Конспекты занятий по продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность. Круглое и яркое

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, аппликацию, — традиционно представленных в детской жизни и занимающих в них существенное место.

Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть пояснены следующим образом.

Продуктивную деятельность целесообразно обозначить как работу в «мастерской» (в которою на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованным пространством, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные. Антураж и дух «мастерской» дает возможность отойти от так называемого «класса» – пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

Работу в «мастерской» можно интегрировать с чтением художественной литературы, формированием целостной картины мира, которые могут определить и направление работы, ее конкретную тематику, создавая для нее смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу это делать») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

1) организацию общего рабочего пространства;

2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;

3) открытый временной конец деятельности, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) – его можно устроить, сдвинув обычные столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места для детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. В процессе деятельности он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями.

Начиная НОД (продуктивную деятельность), взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идем для работы (проблемные ситуации, игровую мотивацию).

Следует предложить детям насколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попратиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики (аппликация), можно предоставить 3 – 4 образца, которые отличаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они смогут выбрать образец попроще.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать. Становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ним образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт, поддерживает у остальных участников это стремление.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и, не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на время (в зависимости от возрастных особенностей детей), необходимое для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы). При этом необходимо иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В соответствии с этим данная деятельность должна планироваться второй или третьей в расписании до прогулки. По мере завершения работы (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, одобряя своим присутствием медлительных детей.

Познавательно – исследовательской деятельность — активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В качестве основных развивающих функций познавательно – исследовательской деятельности могут быть обозначены следующие:

¾ развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

¾ освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родово – видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

¾ перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

¾ развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа – рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

¾ расширение кругозора

¾ детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

Каким образом следует выстраивать познавательно – исследовательскую деятельность, чтобы вызвать познавательную активность детей и поддержать их исследовательскую активность?

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования:

— актуализация темы, наводящей детей на постановку вопросов, проблем;

— обсуждение идей, предположение детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

— опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент, – какое — либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющие поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный воспитателем вне актуальной и привлекательной темы, может оставить детей совершенно равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.

Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например листопад) и общественные события (например, 8 марта, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначение, ранее неизвестным детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации на определенную тему и т.д.

Много интересов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественных произведениях, которые воспитатель читает или напоминает детям.

И наконец, стимулом к исследованию могу стать события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам.

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования (Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга?).

Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого – либо явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять это факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа.

Обсуждение происходит за «круглым столом» (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). На этом этапе исследования педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причем это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на доске. Наборов для опыта должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента.

Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа – сравнения), представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото), которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с материалом становится возможным его детальный анализ, возникают активные обсуждения и идеи относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

Следующий этап исследования – опытная проверка идеи. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. Воспитатель подключается к одной из подгрупп, затем переходит к другой и т.д.

Партнерская познавательно – исследовательская деятельность со взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыски на пределами НОД. Такой импульс может дать специфический предметный материал, провоцирующий детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведенной в процессе НОД.

Предметный материал должен быть мобильным: в процессе деятельности надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований». Из принесенных дошкольниками вещей. Коллекций можно организовать выставку, собственный музей, снабдив экспонаты ярлычками – надписями.

Обратим внимание еще на один важный момент.

Организуя познавательно – исследовательскую деятельность, не следует смешивать ее с продуктивной.

В отличии от продуктивной деятельность, смысл которой – достижение результата с хорошим качеством, в познавательно – исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Однако может быть использована тематическая связь деятельности познавательного цикла с продуктивной деятельностью.

Не следует также смешивать познавательно – исследовательскую деятельность (исследования – путешествия) и сюжетную игру. Хотя исследование – путешествие и протекают в условном плане, их основной девиз – узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени. В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него во время игры – не анализировать мир, а «быть» в нем, пусть даже условно, кем-то значительным, управлять событиями.

Вместе с тем исследование – путешествие может послужить преамбулой, подготовкой к развертыванию настоящей сюжетно – ролевой игры в путешествие, с соответствующим предметным оформлением и разыгрыванием разнообразных драматических коллизий, которые случаются в пути.

Итак, познавательно – исследовательская деятельность может поддерживаться другими видами деятельности:

1. Чтение художественной литературы, вводящей в тему, выделяющей акцентирующей исследовательскую проблему, вопрос, — затем собственно познавательно – исследовательская деятельность.

2. Собственно познавательно – исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

3. Собственно познавательно – исследовательская деятельность – затем сюжетная игра по мотивам деятельности.

Планирование последовательности определяется тематическим планом.

Формы познавательно – исследовательской деятельности педагог волен выбирать сам. Это могут быть опыты (экспериментирования), путешествия по карте (пространство мира), путешествие по «реке времени» (историческое время), коллекционирование (классификация). Данные форы могут варьироваться воспитателем, исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

Практическая часть.

Путешествие по карте.

Тема: Океаны и их обитатели (подводный мир).

Обсудим, как можно было бы попутешествовать под водой, посмотреть на подводный мир (подводная лодка).

Представим, что мы отправились в такое путешествие (выберем пункт отправления и назначения. Проложим маршрут на карте – через все океаны). Обсудим, что нас ждет в пути, кого мы можем встретить. Проверим наши предположения – рассмотрим подходящие фотоиллюстрации подводных пейзажей (с рабами, осьминогами, крабами, моллюсками, колониями кораллов, зарослями водорослей и пр.) проведем аналогию между жизнью на суше и в подводном мире.

Понаблюдаем, что происходит в реальном «кусочке2 подводного мира – в аквариуме, посмотрим видеофильм4 обсудим, как дышат рыбы, как им удается погружаться и всплывать (приспособление к среде обитания – жабры, плавательный пузырь).

В дальнейшем можно поиграть в подводное путешествие: построим на ковре подводную ложку, придумаем разные приключения в пути.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

По программе Веракса "От рождения до школы" занятия по продуктивной деятельности организуются следующим образом:

С детьми второй группы раннего возраста рисование и лепка проводится по 1 разу в неделю продолжительностью 8-10 мин.

Во 2 младшей группе рисование проводится 1 раз в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью не более 15 минут.

В средней группе рисование проводится 1 раз в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью до 20 минут.

В старшей группе рисование проводится 2 раза в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью не более 25 минут.

В подготовительной группе рисование проводится 2 раза в неделю, лепка и аппликация по 1 разу в 2 недели продолжительностью не более 30 минут.

Количество занятий по конструированию не регламентируется .

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОО, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы - 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность - зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия - 10 мин для детей от 1г. 6мес и 10-12мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.

В младшей группе к детям приходят сказочные герои или отправляются к ним в гости. Например, однажды может прийти в гости к ребятам котенок Пушок, который так увлекся игрой в клубочек, что не заметил, как размотал его. Дети помогут котенку. Они наматывают нитку на клубок. В совместной деятельности с детьми закрепляется прием рисования круглой формы по спирали, цвет, величина, внешний вид котенка и его повадки.

В слитном рисовании круга может помочь снеговик. Эти приемы легко усваиваются детьми, при помощи введения в совместной деятельности игровых персонажей. В дальнейшем могут использоваться детьми на других занятиях по рисованию - "Веселые цыплята", "Воздушные шары".

В среднем возрасте детям предоставляется возможность самостоятельно решить поставленную задачу, находить несколько вариантов решения. Большое внимание уделяется работе с карандашом. В этой возрастной группе используются совместная художественная деятельность - путешествия, которые позволяли оказаться в разных местах: сказка, речка, лес и т.д. Во время проведения совместной художественной деятельности дети читают и слушают стихи, музыку, закрепляются знания об окружающем мире. Например, на занятии "Путешествие в сказочный лес" используются подвижная игра "Гори, гори ясно"; дидактическая игра "Домик для бабочки"; игра превращение "Красивая бабочка". Все эти игровые приемы помогают детям в дальнейшей работе, украшение крыльев бабочки. Это совместная деятельность поможет детям закрепить теплые и холодные тона, а так же познакомиться с зеркальным изображением.

В старшем возрасте закрепляются ранее приобретенные навыки и умения. Предоставляется возможность рисовать разными материалами, знакомиться и используют в работе новые техники рисования. Педагог знакомит с необычными средствами изображения: свеча, расческа. Зубная щетка, ватные палочки и др. Это раскрепощает детей в процессе их деятельности и помогает развить воображение и фантазию.

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

  • - Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
  • - В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
  • - Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.
  • - Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный
  • - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

  • 1. с геометрическими объемными формами,
  • 2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
  • 3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,
  • 4. Понятия о стороне, углах, центре.
  • 5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

  • 1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
  • 2. аккуратности,
  • 3. умения работать в коллективе,
  • 4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

План:

1.Формы организации и руководства продуктивной деятельностью дошкольников (совместной деятельности воспитателей с детьми, самостоятельной деятельности детей).

2. Занятие как основная форма обучения и творческого развития детей: тематические, комплексные, комбинированные занятия.

3. Структура занятия.

4. Типы занятий: на тему предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных

и технических навыках); на тему, выбранную ребёнком (по замыслу).

5. Особенности планирование занятий по организации продуктивной деятельности (одновидовые и интегрированные занятия).

1.Основной формой обучения и развития детского изобразительного творчества являются занятия, непосредственная образовательная деятельность. Занятия по изобразительной деятельности является средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.

2. Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы в группе, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения выбираю наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезывать и наклеивать.

Кроме занятий в ДОУ организуется и проводится совместная деятельность воспитателя с детьми.

Основные формы совместной деятельности воспитателя и детей:

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Другой эффективной формой организация изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная деятельность.
Продуктивная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей.
Условия для самостоятельной деятельности:
1.обучение на занятиях должно строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи.

2.организация предметно-развивающей среды в ДОУ и семье, предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

3.тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.

2. Типы занятий по характеру познавательной деятельности детей:
1)занятия на тему предложенную воспитателем:
а) занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомление их с новыми способами изображения;
б) занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия.

2)занятия на тему, выбранную ребёнком (творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность и свободны в реализации замыслов).

Виды занятий в зависимости от критерия выделения:
по содержанию изображения:
-предметное;
-сюжетное;
-декоративное.
по способу изображения:
-по представлению;
-по памяти;
-с натуры.

3.Структура занятия по изобразительной деятельности:

I часть занятия - объяснение задания:

1. Игровая мотивация или вводная беседа.
2. Обследование натуры, рассматривание образца.
3. Показ способов изображения (полный или частичный в зависимости от возраста детей).
4.Физминутка.
5. Закрепление последовательности способов изображения.

II часть занятия:
Самостоятельное выполнение детьми изобразительного задания.
Использование воспитателем приёмов индивидуальной работы: показ способов изображения, пояснения, указания, советы, поощрения.

III часть занятия - анализ выполненной работы:
Формы проведения анализа:
-воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, всё ли в нём правильно, что интересного придумал ребёнок;
-одному из детей поручается выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
-ребёнок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом и оценивает его;
- дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Виды и своеобразие продуктивной деятельности в ДОУ.

Особенности изобразительной и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

    Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ.

Методика организации и проведения занятий по лепке в ДОУ.

Методика организации и проведения занятий по аппликации в ДОУ.

    Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития ребенка дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Продуктивность – качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели.

Продукт деятельности – результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.

Продуктивное мышление – тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения применять их в новых условиях.

Продуктивное воображение – процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.

Продуктивное восприятие – это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Продуктивный подход – способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.

Продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов.

Мотив – эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности.

Цель – осознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность.

Действие по своему характеру близко понятию «поведение». И если поведение – это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действия – только некоторые виды поведения.

Продуктивные действия невозможны без частных операций.

Частные операции - точно направленные действия, чьи функции имеют конкретный ограничивающий их характер.

Необходимо начинать с обучения детей именно частным операциям, постепенно преобразуемым в действия.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сензитивный возраст (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей , для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность .

В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1 - 3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6 - 8 лет.

Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватоеэмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению ксензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец)

Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения . Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2. Этап подражания и имитации . Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Виды продуктивной деятельности в ДОУ

    рисование,

    лепка,

    аппликация.

    конструирование,

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:

- развиваются личностные качества ребенка;

- развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);

- развивается эмоциональная сфера;

- формируются эстетические представления об окружающем мире.

РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

1. Возрастание роли зрения в процессе овладения миром. Как результат – развитие восприятия.

2. Формирование собственного понимания предмета, знаний о нём. Как результат – формирование индивидуальной картины мира.

3. Развитие и тренировка внимательности, чувствительности, восприимчивости к явлениям и предметам внешнего мира.

4. Развитие воображения.

5. Развитие моторики (как мелкой, так и крупной) и координации движений.

6. Овладение различными дополнительными средствами восприятия и отражения мира.

7. Развитие творческого начала и особого рода мышления (в том числе и абстрактного).

8. Овладение способами самореализации – проявления внутренних желаний ребенка через конкретный продукт своей деятельности (рисунки, поделки и пр.)

9. Релаксирующая (в том числе и переключающая внимание и создающая условия для лучшей концентрации) и психокоррекционная роль продуктивного творчества на психику ребенка.

2. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения; одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Предметное рисование

Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности.

Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей.

Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

Научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;

Научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;

Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Первая младшая группа

Вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;

Научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;

Знакомство детей с цветом

Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала.

Вторая младшая группа

Научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;

Применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;

Обучение промыванию кисти - этот процесс требует от ребенка аккуратности и терпения;

Сочетание нескольких форм в одном предмете - снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник.

Средняя группа

- развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

Совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;

Развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;

Новое в обучении - передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

Старшая группа

- совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

Развивать и совершенствовать чувство цвета;

Развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

Подготовительная группа

Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

Научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

Развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

Развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

Накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

    Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Материалы: пластилин, Глина, бумажная масса, моделин, соленое тесто и др.

Задачи лепки:

Расширяет кругозор,

Способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Воспитывают художественный вкус

Умение наблюдать. выделять главное, характерное

Воспитывает усидчивость,

Развивает трудовые умения и навыки ребёнка,

Развивает мышцы пальцев, ловкость рук (мелкая моторика руки)

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого»

Виды лепки

1. По содержанию

Предметная лепка - выполнение отдельных предметов из пластических материалов. Основное внимание уделяется воссозданию характерных признаков и свойств предметов, объектов.

Сюжетная лепка состоит в отображении сюжета, который может быть представлен двумя или несколькими взаимосвязанными фигурками, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка связана с воссозданием предметов народного декоративно-прикладного искусства, отраженного в различных промыслах.

Лепка– по замыслу - Основная задача здесь состоит в том, чтобы дети самостоятельно учились задумывать тему лепки, опираясь на полученные умения и навыки, доводили работу до конца, проявляя самостоятельность и творческую активность в создании четкой формы предмета, в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

2. По характеру

Реалистичная лепка -создание образа, напоминающие реальные предметы и объекты.

Стилизованная лепка – схожа с декоративной, так как связана с обобщением формы до уровня стилизации.

Абстрактная лепка – является самым неоднозначным видом. Создание абстрактного образа характерно для детей раннего возраста. С другой стороны, абстракция формирует способность создать отстраненный образ, позволяет дать детям представление о форме вообще и об эстетических категориях.

3. По форме пластического образа

Объемная лепка предполагает создание трехмерной поделки.

Рельефная лепка представлена поделками, имеющими объемное лепное изображение на плоскости.

В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают виды рельефа:

Барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;

Горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема.

Контррельеф - изображение не выступает над основой, а наоборот, углубляется в нее.

Способы лепки

Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.

Пластический (скульптурный) способ - лепка из целого куска

Комбинированный – объединяет конструктивный и пластический.

Кольцевой способ – заключается в выполнении тонких валиков. Они объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Этим способом выпооняется различной формы посуда.

Приемы лепки

Сминание – (обучение с раннего возраста)

Отщипывание (с раннего)

Прижимание (с раннего)

скатывание - процесс превращения кусочка пластилина в ровный шарик;(ранний возр.)

раскатывание - когда из кусочка пластилина (глины) получается яйцеобразная или цилиндрическая форма; (ранний возр.)

соединение (ранн.в)

сплющивание - процесс сдавливания шарика из пластилина, в результате чего он приобретает форму диска или лепёшки;(ранний возраст)

прищипывание - детали будто «выщипываются» из цельного куска;(ранний возраст)

вытягивание (с мл.группы)

оттягивание - прежде чем вылепить какую-то мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала;(с мл. группы)

заглаживание (сглаживание) - приём, необходимый при лепке плоских поверхностей, для сглаживания изгибов и исправления недочётов в работе. Выполняется он кончиками пальцев или стеками.(средняя группа)

примазывание (ср.группа)

Техники лепки

Мелкая пластика – высота не более 1 м из пластичных материалов.

Пластилинография – создание плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов путем их размазывания по поверхности.

Бумагопластика - способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.

Папье-маше - воссоздание силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим офрмлением получившейся копии.

Задачи лепки в ДОУ

воспитание детского творчества,

обучение детей изобразительным и техническим умениям,

развитие интереса к этому виду деятельности.

Структура занятия по лепке

1)Организационный момент.

Создание интереса и эмоционального настроя. (раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация.

2)Основная часть или познавательная.

Показ и анализ изображаемого (натуры, образца)

Беседа,

Художественное слово.

3)Практическая часть

Конкретные указания к выполнению работы.

Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4)Самостоятельная деятельность детей.

Помощь в форме наводящих вопросов, советом.

Показ изображения (на отдельном листе педагога).

5) Заключительная часть занятия

Просмотр и оценка детских работ

4 . Аппликация – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий.

Аппликация (от лат. – присоединение) – способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается.

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ:

    По используемым материалам:

    Из бумаги и картона

    Из природных материалов

    Из бросового материала

    Из ткани, сукна

    по содержанию:

реалистичная-стилизованная-абстрактная

    по характеру

предметные - вырезание и наклеивание форм из отдельных частей или силуэтов;

сюжетные - вырезание и наклеивание форм которые взаимодействуют между собой, составляя тему;

декоративные - из геометрических и растительных форм;

Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений.

    По форме отображения образа

    Плоскостная -Полуобъемная (рельефная)

    по цветовому решению : монохромные; полихромные

    по способам закрепления деталей на основе : с помощью клея, на пластилин.

Оборудование и инструменты: ножницы небольшого размера с закругленными краями, клей, кисточки для клея (тонкие и крупные, широкие и плоские), подставки под кисточки, губки, клеенка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки (тряпочки), вспомогательные материалы (глина, пластилин, воск)

Приемы аппликации:

    сгибание (с р.в)

    сминание (р.в.)

    сложение (многократное сгибание) (мл. гр)

    выгибание (ср.г)

    выщипывание (от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные кусочки, из которых составляют либо фон для работы, либо отдельный образ) (р.в)

    обрывание (на лист бумаги наносится контур, который потом освобождается от лишнего фона путем многократных аккуратных надрывов) (мл.гр)

    накручивание (с использованием какой-либо основы) (ср. гр)

    скручивание (многократное накручивание, позволяющее получить многозвеньевую спираль) (ср.гр)

    надрезание (выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный надрез на листе. (мл. гр)

    разрезание (используется для получения из одного листа бумаги две части (мл.гр)

    прорезание (получение надреза внутри листа) (ср.гр)

    наклеивание (р.в)

    приклеивание (соединение деталей друг с другом) (р.в)

    заклеивание (закрывание щели с помощью детали путем приклеивания на эту щель) (ср.гр)

    присоединение (с помощью доп. Материалов: глины, воска, пластилина) (р.в)

    пришивание (старшие группы)

    вырезывание (получение с помощью ножниц, любой детали, любой формы) (средняя группа)

Виды вырезывания из бумаги:

    вырезывание из бумаги геометрических форм путем преобразования одной в другую (мл.гр)

    из полоски – квадрат, треугольник, прямоугольник

    из квадрата-два (четыре) треугольника, круг

    из прямоугольника – треугольники, овал;

    из прямоугольника и квадрата – ромб, трапеция

    вырезывание на основе геометрических форм предметов, напоминающих эти формы;

    симметричное вырезывание

    зеркальное- Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, где вырезается только половина образа

    центрально-лучевое – сложение от центра (снежинка)

    ленточное - Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное).

    Силуэтное вырезывание.

Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор бумаги

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.

Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.

Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративной и сюжетной апп.

Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами

Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.

Средний дошкольный возраст.

Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.

Методы и приемы обучения.

Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль слова. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово.

Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.

Старший дошкольный возраст.

На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом - от этого зависит качество работ.

Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе - предметное изображение.

Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.

Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изобразительной деятельностью детей, но значительно реже - только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения. Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особенностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анализировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.

Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познавательных и эстетических интересов; формирование самооценки.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

Специфика детской аппликации заключается в том, что, благодаря ее материалам, дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.

    Конструирование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по конструированию в ДОУ

Конструирование (от лат. Складывать, расставлять) - означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности, что важно для подготовки детей к обучению в школе.

Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

Особенности конструктивной деятельности (Парамонова Л. А.)

    Дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций.

    Познают конструктивные свойства деталей и материалов

    Расширяется область творческих проявлений.

Условия для успешного развития

    Раннее физическое развитие, стимулирующее координацию движений рук в процессе действий с различными инструментами и материалами.

    Создание обстановки, опережающей развитие детей.

    Вовлечение детей в процесс экспериментирования с художественными материалами.

    Предоставление большей свободы в выборе способов, приемов, техник и материалов для конструирования.

    Создание эмоциональной атмосферы творчества на протяжении всего процесса создания конструктивно-пластического образа.

Виды конструирования выделяются по следующим основаниям

    По используемым материалам:

    из строительных наборов

    из конструкторов (является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

    из природного материала (Природный материал в качестве строительного можно исполь¬зовать для игр детей, начиная с младшей группы)

    из бросового материала (Готовые формы - коробки, катушки, шпульки, пробки и др.)

    из бумаги и картона (бумагопластика), является наиболее сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы.

Оригами

Объемное бумажно-картонное моделирование

    По содержанию

    Реалистичное

    Стилизованное

    Абстрактное

    По характеру деятельности детей

    Индивидуальное

    Коллективное

    По назначению

    Практическое назначение

    Имеющее художественно-эстетическое назначение

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом к онструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, В художественном конструировании, дети, создавая образы, не только отображают их структуру, а выражают свое отношение к ним.

Материалы используются те же, что и для работы над аппликацией. но есть и присущие только конструированию строительные наборы и конструкторы.

Строительный набор представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.) он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Различают конструкторы:

    Предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеивание деталей), после чего конструктор нельзя повторно использовать

    Ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать для получения только определенных видов построек)

    Универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования.

Конструкторы могут быть

    Деревянные

    Пластмассовые

    Металлические

    Керамические

В качестве оборудования для конструирования можно использовать столы для ЛЕГО-конструкторов, модули.

Приемы конструирования

    Закрепление частей на основе (р. В)

    Соединение частей друг с другом (р.в)

    Приклеивание (р. В.)

    Заклеивание (мл.г)

    Склеивание (мл. гр)

    Пришивание (старшие группы)

    Прокалывание (стар.гр)

    Закручивание (ст.гр)

    Зажимание (сред.гр)

    Сминание (р.в)

    Сгибание (разгибание, выгибание) (р.в)

    Сложение (мл. гр)

    Разворачивание (сворачивание) (стар.гр)

    Скручивание (раскручивание) ст.гр)

    Обматывание (ст.гр)

    Примазывание (мл.гр)

Способы конструирования из бумаги: относится к художественной деятельности.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.

Конструирование на основе конуса, цилиндра (бумажная скульптура) дает возможность создавать сложные, объемные игрушки.

Формы организации обучения дошкольников конструированию.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по модели (А. Н. Миренова и А.Р. Лурия) детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; они сами решают, что и как будут конструировать.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.

Важно создать условия для сохранения детских конструкций .

Однако, когда интерес детей к тому или другому сооружению угаснет, необходимо вместе с детьми аккуратно его разобрать.

Методика руководства конструированием в группах разного возраста.

Большой вклад в развитие личности ребенка посредством конструктивной деятельности внесли такие ученые как Куцакува Л.В., Парамонова Л.А., Комарова Т.С., и др.

Младший дошкольный возраст. В раннем возрасте создаются только предпосылки конструирования, накапливается самый первый опыт этой деятельности.

У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из деталей строительного набора и учатся называть их, учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола.

конструирование по образцу.

В обучении детей младшей группы конструированию воспитатель использует разнообразные методы. Но основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный. Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки.

В конце специально организованной деятельности воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2 -3 мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности.

Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только специально организованную деятельность, но и процесс уборки материала после занятий и игр, а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек» и др.

Анализируя детскую деятельность , воспитатель отмечает, не только ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.

Средний дошкольный возраст . Постепенно конструирование начинает отделяться от игры, выделяться как самостоятельная деятельность.

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности: оригами, киригами. (снежинки, цветы и т.п.).

Конструирование из полос бумаги: мебель для кукольного домика, поделки из полосок и мятой бумаги

Конструирование из природного материала. Объемное конструирование из природного материала, доступные способы флористики, способ соединение при помощи пластилина, оформление при помощи цветной бумаги.

Методы и приемы: В средней группе при конструировании из строительного материала, прежде всего используют информационно-рецептивный метод. Обучая детей сооружать какую-то новую конструкцию (мост, машина, трамвай и т. д.), воспитатель посредством рассматривания окружающих объектов, иллюстраций знакомит ребят с самим объектом или его изображением, помогает выделять основные части и определять их практическое назначение. При этом к анализу привлекает самих детей. На занятии при обследовании образца постройки, используется опора на прошлый опыт детей.

Формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, конструирование по условиям.

Старший дошкольный возраст.

В данной группе при конструировании из строительного материала воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями и их свойствами.

Детей учат конструировать по более сложным условиям , начинают учить строить по рисункам, фотографиям.

Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном. Начинается целенаправленное обучение работе с природным материалом, по изготовлению поделок из различных использованных материалов.

Основные методы обучения - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический, т. е. детей знакомят с объектами изображения по образцу, объясняют, показывают, проводят предварительные целенаправленные наблюдения на прогулках (по рисункам, фотографиям).

Беседа в начале занятия - один из методов активизации знаний детей, словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности. У них появляются элементы самоконтроля.

В момент затруднения педагог должен вовремя оказать индивидуальную помощь- совет, указания, напоминание, поощрение.

Игра занимает большое место в жизни ребенка. В старшей группе все чаще используется дидактическая игра. t

Любые изделия, которые выполняют дети, должны находить применение в их играх.

Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу – оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.