества эстетического образования старших дошкольников на основе использования современных компьютерных средств, необходимостью проектирования системы работы по формированию знаний старших дошкольников об искусстве средствами компьютера и разработки условий ее реализации.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка. У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития личности ребенка. Именно в период дошкольного возраста развиваются многие психические процессы, в том числе происходит творческое развитие. Если в этот период творческому развитию не уделять должное внимание, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с тем исчезает радость творчества, труднее формируются умения воспринимать и ценить все хорошее, что обедняет личность, снижает возможности становления творческого мышления. Поэтому творческое развитие выступает одной из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент [ФГОС ДО ст. 1.6]. В настоящее время творческое развитие понимается, как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе, которое активно проявляется в деятельности ребенка, особенно ярко в изобразительной деятельности.

В своих работах А.В. Брушлинский определяет творчество, как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в создании новых комбинаций на основе имеющегося опыта. Характерными особенностями творчества является:

  • 1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • 2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • 3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • 4. Наличие субъективных (личностных качеств. знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • 5. Новизна и оригинальность процесса или результата.

Иное определение дает Я.А. Пономарев, считая, что творчество - характерная черта человека, предназначающая быть его творцом. То есть творчество для ученого есть свойство и живой и неживой материи, присущее и человеку, и обществу. Согласно Я.А. Пономареву, творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с их возникновением меняется и сама форма творчества .

Ю.А. Бычков определяет творчество, как деятельность по созданию качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение, поиск новых путей решения, создания чего-то нового, проявляющегося в новаторстве и инициативе .

Противоположное мнение выдвигает философ А.М. Коршунов, выдвигая позицию, что создание нового не есть творчество, а самое прямое отражение действительности. "Создаваемые человеком представления отсутствующих вещей также являются отражением. В отражении слито воспроизведение настоящего, прошлого, будущего" . Однако отражение хоть и является более широкой категорией, но не подразумевает обозначение всей деятельности человека. То есть "творчество" есть специфический вид отражательной человеческой активности.

Многие психологи определяют творчество, как процесс познавательной, эмоциональной, волевой сферы человеческой личности. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: "Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта […]. Творчество - синоним оригинального мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творчество зиждется на свободе воли и воображения. А воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается мир" .

Из определения можно заключить, что воображение включается в познавательную деятельность субъекта, отражает явления действительности и помогает создать ту базу накопленного опыта на основе которого создаются творческие произведения. Такая же позиция свойственна и другим отечественным психологам, так Л.С. Выготский отмечает: " воображение - импульс к творчеству. Воображение преобразует действительность в направлении потребности, формируя конкретные пути их удовлетворения" . По мнению Л.С. Выготского, творчество является необходимым условием существования, который носит личностный характер. "Творчество - норма детского развития", - заключает Л.С. Выготский .

С мнением Л. Выготского соглашается Н.С. Лейтес, указывая, что творчество характерно для каждого здорового ребенка . Стимулом к творчеству служит эмоциональное состояние ребенка, выражаемое в рисунке. Для ребенка важно выразить свои переживания. Поэтому критерием могут быть не само качество работы ребенка, а стимул, который подтолкнул ребенка к творческой активности.

Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, В.В. Давыдов приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя.

То есть критерием личности является наличие творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделил черты творческой личности . Первая - потребность личности в активном созидании. Эта потребность является главной, смыслообразующей, как отмечает В. Давыдов, и подчиняет себе все другие. Другой признак творческой личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова . Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Поэтому овладение человеческой культурой должно проходить у детей через поиск, который выступает как основа детского творчества. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве и разделяет ее на два вида: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества личности.

Так, обобщая вышеперечисленное, личность представляется как активный творческий деятель, способный к поиску, самостоятельному выбору способов действия, занимающий определенный статус в обществе, который творчески преобразует мир, а значит и самого себя тоже.

На протяжении дошкольного возраста идет процесс становление образа "Я", он включает в себя не только знания о себе, а осознание себя как личности, своего места в обществе, в системе общественных отношений. Образ "Я" включает отношение человека к самому себе, то есть формируется самооценка. Она формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Благодаря чему человек ориентируется на наиболее значимую для него группу (лицо), идеалы ее, ценности .

Огромные возможности для такого развития заложены в изобразительной деятельности.

Общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Благодаря произведениям искусства, человек знакомится с авторской позицией, иной точкой зрения. Он может принять ее, поспорить с ней. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку связан с осознанием своих желаний, интересов, возможностей, оценкой чего-либо. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.

Одно из важнейших условий развития ребенка - это обновление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра отвечает тем потребностям ребенка, которые доминируют в данном возрасте. Изобразительная деятельность показывает влияние приоритетов в потребностях ребенка. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности. Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру ("ребенок - предмет", "ребенок - взрослый") существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как и в игре), долгое время может рисовать не для других, а для себя. Хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других .

В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла.

В рисунке ребенок может прибегать к игровым способам действия. Такие рисунки, как правило, схематичные, полуготовые. Они нарисованы наскоро, остальное ребенок дорисовывает, разворачивая сюжет.

Таким образом, система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат.

Отечественные педагоги рассматривают творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, как целенаправленный процесс, обращая внимание на качество. Е.А. Флерина пишет: В оценке детской изобразительной деятельности следует также остерегаться злоупотреблять термином "творчество". Правда, ещё К.Д. Ушинский отмечал, что, несмотря на неразвитость детского воображения, удельный вес его в психике ребёнка больший, чем в психике взрослого . Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёркивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёгкость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, весело и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он создаёт. Н.И. Сакулина, советский педагог, говорит об этом так: "Мы полагаем, что педагогическое руководство детским рисованием складывается из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате который ребенок овладевает тем объемом умений, который позволит ему творчески выражать свой замысел. Педагог учит детей таким способом деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества". . Такой же подход встречается в методике Т.С. Комаровой. "Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога" .

Т.С. Комарова также заключает, что детское творчество такой же сложный процесс, как и творчество взрослых. В нем объединяются сознательное и интуитивное мышление, творческое воображение, труд, оригинальность. На основе этого, Комарова дает свое определение детского творчества - это "создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не пользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)" .

Обобщая все определения, можно заключить, что творческое развитие - это процесс освоения универсальных способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Занятия творчеством должны ориентироваться на развитие этих способностей.

Итак, анализ проблемы творческого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогической литературе показал, что большинство исследователей рассматривают данный процесс как:

  • - лежащей в основе развития личности ребенка;
  • - осуществляемый в активной деятельности;
  • - включающий развитие творческого воображения, эмоционально-волевой сферы, готовность к надситуативно-преобразовательным действиям. Творческое развитие дошкольника заключается в самоценности этого процесса и его результата для самого ребенка. Открывая для себя что-то новое в творчестве, ребенок открывает нечто новое о себе для взрослых. Помочь ему могут организованные занятия художественным творчеством, через которые, посредством общения с искусством, освоением знаний, навыков, обогащением своего эмоционального опыта, ребенок развивает свои универсальные и творческие способности, формирует самооценку и отношение к окружающему обществу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.