Виды мышления у детей дошкольного возраста. Образное мышление: как развить

Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обуславливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении.

В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

– характерно тем, что при решении задач используются предметно-практические процедуры, - действия с предметами. Генетически это наиболее ранняя стадия развития мышления – в филогенезе и онтогенезе (младший возраст) оно свойственно и взрослым.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывает по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.

Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое . В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией. В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное ) и воспроизводящее (репродуктивное ). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

Рис.2. Основные виды мышления

Мышление является самой важной функцией мозга человека. Ни один вид деятельности не может обойтись без него. Оно лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков. Именно поэтому так важно развивать наглядно-образное мышление у ребенка до того, как он начнет обучение в школе. Достигнуть этого поможет вам подборка интеллектуальных игр, предложенная на нашем сайте.

Что именно нужно развивать?

1.Умение оперировать образом, мысленно. Что это означает? Это означает – мысленно осуществлять с предметом различные преобразования: поворот, перегруппировка предметов, разделение и соединение элементов в целое, и т.д. При этом важно, чтобы образ предмета не исчезал и не искажался.

2.Способность ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также уметь самостоятельно ее создавать.

4.Способность мысленно планировать свои действия . Благодаря этому умению малыш сможет представить себе, что он получит в результате своих усилий, т.е. создать образ будущего результата, которого реально еще не существует. Также эта способность открывает новые возможности для планирования разных путей к достижению цели, представляя себе варианты действий, а не осуществляя их, благодаря чему можно быстрее принять правильное решение.

Развить наглядно-образное мышление помогут вам захватывающие игры, которые увлекут не только вашего малыша, но и вас. Игра – помогает превратить процесс обучения дошкольника из сухого и нудного занятия в веселое и увлекательное приключение.

Игра №1. Головоломка со спичками.

Игра развивает способность ребенка перестраивать элементы объекта и планировать свои действия мысленно.

Возьмите несколько палочек или спичек, и сложите из них схематичное изображение какого-либо предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить один или несколько палочек так, чтобы изменить это изображение на другое или как-то его изменить.

По правилам игры реально перекладывать палочки не разрешается, но если ребенок не может выполнить это задание мысленно, пусть попробует на практике. Советуем приложить усилия, чтобы малыш все-таки научился осуществлять преобразование предмета мысленно, т.к. именно такая форма игры содействует формированию умения планировать и проверять свои мысли, не осуществляя их на практике.

Игра № 2. Шахматная доска.

Вырежьте из крепкой бумаги маленькую шахматную доску. Если обычное шахматное поле имеет размеры 8*8 клеток, то вам для начала достаточно будет поля размером 3*3 или 4*4 клеточки. Разрежьте это поле на 3 — 4 части.

Предложите ребенку собрать из частей целое поле, но так, чтобы черные и белые клеточки чередовались между собой, как на шахматной доске.

Если играют несколько детей, то можно устроить соревнования, кто быстрее соберет поле. Постепенно можно увеличивать размер поля и разрезать его на большее количество частей.

Игра № 3. Где сидит попугай?

Игра развивает способность ориентироваться в простой план-схеме ограниченного пространства.

Изобразите на листе бумаги план-схему квартиры в которой вы живете или комнаты, которую малыш хорошо знает.

На этой схеме изображены такие предметы: ваза с цветком (1), книжный шкаф (2), телевизор (3), стол (4), стул (5), тумбочка (6), диван (7), кресло (8), двери (9), окна (10).

Перед началом игры попросите малыша представить, что в этой комнате живут медвежонок Мишка и попугай Кеша. Однажды, когда медвежонок пошел в лес за ягодами, попугай придумал новую игру и решил поиграть в нее с медвежонком. Кеша спрятался в комнате и обозначил на схеме место крестиком, там, где его искать. Но, когда медвежонок вернулся, он не смог найти своего друга, потому что не умеет читать план-схему.

Предложите малышу найти попугая (в том месте, где спрятался Кеша, должен лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с изображением попугая). Если ребенку трудно понять план-схему, объясните ему, что обозначают те или другие изображения или фигуры и где в комнате находятся соответствующие предметы.

Для ориентации в план-схеме важно также обозначить место, где стоит сам ребенок. Однако не спешите подсказывать. предложите малышу посмотреть вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, впереди и сзади. Возможно, он сам найдет точку в которой находится.

Если в игре берут участие несколько детей, можно организовать соревнование, кто быстрее найдет попугая; или пусть один прячет Кешу, а другой ищет его. Возможны также варианты командной игры.

Сложность игры зависит от размера комнаты, в которой прячется попугай, а также от количества объектов, размещенных в комнате и изображенных на план-схеме. Чтоб разнообразить игру можно выбрать другое знакомое место ребенку, например детскую площадку, на которой часто играется ребенок.

Игра № 4. Начерти план-карту.

В эту игру советуем играть после того, как вы убедитесь, что ребенок успешно выполняет задания предыдущей игры «Где прячется попугай?»

Приготовьте лист бумаги в клеточку и карандаш (фломастер). Цель игры — научить ребенка создавать план-карту знакомого пространства, например, своей квартиры или детской площадки. Объясните. что люди создают план-карты для того, чтобы было легче ориентироваться в местности. Покажите, например, карту города, в которм вы живете, и расскажите про нее.

Предложите малышу составить план-карту квартиры, в которой вы живете. Перед началом работы попросите описать, что находится в квартире. Пусть ребенок выберет предметы, которые он считает должны быть изображены на план-карте. после этого начинайте чертить.

Следующим этапом может быть создание план-карты той местности, где находится ваш дом или детская площадка, на которой играется малыш. В этом случае нужно сразу ограничить отрезок местности, который должен войти в карту и за границы которой выходить нельзя. На карте этот отрезок нужно ограничить прямоугольной рамкой и указать ориентиры, которые находятся за ее периметром (например заборчик, который ограждает детскую площадку, или дорожки в скверике, которые отделяют его от зеленых насаждений).

Во время составления план-карты детки часто допускают такие ошибки:

1 — не берут ко вниманию важные детали планировки;

2 — нарушают размещение предметов в пространстве, и их нахождение относительно друг-друга;

3 — не указывают некоторые предметы;

4 — искажают размеры предметов.

Такие ошибки естественны для детей этого возраста. Главное, чтобы вы обращали внимание на них и объясняли малышу, в чем заключается ошибка. Стремитесь к тому, чтобы ребенок исправлял свои ошибки самостоятельно или с вашей помощью. Именно от этого зависит развивающий эффект игры.

Игра № 5 Прогноз погоды.

Расскажите малышу, что синоптики договорились изображать погоду с помощью простых рисунков, чтобы без лишних слов сообщать населению какая будет погода в ближайшее время. Эти рисунки можно увидеть по телевизору, когда передают прогноз погоды. Подобные рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются, для примера, моряки и летчики.

Покажите малышу карточки с вариантами погоды и обсудите их. Или может быть вы решите нарисовать их самостоятельно вместе с ребенком.

Теперь можно начинать игру. Игра возможна в двух вариантах.

1. Вы сообщаете малышу «по рации» какой будет погода (ветреной, дождливой, пасмурной), а он находит соответствующие картинки и вывешивает их на стенде «Информация для летчиков и моряков». Вместо стенда можно использовать лист бумаги с соответствующим названием. Как известно, погода меняется часто. Поэтому после того, как ребенок выполнит задание, вы снова сообщаете про смену погоды, например, теперь ожидается солнечная погода, но возможны ветер и шторм.

2. Малыш самостоятельно рассказывает про погоду с помощью схематичных изображений. Для этого предложите ему стать диктором на телевидении и сообщить, какая погода будет сегодня и завтра. А вы будете метеорологом, который показывает диктору картинки с прогнозом погоды.

Игра № 6 Собери по схеме.

Эта игра развивает умение ребенка ориентироваться в схематическом изображении и учит конструировать.

Для игры можно использовать любой строительный конструктор, в состав которого входят кубики, бруски, арки и т.д. Также, следует приготовить схематические изображения собранных из этих деталей конструкций. Каждая деталь конструкции должна быть четко прорисована.

Вы показываете ребенку схему одной из конструкций, а он должен собрать ее из деталей, которые есть в распоряжении. При этом, обратите внимание ребенка, что собранная конструкция должна точно соответствовать схеме.

Перед началом конструирования пусть ребенок назовет нарисованный предмет, расскажет про его назначение, укажет на главные детали конструкции. После того, как конструкция будет собрана, проанализируйте вместе с ребенком, все ли он сделал правильно, рассмотрите ошибки, подскажите, как их можно исправить.

Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество деталей, из которых состоит конструкция. Или показать малышу схему, а потом попросить его собрать конструкцию по памяти. Тогда игра будет развивать не только мышление, но и память.

Игра № 7 Перестановка

Эта игра развивает способность ребенка планировать мысленно свои действия.

Для игры предлагаются карточки с четырьмя полями, на трех из которых изображены разные фигуры, картинки или цифры. Одно поле остается свободным. Фигуры на обоих карточках каждой пары одинаковые, но места их расположения разные.

Перед началом игры предложите малышу внимательно рассмотреть фигуры на карточках и сказать, чем верхняя карточка отличается от нижней. После расскажите правила игры: с помощью нескольких перестановок (или ходов) нужно разместить фигуры верхней карточки на такие-же места, как на нижней карточке. При этом одним ходом можно переставить только одну фигуру и только на свободное поле. Количество ходов (перестановок) указано с правой стороны карточки.

Например, чтобы выполнить задание на первой паре карточек, нужно на верхней карточке переставить звездочку с поля 1 на поле 3.

Если во время занятия у малыша возникнут трудности, предложите переставлять картинки практически (а не мысленно). Но все же стремитесь к тому, чтобы ребенок озвучивал перестановки фигур, делая это в уме, потому что именно мысленная перестановка фигур содействует развитию способности планировать свои действия мысленно.

Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических дл дань, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно в ний в практическую дидію.

Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватную поставленной задаче. Например, при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяющие их, получают неожиданные для себя комб бинации, иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку коня кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз). Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась хорошая картинка. Т обто конкретную задачу они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончанияння.

Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы его решения их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее

Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в практических манипуляций, они могут мысленно решить предложенное заданием ния, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решения ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а ее рассказ после выполненного действия повторяет то, что она сказала в ее начале, сама д ия ничего не прибавила к решения задачиня.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на высший уровень. У старших дошкольников действенном решению задачи предшествует словесно оформленное решение его по одумкы. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают лишь конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена??беспорядочность (пробнисть) их действий. Уточнение задачи совершает действия проблемными, поисковыми. Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). Согласно д в этого изменяется и его мышления, которое с действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых мыслительных задач ди тина снова прибегает к нему до нього.

Наглядно-образное мышление детей

В дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, что связано с овладением им новыми видами деятельности: рисованием, игрой, конструированием и т.д.. Оно помогает малышам решать зада ния мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов и объявлениящ.

Способность к мышлению в образах сначала реализуется как оперирование представлениями о конкретных предметах и??их свойствах. При этом оно теряет свою связь с практическими действиями и непосредственным восприятием нием ситуации. В деятельности ребенка появляются задачи нового типа, которые предусматривают косвенный результат действий, достижение которого требует учета связи между явлениями, происходящими одновременно или помета вно. Такие задачи возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании и и ін.

Младшие дошкольники решают их с помощью внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-дийо-ного мышления. При выполнении задач по косвенным результатом дети среднего дошкольного возраста в начинают переходить от внешних к умственным попыток. После ознакомления детей с несколькими вариантами решения задачи малыши могут использовать новый вариант, не прибегая к внешним воздействиям с пред целями, а получая необходимый результат мысленномки.

Решение задач с косвенным результатом способствует возникновению наглядно-схематического мышления, которое является следующим этапом в развитии наглядно-образного

. Наглядно-схематическое мышление - вид мышления, обеспечивающий отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка

Ребенок не создает их, а выявляет и учитывает при решении задачи. Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними.

Наглядно-схематическое мышление дошкольников среднего и старшего возраста проявляется во многих особенностях их деятельности. Один из его проявлений - схематичность детского рисунка, в котором передается здеб большего связь основных частей предмета и отсутствуют индивидуальные его признаки. Проявлением схематичности мышления также являются легкость понимания детьми различных схематических изображений, успешное использование я их (узнают схематическое изображение предметов, используют схемы типа географической карты для выбора нужной дорожки разветвленной их системе и т.д.о).

Умение создавать и использовать схематизированные образы являются большим достижением в развитии мышления ребенка, поскольку наглядно-схематическое мышление открывает возможности увидеть недоступны наглядно-образном в существенные стороны. Объявления.

Опыт ребенка обогащается неравномерно. С некоторыми предметами она имеет дело часто, неоднократно действуя с ними, распознает их качества, стороны, свойства, что приводит к их обобщенное представление. Другие пред дуете менее доступны детям, вследствие чего они познают односторонне. Образы этих предметов есть слитыми и конкретными. Операция такими образами единичных вещей предоставляет мышлению маленького ребенка конкретно в бразного характера. Это подтверждают детские сужденияження.

Таня (4 года), увидев у девочки очки, спрашивает:"Почему эта девочка бабушка?","Кошка может превратиться в человека?" нашкода.... Була б така м"якенька, лагідна...".

Конкретная образность детского мышления послужила аргументом для некоторых психологов (К. Бюллер,. В. Штерн,. Дж. Салли), которые считали образность определенным видом мышления, этапом в развитии высших его форм. Найхара актернишою признаком такой образности является синкретизм. Не умея выделить в образе, сохранившийся существенных или основных признаков предмета, ребенок падает найакцентованиши для нее детали. По этим случайными в знаками дошкольник узнает конкретный предметомредмет.

Синкретизм проявляется в восприятии и мышлении ребенка. По мнению. Ж. Шаже, он является основной качеством детского мышления, характеризует его доаналитичний степень. Ребенок мыслит схемами, слитыми (нерозчленов ными) ситуациями соответствии с образом, который у нее хранится на основе восприятия, без его анализа. Преодолению синкретичности образов способствует правильно организованное обучениеання.

Слитность образов особенно заметно проявляется в восприятии детьми малознакомого содержания. Например, они неправильно понимают синкретично образные литературные высказывания, сложные метафоры, аллегории:"И ве еселий, и крылатый ходит ветер над землей. Это мощный вентилятор бьет в лицо струей"(Есть. Тараховская). Прослушав это, 5-летние дети спрашивают:"Почему он бьет?","Кого он побил?"," ка?","Где он ходит?","Ветер смеется?","Почему он веселый?"Такие вопросы и замечания детей свидетельствуют, что слово выражает конкретный образ единичного предмета, которого оно касается. Этот образ слит, нерасчлененный (проанализирован), поэтому используется целостно (если"ходит", должен иметь ноги, если"веселый"- смеется). Впервые образ распадается не через выделение существенной или характерно й признаки предмета или явления, а признаки, получившая в опыте ребенка сильнее подкрепление. Поэтому, не умея абстрагировать идею с чувственно сохраненным образом, ребенок не понимает поэтических образеому, не вміючи абстрагувати ідею з чуттєво збереженим образом, дитина не розуміє поетичних образів.

По мнению. Л. Выготского, синкретизм имеет большое значение в развитии детского мышления, поскольку синкретические связи являются основой выделения связей, проверяются практикой и отражают действительность

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности дошкольник начинает овладевать построением наглядных пространственных моделей - особых знаков, в которых отражаются связи и отношения об бьективних вещей. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослых или в процессе организованных ими действий с предметами, она легко усваивает при действиях с моделями, я ки отражают существенные признаки предметов и явлений. Например, во время обучения 5-летних дошкольников математике было чрезвычайно трудно объяснить им отношения частей и целого. В процессе ознакомления с ним и с помощью схематического изображения деления целого на части и его восстановление из частей дети легко поняли, что любой предмет можно разделить на части и восстановить из них. Эффективным оказалось использования пространственных моделей и при формировании у дошкольников анализа слова в процессе изучения грамотмоти.

Итак, при соответствующем обучения образное мышление становится основой усвоения дошкольниками обобщенных знаний, а также совершенствуется в результате использования этих знаний при решении познавательных и пр рактичних задач. Приобретенные представления о существенных закономерности помогают ребенку самостоятельно разбираться в частных проявлениях этих закономерностей. Так, усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам установить, где живет животное, как добывает ешьжу.

Развитие образного мышления дошкольников характеризуется тем, что их представления получают гибкости, подвижности, дети овладевают умением оперировать наглядными образами: представлять предметы в разных просто. Оровий положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности, благодаря чему помогают ребенку понять существенные связи и зависимости вещей. Однако они малопродуктивные, если ребенку необходимо выделить свойства, связи и отношения, которые невозможно представить наглядно, образно. Попытки достичь этого с помощью образного мышления вызывают типичные для дошкольника ошибки. К таким ошибкам при сводят, например, задача установить, изменяется количество сыпучего вещества при перемещении ее из сосуда одной формы в сосуд другой, меняется количество глины, пластилина при изменении вылепить ного из них объекта. Примерно так же отвечают дошкольники на вопрос, где больше пластилина: в шарике или в розплесканому кусочку, сделанном из того же шарика у них на глазах. Это вызвано не с датнистю дошкольника выделить видимый им уровень вещества в посуде от общего ее количества. В образном мышлении они оказываются слитыми, поэтому количество нельзя увидеть, наглядно представить выделю еною от воспринятой величины. Правильное решение таких задач требует перехода к суждениям на основе образов, которые используют словесные понятийпоняття.

Таким образом, наглядно-образное мышление преодолевает в своем развитии стадию перцептивных преобразований ребенком объекта с внешней помощью, а также стадию преобразования ситуации на образном уровне по собственной инициативе мотивы. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления может ускорить специальное обучение с использованием схем-заменителейв.

Обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - главная задача российской образовательной политики, для достижения которого необходимо более полно использовать потенциал изобразительного искусства как средства формирования и развития эмоционально-чувственного, творческого, созидательного начала, способствующего гармоничному развитию личности, отвечающего требованиям, предъявляемым к современным выпускникам школ.

Важной задачей дошкольного учреждения является наряду с передачей знаний, формированием умений и навыков, выявление и развитие способностей учащихся. Одной из творческих способностей является способность художественно-образного мышления. Воспитание человека-творца, не стандартно мыслящего, легко решающего возникающие перед ним задачи, в постоянно изменяющемся современном мире, может быть решена, в результате более полного раскрытия творческого потенциала личности, через развитие художественно-образного мышления, которое осуществляется в процессе изобразительной деятельности. Развитие мышления дошкольника тесно связано с развитием других познавательных процессов. Характеризуя общий ход интеллектуального развития ребёнка, известный российский физиолог И.М. Сеченов писал: «... корни мысли у ребёнка лежат в чувствовании. Это вытекает уже из того, что все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира, а последние познаются преимущественно при посредстве органов зрения, осязания и слуха». .

В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному (6-7 лет).

Специальные исследования Г.И. Минской показали, что опыт, накопленный ребёнком при решении наглядно-действенных задач (сформированность механизмов ориентировки в условиях задачи и активизация речевых форм общения), может оказывать решающее влияние на переход к наглядно-образному и словесному мышлению. Иначе говоря, для развития мышления ребёнка важны организация внимания, сформированность речи и т.п.

Известный психолог Ж. Пиаже выделяет четыре стадии в развитии интеллекта ребёнка. На стадии сенсомоторного, или практического мышления (от рождения до 2-х лет) ребёнок познаёт окружающий мир в результате своих действий, движений, манипуляций с объектами (наглядно-действенное мышление). С появлением речи начинается стадия дооперационного мышления (продолжающаяся от 2 до 7 лет), в течение которой развивается речь, формируется способность умственно (внутренне) представлять себе внешние предметные действия (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата - перемещение предмета, его использование или изменения.

Основная особенность наглядно-образного мышления - решение ребенком жизненных задач не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления раннего периода развития, но и в уме с опорой на образы - представления об этих предметах. Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно только в том случае, если ребенок может комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные инвариантные признаки, важные для решения различных задач. Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется главным образом развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти. Примерно к четырехлетнему возрасту у дошкольника в целом завершен процесс формирования основных психических функций, что создает необходимую базу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка. Уместно вспомнить также положение Л.С. Выготского о прямом влиянии формирующейся речи на укоренение и интенсификацию развития наглядно-образного мышления и формирование его рефлексивных характеристик.

Н.Н. Поддьяков исследовал особый тип мышления ребенка, который направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием. [с.18].

Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.

На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления. Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.

Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддьяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

На развитие представлений ребенка особое воздействие оказывает воображение, развиваемое художественным творчеством. Художественное воображение является главным компонентом образного мышления. Воображение имеет универсальную, общечеловеческую ценность, как компонент любой творческой деятельности и творческого отношения к жизни, в чем бы они ни проявлялись. Развитое воображение необходимо человеку, так как лишенный, воображения, он всегда становится в тупик перед новым, не может постичь, его сущности и подходит к нему с шаблонными, привычными представлениями.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является «постоянным спутником детского развития».[с. 81].

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С. Выготский).

Таким образом, художественное воображение является главным компонентом образного мышления детей на занятиях аппликацией. Художественно - образное развитие необходимо развивать еще в дошкольном возрасте при специально организованном обучении. Художественно-образное мышление необходимо развивать в дошкольном возрасте. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах дошкольников, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного занятия, сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Правильное развитие образного мышления очень важно в раннем детском возрасте. Именно от его уровня будет в дальнейшем зависеть словесно-логическое мышление, успеваемость в школе, способность к анализу. Как развить образное мышление у ребенка 5-7 лет. Советы родителям. Как помочь ребенку правильно развиваться?

Специфика мышления в возрасте 5-7 лет

В возрасте от у детей активно начинают развиваться различные виды мыслительной деятельности, которые подготавливают малыша к освоению программы в начальной школе. Как развить образное мышление у ребенка 5-7 лет. Советы родителям и помогут направить ребенка в нужное русло.

Особенности детей дошкольного возраста заключаются в том, что они способны мыслить образно, а не абстрактно. Для тренировки мышления у ребенка от пяти лет, необходимо все визуализировать. В процессе наглядного представления ребенок научится сопоставлять и анализировать. В последствие, это приведет к активному развитию словесно-логического мышления.

Способы развития образного мышления

Развивать детей лучше всего в игре. Именно игровая форма лучше всего усваивается малышами. Целью игровых заданий для развития образного мышления является научить ребенка систематизировать, анализировать, обобщать предметы.

Способы развития:

  1. В возрасте от пяти лет ребенок способен представлять предмет, не держа его в руках. Это свидетельствует о том, что у него начинает развиваться наглядно-образное мышление. Для его более активного развития можно использовать счетные палочки, спички. Можно предложить малышу сложить из палочек одинаковые фигуры, например, два треугольника. Взрослые могут самостоятельно выложить фигуру, и попросит ребенка удалить одну палочку, чтобы получилась совсем иная;
  2. Детям дошкольного возраста можно предлагать собирать конструкторы, мозаики по схемам. Схемы можно нарисовать самим, либо они идут в комплексе с наборами. Для детей 7 лет можно предложить изучить инструкцию, проанализировать с ним главные детали, а затем предложить собрать конструкцию по ;
  3. Эффективно развивает наглядно-образное мышление игра «продолжи рисунок». Смысл игры заключается в следующем: Ребенку предлагается рисунок, например, стол с тарелкой, и предлагается дорисовать детали, которые он посчитает нужным;
  4. Следующее задание, которое можно предложить ребенку – составление рассказа по картинкам. Малыш учится анализировать, выстраивать логические цепочки, выражать свои мысли. Часто такие задания дают детям при поступлении в начальные классы. По рассказам, составленным ребенком, психолог проверят уровень его развития;
  5. В виде интересной игры можно представить задание «найди лишнее». Ребенку нужно выбрать тот предмет, который не имеет ничего общего с остальными, изображенными на рисунке. После того, как малыш сделает свой выбор, попросите его объяснить, почему нужно исключить именно этот предмет;
  6. Логические паровозики из овощей и фруктов помогут ребенку составить цепочку из одинаковых предметов. Паровозики могут быть как из продуктов питания, так и из одежды, мебели, животных;
  7. В этом возрасте дети успешно разгадывают загадки и несложные головоломки. Можно попробовать с малышом продолжить стихотворение, не дочитывать последнее слово, чтобы ребенок, пользуясь рифмой и логикой, смог предложить свой вариант завершения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.