Дымковская игрушка кошка. Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

, Палех , Русская лаковая миниатюра , другой вариант лаковой миниатюры - елочные шары ручной работы , не так давно был опубликован рассказ о Федоскинской миниатюре . А сегодня мы поговорим немного о знаменитой Дымковской игрушке.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с 15 в., когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным.
Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка имеет свою символику. Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг со звездчатой серединкой - солнце и небесные светила.

Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Интерес к бытовому жанру проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера. Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке.
(с) из книги П.И.Уткина и Н.С.Королевой "Народные художественные промыслы"





Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле несколько сотен лет.

, CC BY-SA 3.0

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Технология

Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

После полной просушки в течение от двух до четырнадцати дней, в зависимости от размера, и обжига при температуре до 850 градусов, игрушки покрывают водоэмульсионными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость.

Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Коллекции

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей.

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 1000 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции...

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В июне 2013 года запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России — виртуальный 3D-музей дымковской игрушки.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В статье использованы фотографии коллекции Царицинского музея народов СССР

Фотогалерея


















Дымковская игрушка - яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность проследить, как развивалось это народное искусство на протяжении огромного времени, сменяя многие поколения и династии мастеров.

Дымковская роспись: история

Основоположником этого народного промысла стала небольшая слобода Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова.

Изначально в процессе раскрашивания дымковской игрушки применялись исключительно которые требовалось разводить. Для этой цели применялся перекисший квас или уксус. Кисточка изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палочку. Такой самодельный художественный инструмент использовался, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастера применяли торец ровно срезанного прутика.

Производство дымковской игрушки

Эти игрушки и по сей день полностью рукотворное искусство. Каждая представительница - произведение одного мастера. Для производства фигурки применяется местная красная глина, которая тщательным образом перемешивается с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые детали соединяются и долепливаются.

Прежде чем производить обжиг готовых фигурок, их нужно предварительно высушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигаются изделия в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается специальными температурными белилами. В старину для этих целей использовался мел, разведенный при помощи молока.

На этом процесс изготовления игрушки закончен. Дальше идет дымковская роспись. Она представляет собой совершенно неповторимый народный стиль.

Элементы дымковской росписи

Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или Непременно используются круглые пятна, клетки и просто точки.

Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора.

Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек просто невозможно найти две одинаковые фигурки.

Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами.

При этом каждый элемент рисунка имеет свое скрытое значение. Так, волнистая линия является символом воды. Перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, а круг со звездой в серединке олицетворяет солнце. Дымковская роспись, картинки которой вы можете видеть немного ниже, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

Форма дымковской игрушки

Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы - кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: нарядность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелеринки, зонтики, сумочки и прочие дамские принадлежности.

Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки при помощи лучинки, означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Характерные особенности росписи животных

Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому. Традиционные фигурки всадников, петухов и других любимых народом персонажей разукрашиваются очень ярко, даже фантастично: конь может иметь на своих боках ярко-синие яблоки-круги, индюк имеет феерично красочный веерообразный хвост, а козел - красные с позолотой рога.

Утки-"крылатки" имеют отличительную черту: горизонтальный ряд оборок-крыльев. Когда смотришь на такую уточку, то создается впечатление, что на ней надето два передника, имеющих лепную оборку. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения узоров. Первой наносится широкая полоса, проходящая на груди утки, более узкие полоски расходятся от шеи, и только потом наносятся поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.

Роспись свистулек в виде коньков сочетает вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. При этом использованные оттенки не обязательно гармонируют между собой.

Утки и кони - наиболее популярные образы животных, используемых при создании дымковской игрушки. Козлы, коровы, бараны и поросята, а также домашняя птица встречаются гораздо реже. Анатомические подробности, как правило, не соблюдаются, поэтому все животные несколько напоминают дымковских коней. Лишь форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Роспись этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или маленькими горошинами, имеющими различные оттенки.

Дымковские цвета

Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки - вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве.

Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда - это, конечно, белый цвет. не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий - цвет неба.

Декорирование

Заключительным шагом декорирования игрушки становится нанесение позолоты. Именно это и отличает дымковскую игрушку, привнося в ее облик неповторимые черты. На Руси для этих целей применялось настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкие золотые пластинки, переложенные бумажными лентами (это не давало возможности золоту склеиваться). Из него вырезали маленькие ромбики, которые и приклеивались в нужных местах при помощи яичного белка.

Настоящее дымковской росписи

Для росписи игрушек в применяются гуашевые краски, которые разводятся на яйце, а также темперные либо предназначенные специально для керамических изделий. Для нанесения узоров используются хорьковые или

В наши дни Дымка, к сожалению, уже давно утратила качества, характерные для народной игрушки: непосредственность и невысокую стоимость. Конечно, эти изделия имеют особую пластику. Однако благодаря излишней статичности и детальной четкости дымковские фигурки стали просто красивыми сувенирами.

Районная научно - практическая конференция школьников

«Мир открытий».

Дымковская игрушка

Исследовательский творческий проект

Китова Дарья,

Юсупова Виолетта,

ученицы 1 класса «б»

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Калистратова С.Б.,

учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Кемеровского

муниципального района

Кемеровский район

2016

Содержание

    Введение……………………………………………………………3

    История возникновения дымковской игрушки…………………5

    Практическая часть………………………………………………..8

    Заключение ……………………………………………………….11

    Литература и Интернетресурсы…………………………………12

Введение

В этом году мы стали заниматься в Театре моды «Любава». Руководитель театра Калистратова Светлана Борисовна попросила нас подумать над темой нашей будущей коллекции.

Наше национальное русское декоративное искусство издавна славится своими традициями. Изучая на его на уроках ИЗО, нам очень понравились дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных, и барышни. А узоры, которыми расписывают игрушку, простые и веселые. Но больше всего полюбились - это барыни. У них очень красивые и разнообразные наряды. И тогда мы решили, что наша коллекция будет выглядеть в стиле «дымковской игрушки», а именно в стиле «дымковской барыни».

Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

Цель проекта – создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка».

Задачи:

    Познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки.

    Изучить особенности росписи дымковской игрушки.

    Изготовить эскизы костюмов в стиле «дымковской игрушки».

    Создать коллекцию костюмов для театра моды «Любава».

    Выступить с коллекцией «Дымковская игрушка» на муниципальном и областном конкурсе театров моды.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что изучив историю возникновения, изготовления и росписи дымковской игрушки сможем создать коллекцию костюмов для театра моды.

Планируемый конечный результат:

Создать коллекцию костюмов для театра моды в стиле «Дымковская игрушка» и принять участие в конкурсах Театров моды.

К методам , которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие:

    анализ представлений о «Дымковской игрушке» у наших одноклассников и взрослых на основе анкетирования;

    анализ публикаций и материалов Интернета по данной теме;

    анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков игрушек;

    анализ стиля росписи дымковских игрушек.

По итогам проведенного анкетирования мы сделали вывод:

    что из 30-ти опрошенных человек, 15 человек знают о дымковской игрушке,

    8 человек считают, что дымковская игрушка – это детская игрушка, 19 человек – это сувенир, а 3 человека считают, что это магический символ,

    только 9 человек знают, как расписывается дымковская игрушка,

    и только у двух человек она есть дома,

    все 30 человек хотят узнать подробнее о дымковской игрушке.

История возникновения дымковской игрушки.

Выполняя проект, мы узнали много полезного и интересного.

Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка.


Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска»), который имеет языческие корни и посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна, чтобы они оберегали жилища. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

( Народное творчество. )

Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи.

После остывания

поверхность изделия

белилась мелом,


разведенным на молоке.

К работе готовили 6-10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи (круги, точки, кольца, прямые линии, волнистые линии) и яркий колорит, в котором много красного, жѐлтого, синего, зелѐного, алого, оранжевого.




Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.


Практическая работа.

Теперь, когда изучена история, технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей коллекции.

    Изучили костюм дымковской барыни и выяснили, что на голове барыни непременно должны быть кудри, шляпки или кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках она может держать сумочку, зонтик, собачку, коромысло.

Посмотри, как хороша эта девица-душа. Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво, Барышня так красива. Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.



    Приступили к рисованию эскизов костюмов. Нам помогли другие участники Театра моды. Вот, что у нас получилось.



    В течение пяти месяцев мы вместе с руководителем Театра моды «Любава» изготавливали костюмы для нашей коллекции «Дымковская игрушка». Нам помогали наши мамы. И вот такая коллекция у нас получилась.


    Выступили на конкурсе в школе и заняли 1 место, а так же получили грамоту, как самый яркий костюм., на областном конкурсе «Новые звезды» стали дипломантами 2 степени.

Но на этом не остановились. Я сделала с мамой вот такую барыню из подручного материала и сшила вот такого замечательного индюка.


Заключение Сувенир элемент украшения

    Мы узнали, что дымковская игрушка – это оберег, праздничная свистулька, сувенир, элемент украшения.

    Научились работать с разными источниками, анализировать иллюстрации с изображением игрушек.

    Научились сами изготавливать дымковскую игрушку, правда из ткани, но глиняная игрушка у нас впереди.

    Главное, создали коллекцию костюмов в стиле «Дымковской игрушки» и выступили с ней на конкурсах.

Литература и Интернетресурсы

    И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975

    Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1985. http://ped-kopilka.ru/

    ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.