Дидактическая игра угадай эмоцию. Картотека социально-эмоциональных игр и упражнений для дошкольников старшего возраста. «Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы»

Волшебная игротека

Игра «Встаньте все те, кто…» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход упражнения: Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Море волнуется» (модификация игры)

Цель: тренировать детей в выражении с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний.

Ход упражнения: Дети свободно передвигаются по комнате и по сигналу ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ….. замри». Дети с помощью мимики изображают эмоцию.

Игра «Дразнилки снежками».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, побуждение к соблюдение определённых правил.

Оборудование: снежки из ваты, колокольчик.

Ход упражнения: Дети кидают друг в друга снежки, при этом обзываются названиями продуктов. По сигналу ведущего собираются снежки в коробку. Психолог оговаривает правило, что кидать можно только по ногам, спине, животу. Нельзя кидать в голову и по лицу.

Игра «"Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: схематическое изображение эмоций.

Ход упражнения: На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра «Мои ощущения»

Цель: расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими его эмоциями.

Оборудование: подборка музыки с разными эмоциями.

Ход упражнения: Дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент. Потом дети называют испытанные эмоции в момент прослушивания.

Елена Боброва

Цели : познакомить детей с основными эмоциями : радость, грусть, гнев, страх; учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика) ; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции , чувства, настроения.

Вариант 1

На столе лежат лепестки от цветов, на которых изображены малыши с различными выражениями эмоций : веселье, испуг, грусть и гнев. Играющим детям раздаются серединки от цветов – смайлики - с теми же эмоциями . Задание : собрать цветок, чтобы на лепестках оказались малыши с одинаковыми эмоциями .

Вариант 2

Воспитатель показывает смайлик – дети подбирают лепестки с соответствующей эмоцией .

Вариант 3

Детям раздаём лепестки с какой – либо эмоцией и спрашиваем , почему малыш на картинке огорчился, грустит, смеётся или злится. Дети придумывают соответствующие ситуации.

Публикации по теме:

Игра для развития мышления 3-5 лет. «Запомни и угадай». Цель игры: научить ребёнка запоминать предметы и перечислять их. Ход игры. Игру.

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства.

Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно.

Игра позволяет закрепить знания о животных,их внешнем виде и среде обитания. Из черной бумаги вырезала силуэт (тень)животного. Наклеивала.

Доброго времени суток, друзья-маамовцы! В нашем детском саду, на одном из педагогических советов проводилась "Ярмарка идей", где воспитатели.

Игра «Угадай кто?» Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: Снятие эмоциональных зажимов; Развитие связной речи детей;.

Дидактическая игра «Угадай объект» для детей 5–7 лет Цель игры: Развивать умение классифицировать объекты по признакам (по форме, по размеру, по классификационной группе: одежда, мебель,одежда,.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.

Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроений. Сначала воспитатель выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

Какое у тебя сейчас настроение?

Какого цвета у тебя настроение?

С каким запахом можно сравнить твое настроение?

На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.

В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

А от чего зависит настроение?

Может ли меняться настроение?

Игра «Жмурки»

Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения.

Материал: картинки, изображающие «злого волшебника» и «угрюмого волшебника».

Ход игры : сначала воспитатель показывает детям картинку, изображающую «злого» волшебника, затем воспитатель заменяет картинку, изображающую «злого» волшебника, «угрюмым волшебником».

Посмотрите дети, лицо у злого волшебника изменилось – теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:

На чем стоишь?

На мосту.

Что продаешь?

Ищи малышей, а не нас!

Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется два три раза. По ее окончании воспитатель обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:

Стало ли вам немного веселей?

Воспитатель определяет словесное общее настроение детей.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель : продолжить знакомство с полярными понятиями «добро – зло».

Материал : цветик – семицветик, такой, чтобы лепестки открывались

(вынимались из цветка), красные и желтые фишки.

Ход игры : каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нм другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по твоему вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились детям и почему.

Упражнение «Придумывание историй»

Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене стать доброй). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Воспитатель может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.

Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.

Придумайте интересную, волшебную историю.

По окончании беседы воспитатель подводит детей к обобщению: как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь? (Добрыми, сердечными).

Игра «Жужа»

Цель : упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Материал: полотенце.

Ход игры : «жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стола, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.

Замечание: воспитатель следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять боль.

Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)

Вам приходилось в жизни злиться?

Из-за чего вы злитесь?

Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)

Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса воспитатель может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)

Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью».

Цель : продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход упражнения : воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Игра «Угадай настроение по рисунку»

Цель:

Материал: картинки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Ход игры : дети выставляют свои картинки. Вопросы:

Какое настроение у мальчика?

Похож ли он на рассерженного?

А как вы догадались, что он сердит?

Какое настроение у девочки?

Почему у девочки хорошее настроение?

А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

А как чувствуете себя вы?

Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель : обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражениями лиц: злым, равнодушным, добрым.

Ход игры : воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.

  1. 1. Зайку бросила хозяйка - 2. Уронили мишку на пол.

Под дождем остался Зайка, Оторвали Мишке лапу –

Со скамейки слезть не мог. Все равно его не брошу.

Весь до ниточки промок. Потому что он хороший. (А.Барто)

У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:

Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

А эта девочка любит драться, обижать других, он оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

А эта девочка добрая – всех жалеет.

Упражнение «Выручи из беды»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «злого» и «доброго» волшебников.

Ход игры : воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное и рассказывает сказку.

Упражнение «Рисуем музыку»

Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского).

Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки (например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Два барана»

Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Ход игры : рано – рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется - тот и проиграл. Можно издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?

Игра «Тень»

Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.

Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

Игра «Закончи предложение»

Цель : учить анализировать свое эмоциональное состояние.

Ход игры :

Я обижаюсь, когда…

Я сержусь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я грущу, когда…

Упражнение «Негаданная радость».

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими; формировать навыки социального поведения.

Ход игры: в комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Игра «Волшебные цветы»

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими.

Материал: контурные изображения розы, репея, лилии, резеды.

Ход игры : детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

РОЗА РЕПЕЙ

Зовут меня розой, Репей я колючий,

Примите меня. Ко всем пристаю.

Я очень душиста Расту при дороге,

И цветом нежна. У стенки стою.

По цвету и имя Задеть меня платьем

Такое мне дали Прохожий боится…

И даже царицей Нельзя ли хоть с вами

За пышность прозвали. Репью подружиться?

ЛИЛИЯ РЕЗЕДА

Я – лилия; с вами Чуть видным кусточком

Я буду дружна; Расту я всегда,

Кротка и скромна я И белым цветочком

И очень стройна; Глядит резеда.

Люблю, наклонившись, Приятно лишь пахну,

В ручей поглядеться… Хоть бледна окраска.

Позвольте мне с вами Зато мне повсюду

В кружке повертеться! Знакомство и ласка.

Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки – ласковый, светлый, добрый, успокаивающий)

Игра «Мышь и мышеловка»

Цель : развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Ход игры : необходимое число играющих -5-6. Все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это «мышеловка» (или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом воспитатель следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его.

Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.

Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).

Ход игры : детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Игра «Падающая башня»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Материал: подушки.

Ход игры : воспитатель предлагает всем вместе поиграть в игру, которая поможет избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

Игра «По кочкам»

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями.

Материал: подушки.

Ход игры: подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку. Воспитатель тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры воспитатель может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы: «Ква-ква, подвинься!».

Игра «Хорошо – плохо».

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

Материал: фишки красного и черного цветов.

Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующее его моральной оценке. Примерный перечень детских поступков для игры:

ПЛОХИЕ ХОРОШИЕ

1) порвал блузку 1) защитил слабого

2) обидел друга 2) проведал больного друга

3) поссорился с мамой 3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка 4) помог младшей сестре одеться

5) ударил котенка

6) разрушил птичье гнездо

Игры для детей старшей группы

Выбери девочку

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Ход игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

1.Зайку бросила хозяйка, - Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.

Какая девочка бросила зайку? - задает вопрос воспитатель после чтения стихотворения.

2. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

Какая девочка испугалась за бычка?

3. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу - Потому что он хороший.

Какая девочка пожалела мишку?

4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Какая девочка любит свою лошадку?

Колобок

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Ход игры . Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

    Как тебя зовут?

    Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

    Колобок, давай с тобой дружить.

    Приходи ко мне в гости, колобок.

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.


Джинн

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

Ход игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Крабле! Бумс!", которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.



«Передай настроение»
Цель : развитие выразительных движений, наблюдательности, воображения.

Ход игры . Придумывается и передается настроение (грустное, веселое, тоскливое). Первым мимикой, жестами настроение показывает воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослыи ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.



«Разговор сквозь стекло»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния.

Ход игры. Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждет его на улице. Но они не успели решить, что нужно купить, а выход - далеко. Проблема решается попыткой договориться через толстое стекло витрины. Кричать бесполезно: партнер все равно не услышит. Как «договорились», играющие обсуждают по окончании игры.

Для облегчения решения задачи воспитатель с кем-либо из детей наглядно проводит и обсуждает сценку. Затем дети играют самостоятельно.

Воспитатель следит за ходом игры помогает тем детям, у которых что-то не получается. По желанию дети меняются ролями.

«Тень»
Цель : Учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Ход игры : Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек. Если играющие испытывают затруднение, по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются ролями.


«Зеркало»

Цель : учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Ход игры: Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

«Угадай эмоцию».

Цель : учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

Ход игры: Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети - зрители - должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому - восторг, (раздражение - ярость, печаль - горе). Задача зрителей - как можно точнее определить эти эмоции.


Игра «Ласковое слово»

Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Ход игры: Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
Раз, два, три - начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
- Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Ход игры: Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грустит, огорчается, веселится, печалится;

Радуется, веселится, восторгается, злится;

Радость, веселье, счастье, злость;

Эмоции в жизни маленького ребёнка - это своего рода код, послание, в котором окружающие могут найти сведения о состоянии малыша, объяснить мотивы того или иного его поведения. Однако на протяжении периода детства чувства и эмоции детей проходят определённый путь развития, который нуждается в некоторой организации со стороны взрослых. В разном дошкольном возрасте это будут разные по содержанию игры на эмоциональное (эмоционально-волевое) развитие.

Суть игр на эмоциональное развитие

Печаль, злость, недовольство не умеющие разговаривать малыши выражают криками, рыданиями, топаньем ногами, выплёскивая тем самым физическое напряжение, которое возникло в теле из-за негативных эмоций. В дошкольный период детства благодаря речевому развитию дети осваивают так называемые социальные формы выражения эмоций, которые становятся ярким показателем психического и физического здоровья. Игры на эмоциональное развитие - это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впоследствии формирует их эмоциональное отношение к миру.

Воспитание гармоничной личности невозможно без развития эмоциональной сферы в детском возрасте

Цели игр на эмоциональное развитие

Педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), разрабатывая систему игр, создают некий эмоциональный букварь, цель которого:

  • научить детей пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств;
  • помочь ребятам освоить приёмы для понимания эмоциональных состояний окружающих людей;
  • развивать способность понимать причины тех или иных настроений;
  • показать малышам способы борьбы с негативными состояниями и переживаниями (обидой, страхом);
  • воспитывать уважительное отношение к переживаниям других людей и чувство эмоционального единения.

Основополагающие задачи развития эмоций

Среди задач, направленных на достижение поставленных целей, можно выделить пять. Как и цели, они являются универсальными в работе с детьми любого возраста, но имеют некоторые нюансы в определении акцентов работы.

Продемонстрировать детям механизмы саморегуляции

В младшем дошкольном возрасте, ознаменованном кризисом трёх лет, когда дети мир вокруг воспринимают через призму «Я сам», «Моё», это будут игры, позволяющие отвлечься от эмоций (злости, гнева).

Например, для подавления злости в своей практике я предлагаю малышам сыграть в игру «Ласковые лапки». Малыши закрывают глаза, оголяют по локоть руку, а воспитатель водит по руке предметами различных фактур: кусочком меха, бусами, ватой и пр., спрашивая при этом, какой зверёк прикасается (кошка, улитка, бабочка и пр.).

В младших группах игры на эмоциональное развитие позволяют научить малышей контролировать проявления злости, обусловленные возрастным кризисом

В средней группе для детей будет актуальны механизмы саморегуляции в контексте разрешения конфликтов, которые часть возникают на фоне распределения ролей в играх. Одним из вариантов преодоления негативных эмоций, возникающих на этой почве, может быть игра «Доброе слово». Дети садятся в круг, воспитатель предлагает им повернуться к своему соседу и, глядя в глаза, сказать доброе слово.

В старшем дошкольном возрасте ребята много фантазируют, часто не могут прийти к консенсусу относительно правил игры. Каждый тянет одеяло на себя. Чтобы преодолеть эту ситуацию, научить детей гармонично чувствовать себя частью команды в разных ситуациях-правилах, своим воспитанникам я предлагаю игру «Сороконожка». Дошколята становятся в колонну, кладут руки на плечи друг другу и присаживаются. Задача состоит в том, чтобы, передвигаясь по периметру помещения или площадки, не расцепиться.

Обучить социально приемлемым способам поведения

Иными словами, педагог учит детей правильной реакции на возникшие ситуации. В младшем и среднем дошкольном возрасте, ориентируясь на систему координат малышей 1,5–4 лет, приемлемыми являются только те реакции, которые вписываются в формулу «хочу - не хочу».

Так, например, чтобы показать, что жадным и злым быть плохо, я предлагаю своим детям разыграть сценку из сказки «Жадный медвежонок». По сюжету истории с маленьким мишкой, который не делился с друзьями конфетами и игрушками, никто не хотел дружить. Мы проигрываем отрывки, меняясь ролями, а затем приходим к выводу, что жадным и злым быть плохо.

В старшей и подготовительной группах к «хочу - не хочу» добавляется «так надо, потому что сказал взрослый».

Разобраться с этой ориентировкой, понять и принять (или не принять) её целесообразность, нам с детьми помогает игра «Оцени поступок», направленный на искоренение ябедничества. Педагог сообщает ребятам конфликтную ситуацию: мальчик Вова любил ябедничать, постоянно рассказывал воспитательнице обо всех шалостях ребят. Однажды в очередной раз он подошёл к Марии Анатольевне - так звали воспитательницу - и рассказал, что на прогулке Миша и Андрей высыпали песок из песочницы на дорожку, ведущую к главному корпусу детского сада, которую дворник только-только подмёл. А когда Мария Анатольевна спросила, почему же Вова не сказал мальчикам, что так делать нельзя, он ответил, что очень торопился рассказать об их поступке воспитательнице. Тогда педагог объяснила мальчику, что пока он шёл к ней, рассказывал, Миша и Андрей высыпали ещё больше песка, а значит, в устроенном беспорядке есть вина и Вовы, который, вместо того, чтобы отвлечь хулиганов, объяснить, неправильность их поведения, потерял время на ябедничество. Поэтому Мария Анатольевна сказала, что подметать песок с дорожки будут все трое: и Миша с Андреем, и Вова, которые не остановил их. В ходе обсуждения дети соглашаются, что такая реакция воспитательницы была правильной и что таким, как Вова, быть плохо.

Научить детей делиться игрушками - одна из задач игр на развитие эмоционально-волевой сферы

Научиться не стесняясь проявлять свои положительные эмоции

Эта задача особенно актуальна для средней и старших групп, когда дети, копируя модели поведения взрослых, могут злиться, кричать, а проявления радости подавлять, даже стесняться их.

Для стимуляции позитивного чувства я своим воспитанникам предлагаю театрализованную игру-этюд «Хорошее настроение», которая предваряется такой историей: мама отправила сына Серёжу в магазин, поручив ему купить сладости. «Пожалуйста, купи печенья и немного конфет нам к чаю. А после чая мы пойдём смотреть на бегемота в зоопарке». Мальчик очень обрадовался такой идее и вприпрыжку побежал за покупками. Дети показывают эмоции и движения Серёжи: улыбка, быстрый шаг, переходящий иногда в бег.

Учиться бороться со своими страхами

Как и предыдущая задача, эта особенно актуальна для детей средней и старших групп, так как для игр важно проговаривание тех или иных «страшных» ситуаций.

Так, в старшей группе воспитанникам своей группы я предлагаю провести «Конкурс боюсек»: дети садятся в круг, передавая друг другу мяч, продолжают фразу «Дети боятся…». Тот, кто не смог назвать страх, выбывает. При этом повторять уже названные страхи нельзя. В конце определяем победителя конкурса.

Воспитывать эмоциональное единство с коллективом

Для решения этой задачи детям необходимо показать, что все эмоции люди проживают по-своему, но при этом всё равно в этих проявлениях есть нечто похожее.

Например, удивление. Для того чтобы раскрыть суть этого переживания с детьми подготовительной группы мы играем в игру «Зеркало». По очереди смотрим в зеркало, представляем, что там отразилось что-то сказочное, удивляемся, а затем анализируем: все люди удивляются по-разному, но что-то общее всё равно есть, например, округлившиеся глаза, приподнятые брови и т.д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.