Здоровьесберегающая деятельность в доу средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников. Семейный этикет. Эмоциональный комфорт и эмоциональная перегрузка

Показатели и ключи интерпретации

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

Лживость –

34, 45, 48, 81, 89

Лживость +

Принятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

Непринятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

Принятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

Непринятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98

Внешний контроль

13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

Доминирование

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

Эскапизм

17, 18, 54, 64, 86

Обработка и интепретация результатов теста

Интегральные показатели

    Адаптация : A=a/(a+b)*100%;

    Самопринятие : S=a/(a+b)*100%;

    Принятие других : L=1.2a/(1.2a+b)*100%;

    Эмоциональный комфорт : E=a/(a+b)*100%;

    Интернальность : I=a/(a+1.4b)*100%;

    Стремление к доминированию : D=2a/(2a+b)*100%;

Таблица для расчета баллов по шкале лживости

Лживость +

Лживость –

Это ко мне совершенно не относится

Мне это не свойственно в большинстве случаев

Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне

Не решаюсь отнести это к себе

Это похоже на меня, но нет уверенности

Это на меня похоже

Это точно про меня

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых – без скобок. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие , а после самого высокого показателя в зоне неопределенности – как высокие .

Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность – тенденции функционирования целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами.

Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей.

Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь.

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими личностными чертами.

Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале.

Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей социальной действительности.

Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального) контроля.

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих.

Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация», «самоприятие» и «приятие других».

    Демахина Анастасия Валерьевна. 27 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у Анастасии Валерьевны: показатели эмоционального комфорта, внутреннего и внешнего контроля находятся выше нормы показаний, все остальные показатели находятся в пределах норм показаний. Самоприятие у Анастасии Валерьевны находится на достаточно высоком уровне, как и адаптация, и эмоциональная комфортность. Принятие других, стремление к доминированию и интернальность находятся чуть выше средней отметки.

    Анонимно.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизма и лживости – чересчур низкие, показатель принятие других – выше среднего, все остальные показатели находятся в норме данных показателей. А так же можно сказать, что у пациента Адаптация, самопринятие и принятие других находится на достаточно высоком уровне, Эмоциональная комфортность и контроль так же находятся на высоком уровне, а стремление доминировать чуть выше среднего значения.

    Майорова Надежда Николаевна. 29 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели эскапизм, ведомость – в пределах норм данных значений, показатели доминирование, внутренний контроль, эмоциональный комфорт, принятие других, принятие себя и адаптивность – выше норм данных показателей, все остальные показатели чрезвычайно низкие. По интегральным показателям можно отметить, что все показатели выражены достаточно высоко.

    Бездомникова Людмила Николаевна. 53 года.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели ведомость, внешний контроль, эмоциональный дискомфорт, непринятие других, непринятие себя, лживость и дезадаптивность находятся ниже среднего уровня и считаются чрезвычайно низкими. Показатели адаптивность, принятие себя, принятие других, внутренний контроль – высокие. Эмоциональный комфорт, доминирование и эскапизм находятся на уровне средних значений. Интегральные показатели адаптации, принятия других, интернальности, самопринятия и эмоциональной комфортности находятся на высоком уровне, а стремление к доминированию чуть перешло середину данного значения.

    Онищенко Сергей Васильевич. 55 лет.

Показатели

Номера высказываний

Адаптивность

Дезадаптивность

Лживость –

Лживость +

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

Интегральные показатели:

Интерпретация: В результате проведения опросника, выяснили, что у пациентки: показатели лживости чрезвычайно низки, показатели эмоционального комфорта и внешнего контроля на высоком уровне, все остальные показатели находятся в пределах норм данных значений. Интегральные показатели интернальности очень низкие, показатели адаптации, принятия других, самопринятие, эмоциональный комфорт находятся выше средних значений, что указывает на их высокий уровень, а значение стремление к доминированию находится чуть выше средней отметки.

Юлия Кулачкина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ средствами создания психологического и эмоционального комфорта дошкольников

Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка , его эмоционального благополучия , комфорта , встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу. Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия , необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ .

Одним из направлений работы нашего педагогического коллектива является создание для детей комфортного психологического климата .

При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт : "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков, использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Используем в работе принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному (здесь на помощь приходит кабинет психолога ) в этом году на группах (в спальнях будут создаваться уголки уединения – это место где можно побыть одному, полежать, успокоится, поиграть в спокойную игру, помечтать.) Так же в группах в уголках социально-эмоционального развития имеются пособия помогающие детям и воспитателю регулировать свои взаимоотношения : коврики «Дружбы» , ленточка «Мирись, мирись больше не дерись» , мешочек плохого настроения, тапочки «Мира» .

В каждой группе воспитателем выстраивается система правил созданы каталоги в карточках - схемах «Этого нельзя» . В рамках правил ребенок учиться отличать себя от других, правила развивают у детей чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом укрепляется Я ребенка.

Чтобы снять приступ агрессии у ребенка, в группах создаются «Уголка ярости» , с подбором материала помогающего детям выплескивать накопившиеся негативные эмоции , чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка» ). Воспитателями в течении дня проводятся игр, упражнения для профилактики агрессивного поведения.

В режим дня введены минуты тишины и минуты релаксации. В группах введен ритуал утреннего приветствия «Давай поздороваемся » , воспитателями используются психологические речевые настройки .

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым. В каждой группе созданы руками воспитателей экраны настроения все они разные по стилю, оформлению и содержанию. Они помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей .

Проблема дневного сна так же очень актуальна в наше время. Родители нарушат режим ребенка вне детского сада. В результате дети испытывают трудности при отходе ко сну или совсем не спят. А пролежать два часа в кроватке, (особенно для гиперактивных детей) не только не успокаивает, но и еще больше перевозбуждает ребенка. А ведь дневной сон дошкольника важная составляющая часть его психического и физического здоровья . В нашем детском саду мы с воспитателями нашли пути решения этой проблемы : при входе в спальную комнату дети проходя через сухой дождь, детский сон охраняют игрушки – ангелочки. Воспитатель говорит слова : «Пусть сладко вам всем спится, хорошее приснится, пусть ваши ангелочки охраняют вас!». Во время укладывания детей на дневной сон воспитатели проводят тактильную релаксацию перед сном, особенно с детьми гиперактивными, агрессивными которые имеют проблему засыпания. Во время ее проведения используется спокойная, релаксирующая музыка. Все это создает обстановку защищенности, спокойствия, способствует быстрому засыпанию.

В новом проекте федеральных государственных стандартов основным из направлении развития дошкольника является развитие коммуникативных черт личности (умения общаться) . В связи с этим нами была продуманна новая форма организации совместной деятельности воспитателя и детей - разговор в круге, проведение ежедневных и еженедельных ритуалов, целью которых является предоставление детям возможности высказать свои мысли, установить доверительные с ними отношения, дать модель поведения и отношения к проблемам другого, повысить их самооценку.

Воспитатель предлагает детям собраться в круг и поговорить. Никого не принуждают. Во время разговора воспитатель и дети сидят на полу, кому как удобно. Ежедневный ритуал включает в себя разговор с детьми в утренний приём или в вечерний отрезок времени. Обсуждают, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришёл, чем будут заниматься, выслушивают пожелания детей на случай отмены прогулки (дождь, мороз) и вносят свои предложения.

Еженедельный ритуал заключается в проведении "Пятничного круга". Воспитатель обсуждаем с детьми, чем была интересна неделя, чему радовались, научились. В течение недели воспитатель вместе с детьми заполняет экран добрых дел и в конце недели каждому вручаем медальку, выделяя его хорошие дела и поступки. Считаю эту форму совместной деятельности очень важной , поскольку "Вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен, умение общаться, строить диалог важнее для успеха в жизни, чем интеллектуальная успеваемость и другие результаты деятельности ". Именно общение в круге стало необходимым элементом жизни групп и способствует возникновению семейной атмосферы.

Особое внимание уделяется психологическому комфорту педагогов . Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями , поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ , который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение . С воспитателями проводятся комплексы упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Сотрудники нашего детского сада стараются, каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние , откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости .

Методическая разработка:
«Обеспечение эмоционального комфорта в группе детского сада посредством группового традиционного досуга «У самовара я и мои друзья».

Введение.

Для полноценного и своевременного психического развития детей необходимо обеспечить каждому ребёнку радостное и содержательное проживание в детском саду.
Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребёнка не только серьёзная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема.
По данным исследования И. А. Шишковой отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9% обследованных детей, а функциональные нарушения - у 62%. В дошкольном возрасте в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составили 21% и 38%. Таким образом, к концу дошкольного возраста стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого третьего, здоровыми можно считать менее половины детей.
Рост числа детей с повреждённой или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого необходимо изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми, удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.
Детский сад должен стать для ребёнка местом, где ему уютно, хорошо и весело. Для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных взаимоотношений между всеми детьми и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему необходимо создание определённого стиля жизни в группе.
Создание групповой традиции будет способствовать поддержанию и развитию благоприятной эмоциональной атмосферы, а также сможет порождать самостоятельные проявления внимания и доброжелательности со стороны самих детей. В качестве такой интересной формы работы мы выбрали традицию праздничного чаепития «У самовара я и мои друзья». Познавательной основой для такой работы послужила тема традиций народных праздников. Они являются средством выражения национального
характера, являются яркой формой отдыха взрослых и детей. Народный праздник является по своей сути большой яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу, оставляя в детской памяти глубокий след.
Цель данной работы: обеспечить эмоциональный комфорт в группе через создание, развитие групповых традиций проведения досуга.
Задачи:
- формировать положительные детские взаимоотношения в группе;
- формировать навыки общения взрослых и детей, детей со сверстниками;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- развивать у детей навыки совместной деятельности, чувства общности;
- развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности.
- познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников.

Основная часть.

Создание групповой традиции основано на принципах личностно-ориентированного подхода в общении взрослого с детьми.
Работа по созданию групповой традиции проходила по этапам:
- анализ методической литературы о народных праздниках;
- создание картотеки народных игр;
- разработка перспективного плана проведения группового досуга;
- обсуждение данного плана с родителями воспитанников;
- реализация плана;
- оформление альбома «А у нас традиция такая!», его презентация.
Досуг «У самовара я и мои друзья» мы проводили один раз в месяц, в соответствии с перспективным планом.
Тематический перспективный план досуга групповая традиция «У самовара я и мои друзья».
Сентябрь
Беседа «Традиция - что это такое? У нас будет своя традиция».
Беседа «Наш урожай»,рассматривание иллюстрации «Едет с поля урожай»
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
Выставка семейных поделок из даров осени, сочинение «Фруктово- овощной сказки».
Досуг «Народный праздник «Ярмарка».
Октябрь
Оформление информации для родителей «Пироги капустные очень, очень вкусные».
Игра-хоровод «Капустка».
Семейный театр «Сорока Белобока»
Досуг «Красна изба пирогами».
Ноябрь
Беседа «Моя мама».
Фоторепортаж «Мама, мамочка моя».
Изготовление плаката-открытки для мам.
Досуг «День матери».
Декабрь
Беседа «Новый год спешит к нам в дом».
Работа с семьями воспитанников «Сундучок семейных традиций».
Изготовление игрушек для групповой ёлки, создание «Елки пожеланий».
Досуг «Что такое Новый год?»
Январь
Досуг «Рождество Христово».
Знакомства с народными играми «Бабка Ёжка», «Башмачок».
Фоторепортаж «Праздники в моей семье».
Февраль
Рассматривание репродукции картины Кустодиева «Масленица».
Беседа «Будем зиму провожать».
Знакомство с русскими народными играми «Горелки», «Гори, гори ясно».
Досуг «Здравствуй, Масленица годовая».
Март
Оформление информации для родителей о празднике Сороки.
Разучивание закличек «Жаворонки, господа…»
Лепка жаворонков из солёного теста.
Досуг «Праздник Сороки».
Апрель
Рассматривание репродукции картины Н.Арефьевой «Весна.Пасха.»
Выставка семейных поделок «Пасхальная весна».
Знакомство с пасхальными играми «Вербочка- вербочка».
Досуг «Пасха светлая…».
Май
Беседа «Моя семья».
Фоторепортаж «Вся семья вместе и душа на месте».
Оформление альбома «А у нас традиция такая».
Досуг «Большая дружная семья»,презентация альбома.
В течение месяца проводилась предварительная работа, в процессе которой у детей накапливались знания о предстоящем празднике. Предварительная работа включала в себя следующие методы:
рассказ воспитателя о предстоящем празднике;
познавательный рассказ из истории традиций русской культуры;
фоторепортажи, фотовыставки, выставки семейных творческих работ;
рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему народных праздников;
«Сундучок семейных традиций»- рассказы родителей о праздничных семейных традициях;
знакомство с народными праздничными играми;
изготовление подарков, поделок к празднику для родственников и друзей.
Групповой досуг «У самовара я и мои друзья» имел следующую структуру:
I. Совместная сервировка стола.
II. Беседа о празднике (актуализируются знания детей о народных традициях праздника, о его проведении в семьях воспитанников, используются рассказы родителей из «Сундучка семейных традиций»). Проводится с целью вовлечения детей в праздничную атмосферу.
III. Развивающая игра «Поздравь соседа» (вручение подарков). Её цель: развивать у детей внимание, доброжелательное отношение, умение высказывать эмоциональное отношение к сверстникам.
IV. Праздничная народная игра, хоровод.
V. Праздничная песня.
VI. Чаепитие, свободное общение детей.
VII. Фотосессия.
При проведении данной работы особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием (изготовление поделок к праздничным выставкам, приготовление угощения, оформление стенгазет.) Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей.
Родители стали активными участниками воспитательного процесса: они были желанными гостями на групповых досугах, рассказывали о семейных традициях, принимали участие в оформлении альбома «А у нас традиция такая», в семейных выставках поделок к народным праздникам, в семейном спектакле «Сорока Белобока».
Результативность данной работы определялась с помощью теста Люшера, игровой социометрической методики Т.А. Репиной «Секрет» .Эти методики дают возможность получить данные о социометрической структуре группы, эмоциональном микроклимате и сделать вывод об успешности деятельности. Сравнивались данные на начало учебного года и его конец. Данные контрольной диагностики показали:
- увеличилось количество детей, у которых эмоциональное состояние в норме;
- снизился коэффициент изолированности в группе;
- повысился уровень удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками.
Анализируя эти данные, можно сказать, что в группе создан благоприятный эмоциональный климат.

Заключение.

Создание групповой традиции «У самовара я и мои друзья» дало возможность удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний, познакомить детей с народными праздниками и показать пример сохранения народных традиций, создания своих традиций. Уютный созданный своими усилиями праздник вносит разнообразие в жизнь группы, новые яркие чувства, переживания, которые очень необходимы для полноценного развития личности.

Литература.

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М.: Педагогика, 1990.
2. Калинин Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника.-СПб.:Речь,2002.
3. Князева О. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах/ Под ред. А. В. Орловой, 1995.

Фотоматериалы:

"Здравствуй, Масленица годовая!"


"Праздник Сороки.Весну встречаем."



"Пасха светлая"

Опросник СПА в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е. ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения. В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию.

Интерпретация шкал:

Шкала “Самоприятие” отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному “Я”. Высокие баллы по этой шкале означают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкие баллы – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

Шкала “Приятие других”. Отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкие баллы – критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.

Шкала “Эмоциональный комфорт”. Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокие баллы – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; на негативном – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

Шкала “ Интернальность ”. Отражает в какой степени человек ощущает себя активным объектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие значения говорят о том, что человек ответственен, полагает, что происходящие с ним события являются результатом его деятельности. Низкие баллы – человек полагает, что происходящие ним события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).

Шкала «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели – склонность к подчинению, мягкость, покорность.

Эскапизм – уход от решения проблем.

Хорошо, когда показатели адаптации, принятия себя и других, интернальности, эмоционального комфорта набрали 70% и выше. Если по данным шкалам Вами набрано менее 70%, то эффективно подобрать специальные практики для повышения соответствующих аспектов Вашего социального здоровья

В ходе анализа важно сравнить показатели принятия других и принятия себя. Какой из этих показателей выражен в большей степени? О чем это говорит? Сделать соответствующий вывод по результатам сравнения данных двух шкал. Если показатели этих двух шкал значимо различаются подумать о соответствующих мерах гармонизации социального здоровья.

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в том числе с чувством собственного достоинства и умением уважать других, открытостью реальной практике деятельности и отношений, пониманием своих проблем и стремлением овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптированости предполагают неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость.

Введение..…………………………………………………………………………3

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили ………………4

    Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе ………………9

Заключение ………………………………………………………………………13

Список использованной литературы …………………………………………14

Введение

Проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе в настоящее время приобретает все большую значимость, так как эмоциональная комфортность является неотъемлемой частью психологического благополучия ребенка в школе и необходима для его успешного развития и обучения. Главным образом эмоциональная комфортность воспитанников зависит от педагога, его особенностей взаимодействия с детьми, умения правильно выстроить учебный и воспитательный процесс, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Именно через правильно организованный процесс взаимодействия педагога с воспитанниками зависит уровень эмоциональной комфортности ребенка в школе. Однако, в современных условиях развития общего образования педагоги не всегда готовы уделить должное внимание каждому ребенку, основываясь, прежде всего, на его способностях и интересах, в связи с этим проблема эмоциональной комфортности воспитанников в школе становится все более актуальной.

Вопрос эмоциональной комфортности ребенка в школе в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками рассматривался такими учеными, как К. Левин, Н. Фландерс, Э. Стоунс, К. Роджерс, И. А. Зимняя, П. Крейтсберг, А. А. Реан, А. В. Фомина, Н. И. Петрова, З. Н. Вяткина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Амино, Л.Д. Столяренко, А.А. Венгер, Н. Ф. Маслова и др.

Целью нашего исследования в рамках данной работы является изучение взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть сущность педагогического взаимодействия и его стили;

    Изучить стили педагогического взаимодействия как фактора эмоциональной комфортности воспитанников в школе.

    Сущность педагогического взаимодействия и его стили

Понятие взаимодействия в психолого-педагогической и социально-педагогической литературе рассматривается главным образом через осуществление совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, по мнению многих ученых, предполагает осуществление совместной деятельности педагога и воспитанников.

Рассмотрим подробнее понятие педагогического взаимодействия, его характеристики и стили.

Под педагогическим взаимодействием, пишет Л. Д. Столяренко, нужно понимать прямое или косвенное воздействие субъектов образовательного процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь .

Л. Д. Столяренко считает, что важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере .

Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и воспитанники воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества .

Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на воспитанников.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с воспитанниками обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся.

Сочетание этих сторон взаимодействия отражается в стиле взаимодействия педагога с воспитанниками.

Наибольшее распространение в социальной педагогике получила классификация К. Левина, в соответствии с которой стиль взаимодействия условно делится:

    демократический;

    либеральный (непоследовательный, разрешительный, попустительский), которые представлены на схеме.

Стили педагогического взаимодействия


Демократический


Схема 1. Стили педагогического взаимодействия по К. Левину

Каждый из перечисленных стилей взаимодействия, согласно К. Левину, характеризуется рядом определенных качеств, которые сгруппированы и рассмотрены по их формальной и содержательной сторонам.

Формальная сторона стиля взаимодействия представляет собой, по мнению К. Левина, способ обращения педагога к воспитанникам. Содержательная сторона отражает особенности действий и поступков педагога по отношению к воспитанникам, которые в своей совокупности представляют собой воспитательную деятельность .

Проанализируем основные признаки стилей взаимодействия педагога с воспитанниками в соответствии с классификацией, предложенной К. Левином.

Формальная сторона характеризуется следующим образом: педагог

обращается к детям в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания; тон его речи командный, лаконичный; характер речи чаще всего неприветливый; предъявляет к детям в основном завышенные требования, без учета их реальных возможностей и конкретных условий; подавляет всякое проявление чувств детей, не знает и не учитывает их психологических особенностей. Не обращает внимание на их реакцию на его действия; обладает негативным восприятием большинства действий воспитанников; редко хвалит детей, в основном их ругает, оценка эффективности деятельности детей с его стороны очень субъективна и предпочтение отдает в основном формальной стороне работы.

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется такими признаками: педагог чётко планирует свою деятельность; часто использует бюрократический подход – способен «изобретать» всевозможные бумаги «на все случаи жизни»; пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным; считает себя вне критики; обеспечивает эффективную деятельность детей в основном за счёт волевого нажима на них; имеет трудности в общении с людьми, часто бывает сам инициатором конфликтной ситуации; обладает формальным авторитетом.

Дети такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие его отрицательные черты.

Основные признаки демократического стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона : обращение к воспитанникам в основном в форме совета, просьбы, пожелания, может быть и требование, но без жёсткости; тон обращения дружеский, характер речи спокойный; требования к ученикам адекватны с учетом индивидуальных особенностей; умеет общаться с детьми, не допуская панибратства; постоянно хвалит воспитанников за их фактически хорошие дела; очень осторожен в оценке по формальным признакам; использует положительные стимулы в своей воспитательной работе.

Содержательная сторона характеризуется следующим: имеет чёткий перспективный план, как своих действий, так и действий учеников, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества; критически осмысливает свои действия и действия детей; не пресекает критику, способен к самокритике; обеспечивает эффективную деятельность своих подопечных, не допуская их работы на износ; проявляет истинную заботу и словом и делом; никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций, более того умеет погасить зарождающий конфликт в зародыше; пользуется истинным неформальным авторитетом.

Основные признаки либерального стиля педагогического взаимодействия.

Формальная сторона: п едагог не имеет чётких и постоянных требований, форма обращения непоследовательна, то просьба или заискивание, а то попытка приказа или угрозы; быстро забывает о своих прежних требованиях и через непродолжительное время может предъявить полностью противоположные требования; не уверен, что его просьбы будут исполняться, поэтому тон речи часто ласково-заискивающий или нерешительный; имитирует «демократа» - часто делает вид, что учитывает настроение пожелания, возможности подчиненных, но, быстро забывая об этом, может требовать выполнения нереальных указаний и распоряжений и указаний; необъективно оценивает итоги своих действий, так и действий учеников, может отчитаться за якобы колоссально большую проделанную работу.

Содержательная сторона : предпочитает действовать на авось, никогда не имеет четкого плана действия; стремиться переложить инициативу на подчиненных, уйти от малейшей ответственности, с большой радостью приветствует любую инициативу, где исполнителем и ответственным будет другой; стремиться ни во что не вмешиваться; не обеспечивая эффективной деятельности детей, в то же время «не мешает» органам самоуправления и действиям неформального лидера; легко общается с людьми, ни с кем не портит отношений, не выступает с открытой критикой; не участвует в производственных конфликтах, стремиться уйти от них в сторону. В конфликтных ситуациях, затрагивающих его личность, проявляет либо плаксивость и попытку вызвать сострадание, либо неприкрытую агрессивность к личности, «посмевшей» его критиковать; обладает временным формальным авторитетом. Это не позволяет фактически оказывать хоть какое-то заметное влияние на деятельность подчиненных.

Таким образом, педагогическое взаимодействие представляет собой взаимодействие педагога с воспитанниками, в процессе которого происходит преобразование личности последних через оказание воздействия друг на друга. В психолого-педагогической литературе существует классификация стилей взаимодействия, одной из них является классификация К. Левина, который выделяет авторитарный, демократический и либеральный стили взаимодействия педагога с воспитанниками. Каждый из этих стилей имеет свою специфику и особенности влияния педагога на личность воспитанника.

2. Стиль педагогического взаимодействия как фактор эмоциональной комфортности воспитанников в школе

Учитель играет незаменимую роль в процессе формирования личности ребенка. С первых моментов школьной жизни именно учитель становится для ребенка образцом для подражания. От того насколько внимателен будет педагог к своим подопечным зависит развитие познавательных процессов, личностной сферы воспитанников. Особенности построения процесса педагогического взаимодействия будут влиять на развитие установок личности, ее ценностей, поведение детей не только в школе, но и на протяжении всей жизни. И конечно, в первую очередь особенности взаимодействия педагога с воспитанниками будут отражаться на эмоциональной сфере ребенка, восприятии процесса обучения, классного коллектива и т.п., определяя эмоциональное благополучие ребенка.

Ниже представлен рисунок, отражающий влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие, а, следовательно, и эмоциональный комфорт воспитанника. Ниже представлена схема, на которой показаны факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в школе.

Привлечение педагогом воспитанника к деятельности

Уважительное отношение педагога к воспитаннику

Эмоциональное благополучие ребенка в школе

Оказание помощи воспитаннику

Обогащение эмоциональной и духовной сферы ребенка в процессе взаимодействия

Схема 2. Факторы эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия с педагогом согласно А.А. Венгеру

То есть, А.А. Венгер считает, что влияние позиции педагога на эмоциональное благополучие воспитанника обусловлено следующими факторами:

– общение педагога и воспитанника, основанное на уважительном отношении к мыслям и чувствам ребенка;

– привлечение педагогом воспитанника к деятельности, в ходе которой последний становится субъектом собственного развития;

– оказание помощи воспитаннику в разнообразных видах его деятельности;

– одухотворение обучающегося цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов педагога .

Стиль взаимодействия, применяемый учителем в ходе работы с воспитанниками, отражает указанные выше характеристики и непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе, его настроение, мотивацию и процесс выполнения деятельности.

Проанализируем, рассмотренные в первом параграфе стили педагогического взаимодействия с точки зрения эмоционального комфорта воспитанников в школе.

При авторитарном стиле общения педагога эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что учитель не доверяет ученикам, чем сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для их обучения. Авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, при этом каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе.

Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. .

Попустительский стиль общения педагога, по мнению Н. Ф. Масловой, с воспитанниками является формальным. Дети неуверенно чувствуют себя в школе, во всем доверяют учителю, поэтому такой стиль, во-первых, недопустим, а во-вторых, он развивает в детях тревожность. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Эти стили не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей .

В свою очередь, демократический стиль общения школе, пишет Н. Ф. Маслова, развивает в детях инициативу, общительность, доверительность в личных взаимоотношениях. Как у учителя, так и у воспитанников обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, они сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле взаимодействия учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает положительные эмоции при достижении успеха. Этот стиль объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности - каждый хочет сам выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Эмоциональное развитие воспитанников происходит гармонично, у ребенка формируется ощущение собственной значимости, уверенности в себе, эмоциональной комфортности в школе .

Таким образом, стиль взаимодействия педагога с воспитанниками непосредственно оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка в школе. Авторитарный стиль, как показывают исследования, формирует у ребенка в большей степени негативные эмоции, в частности тревожность, обеспокоенность, обиду. Попустительский стиль также способствует возникновению чувства неудовлетворенности, ограничения и безразличия. Демократический стиль способствует возникновению эмоциональной комфортности воспитанников в школе, так при его осуществлении присутствуют все факторы эмоционального благополучия ребенка, указанные А. А. Венгером, то есть ребенку предоставлено поле деятельности, руководство которым осуществляет педагог, оказывая при необходимости нужную помощь. Кроме того в ходе выполнения деятельности развиваются позитивные межличностные отношения, в процессе которых ребенок получает опыт общения, развиваются ценности ребенка и способность работать в коллективе.

Заключение

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия педагога с воспитанниками как фактора их эмоциональной комфортности в школе показал, что эта проблема в настоящее время является достаточно актуальной и в большинстве исследований рассматривается с точки зрения стилей педагогического взаимодействия. Среди их классификации наибольшее распространение имеет классификация К. Левина, которая включает в себя авторитарный, демократический и попустительский стили педагогического взаимодействия.

С точки зрения эмоциональной комфортности воспитанников авторитарный и попустительский стиль взаимодействия являются неблагоприятными, так как вызывают у ребенка чувство тревожности, низкую самооценку, отчужденность, недоверие, не позволяют воспитанникам проявлять себя. При демократическом стиле, наоборот, педагог строит процесс взаимодействия с детьми таким образом, что берутся во внимание, в первую очередь, интересы самих детей, им предоставляется инициатива, они могут проявить себя с разных сторон в совместной деятельности, в процессе которой испытывают удовлетворение, радость и восторг. Эмоциональная комфортность в данном случае выступает неотъемлемой составляющей демократического стиля взаимодействия.

То есть, эмоциональная комфортность обеспечивается особенностями взаимодействия педагога с воспитанниками. Для ее создания педагогу необходимо, в первую очередь, уважительно относиться к воспитанникам, учитывать мнение каждого из них, опираться в процессе взаимодействии на возможности и интересы ребенка, оказывать ему необходимую помощь, строить деятельность, привлекая его к ней и обогащая внутренний опыт ребенка в процессе ее осуществления. Именно с помощью таких методов в процессе взаимодействия у воспитанника будет развиваться эмоциональная комфортность.

Список использованной литературы

    Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. // Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А. А. Венгера,-2-е изд., перераб. и доп.-М. Просвещение, 2010. – С. 263.

    Левин К. «Разрешение социальных конфликтов» Пер. с англ. СПб.: Изд. Речь, 2000. – С. 345.

    Маслова Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учеб пособие к спецкурсу. Курск: КГПИ, 1987. - С. 138 – 147.

    Сластенин В.А.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. // В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – С. 206.

    Столяренко Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 76-82.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.