Духовное развитие личности ребёнка через музыкальную культуру. Духовное развитие детей

Проблемы развития духовного потенциала личности дошкольника - ценностно приоритетные на фоне общего упадка духовной культуры общества. Они актуализированы насущными потребностями времени и недостатком внимания к образовательной работы по этому направлению во всех звеньях образования и в частности в дошкольном. Само понятие духовность имеет сложные, многокомпонентные трактовки философского, психологического, педагогического направления.

Поскольку духовный потенциал личности проявляется через ее духовные потребности и ценности (интеллектуальные, моральные, эстетические), эмоциональную культуру, нравственные и эстетические идеалы, мировоззрение, способность к творчеству, основные пути его формирования в дошкольном детстве лежат в плоскости социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, художественно-эстетического и креативного развития ребенка. Реализация духовного потенциала и взрослого человека, и ребенка возможна на основе сложившейся (у дошкольника - заложенных основ) духовной культуры, компонентами которой является интеллектуальная, моральная, коммуникативная, художественно-эстетическая, национальная, семейно-бытовая, экологическая, правовая, христианская, морально-этическая культуры и тому подобное .

Прежде всего это касается процесса формирования у детей открытости к миру, воспитания навыков поведения, осознанного отношения к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию окружающей информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желание узнавать людей, правильно действовать. Позиция открытости к миру, принятие мира и себя является добром. Оно бесполезно, щедрое, не требует вознаграждения. Позиционирует как условие гармоничного сочетания человека и общества, достижения ими совершенства.

Доброжелательность начинается в практическом взаимодействии «ребенок-взрослый». Взрослый представляет для ребенка общество, занимает центральное место в ее внутреннем мире, выступает носителем информации учебно-воспитательного содержания. Специфической эмоционально-чувствительной привязанностью характеризуются отношения ребенка с родителями. Совместное переживание радости и забот способствует детскому пониманию правил общежития в семье, ответственности за благополучие другого. Ребенок приобретает опыт правильности поступка и, как следствие, уверенного поведения. На их основе разворачивается и совершенствуется система отношений дошкольника к действительности. Опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем он встречается в жизни, его открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношения к ней.

Большое влияние на духовное развитие ребенка имеет также окружающая среда (природа, маленькая семья, где ребенок родился, условия жизни). Природа, будучи средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляет на сбережения его богатств, вместе с тем содержит в себе огромный потенциал всестороннего развития личности .

Природа возбуждает любознательность ребенка, влияет на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы .

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, времени года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.

Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Привлечение ребенка к источникам духовности начинается с умения видеть красоту в окружающей среде: это и первый цветок, и нежный весенний листочек, и разноцветные деревья осенью, синее небо, и белоснежное покрывало зимы.

Восхищение природой родного края неразрывно связано с любовью к Родине. Ребенку свойственно инстинктивное интерес к месту, где он родился и живет, где родились его родители, родители родителей. Но патриотизм в его общечеловеческом смысле нужно воспитывать. В этом пригодятся рассказы об истории своего города или края, экскурсии к историческим памятникам, посещение театра.

Средством ценностного видения мира, становление национального характера, мировоззрения также яркое, образное родное слово.

Фольклор занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника. Детям доступны для понимания поговорки, пословицы, мирилки, дразнили, сказки, легенды. Если обзывалки (дразнилки) - это ответ ребенка на обиду, недоброжелательное отношение, недооценку добродетелей, желание восстановить справедливость через уязвимое слово, наказать обидчика, то мирилки используются с целью восстановления товарищеских взаимоотношений.

Мощным средством формирования духовных ценностей у дошкольников является региональная культурно-историческая среда, культурно-историческое наследие, культурно-историческое пространство. Особенности окружающей природы, менталитета, традиции бытия, художественно-эстетическое творчество родного края имеют значительный духовный влияние на детей. Принцип краеведения в работе с дошкольниками тесно связан с региональным подходом к отбору познавательно-воспитательного материала. В культурно-историческому наследию, как духовно-воспитательном средстве, заложены возможности формирования духовных ценностей детей и их семей .

Особое значение для формирования у детей дошкольного возраста духовных ценностей, учитывая их возрастные особенности (доминирование образного мышления, яркая творческое воображение, эмоционально насыщенные ощущения от общения с окружающим миром и способность к восприятию нового, яркого, красивого), имеет искусство. Именно различные виды искусства, которые являются составной культурно-исторического наследия региона, позволяют ребенку усвоить систему духовных ценностей, сформировать возвышенное, оптимистическое, радостное, одухотворенное восприятие действительности, понимание прекрасного в жизни и искусстве.

Таким образом, сложный процесс становления человека, формирования его духовности происходит под влиянием целого ряда условий (объективные природные и социальные факторы, в которых живет человек, воспитательное воздействие на личность, приобщение личности, формируется, к участию в практической деятельности, самовоспитания). Фундамент духовного мира личности составляют знания, ум, вера и убеждения. Вера и убеждения составляют основу формирования мировоззрения личности.

Нравственная воспитанность дошкольника является основой его духовно-душевного развития. Но наряду с этим следует признать, что именно духовно-душевное развитие ребенка, по сравнению с нравственным воспитанием, остается и поныне одним из наименее освоенных сфер педагогической работы. То есть, важно обучать малыша анализировать свои мысли, чувства, поступки и стремиться к высшему, чистого, хорошего. Формы и методы этой работы могут быть разными. Главное, чтобы они формировали у ребенка доброту, готовность всегда прийти на помощь, способность к жертвенности, желание больше отдавать, чем брать, умение понимать чувства других людей и признавать за ними право на собственную индивидуальность. Именно эти черты объединяют высокодуховных людей .

Поэтому главная задача ближайшего социума -- создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду .

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта.

Возрождение духовности, нравственности невозможно без включения в этот круг родителей как первых педагогов своих детей. Родительская общность - единственная, с которой ребенок связан всю свою жизнь, и именно ей он обязана своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Однако общественное сознание еще не готово принять идею духовно-нравственного отцовства как высшую человеческую ценность, принцип и даже парадигму духовно-нравственного возрождения семьи и общества.

Гуманизация пока во многом ограничивается внешними изменениями, не затрагивая глубинных основ взаимоотношений между людьми, в частности, в системе отношений «родители-ребенок». Поэтому психологическая и педагогическая задача укрепить понимание основ духовно-нравственной гуманной родительской педагогики, духовной гуманистической психологии отцовства.

Духовные и нравственные основы личности является условием целостности и саморазвития человека. К сожалению, вопросы духовно-нравственного развития родителей пока не решаются психолого-педагогической наукой и практикой так успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях.

Таким образом, структура духовности родителей может быть соотнесена со следующими компонентами:

Потребностно-ценностный компонент - потребности, ценностные ориентации;

Познавательно-интеллектуальный компонент - особенности умственной сферы (наблюдательность, критическое мышление, глубина, любознательность);

Волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, саморегуляция;

Деятельностный компонент - управление своим внутренним миром согласно духовных ценностных ориентаций;

Чувственно-эмоциональный компонент - эмоциональная сфера человека;

Гуманистический компонент - уважение, эмпатия, сочувствие;

Эстетический компонент - стремление, потребности в красоте и создание красоты.

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы он наполнял счастьем всю нашу жизнь.

С учетом возможностей и потребностей развития личности в период дошкольного детства процесс целенаправленного формирования духовного потенциала малыша должна ориентироваться прежде всего на следующие основные проявления.

Проявления духовного потенциала ребенка

Стремление познавать окружающий мир и себя в нем, глубже знакомиться с произведениями разных видов искусства;

Желание воспринимать и творить прекрасное, самостоятельно заниматься художественной деятельностью;

Понимание основных морально-этических норм и способность следовать им в своем поведении;

Уважительное и бережное отношение ко всему живому, неживой природы и предметов рукотворного мира, ответственность и другие базовые качества личности.

Семьи воспитанников и педагоги дошкольного учреждения - это окружение, которое производит существенное влияние на духовный мир ребенка в силу своего постоянного тесного контакта с малышами, высокого авторитета и доверия с их стороны.

Поэтому главная задача ближайшего социума - создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду.

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта .

Элементы христианства как средство формирования духовности

Следует согласиться с учеными и практиками, которые предлагают интегрировать в контекст духовного развития детей дошкольного возраста элементы религиозного просвещения, не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонение иконам, заучиванием молитвенных текстов и т. п. В то же время такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определить, к какой религии и каким образом привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

Основа духовного развития - родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь" Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать - это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Скачайте чек-лист "Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь"

​С возрастными кризисами сталкиваются все дети при переходе с одного этапа развития на другой.​ Узнайте о причинах, признаках кризисов, и о том, как помочь любимому крохе!

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже .

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Виктория Викторовна Уланова , музыкальный руководитель

Негосударственногодошкольногообразовательного

учреждения«Детский сад№ 114, ОАО«РЖД» , Рузаевка

«Человек должен родиться дважды, -

один раз естественно, а затем духовно»

Гегель.

Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия».

В современном российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний умений и навыков, себя исчерпала; требования гуманизации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательный потенциал образования. Переизбыток информации, дефицит человечности и одухотворенности получаемого знания ведут к утрате интереса, снижению уровнянравственного здоровья.

Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.

Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, - одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе музыке. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на обогащение духовного мира ребёнка-дошкольника. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Кроме того, музыкальное развитие влияет и на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная, но выполнимая.

На мой взгляд, получаявдетстверазнообразныемузыкальныевпечатления,ребёнокпривыкаеткязыкуинтонацийнародной,классическойисовременноймузыки,накапливаетопытвосприятиямузыки,различнойпостилю,постигает«интонационныйсловарь»разныхэпох.ЗнаменитыйскрипачС.Стадлероднаждызаметил: «Чтобыпонятьпрекраснуюсказкунаяпонскомязыке,надохотябынемногоегознать».Усвоениелюбогоязыканачинаетсявраннемдетстве.Музыкальныйязыкнеявляетсяисключением. Надо помочь ребёнку постичь этот удивительный и прекрасный музыкальный язык.

Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности.

В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Я уверена, что музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. Поэтому главной задачей музыкального воспитания детей я считаю для себя «влюбить» их в музыку, помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.

Дляактивноговосприятия музыки большоезначениеимеетсосредоточенностьисобранностьвниманиядетей, в связи с этимуменясложилась определённаяметодикаобучениядетейслушаниюмузыки.Считаю,чтооченьважнонастроитьдетей наслушаниемузыки.Поэтомумысдетьмивначалезанятияпериодическивспоминаемправиласлушаниямузыки.ПометодуД.Б.Кабалевскогомысначаласлушаемтишину,апотоммузыку.Предлагаядетяммузыкальноепроизведениедляслушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей, большоевниманиеуделяюхудожественномуегоисполнению.Беседа,правильнопоставленныевопросыпомогаютдетямраскрытьсредствамузыкальнойвыразительности.Помогаютвыявитьинтерескмузыкальномупроизведениюирассказыотворчествекомпозитора,показегопортрета.

Взалеимеетсяминиатюрнаяпортретнаягалерея.ДетиоченьинтересуютсятворчествомП.Чайковского,Д.Кабалевского,М.Глинки,Ф.Шуберта.Приразборемузыкальныхпроизведенийоничастоподбираюточеньметкиеиобразныеопределения.Ияиспытываюдушевныйвосторг,чувствоудовлетворения,когдаребёнок, слушаяпервуючастьконцерта«Весна»А.Вивальди(ещёнезнаяегоназвания)говорит:«Этамузыка,какбудтовеснуподгоняет».Значитребёнокслышит,значитончувствует,онсопереживает.

Активно проявлять свое отношение к музыке ребенок может в пении, как в одном из видов исполнительства. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии и является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.

В последнее время занятия в вокальных студиях и кружках сольного пения стали особенно популярными среди детей и их родителей. И именно поэтомуактуальной и значимойпредставляется проблемаразвития вокальных способностей детей,формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Для ребят, проявляющих интерес к музыке и вокальному исполнительству в нашем дошкольном учреждении организована студия «Театр Песни», где ребята овладевают сценическими и исполнительскими навыками. Воспитанники вокальной студии являются активными участниками различных мероприятий в детском саду, а также городских праздников и конкурсов.

Встречисмузыкойдолжныпоразитьвоображениедетей, запомнитьсяим. В связи с этим идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Принцип взаимосвязи искусств в последние годы осуществляется и в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, у нас родилась идея новойинтегрированнойформыдосуговойдеятельностидетей, такая как САЛОН.Постепенно он вошёл в практику работы с детьми старших групп, где сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной.

В 18-19 веках в Салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их посетителей, это был круг избранных лиц, собравшихся в доме и объединённых общими интересами (литературой, живописью и т.д.). ВуютнойиторжественнойСалоннойобстановкедошкольникинетолькознакомятсясискусством,ноиучатсяхорошимманерам. Многие могут возразить, что Салон - это не что иное, как музыкальная гостиная. Это не так! Салон - это особая атмосфера, где очень важно сохранить стиль общения между его посетителями. Здесь умело господствует и задаёт тон хозяйка Салона. Она объединяет общей темой разговора интересных собеседников, подбирает салонные игры, всецело способствует приятному времяпрепровождению.

Салоны могут быть различными по тематике. К юбилею великого поэта в нашем детском саду был проведён музыкально-литературный салон «С.Есенин - душа и песня русской земли», который был посвящён его жизни и творчеству.Чтобы расширить знания детей об истории нашего родного города и провести параллель между прошлым и настоящим, мы организовали салон «История двух портретов», где основное внимание было уделено живописи и театрализации. В доступной форме нам удалось донести до детей исторические вехи наших земляков - семьи Струйских: Александры Петровны и Николая ЕремеевичаИх портреты принадлежат кисти знаменитого Ф.С.Рокотова и в настоящее время экспонируются в Третьяковской галерее.

Осознание того, что основной стержень семейных традиций и духовных ценностей заложен в семье, вдохновило меня на создание семейного салона, какновую форму взаимодействия с семьями воспитанников.Свои идеи я воплотила в основу мероприятия «Мы - семья и мы - друзья», которое было приурочено к Международному Дню семьи.

Детинатакихдосугахс удовольствиемслушаютмузыкуистихи (нередко в исполнении родителей), трогательно украшают дерево желаний, рассматриваютрепродукциикартинвеликихживописцев,смотрятвидеоматериалы(комплектвидеокассетсерии«релаксвидео»),двигаютсяподмузыку, участвуют в театрализации.

Данные формы и методы играют значительную роль в развитии художественно-творческого восприятия воспитанников, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Это подтверждают и результаты диагностики.

Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: "Родители важнее педагогов". Как ни странно, всё действительно так и обстоит. Родители, действительно, важнее педагогов. Но здесь мысль Нейгауза нуждается в уточнении. Во-первых, речь идёт о музыкальном воспитании. И во-вторых, родители важнее педагогов, по мысли Нейгауза, именно в дошкольные годы. То есть тогда, когда воспитание, в том числе, музыкальное, в основном происходит в семье. И когда именно от мамы и папы зависит, будет ли разгадана тайна, заложенная в ребёнке. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

В заключении хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость".

Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.

Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка , так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым , когда «сердца открыты для добродетели » . Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.

Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей : в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава , более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.

Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде : среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи . Организовать воспитание без духовного стержня , без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение . Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества .

В наше время особенно, очевидно, что без духовности , которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка . Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается , как ценностное измерение высших начал : добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей .

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального , эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям , развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том , что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста .

Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов . Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры .

Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое , заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств .

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей . Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен . Однако он необходим для формирования его личности.

Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья . Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей , конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств , мы всегда обращаемся к впечатлениям детства : это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Публикации по теме:

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает.

Одной из главных задач образовательной и воспитательной деятельности дошкольного учреждения является воспитание нравственности, духовности,.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Предлагаю Вашему вниманию Приложение к программе "Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными русскими.

Приложение к программе «Формирование у детей основ духовности и патриотизма при ознакомлении со старинными праздниками» Уважаемые коллеги! Продолжаю знакомить Вас с учебно-тематическим планом проведения русских народных праздников во второй младшей группе.

Средняя группа. Приложение к программе «Воспитание духовности». Весна. Осень Учебно-тематический план. Средняя группа. Тема:Весна. Задачи:Знакомство с весенними изменениями в природе, жизни людей и животных через.

“Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Я, ты, он, она - вместе дружная страна, Вместе - дружная семья, В.

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности, интеллекта» ДОКЛАД на родительском собрании Тема: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.