Проект в старшей группе доу бисероплетение. История бисера и влияние бисероплетения на развитие мелкой моторики рук

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Современные девчонки охотно украшают себя необычным плетением из разноцветных стеклянных бусинок - бисера. Сегодня это ярко, модно, актуально. Но знают ли они историю возникновения бисера и преобразования этих маленьких стеклянных капелек? Понимают ли они, что продолжают древние традиции человеческого рода, которые уходят в эпоху доисторических времен?

Год назад я начала заниматься бисероплетением. Моя мама меня записала в кружок «Феи мастеров». Там я начала изучать разные схемы плетения. Недавно мне стало интересно, откуда произошел бисер.

Изделия из бисера и мелких бус были известны еще в странах Древнего мира. До сих пор у многих народов Африки, Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии этот вид народного творчества является частью культурного наследия.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 6000 лет назад. Родиной считают Древний Египет, в котором было изобретено стекло. Но также существует древняя легенда, в которой моряки, перевозившие соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так появилось стекло, а потом из стекла начали изготавливать первый бисер. Сначала изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из зубов животных, костей, раковин моллюсков, камней и защищали древних людей от злых духов.

Бисером и стеклярусом украшают одежду, головные уборы, обувь, всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, декоративные изделия, вышивают картины и панно.

Объект исследования: бисер.

Предмет исследования: история возникновения бисероплетения.

Цель: изучить историю возникновения бисероплетения.

Задачи :

  1. Изучить литературу по теме проекта.
  2. Провести мастер-класс по бисероплетению.
  3. Провести анкетирование среди учащихся 2 «Г» класса.
  4. Подтвердить ил опровергнуть гипотезу.

Гипотеза: я считаю, что во все времена люди занимались бисероплетением.

Методы исследования:

Теоретические:

  1. Поиск и анализ информации в различных источниках
  2. Обобщение результатов исследования

Практические:

  1. Проведение мастер-класса с одноклассниками
  2. Анкетирование учащихся

Описание проекта

Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 3 классов. Опрос показал, что 100% учащихся знают, что такое бисероплетение и из чего изготавливают бисер. 6 человек (11,3 %) имеют представление о том, когда был изобретен бисер. 17 девочек и 1 мальчик (34 %) умеют плести из бисера. Все опрошенные девочки 29 чел. - 54,7 %) - хотели бы получить в подарок изделие из бисера, тогда как мальчики предпочли бы в подарок машинку или какой-нибудь другой гаджет.

Из литературы мы узнали, что даже тогда, когда бисер ещё не был изобретён, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

Так же существует 2 теории происхождения стекла, а за стеклом уже и бисера. По первой версии - около шести тысяч лет назад финикийские купцы везли природную соду. Высадившись на песчаном берегу на ночлег они обложили костер крупными кусками соды. Утром в золе купцы обнаружили слитки, которые были тверды прозрачны.

По второй версии - около 4500 лет тому назад древние египтяне научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла.

Так же мы проследили историю распространения бисера от Древнего Египта и Древней Руси до нынешнего времени. Мы узнали о технологии изготовления бисера, о его видах и видах плетения из бисера.

На втором этапе своего исследования мы провели мастер-класс среди одноклассников, а так же вывели рекомендации по уходу за бисером, сделали экономический расчет себестоимости изготовления цветочка.

Вывод

Изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса насчитывает уже несколько тысячелетий, оставаясь до настоящего времени одним из любимых видов декоративно-прикладного искусства. Мне было интересно узнать, что в Древнем Египте женщины дома из одежды носили только нити бисера. На территории Древней Руси найдено большое количество стеклянных поделок и бус. Бисером, жемчугом и драгоценными камнями на Руси украшали не только одежду, обувь, но и предметы мебели, например трон царя.

Многие дизайнеры современности используют бисер в создании своих шедевров и даже дают модные советы по ношению изделий из бисера.

Проведя исследование, я доказала, что история развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества, следовательно, люди во все времена занимались бисероплетением и в настоящее время интерес к этому виду народного творчества не пропадает. Как только изделия из бисера не называют и где их только не носят, но везде они любимы и радуют глаз.

Проект «Откуда к нам пришел бисер?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №386

Григорьевская Елена Валерьевна

Уваровская Юлия Геннадьевна

САМАРА 2012

Рецензент:


  • Федосова Оксана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии факультета специальной педагогики ПГСГА.
Практическое пособие по бисероплетению.

В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Вы узнаете об истории появления этого красивого материала, видах работы с ним. В книге представлено большое количество иллюстраций и даны подробные объяснения каждого этапа создания композиции.

Авторы данного пособия предлагают свою систему работы по бисеплетению, состоящую из примерного тематического плана непосредственной образовательной деятельности и примерных конспектов непосредственной образовательной деятельности.

Образовательная двухгодичная программа "Разноцветная бусинка" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Пособие составлено с учетом ФГТ (Приказ № 665 от 23.11.2009г).

Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольных учреждений, а также в учреждениях дополнительного образования.

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………….................................................4

Глава I. Обоснование программы…………………………………………………………4-7

Глава II. Организация и содержание программы………………………………………...7-8

Глава III. Примерный тематический план непосредственной образовательной деятельности……………………………..............................................................................9-12

Глава IV. Примерные конспекты непосредственной образовательной деятельности………………………………………………………………………………13-37

4.1. Первый год обучения………………………………………………………………..13-26

4.2. Второй год обучения………………………………………………………………...26-37

Глава V. Дополнительный материал…………………………………………………....38-55

5.1. История бисера……………………………………………………………………….38-40

5.2. Материалы и инструменты………………………………………………………….40-41

5.3. Виды работ из бисера…………………………………………………………………....41

5.4. Виды и способы нанизывания………………………………………………………41-42

5.5. Бабушкины советы……………………………………………………………………....42

5.6. Как подготовить рабочее место……………………………………………………..42-43

5.7. Стиль бонсай…………………………………………………………………………43-55

Список литературы………………………………………………………………………….56

Материально-техническое оснащение программы……………………………………….56

Пояснительная записка
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь дошкольника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация кружков по бисероплетению в рамках дополнительного образования.

Глава I . Обоснование программы
Авторская программа «Разноцветная бусинка», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение старшими дошкольниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

Программа «Разноцветная бусинка» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.

Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда".

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Программа построена так, чтобы дать старшему дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У дошкольников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У старших дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию « я хочу это сделать сам». Для заинтересованности старших дошкольников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.

Цель программы:


  • создать условия для творческого развития личности старшего дошкольника, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства;

  • раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства;

  • формировать художественную культуру старших дошкольников как часть культуры духовной, приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы

Образовательные:


  1. углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

  2. формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
Воспитательные:

  1. привитие интереса к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

  2. привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

  3. воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие:

  1. развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии, творческих способностей;

  2. формирование эстетического художественного вкуса.

Программа способствует :


  • повышению внутренней мотивации ребенка;

  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисер, рубки;

  • возникает желание добиться планируемого результата;

  • развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации « 23 » ноября 2009 г. № 655 ) программа:


  • соответствует принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей ;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • Принцип творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);

  • Принцип индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);

  • Принцип культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);

  • Принцип разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей);

Интеграция образовательных областей:


  1. Образовательная область «Коммуникация» - овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
    - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
    - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

  2. Образовательная область «Познание» - развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
    - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  3. Образовательная область «Социализация» - освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
    - развитие игровой деятельности детей;
    - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  4. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
    - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
    - развитие литературной речи;
    - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

  5. Образовательная область «Труд» - формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
    - развитие трудовой деятельности;
    - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
    - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

  6. Образовательная область «Музыка» - развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.

Глава II . Организация и содержание программы
Срок реализации программы : два года обучения
Возраст детей : старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)
Режим непосредственной образовательной деятельности :

2 раза в неделю;

30 минут непосредственная образовательная деятельность;

Вторая половина дня.

Ожидаемые результаты:

По окончании 1 года обучения старшие дошкольники знают :


  1. историю возникновения бисера, что такое бисероплетение;

  2. название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка);

  3. название и назначение ручных инструментов (кусачки, ножницы);

  4. правила безопасности труда при работе с бисером.

По окончании 1 года обучения старшие дошкольники умеют :


  1. организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать порядок во время работы;

  2. соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения;

  3. под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по эскизу, схеме, образцу;

  4. самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, материал и детали для работы.

По окончании 2 года обучения старшие дошкольники знают:


  1. название материалов, ручных инструментов и приспособлений;

  2. правила безопасности труда во время бисероплетения;

  3. правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения старшие дошкольники умеют:


  1. самостоятельно создавать эскиз, составлять схему изделия;

  2. работать самостоятельно, контролируя этапы работы;

  3. понимать и читать схемы по бисероплетению.

Методы организации непосредственной образовательной деятельности :


  • наглядный

  • исследовательский

  • практический

  • объяснительно-иллюстративный

  • проблемно-поисковый.

Структура непосредственной образовательной деятельности:


  • непосредственная образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста с октября по май включительно;

  • непосредственная образовательная деятельность проводится 2раза в неделю, по 30 минут;

  • дети сидят за столами по 2 человека.

Каждое НОД включает в себя:


  • вводную часть: уточнение – напоминание правил личной и общей безопасности во время бисероплетения;

  • комплексы гимнастик для глаз.

Фантазии полёт и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.

Зинаида Митрофановна Торопчина
(Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства»)

В конце осени одна из воспитанниц принесла в группу поделки, выполненные из бисера. Дети очень заинтересовались ими, с увлечением рассматривали, расспрашивали, как она их сделала. Я раньше занималась бисероплетением и, увидев интерес у детей, решила организовать в группе кружок «Волшебный бисер».

Вначале я познакомила родителей с тем, какую пользу дают занятия бисером, оформив папку – передвижку «Бисероплетение – нужно ли?». Ведь помимо знакомства дошкольников с декоративно — прикладным искусством, развивающим в ребенке чувство прекрасного, бисероплетение развивает мелкую моторику рук, влияет на формирование умственных и конструктивных способностей. Получила полную поддержку со стороны родителей в оснащении необходимыми материалами.

Занятие бисероплетением проводила 1 раз в неделю, так как дети ходили в подготовительную группу и посещали другие кружки. Работа с бисером требует внимания и напряжённой работы глаз, поэтому занятие длилось не более 30 минут с обязательным перерывом. Во время перерыва проводила гимнастику для глаз, различные физкультминутки.

Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цели : Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения.

Задачи:

Образовательные

  • дать некоторые знания из истории развития бисероплетения;
  • ознакомить с материалами и инструментами;
  • научить практическим приёмам низания на проволоку: параллельное плетение;
  • научить детей плести, пользуясь схемой;

Развивающие

  • развивать внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук;
  • умение работать в соответствии с инструкцией взрослого;
  • формировать умение организовывать свое рабочее место;

Воспитательные

  • воспитывать усидчивость, целенаправленность;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, взаимопомощь, заботливое отношение к близким людям и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус.

При составлении плана совместной деятельности, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности, мотивацию поделок.

План совместной деятельности кружка «Волшебный бисер» в подготовительной группе на 2013 год.

Февраль.

Тема:

Вводное. История бисероплетения. Рассматривание готовых изделий. 1 занятие.

Цель: Познакомить детей с историей бисероплетения. Вызвать у детей желание изготавливать поделки из бисера.

Тема:

Техника безопасности при работе с бисером. Плетение браслета. 1 занятие.

Цель: Познакомить детей с техникой безопасности при работе с бисером. Закрепить знание цветов и их оттенков. Развивать умение нанизывать бисер на леску. Развивать тактильные ощущения.

Тема:

Изготовление цветка. 2 занятия.

Цель: Познакомить детей со схемой плетения, последовательностью. Развивать умение нанизывать бисер на проволоку, чувство ритма. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное маме.

Март.

Тема:

Сборка цветка, оформление работы. 1 занятие.

Цель: Формировать умение самостоятельно собирать цветок. Развивать творчество. Воспитывать терпение, аккуратность.

Тема:

«Гусеница». 1 занятие.

Цель: Познакомить с техникой параллельного плетения. Продолжать учить плести по схеме, следуя словесным указаниям педагога. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Тема:

«Бабочка». 1 занятие.

Цель: Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Тема:

«Стрекоза». 1 занятие.

Цель: Продолжать формировать умение плести с опорой на схему, следуя словесным указаниям педагога. Закрепление знания цветов и их оттенков. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Апрель

Тема:

«Весенняя веточка». Коллективная работа, 1 занятие.

Цель: Формировать умение плести с опорой на образец, следуя словесным указаниям педагога. Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Тема:

«Ракета». 1 занятие.

Цель: Закреплять умение плести игрушки параллельным плетением, опираясь на схему. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Тема:

«Рыбки». 1 занятие.

Цель: Закрепить умение плести по схеме. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. Воспитывать терпение, аккуратность.

Тема:

«Браслет на резинке». 1 занятие.

Цель: Познакомить с новым материалом – силиконовой нитью, с её свойствами, сравнить с леской и проволокой. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать художественный вкус.

Май.

Тема: Изготовление подарков сотрудникам детского сада. 2 занятия.

Цель: Формировать умение плести с опорой на образец, следуя словесным указаниям педагога. Укреплять дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное работникам детского сада.

Тема:

Поделки по желанию детей. 2 занятия.

Цель: Закреплять у детей имеющиеся навыки и умения плетения из бисера, выбирать необходимый материал для работы. Воспитывать взаимопомощь при выполнении работ.

На первом ознакомительном занятии постаралась пробудить интерес старших дошкольников к бисероплетению. Рассказала легенду о бисере, оформила выставку готовых работ.

Перед тем как приступить к первой работе с детьми рассмотрели все необходимые для работы материалы, познакомила с техникой безопасности в работе с бисером. Осваивать технику плетения начали с крупного бисера, используя прием простого низания бисера на леску, проволоку. Делали браслеты, цветок – подарок маме.

Когда пальчики немного окрепли, перешли к освоению параллельного плетения. Начали делать гусениц, бабочек, стрекоз. Дети учились работать со схемой, проговариваривали свои действия, упражнялись в счете.

В результате обучения дети узнали о свойствах бисера, научились изготавливать украшения, плоские фигурки животных на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку; в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, проволокой.




История возникновения проекта
В средней группе стала замечать, что девочки проявляют большой интерес к украшениям, часто приносили из дома мамины бусы, браслеты и тут же оказывались в центре внимания сверстниц, ведь каждый хотелось бы иметь такое украшение. Тогда и возникла идея смастерить такую «безделушку» для каждой девочки, как девочки были счастливы. Заинтересовались даже мальчишки. Так был дан старт проекту «Волшебные бусинки».
Кроме того, в группе было много детей с нарушением речи, а как известно, занятия с мелкими предметами положительным образом сказываются на развитии мелкой моторики, которое в свою очередь, влияет на развитие речи.
Итак, мы решили вплотную заняться бисероплетением. Перед реализацией данного проекта была сформирована цель и поставлены задачи:
Цель: приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры; способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.
Задачи:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого - к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотиваций.
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
3. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
5. Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
6. Установить такие взаимоотношения, которые позволяют создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребёнка.
Этап сбора информации
Источниками информации на этом этапе стали:
1. 1. Изучение литературных источников по данной теме
2. 2. Наблюдение за процессом выполнения изделий
3. 3. Рассматривание иллюстраций с изображением бисерных украшений и различных предметов из бисера
4. 4. Опрос среди родителей об их отношении к данному виду деятельности
Чтобы ещё раз убедиться в правильности выбора темы проекта, продемонстрировала детям бисер различных видов. Данный материал привлек внимание детей и яркость красок, и разнообразие форм и размеров, и простота выполнения самых простейших изделий.
На этом этапе нашей задачей было организовать развивающую среду таким образом, чтобы она была безопасна и максимально комфортна для детей, которые занимаются данным занятием; а главное, чтобы ребенок выступил здесь как активный, самостоятельный деятель, способный осуществлять свои творческие фантазии без чьей – либо помощи, либо в плодотворном сотрудничестве с педагогом или другими детьми.
Этап реализации проекта
Задача воспитателя – помочь детям в осуществлении проекта и создать для этого условия. Такие условия нами были созданы. В группе выделили и оформили уголок « Мастерилка», где расположили весь необходимый материал и инструменты:
· 1. Бисер
· 2. Бусины, различные по форме, цвету материалу
· 3. Стеклярус
· 4. Медная проволока
· 5. Ножницы
· 6. Леска различной толщины
· 7.Тканевые салфетки
Чтобы работа спорилась и доставляла радость нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботится о рабочем месте. Если рабочее место оборудовано правильно, то и работать легко и приятно. Воспитателю важно определить свою роль, не давать готовую инструкцию, а дать детям право самим найти выход из ситуации. Только таким образом, у ребенка, наверняка, появится чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы каждый ребенок имел возможность презентовать результат своего труда окружающим. Мы садились все вместе, и дети по очереди рассказывали, что за подделку они сделали, почему они сделали именно такой выбор, какую технику и какие материалы использовали в работе.
Таким образом, происходил своеобразный обмен опытом, а так же, что немаловажно, мы активизировали речь детей. Когда ребенок держал в руках сделанную им поделку, он, несомненно, осознавал, что по его желанию бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках выглядит ярко и эффектно.

Направление деятельности

(формы работы)

Сроки

Информационно-методическое обеспечение

1. Изучение литературы.

2. Составление плана реализации проекта.

3. Создание в группе уголка и мини-библиотечки «Мастерилка».

Сентябрь

Ноябрь

Работа с детьми

1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей у детей.

2. Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний.

3. Рассматривание бисера, бусин, вспомогательных материалов: проволоки, лески, нити, иглы, их обследование.

4. Беседа о технике безопасности в работе с бисером.

5. Рассматривание схем различных поделок.

6. Показ приёмов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.

7. Показ приёмов плетения из бисера.

8. Плетение украшений из бисера для кукол, для себя, в подарок.

9. Изготовление поделок из бисера.

10. Украшение новогодней ёлки игрушками из бисера.

11. Участие в тематических выставках детского сада.

12. Выставка детских работ.

13. Сравнительная диагностика.

Согласно плану реализации проекта.

Сотрудничество с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Оснащение необходимыми материалами.

3. Участие в изготовлении поделок на выставку.

Сентябрь.

В течение года.

Реализация проекта через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности.

Месяц

Тема

Техника

Сентябрь

«Знакомство с Бисером» «Плетём украшения для кукол»

Простое нанизывание – чередование бусин и бисера по схеме.

Октябрь

«Осеннее деревце»

(коллективная работа)

Простое нанизывание – основа для петельного плетения.

Ноябрь

«Весёлые зверушки»

(совместно с родителями)

Чередование бусин и бисера по схеме, параллельное плетение.

Декабрь

« Игрушки на новогоднюю ёлочку»

Чередование бусин, петельное и параллельное плетение.

Январь

Сюжетная картина «Новогодняя сказка»

Сочетание знакомых техник.

Февраль

« Зимнее дерево»

(коллективная работа)

Простое нанизывание – основа для петельного плетения.

Март

« Украшения для мамы»

Крестики – колечки.

Апрель

Сюжетная картина «Дружба начинается с улыбки»

Сочетание знакомых техник.

Май

«Игрушки из бисера»

(змейка, сороконожка, червячок)

Сочетание знакомых техник.

Лето

«Летний букет»

Сочетание знакомых техник.

Презентация проекта
Задача этого этапа – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, показать результаты своей деятельности, осмыслить эти результаты. Презентация проекта проходила в виде:
Организации выставок творческих работ по темам «Домашние животные», «Насекомые»,
Презентация новогодних игрушек на ёлке в группе
Театральная постановка сказки «Теремок», декорации к которой сделаны из бисера
Презентация сюжетных картин «Дружба начинается с улыбки» и «Новогодняя сказка» на Сибирской ярмарке в рамках выставки «УчСиб -2009»
Презентация украшений из бисера для детей младшей группы
Работа с родителями

Подготовка и реализация данного проекта проходила в тесном контакте с родителями. Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

Совместно с родителями собрали мини-библиотеку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и педагогов. Нередко родители становились соавторами тех работ, которые делали их дети.
Результаты проекта

В результате реализации проекта «Волшебный бисер» добились следующего:

У детей сформировался более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.

Появился устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

Развилось стремление детей к созданию украшений для кукол и детского интерьера, для себя и близких.

Значительно улучшились умственные, конструктивные способности – дети научились работать со схемой, дополняя и изменяя её.

Произошло формирования фундамента для усвоения детьми художественного языка, способствующего обогащению словаря.

Занятия с бисером в значительной степени способствовали развитию творчества, воображения, художественного вкуса и эстетических чувств, что отразилось и на других видах деятельности.

При оформлении выставки вместе с взрослыми у детей развилась активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ.

В целом считаю, что основная цель проекта достигнута, поставленные задачи выполнены. Данный проект вызвал большой интерес среди детей и их родителей, а главное у них появилось устойчивое желание заниматься данным видом деятельности и в дальнейшем.
Списокиспользуемой литературы

1. Божко Л.А. Бисер. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Мартин, 2004

3. Санчук Т. Г. Чудо-бисер. м.: Издательский дом «Толока», 2008

4. Титова И.Г. Коррекция мелкой моторики через работу с бисером// Дошкольная педагогика.2008. № 12

5. Колокольцева С.В. Бисерное рукоделие// Дошкольное воспитание. 2007. №9

6. Виноградова Е. В. Бисер для детей (игрушки и украшения). - М.: Мартин, 2006

Конспект занятия по бисероплетению с детьми 5-6 лет

Конспект занятия «Разноцветные фантазии»

Описание работы: Конспект занятия с дошкольниками в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Знакомство с техникой применения бисера в оформлении праздничного плаката.
Длительность занятия: 1 академический час (35 мин.)
Тема учебного занятия: Создание творческой работы из бисера «Разноцветные фантазии».
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Цель занятия: Разработать и исполнить творческую работу из бисера с детьми в возрасте 5 лет.
Задачи занятия:
Образовательные:
формировать знания о изделиях из бисера;
ознакомить с технологией изготовления работы из бисера.
научить детей интересно проводить свой досуг.
обобщить полученные знания о бисере.
Развивающие:
способствовать развитию вкуса;
способствовать развитию мелкой моторики.
развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;
Воспитательные:
способствовать приобщению детей к прикладному творчеству;
воспитывать аккуратность, трудолюбие и чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое до конца.
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Методы:
Словесный - беседы, объяснения, инструктаж, опрос;
Наглядный – демонстрация готового изделия;
Практический – тренинг, выполнение работы под руководством педагога.

Форма занятия:
Комбинированное занятие – беседа, инструктаж, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, опрос.

Приемы:
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Планируемый результат (отслеживается по трем уровням сложности):
1.Репродуктивный - изготовление элементов плаката строго по шаблону.
2.Частично-поисковый – выбор цвета бусин, количества элементов по выбору воспитанника.
3.Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

Подготовительная работа: Воспитателем заранее подготовлен лист ватмана с поздравительным текстом. Приготовлены материалы и разложены по столам.

Структура учебного занятия:
1)Организационная часть (1 минута).

2)Вводная часть: Беседа с детьми (7 минут).
Воспитатель объявляет детям тему, объясняет, как будет проходить занятие.
3)Вводный технологический инструктаж (4 мин).
Педагог рассказывает технологические этапы работы над изделием.
4)Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога (15 минут).
Педагог показывает и поэтапно выполняет работу, периодически обходя детей, помогая и указывая на ошибки.
5)Динамическая пауза, физминутка (2 минуты).
Отдых для воспитанников.
6)Подведение итогов.(5 минут).
Педагог, обсуждая с детьми их работы, задаёт контрольные вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи.
7)Завершение работы (1 минута).
Педагог прощается с детьми, благодарит их за работу.

Аннотация и актуальность занятия:
Выполнение творческой работы из бисера знакомит дошкольников с данным материалом и может, служит промежуточным этапом перед, непосредственно – бисероплетением. Бисероплетение для дошкольников - это полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности, мелкая моторика.
Конспект раскрывает методику изготовления творческой работы из бисера с дошкольниками, демонстрирует технологию работы.
В ней раскрываются этапы изготовления творческой работы, указываются материалы, которые используются. Так как бисер довольно мелкий и сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости, терпения, трудолюбия. А самое главное - работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дошкольники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию мелкой моторики рук - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Занятие проводится в группе детского сада, и дают возможность общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. Приобщение дошкольников к изготовлению творческих работ, к овладению приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса. Бисер очень нравиться детям красочностью, яркостью. Они охотно работают с этим материалом.

Ход занятия

1)Организационная часть.
Дети проходят и рассаживаются по своим местам.
Задача: эмоционально настроить детей на творческую активность на занятии.
Поздороваться с детьми. Представиться. Продемонстрировав готовые образцы бисерных элементов сориентировать детей на сотрудничество, взаимопонимание, творчество. Сообщить тему занятия.
Дети садятся за столы. На столах – карандаши, двухсторонняя бумага с клейкой поверхностью ножницы, тарелочки для работы с бисером, на отдельном столике – бисер, проволока.
Воспитатель: Заниматься начинаем, время даром не теряем.

2)Вводная часть (примерный текст): Беседа с детьми.
Задача: вовлечь детей в обсуждение по теме беседы.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое бисер? Бисер это маленькие декоративные бусины с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Бисероплетение – один из старинных и достаточно распространённых видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как ракушки, когти и кости различных животных. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. А около 4-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие.
Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. И на сегодняшний день изделия из бисера очень популярны.

Воспитатель:
Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Тёплым днём резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбёшкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони!

Скажите, дети, о ком это стихотворение? (о рыбках). Молодцы! Правильно, мы будем плести рыбку.
Мы с вами будем делать рыбок и цветы из бисера для украшения праздничного плаката ко Дню матери.

3) Вводный технологический инструктаж.
Задача: сформулировать алгоритм деятельности.
Воспитатель: Техник работы с бисером очень много, но изготовление творческой работы из бисера больше всего походит на техники – «Бисерная мозаика» и «Бисерное панно» (приложение №2).
Педагог показывает пример работы в подобной технике.

Воспитатель: Для работы нам понадобятся следующие материалы : бисер различных цветов, скотч (двухсторонний), ножницы, бумажные выкройки.


Объяснение правил техники безопасности (работа с ножницами, проволокой) и напоминание о правильной посадке за партой во время работы.
Воспитатель: В ходе занятия вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, какую рыбку и цветок можно сделать из бисера (показ образцов). Как они сделаны? Краткий рассказ об этапах работы над изделиями с демонстрацией трафаретов.
Сделать акцент на творческую работу. Творчество - самостоятельная работа с применением фантазии и воображения.

4) Самостоятельная работа, текущий инструктаж педагога.
Задача: активизировать детей на творческий поиск.
Во время самостоятельной работы обращать внимание на качество работы, оказывать помощь неуспевающим, обращать внимание на устранение общих недостатков, сообщать дополнительные сведения.
Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (дружно, усердно).
1.Работа над элементами плаката.
Сначала дети обводят трафареты, потом вырезаем с детьми бумажные выкройки для элементов плаката – рыбки, цветы.


Потом переводим их на бумагу с клейкой поверхностью (скотч).
Затем снимаем защитный слой бумаги (скотча).
И опускаем липкую поверхность в тарелку с бисером.
Для одного изделия (цветка) можно использовать несколько деталей. Тогда элемент получиться объемным и более сложным.


Так как у бумаги обе поверхности клейкие детали отлично стыкуются между собой.
Дети доделывают и поправляют свои работы. Педагог оказывает помощь по мере необходимости.





Воспитатель: Итак, дети, наши рыбки и цветы готовы. Давайте приклеим их на плакат. Выбираем свободное место на плакате и располагаем наших рыбок! (Воспитатель помогает расположить элементы на плакате). Работа завершена.

5) Динамическая пауза, физминутка.
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

6)Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Педагог, рассматривая с детьми готовые работы, в порядке очерёдности, задаёт вопросы и мягко указывает на ошибки и недочёты в работе, отмечает удачи, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении изделия.
Задача: привлечь детей к оценке выполненных работ.

7)Завершение работы.
Поблагодарить детей за сотрудничество. Дети хором могут поблагодарить друг друга. Убрать рабочие места (дети). Попрощаться с детьми.


Материально-техническое оснащение занятия.
Мебель на 15 посадочных мест: столы и стулья, соответствующие Санитарно-гигиеническим нормам и возрасту детей. Готовые образцы рыбки и цветка из бисера. Трафареты (рыбка, цветок) из плотной бумаги.

1.Для детей:
бисер и проволока, ножницы, тарелочки для бисера.

2.Для педагога:
бисер и проволока, ножницы, тарелочка для бисера, ватман – 1 лист, маркеры.

Список использованной литературы:
1.Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -М.: Арт-родник, 2008. – 304 с.
2.Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении/ М.Изотова, О.Белякова. – Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.
3.Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление аксессуаров из бисера,- М.: Просвещение, 2006. – 255 с.
4.Пармон Ф.М., Бадеева М.О. Всё о бисере.- М.: Сталкер, 2005. – 233 с.
5.Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.: Высшая школа, 2003. – 278 с.
6.Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. - М.: Знание, 2006. – 144 с.
7.Хмара, З.А. Поделки из бисера. - М.: Сталкер, 2005. – 2007 с.
8.Черемных А.И. Основы художественного конструирования поделок из бисера. - М.: Просвещение,2005. – 266 с.


Заключение

Изучив литературу, и обобщив полученные знания, проведя работу с детьми были сделаны следующие выводы:
История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия. Родиной бисера можно считать Египет.
При работе с бисером развивается мелкая моторика и точность движений. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления.
Работа с бисером оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость, аккуратность.
Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес молодежи и подростков к работе с бисером. Детям нравиться работать с бисером, при такой работе приобретается навык самостоятельной работы, эти занятия способствуют созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения. Перед учащимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Учащиеся получают элементарные навыки работы с бисером. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Приложение №1. Возникновение и развитие бисера
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом.
Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла.
С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером.
Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера.
В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция.
Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим.
О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности.
Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер - мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.

Приложение №2.
Бисерная мозаика по воску. Специфика работы заключается в том, что на основу (фанеру, дощечку), наносится тонким слоем расплавленный на водяной бане воск. После затвердевания воска толстой иглой или пустым стержнем от шариковой ручки наносим контурный рисунок, в соответствии с которым вдавливаем. Бисеринки легче всего поддевать иглой и укладывать их в нужное место на основе. В нашем случае вместо воска используется скотч.
Бисерные панно (сочетание бисероплетения и рисунка). Основательницей данной техники является Ошлакова Надежда Алексеевна, однако вместо бисерных изделий она использует вышивку гладью. Специфика работы заключается в приклеивании бисерных элементов - бисерных цветов, травы, насекомых и все что угодно при помощи термопистолета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.