Проблема гендерного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей в детском саду и семье заключается в особой организации Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых - на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам - тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам - мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков - дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире .

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации .

Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой – от гендерного символизма: какие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации – родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализация, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологические механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального развития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса .

Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами .

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики “ура!”). А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .

Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже .

Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывается уже по женскому типу .

“В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы” .

Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает .

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки .

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот .

У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами (и это тоже мальчики!) и так далее .

У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.) .

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания .

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях .

Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее) .

В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас .

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов - лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую .

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие .

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни .

Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей- дошкольников. Для родителей создана памятка родителям “Величие небольших различий”.

Величие небольших различий
(памятка для родителей)

    Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

    Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

    Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

    Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

    При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

    Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

    Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

    Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

    Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

    Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

    Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

    Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

    Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

    Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

    Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

    Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

    Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

    Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

    Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

    Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

    Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

    Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

Литература

1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.

3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.

4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.

6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.

9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.

Людмила Вишневская
Система работы по проблеме «Гендерное развитие детей младшего возраста»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 90 «Мотылек» общеразвивающего вида»

СИСТЕМА РАБОТЫ

по проблеме

«Гендерное развитие детей младшего возраста"

Холодова Евгения Юрьевна, воспитатель

1. Пояснительная записка

2. Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

3. Формирование гендерной устойчивости в совместной деятельности в режимных моментах у детей младшего возраста

5. Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста

6. Проект с детьми раннего возраста «Я – Мальчик. Я –Девочка"

7. Заключение

8. Список литературы

Пояснительная записка

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих педагогов. Интерес объясняется тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут не затрагивать гендерные особенности ребёнка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении взаимоотношений между ними, их взаимопонимания.

Но что, же такое «гендер»?

На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род, который обозначает социальный пол. Гендерное воспитание рассматривается как психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные стороны, гормональные и морфологические различия остаются на «втором» плане. Таким образом, такое понятие как «пол» остаётся в стороне, и можно рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек как явление, образованное в результате взаимодействия природных задатков, социализации и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Такого подхода в воспитании требует современное общество, где женщина не может играть роль только мягкой и нежной хранительницы домашнего очага, а вынуждена проявлять инициативу. Принимать важные и ответственные решения, зарабатывать средства к существованию для всей семьи, занимать государственные посты. В свою очередь некоторые мужчины утрачивают способность играть правильную роль в обществе и в браке, где из «добытчиков» они превращаются в «потребителей», воспитание детей полностью переложили на женщин. В тоже время мужчина в глазах современниц должен быть не только сильным и мужественным, но и быть терпимым, отзывчивым. Уметь приходить на помощь, разделять с женщинами домашние обязанности.

Раньше в России воспитание детей осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с мамами, а мальчиков с трёх лет воспитывал отец. Дети постоянно общались с родителями, находились рядом с ними, видели, как те себя ведут в разных жизненных ситуациях.

Издревле уже с младенческого возраста воспитание детей осуществлялось с учётом гендерных особенностей. Так в потешках, пестушках, колыбельных песнях обращались не к ребёнку вообще, а конкретно к девочке или мальчику, где определялась их будущая деятельность. Девочки должны были заниматься приготовлением еды, шить одежду, а мальчики - это будущие добытчики (охотники и рыболовы, лесорубы.

Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются женщины (конечно, бывают счастливые исключения): дома - это мама или бабушка, в детском саду - воспитатели.

Социальные изменения привели к разрушению традиционных представлений поведения мужчин и женщин. Процесс демократизации общества смешал половые роли мужчин и женщин. Сегодня женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями. Из-за этих изменений в обществе меняются в сознании детей представления о настоящих мужчинах и женщинах. Наблюдая за поведением детей в детском саду, можно заметить, что некоторые мальчики не могут постоять за себя, физически слабы, невыносливы и эмоционально не устойчивы, у них нет культуры поведения по отношению к девочкам. Девочки же в свою очередь, лишены скромности, нежности, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевые игры детей не отражают традиционных представлений: часто мальчики и девочки занимают в них не свойственные половые роли, не умеют договариваться в игре. В трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

Отсюда можно сделать вывод, что существует актуальная проблема в педагогической работе с детьми дошкольного возраста по формированию у них гендерной устойчивости. Именно в период дошкольного детства педагоги и родители могут помочь ребёнку раскрыть их уникальные возможности и способности, которые даны им от природы.

На важность решения проблемы по формированию гендерной устойчивости дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Б. Спока, А. Фрома, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.

Проблема гендерной идентичности является одной из важнейших проблем в психологии, без её решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них мужественности и женственности.

Длительное время данная проблема в силу объективных и субъективных причин оставалась вне поля зрения отечественных психологов. Вместе с тем, в зарубежной психологии проблема гендерной идентичности издавна привлекала всеобщее внимание.

Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определённые федеральными государственными требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или «мальчик», а впоследствии «женщина» или «мужчина».

Если ребёнок не усвоит эти понятия в дошкольном возрасте, то ему очень трудно будет справляться во взрослой жизни.

Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:

1. Когнитивный, в котором ребёнок рано относит себя к

определённому полу и показывает типичное ролевое поведение;

2. Эмоциональный аспект, в котором ребёнок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования учёный Т. П. Хризман;

3. Поведенческий аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в данной области занимались такие учёные как И. С. Кон, Д. В. Колесов, Т. А.

Психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка. Это показал опрос среди детей ясельной группы (интервью по В. Е. Кагану, где задавался вопрос: «Когда ты вырастешь, кем ты будешь: мамой или папой, дядей или тётей?». Ответы детей были разнообразны: «Мамой и тётей» - говорили многие девочки, и «Папой и дядей» - отвечали мальчики. Но не все. Например, Милана (2,4 года) твёрдо заявила: «Мамой-папой», а Данил и Паша (2,8 лет) однозначно ответили: «Мамой». Здесь важную роль сыграло привязанность детей к тому или иному родителю, с кем он проводит больше времени, кому он старается подрожать. Конечно, мальчики подражают мужчинам и примером для них служат папы, дедушки, старшие братья, а для девочек идеалом становятся их самые красивые мамы и бабушки. К 3 годам большинство детей уже могут сопоставлять себя с тем или иным полом по внешности, по игровым ролям, по имени, по образу в будущем настоящем.

С 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основой формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте в семье и детском саду.

Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

В данной работе я хочу рассмотреть формирование гендерной устойчивости у детей младшего дошкольного возраста с точки зрения 10 образовательных областей.

Физическая культура: на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам могут быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.

Здоровье и Безопасность: эти области очень близки и взаимосвязаны. Например, можно рассматривать одежду детей, при этом проговаривая, какую одежду носят мальчики, а какую девочки. Объясняя детям, почему зимой надо надеваться тепло, а летом обязательно носить головные уборы.

Коммуникация и Чтение художественной литературы: развитие коммуникативных способностей младшего дошкольного возраста происходит постоянно. У них идёт формирование и пополнение словарного запаса, расширяются представления об окружающем мире, о своих близких и знакомых. Например, рассказывая о маме, ребёнок говорит о том, что мама сготовила вкусный обед, погладила бельё, а папа ремонтировал машину, вбил гвоздь, то есть ребёнок будет говорить о наиболее характерных действиях мужчины и женщины в семье. При подборе для чтения художественной литературы необходимо акцентировать внимание детей на черты характера, поступки, поведение мальчиков и девочек.

Социализация: в дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Младшие дошкольники для развёртывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причём наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.

В практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Скорее всего, это связано с тем, что воспитатели это женщины и им ближе атрибуты для игр девочек, да и сама кукольная мебель, куклы, уголок парикмахера, больше радуют глаз в отличие от технических игрушек, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость и меткость. К тому же материалы и оборудования для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Поэтому огромное внимание в работе по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей необходимо уделять подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, и девочек.

Игры, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, способствуют снятию напряжения, акцентируют внимание детей на мужском и женском имени, устанавливают индивидуальный контакт с ребёнком. К таким играм относятся: игры покачивания, похлопывания, игры на коленях. Во время таких игр взрослый проговаривает, например:

А тари, тари, тари, куплю Маше янтари,

Останутся деньги, куплю Маше серьги,

Останутся пятаки, куплю Маше башмаки,

Останутся грошики, куплю Маше ложки,

Останутся полушки, куплю Маше подушки.

Тюшки, тютюшки на горе пичужки,

Там Ванюшка был, пичужку поймал.

Игра «Я – мальчик, потому что…»

Цель: акцентировать внимание на гендерных особенностях детей.

Материалы и оборудование: мяч

Описание игры: педагог бросает мяч и произносит: «Я – мальчик (или Я – девочка, потому что… Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он считает себя мальчиком (девочкой). Например, педагог говорит: «Я – мальчик, потому что ношу…», а ребёнок продолжает: «шорты»; педагог: «Я не девочка, потому что…», а ребёнок говорит: «не заплетаю косички» и т. п.

Беседа «Хочу быть как мама (папа, бабушка, дедушка)

Цель: воспитывать уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких людях; составлять короткие рассказы.

Материалы и оборудование: семейные фотографии, фотографии родных и близких людей; бумажные фигурки мужчин, женщин, детей разного возраста и пола.

Описание игры: педагог общается с детьми: «У вас у всех есть семья! Расскажите, кто есть в вашей семье? (ответы детей). Семья может быть разной: большой и маленькой, но главное должна быть дружной! У вас дружная семья? (ответы детей). У вас есть фотографии тех людей, которых вы очень любите: мамы, папы и т. д. Расскажите о ком-нибудь из них (как зовут, чем любит заниматься). А вы когда вырастите, кем будете? (мамой, папой). Педагог помогает наводящими вопросами детям рассказывать о своей семье.

Затем играем в игру «Составь картинку». Детям предлагаются бумажные плоскостные фигурки взрослых и детей, различные предметы быта, с помощью которых ребята составляют сюжетные картинки: «Мы с папой делаем уборку», «Мама готовит обед» и т. п.

Беседа по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо».

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» может сопровождаться акцентированием внимания детей на гендерной устойчивости. Например, воспитатель беседует с ребёнком: «Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Что вы на ней видите?» Возможно, дети сразу выделят гендерный аспект: «На картинке изображены мальчики и девочки». Тогда педагог развивает мысль дальше, воздействуя на развитие нравственной стороны личности ребёнка: «Что они делают хорошо, а что плохо?». При этом обращаем внимание на то, что как мальчики, так и девочки могут совершать хорошие или плохие поступки. Если дети в начале беседы не проговорили, что на картинке изображены мальчики и девочки, то необходимо на этом акцентировать внимание детей.

Беседа по картинкам «Я – мальчик, я – девочка»

На картинках изображены обнажённые мальчики и девочки разного роста, телосложения, с разным цветом глаз, волос, причёсками. В начале беседы, рассматривая картинки, придумываем вместе с детьми имена мальчикам или девочкам, проговаривая у кого волосы длинные, у кого короткие, какого они цвета; какого цвета глаза.

Далее можно предложить малышу найти на картинке того, кто больше на него похож, чтобы ребёнок учился узнавать, чувствовать и любить своё тело. Конечно же, в таких беседах надо быть очень деликатным, обсуждая

особенности конституции ребёнка.

Рассматривая картинки, мы ищем отличия мальчиков от девочек, внимательно выслушивая все мнения и не останавливая детей во время, может быть, иногда резких высказываний, а лишь тактично их поправляя.

Познание: Знакомство детей с разными видами народного творчества происходит с младшего дошкольного возраста. Детей знакомят с народными костюмами, наряжают их: мальчиков в расшитые рубашки, девочек в сарафаны, кокошники и косынки, обязательно подчёркивая, что так в старину одевались девочки, а вот так мальчики.

Далее мы приглашаем детей в Комнату Сказок, в которой представлены не только сказочные персонажи, но и предметы стариной утвари, изготовленные из различного материала. Рассказывая об этом, мы делаем акцент на то, что мужчины были кузнецами, гончарами (так как это тяжёлый физический труд, а женщины ткали, вышивали, вязали (так как эта работа требует терпения и усидчивости, физически не тяжела).

Во время беседы с детьми о ремесле можно задать вопрос: «Каким ремеслом вы бы хотели заниматься?». Дети отвечают и по их ответам можно сделать вывод о том, насколько сформирована гендерность у того или иного ребёнка, где будет необходима индивидуальная работа.

В конструировании мальчикам предлагаются конструкторы «Машина», «Вертолёт», девочкам «Мебель» для кукол и т. д. Даже «Киндер-сюрприз» для девочек и мальчиков в настоящее время подразделяется на цвет (голубой и розовый) и содержимое (например, машинки и куколки).

Музыка и художественное творчество: При подборе музыкальных произведений учитывается пол ребёнка: мальчикам предлагаются маршевая музыка, девочкам более нежная, лёгкая вальсовая. При постановки танцев широко используются парные танцы. Где мальчики обязательно приглашают девочек, галантно кланяются, приглашая их на танец, а девочки в ответ приседают. После танца мальчики провожают девочек за руку на место.

Во время музыкальной образовательной деятельности детям младшего возраста трудно разделиться на две группы: мальчики и девочки. Однако для начала им можно помочь встать парами: мальчик-девочка для танца. В очень скором времени дети уже без помощи взрослого найдут себе пару, по-джентельменски пригласят девочку на танец и проводят на место. Чтобы этот процесс происходил быстрее, детям можно предложить просмотреть видеозаписи с бальными танцами, рассмотреть фотографии с фестивалей, конкурсов.

В художественном творчестве мальчикам предлагаются раскраски, трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т. д.

Труд: в процессе организации совместной трудовой деятельности детей так же решаются особенности гендерного воспитания. На первых порах целесообразно создавать пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. Детям надо создавать игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом надо поощрять мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам.

Формирование гендерной устойчивости в совместной деятельности в режимных моментах у детей младшего возраста

При формировании культурно-гигиенических навыков постоянно сопутствуют потешки, в которых упоминается либо мальчик, либо девочка. Идя с детьми мыть руки, воспитатель начинает проговаривать потешки, обращаясь к мальчику или девочке (постепенно дети осваивают потешку и начинают повторять её за педагогом). Приведём примеры потешек:

Водичка, водичка,

Умой Лёшино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Водичка, водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Да испачкалась,

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Укладывая детей спать, укрывая их одеялом, воспитатель проговаривает потешки с именами детей. Например:

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать

Нашу Катю (Таню, Соню) усыплять.

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок

Чем люлечку подцепить

да Ванюшку (Ильюшку, Никитушку) уложить.

Ваня будет спать, спать,

Котик Ваню качать.

Баю-баю-баюшки

Прискакали заюшки,

Люли-люли-люлюшки

Прилетели гулюшки.

Стали гули гуливать

Стал мой Костик засыпать…

Баю-баю-баю-бай

Поскорее засыпай

Ходит сон по лавочке

В голубой рубашечке,

А сониха по другой

Сарафанец голубой.

Баю-баю-баю-бай

Поскорее засыпай

Взаимодействие и сотрудничество с родителями

Взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходит через вовлечение их в проектную деятельность, реализацию тематических недель, беседы, консультации, как индивидуальные, так и групповые, родительские собрания.

Например, совместно с родителями во время реализации тематической недели изготовили фотоколлаж «В здоровом теле – здоровый дух». Данный фотоколлаж можно изготовить во время проведения тематической недели здоровья, либо проекта на тему здоровья. Родители приносят фотографии, которые отражают то, как их дети закаляются (купаются, загорают, занимаются спортом, едят овощи, фрукты и т. п.). Фотографии оформляются на лист бумаги, размер которого зависит от количества детей, отдельно мальчики и девочки. Происходит это в присутствии ребёнка, где он рассказывает и поясняет, где был, чем занимался. Предварительно сюжет фотографий можно обсудить с родителями, так как не все дети могут понятно объяснить в силу индивидуальных особенностей речи. При рассматривании фотографий совместно с детьми, воспитатель делает акцент на отличительные особенности одежды у мальчиков и девочек, на их род деятельности, причёски и т. п.

Фотоколлажи размещаются в доступном для обозрения детей месте, где уже в самостоятельной деятельности они расскажут друг другу о содержимом фотографий.

Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста.

Зонирование группы само по себе предполагает, что в строительном и техническом уголке большую часть будут находиться мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, на наш взгляд, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщины за рулём – это привычная вещь, а мужчина – домохозяин – не редкость. Наша задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу».

А для этого необходимо создать в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном.

Рассмотрим насыщение предметно-развивающей среды на примере некоторых типичных уголков группы с учётом гендерного развития у детей младшего дошкольного возраста.

Уголок «Парикмахерская». В данном уголке необходимо разместить не только баночки и коробочки от женской косметики, но и внести игрушечную электробритву, коробочки от папиного одеколона, баночки от мужского шампуня. Кроме того можно повесить, выложить фотографии причёсок мальчиков и девочек группы, а также фотоколлажи женских, мужских стрижек и причёсок из журналов. Дети с удовольствием рассматривают фотоколлажи, узнают себя и друзей на фотографиях.

Уголок «Природы». В уголке природы располагаем картины времена года, на которых изображены мальчики и девочки. Во время бесед с детьми о

признаках времён года, делаем акцент на то, что на картине изображены девочка и мальчик, какая у них одежда – по сезону, вместе с детьми даём имена мальчику и девочке, проговариваем, чем дети занимаются.

Уголок «Творчества». В уголке творчества выкладываем разнообразный материал для рисования, аппликации, лепки. В данном уголке располагаем трафареты, с помощью которых, дети смогут изобразить девочек и мальчиков, их одежду, причёски, раскраски с изображениями мальчиков и девочек; творческие наборы «Собери бусы», «Собери браслет», «Одень куклу Катю», «Одень куклу Ваню» и т. п.

Уголок «Театрализации». В театральном уголке могут быть представлены наряды для ряженья, как для мальчиков, так и для девочек (различные юбки, платья, накидки, вуали, платочки, шарфики, сарафаны, брюки, рубахи, пояски, кепки, разнообразные шляпы и т. п.). В тот момент, когда ребёнок обращается к взрослому с просьбой о помощи в одевании того или иного атрибута, необходимо уточнить у детей одевает он одежду для мальчиков или для девочек. Также в этом уголке находятся русские народные костюмы и фотографии с изображениями мальчиков и девочек в народных костюмах.

Таким образом, мы видим, что развитию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста способствует насыщение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами.

Проект с детьми раннего возраста

«Я – МАЛЬЧИК,

Я – ДЕВОЧКА»

Общеизвестно, что в возрасте около 2,5 лет, ребёнок начинает понимать, что он мальчик или девочка, и соответственно себя обозначает. К 3-4 годам у детей формируется гендерная устойчивость, которая обусловлена социальными и культурными нормами, взаимоотношениями в семье, взаимоотношениями в коллективе.

В современном образовании этой теме уделено недостаточно внимания. Это приводит к тому, что у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола: мальчики часто лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки – нежности, скромности, терпимости (Т. А. Репина).

Кроме того, после опроса детей: «Кем ты будешь, когда вырастишь?» - нередко можно услышать ответ от мальчика «Буду мамой», а от девочки «Буду папой».

Для того, чтобы сформировать гендерную устойчивость своевременно и был развёрнут данный проект.

ЦЕЛЬ: формирование гендерной устойчивости у детей раннего возраста.

Сформировать у детей понимание того, что они сейчас девочки и мальчики, а когда вырастут, станут мамами и папами, тётями и дядями соответственно;

Вовлечь родителей в формирование гендерной устойчивости у детей раннего возраста;

Вызвать у детей интерес к ролевым играм;

Закреплять обобщающие понятия «одежда», «обувь», «причёски», «игрушки»;

Создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

Закреплять начальную форму культурного общения в быту;

Развивать моторику и творческое воображение у детей;

Пополнять словарный запас у детей и знакомить их с народным фольклором.

Проект проходит через интеграцию всех образовательных областей: «Познание» (П); «Коммуникация» (К); «Чтение художественной литературы» (Ч); «Физическая культура» (ФК); «Труд» (Т); «Социализация» (С); «Музыка» (М); «Здоровье» (З); «Безопасность» (Б); «Художественное творчество» (ХТ).

«Я – Мальчик, Я – Девочка»

НТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Чтение художественной литературы

Тема: «Догадайся, о ком говорится в потешке: о мальчике или девочке.

Баю-баю-баюшки,

Прискакали заюшки,

Люли-люли-люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать,

Стала Катя засыпать.

У лисы боли,

У медведя боли,

У нашего Петеньки

Ничего не боли!

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюйпесок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

Клевать колосок!

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собачка, не лай

Белолапа, не скули

Нашу Машу не буди!

Темна ноченька, не спится

Наша доченька боится!

Художественное творчество

Тема: панно «Ладошки девочек и мальчиков нашей группы»

Цель: способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребёнком; вызывать интерес к совместной деятельности со взрослым; побуждать мальчиков и девочек узнавать свои ладошки на панно.

Материалы: два листа плотной бумаги А-3, гуашь разных цветов, кисть, поролон.

Работа идёт по подгруппам (мальчики, девочки);

Дети рассматривают свои ладошки;

Разминаем ладошки: пальчиковая игра «Дом»;

Дети выбирают краску любого цвета, красят ладонь и пальчики краской (кистью или поролоном, делают оттиск;

Воспитатель подписывает каждую ладошку;

Панно вывешивается в группе в доступном месте для детей, чтобы они могли найти свои ладошки, приложить свои ладошки к изображённым и сравнить их с другими.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями

Консультация для родителей: «Проект. Взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса при реализации проекта»;

Интервьюирование родителей;

Консультация с родителями по проведённому опросу детей по этой теме;

Создание фотоколлажей.

ПРИЧЁСКИ

«Я – Девочка»

«Я – Мальчик»

«ОДЕЖДА»

«Я – Мальчик»

«Я – девочка»

Заключение

На протяжении всего проекта дети испытывали огромный интерес к различным видам детской деятельности. Родители также активно включились в образовательную деятельность, осознав насколько важно гендерное развитие детей, начиная с раннего возраста. Родители подбирали художественный материал к данной проблеме: малые фольклорные формы, стишки, песенки с именами детей; оказали помощь в обновлении предметно-развивающей среды с учётом половой идентификации ребёнка; создали картотеку причёсок (изображения причёсок детей из журналов). Замечательные получились фотоколлажи: занятия девочек и занятия мальчиков.

Дети закрепили знания о названиях одежды, обуви, аксессуаров. Пополнился предметами и уголок ряженья. Родители стали больше обращать внимание на эстетичность внешнего вида ребёнка: дети стали более опрятными, девочки одели платьица и юбочки (вместо привычных шортиков и джинсов); у мальчиков в гардеробе появились жилеточки, рубашки, брюки (вместо привычных футболок и батников).

Мальчики стали более внимательными к девочкам: пропускают девочек вперёд, придерживают дверь, помогают принести стульчик, в танцах провожают до места и др.

Итоговым мероприятием стало повторное интервьюирование детей: «Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тётей; папой или мамой?». Все дети твёрдо, уверенно отвечали в соответствии со своим полом.

Таким образом, увидев значительные изменения в группе, выражающиеся в сплочении коллектива детей и родителей, в познавательной активности детей, в эстетике внешнего вида детей, в развитии эмпатии у детей, я считаю, что необходимо продолжать работать над гендерным развитием детей на протяжении всего дошкольного периода.

Список литературы

1. Алёшина Н. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /младшая группа/.- М. : ЦГЛ, 2004

2. Доронова Т. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М. :Линка-Пресс, 2009

3. Князева О., Маханёва М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. : Детство-Пресс, 1998

4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип

Характеристики мужчин

Характеристики женщин

маскулинность

Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность

Ценят человеческие отношения, чувствительны

Нежные, заботливые, верные

андрогинность

Сочетают чувствительность и продуктивность

Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

Ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)


В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире. На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения. Гендерное воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе. Под влиянием воспитателей и родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе. Для гендерного воспитания детей сегодня родители могут использовать системно-векторный анализ. Он поможет понять своего ребенка и увидеть, что именно происходит, если ему трудно идентифицировать свою половую принадлежность.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

От правильного гендерного воспитания детей дошкольного возраста зависит дальнейшее успешное формирование личности.

Психологи провели ряд исследований и доказали, что женщины и мужчины не всегда воспринимают правильно собственную половую принадлежность. Только правильное гендерное воспитание детей способствует формированию индивидуальных социокультурных и психологических особенностей, присущих его полу. И в будущем такие дети чаще всего становятся образцовыми семьянинами. Они умеют конструктивно взаимодействовать с противоположным полом, относятся к нему с уважением.

Гендерное воспитание лучше всего применять не раннее четырехлетнего возраста. В этом возрасте ребенок уже правильно воспринимает свой пол, он понимает основные различия между мальчиками и девочками.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста должно вводиться постепенно. Лучше всего подобное воспитание проводить в игровой форме.

При воспитании мальчика родители, стараясь привить ему мужские качества, иногда допускают ошибки. Ребенку порой предъявляются слишком жесткие требования. Взрослые учат ребенка быть мужчиной, не плакать. Такой метод воспитания может привести к негативным последствиям. Ребенок пытается соответствовать требуемым качествам, при этом становится агрессивным, раздражительным, иногда ведет себя вызывающе. Родители должны понять, что психика у мальчиков намного уязвимее, чем у девочек. А значит, им тоже необходимы ласка, родительская любовь и одобрение.

Не стоит также чрезмерно опекать ребенка. Мальчик, который воспитывался в тепличных условиях, превращается в неприспособленного к жизни и несамостоятельного мужчину. Мать не должна показывать свою авторитетность сыну. Она должна быть для него нежной и хрупкой. И тогда у мальчика, как у настоящего мужчины, появится желание заботиться о ней и оберегать ее.

С раннего возраста девочка старается во всем походить на маму. Проблемы в гендерном воспитании детей могут начаться в период, когда девочки начинают отстаивать свою независимость перед другими и перестают соответствовать общепринятым стереотипам о послушности и женской кротости. В это время психика ребенка наиболее уязвима. У него появляются общая подавленность, неуверенность в себе, внутренние конфликты.

При общении с девочками родители должны помнить, что они очень ранимы и обидчивы. Поэтому воспитывать девочку надо так, чтобы с самого начала у нее сложились доверительные и теплые отношения с родителями.

При гендерном воспитании детей родители должны для девочки стать примером женственности, а для мальчиков – образцом мужественности.

Значение полоролевого воспитания детей

В процессе полоролевого воспитания дети учатся различать образцы поведения женщины и мужчины, а затем распространяют приобретенный опыт на новые жизненные ситуации, наконец, выполняют соответствующие правила.

Если воспитание мальчиков должно быть направлено на развитие у них стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению своих замыслов, то девочки могут лучше воспринимать свою половую принадлежность через призму отношений с окружающими.

Отцы гендерным воспитанием детей занимаются по-разному. Есть отцы, которые не жалеют сил и свободного времени для своего ребенка, так как осознают свою роль в его психическом и физическом развитии. Отцы-учителя играют роль абсолютного монарха. Однако, в любых случаях воспитание отца необходимо как дочери, так и сыну.

Полоролевое воспитание детей в семье показывает, что женщины и мужчины, несмотря на разные роли, необходимы друг другу и должны заботиться и помогать друг другу. В семье взрослые и дети взаимно влияют друг на друга. В данной системе есть и свои противоречия, однако они могут компенсировать и уравновешивать друг друга. На этапе формирования такие противоречия побуждают ребенка к поисковому поведению, к собственной активности. Полоролевое поведение детей формируется при тесном взаимодействии психологических, биологических факторов, а также социальной среды, в которой ребенок растет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.