Особенности развитие мелкой моторики старших дошкольников. Особенности развития мелкой моторики рук старших дошкольников. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

«Источники способностей и

дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский)

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?

Конечно же, в игре.

  • «Мозаика», «Пазлы » - В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.
  • «Конструктор» -для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений . Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • Рисование или раскрашивание картинок любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами . Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.
  • Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).
  • Игры с использованием мелких предметов , из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.

Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук:

Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.

Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами ». Да и потребуется лишь одна бумага. Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.

- Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.

- . Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.

Прищепки . При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой нибудь предмет.

Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка.

Работа с нитками очень разнообразна:

  • Рисование нитью по силуэту.
  • Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.
  • Плетение разноцветными шнурками.

Создание картин с помощью семян и плодов.

- Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное - помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Успехов вам и терпения!


Мелкой моторикой называют работу кистей и пальцев рук. Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Это связано с многосторонним влиянием моторики рук на общее развитие дошкольников. Через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Для развития мелкой моторики имеют значение игры, в которых игровые действия связаны с разнообразными движениями рук с предметами, и без предметов. В играх совершенствуются старые моторные умения и навыки и приобретаются новые. Сложнокоординированные согласованные движения рук в играх, как правило, совершаются с мелкими предметами. Поэтому важны игры с предметами, игрушками небольших размеров.

Рассмотрим возможности развития мелкой моторики посредством сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических, пальчиковых игр старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры. Когда дети 5-6 лет играют в ролевые игры, они сами подбирают игрушки, игровые материалы, пособия. При организации сюжетно-ролевых игр у детей может возникнуть необходимость пополнить игру недостающими пособиями, которые они могут сделать своими руками. Дети могут, используя знакомые приемы, что-то слепить, сконструировать, сделать аппликацию, что в свою очередь тренирует руки. В сюжетно-ролевых играх дошкольники выполняют разнообразные действия руками: застегивают пуговицы, завязывают бантики и резинки куклам, «продают» товар, раскладывают предметы и заместители, передвигают машины, рулят и прочее. Использование средств сюжетно-ролевых игр способствует совершенствованию мелкой моторики.

Театрализованные игры. Среди театрализованных игр с точки зрения развития мелкой моторики наибольшее значение имеют театры - «пальчиковый» , «рукавичек» , «театр теней» , «резиновой игрушки» , разные виды настольного театра – плоскостной, на конусе. В последнее время появились театры для магнитной доски. В «пальчиковом» театре и театре «рукавичек» пальцы рук, с одетыми на них забавными персонажами и кисти рук находятся постоянно в движении. У инсценировок с помощью средств пальчикового театра, театра теней и других (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, гибкости, выразительности движений.

Подвижные игры. В подвижных играх развивается и совершенствуется общая и мелкая моторика детей. Во многих подвижных играх, проводимых в помещении и на воздухе, дети используют мячи из различных материалов и разного диаметра, камешки, колечки разных размеров, кегли, биты, мешочки с песком, кубики, ленточки, платочки, и другие. В подвижных играх дети выполняют движения руками: захват и удержание, бросание в цель, метание, катание предметов, прокатывание, отталкивание, передачу друг другу и прочее. Во время игр в действиях с этими предметами у дошкольников совершенствуется мелкая моторика, а именно сила, координация, точность, гибкость, быстрота движений, ловкость.

Дидактические игры. Дидактические игры отличаются большим разнообразием – складные кубики, мозаики, цветные палочки, конструкторы типа «Лего» , домино, лото, шашки и многое другое. В этих играх дети совершают разные движения. Во многих дидактических играх детям нужно выполнять точные координированные движения пальцами рук, что способствует их развитию.

Пальчиковые игры. Трудно переоценить роль пальчиковых игр для развития мелкой моторики. Средством развития в этих играх могут служить сами руки, графические схемы конфигурации пальцев и рук, фотографии, словесные инструкции последовательности действий, источники и электронные носители музыки, тематические презентации для детей. В этих играх дети выполняют самые разнообразные движения руками и пальцами: сжимание и разжимание пальцев в кулак каждой рукой по отдельности и вместе, поочередное загибание и разгибание пальцев, поочередное прикосновение подушечек одноименных пальцев друг к другу и совместное обеими руками, сцепление пальцев в замок, поднимание и опускание пальцев в замке, соединение пальцев руки вместе и разведение их в стороны, поочередное касание большого пальца с остальными пальцами (колечки) , повороты кистей рук, надавливание и сопротивление пальцев и кистей друг другу и другие. Все это многообразие движений эффективно тренирует руки и развивает их. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От примитивных хватательных жестов ладонью, характерных для 2-3 летнего ребенка, малыш переходит к более мелким движениям пальцами. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста выявляет интеллектуальную готовность ребенка к письму, связной речи и логическому рассуждению.

Неполноценное развитие мелкой моторики у дошкольников — это не редкость в наше время, особенно часто оно встречается у тех детей, которых в семье не приучают к труду. Они неловки во всех видах практической деятельности, что в дальнейшем негативно сказывается на их самооценке.

В 5-6 лет ребенок при нормальном развитии может следующее:

  • хорошо бегать, в том числе на носках, прыгать попеременно на одной и другой ноге, кататься на 2-х колесном велосипеде;
  • копировать сложные рисунки (зеркальное отображение считается нормой до 8 лет), писать буквы и цифры, обводить рисунки по контуру, заштриховывать и вырезать их;
  • декламировать стихи, пересказывать содержимое небольших рассказов.

Исследованиями крупнейших ученых (Павлова И.П., Леонтьева А.Н.) доказана связь общей моторики и речевой. Точные движения рук, ног, головы, туловища подготавливают совершенствование артикулярного аппарата. Это происходит потому, что центры мозга человека, отвечающие за речь и моторику, расположены рядом. Ученые выяснили, что способность говорить формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Особенно важно совершенствование тонких движений пальцев. Исследователи Щелованов Н.М., Денисова М.П. и другие выяснили, что это умение происходит с развитием зрения, осязания и кинестетического чувства, то есть положения и перемещения тела в пространстве.

Родителей должно насторожить, если они замечают за ребенком такие признаки моторного отставания:

  • ребенок неловко держит ложку, карандаш;
  • не может регулировать силу нажима на кисть при рисовании;
  • часто роняет предметы;
  • испытывает трудности в приобретении навыков самообслуживания;
  • отказывается от лепки, аппликации;
  • избегает игр, где нужно проявить ловкость, скорость;
  • шаркает ногами при ходьбе.

Для диагностики развития мелкой моторики у старших дошкольников можно обратиться к таким специалистам, как невролог и логопед-дефектолог.

Тесты на развитие общей моторики рук

В домашних условиях можно провести 3 простых теста, авторами которых являются Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д.:

  1. Обведите карандашом ладони ребенка с разведенными пальцами, расположенные на 1 листе бумаги. Посмотрите на полученный рисунок и попросите его вновь положить кисти в соответствии с контурами. Теперь в указываемом вами порядке ребенок должен поднимать пальчики. Сначала испытание проводится на правой руке, потом на левой, всего по 2 раза на каждой. Указывать на палец следует, прикасаясь к нему карандашом. При выполнении задания непроизвольно могут подниматься и другие пальчики. Это включение ненужных для выполнения данного действия мышц происходит из-за недостаточной дифференцированности движений и называется синкинезией. Для подведения итогов надо подсчитать среднее число синкинезий по двум попыткам для левой и правой рук и сложить их. Для ребенка 6 лет их сумма должна составлять 9. Большее их количество говорит о недостаточном развитии движений пальчиков.
  2. Нарисуйте круг диаметром 3-3,5 см, покажите ребенку и попросите сделать то же самое, не отрывая руки. Если он нарисовал круг гораздо меньшего диаметра, то это свидетельствует о зажатой кисти. Передвижение руки при выполнении задания или произведенный овал также говорят о проблемах с мелкой моторикой.
  3. Обратите внимание на то, как дошкольник рисует и раскрашивает картинки. Если он постоянно поворачивает рисунок, кисть скованна, слишком напряжена или, наоборот, вялая. Если при этом ребенок быстро утомляется, то важно, не упуская времени, организовать помощь.

Логопеды связывают влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников и считают, что если пальцы развиваются соответственно возрасту, то и речь будет нормальной и, наоборот, если пальчики недостаточной активны, то и речевое развитие задержится, хотя общая моторика может быть в норме. Важность развития мелкой моторики у дошкольников в том, что для успешного обучения в школе непременным условием является полноценная речь. Чтобы научиться писать, ребенок должен уметь производить точные движения кистью и пальцами рук. Иначе письмо станет проблематичным, медленным, и при малейшем увеличении скорости буквы будут написаны криво и неразборчиво.

Развивающие игры

Чтобы мелкая моторика рук соответствовала возрасту ребенка, ее развитие можно ускорить, применяя разные методы, основанные на том, что многочисленные нервные окончания на кончиках пальцев воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют ее для обработки в головной мозг.

Проводить занятия можно родителям самостоятельно, главное, организовывать их таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся и не терял интерес. Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся игры с прищепками. Их польза в том, что кроме мелкой моторики они развивают координацию обеих рук, а также внимание, воображение и усидчивость. Для игры необходимы разноцветные прищепки (не очень тугие) и картонные картинки. Самые простые упражнения: прикрепляем к силуэтам и изображениям прищепки нужного цвета, так, чтобы они завершили картинку, например, послужили иголками для ежика, ушками для зайчика, руками и ногами для человечка. С игрой развиваем фантазию и знание цвета. Например, желтый круг может быть солнышком, к которому надо прикрепить лучи, или центром цветка, нуждающемся в лепестках.

Самые сложные упражнения из пальчиковых гимнастик с прищепками, в которых есть решение и других задач, следующие:

  1. Составление тематических рядов слов. Прищепка в игре равна 1 слову. Прикрепляют их друг к другу. Цель — составить как можно более длинный ряд слов на заданную тему.
  2. Диалоги. Играющие изображают различных героев, разговаривают и одновременно работают прищепкой, в ритм открывая ее «ротик».

Очень важное занятие для рук у дошкольников — это лепка из пластилина, глины или теста. В процессе задействованы все мышцы рук. При этом дети учатся понимать и передавать характер изображаемого. Исследования показали, что после проведенного курса занятий 24% детей с недостаточным уровнем развития приблизились к норме.

Гимнастика мозга

Актуальность проблемы роста числа детей с затрудненным обучением отражена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС), вступившем в силу в январе 2014 г. и поставившего перед педагогами и воспитателями задачу развития творческого потенциала детей, интеллекта, самостоятельности и вырабатывание условий для успешного обучения. Одна из форм такой работы — это кинезиология, которую еще называют «гимнастикой мозга». Ее применение исходит из индийской йоги и фольклорных пальчиковых игр Древней Руси.

Современные кинезиологические упражнения для дошкольников могут активизировать деятельность различных отделов коры головного мозга через движение и, прежде всего, направлены на развитие мозолистого тела, связывающего полушарии мозга. Если оно недоразвито, то передача информации из одного полушария в другое прекращается. Нарушается пространственная ориентация. Решение математических задач, образное мышление и творчество при этом для человека невыполнимы, несмотря на то, что он может связно говорить. Основное развитие связей между полушариями мозга формируется у девочек до 7, у мальчиков до 8-8,5 лет. Чтобы добиться успехов, заниматься следует ежедневно. В комплекс кинезиологии для дошкольников входят упражнения, состоящие из последовательно сменяющихся 3 положений рук. Постепенно ребенок запоминает их и делает самостоятельно. Занятия следует проводить в доброжелательной атмосфере, лучше всего в музыкальном сопровождении, направленном на определенную ритмичность выполнения движений.

В некоторых российских школах для кинезиологических упражнений выделено в общем 25-30 минут в день: перед началом занятий и во время пауз на уроках по 3-5 минут.

Специалисты дали названия упражнениям: «Колечки», «Лягушки», «Ухо-нос», «Змейка» и многие другие. Движения пальчиков сопровождается речью, четверостишиями. Эти занятия нравятся детям.

Для родителей

Развитие общей моторики, то есть крупных мышц тела ребенка, в семье возможно с помощью повседневных бытовых занятий и физических упражнений. От этой моторики зависит умение держать равновесие, точность тонких движений рук. Особенно полезны занятия на спортивных снарядах неуравновешенным детям. Желательно заниматься гимнастикой, прыгать, бегать, подтягиваться на перекладине. Собирать игрушки и вытирать пыль — это тоже упражнения по развитию общей моторики. Не отказывайтесь от помощи, если у ребенка есть желание помочь вам помыть посуду или вытереть пол. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики дошкольников сводятся к следующему:

  • занятия должны быть регулярными, но не длительными, чтобы ребенок не потерял к ним интерес;
  • не нужно заставлять ребенка выполнять упражнения, так как эффективными они не будут;
  • движения следует выполнять точно, в комфортном для ребенка темпе.

Дети, играющие на музыкальных инструментах, постоянно делают пальчиковую гимнастику, развивают мелкую моторику и память. Советы по организации занятий дома можно получить на консультации у психолога.

Как можно больше играйте с детьми. При необходимости научитесь делать массаж кистей и пальцев своему малышу. Не забывайте: детям для того, чтобы нормально развиваться, крайне необходима положительная оценка их деятельности.

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школьному обучению. На начальном этапе обучения в школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В плане подготовки ребенка к школе большинство родителей, все свои усилия направляют на подготовку чтения и счета. Взрослые даже не представляют, насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Что же такое мелкая моторика и п очему так важно развитие мелкой моторики рук для детей? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности. Кроме того, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин - ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

Движение рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Познание:

Социализация (игровая деятельность).

Труд (самообслуживание).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно - речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Предметно-развивающая образовательная среда

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики. Разнообразие используемых материалов позволило варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала использовала загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В своей работе я хочу выделить наиболее яркие моменты развития мелкой моторики.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки - первые помощники в любой деятельности. Из них мы выкладываем буквы, цифры, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки, ракушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

9. Театрализованная деятельность - использование теневого театра, пальчикового театра способствует развитию диалогической и монологической речи.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму. Все это способствуют развитию мелкой моторики.
Дети любят создавать поделки и композиции из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и др.), из камешков, пуговиц, путем обрывания бумаги, из ниток, способом тестопластики. Это ли не развитие моторики?

Поощряя желание детей рисовать в свободное время, даем возможность ребенку в рисунке отражать окружающий мир, развивать фантазию, воображение. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки.

Использование детьми в лепке разных материалов - составление узоров камешками, семенами растений, крупами - это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках.

При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений , развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы по развитию мелкой моторики видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Поэтому стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем следует продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
формировать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость и ритмичность;
совершенствовать наглядно-образное пространство, композиционность, колористическое мышление;

развивать творческий потенциал, фантазию и воображение, самостоятельность.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.