Период новорожденности: основные особенности и характеристика. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Оценка состояния новорожденного ребенка

Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.

По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:

  • частота и ритм сердцебиений;
  • характер дыхания;
  • мышечный бонус;
  • рефлекторная возбудимость;
  • окраска кожных покровов.

Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.

Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:

Показатель

Оценка в баллах

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 в минуту

Более 100 в минуту

Отсутствует

Нерегулярное - гиповентиляция

Регулярное

Мышечный тонус

Отсутствует

Частое сгибание

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Выражена слабо

Громкий крик, активные движения

Цвет кожи

Бледный, синюшный

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей

Розовая окраска всего тела и конечностей

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

Какой кал и моча у новорожденных

Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.

В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.

Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.

Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных

Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.

Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.

Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:

  • подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
  • все тело младенца покрывает обильный пушок;
  • кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
  • малый родничок не закрыт;
  • ушные раковины мягкие, асимметричные;
  • размеры головы превышают размеры грудной клетки;
  • ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
  • пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:

  • недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
  • несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
  • несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
  • слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.

Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета

Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.

Алгоритм туалета новорожденного следующий:

  • умывание лица;
  • промывание глаз раствором фурацилина;
  • обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
  • по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
  • при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.

А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.

Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.

Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.

Статья прочитана 15 672 раз(a).

(5 голосов : 3.2 из 5 )

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Для периода новорожденности характерны следующие основные потребности: есть; спать; пить; выделять; двигаться; общаться; избегать опасности; быть чистым; быть здоровым; поддерживать постоянную температуру тела.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ.

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были хар-ны для периода новорожденности:

1) обильное кровоснабжение

2) сниженные защитные ф-ции

3) несовершенство регуляторных ф-ций нервной и эндокринной систем.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

К моменту рождения наименее развита. Масса головного мозга по отношению к массе тела составляет 1/8-1/9 часть, у взрослого 1/40 часть. Борозды извилины сформированы, выражены слабо с возрастом, становятся многочисленнее, рельефнее, особенно в 5-6 лет. Мозжечок развит слабо. Движения ребенка не скоординированы. Миелиновые оболочки нервных волокон отсутствуют, ткань мозга богата водой, кровоснабжение ее более интенсивнее, чем у взрослых. Артериальная сеть развита лучше, чем венозная. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослого. Спинной мозг развит лучше, чем головной. Хорошо выражены условные рефлексы.

КОЖА И ЕЕ ПРИДАТКИ

Роговой слой тонкий, эпидермис сочный, рыхлый. Кровеносные сосуды кожи широкие, образуют густую сеть. Потовые железы сформированы, но протоки их развиты слабо и покрыты эпителиальными клетками, поэтому до 1 мес. потоотделения не наблюдается. Сальные железы ф-ционируют еще внутриутробно, их секрет образует «творожистую смазку». Ф-ции кожи: защитная, выделительная, терморегляторная, дыхательная, восстановительная, витаминообразующая. Пупочная ранка после отпадения пупочного остатка остается на 3-4-е сутки. Заживает к 7-10 дню жизни, эпителизируется к 1 мес.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Бедна минеральными солями, много воды и органических вещ-в. Кости гибкие, редко ломаются, но легко деформируются. Большой родничок находится между лобными и теменными костями, закрывается к 1 году. У всех доношенных все боковые роднички закрыты. Родничок нужен для мягкого прохождения по родовым путям. Позвоночник не имеет изгибов, прямой. Зубы не видны, но имеют зачатки. Формула x=N-4, где N- число месяцев ребенка до 24 месяцев (к 2 годам) молочный прикус (20 зубов) полностью сформирован.

Меры по предупреждению деформации костей у детей 1года жизни:1) Рациональное грудное вскармливание. 2) Длительное пребывание на свежем воздухе. 3) Массаж и гимнастика. 4) Адекватные физические нагрузки. 5) Сон на твердом матрасе без подушки. 6) Смена положения на руках и кроватке. 7) Свободное пеленание.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Носовые ходы малых размеров. Нижний носовой ход отсутствует из-за нависания носовых раковин. Глотка узкая, но слуховая или Евстахиева труба, которая соединяется со средним ухом вследствие этого у детей часто бывает отит Гортань короткая, широкая, воронкообразной формы с сужением в области подсвязочного пространства. Голосовые связки короткие, а голосовая щель узкая вследствие чего появляется стеноз гортани часто при ларингите. Трахея узкая, хрящи мягкие, могут спадаться и могут вызывать врожденный стридор – грубое храпящее дыхание с экспираторной отдышкой. Бронхи мягкие, склонны к спадению. Правый бронх является продолжением трахеи.Легкие малоластичны, маловоздушны, склонны к развитию отека, ателектазы, эмфиземе. Диафрагма расположена выше, чем у взрослых.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Сердце -20-25 г. Сосуды развиты хорошо, однако артерии лучше развиты, чем вены. Пульс относительно ускорен, аритмичен, считаться за 60 сек. АД систолическое-70/75 мм.рт.ст.

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Почки анатомически незрелые. Мочеточники более широкие и извитые. Мочевой пузырь расположен относительно выше, чем у взрослого. Мышечный слой развит слабо вследствие этого появляется непроизвольное мочеиспускание из-за недоразвития регулирующей ф-ции ЦНС. Мочеиспускательный канал-0,5-1 см у девочек, 5-6 см у мальчиков.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В полости рта есть много приспособлений – подушечки Биша – жировые комочки в толще щек, валикообразное утолщение вдоль десен, складчатость на слизистой оболочке губ, относительно большой язык. Слюноотделение слабое. Пищевод 10-11 см воронкообразной формы. Желудок имеет те же отделы, что и у взрослых. Сфинктер входной части желудка, кардиальный, развит слабо, а пилорическая часть развита хорошо вследствие этого бывают срыгивания. Объем желудка 30-35 мл. Ребенок рождается со стерильным кишечником. Микрофлора зависит от вида вскармливания. Первородный кал-меконий-густая вязкая масса темно-зеленого или оливкового цвета, без запаха, выделяется 2-3 дня жизни. При грудном вскармливании с 4-5 дня жизни стул 1-4 раза в сутки, мазеобразный, однородный, золотисто-желтый с кисловатым запахом. При искусственном вскармливании – 1-2 раза. Стул плотный, светло-желтого цвета, однородный, с гнилостным запахом. Печень – самый крупный орган, который занимает половину брюшной полости, выступает из под правого подреберья на 1,5-2 см.

Основные проблемы периода новорожденности

Пограничные состояния новорожденных

Транзиторные (физиологические) – не являются заболеваниями, но требуют больше внимания и необходимых мер.

1)Физиологическая убыль массы тела у 100% новорожденных и проявляется на 3-4 день жизни, макс. соотв. 10% от первоначальной массы, а к 7-10 дню вес восстанавливается.

Причины: мало ест, выделение воды через кожу и легкие, потеря воды с мочей и калом, срыгивание околоплодных вод, усыхание пуповинного остатка.

Тактика: раннее прикладывание к груди, кормление по требованию, борьба с гипогалактией, контроль веса ребенка.

2) Транзиторная эритема кожи (покраснение)

Простая – покраснение кожи из-за расширения сосудов кожи вследствие мощного воздействия факторов внешней среды на кожные рецепторы новорожденного. Сохраняется от нескольких часов до 1-2 дней.

Токсическая (аллергическая реакция) – возникает на 2-5 день жизни в виде гиперемированных пятен, папул, везикул, кроме ладоней и стоп. Сыпь угасает через 2-3 дня. Может перейти в шелушение.

Тактика: уход за кожей, гигиеническая ванна с р-ром перманганата калия.

3) Транзиторная лихорадка

Проявляется на 2-3 день жизни, Т. 38-39С, жажда, кожа и слизистая сухая. Через 1-2 дня Т. нормализуется.

Причины: мало поступает жидкости в организм, высокое содержание белка в молозиве, перегрев.

Тактика: дополнительное питье 5% р-р глюкозы.

4) Желтуха – окрашивание кожи и слизистых (желтушное) без нарушения самочувствия. Случаев 40-60%. Появляется на 3 сутки. Максимума достигает на 4-5 сутки. К 7-10 дню жизни исчезает.

Причина: распад «отсулживших» внутриутробных эритроцитов с выходом из них гемоглобина, из которых образуется билирубин, т.к. печень временно не способна перевести непрямой билирубин (ЯД!!!) в прямой, поэтому он накапливается в крови и переходит в ткани и прокрашивает их.

Тактика: контроль за состоянием, дополнительное питье 5% р-р глюкозы, УФО.

5) Гормональный криз – переход половых гормонов матерей в кровь плода в антенательном и интранатальном периодах или поступает с молоком матери. Может проявляться в виде: 1) физиологических мастопатий у мальчиков и девочек. У ребенка наблюдается симметричное нагрубание молочных желез без признаков воспаления, из сосков сероватые выделения. Проявляется на 3-4 день, максимума достигает на 7-8 день, исчезает через 2-3 недели. 2) у мальчиков-отек мошонки, у девочек-больших половых губ. Проходит симметрично без лечения. 3) вульвовагенит у девочек – выделение из половой щели серо-беловатого выделения, иногда коричневого. Появляется в первые дни жизни, исчезает к 3 дню.

Тактика – уход за кожей.

6) Угри (милиум) – закупорка сальных желез обильным секретом. Выглядят как беловато-желтоватые узелки размером 1-2 мл. Чаще располагаются на крыльях носа, переносице, лбу, подбородке. Держится до 2-4 недель. Лечения не требует.

Тактика – 2-3 раза в день обмывают слабо-розовым р-ром перманганата калия.

7) Мочекислый инфаркт почек - отложение мочевой к-ты в виде кристаллов в просвете мочевых канальцев. Причина - распад большого кол-ва клеток в особенности белкового обмена. Моча становится мутной, желто-коричневого цвета. На пеленках после высыхания желтое пятно или песок. Обнаруживается на 3-4 день жизни. В течение 7-10 дней исчезает.

Тактика – питье 5% р-р глюкозы.

Первичный патронаж новорожденного

Цель – контроль за состоянием здоровья новорожденного и его мамы. Задачи: Выявление проблем новорожденного, связанных с основными жизненными потребностями (дышать, есть, спать, выделять, быть чистым и защищенным); выявление проблем мамы, связанных с ребенком. Определение помощи в решение этих проблем.

Из роддома передается телефонограмма в детскую поликлинику о выписке новорожденного. Участковый педиатр и участковая медсестра должны посетить его на следующий день после выписки – первичный патронаж новорожденного. Они осматривают новорожденного, знакомятся с «выпиской из истории новорожденного», дают советы по уходу и вскармливанию, организации прогулок. Медсестра обучает маму проведению гигиенической ванночки новорожденному, уходу за пупочной ранкой, обучает пеленанию.

При проведении первичного патронажа здорового новорожденного могут возникнуть следующие, наиболее часто встречающиеся проблемы. У ребенка: срыгивание, связанное с нарушением правил кормления; переходные состояния; беспокойство, связанное с недокормом, перегреванием, метеоризмом. У мамы: со стороны молочных желез уплотнение, трещины, ссадины сосков; волнение, беспокойство, связанные с дефицитом знаний и информации о анатомо-физиологических особенностях ребенка, его состоянии, о правилах ухода, с дефицитом навыков по уходу за ребенком.

Нервная система. – головной мозг у новорожденного относительно велик(1/8 массы тела, у взрослого 1/40); - мозговые извилины, борозды развиты недостаточно; - нервных клеток столько же, сколько у взрослых, но они плохо связаны друг с другом, т.к.имеют мало отростков; - ткань мозга богата водой, мало белковых веществ; - головной мозг богат кровоснабжением; - повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера; - спинной мозг у ребенка более сформирован; - спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4 поясничного позвонка). Спинномозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого. – с момента рождения ребенок имеет ряд безусловных рефлексов, которые осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде (сосательный, мигательный, мигание глаз и др.); - у новорожденного есть ряд примитивных рефлексов, которые называют физиологическими; наличие этих рефлексов и их исчезновение после определенного срока является признаком нормального развития; их сохранение после определенного срока или их повторное появление является патологическим признаком; - на базе безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов (т.е. формируется 1 сигнальная система), затем начинает формироваться и 2 сигнальная система; - несовершенство терморегуляции (ее лабильность). Температура воздуха в палате должна быть 22-23 градуса. Безусловные рефлексы - простейшие "автоматические" действия, контролируемые более примитивными центрами головного и спинного мозга. Хоботковый рефлекс - выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.
Поисковый рефлекс Куссмауля. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно "искать" материнскую грудь: при этом нижняя губа опускается, "тянется" в сторону раздражителя, туда же отклоняется и язык малыша. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина . Умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы в сторону раздражителя. Сосательный рефлекс – если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Рефлекс ползания Бауэра - Будучи выложенным на живот и почувствовав приставленные к его подошвам ладони взрослого, малыш постарается оттолкнуться от них, как от опоры. И продвинется вперед.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы Если придать телу новорожденного вертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальной твердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет "стоять". Если же "стоящего" таким образом новорожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыш тут же начинает "переступать" ножками - это и есть автоматическая ходьба.
Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона – ребенок захватывает вложенные пальцы взрослого ему в ладонь. Иногда такой захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за предложенные пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).
Рефлекс Галанта выражается в изгибании спинки новорожденного в ответ на тактильное раздражение его кожи в паравертебральной области в направлении от шеи к ягодицам. Малыш при этом выгибает спину, образуя дугу, открытую в сторону раздражителя.
Ревфекс Переза. Проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подущечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша. От копчика к шее. Обычно в ответ на такое раздражение ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и... плачет.
Рефлекс Моро - хлопок ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно на расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивным разгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловища за выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы: сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки, затем - как бы охватывает себя руками. Рефлекс Бабинского – штриховые раздражения подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.



Развитие 1 сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Вкус – достаточно развит. Ребенок различает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие).
Обоняние – развито хуже. Различает только резкие запахи.
Слух – слышит. Уже в период новорожденности ребенок при звуке колокольчика перестает двигаться и замирает. На сильные звуки реагирует вздрагиванием. Зрение – видит с периода новорожденности. Нередко бывает косоглазие и нистагм (исчезает к ½-1 месяца).

Кожа и подкожно-жировая клетчатка. – эпидермис рыхлый, легкоранимый; - базальная мембрана недоразвита, не имеет «шипов», поэтому связь между эпидермисом и дермой очень слабая, легко происходит отслойка эпидермиса. Этим обусловлены частые кожные заболевания новорожденного, во многих случаях связаны с образованием пузырей. – Дерма – собственно кожа: богато васкулеризирована, сальные железы хорошо развиты, выделяют много секрета, потовые железы сформированы к рождению, но выделительные протоки их развиты плохо. – Волосы не имеют сердцевины, поэтому мягкие – пушковые, заменяются новыми с 1,5 месяцев. - Подкожно-жировой слой развит обильно, чем объясняется округлость формы, глубокие складки. Слабее всего подкржно-жировой слой развит на животе. - Защитная функция кожи несовершенна, поверхностные слои тонкие, нежные, легкоранимые. - Терморегуляционная функция недостаточная. Ребенок быстро охлаждается. – Дыхательная функция кожи развита хорошо (роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи, легочный аппарат ребенка еще не совершенен). – Выделительная функция хорошо развита (роговой слой эпидермиса тонкий, богатое кровоснабжение кожи, большая поверхность кожи). – Витаминообразующая функция играет важную роль. Под действием УФ лучей образуется витамин Д.

Мышечная система. У детей первых месяцев жизни тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей – поза новорожденного ребенка (лежит с согнутыми руками и ногами). Сила мышц у ребенка слабая.

Костная система. – волокнистое строение; - богато водой, бедна минеральными солями; - кости мягкие, непрочные, поэтому легко искривляются, поэтому необходимо следить за правильным пеленанием, недолжно быть давящей одежды, правильно класть ребенка в кроватку (деформация головы). – богато васкулеризирована – развитие гематогенного остеомиелита. - между эпифизом и диафизом трубчатых костей имеется хрящевая пластинка – зона роста (метафиз). – голова относительно больших размеров (составляет ¼ длины тела, у взрослого – 1/8). Окружность головы при рождении 34-36 см. – Швы черепа открыты, поэтому кости легко смещаются. – Имеются роднички (это соединительно-тканные мембраны на стыке костей). Различают: Большой родничок – передний – расположен между теменными и лобными костями, ромбовидной формы. Размер в поперечнике в норме до 3 на 3 см. Закрывается к 12-15 месяцам. Малый родничок- задний. Расположен между теменными и затылочными костями. Треугольной формы. После рождения открыт только у 25% малышей. Закрывается к 3 месяцам. Боковые роднички могут быть открыты только у недоношенных. – Позвоночник у новорожденного не имеет изгибов. Шейный лордоз образуется в 2 мес (ребенок начинает держать голову); грудной кифоз образуется в 6 месяцев (ребенок начинает сидеть); поясничный лордоз – в 11-12 месяцев (ребенок начинает ходить). – Грудная клетка цилиндрической формы (до 6мес) или усеченного конуса. При рождении окружность грудной клетки 32-34 см. Ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. – Таз в основном представлен хрящевой тканью, отличается малой вместимостью, нет половых различий (в размерах). – Зубы – ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов. – Конечности искривлены у новорожденного ребенка, это связано с гипертонусом мышц сгибателей (до 3-4 мес).

Дыхательная система - слизистые оболочки всех отделов дыхательной системы ранимые, богато васкуляризированы, сухие; - Нос – носовые ходы маленькие, узкие, короткие, нижний носовой ход отсутствует, поэтому незначительное заболевание вызывает закупорку носовых ходов. Добавочные полости – развиты слабо или отсутствуют, поэтому у детей грудного возраста синусит практически не наблюдается. – Глотка – узкая. Евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом, короткая, широкая, поэтому секрет легко проникает из носоглотки в среднее ухо и развивается отит. – Голосовая щель – прикрывает вход в гортань. Она узкая, голосовые связки короткие. Подсвязочное пространство рыхлое, поэтому быстро развивается отек, из-за чего у детей часто развивается стенозирующий ларингит. – Гортань – длинная, воронкообразной формы, хрящи нежные, податливые. – Трахея – узкая, хрящи мягкие, податливые, фиксирована слабо. – Бронхи – узкие. Правый бронх является продолжением трахеи, широкий, поэтому инородные тела необходимо искать именно здесь. – Легкие – богаты соединительной тканью, малоэластичны. Легкие маловоздушны, полнокровны. Легко возникает застой в легких, создаются условия для воспаления. По мере роста увеличивается объем альвеол, уменьшается количество соединительной ткани, образуются эластические волокна. – Плевра – в грудном возрасте тонкая, плевральная полость легкорастяжимая, из-за этого происходит быстрое смещение органов средостения. – Диафрагма – расположена относительно выше, чем у взрослого, сокращения ее слабые, поэтому грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха. – Дыхание поверхностное (ребра расположены горизонтально, диафрагма расположена высоко, сокращения ее слабые, мышечная система слабо развита, а следовательно, слабо развиты и дыхательные мышцы, легкие малоэластичные, плотные). – ЧДД у новорожденного 40-60 в минуту. – Ритм дыхания неустойчивый, т.е.неравные паузы между дыхательными движениями, поэтому дыхание у ребенка необходимо считать строго за минуту. – Тип дыхания до года – брюшной.

Сердечно-сосудистая система - При рождении наступает разделение большого и малого кругов кровообращения. – Сердце у новорожденного относительно велико. – Положение сердца поперечное (лежит на диафрагме). – Просвет сосудов у новорожденных и детей раннего возраста – широкий. Артерии: вены = 1:1, а у взрослого = 1:2. – Пульс частый, т.к. превалирует влияние симпатической нервной системы. Чем меньше ребенок, тем чаще пульс (у новорожденного 120-140 в мин), пульс у ребенка аритмичный, поэтому подсчет пульса производится строго за 1 минуту. – АД у ребенка ниже, чем у взрослого, у новорожденных максимальное давление 70-74 мм рт ст.

Система пищеварения - В период новорожденности аппарат пищеварения приспособлен лишьдля усвоения грудного молока. – Слизистая оболочка всех отделов пищеварительного тракта ранима, богато васкуляризирована, сухая, т.к. слизистые железы слабо развиты. Активность ферментов жкт снижена. – Полость рта – в ротовой полости ребенка раннего возраста есть приспособления для акта сосания: валикообразные утолщения на деснах, складчатость слизистых губ, комочки Биша (жировые комочки в толще щек). – Слюнные железы у новорожденного слабо развиты, поэтому мало слюны. – Пищевод – относительно длиннее, чем у взрослого, мышечный слой слабо развит. – Желудок у детей первого года расположен вертикально, когда ребенок начинает ходить принимает горизонтальное положение; кардиальный сфинктер (вход в желудок) развит слабо, пилорический сфинктер (выход из желудка) хорошо развит, поэтому у ребенка могут быть частые срыгивания после кормления (надо подержать вертикально 5-10 минут). – Кишечник – длина относительно больше, чем у взрослого; хорошо проницаем для токсинов, микробов (из-за чего быстро развивается токсикоз при желудочно-кишечных заболеваниях). Кишечник новорожденного стерилен до первого кормления. Затем он заселяется микробами. При естественном вскармливании в основном бифидобактериями, при искусственном – кишечной палочкой (непатогенной). – Стул – в течение первых дней (12-72 ч) густая темно-зеленая масса – меконий. Затем переходный стул. С 4-5 дня нормальный: на естественном вскармливании 4-5 раз в сутки, кашицеобразный, желтого цвета, с кисловатым запахом; при искусственном вскармливании стул 2-3 раза в сутки, густой кашицей, желтого цвета, с гнилостным запахом. – Печень – самый крупный орган ребенка, занимает ½ объема брюшной полости. У детей до 7 лет печень выступает из подреберья на 1-2 см. Печень ребенка функционально незрела.

Система мочевыделения - Почки – имеют дольчатое строение, т.е. эмбриональное строение (исчезает к 2 годам), концентрационная функция их снижена, поэтому удельная плотность мочи ниже, чем у взрослого (до 2 лет – 1003-1005, после 2 лет – 1009-1016). – Мочеточники – относительно широкие и более извитые, чем у взрослых, мышечный слой их развит слабо, отсюда гипотония мочеточников. – Мочевой пузырь – расположен выше (в надлобковой области), поэтому его можно прощупать, мышечный слой развит слабо. – Мочеиспускательный канал – у девочек короче (0,8-1 см), чем у мальчиков (5-6 см), количество мочи до 10 лет определяется по формуле: Д сут = 600+100(П-1), где П –число лет, и чем моложе ребенок, тем число мочеиспусканий больше. У новорожденного 20-25 р/сут, у взрослого 4-7 р/сут. Количество мочи у новорожденного при каждом мочеиспускании 10-50 мл.

Система кроветворения Системакроветворения включает: красный костный мозг, печень, селезенку, лимфатические узлы и другие лимфоидные образования. Красный костный мозг находится во всех костях до 4 лет. Затем он сохраняется только в плоских костях: ребрах, грудине, телах позвонков.

Возрастные показатели общего анализа крови (ОАК)

Физиологические особенности новорожденных детей

Метаболизм глюкозы и кальция. Благодаря свободной диффузии через плаценту, концентрация глюкозы в крови плода поддерживается на уровне 70—80% от значений этого показателя в организме матери. В поздних стадиях внутриутробного развития в печени, скелете и сердечной мышце плода образуются запасы гликогена, однако количество его очень невелико. Прекращение после рождения снабжения глюкозой через плаценту делает новорожденного ребенка целиком зависимым от гликолиза до тех пор, пока глюкоза не начнет поступать из экзогенных источников.

В отличие от взрослых людей, имеющих эффективно работающую систему гликогенеза, возможности новорожденных но использованию жиров и белков как субстрата для синтеза глюкозы существенно ограничены. В течение 2—3 часов после рождения ребенок исчерпывает запасы гликогена печени и становится зависимым от гликонеогенеза. Скорость снижения уровня глюкозы сыворотки зависит от се запасов, определяющихся гестацион-ным возрастом, а также от энергетических потребностей ребенка. Дети «маленькие к сроку» имеют очень высокий риск развития гипогликемии.

Симптомы ее неспецифичны и могут включать слабый или наоборот громкий крик, цианоз, апноэ, беспокойство, вялость или судороги. В некоторых случаях может не быть никаких клинических проявлений, несмотря на чрезвычайно низкий уровень глюкозы в крови.

Гипогликемией новорожденных считают содержание глюкозы менее 1,9 ммоль/л у доношенных и менее 1,4 ммоль/л у детей с низкой МТ. Через 72 часа после рождения уровень глюкозы должен быть 2,5 ммоль/л или больше.

Новорожденные с высоким риском развития гипогликемии требуют частого мониторинга концентрации глюкозы. С целью ранней диагностики определение уровня глюкозы в крови может быть осуществлено непосредственно в отделении новорожденных у постели больного с помощью индикаторной бумаги, пропитанной реактивом. Для увеличения точности исследования данный способ может дополняться калориметрическим методом, что позволяет качественную реакцию преобразовать в количественную, выразив содержание глюкозы в ммоль/л.

Поскольку большинство новорожденных, нуждающихся в хирургическом лечении, имеют риск развития гипогликемии, целесообразно сразу при поступлении ребенка провести пробу с индикаторной бумагой и при положительных результатах начинать введение 10% глюкозы, параллельно отправив кровь в лабораторию для точного определения уровня глюкозы в крови. Цель ранней инфузии глюкозы — предотвратить развитие клинических проявлений гипогликемии и поддержать уровень глюкозы выше 2,5 ммоль/л.

При падении концентрации глюкозы ниже 2,2 ммоль/л, а также при наличии любых симптомов гипогликемии, внутривенно вводят I—2 мл/кг 50% глюкозы. В течение первых 36—48 часов после больших операций водно-электролитный баланс, как правило, претерпевает быстрые изменения. В этот период содержание декстрозы во внутривенно вводимых растворах должно поддерживаться в пределах от 5% до 15% в зависимости от показателей концентрации глюкозы в крови и в моче.

Гиперпикемия довольно часто возникает у незрелых новорожденных со сроком гестацин менее 38 недель и массой тела до 1,1 кг, находящихся на парентеральном питании. Это обычно дети первых трех дней жизни, получающие 10% глюкозу в дозе 100 мл/кг/сут. Причиной гинергликемии, по-видимому, является пониженная инсулиновая реакция на вводимую глюкозу. В результате гипергликемии может развиться внутрижелудочковос кровоизлияние, а также почечные потери жидкости и электролитов, связанные с глнжозурией.

Для предотвращения гипергликемии скорость инфузии и концентрация глюкозы должны регулироваться в зависимости от уровня глюкозы в сыворотке. Чтобы обеспечить таким детям адекватную калорийную поддержку, увеличение концентрации и объемов глюкозы должно быть очень медленным и постепенным. Например, можно начать с 5% раствора декстрозы в обьеме 100 мл/кг/сут, наращивая концентрацию ежедневно или через день на 1% в отличие от общепринятого повышения на 2,5% или 5% ежедневно.

Кальций. Плод постоянно снабжается кальцием через плаценту. Из общего количества кальция, полученного таким путем, 75% транспортируется после 28 недель гестации.3 Это обстоятельство отчасти объясняет высокую частоту гипокальциемии у недоношенных детей. При рождении имеется естественная тенденция к гипокальциемии, обусловленная уменьшением запасов кальция, незрелостью почек и относительным гипопаратиреоидизмом, связанным с высоким уровнем кальция у плода. Содержание кальция у новорожденного обычно максимально снижается через 24—48 часов после рождения. Гинокальциемией считается уровень ионизированного кальция менее 0,25 ммоль/л.

Наибольший риск гипокальциемии имеют недоношенные дети, новорожденные с хирургической патологией, а также родившиеся у женщин с осложненным течением беременности, например с диабетом, либо от матерей, получавших инфузии бикарбоната.

Заменные переливания или массивные трансфузии цитратной крови могут привести к образованию кальциеви цитратных комплексов и соответственно падению уровня кальция в сыворотке. Более позднее развитие гипокальциемии (после 48 часов от рождения) редко отмечается в настоящее время, поскольку большинство получаемых новорожденными смесей имеют низкое содержание фосфата.

Симптомы гипокальциемии, так же, как и гипогликемии, неспецифичны и заключаются в общей возбудимости и приступообразном беспокойстве. Повышенный мышечный тонус у детей с гинокальциемией помогает в дифференциальной диагностике с гипогликемией. Наибольшее значение имеет определение уровни ионизированного кальции в крови. Лечение детей с клиническими проявлениями гипокальциемии заключается во внутривенном введении 10% раствора кальция глюконата в количестве 1—2 мл/кг в течение 10 минут на фоне постоянного ЭКГ-мониторинга.

Пациентам с бессимптомной гипокальциемией кальций назначают в дозе 50 мг/кг/сут в виде кальция глюконата, который добавляют к инфузионным растворам (1 мл 10% раствора кальция глюконата содержит 9 мг кальция). Кальций не следует смешивать с натрия бикарбонатом. Метаболизм кальция взаимосвязан с обменом магния. Поэтому при наличии риска гипокальциемии всегда имеется и риск гипомагнезиемии. Если у ребенка с судорогами, расцениваемыми как проявление гипокальциемии, нет эффекта от введения кальция, следует заподозрить гипомагнезиемию и подтвердить или исключить ее, проведя исследование уровня магния в сыворотке. Лечение заключается в срочном внутримышечном введении 50% раствора магния сульфата в дозе 0,2 мг/кг, при необходимости эту дозу можно повторять каждые 4 часа.

Объем крови. Общее число эритроцитов поднимается при рождении до своего максимума. Показатели объема крови у недоношенных и доношенных новорожденных, а также у детей старше месяца жизни представлены в таблице 1-2. К трем месяцам жизни общий объем крови на кг массы тела достигает величин, характерных для взрослых людей.

Таблица 1-2. Показатели объема крови


Общий объем крови в периоде новорожденности варьирует в зависимости от зрелости ребенка, его размеров, а также плацентарной трансфузии. Поскольку плацента при рождении содержит 75— 125 мл крови, то при отсроченной перевязке пуповины уровень гемоглобина у новорожденного будет более высоким. Предотвратить плацентарную трансфузию или искусственно «создать» анемию можно, если перед перевязкой пуповины подержать ребенка выше уровня плаценты.

Изначально высокое гематокритное число (больше 50%) может быть использовано как ориентировочный показатель имевшейся плацентарной трансфузии. Уровень гемоглобина больше 220 г/л в сочетании с гематокритным числом выше 65% в течение 1-й недели жизни должен расцениваться как полицитемия. По достижении гематокритным числом уровня 65%, дальнейшее его повышение приводит к быстрому существенному увеличению вязкости крови.

Полицитемия новорожденных характерна для детей, родившихся от женщин с диабетом, токсикозом беременности, а также для «маленьких к сроку». Лечение полицитемии осуществляется путем частичного заменного переливания свежей крови или 5% раствора альбумина.

Причины анемии при рождении могут быть объединены в 3 большие группы: кровопотеря, гемолиз и сниженная продукция эритроцитов. Одной из важных причин тяжелой хронической анемии, которая иногда может привести даже к летальному исходу, является фетальный эритробластоз или изоиммунизация. Это заболевание возникает в том случае, когда эритроциты резус-положительного плода проникают в кровоток резус-отрицательной матери.

Последующий переход IgG резус-антител от матери в кровоток плода ведет к гемолизу, который и обусловливает тяжелые проявления патологии. Наиболее частые признаки гемолитической болезни новорожденных — желтуха, бледность, увеличение селезенки или печени. В особо тяжелых случаях возникают массивные отеки, не связанные непосредственно с уровнем гемоглобина.

Лечение фетального эритробластоза должно быть сосредоточено на профилактике иммунизации матери введением антирезусного иммуноглобулина каждой резус-отрицательной женщине, перенесшей роды резус-положительным ребенком или аборт. В тяжелых случаях при положительной пробе Кумбса, уровне гемоглобина в пуповинной крови ниже 105 г/л или билирубина выше 80 ммоль/л, показано срочное заменное переливание. У менее тяжелых детей заменное переливание производят в том случае, когда общий уровень непрямого билирубина превышает 340 ммоль/л.

Фетальный и «взрослый» гемоглобин. При уровне кислорода 27 мм рт. ст. из «взрослого» гемоглобина освобождается 50% кислорода (Р-50). Таким образом, Р-50 «взрослого» гемоглобина равно 27 мм рт. ст. Снижение способности гемоглобина связывать кислород позволяет большему количеству освобожденного кислорода при данном его уровне переходить в ткани.

Показатель Р-50 фетального гемоглобина на 6— 8 мм рт. ст. ниже, чем «взрослого» гемоглобина. Относительно низкий уровень Р-50 фетального гемоглобина способствует более эффективному поступлению кислорода из плаценты в ткани плода. В этой ситуации кривая, отражающая насыщение гемоглобина кислородом, смещается влево. Уменьшение Р-50 отчасти связано с меньшей способностью фетального гемоглобина, по сравнению со «взрослым», связывать 2,3-дифосфоглицерат. К 4—6-месячному возрасту у доношенных детей кривая насыщения гемоглобина кислородом постепенно уклоняется вправо и показатели Р-50 приближаются к значениям «взрослого» гемоглобина.

Желтуха. Билирубин — жирорастворимое вещество, образующееся в результате распада гемоглобина. При конъюгации в гепатоцитах с глюкуроновой кислотой он становится водорастворимым. При нарушении механизма связывания непрямой билирубин накапливается и действует как нейротоксический яд, вызывая поражение нервной системы в виде ядерной желтухи. При тяжелых ее формах могут развиться такие осложнения как церебральный паралич, потеря слуха и т. д.

Сразу после рождения экскреторная функция печени у новорожденных значительно снижена. Поэтому даже у здоровых доношенных детей могут отмечаться подъемы уровня непрямого билирубина, достигающего максимума (170 ммоль/л) к 4-му дню жизни и возвращающегося к нормальным показателям к 6-му дню. Повышение у доношенного ребенка уровня общего билирубина более 200 ммоль/л должно заставлять искать причину гипербилирубинемии (табл. 1-3).

Таблица 1-3. Наиболее частые причины затянувшейся гипербилирубинемии (за счет непрямого билирубина)



Лечение гипербилирубинемии, в значительной мере определяющееся массой тела ребенка, начинают с фототерапии: (1) у новорожденных с массой тела меньше 1500 г, когда уровень билирубина достигает 85 ммоль/л, (2) при массе тела 1500— 2000 г и повышении уровня билирубина до 140 ммоль/л, (3) при МТ 2000—2500 г, когда уровень билирубина достигает 220 ммоль/л. У доношенных детей, находящихся на искусственном вскармливании и не имеющих признаков гемолитической болезни, фототерапию начинают, когда уровень билирубина достигает 250 ммоль/л.

При гипербилирубинемии, связанной с гемолитической болезнью, фототерапию рекомендуют проводить, если показатели билирубина превышают 170 ммоль/л к 12 часам после рождения, 200 ммоль/л — к 18 часам, 240 ммоль/л — к 24 часам и 255 ммоль/л — в более поздние сроки. До настоящего времени остается спорным вопрос — какой уровень билирубина должен являться показанием к заменному переливанию крови.

Ретинопатия недоношенных (РН) возникает в результате нарушений развития (его активной фазы) сосудов сетчатки в течение первых 3—4 месяцев жизни. В больших отделениях новорожденных детей (например, в госпитале г. Питсбурга) РН обнаруживается у 1,9% недоношенных. Выявить факторы риска в отношении РН трудно, однако две причины, несомненно, играют существенную роль в патогенезе РН — воздействие кислорода и недоношенность. Американская

Педиатрическая Академия считает необходимым у каждого недоношенного ребенка, получавшего кислород, обследовать сетчатку в возрасте 6—8 недель. Ретролеитальная фиброплазия (РЛФ) проявляется изменениями в сетчатке и стекловидном теле, наступающими после острой стадии ретинопатии (3—6 мес. после рождения). Исследование результатов применения криотерапии в лечении РН показало, что данный метод достаточно эффективен и способствует профилактике таких осложнений, как отслойка сетчатки и фиброз стекловидного тела.

Терморегуляция. Относительно большая поверхность тела по сравнению с массой у новорожденного ребенка в значительной степени объясняет трудности самостоятельного поддержания постоянной температуры тела. Потери тепла могут возникнуть в связи с испарением (мокрый ребенок или лежащий на влажном белье), непосредственной отдачей тепла (прямой контакт кожи с холодной поверхностью), конвекцией (движение воздушных потоков) и радиацией (организм излучает тепло по направлению к более холодным поверхностям, даже если они не находятся в прямом контакте с этим организмом).

Именно радиация наиболее трудно контролируема и управляема. Увеличение теплопродукции у новорожденных может быть обеспечено активацией метаболизма, повышением мышечной активности (подобно взрослым людям), либо благодаря липолизу бурого жира. Однако жировой термогенез бывает существенно ограничен малыми запасами бурого жира (при истощении), а также возможной его дезактивацией в результате блокирования при использовании некоторых лекарств (сосудосуживающие препараты или анестетики).

Оптимальной температурой окружающей среды для новорожденного считается та, при которой ребенок может поддерживать постоянную температуру тела путем вазомоторной регуляции при минимальной скорости обменных процессов. Под критической температурой подразумеваются те ее показатели, при дальнейшем снижении которых для восстановления теплопотерь ребенку необходимо изменение метаболизма. Невозможно рекомендовать какой-либо единый температурный режим в кувезе, подходящий для любого ребенка.

Оптимальная (нейтральная) температура устанавливается с учетом массы тела и возраста новорожденного (рис. 1-2 и 1-3). Для маловесных детей первых 6 недель жизни она обычно составляет 34— 35°, после 6 до 12 недель — 31—32°. Для более крупных доношенных новорожденных с МТ 2— 3 кг нейтральная температура колеблется в пределах 31—34° в первый день жизни и 29—31° — в последующем до 12-го дня. Наилучшим образом необходимую температуру обеспечивают двустенные кувезы. Что касается нагревательных приборов, они не могут предотвратить конвекцию, что в результате приводит порой к высоким экстраренальным потерям воды.



Рис. 1-2. Нейтральный температурный режим для новорожденных первой недели жизни.




Рис. 1-3. Нейтральный: температурный режим СО для новорожденных в возрасте с 7-го по 35-й дни жизни. Температура для детей с массой тела больше 2 кг рассчитывается путем экстраполяция.


К.У. Ашкрафт, Т.М. Холдер
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.