Проект «Скоро скоро новый год» для детей среднего дошкольного возраста. Проект «Новый год

Краткосрочный проект" Новый год стучится в двери"

Пономарева И. В. , Алборова Е. С.

Вид проекта: познавательно игровой проект.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: познавательное развитие.

Актуальность темы: С ранних лет любой человек знает, что такое праздники и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению.

Праздники это важный фактор формирования маленького человека. Жизнь ребёнка необходимо наполнить праздниками как можно больше ведь они делают нас добрее, отзывчивее, щедрее.

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта поведения в обществе, проявлению инициативы и самостоятельности.

Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдётся возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать, размышлять и творить.

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: Зачем наряжают ёлку? Настоящий ли Дед Мороз? Где он живёт? А принесёт Дед Мороз подарки? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новый год стучится в двери.»

Данный проект направлен на приобщение детей к праздникам, их особенностям проведения. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью погрузиться в предновогодний ураган впечатлений и радостного ожидания чуда.

Цель проекта: формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.

Задачи:

  • Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
  • Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок) .
  • Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
  • Закреплять знания об атрибутах новогоднего праздника.
  • пробуждать интерес к творчеству
  • учить различать характерные признаки предметов различными анализаторами
  • способствовать накоплению опыта общественного поведения
  • развивать элементарные математические представления.
  • Активизация словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, календарь)

Предполагаемый результат :

Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике

Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год

Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году

Продукты проекта:

Новогогдний праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год!»

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое оснащение:

  • Фотоаппарат, компьютер
  • Набор для детского художественного творчества (цветная бумага и картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски)
  • Иллюстрации о празднике Новый год
  • Новогоднее украшение
  • Подборка мультипликационных фильмов (Про Новогодние приключения)
  • Подборка музыкальных произведений (про Новый год и зиму)
  • Адвент календарь
  • Подбор художественных произведений (сказки про зиму и Новый год)

Методические пособия:

Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике.

Конспекты организованной деятельности с детьми: совместная деятельность по познавательному развитию на тему «Новогодний праздник», беседы, праздник «В гостях у Деда Мороза».

В. А. Деркунская Проектная деятельность дошкольников, учебно-методическое пособие, Москва, 2012г.

И. А. Лыкова «Лоскутные куколки»

Т. Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве»

И. Каплунова «Праздник каждый день»

Т. Г. Гризик «Познаю мир»

Погружение в проблему:

Гуляя на прогулке по территории детского сада было обращено внимание детей, на украшенные снежинками и узорами окна в детском саду и близлежащих домах. После чего последовал вопрос детям –почему украсили окна и к какому празднику готовятся люди? Хотят они тоже украсить группу к Новому году и узнать про этот праздник?

В группе встал вопрос, как узнать, сколько дней осталось до Нового года, что для этого нужно сделать? Так появился «Адвент Календарь» волшебное чудо дерево

Реализация проекта «Новый год стучится в двери»

Подготовительный этап:

1. Определение темы проекта;

2. Формулирование цели и задач;

3. Составление плана реализации основного этапа;

4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;

5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

Основной этап:

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Познавательно-речевое развитие.

Коммуникация:

  • Составление и изготовление «Адвент Календаря»
  • Тематические занятия и беседы «Что такое праздник Новый год», «Правила поведения на новогоднем празднике », «Что я хочу попросить у Деда Мороза на Новый год», «Как украсить свой дом к Новому году »
  • Составление описательных рассказов по сюжетным картинам «Новогодняя ёлка», «Дед Мороз в гостях у ребят », «Как дети готовились к встрече Деда Мороза », «Зима в лесу»
  • Дидактические игры «Кто, где живёт», «Наряди ёлку»
  • Описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки)
  • Знакомство с настоящей Ёлкой.
  • Словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза », «Скажи наоборот»
  • Подвижные игры «Замри», «Рукавичка»,«Заморожу», «Передай посох»
  • Традиция: встречи с интересным человеком – музыкальным руководителем на тему: «Скоро, скоро Новый год»
  • Социально-личностное развитие:
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Магазин игрушек», «Парикмахерская»
  • Чтение художественной литературы:
  • Рассказы, сказки и загадки о зиме и новогоднем празднике.
  • Познавательные сказки о зимней природе.
  • Просмотр мультфильмов: «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки»,«Ёжик-Ёлка», «Рукавичка», «Новогоднее путешествие»

Книжный уголок:

Книги для чтения, рассматривания и обсуждения:

«Когда это бывает»

«Что такое Новый год»

«Снегурочка»

«Зимовье зверей»

Стихи про Новый год

Художественно-эстетическое развитие:

Приглашение на праздник.

Открытки к Новому году

Аппликация « Снеговики».

Письмо Деду Морозу «Мой подарок»

Рисунки и аппликация на новогоднюю тематику «Деревья в снегу», «Новогодняя ёлка», «Гирлянда на ёлку»

Коллекция «Новогодние открытки»

Поделки из бумаги (снежинк, флажки, гирлянды)

Альбом «Новый год» (иллюстрации)

Выставка детских рисунков на Новогоднюю тематику

Поделки из пластилина «Снеговик», «Дед Мороз», «Снегурочка»

Разучивание стихов, песен, танцев про Новый год

Взаимодействие с семьей.

Конкурс «Новогоднее чудо»

Консультация «Готовимся к Новому году»

Мастер-класс «Символ года Овечка»

Украшение Ёлки

Украшение группы

Завершающий этап

Новогодний праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год».

Выполнение проекта:

В процессе шла работа с детьми и родителями.

Рассматривание рисунков, картин, просмотр мультфильмов.

Знакомство с художественной литературой.

Прослушивание аудио записей.

Изготовление поделок, атрибутов к празднику.

Роль родителей в реализации проекта:

Консультации: «Новый год в кругу семьи».

Изготовление новогодних украшений.

Наглядная информация про Новый год.

Изготовление символа года Овечка.

Участие специалистов:

Разучивание песен, стихов, хороводов.

Знакомство с зимними играми- забавами.

Изготовление атрибутов.

Продукт проектной деятельности :

Замечательно прошедший праздник.

Выставка детских работ.

Масса радостных впечатлений.

Проект «Скоро скоро новый год»

Вид проекта : творческий
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность темы: недостаточность знаний у младших дошкольников о разновидностях ёлочных украшений.

Цель : обогащение представлений детей младшего дошкольного возраста о разнообразии ёлочных игрушек и материалах, из которых они изготовлены.
Задачи : развивать познавательные, творческие и презентационные умения младших дошкольников, расширять представления детей об истории возникновения ёлочной игрушки,
совершенствовать умение детей украшать силуэты ёлок аппликацией из готовых форм, формировать умение детей использовать для творчества различные материалы (манную крупу, вату, бросовый материал – пенопласт, развивать наглядно-действенное мышление, в процессе изготовления еловой веточки для украшения группы, развивать художественный вкус, умение делать искусные поделки, воспитывать аккуратность.

1 этап подготовительный.

Создание комфортной предметно-развивающей среды.
Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап основной.

Форма работы

Задачи

Чтение художественной литературы.

Сборник стихов Галины Дядиной «Новогодние

игрушки», В. Берестов «Новогоднее

происшествие», О. Богданович «Новогодние

шары», В. Львовский «Марш ёлочных

игрушек». Новогодние загадки. Пальчиковая

гимнастика «Елочка», «Наряжаем ёлочку»,

«Подарки».

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Беседа «Что такое Новый год?

НОД "Что такое Новый год?"

Познакомить детей с атрибутами новогоднего праздника: елочкой, Дедом Морозом и Снегурочкой с историей возникновения елочных игрушек.

Закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

Дидактические игры:

«Времена года», «Когда это бывает?», «Укрась

ёлочку», «Что бывает зимой, а что летом?».

Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, Учить группировать предметы по цвету. находить, соответствующие данному времени года картинки;

Оживлять композицию фигурными карточками;

Аппликация «Елочка новогодняя» (украшение плоскостной елочки новогодними игрушками - шарами)

Учить детей располагать ёлочные шары на всей плоскости елки, развивать художественный вкус, воспитывать аккуратность

Рассматривание новогодних игрушек

Создание праздничного настроения в канун новогоднего праздника.

Изготовление еловой веточки для украшения группы

учить детей использовать для творчества различные материалы (манную крупу, бросовый материал - пенопласт)

Сотрудничество с семьёй.

Консультация « Из истории ёлочной игрушки»

Изготовление елочных игрушек совместно детьми и родителями.

3 этап заключительный. Выставка поделок «Новогодняя сказка к нам в гости пришла».

Приложение

НОД «Что такое Новый год»

Задачи. Познакомить детей с атрибутами новогоднего праздника: елочкой, Дедом Морозом и Снегурочкой с историей возникновения елочных игрушек

Материал: микрофон, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация «Где живет Дед Мороз?», видеозапись интервью детей «Что такое Новый год?», изоматериалы.

Ход. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

«Что такое Новый год?»

Воспитатель:

Не за горами Новый год

Любимый всеми праздник

Его прихода каждый ждет

Тихоня и проказник

И пожилой и молодой

С ним повстречаться рады

Войдет зимой он к нам с тобой

Пройдя пургу, преграды

Ребята, что ж такое Новый год?

У нас в гостях были гости с телевидения и взяли интервью у детей. Давайте послушаем. (Просмотр видеозаписи интервью 3 – 4 детей).

А как вы думаете, что такое Новый год? (ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы: - Новый год это: праздник, смех, веселье, хороводы, подарки и т.д.

Предлагает ребенку рассказать стихотворение «Что такое Новый год?»

Что такое Новый год?

Это дружный хоровод

Это шутки, смех и пляски

Это песни, игры, сказки

Это Дедушка Мороз

Нам морозит щеки, нос!

Это лыжи и коньки,

Это горки и снежки

Это смех ребят веселый

Это пляски возле елки.

Это праздник веселых затей

Праздник счастья для детей.

Физкультминутка

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

«Где живет Дед Мороз?»

Рассказ воспитателя о том, где живет наш Дед мороз с показом презентации.

Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. (С помощью слайдов показать красоту русской зимней природы, старинный город Великий Устюг, хоромы деда Мороза, познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенье, стихи, песни, где прославляется Дед Мороз, на заклички).

Во время просмотра слайдов дети читают стихи, поют песню, произносят заклички, прославляют Деда мороза по выбору).

Творческая мастерская «В гостях у Снегурочки».

Беседа с детьми «Как люди в Новый год поздравляют друг друга?»

(Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т.д.). «Для чего люди дарят друг другу подарки?»

Конспект нод в средней группе . Аппликация. «Ёлочка новогодняя».

Цель: вызвать у детей желание заниматься творчеством и формирование предпосылок для развития художественного воображения и навыков самостоятельной работы по аппликации у детей среднего возраста.

Задачи: показать возможность самостоятельного украшения ёлочки с использованием готовых форм, совершенствование навыков работы с клеем и кистью, развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, мышления, развитие способности следовать устным инструкциям, развитие внимания, терпения, аккуратности, умения самостоятельно убирать своё рабочее место.

Предварительная работа: рассматривание новогодних игрушек, новогодних иллюстраций.

Оборудование: шаблоны елочек, клей, кисточки для клея, клеенки, тряпочки, тесьма или нитки.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям встать в кружок и отгадать загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Какой праздник празднуют зимой? (Новый год).

Кто придет к нам на праздник? (Дед Мороз, Снегурочка)

Послушайте загадку и скажите, что мы наряжаем на праздник.

Один раз в году надевают наряд,

Из бус разноцветных, шаров и гирлянд.

Сверкают огнями цветные иголки,

Как звать тех красавиц, скажите мне?

Чем украшают елочки? (Новогодними игрушками, хлопушками, шарами, шишками, фонариками).

Хотите и вы сегодня нарядить каждый свою ёлочку?

приглашаю вас сесть за столы.

Ребята, у вас на столах лежат ёлочки и украшения для них. Выберите те, которыми вы украсите свою ёлочку.

Воспитатель предлагает сначала не наклеивать украшения, а выложить их на елочку и посмотреть красиво ли будет наряжена ёлка.

Физкультминутка:

Наша ёлка велика,

Наша ёлка высока,

Выше папы, выше мамы,

Достает до потолка.

А на ней игрушки,

Бусы да хлопушки.

Е. Ильина

Воспитатель предлагает продолжить работу, посмотреть, как дети нарядили ёлочки. Если все понравилось, начинать приклеивать. Напоминает правила работы с клеем.

Итог занятия.

Готовые работы дети выкладывают на стол. Все вместе рассматривают ёлочки.

Какие у вас получились ёлочки? Какие ёлочки вам понравились? Почему? (необычные, смешные, аккуратные).

Вы все старались, и у вас получились очень нарядные ёлочки. Молодцы!

Ёлки все в фонариках,

В разноцветных шариках,

В шишках, веточках стоят,

И ребят благодарят!

Конспект на тему: "Что такое Новый год?"

Программное содержание: закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

Материалы: картинки.

Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ... (Дед Мороз)
Вся из снега, изо льда,

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год.

(Снегурочка)

Красавица какая -
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка)

О каком празднике мы сегодня будем говорить?

Беседа об истории праздника на Руси.

Как вы думаете всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?
В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.

В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.

В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками.

Тогда же и появился Дед Мороз.

История Деда Мороза

Кто такой Дед Мороз?

Дед Мороз – добрый волшебник.

Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.

Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).

Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.

Истории празднования Нового года в других странах?

Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?

В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель.

Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале.

Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё...

В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами.

Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке - сливки, собаке - сахарную косточку, ослику - морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.

В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.

Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено - угощение для ослика.

Французский Дед Мороз - Пэр Ноэль - приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются.

В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые цветы.

Подвижная игра.

Какие зимние, новогодние игры вы знаете?

("Заморожу", "Снежки", "Не выпустим", "Два Мороза")

Предложить поиграть в любую игру на выбор.

Если это игра "Снежки", то в качестве снежков можно использовать ватные комочки или комки белой бумаги.

Консультация для родителей.

История ёлочной игрушки .

Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века - было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века.

Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.

На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже - фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, - в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником - соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников.

Так же в конце 30х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.

Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным - этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…

В начале 40х годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.

После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными.

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

С выходом фильма "Карнавальная ночь" в 1956 году выпущены игрушки "Часы", со стрелками, установленными за пять минут до полуночи.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи - самыми простыми. Но в это же время появился новый материал - поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой - посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.

В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками.

В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков:

Поскольку с брежневских времен ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало заметно меньше. Игрушки становились все более абстрактными. Фактически все, что могут сегодня предложить своим потребителям российские производители, - это игрушка «а-ля рус», с традиционными росписями. До разнообразия, которое предлагают европейцы, - игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, палеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней - им, увы, далеко.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки.

Вид проекта: творческий

Сроки реализации: краткосрочный проект (3 недели).

Участники проекта:

Воспитатели

Родители

Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Цель проекта: формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.

Задачи проекта:

Разобрать понятие праздник - Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.

Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год).

Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.

Предполагаемый результат:

Обогащение знаний детей о Новогоднем празднике

Осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника - Новый год

Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году

В группе встал вопрос, как узнать, сколько дней осталось до Нового года, что нам необходимо сделать. Так появился «Календарь ожидания Новогоднего праздника»

2 Реализация проекта «Новый год»

Подготовительный этап:

1. Определение темы проекта;

2. Формулирование цели и задач проекта;

3. Составление плана реализации основного этапа проекта;

4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;

Основной этап: Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Тематические занятия и беседы «Что такое Новый год», «Правила поведения на празднике », «Какой подарок я хочу на Новый год», «Как украсить дом к Новому году», просмотр презентации «Скоро Новый год».

Дидактические игры «Кто, где живёт», «Укрась ёлку»

Описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки)

Словесные игры «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза », «Скажи наоборот»

Подвижные игры «Заморожу», «Замри» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад», «Магазин игрушек» Чтение художественной литературы. . Рассказы, сказки и загадки о зиме и новогоднем празднике.

Познавательные сказки о зимней природе.

Просмотр мультфильмов: «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето», «Когда зажигаются ёлки». Книги для чтения, рассматривания и обсуждения: «Когда это бывает», «Что такое Новый год», «Снегурочка», «Зимовье зверей», стихи про Новый год

Художественно-эстетическое развитие.

Оригами «Снегурочка»

Открытка к Новому году

Варежка Деда Мороза

Пластилинография «Снежинка»

Коллективная работа «В новогоднем лесу»

Рисунки и аппликация на новогоднюю тематику Взаимодействие с семьей.

Конкурс «Новогодняя игрушка»

Украшение группы Завершающий этап Новогодний праздник «Новогодняя почта».

Актуальность проекта : всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодняя Сказка».

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий;

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; развитие художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений.

Задачи:

· Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.

· Познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.

· Развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

· Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних игрушек.

· Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками.

· Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.

· Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.

· Совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

· Способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни.

· Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

Объект исследования : Новый Год как источник радости.

Предмет исследования : Новогодние традиции нашей страны, новогодняя елочка.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Срок реализации проекта : краткосрочный (1 месяц).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

· Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

· Создание необходимых условий для реализации проекта.

· Перспективное планирование проекта.

· Разработка и накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический).

· Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о новогодних праздниках.

III этап – заключительный.

· Оформление результата проекта в виде презентации.

· Организация и участие родителей выставке «Елочная игрушка».

· Проведение итогового мероприятия «Новый год»

I. Игровая деятельность:

· Подвижные игры: «Салки - елочки», «Ель, елка, елочка», «Снег кружится», «Заморожу, Дед Мороз», «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что сделаем покажем», «Емеля догони», «Провожаем старый год», (пение с движением)

· Дидактические игры: «Украсим елочку», «Логическая елочка», «Собери картинку - Зима», «Разрезные картинки», «Ёлочные игрушки разбились», «Что лишнее?», «Найди отличия».

· Развивающие игры: «Новогодняя елочка», «Угадай какое дерево? », «С какой ветки детки».

· Драматизация: «Как звери встречали Новый год».

II. Познавательная деятельность:

· Формирование целостной картины мира:

«Путешествие елочной игрушки».

"Волшебная шкатулка" (Рассматривание елочных игрушек).

"На какую геометрическую фигуру похожа игрушка", "Украсим елку", "Что изменилось", "Найди пару".

II. Беседы.

· «Как празднуют Новый год»;

· «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год».

· « Новогодняя елка»;

· «Где живёт Дед Мороз?»;

· «Великий Устюг – резиденция Деда Мороза»;

· «О правилах безопасности при украшении ёлки»;

· Интегрированные занятия по ознакомлению дошкольников с традициями празднования Нового года.

· Провести интервьюирование детей: «Какой подарок хотели бы получить от Деда Мороза».

IV. Решение проблемной ситуации.

· «Что может произойти, если не придет Новый Год».

V. Труд.

· Участие детей в украшении группы.

· Украшение детьми новогодней елки своими игрушками.

VI. Коммуникация.

· Составление рассказов «Как мы встречаем Новый год дома», «Какие игрушки на нашей елке»

· Составление описательного рассказа о своей елочной игрушке,

· "Елочные игрушки" - описание по алгоритму.

· Рассказы детей об изготовлении игрушек в семье.

· Чтение С. Маршака «Двенадцать месяцев», Л. Воронковой «Таня выбирает елку», Н. Носов «Как мы за елкой ходили», В. Одоевский «Мороз Иванович».

· Заучивание стихов: С. Маршак «Елка», «Декабрь» З. Александровой «Дед Мороз», Е. Ильина «Наша елка», Я. Аким «Елка наряжается», К. Чуковский «Елка», Е. Трутнева "Елка», Е. Серова «Новогоднее приключение».

· Просмотр мультфильмов: «Ну, погоди! », «Дед Мороз и серый волк» «Каникулы в Простоквашино», «Дед Мороз и лето», «Как Ёжик и Медвежонок Новый Год встречали».

· Разучивание стихов к утреннику.

· Разучивание песен, хороводов, игр.

IX. Художественное творчество:

· Рисование « Еловые веточки».

Цель: Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве.

· Лепка из пластилина «Звонкие колокольчики».

Цель: Учить детей создавать объемные полые поделки из пластилина. Совершенствовать изобразительную технику - учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы.

· Аппликация «Ёлочки красавицы».

Цель: Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками. Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз. Познакомить с техникой создания открыток. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования аппликативного образа.

X. Музыка.

· Разучивание песен: «Маленькая ёлочка»(муз. М. Красева, сл. З. Александровой) ; «Наша ёлка» (муз. А. Островского, сл. З. Петровой); «Новогодний хоровод» (муз. А островского, сл. Ю Леднёва).

XI. Работа с родителями.

· Подготовка костюмов к новогоднему празднику.

· Участие в выставке новогодних игрушек «Сундучок игрушек».

· Помощь в украшении группы.

· Консультация: «Что подарить на новый год».

· Папка передвижка «Интересные факты про Новый год».

· Помощь в проведении новогоднего праздника

Ожидаемый результат.

· для детей:

Развитие интереса детей к художественному творчеству.

Получить эмоциональный отклик от своей работы.

· для педагогов:

Оформление проекта;

· для родителей:

Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Завершение проекта:

· Выставка новогодних игрушек;

· Выставка детских рисунков и поделок;

· Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании;

· Новогодний утренник.

Приложение №1

Познание окружающего мира. Конспект занятия.

ТЕМА: « НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА».

ЗАДАЧИ: Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране. Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Составление «коллекции» старинных и самодельных елочных украшений.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Елочные игрушки, иллюстрации с изображением новогодних украшенных ёлок.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. Воспитатель спрашивает у детей, кто из них помнит, как отмечают Новый год, кто дарит детям подарки. Вспоминает с ними, что на праздник приходит Дед Мороз со Снегурочкой. Какие подарки получали дети на прежние праздники? Были ли это коробочки, наполненные вкусными вещами – мандаринами, апельсинами, вафлями, конфетами, шоколадками? Рассказывает, что на Новый год дарят друг другу подарки, чтобы у каждого человека появилось что-нибудь новое. Что-нибудь новое обязательно надевают на встречу Нового года.

Рассказывает детям, что обычаев, связанных с наступлением Нового года, много. Праздник отмечают дома, но теперь также часто и на улице. Пускают ракеты, взрывают петарды, пьют шипучие напитки, желают друг другу всего доброго и загадывают желания на следующий год. Воспитатель рассказывает об обычае «обмануть» Новый год: нужно переодеться, чтобы старые болезни и невзгоды тебя не узнали, чтобы по новому начать жить в новом году. Для этого можно переодеться в карнавальные костюмы.

Воспитатель рассказывает детям, что ёлка – вечнозеленое дерево, одно из немногих деревьев, сохраняющих свой наряд зимой. Именно поэтому ветки ёлки стали использовать для украшения к новогоднему празднику.

Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с изображениями украшенных ёлок и рассказывает, что в нашей стране ёлку наряжают обильно, вешают на неё и съедобные украшения: яблоки, золоченые орехи (грецкие), узорчатые пряники, украшенные росписью из цветной сахарной глазури. На русской ёлке игрушки разноцветные, разного размера и формы, изображающие людей, животных, растения, плоды, шишки и сосульки. Традиционные игрушки: шарики, хлопушки, звезда – фонарик (народная – из соломы, фабричная – из стеклянных палочек), шпиль или звезда наверху.

В старину дети сами делали украшения для ёлки: бусы, цепи и фонарики из бумаги, игрушки из ваты (обмазывали клеем, красили и посыпали блестками). Делали также игрушки на основе пустого яйца: клоуна, курочку, ягодку (с острого и тупого концов делали по дырочке острой иглой, выдували содержимое через соломинку, раскрашивали, приклеивали детали – глаза, нос, рот, волосы – и прикрепляли нитяную петельку).

Воспитатель вместе с детьми, из каких материалов сделаны елочные игрушки (из стекла, дерева, пластмассы, бумаги, картона, ваты, пустого яйца, соломы и т. д.). Выясняет вместе с ними, какие игрушки ломкие, хрупкие, бьющиеся, твердые, прочные, прозрачные, мягкие, жесткие, гибкие. Воспитатель обсуждает с детьми, что еще можно делать из таких материалов, где и для чего их используют. Что делают из стекла, из пластмассы. Вспоминает с детьми то, о чем они уже узнали раньше: что делают из дерева, из бумаги. На занятии воспитатель обсуждает с детьми правила безопасного поведения в новогодние праздники.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОВЕДЕНИЯ В НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ

1. Не дергайте ёлку за ветки – она может опрокинуться на вас со всеми игрушками.

2. Не сжимайте ёлочные игрушки – если они сделаны из стекла, то могут порезать вам руку!

3. Лучше не зажигать свечи на ёлке. Будьте осторожны со всеми свечками. Не подносите к ним близко вещи, одежду, руки!

4. Не стойте близко к тому, кто запускает петарды! Не трогайте петарды сами!

5. Держите зажженный бенгальский огонь подальше от себя. Сгоревшие бенгальские огни бросайте в таз с водой.

Приложение№2

РИСОВАНИЕ

Тема: « ЕЛОВЫЕ ВЕТОЧКИ».

· Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве.

Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе «глаз – рука»; воспитывать интерес к народному искусству, оформлению интерьера.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседа о хвойных деревьях, рассматривание еловой и сосновой веток в сравнении. Знакомство с натюрмортом как с жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Композиция с еловыми ветками, листы бумаги белого цвета, простые карандаши, краски, кисти, стаканчики с водой. Открытки с изображением еловых веток; настенный календарь со страничкой « декабрь».

Затем воспитатель показывает детям красивые открытки, предлагает полюбоваться и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с ними делают и зачем, какие слова пишут родным и близким людям – с чем поздравляют, чего желают. Особое внимание обращает на открытки, изображающие еловые ветки с игрушками.

Предлагает смастерить своими руками рождественский венок для украшения группы к зимним праздникам. Предлагает обсудить варианты способов изготовления такого венка. Комментирует ответы детей и предлагает простой способ, которым можно всем вместе изготовить красивый, нарядный венок.

Сейчас каждый из вас нарисует еловую веточку - с шишками или новогодними игрушками. Для рисунков подготовлена вот такая бумага – одинакового размера. Одинаковый размер бумаги нужен для того, чтобы из них можно было составить общую композицию – рождественский венок. Если листочки будут разного размера, выйдет не очень красиво.

Что мы будем рисовать? Да, еловые веточки. Они длинные и «смотрят» не вверх, а в сторону, поэтому лист лучше положить по длине (показывает). Для того чтобы из отдельных веточек получился красивый венок, нам нужно договориться и о том, как лучше разместить ветку на листе бумаги: вот так (от середины левой боковой стороны) или вот так (из уголка по диагонали). Какой способ мы с вами выберем? (Дети выбирают один из двух предложенных вариантов). Примечание: леворукие дети рисуют не слева направо, а наоборот.

Затем воспитатель показывает натюрморты с еловыми ветками, и предлагает детям рисовать с натуры, как это делают настоящие художники. Дети начинают рисовать.

Приложение № 3

ТЕМА: «ЗВОНКИЕ КОЛКОЛЬЧИКИ».

· Учить детей создавать объемные полые поделки из пластилина.

· Совершенствовать изобразительную технику - учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы.

Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование декора колпачком фломастера. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность; учить синхронизировать работу обеих рук.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Рассматривание колокольчиков, обследование и описание формы, поиск аналогий по форме и названию (цветок колокольчик, юбка – колокол) совершенствование техники скульптурной лепки; выкладывание узоров из разных материалов.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Пластилин, стеки, колпачки фломастеров, узкая тесьма для петелек, нарезанная на кусочки длиной 10 -15 см.

Воспитатель предлагает им слепить игрушку для новогодней елки – колокольчик.

Напоминает. Что лепить лучше скульптурным способом – из одного куска. Показывает технику и комментирует свои действия.

Раскатываю кусочек в шар – вот так: круговыми движениями ладоней. Потом надеваю шар на большой палец левой руки и делаю углубление. Расширяю углубление так, чтобы стенки колокольчика получились одинаковой толщины, - поворачиваю форму пальцами, будто мой колокольчик пошел в пляс. Если переверну, похоже на бокал или вазу. Как наш колокольчик будет висеть на елке? (ответы детей). Сделаю ушко с дырочкой – прищипну пальчиками и проколю стекой или продырявлю карандашом. В отверстие нужно вдеть ленточку или веревочку.

А теперь вы попробуйте слепить свои колокольчики с ушками – подвесками.

Дети лепят самостоятельно. Воспитатель помогает прикрепить петельки из ленты. Тем детям, которые быстро справляются с заданием, воспитатель предлагает придумать узор и процарапать его стекой. Можно выложить узор из пуговичек, бусин. Горошин, фасоли и других семян.

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ. Выставка колокольчиков.

Приложение № 4

АППЛИКАЦИЯ.

Тема: «ЁЛОЧКИ КРАСАВИЦЫ».

· Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками.

· Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз.

· Познакомить с техникой создания открыток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток. Рассматривание елки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика « Сложи елочку».

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Поздравительные открытки хорошего качества с изображением елок, настенный календарь с красивым рисунком новогодней елки; листы бумаги яркого цвета и слабо тонированные (светло-голубые, зеленые). Ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней елочки, салфетки бумажные.

После небольшой паузы воспитатель показывает детям промышленные новогодние открытки с изображением праздничной нарядной елки. Затем воспитатель показывает детям, каким образом складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается). Потом берем бумажный прямоугольник зеленого цвета, складываем пополам, рисуем половинку елки так. Чтобы ствол был на сгибе, вырезать елочку и приклеить посередине открытки. Теперь осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой и позвала всех в хоровод.

Приложение №5

Дидактические и подвижные игры

для детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры.

1. Логическая елка.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Оборудование: дидактическое пособие «Логическая елка» с разноцветными ветками и рамками для геометрических фигур, геометрические фигуры- вкладыши разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась елка. Как вы думаете почему?

Дети: Скоро новый год.

Воспитатель: Правильно, но наша елка необычная. (показываю) Посмотрите, какая то она не веселая, чего- то здесь не хватает?

Дети: Игрушек.

Воспитатель: Конечно игрушек, а вот и коробка с игрушками, давайте их посмотрим. Это не простые елочные игрушки, а что же это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте наряжать нашу елку. Обратите внимание, что каждая веточка на елке имеет свой цвет, и цвет игрушки должен соответствовать цвету веточки. (Дети поочередно берут игрушку- геометрическую фигуру и вешают на елку.) Задаю вопросы:

Какой геометрической формы эта игрушка?

Какого цвета квадрат?

На ветку какого цвета повесишь этот круг?

Когда игрушки все на месте предлагаю полюбоваться нарядной елкой, как она ожила, какая она красивая, подводим итоги. Можно в свободной деятельности нарисовать такую же елку на бумаге (возможна импровизация, проявление творчества, фантазии.)

2. Украсим ёлку.

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на слоги; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа

Оборудование: дидактическое пособие ёлка, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает нарядить елку игрушками. Дети берут те игрушки, которые им понравились, при этом четко произносят все звуки. Например. Я беру рыбу, и вешаю ее на елку, а я беру жука.

Воспитатель. Куда ты его повесишь.

Ребенок. Я повешу его с правой стороны.

Воспитатель. А сейчас предлагаю найти игрушку, в названии которой всех меньше слогов.

Дети произносят название каждой игрушки, проверяя хлопками или полосками количество слогов.

Дети. Самое короткое слово – жук.

Воспитатель. Почему?

Дети. В этом слове один слог, делают один хлопок.

Воспитатель. Молодцы, постарались, красиво нарядили елку.

3. Новогодняя ёлка.

Цель: закрепить понимание предлогов на и под; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.

Оборудование: дидактическое пособие елка, Дед Мороз и Снегурочка, подарки, игрушки.

Ход игры:

Взрослый просит ребенка украсить ёлку и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом. Кто (что) находится слева от ёлки, а кто (что) находится справа от ёлки.

4. Салки – ёлочки.

Цель:быстро бегать; ориентироваться в пространстве,учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры:

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне стоит водящий. Он считает до пяти и бежит догонять игроков.Остальные игроки разбегаются и уворачиваются от водящего. Нельзя салить тех ребят, которые успели встать в позу «Ёлочка» - спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая елку.

Водящий не может стоять около замерших в елочке, он должен бежать за другими участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой позе больше 5 секунд.

Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может салить любого игрока из ёлочек.

Осаленный игрок становится водящим.

5.Ель, ёлка, ёлочка.

Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.

Подвижные игры.

« Снег кружится».

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.

« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» - дети разбегаются по площадке.

Дед Мороз.

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:

Я - Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются. Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

Подвижно-дидактическая игра «Угадай-ка дерево».

Цель: закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию, основываясь на отличительные признаки. Развивать внимание, слухо-моторную координацию.

Ход игры:

На мольбертах в разных частях группы расставлены картинки с изображением различных деревьев.

Точно такие же картинки находятся у каждого ребенка. Воспитатель, а затем ребенок – ведущий описывает дерево, договорив загадку до конца, немного выжидает и подает сигнал (например, хлопает в ладоши).

Остальные угадывают, о каком дереве идет речь, берут картинку из набора и подбегают к мольберту. Тот, кто первый отгадал, получает фишку.

В игре можно использовать загадки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

МКДОУ «ДС ОВ «Березка» Проект «Любимый народный праздник Новый год» средняя группа воспитатели: Плотникова Т.Е. Димова Г.Г. п. Пурпе 2013г. Мотив: Зная, что наступила зима, на календаре – декабрь, наблюдая за тем, как город украшается к новому году. Разучивая на музыкальноритмических занятиях новогодние песни и танцы, дети заговорили о приближающемся празднике – Новом годе, стали делится впечатлениями о прошлых праздниках, приносить фотографии. Модель трех вопросов: Что мы знаем про Новый год Новый год – праздник для детей. Что мы хотим узнать про Новый год? Откуда взялся Новый год? Как мы это узнаем? Почитать книги. Послушать сказки. В Новый год ставят елки. Как пришел к нам новый год? Посмотреть мультфильмы. Почему наряжают елку? Дед мороз приносит подарки. Откуда взялся Дед мороз? Пригласить в гости деда мороза. Собрать картинки. Кто такая Снегурочка? Украшают дом и елку. Все веселятся, радуются, танцуют и поют. Все ходят в шубах и валенках, теплых штанах. Катаемся на санках. Ходим в гости. Понаблюдать в окошко. Как отмечают этот праздник в других странах? Украсить группу и елку, готовиться к празднику. Сделать аппликации, нарисовать рисунки и т.п. 1 этап Цель: - дать детям расширенные знания о празднике Нового года. - формировать эмоциональную отзывчивость, желание принести радость другому. Задачи: 1. Обогащать знания детей по теме «Новый год» 2. Познакомить детей с историей возникновения праздника в России, с его традициями и обычаями. 3. Развивать познавательный интерес, познавательно – мыслительную активность через работу с книгами, иллюстрациями и т.д. 4. Учить детей умению рассуждать, делиться знаниями с другими детьми. 5. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. 6. Формировать эмоциональное отношение к празднику. Вывод: 1. Дети проявляют большой интерес к празднику – новому году. 2. У детей поверхностные знания: они не знакомы с историей праздника. 3. Дети проявляют эгоцентрическое отношение к празднику: подарок только для себя. Виды работы: Сбор информации. Подбор иллюстративного материала. Отбор художественной литературы, публицистического материала. Организованная и неорганизованная деятельность. Совместная и самостоятельная деятельность. Создание праздничного уголка. Участие в конкурсе «Елочка красавица». Презентация проекта. Предполагаемый результат: Владение детьми информацией: Новый год имеет глубокие исторические корни. В других странах есть интересные обычаи и традиции. Наш дед Мороз живет в Великом Устюге и не надо его путать с СантаКлаусом. Откуда елочка пришла? Создание необходимой эмоциональной атмосферы для встречи Нового года. Участники проекта - дети средней группы - педагоги детского сада - родители средней группы - музыкальный руководитель Срок проекта: 1 неделя 2 этап: Разработка проекта. Беседы с детьми: Что такое Новый год? Какова история праздника? Где живет дед Мороз? Как встречают Новый год в других странах? Почему на Новый год наряжают елку? Кто такой Санта–Клаус? Кому дарить подарки? Когда наступает Новый год? Что значит «куранты бьют»? Что такое коляда? Художественная литература: Чтение: Андерсен Г.Х. «Снежная королева»; Барто А. «Дело было в январе», «В защиту Деда Мороза», «Деды-близнецы»; Благинина Е. «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе»; Воронкова Л. «Таня выбирает елку»; Даль В. «девочка Снегурочка»; Дружинина «Новогодние подарки»; Зощенко М. «Елка»; Клокова М. «Дед Мороз»; Кудашева Р. «Елка»; Русские народные сказки «Снегурочка», 2два мороза», «Морозко»; Сутеев В. «Елка», «Про елки»; Токмакова И. «Живи, елочка!» Ушинский К.Д. «Проказы старухи зимы». Заучивание: Александрова З. «Дед Мороз» Артюхова Н. «У этого дедушки…» Воронкова Л. «Дед мороз» Золотухина Т. «Метель» Кудрявцев Н. «Новогодняя хороводная» Лагздынь Г.Р. «Елка» Найденова Н. «Новый год» Токмакова Е. «Как на горке…» Трутнева Е. «С Новым годом!» Фатьянов А. «Снежинка». Образовательные ситуации: 1. «Когда отмечают новый год» Цель: познакомить с историей праздника, его русскими традициями. 2. « Когда родился дед мороз» Цель: познакомить детей с историей происхождения такого персонажа. Как дед мороз. 3. «Традиции и обычаи разных стран» Цель: расширять кругозор детей, дать им сведения об обычаях и традициях жителей других стран при встрече Нового года. 4. Итоговая беседа «Новый год – праздник волшебства и радости» Цель: систематизировать представления детей о Новогоднем празднике, его истории, традициях и обычаях в России и других странах; развивать представление о древнерусских обычаях. Совместная и самостоятельная деятельность Рисование «Новогодние картинки» Лепка «Что я бы хотел подарить деду Морозу» Аппликация «Украшаем елку» Конструирование Деда Мороза и Снегурочки Поделки для украшения группы (снежинки, фонарики, флажки) Изготовление атрибутов и элементов костюмов к празднику Украшение группы к новому году Создание поздравительных открыток и приглашений Украшение Новогодней елки Оформление коллекции новогодних открыток Разучивание танцев и песен Создание письма деду Морозу 3 этап: Реализация проекта 4 этап: Презентация Праздник «Новый год» и подведение итогов конкурса «Елочка – красавица» Познавательная ценность проекта: дети приобрели объем сложных знаний о празднике, его истории, традициях, обычаях, атрибутах. Эмоциональная ценность: значимость дружеского отношения к другим, к празднику. Создание уголка «Новый год» Цель: создать целостную систему наглядного материала на новогоднюю тему с целью обогащения знаний детей, создание эмоциональной атмосферы. Детская художественная литература; Папки: Иллюстративный материал (сбор) «Традиции жителей Земли» Набор разрезных картинок; Украшенная ель; Поделки детей (мини-выставка); Самодельные елки для конкурса «Елочка-красавица»; Видеотека: сказки, мультфильмы по новогодней тематике; Пазлы; Коллекция открыток; Фотовыставка «Наш веселый Новый год» Конспект занятия «Украсим елочку» (средняя группа) Тема: Украсим елочку. Техника: Аппликация из мятой бумаги. Цели: Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, розовый. Материалы: Объемная елочка из картона; кусочки разноцветной мягкой бумаги; клей; мисочка; наряженная елка. Предварительная работа: Чтение новогодних стихотворений; рассматривание украшенной к празднику елки; наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулки. Основная часть: (Дети сидят полукругом на стульчиках). Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? Правильно, зима. А если мы посмотрим за окошко, что мы увидим? Да, повсюду снег: и на деревьях, и на песочнице, и на дорожке. А знаете ли вы, какой скоро будет праздник? (ответы детей)Конечно, Новый год! Кто приходит к нам на Новый год? (ответы детей) Да, Дедушка Мороз, он приносит нам подарки и присылает из леса елочку. Посмотрите на нашу елку в группе, какая она? (ответы детей). Воспитатель читает стихотворение: Посмотри в дверную щелку Ты увидишь нашу елку. Наша елка высока, Достает до потолка. А на ней висят игрушки От подставки до макушки. (Е. Ильина)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.