Классификация социальных ролей в семье. Социальные роли в семье

Социология семьи

Замечание 1

Семья – сложное социальное явление, в котором тесно связаны различные формы социальных процессов и отношений. Семья – первичная социальная группа, накладывающая отпечаток на формирование и развитие личности.

Социология семьи изучает функционирование семейно-брачных отношений, семейный образ жизни как взаимосвязь супружества-родительства-родства.

Характер брачных отношений предопределяет духовное и физическое состояние будущих поколений, качественные и количественные показатели воспроизводства населения.

Многие современные проблемы лежат на стыке социологического и социально-психологического аспектов исследования семьи. Семья – начальная форма групповой жизни людей, в ней закладывается и развивается умение жить в обществе. Семья строится на чувстве долга, взаимных обязанностях, ответственности. Общество и природа готовят каждую женщину стать женой и матерью, а каждого мужчину - стать мужем и отцом.

Семья чрезвычайно важна для формирования духовного и физического здоровья индивида . Семейные отношения регулирует семейное право, которое

  • устанавливает порядок заключения (расторжения) брака;
  • определяет положение семьи в обществе;
  • устанавливает права и обязанности супругов, детей;
  • регулирует имущественные отношения и т.д.

Семья как социальный институт выполняет три основные функции:

  • воспроизводство населения,
  • хозяйственно-бытовая функция,
  • социализация личности.

Социальные функции семьи имеют два базовых источника их возникновения: потребности семьи и потребности общества.

Для полноценной реализации семейных функций члены семьи должны выполнять определенные социальные роли.

Социальная роль семьи

Замечание 2

Семья – основа всех социальных институтов. В семье человек обучается социальным ролям, получает навыки поведения и основы образования. Семейная роль – разновидность социальных ролей индивида в обществе.

Семейные роли подразделяют в зависимости от места человека в семье и функций, которые он выполняет:

  • родительские (отец, мать);
  • супружеские (муж, жена);
  • детские (дочь, сын, сестра, брат);
  • межпоколенные (дедушка, бабушка);
  • внутрипоколенные (старший, младший) и т.д.

Социальная роль семьи проявляется в следующем:

  • семья сочетает в себе свойства социальной структуры, социальной организации, социального института и группы; семья – ячейка общества;
  • место защищенности человека;
  • помогает понять процессы социальной дезорганизации и социального контроля,
  • помогает объяснить явление социальной мобильности, процессы демографических изменений и миграции населения;
  • помогает в прикладных исследованиях в сферах массовых коммуникаций, производства и потребления;
  • позволяет конструировать социальные реалии т.д.

В силу социокультурной природы своего феномена семья играет уникальную посредническую роль при конструировании социума, а также на границе макро- и микроанализа.

Семья позволяет производить редукцию социальных процессов относительно результатов социального поведения микросреды, выводить из исследуемых фактов направления глобального характера.

Роль семьи в жизни человека:

  • рождение и воспитание детей;
  • регулирование отношений полов;
  • социализация человека;
  • духовное общение;
  • психологическая поддержка и защита;
  • взаимная материальная помощь, экономическая поддержка;
  • первичный социальный контроль – правовая ответственность и обязанности между супругами, родителями и детьми, другими родственниками; регламент поведения членов семьи);
  • предоставление определенного социального статуса.

Социальная роль семьи по своей силе несравнима с другими социальными институтами. Именно в семье развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для нормального существования в социуме.

2.1. Распределением ролей и ролевое поведением членов семьи

Каждая семья строится на взаимных обязанностях, чувстве долга, ответственности. В этом разделе следует обсудить вопрос, играющий одну из основных ролей в удовлетворенности супругов браком. Нужно постараться быть искренними и тактичными в его обсуждении, понять, какие ожидания строит ваш (а) супруг (а) относительно своей и вашей роли в семье.

Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться следующему:

выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

1. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности.

Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т. д. Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.

2. Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом по изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в его ожидании следующий вид.

Обязанности жены-матери

Рождение и воспитание детей.

Создание и поддержание дома, жилища.

Обслуживание семьи.

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

Терпимость к ограниченной сфере деятельности.

Обязанности мужа-отца

Преданность матери своих детей.

Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи.

Поддерживание семейной влсти и контроля.

Принятие основных решений.

Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье /21, "www.сайт"/.

Обеспечение алиментов в случае развода.

2.2. Упражнение «Моя роль в семье»

Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества — воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т. п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи — родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Для лучшего понимания проблем друг друга вы можете на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя рль жены, а она соответственно принимает его роль. В результате вы имеете возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.

Кроме семейной роли каждый из супругов играет социальную роль. Степень ее реализованности также влияет на отношения между супругами. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе с учетом ее индивидуальных способностей или предпочтений.

С существующими достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации.

Допустим, что один из супругов успешно продвигается по профессиональной лестнице, у него постоянная потребность в самосовершенствовании и духовном развитии, а другой остановился в развитии и довольствуется только материальным минимумом. Рано или поздно такие супруги перестанут быть интересны друг для друга, они будут искать удовлетворение своих потребностей на стороне. Для того чтобы этого не произошло, важно помогать друг другу в социальном росте.

3.1.Социальный статус современной городской семьи

Масштабные социально-экономические изменения, происходящие в России последнее десятилетие, коснулись всех сфер жизни социума, в том числе и гендерных отношений. Как показывают западные и российские исследования в современном обществе получает распространение эгалитарный тип внутрисемейных отношений, когда резкая дифференциация труда между полами в семейной и общественной жизни исчезает, уступая место интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости. В основном это связано с ростом профессиональной занятости и расширением образования женщин, в основе которых лежат не только экономические, но и в значительной степени социально- психологические факторы.

Процесс высвобождения из традиционного представления коснулся не только женской роли, но и мужской. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины сбрасывают иго рли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям, т. е. для мужчин становится возможна иная заинтересованность и в профессии и в семье.

К сожалению, к участию мужчин в частной сфере в нашей стране долгое время относились подозрительно. Это отразилось в характерном замалчивании в советский период роли мужчин в домашней сфере, в то время как женщин славили и как матерей и как тружениц, советские лозунги о достойных отцах или прославлении роли отца в семье отсутствовали. Советским мужчинам не разрешали соперничать, с подлинными отцами, с патриархами вождями партии.

В современное время большинство мужчин и женщин по-прежнему вовлечены в различные сферы деятельности, и эгалитарный тип семейных отношений еще не достаточно распространенное явление, вместе с тем, очень важен анализ тенденций развития внутрисемейных отношений, в частности гендерного разделения домашнего труда в свете структурных изменений в экономике и занятости.

Задача данного небольшого исследования определить характер ген-дерного разделения домашнего труда в современной российской городской семье, и попытаться выяснить какие факторы влияют на этот процесс, осо-бый интерес вызывают те семьи, где оба партнера работающие.

Для того чтобы определить восприятие разделения труда в семье, респондентам был задан вопрос: Кто в Вашей семье чаще всего выполняет следующие виды домашней работы.

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ СЕМЬИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1.1. Понятие социального института.6

1.2. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль.12

1.3. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института семьи в России…19

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В СЕМЬЕ

2.1. Распределением ролей и ролевое поведением членов семьи.23

2.2. Упражнение «Моя роль в семье».25

ГЛАВА 3. ПАРАДОКСЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

3.1. Социальный статус современной городской семьи…27

3.2. Перспективы развития института семьи в России и пути его укрепления.34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…40

Актуальность работы. Одним из перспективных и актуальных направлений современной социологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен проявлением кризисных тенденций в функционировании современной семьи, затрагивающих все сферы ее жизнедеятельности. Под этим кризисом подразумевается неспособность института семьи выполнять свои основные функции, с которыми она успешно справлялась раньше. Однако, эти процессы не свидетельствуют о его упадке, как считают некоторые исследователи, это скорее трансформации образцов семейной жизни, требующие серьезного осмысления, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Кроме того, актуальность исследования института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его основы и традиционные устои. Безусловно, это усугубляет социальное положение семьи, вызывая кризисные ситуации и падение значимости семьи в целом. Однако излишняя драматизация ситуации не способствует объективному анализу изменений, происходящих в современной семье. Следовательно, необходимо акцентировать особое внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей ее адаптации в условиях изменений и влияния внешней среды при сохранении внутренней устойчивости.

Концепции, объясняющие специфику семьи как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей.

В XIX веке возникло также прикладное или эмпирическое изучение семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Основоположником этой социологической традиции является Ф. Ле Пле, идеи которого предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы.

Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений.

Объектом исследования в данной работе является социальные роли и социальные статусы на современном этапе развития российского общества.

Предмет исследования стабилизация семьи в процессе ее трансформации.

Целью исследования является выявление факторов стабилизации и устойчивого развития современной семьи в условиях ее трансформации в современном российском обществе.

Одной из задач социологического исследования современной городской семьи, было установить, насколько распространен эгалитарный характер разделения домашних обязанностей в городской семье и какие показатели оказывают наибольшее влияние на этот процесс. Под эгалитарным характером гендерного разделения домашнего труда мы понимаем равное участие мужа и жены в выполнении домашних дел, при условии, что оба супруга вовлечены в оплачиваемую занятость. В анкете это фиксировалось через ответы респондентов, что те или иные виды домашней деятельности чаще всего выполняют оба супруга. Мы предположили две группы факторов, могущих оказывать влияние на характер гендерного рспределения домашних обязанностей и отношение к ним. Первая группа связана с реальным экономическим поведением каждого из супругов в домохозяйстве, в первую очередь это размер индивидуального дохода супруга относительно другого, т. е. основной вклад в бюджет семьи. Вторая группа факторов соотносится с влиянием социокультурных норм на супругов, заложенных в процессе социализации и связанных с традиционными гендерными представлениями о предназначении мужчин и женщин в семье и обществе.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

СЕМЬИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

1.1. Понятие социального института

Для анализа социального института используются такие понятия, как цели института, его функции по отношению к обществу, к другим социальным институтам и по отношению к личности; нормы, поддерживаемые институтом, и санкции за их невыполнение; роли, которые выполняют индивиды, включенные в институт, в соответствии с их статусами и приписываемыми им образцами поведения.

Взаимосвязи института и общества следует рассматривать через систему общественных потребностей и функций по их удовлетворению, которые выполняются социальным институтом.

Специфика, характер и основные направления общественных потребностей, связанных с функционированием социального института, рассматриваются на уровне социально-философского и социологического анализа общества в целом, и использование потребностей в качестве отправной точки анализа служит, помимо всего прочего, связующим звеном между общесоциологической и специальными социологическими теориями.

Институциональный анализ призван выявить роль и место различных социальных институтов в совокупной системе общественных отношений, устанавливая соответствие выполняемых ими функций потребностям и целям общественной системы в целом, а также определяя взаимосвязи, существующие между социальными институтами.

Семья занимает ключевое положение среди других социальных институтов. Особое место семьи среди них определяется тремя ее основными функциями. Семья единственная социальная система, увеличивающаяся, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей. Реализацией своей репродуктивной функции она поддерживает биологическую непрерывность общества. Две другие функции заключаются в передаче культурного наследия последующим поколениям и поддержании существования своих членов. Этим она поддерживает социальную структуру общества. В выполнении этих функций заключается историческая миссия семьи как социального института.

Хотя семья является институтом социальным, т. е. общественно обусловленным, тем не менее она обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а также своей неоднозначностью в качестве автономной системы. Ее относительная обособленность поддерживается из поколения в поколение, независимо от социальных перемен.

С помощью варьирования отдельных признаков, функциональных ролевых отношений между своими членами семья изменяется, приспосабливаясь к конкретной исторической ситуации, в которую вплетена жизнь людей. Эту особенность семьи отмечал К. Маркс: «Возьмите определенную ступень общественного развития, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общество» .

Будучи самостоятельной в рамках системы общества лишь относительно, семья тем не менее как бы вплетена в ткань социально-экономических отношений, в сеть социальных взаимодействий, которые, функционируя, обновляются и изменяются в каждую данную эпоху, и становится социальным институтом.

Понятие «семья как социальный институт» до сих пор недостаточно изучено.

В Российской социологической энциклопедии дано следующее определение семьи как социального института «это система действий и отношений, выполняющая социальные функции воспроизводства человека, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций» .

Поскольку семья как объект социологического исследования имеет объективно системный характер, при ее анализе следует применять логику системного подхода, т. е. выявление основных элементов системы, их внешних и внутренних связей, целей функционирования системы, ее функций, генезиса и развития.

Системный анализ понятий, описывающих функционирование семьи как социального института, приведен в таблице 1:

Таблица 1

КОМПОНЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ

Внешние связи и отношения

системы Общие социальные условия, в которых функционирует социальный институт. Взаимодействие с другими социальными институтами общества. Социальные потребности института семьи. Характер

удовлетворения социальных потребностей института. Социальные функции института семьи. Характер выполнения социальных функций институтом.

Элементы системы Социальные нормы и ценности. Обычаи, традиции. Предписываемые образцы поведения. Социальные роли. Реальные образцы поведения.

Внутренние связи и отношения элементов системы Система формального социального контроля (правовые нормы и санкции), влияющие на ролевое поведение и взаимодействие. Усвоение ценностей и норм института индивидами.

Этап формирования системы Становление, адаптация к данным социальным условиям основных элементов института и связей между ними. Формирование системы социального контроля.

Продолжение таблицы

КОМПОНЕНТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ПОНЯТИЯ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Этап развития системы Изменение основных элементов и связей института под влиянием меняющихся социально-экономических и идеологических условий и характер его функций

Этап разрушения системы Распад социального института вследствие редукции и деградации общественных потребностей в его функционировании.

Семья анализируется как социальный институт в тех случаях, когда исследователю особенно важно выяснить, насколько образ жизни семьи, ее функционирование в определенных рамках соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель социального института крайне важна для прогноза будущих изменений семьи.

Анализ семьи как социального института имеет свой специфический ракурс, так как исследователя, на наш взгляд, должна интересовать прежде всего трансформация содержания его функций, образцы семейного поведения, установившиеся роли в семье, особенности формальных и неформльных норм и санкций в сфере семейно-брачных отношений.

Список литературы

1. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. Ред. Л. И. Абалкина. М., 2004. С. 192.

2. Добреньков В. И. , Кравченко А. И. Социология. М.: Инфра-М, 2004. 623с.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 2000. 352 с.

4. Кравченко А. И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

5. Дмитриев А. В. Общая социология. — М.: Современный гуманитарный университет, 2005. 427 с.

6. Давидюк Г. П. Прикладная социология. М, 2003. С. 89.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45. М.: Политиздат, 1957. С. 227.

8. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 2004. С.111 112

Роль родителя в формировании личности ребенка

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль - воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации - основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект - имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты - ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения , как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект - подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Маривлада! Вспомните, когда создается новая семья, каждый вступает в новые роли. Молодая жена, она же еще и невестка, муж, он же зять, — приобретают новых родственников – свекра, свекровь, тестя, тещу, золовку, шурина... Социальные роли человека в семье очень многообразны. Множество новых родственников, с которыми еще отношения нужно наладить, да желательно хорошие.

По идее все бы должны друг друга любить и жаловать, но... «Свекровь в дом – все вверх дном», «Зять любит взять да не любит отдать», «От тещи не спрячешься в роще» — свидетельствует народный опыт – зоркий глаз и трезвый ум. Разумеется, можно найти много примеров, которые это опровергнут, и лучше вслушаться в предупреждения: мир и лад, если вы их хотите, потребуют много душевных сил. Трения могут возникнуть даже там, где их не ждешь.

Начало проблем в новой семье

Вот, скажем, как называют свекровь – мамой или по имени-отчеству? Определенных правил нет – как хочется и как кому удобно. Но от одной свекрови услышишь: «Она даже мамой меня не называет!» (можно ли, мол, ждать от такой невестки чего-то хорошего?), а от другой: «Ну какая я ей мама? Это ж в старинные годы так было принято, да в деревне...» (здесь свой подтекст: хорошим манерам невестка не обучена).

Наверное, если бы у современной молодой жены было бы чуть больше такта, она бы обязательно спросила разрешения на «маму». А если бы свекровь была добрее, то оценила бы она душевный порыв невестки, искренне поблагодарила и, даже отказавшись от предложения, коль оно ей кажется неудобным, использовала бы ситуацию для укрепления взаимопонимания: «Давай оставим, как есть, — это привычней, дело не в обращении, лучше постараемся друг друга никогда не обижать». Можно же так?

Действительно, не стоит возводить мелочи или формальности в принципы. Есть вещи куда важнее.

Семейные привычки и традиции на пути к счастью

Вот поселятся муж и жена под одной крышей с родителями, и начнется испытание на терпимость. Лучше бы жить отдельно, кто спорит, но в загсе, к сожалению, не вручают ключей от квартиры, кому-то из родителей пришлось потесниться. Как бы ни были они рады счастью сына или дочери, какой бы милой ни оказалась невестка и каким бы хорошим зять, все равно надо приспосабливаться к переменам и чужим привычкам.

Вот дом, где культ порядка. Даже в прихожей не увидишь шарфов, перчаток – вещи все по местам, по шкафам и ящичкам. Везде удобно, красиво. Но это было, раньше... Теперь прямо у двери свалены какие-то брезентовые чехлы, на полу разложены для просушки отдельные части байдарки, из-под кресла торчат огромные резиновые сапоги, видно, никуда не помещаются.

«Наш зять уверяет, что от порядка оскудевают эмоции, нормально жить и развиваться можно только в таких развалах. Так что мы... развиваемся!» — смеется хозяйка. Думаю, «развиваться» ей непросто, но старается. Перераспределяются и гендерные роли.

В доме, где поселилась невестка, еще большие преобразования. В комнате сына снят со стены ковер, содраны обои. Кажется, самое время высказаться. Заметить, к примеру, что обои импортные, стоят ого-го, что ремонт, между прочим, сделан всего полгода назад... А родители молчат, с интересом наблюдают.

Сын, который ничего не умел делать, со сноровкой профессионала разматывает рулоны белой бумаги, оклеивает всю комнату вместе с потолком, как коробку, обрызгивает серой краской из пульверизатора. «Когда много вещей – книг, пластинок, — объясняет невестка, — стены и потолок должны быть нейтральными».

Тоже можно бы ответить: «Подождали бы со своей эстетикой, вот будет свой дом...». Но смогли оценить готовность невестки сделать всем приятное: «Нравится? Хотите, мы и вашу комнату так перекрасим?» — «Ну уж нет! – изображает ужас свекор. – Баррикаду поставлю!»

От кого зависит мир в современной семье?

Родители в том и в другом случае на высоте. Если и дальше им удастся с юмором относиться к разнице вкусов, смогут избежать многих ненужных обид. Впрочем, оба случая не так серьезны. Бывает, что отношения с новым членом семьи никакими стараниями не согреешь.

Некоторые считают, что обстановка в общем доме почти полностью зависит от старших. Чтобы новый член семьи почувствовал себя равноправным, ощутил бы заботу и независимость, от хозяев дома требуется немало такта и великодушия. Не всем такое дано. Бывает, дочке дорогой подарок на день рождения, а зятю вопрос: «Что тебе родители подарили? Могли бы расщедриться...»

Свекрови порадоваться бы, что в доме помощница появилась, она же ищет повода, чтобы придраться: «Кто это шваброй пол моет? Это только грязь разводить...»» Кажется, удовольствие получает женщина, когда удается уличить невестку в незнании, неумении, подчеркнув тем самым, что она из дома кое-какого попала в дом приличный.

Есть просто злые ворчливые люди, им никакая житейская грамматика, никакие азы этикета и увещевания поглядеть на себя со стороны не помогут. Но иногда каждый сам по себе хорош, а житья в доме нет.

Чего не ценят дети и родители?

”Живем только для детей, все для них”. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. Но чем оборачивается такая установка? Родители забыли, что сын вырос. С двадцатипятилетним обращаются как с пятилетним, и невестку готовы взять на «короткий поводок» — на каждом шагу подсказки, советы.

«Я ей добра желаю! А она... перечит», — обижается свекровь, забывшая о простой житейской истине: чем скупее будешь на советы, тем скорее их примут за знак искреннего расположения и заботы.

Если у родителей нет значимой деятельности – любимой работы, увлечений, круга друзей, то их помыслы, планы, все «хочу – не хочу» фокусируются на жизни своего ребенка. Психологи называют это духовным иждивенчеством.

«Хочу, чтобы дочь поменяла профессию», «Не хочу, чтобы сын занимался постирушками – у него голова профессорская», «Не хочу, чтоб молодые ехали в тур поездку, лучше отложить деньги на мебель», «Хочу, чтобы сын понял, пока без детей, что она ему не пара...»

Такие родители считают, что имеют право везде вмешиваться, потому что поддерживают детей материально, много помогают по хозяйству. Но при всем альтруизме – жесткий диктат и контроль. Социологи давно установили, что треть разводов в молодых семьях и ссор мужа и жены происходит из-за родственников, из-за их вмешательства.

Но это не значит, что спрос за исполнение семейных ролей только со старших. Младшие – тоже взрослые люди. Недаром говорят, попадется хороший зять, приобретешь сына, плохой – потеряешь дочь.

Молодые вступили в кооператив, родители жены, у которых они жили, решили отдать им все свои сбережения, ожидая естественной благодарности. А дочь сухо сказала: «Вы должны больше», — и бесстрастно изложила расчеты: родительская квартира столько-то метров, матери с отцом полагается столько-то, а ей, мужу и ребенку...

Вот за то, что им троим полагается, родители и должны заплатить по твердым кооперативным ценам. «Вы против? Разменяемся...» — «Вы можете рассчитывать только на комнату в коммуналке, — посочувствовал зять. – Зачем же вам такое?»

Что делать? Закричать: «Вон!»? Обидели отца, он накричал, потом ночами вместе с женой бесконечно прокручивал ситуацию. «Если бы они попросили, нашли бы деньги, заняли у кого-нибудь. Но брать за горло!..» «Это все он!» «Мы-то радовались, зять мастер на все руки, умеет хорошо заработать. Да он делец, рвач. «Хам!» «Что он с ней сделал?» Так им было легче – убеждать себя, что дочь лишь пострадавшее лицо.

И как ни унизительно выкладывать деньги, когда их вымогают, родители пошли на это: не хотели рвать отношений с дочерью – и такое могло произойти, боялись, что зять отлучит их от внука.

Крайний случай. Но многим ли лучше, к примеру, вот такие подсчеты? «Мои родители купили нам мебель, а твои даже на телевизор не расщедрились. Почему ты им не скажешь?» По другому здесь, не заведено в его семье требовать дорогих подарков. «А ты им объясни...» — настаивает молодая жена. Дело доходит до ссор, и невестка уже подчеркнуто холодна с новыми родственниками.

А в чем они виноваты? В том, что не оправдали ее ожиданий? Родители не обязаны содержать взрослых работающих детей, не должны налаживать быт и участвовать в укреплении семьи. Точно так же они не обязаны любить нового члена семьи.

И тут одно можно сказать: не стройте иллюзий – не будет разочарований. Они обязаны быть вежливыми, корректными, тактичными, помогать в трудные минуты (всякий воспитанный человек берет на себя такие обязательства), а душевные отношения – это уж как сложится.

Откуда берутся конфликты на ровном месте?

  1. Родители чаще всего более консервативны, чем их ребенок.
  2. Дети всегда больше тянутся ко всему новому, прогрессивному.
  3. Родители больше стремятся к тишине, безопасности, традиционности и всему, что привычно для их поколения.
  4. Дети бунтуют против традиций, которые им не нравятся или неудобны. К тому же они доверчивее и рисковее. Им нравятся шумные вечеринки и гулянья до утра.
  5. Родители наделены большим опытом, им хочется его передать, чтобы дети перестали набивать собственные шишки.
  6. Дети хотят приобретать собственный опыт, часто отличаются беззаботностью. Многое придет с возрастом.
  7. Больше ценят мнение знакомых, соседей и родственников, свое место в обществе.
  8. Дети безразличны к мнению общества, хотят жить по своим правилам.

Исследования говорят, что современные молодые семьи, которые живут с родителями жены, более благополучны (конфликты в них реже, чем в семьях, поселившихся у родителей мужа). Вывод однозначен: плох здесь дуэт свекрови и невестки. Что ж, это самые трудные .

Известный писатель Андерсен — Нексе заметил с иронией: «Каждая мать надеется, что ее дочь получит лучшего мужа, чем она, и убеждена, что ее сын никогда не получит такую хорошую жену, как ее муж».

К этим словам можно отнестись как к удачно остроте, но, отсмеявшись, задуматься о природе чувств. Мать со дня рождения заботится о сыне, и естественно, ей кажется, что без нее он пропадет. Невестка покупает ему плохие рубашки, плохо стирает, готовит не тот завтрак, да вообще не готовит («Сделай что-нибудь себе сам – я опаздываю!»). Это у нее распределение обязанностей такое.

Прежде мать могла обратиться к сыну с любой просьбой, а теперь он и без того задерган: «Быстренько сбегай!» «Быстренько принеси!». Сына отобрали, им распоряжаются как вещью, им помыкают. Реакция неадекватна, в ней много от ревности. Это мы с вами так думаем. Только каждый лучше разбирается в других, чем в себе.

Однажды в кабинет социально-психологической помощи пришла женщина с жалобой на раздражительность. Прежде за собой такого не замечала, теперь то и дело поднимается внутри какая-то злая волна. Доктор, задавая вопросы, выяснил, что в ее жизни полгода назад произошли перемены – сын женился, молодые живут с ними. «Раздражает невестка, — призналась, покраснев, пациентка, — а срываюсь на всех.

Всем достается. Ей тоже...» — «Она груба, бестактна, неряшлива, ленива?» — расспрашивал доктор. «Нет, что вы! – оживилась свекровь. – Она достаточно деликатна. Старается мне помочь по хозяйству. За все берется хорошая девочка!» Отношения складывались по формуле: хочу любить и не могу.

”Попробуйте всякий раз после взрыва, — советовал доктор, — когда вы собой недовольны, задавать себе вопрос: «Что же именно меня раздражает?» — и честно на него отвечать. Попейте пустырник на ночь. Постарайтесь не переутомляться. Гуляйте по вечерам. Уверен, у вас все наладится”.

”А что бы посоветовали вы в этой ситуации невестке?”. «Если она считает, что ее свекровь, в общем-то, человек хороший, не обижаться по мелочам. Не принимать на свой счет всякое резкое слово или повышенный тон. Делать скидку на то, что мать мужа тоже переживает нелегкое время».

Памятка для молодых:

  • Настраивать человека против родителей столь же безнравственно, как настраивать мужа против жены или жену против своего мужчины.
  • У вашей свекрови, несмотря на плохой характер и массу недостатков, есть одно бесспорное достоинство, за которое ее следует чтить: она мать вашего мужа.
  • Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
  • Каким бы банальным ни казался вам родительский совет, он стоит того, чтобы благосклонно его выслушать и поблагодарить, даже если вы не собираетесь им воспользоваться: вам ведь желают добра.
  • Стараясь освободиться от диктата, вмешательства в жизнь вашей семьи тещи с тестем или свекра со свекровью, будьте скромны в своих требованиях к ним, не слишком злоупотребляете их помощью.

Несмотря на великое множество ролей, которые играем мы в своей жизни, почти все мы примеряем на себе. Сначала дети, сестра, братья. И всегда родители для нас не совсем правы. Но проходит время, становимся невестками, зятьями, шуринами и оказывается, что родители не так и плохи. И станем матерями, отцами и все, что отвергали, прочувствуем на себе. Неизбежна смена ролей и поколеней. Предлагаю в заключение послушать чудесную Славянскую песню об одной из женских ролей в нашей истории.

И в этом театре нашей жизни главное не сделать другому то, что не пожелал бы себе.
Если понравилась вам статья, поделитесь ею в социальных сетях со своими друзьями. Жду ваших комментариев на предложенную тему.

С уважением, Мария Якушева

Набор социальных ролей очень велик, и в каждый момент времени мы находимся в той или иной роли, иногда мы исполняем несколько ролей одновременно.

Для начала, важно разделить понятие роли и статуса.

Статус – это та позиция, которую мы занимаем в обществе,

Роль – это модель поведения, способ взаимодействия, которые мы используем в отношениях.

Например, при разводе, маме приходится брать на себя мужские функции по воспитанию детей, и в какой-то мере, выполнять мужскую роль, но стать отцом она не может, и никогда не будет в статусе отца для ребёнка. Или в отношениях без брака (гражданский брак), мы играем роль мужа и жены, но оставляем за собой статус партнёра (одна из студенток в таких отношениях своего партнёра называла «мой внебрачный муж»)

Основные статусы в семье – парные статусы:

  • Супружеские — Муж-Жена
  • Детско-родительские — Отец-Дочь, Отец-Сын, Мать-Дочь, Мать-Сын
  • Детские – Брат-Брат, Брат-Сестра, Сестра-Сестра
  • Статусы относительно рода – бабушка-внук, дедушка-внук…

Эти статусы всегда парные, невозможно быть женой, при отсутствии мужа, или братом, при отсутствии сестры (брата).

А с ролями всё немного сложнее.

Большое число конфликтов в семьях, и нередко приводящих к искажению семейной системы и даже разрушению ее, оказывается обусловленным ложными ролями мужа и жены, и даже детей.

Здесь я опишу те искажённые роли, с которыми я наиболее часто встречаюсь на тренинге «Понимание себя и других». Как правило, осознать своё место в семье и отказаться от несвойственной нашему статусу роли – достаточно для выравнивания отношений и избегания многих семейных конфликтов.

  • Ребёнок исполняет роль взрослого . Часто при разводе старший или единственный сын исполняет роль главного мужчины в семье, заботится о матери, помогает ей, поддерживает её, для матери это приятно, так как она получает любовь и внимание от ребёнка, но для ребёнка детство заканчивается очень рано. Схожую роль выполняют старшие дети, когда родители привлекают их к воспитанию младших детей, то есть ребёнок перестаёт быть братом (сестрой) и исполняет роль мамы (папы)
  • Взрослый исполняет роль ребёнка . В партнёрских отношениях часто можно встретить такую модель поведения, когда жена играет роль маленькой девочки (муж соответственно занимает позицию родителя), либо муж играет роль маленького мальчика, (жена соответственно занимает позицию мамы и )
  • Эрзац родителя . В последнее время всё чаще встречаются семьи, в которых родители полностью посвящены работе (учёбе, карьере), а роль родителя выполняет бабушка (дедушка, няня…)

И когда мы в семье исполняем такую искажённую роль, окружающие «накладывают» на нас определённые ожидания, и через какое-то время требуют, чтобы мы оправдывали эти ожидания. И совершенно естественно, что мы сопротивляемся данному порядку, и не можем (не хотим) соответствовать данным ожиданиям. И здесь начинаются конфликты и непонимание со стороны наших близких.

И здесь возникает вопрос, а что же делать, если вы заметили, что вы «играете» не ту роль, либо от вас хотят слишком многого?

  • Для начала стоит определить причину, почему вы оказались в данной роли?
  • Далее объективно оценить какие «+» и какие «-» вы получаете от данной роли (здесь очень важна роль консультанта, потому что некоторые выгоды мы не замечаем (например, женщина продолжает жить с алкоголиком, и получает моральное превосходство и сочувствие от окружающих – это и есть те выгоды, которые на первый взгляд не заметны))
  • Затем важно увидеть, каким образом вы можете получить то, что вы получаете другим способом, не играя искажённую роль.
  • И в конце волевой момент, изменения своего поведения. Здесь также важна мотивация, ради чего мы меняемся. Если мотивация недостаточна, тогда мы быстро возвращаемся к привычной модели поведения и ничего не меняем. (До следующего ассистирования, где работа над собой начинается снова)

Как обычно задавайте вопросы в комментариях, а также буду рад услышать ваши наблюдения за собой, какие роли вы исполняете в семейных отношениях, ведь осознать свою роль – это первый шаг к тому, чтобы изменить что-либо в своей жизни. Посещайте тренинги – развивайте свою осознанность!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.