Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическая разработка на тему: Патриотическое воспитание как средство нравственного развития детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому педагогическому наследию.
Пояснительная записка.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду мы и предлагаем вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие задачи стоят перед педагогом и родителями в этом направлении?
В своей работе я уделяла внимание следующим вопросам:
1. История села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).
2. Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).
3. Природа и фауна нашего края (знакомство с «Красной книгой»).
4. «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсия к обелиску).
Программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель:
1. Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
2. Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях.
2. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивое село.
3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольнорго возраста

Блок 1. Тема: «Моя семья»
Цели. Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям старшего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим близким, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
1. Корни каждого – в истории и традициях семьи.
2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается в такой логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу, поселку, до любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважение к родному дому нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях.
Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми они владеют.
Задачи:
1. Развивать любознательности, умения вести диалог.

2. Воспитывать нравственных качеств по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.

Блок 3. Тема: «Я живу в селе Бея»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном селе.
Задачи: познакомить с историей возникновения села, с историей возникновения предприятий, их влияния на экологическое развитие края.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, району, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, села, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному селу я начала с бесед, в ходе которых выявила имеющиеся знания детей о родном селе.
Оказалось, что знания пока невелики: дети имели представления лишь об улице, на которой проживают, и о своем детском саде, да и то не очень ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографий и иллюстраций я побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
В своих беседах с детьми я рассказала, что нашей земле расположены зоны степей, лесостепей, смешанных лесов и тайги.
На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего села, какие общеобразовательные, культурные учреждения находятся в нашем селе.
Наше село населяют люди самых различных профессий. Я познакомила своих воспитанников с трудом библиотекаря, учителя.
Провела беседы, загадала загадки о различных профессиях.
Дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей попросила в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.
На одном из занятий я предложила детям составить рассказ о красивом и любимом уголке нашего поселка.
Ребята проиллюстрировали свои рассказы.
Наши воспитанники выполняли и коллективные работы на темы: «Улица нашего поселка», «Работа угольного разреза».
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим поселком: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор».
В группе оформили краеведческий уголок (мини-центр). В уголке представлены книги:
Н.Ф. Виноградова «Моя Россия»;
А.Куприянов «Природа Кузбасса»;
Звери Сибири;
История Кузбасса;
Г.А.Федор Белов «Белово».

Блок 4. Тема: «Кузбасс, город Белово»
Цель. Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1. Знакомить с историей возникновения города, его гербом, город – результат труда людей разных поколений.
2. Знакомить с предприятиями города, историей их возникновения.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала, на конкурсе семейного герба.
Безусловно, впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей к истории родного города, края и своего народа, воспитали любовь к своему Отечеству.
Таким образом, в детском саду, созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.

Блок 5. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи:
1. Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.
2. Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
3. Воспитывать уважения к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
На музыкальном занятие был прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства; представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символике помогли беседы на следующие темы:
«О чем рассказывает наш герб»;
«Цвета нашего флага»;
«Как слушают и поют гимн».

Блок 6. Тема: «День защитников Отечества»
Цель. Образ защитника Родины через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с особенностями службы солдат разных войск.
2. Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Вместе с детьми был сделан макет «Наша армия сильна». Была организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий».
Совместно с родителями был проведен спортивный праздник.

Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей мамочки».
Совместно с родителями была организована выставка «Рукодельница».

Блок 8. Тема: «Наши космонавты»
Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи:
1. Обобщить и расширить интерес о внутреннем строении Земли.
2. Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
Экскурсии в «планетарий». У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверено рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «Космос».

Блок 9. Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.
2. В музее славы .
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Была организована экскурсия к памятнику погибшим воинам.
Прежде чем отправится к памятнику погибшим воинам, я с детьми рассматривала иллюстрации о героических подвигах наших советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Опыт работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"

воспитателя МБДОУ детский сад № 111 "Гнездышко" г.Брянска Кузнецовой Елены Евгеньевны

Введение

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности» , - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» . Именно он ввёл термин «народная педагогика» , считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковский, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и другие.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества) , связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т. Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и другие) , осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О.А. Князева, Е.С. Шукшина и другие) , восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова) , формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно, но и в эмоциональном плане. (И. А. Колесникова и др.) .

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим» . Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем, анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения. В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов, а также авторов региональных краеведческих программ (Г. Т. Анифанова, Н.В. Бибикова, З.А. Алёшина и др. – Москва) в том, что в социально-нравственном воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

  • ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
  • введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностного значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  • формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъективности.
  • развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
  • осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. То есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охрана природы и т.п.) .
  • привлечение к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.) . познакомиться с жителями Брянщины – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т.п.
  • осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
  • создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) , позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р. М. Чумичёва)
  • организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Актуальность темы

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.» , утвержденной постановлением Правительством РФ от 05. 10. 2010г. № 795.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

  • Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Поэтому выбранная нами тема является актуальной проблемой нашего дошкольного образовательного учреждения.

Опыт работы

Тема:

Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.

Задачи:

  • формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  • развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа) .
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Условия реализации задач.

Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы:

Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»

Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

Разработка перспективных планов, конспектов занятий;

Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО) , презентации по теме. Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий;

Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума (музейных работников, работников библиотеки) ., взаимодействие с родителями.

Мы выделили эти задачи в качестве приоритетных потому, что далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такую богатую социокультурную среду, а именно:

Краеведческий музей;

Детская областная библиотека;

Приступая к работе, мы провели диагностику – обследования на выявление следующего:

  • Исторические памятники
  • Социально-культурные учреждения
  • Улицы нашего района
  • Предприятия Советского района
  • Символы родного города

Результаты диагностики-обследования на начало учебного года были следующие: (начало года)

Содержание Исторические памятники Социально-культурные учреждения Улицы нашего района Результаты диагностики на начало учебного года показали следующее: что дети дошкольного возраста не ориентируются в нравственных проблемах, связанных с патриотическим воспитанием. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о том, что дети не получают достаточных сведений об истории возникновения своего родного города, его достопримечательностях, об архитектурных особенностях зданий города, о деятелях культуры и знаменитых земляках.

Таким образом, результаты диагностики были недостаточно высокими.

Успешному проведению занятий способствовали следующие методы развивающего обучения:

  • метод акцентирования деталей
  • метод вызывания адекватных эмоций
  • метод тактильно-чувственный
  • метод оживления детских эмоций с помощью литературных произведений
  • метод музыкального сопровождения

Приёмы:

  • прием «рассказ-образец личностного отношения педагога» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятники, социально-значимые объекты, достопримечательности родного города и рассказать о них. После неоднократного применения рассказа-образца личностного отношения к достопримечательностям родного города, мы заметили, что речь детей значительно обогатилась
  • прием точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, что это за памятник и где он находится, внимательно посмотри, на фотографию или открытку, и назови памятник, кому он посвящён, расскажи о нём, и покажи на карте его место нахождения» .

  • игровые приемы стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях Брянска: «Кто расскажет лучше, интереснее?» . Обучали детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей
  • прием пояснения
  • прием сравнения. Вводили в процесс постепенно. Вначале давали для сравнения характерные особенности старого и современного города (как выглядели и одевались люди, как и где работали, во что играли дети, старинные и современные улицы) .

Также в своей работе использовали:

  • игровых обучающих ситуаций;
  • сюрпризных моментов;
  • поисковой деятельности;
  • модели;
  • авторских пособий для занятий и дидактических игр.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

В процессе занятий с детьми мы формировали:

  • Чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким;
  • Чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому своего родного города, средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово;
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного города.

В процессе занятий с детьми учили их:

  • Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
  • Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы;
  • Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации;

Развивали и формировали в детях:

  • Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • Формировать положительное отношение к искусству;
  • Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение;
  • Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Мы пополнили свои знания об истории родного города, людях прославивших наш город. Посетили Краеведческий музей города, в детской областной библиотеке посетили мероприятия, посвященные 70-летию ВОВ.

Также была изучена имеющаяся методическая литература по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены литература о памятниках истории и культуры, о партизанах, детская литература по данной тематике, серии открыток с видами города, памятными местами Советского района.

Ещё В.А. Сухомлинский отмечал: «Готовясь к беседе о гражданственности, я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём буду рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния» .

Начиная работу по нравствено-патриотическому воспитанию, особое внимание уделяли формированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной город. Успех работы во многом зависел от ряда условий:

  1. удачное расположение дошкольного учреждения. Далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такое количество памятников.
  2. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами города. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки.

Некоторые знания о родном крае дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим, но основная часть мероприятий проводится в свободное от занятий время.

Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городом является экскурсия. Работа состоит из 3 этапов:

  1. подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе.
  2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему.
  3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.

На первом этапе. При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае. Наметили план ознакомления детей с родным городом. Вот какие определились темы:

  • «Героическое прошлое Брянщины» ;
  • «Брянск – город трудовой Славы» ;
  • «Брянщина – наш родной край»

В предварительной работе включали задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен данной теме занятия или экскурсии.

Читая литературное произведение, мы интонационно выделяли те места, которые отражали героические поступки наших земляков, достопримечательные места города. После чтения проводили краткую беседу о том, как дети понимают прочитанное. Мы увидели, что такие методы помогали дошкольнику легче запомнить и понять достопримечательности родного города, пополнить словарь.

Но особое внимание уделили знаменитым улицам Бежицкого района и старинным зданиям с уникальной архитектурой. Проблема охраны исторических памятников то вспыхивает, то утихает. Перегибы в политике повлекли за собой ошибки в отношении к культуре прошлого. Так, в 20-30 годы XX века в борьбе с религией были уничтожены многие шедевры русского зодчества. В эти годы воспитывалось равнодушное, а подчас и враждебное отношение к прошлому, что привело к крупным потерям в культурном наследии, формированию непонимания ценности памятников архитектуры, зодчества, иконописи.

В любом городе есть свои старинные здания со своеобразной архитектурой, лепниной или резьбой по дереву. Много старинных зданий связано с историческими событиями, проживанием знаменитых писателей, художников, учёных.

Умение замечать красоту исторических памятников необходимо формировать у ребёнка с раннего детства. Необходимо отбирать только доступный дошкольникам материал, но уже с детьми 5-6 лет можно сравнивать современное и старинное здание, отметить своеобразие лепнины и резьбы (растительный орнамент, изображение человека и т.п.) . Детям 7-летнего возраста можно показать диковинных животных и птиц – любимые образы мастеров настенных рисунков, лепки, резьбы. Можно подобрать иллюстрации и предложить желающим в непринуждённой обстановке (в вечерние часы или на прогулке) послушать рассказ воспитателя.

Знакомство с историей своего края должно включать формирование некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и развитии. Дети с особым чувством рассматривали старинные фотографии, гравюры, рисунки. При рассматривании таких иллюстраций мы обсуждали с детьми следующие вопросы: Что изображено на рисунке (фото) ? Из какого материала строили в старину здания? Как их украшали? Чем отличаются старинные и современные здания?

Не обязательно проводить специальные занятия со всеми детьми, можно побеседовать с желающими во второй половине дня. Дети любят сравнивать фотографии и иллюстрации, изображающие город современный и старинный, находить отличия, своеобразие Брянской старины. Так у дошкольников развивается интерес к истории Брянских улиц и памятников.

Дети часто спрашивали о названиях Бежицких улиц. Чтобы объяснить им названия в доступной форме знакомили детей с историческими событиями, с которыми эти улицы и площади связаны. Старались так организовать для детей сообщение о родном крае, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Для этого использовали различные развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста:

  • «Узнай по описанию»
  • «Где находится памятник?»
  • «Знатоки Брянска»

Цель этих игр закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому; о достопримечательностях Брянска, активизировать мышление и воображение, развивать речь.

Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствовало развитию образного, логического мышления ребёнка. В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогало яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о родной земле, о воинах дети радовались или печалились, ощущали свою причастность к героическому. Искусство помогло детям воспринимать то, что они не могли наблюдать непосредственно в окружающей жизни. А так же по-новому представлять то, что им хорошо знакомо.

Были подготовлены выставки, которые помогали детям легче понять преподносимый материал.

Темы выставок:

  • «Брянск – город трудовой и партизанской славы» (серии открыток, фотографий)
  • «Шумел сурово Брянский лес»
  • «Брянщина, вдохновение моё» (фотоиллюстрации о поэтах А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева)
  • «Продукция Брянщины» (предметы, изделия, иллюстрации, открытки)

На втором этапе работа с детьми дошкольного возраста в музее предусматривала тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами (экскурсоводами) . В детском саду мы проводили подготовку детей к посещению музея и закрепление полученных впечатлений после посещения музея, то в самом музее организовывали целенаправленные экскурсии, посещение лекториев для дошкольников (с родителями) ,

Приведу возможные приёмы организации работы с детьми в музее:

  • беседа-диалог (проводят педагог или экскурсовод) . Важно определить, как поставить (сформулировать) вопрос к детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как подвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления и т. п.
  • рассматривание экспоната музея. Важно определить, что главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети. Во время экскурсии дети должны не только рассматривать объекты и отвечать на вопросы экскурсовода, но и сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи.
  • итоговая беседа-игра проводили для закрепления усвоенного детьми материала. Предпочтительна живая беседа или игра «в экскурсовода» , «в зрителя» , в основе которых наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей об «образе музея» . Всё это способствует углублению интереса к общественной жизни, развивает любознательность, умение размышлять.

Основной задачей заключительного 3 этапа является обобщение и закрепление впечатлений детей после экскурсии. Это позволяет сделать итоговые занятия в детском саду после экскурсии.

По результатам занятий можно судить об изменениях в познавательном развитии ребёнка. Мы также заметили, что на итоговых занятиях отмечается творческое оживление, эмоциональная и вербальная раскованность детей, желание результативно проявлять себя..

Итоговые занятия проводили в следующих организационных формах:

  • «Искусствоведческие беседы» с детьми (с демонстрацией наглядных пособий) . Содержание бесед мы направляли на активизацию эмоциональной памяти ребёнка и включали рассказы воспитателя музыкальным сопровождением) . Беседы предусматривали «обратную связь» - диалоги взрослого с ребенком по типу «вопрос-ответ» .

По ответам и реакции детей судили об эффективности занятий.

1. Обобщали сведения об экскурсиях, историко-краеведческих музеях.

Дети с помощью воспитателя вспоминали:

Что такое музей? Что называется коллекцией? Какие бывают музеи?

2. Уточняли сведения о конкретных музеях, которые посетил ребёнок.

К примеру, после экскурсии в Краеведческий музей можно спросить:

  • В каком музее мы были?
  • Что это за музей?
  • Что ты там видел?

3. Выявляли познавательные интересы и суждения детей о историко-краеведческих музее.

Здесь мы пытались выяснить привязанности ребёнка:

Ты любишь посещать музеи, выставки? В каких музеях ты был? Что ты запомнил, что понравилось? Какой музей ты посетил бы снова?

Приглашали на беседы с детьми родителей, деятелей культуры и искусства, ветеранов Великой Отечественной войны (художники, ветераны, музейные педагоги, искусствоведы и коллекционеры) . Такие творческие встречи и совместные выставки взрослых, профессиональных и детских работ чрезвычайно плодотворны в художественном воспитании детей.

  • Изобразительная и художественно-конструктивная деятельность дошкольников после посещения музея. Итоговые занятия, имеющие обычно индивидуальный и коллективный характер мы проводили на заданную тему по выбору самого ребенка. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях. Поэтому после беседы детям предлагали нарисовать их любимые места в городе. В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Эти занятия (к примеру, занятие «Рисование красками» ) мы выстраивали следующим образом:
  • рисование на свободную тему «Что мне понравилось на экскурсии» по памяти
  • рисование на заданную тему «Мой любимый город» , «Героическое прошлое района» .

Наиболее интересные палитры и композиции детей мы отбирали для выставок в детском саду. Свои впечатления после экскурсий дети непосредственно отражали в своих работах.

  • Игры-развлечения.

Мы широко использовали игры и развлечения тематического (по каждому музею или его разделу) или комплексного характера (по одному или всем музеям) с использованием полиграфии (лото, домино, мозаики, разрезные картинки и др.) .

Это «игры - путешествия» , «игры-викторины» .

В игре-викторине, к примеру «Вспомни и расскажи» , подбирали иллюстративный материал (фото, открытки, календари, репродукции и др.) по различным художественным музеям и историко-краеведческим музеям.:

  • Играли дети по своей инициативе в сюжетно-ролевые игры «Экскурсия» , «концерт» , «Вечер песни» , где проявляли своё творчество (пели, плясали, состязались в силе, ловкости, выявляли знания) .
  • Организация художественных выставок. Тематические занятия по изобразительной деятельности детей до и после посещения историко-краеведческого музея и экскурсии, мы завершали обязательным устройством выставок работ всех без исключения детей.

Выставки были свободными и тематическими, организовывали по видам изобразительного искусства и соответственно по видам детских работ (рисование красками или карандашами с аппликацией) . Обычно такие выставки имеют смешанный характер по содержанию и экспозиции работ.

Такие выставки детей дополняли и художественной фотографией, аранжировками из природного материала, работами детского дизайна, рукоделия, изделиями художественной промышленности.

Итак, после экскурсии в Краеведческий музей и тематических бесед у детей возникали новые ассоциации, связанные с собственным опытом изобразительной деятельности.

Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды материалами о Брянске (дидактические игры, пособия предметы искусства, продукты детского творчества и др.) , постоянная занятость детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить своё творчество) , обеспечение эмоционального благополучия ребёнка – всё это способствовало устранению конфликтов между детьми. Дети стали спокойнее, добрее, отзывчивее.

Одним из условий успешного развития ребёнка в детском саду является создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы и пробуждающего эстетические чувства.

Определённым итогом в нашей работе, эмоционально - памятным и значимым событием в жизни детей, педагогов и родителей становятся тематические праздники: «День победы» , «День освобождения города» . К этим праздникам готовится значимый по своему содержанию литературно-художественный и музыкальный репертуар, оформляются выставки творческих работ детей и взрослых

Стало доброй традицией участие в тематических занятиях и праздниках родителей наших детей.

В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:

Альбомы: «Символы России, «Наш город» , «Брянск – город труженик» ;

«Сотрудники нашего детского сада» , «Папа, мама, я – наша дружная семья» , «Государственные символы»

2. тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3. систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России, такие как:

«Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»

«Стихи о Брянске. Знаменитые улицы Брянска. Творческие задания»

«Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях»

«Стихи о Родине»

5. Дидактические игры:

  • Знатоки Брянска»
  • «Моя родина Россия»
  • «Брянск сегодня»
  • «Государственные символы»
  • «Расскажи про свой город»
  • «Угадай» (продукция предприятий)

Лото «Профессии» , «Дорожные знаки»

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:

  • Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое» , предметно-схематическая модель «Мой город» , модель «Законы юных художников» , модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины» , схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.
  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города» , системный оператор «Найди пару» .
  • ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Брянск – мой любимый город» , «Угадай, что это?» , «Угадай по описанию» и пр.
  • Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (проект «Моя семья» , «Брянск – мой любимый город» ) .

3. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы» , «День Победы» и другие.

Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С. Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» .

В работе с родителями использовали следующие формы:

- информационно-ознакомительные:

родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» , «Путешествие по родному городу» , «Познакомьте ребёнка с родным городом» , «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю» .

лекции-беседы,

фотовыставки: «1030 лет родному городу»

«День открытых дверей» ;

  • информационно-просветительские формы:
  • оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком» ; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»
  • оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота» , «Ребёнок рисует мир»
  • анкетирование;
  • нетрадиционные формы:

досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной.

(конец года)

Сводная таблица на начало и конец учебного года диагностики-обследования детей

Содержание Исторические памятники Социально-культурные учреждения Улицы нашего района Проанализировав данные графиков и диаграмму, можно говорить о том, что процент овладения детьми знаниями, умениями и навыками у детей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» вырос.

Происходит это за счет внедрения в систему работы:

  • игровых обучающих ситуаций;
  • сюрпризных моментов;
  • поисковой деятельности;
  • моделей;
  • использование сказочных сюжетов;

Результаты диагностики на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались нравственные ценности: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины.

Главным результатом нашей работы мы считаем, что нам в какой-то мере удаётся определить место родителей в социуме, сделать их сопричастными к нашей работе по воспитанию детей, начать прививать детям гордость за историю, культуру, жизнь родного края. Наши дети умеют быть благодарными зрителями и слушателями. Это отмечают все, кто с нами сотрудничает.

Мы не останавливаемся на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей индивидуальности и гармоничное развитие.

Выводы:

1. Проделанная работа по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» показала важность использования таких форм организации воспитательно-образовательного процесса как:

  • экскурсии в Краеведческий музей
  • экскурсии к достопримечательным местам города
  • наблюдения
  • беседы по картинам
  • целевые прогулки по Советскому району.

Это способствует формированию у дошкольников патриотических чувств, любви и гордости за свою малую родину.

2. приемы и методы, используемые с детьми на занятиях и в других видах педагогической деятельности, обеспечили формирование у дошкольников устойчивого интереса к тому, что наш город – это малая Родина. Что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

3. дети могут самостоятельно рассказать о достопримечательных местах своего района, о знаменитых людях, о предприятиях родного города;

4. дети испытывают чувство любви, гордости, уважения за свой родной город, район желание помогать взрослым в его благоустройстве, для того чтобы он стал ещё лучше, краше. Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота.

Выводы:

Этого результата удалось достичь правильно организованной работой по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

  • организация предметно - пространственной развивающей среды, ее насыщение дидактическим оборудованием, пособиями
  • составление перспективного планирования непосредственно-образовательной деятельности
  • составления планирования работы вне занятий
  • проведение экскурсий по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым нашего города
  • составление конспектов тематических занятий
  • подборка материалов по нравственно-патриотическому воспитанию
  • успешное привлечение родителей к работе группы по заявленной теме
  • тесное сотрудничество с музеями, школой искусств и библиотекой.
  1. Ознакомиться с предлагаемым опытом работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» , так как данный опыт является актуальным в настоящее время.
  2. В данном опыте имеется перспективное планирование, разработанные конспекты занятий, проекты, дидактические игры по теме, консультации для родителей и воспитателей. Эти материалы могут быть применены в практике работы любого педагога.
  3. Предлагаемые формы работы по данной теме опробованы в практической деятельности и рекомендуются для использования в воспитательно - образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Используемая литература:

  • Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание» , 2001, №2..
  • Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., 2001.
  • Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.
  • Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотичекое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.» М., 2003.
  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  • Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» . М., 2004.
  • Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  • Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002
  • Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.
  • Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.

Тема: «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве.

Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить.

Мы стараемся формировать у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой. Воспитывая у них нравственные навыки и привычки поведения, проводим большую разъяснительную работу, направленную на осознание детьми справедливости и правильности тех или иных поступков. На конкретных примерах мы разъясняем, как следует поступать. Например: «Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть» .Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается.

Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будут роли малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Поэтому работу мы ведем в нескольких направлениях: педагог – педагог; педагог – ребёнок; педагог – родитель. Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие с людьми в социуме. Мы считаем что очень важно чтобы ребенок, находясь в мини- центре, видел взаимное уважение между сотрудниками, ласку и внимание,но ласковое, заботливое отношение к детям мы сочетаем с разумной требовательностью к ним, при которой у ребёнка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.

В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность, и постепенно благодаря играм ребёнок осознаёт себя как частичку общества. Поэтому для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы используем не только занятия, но и игры, и упражнения.

Наша работа с детьми строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при осуществлении личностно - ориентированного подхода. При планировании работы с детьми были определены наиболее эффективные методы и приемы, подобраны разнообразные формы организации детской деятельности.

Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника все занятия проводим в виде игр, и работа по формированию нравственных навыков идет в течение всего времени пребывания ребенка в мини-центре.

Также большое внимание уделяем ознакомлению детей с трудом взрослых через рассказы воспитателя. Перед тем, как организовать сюжетно- ролевую игру «Больница» в доступной для детей форме рассказываем детям о том, кто работает в больнице, чем они занимаются. При ознакомлении детей с трудом работников мини-центра мы рассказали, кто работает в детском саду, как важен этот труд.

При организации и проведении сюжетно- ролевых игр большое внимание уделяем воспитанию нравственных качеств детей. При организации игры «Семья» ребята учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. В игре «Строители» ребят учим трудиться в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Большое значение для нравственного воспитания детей имеют беседы. С ребятами была проведена беседа « Кто заботится о нас в детском саду» – в ходе, которой дети показали свои знания о труде работников мини-центра, о том, как к ним относятся. Во время беседы «О труде парикмахера» ребята рассказывали для чего надо ходить в парикмахерскую, знакомились с правилами личной гигиены.

Перед организацией игры «Магазин» была проведена беседа «Опасные и безопасные продукты», которая помогла детям понять, какие продукты вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу.

В ходе этической беседы «Что значит быть добрым?» у ребят формировались представления о дружбе, они учились оценивать поступки свои и товарищей.

Большое внимание уделяем чтению художественной литературы, которая не только помогает раскрыть детям содержание деятельности каких- либо профессий, но и играет огромное воспитательное значение. При чтении «Доктор Айболит» К.Чуковского большой акцент делался не только с ознакомлением труда врачей, а в первую очередь на воспитание таких качеств, как сочувствия и сопереживания, доброты и чуткости, желания заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе» акцент делался на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Вспоминая с ребятами цикл «Игрушки» А. Барто также стремились научить ребят заботиться об игрушках, учили проявлению добрых чувств, формировали правильное отношение к игрушкам. Но также чтение художественной литературы дало ребятам прекрасную возможность обогатить свои знания о важности и значимости каждой профессии.

Ребята очень любят сами принимать активное участие в рассказывании и драматизации знакомых им произведений, поэтому немало радостных, и одновременно поучительных минут доставляет ребятам разыгрывание русских народных сказок. Например, играя в сказку «Репка» помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу. При обыгрывании сказки «Теремок» ребята учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» дети закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.

Также с ребятами для вежливого общения мы разработали словарь добрых слов и выражений, который помогают малышам вести себя в соответствии с правилами. Перед тем, как проводить сюжетно- ролевые игры, с детьми организовывались конструктивные игры, которые также помогали знакомству с трудом разных людей, учили играть и трудиться в коллективе. Самые интересные, познавательные, развивающие игры – это сюжетно- ролевые игры, которые дают возможность каждому ребенку попробовать себя в разных социальных ролях. Они обогащают не только интеллектуальный, но и духовно- нравственный мир ребенка.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Мы стремимся воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, к семье, к друзьям, и мы верим, что со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В этот период начинают развиваться те черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности, которая направлена на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры.

Мы считаем что, патриотическое воспитание детей раскрывается следующим образом:

приобщение детей к культурному наследию, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм, знакомство с семьёй и семейными традициями; с мини-центром и ребятами, с селом и селянами прошлого и настоящего времени, в котором ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Наша задача– поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Учитывая возрастные особенности детей мы применяем различные игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (предметы быта казахов, русских и др. народов). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Астане, в прошлое села и т.д.). Таким образом, каждую тему подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому мы используем не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствия, маскироваться.

В преддверии Дня защитника Отечества, рассказали ребятам о Казахстанской Армии, ее воинах, о службе за сохранение мира на земле.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности . Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в потребности трудиться на благо Отечества. Труд ребёнка – дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы поощряем трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для мини-центра, для села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

« В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко мы стараемся использовать при работе и с детьми, и с их родителями.

Показателем развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стало празднование великой Победы. Вклад в подготовку и проведение этого мероприятия внес и наш мини-центр. Чтобы молодому поколению не были безразличны судьбы героев ВОВ, их сегодняшняя жизнь и их жизненные проблемы, мы рассказываем детям о истории страны, организуем экскурсии к памятнику погибшим воинам, участвуем в митингах, посещаем выставки.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наш мини-центр посеет в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Казахстана!

Используемая литература:

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – с.33-35.

2. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.33-37.

3. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76

4. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.МАКАРЕНКО

Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению нравственные основные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, её столицей и символами.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно – патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно – патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие национальные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причём темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия”. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы и материалы. “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Цель:

  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
  • Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.

Задачи:

  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине.
  • Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, крае, их символики.
  • Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
  • Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.