Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников. «Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города. образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяс

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Людмила Макарова
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте . При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников .

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний , умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т. д. Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач , безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей . К другим факторам можно отнести :

1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень само концентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения.

2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой , слабая облучённость дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах .

3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др.

Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач , можно выделить и объективные. К ним относятся : значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных.

При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте.

Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его

отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т. п.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду , подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач :

- Формирование координации движения;

Совершенствование навыков ориентации в пространстве;

- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях

дорожного движения;

Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность

ребенка на улице;

- Формирование мотивационно- поведенческой культуры ребенка , как основы

безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части .

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах . Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста , так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение – потребностью человека.

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице . Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач : развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице ;

обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек .

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность ".

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков , выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице .

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

Воспитывая дошкольников , педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки , при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций .

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками , когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице .

При этом необходимо учитывать следующую закономерность : чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице , тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии : моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций ; самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей ; интерактивный опрос; коллективная деятельность детей по изучению , осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде .

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог . С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице . Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста , постепенно наращивая знания дошкольников таким образом , чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа : ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т. д.

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения

Нина Шувалова
Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста

Само понятие «безопасность » подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту . Ребёнок в силу возраста , отсутствия жизненного опыта может подвергаться различным опасным ситуациям. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей часто повторяют «не трогай» , «отойди» , «нельзя» . Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Безопасность -это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту .

Цель моей работы – формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них .

Задачи :

1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту и способах правильного поведения .

2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту .

3. Формировать навыки осторожного обращения с электроприборами.

4. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;

5. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников .

Развитие ребёнка происходит в различных образовательных областях. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту , социуме и природе.

Работа строилась в три этапа :

1. Диагностика навыков безопасного поведения детей в быту . Анкетирование родителей.

2. Система работы по формированию навыков безопасного поведения в быту .

3. Выявление навыков безопасного поведения в быту .

Первый этап.

На первом этапе был выявлен уровень сформированности навыков безопасного поведения детей в быту . Мы выяснили, что не все дети имеют полное представление о том, как правильно обращаться с электроприборами, о причинах и последствиях неправильного обращения с огнём.

Анкетирование родителей показало, что многие из них не интересуются данной проблемой, зачастую сами демонстрируют отсутствие культуры поведения в быту и , соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения .

Второй этап работы

Свою работу я начала с создания условий для ознакомления :

Оборудована предметно-пространственная среда . В соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта реализуются принципы : доступности, безопасности , вариативности, содержательной насыщенности, трансформируемости , полифункциональности.

Для ознакомления ребенка с основами безопасности я использовала : альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.

Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника . Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Взаимодействие с ребёнком ориентировано на его личностное развитие, создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребенок чувствует себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы :

Принцип системности. Работа проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Однако, тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы, поэтому я учитываю реальность событий.

Принцип интеграции. Работа по воспитанию безопасного поведения ребенка- дошкольника проводится во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Стараюсь довести до родителей, что в вопросах безопасности ребёнка мы действуем сообща, дополняя друг друга.

Методы ознакомления детей с основами безопасного поведения в быту .

1. Беседа с рассматриванием иллюстраций («Дом – машина для жилья» , «Огонь – наш друг» , «Как люди овладели огнём» , «Как избежать пожара» , «Почему окно может быть опасно?» , «Таблетки – это не конфетки» , «Скорая помощь» , «Как вызвать милицию?» , «О правилах безопасного поведения возле ёлки » ); просмотр презентаций; свободное общение («Какие опасности подстерегают нас в помещении» , «В этих предметах спрятан огонь!» , «Как подружиться с электричеством» , «Использование и хранение опасных предметов» , «Поговорим о домашней аптечке» , «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» ); составление творческих рассказов; совместное изготовление коллажей («Опасные и безопасные предметы » , «Пожароопасные предметы» , «Наши помощники и враги дома» : отгадывание и заучивание загадок о бытовых предметах, профессиях врача, пожарного, милиционера, заучивание пословиц и поговорок.

2. Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

(игры - тренинги, «Пожарная тревога» , «Из группы исчезли все стулья» , «Плохо воспитателю – что делать?» , «Мы – спасатели» , «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?» )переделывание сказок так, чтобы дети могли сами закончить ее и найти выход из сложившейся ситуации.

имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

3. Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов , повышает познавательную активность.

4. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Игры типа «Что мы знаем о вещах» , «Раз, два, три, что опасно – найди

5. Чтение художественной литературы. способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний. Гальченко В. «Приключения пожарного» , Житков Б. «Помощь идет» , «Что я видел» ; Маршак С. «Пожар» ; «Рассказ о неизвестном герое» . «Кошкин дом» ; Островский Б. «С огнем не шутят» и других.

6. художественно-творческая деятельность. Дошкольники лепили , рисовали, составляли коллажи о причинах травм, пожаров, о том, как они представляют себе работу спасателей, какие специальные машины помогают людям, если случилась беда и т. д. Была организована выставка детских рисунков «Домашние опасности» .

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований.

Я старалась добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения , если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос решался на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности , совместными усилиями разработали план работы по профилактике безопасности .

В рамках работы с родителями и детьми проводились следующие мероприятия :

Лекции и консультации “Шалость детей с огнем” , “Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Защита ребенка в правовых документах”;

просмотр видеофильмов : фрагментов занятий, праздников,

Распространение памяток “Действия при возникновении пожара, порядок вызова пожарной охраны”;

оформление стендов “ Безопасность вашего малыша”-“Ребенок и дорога”, “Островок безопасности” , “Я с дорогою дружу”, “Выбираем няню”;

Выставки дидактических пособий, игр, поделок, художественной и методической литературы, детских работ “На дороге не зевай!”;

Выставки и презентации совместных художественно-творческих работ : плакаты “Не шути с огнем”, “Учим детей правилам дорожного движения”, “Улица полна неожиданностей”; макеты “Транспорт будущего”, “Здоровый образ жизни”;

Своевременное информирование родителей о тех или иных мероприятиях по безопасности в группе , ДОУ, городских мероприятиях.

В ходе проделанной работы имеем следующие результаты :

У детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, открытое окно, балкон и др.);

Расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.

- сформированы элементарные представления о поведении в рассмотренных чрезвычайных ситуациях;

У родителей изменилось отношение к данной проблеме, повысился интерес к воспитанию собственных детей .

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности связан с потребностью общества в социально адаптированной личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности адекватного поведения . Дошкольный возраст - период впитывания , накопления знаний. Мы не только оберегаем ребенка от опасности, но и готовим его к встрече с возможными трудностями, формируем представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививаем ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Рост количества машин, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно-транспортного происшествия. Статистика утверждает, что очень часто причиной ДТП являются именно дети (каждое десятое происходит с участием детей). По данным ГИБДД по Нижегородской области в 2011 году с участием детей произошло 443 ДТП, в которых 13 погибло, получили ранения 467. Именно по вине детей произошло 172 ДТП, в которых 5 детей погибло, и 181 получили ранения различной степени тяжести.

Важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Поэтому необходимо вырабатывать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на улице несомненна.

Целью нашей работы стало: формирование у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Для выполнения цели поставили следующие задачи:

  • Сформировать умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке на дороге.
  • Воспитывать культуру поведения в транспорте и на улице.

В своей работе мы опирались на методический материал: Программу «Детство» Бабаевой Т.И.; Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., так же использовали Программу «Светофор» Даниловой Т.И., «Профилактика ДДТ травматизма» Жуковой Р.А., «Изучаем дорожную азбуку» Майоровой Ф.С. и др.

Анализ уровня знаний, умений и навыков показал:

По устройству проезжей части: 37% детей с высоким уровнем, 30% - со средним, 33% - с низким;

По дорожным знакам: 60% - с высоким уровнем, 40% - со средним,

20% - с низким;

По работе ГИБДД: 20% - с высоким, 30% - со средним, 50% - с низким;

По правилам поведения в транспорте: 40% - с высоким, 30% - со средним,

30% - с низким;

По правилам поведения на улице (если ребенок потерялся): 30% - с высоким, 40% - со средним, 30% - низким.

Система работы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улице велась по трем направлениям:

1. Работа с детьми:

Ребенок – пешеход,

Ребенок – пассажир,

Ребенок – водитель.

2. Работа с родителями:

Планирование работы с семьей,

Совместные мероприятия,

Педагогическое просвещение.

3. Взаимодействие с ГИБДД.

В группе была организована предметно-развивающая среда:

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, спецмашины), светофоры, фигурки людей;

Подобрана детская литература;

Настольно-печатные игры (лото, домино «На улицах и дорогах», «Дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога», «Правила движения», пазлы «Транспорт», конструкторы).

Плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов, пассажиров (жезл, свисток, фуражки, нагрудные изображение различных видов транспорта, дорожных знаков и др.);

Дорожные знаки на магнитах, подставках («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки», «Место стоянки», «Движение прямо», «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и др.) –настольных и напольных;

Игровые поля, макет дороги, макет «Путешествие во времени в прошлое»;

Уголок «Безопасность».

Знания, полученные в ОО «Безопасность» расширялись, уточнялись, дополнялись в Образовательных Областях:

Познание,

Социализация,

Художественное творчество,

Физическая культура,

Разработан перспективный план работы, который помогает вести работу систематически и планомерно. В непосредственной деятельности познакомила детей с новыми дорожными знаками, закрепляла знания о транспорте, о поведении в нем, о профессии водителей, регулировщика, создавала проблемные ситуации, которые обучали детей безопасному поведению на дороге, в транспорте.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации совместной и самостоятельной деятельности. Стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы является сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (перекресток, транспорт, работа сотрудников ГАИ, пешеходы, пассажиры);

Игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница», «Улица», «Дорожный патруль», «Путешествие по городу»), театрализованные («Не играйте на дороге», «Волк и семеро козлят»);

Составление коллажей;

Моделирование и анализ заданных ситуаций («Опасные и безопасные ситуации», «Обзор закрыт», «Родители с детьми», «Внимание отвлечено»);

Алгоритмические игры («Перекресток», «Дорога домой», «Помоги героям сказки»);

Сочинение историй («В городе светофорных наук»);

Беседы («Кто регулирует движение транспорта»,

«Два светофора», «Путешествие в прошлое светофора» и т.д.;

Чтение художественной литературы.

Познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания (вечер загадок «Автоклуб» «Путешествие в страну дорожных знаков», «Что? Где? Когда?», КВН);

Минутки безопасности (катание с горы, переход через дорогу, поведение пассажира, если ты потерялся);

Больше всего дети любят смотреть мультфильмы («Академия Светофорчика», «За рулем»).

В группе имеются план-схема («Дорога от дома до детского сада») и макет поселка с улицами, прилегающими к территории детского сада, которые помогают определить опасные места на улице и дорогах около детского сада, во дворе. Они помогают проложить безопасный путь к дому, к магазину, детскому саду, развивают внимание, умение ориентироваться.

В нашей группе созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем поселке. В ходе игр мы с детьми обсуждаем интересные ситуации; создаем и разрешаем проблемные ситуации. Дети любят мастерить поделки (транспорт, дома, дорожные знаки), а потом использовать их в своих играх.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям. Мы провели большую работу с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Я и мой ребёнок на улице», родительское собрание «Безопасность детей на дороге». Привлекли родителей к участию в проектах:

Творческий проект «Загадки по ПДД»,

Информационный проект «Я - пешеход» (состоит из индивидуальных проектах о дорожных знаках),

Создание Автоклуба.

Родители помогали вместе с детьми в создании дидактических игр: «Опасно-неопасно», «Дорожная азбука».

Творчески подошли к изготовлению костюмов для показа «Весёлые знаки».

Для родителей было проведено открытое мероприятие «Как наши дети знают ПДД», были показаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Не играйте на дороге». Родители участвовали в спортивном празднике «В стране Светофории».

В течение года сделаны папки –передвижки:

- «Безопасность на дороге»,

- «Три закона безопасности пешехода на дороге»,

- «Ребёнок на улице»,

- «Основные законы безопасного движения».

Ежемесячно в уголке «Советы для родителей» вывешиваются рекомендации по формированию навыков безопасного осознанного поведения детей. Эта рубрика очень важна, так как мы живём в поселке, и наши дети оказываются часто неподготовленными к правильному поведению на городской улице, в общественном транспорте. Поэтому мы просим родителей вывозить детей в город и закреплять знания, полученные на занятиях. В тесном сотрудничестве с родителями мы установили, что успех профилактики дорожно-транспортного происшествия с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания детского пешехода, пассажира- пример поведения на дороге и в транспорте родителей.

Огромную помощь в формировании знаний ПДД, профилактики ДТП имеют встречи с сотрудниками ГИБДД. Они расширяют и закрепляют знания, предупреждают об опасностях на дороге.

Повторный анализ уровня знаний, умений и навыков показал положительные результаты:

Устройство дороги: 60% - высокий уровень, 40% - средний уровень;

Дорожные знаки: 65 %- высокий, 35% - средний;

ГИБДД: 85%- высокий, 15% - средний;

Правила поведения: 90%-высокий, 10%-средний;

Поведение на улице (если ребёнок потерялся) - 90% - высокий, 10% -средний.

В результате проведённой работы у детей сформированы умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения; сформированы умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, дети умеют ориентироваться в различной обстановке на дороге; знают правила поведения в транспорте и на улице и стараются их выполнять. В группе пополнилась предметно-развивающая среда.

Эффективность работы была достигнута во взаимодействии всех участников педагогического процесса, до которых была донесена актуальность проблемы.

Проведенная работа поможет решению проблемы охраны жизни и здоровья детей, и формированию у них навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Галина Наумова
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников

Введение

Данная тема является актуальной, так как все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Ни для кого из нас не секрет, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице . И если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома , на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Необходимо воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Ведь практика показывает, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек . В этом должны принимать участие и родители и в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Основная часть

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение скорости их движения, плотность транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах породили целый ряд проблем, одним из которых является дорожно-транспортные происшествия. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

В нашей стране ситуация с дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчёте на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

По статистике чаще всего страдают дети-пешеходы. Они составили более половины (57,1%) всех пострадавших в ДТП детей.

Основными причинами наездов на юных участников дорожного движения являются :

Переход дороги в неустановленных местах (35-40%) ;

Переход дороги перед близко идущим транспортом (25-30%) ;

Переход дороги на запрещающий сигнал светофора (10-15%) ;

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%) .

Одним из основных факторов возникновения ДТП с участием детей – это связано с особенностями психофизиологического развития детей дошкольного возраста , такие как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности.

Следующий фактор – Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Третий фактор - несоблюдение дошкольниками правил дорожной безопасности : невнимательность и недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей обстановки, незнание Правил дорожного движения. В основном это происходит из-за недостаточно качественной подготовки детей в рамках дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы - к ответственному и грамотному поведению на дороге . Еще одна немаловажная причина - это слабое влияние в профилактической работе родителей детей.

Проблема безопасности детей на дорогах волновала и волнует и государство и работников системы образования. Работа в этом направлении регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых и инструктивно-методических документов : Закон РФ «О безопасности дорожного движения , ст. 29, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.», Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.71 г. №85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», «Приказ Минобразования РФ №354 от 09.07.96 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России». Распоряжение Правительства РФ от 17.10.05. №1707 «О Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Правила дорожного движения РФ» (Утверждены постановлением Совета Министров-правительства РФ; изменения и дополнения введены с 01.01.2006, г. Москва, сборник «Дошкольное образование России в документах и материалах» (Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов) и др. В этих документах закреплены права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрены правила поведения водителей и пешеходов, рассмотрены пути улучшения работы в данном направлении.

В последнее время в связи с актуальностью этой проблемы появилось очень много специальных программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге : «Безопасность » Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной (Спб.: Детство-Пресс 2008) ; «Как обеспечить безопасность дошкольников » К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной, Л. А. Кондрикынской (М.: Просвещение, 2006) ; «Жизнь без опасностей» Л. П. Анастасовой; «Ребёнок на улице» Вдовиченко Л. Н. (Спб.: Детство, 2008, появились многочисленные методические разработки, например, «Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению ПДД» Вепренцовой Е. А. и т. д.

Всё это говорит о том, что проблема безопасности дошкольников на дороге существует, и её решение нельзя откладывать, и решение ее во многом зависит от четкой работы всех заинтересованных структур, от тесного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции и родителей с работниками образования, уровень квалификации которых определяет результативность воспитания дисциплинированных юных участников дорожного движения.

Свою работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников строю , останавливаясь на следующие педагогические принципы :

Индивидуальный подход, т. е. учет личностных возрастных особенностей детей.

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения .

Взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия . Дошкольники должны знать , какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде.

Возрастная безопасность . С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Показать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Социальная безопасность . Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения .

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде , этот учебно - воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Во-первых, наличие теоретической базы.

1. В. Любавский. Правила дорожного движения.

Учебно – методическое пособие. – М.: 1980г.

2. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника : Учебно – методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под. Общ. Ред. В. Н. Кирьянова – М.:Издательскимй Дом Третий Рим. 2005.

3. А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду М.: ТЦ. Сфера. 2001г.»

4. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет- М.: ТЦ. Сфера, 2003г.

5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, «сценарии вечеров досуга» Книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. С. А. Уклонская. Составитель Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение. 1989.

Во-вторых, ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию правил безопасного поведения в окружающей среде , развитие способностей выходить из сложных ситуаций, организованные формы обучения на занятиях, совместная деятельность взрослого и ребенка. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в дорожно -транспортном процессе.

В-третьих, оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведение следующих мероприятий :

1. НОД по формированию навыков культуры безопасного поведения на улице , дома, в транспорте.

2. Беседы с использованием наглядно – иллюстративного материала.

3. Спортивные и музыкальные досуги.

4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).

В групповом помещении создан центр ОБЖ, где размещены :

Макет улицы, дорожные знаки.

Наглядный материал.

Транспорт различного назначения.

Настольно – печатные игры.

Дидактические игры.

Плакаты, иллюстрации, сюжетные картины, отражающие различные пожароопасные, дорожные ситуации.

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Транспорт» .

Заключение

Все это позволяет мне решать задачи обучения детей безопасному поведению в окружающей среде , учитывая возрастные особенности детей и уровень их психологического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.

Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах . Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДТП с участием детей.

Литература

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни . - 1997. - № 5. - С. 34-37.

2. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова--- Наб. Челны,2006.

3. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. / В. И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г

4. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности . // Основы безопасности жизни . - 2005. - N 7.

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост . Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми) .

6. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду

Издательство : Москва, Мозаика-Синтез 2005.

7. Стеркина Р. Б. - Основы безопасности детей дошкольного возраста

Издательство : Просвещение 1997.

8. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.

9. Юрянин И. П. Светофор/ И. П. Юрянин - М. Издательство «Детская литература» 1971 .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.