Как переписать сценарий судьбы. Как переписать свой жизненный сценарий. Сценарий жизни – базовые программы

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.

Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, - и все это для того, чтобы осознать, что лестницу эту приставили не к той стене.

()

Вы уверены, что движетесь в правильном направлении?

Не так уж редко встречаются в жизни такие ситуации: человек всю жизнь стремится к успеху и достигает его, одерживает победу за победой, получает популярность и даже славу, обзаводится всем мыслимым и немыслимым имуществом - но в конце жизни вдруг обнаруживает, что ради всех этих побед он принес в жертву нечто несоизмеримо более ценное и важное. Например, расстался с любимыми, испортил отношения с близкими и друзьями, сделал несчастными своих детей, отказал себе в удовольствии заниматься любимым делом. И все его победы и успехи на этом фоне оказываются мыльными пузырями, пустышками, которые утратили для него всякое значение. Те серьезные потери, которые он, оказывается, понес в качестве платы за свой успех, никоим образом не оправданы, а сам успех этих жертв не стоил.

К подобным горьким прозрениям («Жизнь потратил не на то!») в конце жизни приходят люди реактивного типа - те, кто отвечает на все обстоятельства внешнего мира импульсивной, автоматической реакцией. Тот, кто живет импульсивно, просто не видит, куда ведет его путь. У него нет плана и стратегии, он живет, полагаясь на авось, а поэтому не достигает своих истинных, глубинных целей, желаний и потребностей. Да и о целях как таковых он чаще всего не задумывается, хотя, безусловно, они у него есть, как у всякого нормального человека.

Давайте посмотрим, в какой абсурд превращается наша жизнь, когда мы живем автоматически, импульсивно, а потом с удивлением обнаруживаем, что наши цели почему-то не хотят осуществляться.

Пример: вот молодая мать двоих очаровательных детишек дошкольного возраста. Они, как все нормальные дети, шумят, балуются и не хотят сидеть на месте. Мать в ответ ведет себя реактивно: раздражается, кричит и даже дает детям подзатыльники, причем делает все это с неподдельной злобой. Дети плачут и в страхе пытаются закрыться ручками от материнского гнева.

Но если такую мать спросить: какой она хотела бы видеть себя и свою семейную жизнь через много лет, в старости, наверняка она вообразит идиллическую картину, в которой увидит себя окруженной уважением и заботой любящих детей и внуков.

Спрашивается: она делает что-нибудь в своем настоящем, чтобы эта мечта об идиллии в старости могла хоть немного приблизиться к реальности? Нет. Вместо этого она делает прямо противоположные вещи: закладывает пропасть между собой и детьми. Если она будет вести себя так и дальше, нетрудно представить, к чему это приведет: к нежеланию выросших детей общаться с ней и, как следствие, к одиночеству в старости, наполненной обидами и разочарованиями.

И ведь исправить что-либо будет уже поздно, потому что нечто очень важное окажется упущенным бесповоротно и навсегда.

Казалось бы, это так просто: если мы хотим достичь какой-то цели, мы должны что-то для этого делать, прокладывать к этой цели дорогу и неуклонно приближаться к ней.

Но почему-то многие люди ведут себя так, как будто считают, что цель должна как-нибудь осуществиться сама собой, а пока она осуществляется, они будут заниматься другими делами.

Но мы ведь с вами уже поняли: мы получаем в жизни только то, что делаем сами, к чему приходим путем своих решений, своего собственного выбора и своих действий. Ничто не возникает само по себе! И если у вас есть такая мечта, как счастливая старость в окружении любящих детей и внуков, закладывайте ее основы уже сейчас, для чего хотя бы задумайтесь: даете ли вы своим детям достаточно той любви, которую хотите получить в ответ. А если вы, имея в виду такую мечту, ничего для нее не делаете, а все усилия тратите на зарабатывание денег, в промежутках давая детям подзатыльники и шлепки - тогда не удивляйтесь, если получите совсем не то, о чем мечтали.

Человек, привыкший автоматически реагировать на реальность, уподобляется тому, кто долго прорубал дорогу сквозь джунгли, а потом залез на самое высокое дерево, и увидел, что двигался совсем не в том направлении.

Чтобы этого не произошло, сначала надо убедиться, что и джунгли, и направление выбраны вами верно.

Как это сделать в применении к нашей обыденной реальности? Самый простой способ - представить себе, к чему вы хотели бы прийти к концу жизни, а главное - что хотели бы оставить после себя. И не только в материальном отношении, а главное - какой след и какие воспоминания вы хотели бы оставить о себе в душах и сердцах других людей. Каким отцом или матерью, каким мужем или женой, сыном или дочерью, каким другом, каким коллегой по работе, профессионалом, человеком каких качеств, какого характера вы хотели бы остаться для них? О каких ваших делах и достижениях вы хотели бы оставить добрую память?

Большинству из нас не хочется заглядывать так далеко. Думать о конце - это так неприятно! Но хотя бы один раз стоит это сделать. Не для нагнетания мрачных мыслей о старости и смерти, а ради того, чтобы понять, к чему вы на самом деле хотели бы прийти, что для вас было бы самым благоприятным итогом.

Это поможет вам скорректировать свои действия в настоящем. Вы поймете, что в вашем поведении соответствует вашим конечным целям, а что противоречит им. И уже не станете впустую тратить силы, прорубая ненужные вам джунгли.

«Постоянно сохраняя в мыслях четкий образ своей конечной цели, вы всегда будете отдавать себе отчет в том, что все, что вы делаете в любой конкретный день, не противоречит критериям, которые вы сами определили для себя как наиболее важные. Вы всегда сможете быть уверены, что каждый прожитый вами день является исполненным смысла вкладом в ваше представление о своей жизни в целом».

(Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей )

Законы, которые нельзя нарушать

Вы уже имеете в виду вашу конечную цель и думаете, как привести вашу жизнь в соответствие с ней.

Но чтобы не наделать ошибок на этом пути, вам в первую очередь необходимо установить внутренний контакт с основополагающими законами или принципами человеческого бытия.

То, что жизнь людей определяется принципами - это аксиома. Не брать эти принципы в расчет или пытаться их обойти - все равно что не брать в расчет закон всемирного тяготения или тот факт, что после лета наступает осень, а за ней зима. В первом случае человек может возомнить, что он способен летать как птица, и в итоге разбиться. Во втором случае человек может посадить цветы поздней осенью, а потом сокрушаться, что они замерзли.

Эти примеры кажутся нам абсурдными - однако люди то и дело разбиваются о незыблемые принципы человеческого существования просто потому, что не берут их в расчет.

Вот эти принципы, или законы, которые непозволительно нарушать на пути к вашей цели.

Принцип справедливости. Если в результате ваших действий кто-то пострадал от несправедливости, то и вы не достигнете успеха.

Принцип честности. Если вы не честны с другими или с собой - не рассчитывайте на доверие и честность других людей по отношению к вам, а также не надейтесь, что вам удастся наладить с ними долговременное сотрудничество или построить благоприятные взаимоотношения.

Принцип человеческого достоинства. Не признавая своего собственного достоинства или достоинства других людей, невозможно быть счастливым и жить полноценной жизнью.

Принцип долга. Долг каждого человека - делать что-то ради блага человечества. Если мы этого не делаем, то и сами не получаем никаких благ.

Принцип развития. Каждый человек рождается с большим потенциалом для роста и развития, и в процессе жизни мы должны расти, развиваться, все больше и больше раскрывая свой потенциал. Если мы этого не делаем, то деградируем.


Эти принципы представляют собой объективную реальность. Они управляют человеческим развитием. Без учета этих принципов мы не можем достичь счастья и успеха.

Именно эти принципы мы должны поставить в самый центр своего круга влияния (см. Шаг 1). То есть сделать теми ценностями, о которых мы заботимся в первую очередь. И лишь отталкиваясь от этих ценностей мы можем решать все прочие проблемы, формировать свои цели, задачи, свое жизненное кредо и способы достижения успеха.

Ориентиры истинные и ложные

Почему так важно в любом своем деле, начинании, движении к цели исходить именно из базовых принципов человеческого существования - ставить их в центр своего круга влияния, своих забот и самой своей жизни?

Потому что только следование этим принципам обеспечивает удовлетворение четырех основополагающих потребностей, существующих у каждого человека.

Вот эти четыре главные потребности - они же являются и факторами жизнеобеспечения, лежащими в основе всех сторон человеческой жизни:

Чувство безопасности. Только ощущая себя в безопасности, мы можем быть уверенными в себе, эмоционально устойчивыми, ощущать значимость своей личности и открыто проявлять свою индивидуальность.

Наличие внутренних ориентиров. Каждому человеку необходим «внутренний компас» - система взглядов, ориентиров и ценностей, которые определяют направление нашего движения и руководят нашими поступками.

Мудрость. Чувство равновесия и упорядоченности вашей жизни, проистекающее из жизненного опыта, оценок, суждений, понимания природы вещей.

Энергия. Наличие сил и возможностей, чтобы действовать, что-то менять в своей жизни, избавляться от неэффективных моделей поведения и вырабатывать эффективные.


Если в самый центр вашего круга влияния в качестве основополагающих ценностей вы ставите базовые принципы человеческого существования - лишь тогда все эти четыре «столпа» вашей жизни получают должное подкрепление, что создает опору для вашего благополучия и успеха.

Но на деле очень немногие люди ставят «во главу угла» базовые общечеловеческие ценности. Гораздо чаще мы видим примеры, когда центральными ценностями в жизни человека становится нечто другое. Например: супруг или супруга, семья; деньги, работа, обладание каким-то имуществом или статусом, положением в обществе, властью, успехом; удовольствия; друзья и враги; религия и вера; и наконец сам человек, его собственное «я» или «эго».

Ничего плохого нет в том, чтобы включить в свой круг влияния в качестве ценностей семью, работу, деньги, успех и т. д. Но если мы ставим эти ценности в центр, во главу угла, на то место, где должны находиться базовые принципы - мы сами роем себе яму и делаем здание своей жизни очень шатким и несбалансированным. Потому что от этого страдают такие факторы, как безопасность, наличие внутренних ориентиров, мудрость и энергия.

Вот примеры.

Если ваш центр - супруг:

¦ ваше чувство безопасности зависит от его отношения и настроений,

¦ ваши внутренние ориентиры определяются его желаниями и потребностями,

¦ ваша мудрость ограничена представлениями о том, что хорошо и что плохо для вашего супруга,

¦ ваша энергия расходуется на то, что хочется супругу, а также на конфликты и выяснения отношений.


Если ваш центр - работа:

¦ ваше чувство безопасности удовлетворено лишь тогда, когда вы работаете,

¦ ваши внутренние ориентиры направлены лишь на потребности вашей работы,

¦ ваша мудрость ограничена рамками вашей профессии,

¦ ваша энергия проявляется лишь в рамках вашей организации.


Если ваш центр - деньги:

¦ ваше чувство безопасности полностью зависит от вашего дохода, а значит, вы постоянно чувствуете себя уязвимым,

¦ ваши внутренние ориентиры направлены только на добывание денег,

¦ ваша мудрость ограничена очень однобоким восприятием мира: вам важно лишь то, что приносит деньги,

¦ ваша энергия ограничена теми целями, которых можно достичь при помощи денег.


Если ваш центр - друзья:

¦ ваше чувство безопасности страдает из-за того, что вы зависите от мнения других людей,

¦ ваши внутренние ориентиры неустойчивы, потому что зависят от предпочтений других людей,

¦ ваша собственная мудрость отсутствует из-за привычки подстраиваться под чужие оценки и суждения,

¦ ваша энергия расходуется на непоследовательные действия в угоду вашим друзьям.


Если ваш центр - власть, успех, обладание имуществом:

¦ ваша безопасность ненадежна, так как зависит от вашего социального статуса и собственности,

¦ ваша мудрость ограничена рамками социальных и экономических отношений,

¦ ваша энергия направлена лишь на приобретение материальных и прочих благ.


Если ваш центр - религия:

¦ вы чувствуете себя в безопасности лишь когда принадлежите к религиозной общине, следуете ее правилам и ритуалам,

¦ вы ориентируетесь на то, как оценят вас приверженцы вашей веры,

¦ ваша мудрость страдает от того, что вы не хотите принимать истины, выходящие за рамки вашего учения,

¦ ваша энергия направлена лишь на участие в жизни вашей религиозной организации.


Если ваш центр - вы сами:

¦ ваше чувство безопасности нестабильно, так как зависит от перемен вашего настроения и самочувствия,

¦ ваши ориентиры направлены лишь на достижение собственных корыстных целей и доставление себе удовольствия,

¦ ваша мудрость ограничена, так как вы воспринимаете лишь одну грань мира и людей: а именно - как они влияют на вас и как относятся к вам,

¦ ваша энергия ограничена неспособностью действовать сообща с другими людьми во имя общих интересов.


Совсем иная картина возникает, когда в центр мы ставим базовые общечеловеческие принципы.

Если ваш центр - это принципы:

¦ вы чувствуете себя в безопасности, так как принципы не меняются, не зависят от поведения других людей и обстоятельств, на них можно положиться,

¦ ваши внутренние ориентиры точны и ясны, так как вы хорошо представляете себе, куда идете и как туда добраться,

¦ ваша мудрость не ограничена представлениями и мнениями других людей или рамками обстоятельств,

¦ ваша энергия течет свободно, так как вы сами принимаете решения и сами выбираете способы их выполнения.

Определите свое жизненное кредо

Итак, вы имеете представление о ваших конечных целях, о тех принципах, от которых нужно «плясать» и которые являются ориентирами в вашей жизни. Теперь, основываясь на этом, надо выработать свое жизненное кредо, или, если хотите, выявить вашу личную миссию в жизни.

Конечно, это работа не на один день. Она требует обдумывания, серьезного погружения в себя, способности к тщательному самоанализу. Возможно, вы будете возвращаться к этой работе вновь и вновь, не раз пересматривать свое жизненное кредо или добавлять к нему новые детали. Все это не должно вас пугать. Даже сам факт, что вы приступите к этой работе, окажет огромное положительное влияние на вас и вашу жизнь.


Есть несколько практических приемов, которые облегчат вам задачу.

1. Подумайте о том, какие роли вы играете в жизни и перечислите их - например, муж, отец, сын, брат, друг, бизнесмен, руководитель, общественный деятель, член религиозной организации, и т. д. Подумайте о том, что для вас важно в каждой из этих ролей. К чему вы стремитесь, и какие ценности для вас важны применительно к этим ролям. Сформулируйте цель, которая для вас важна в каждой из ролей. Например: как руководитель я провожу прогрессивные перемены, позитивно влияющие на жизнь людей; как друг, я прихожу на помощь, воодушевляю своим примером и показываю, что все можно одолеть; как муж я стремлюсь к гармонии взаимоотношений, любви и взаимоуважению; как отец я помогаю детям развиваться, учу радоваться жизни и при этом проявляю мудрость и самообладание, и т. д.

Затем вы можете выявить нечто общее в целях и ценностях, важных для каждой роли, какую-то их общую направленность. Например, это может быть идея жить честно, и при этом позитивно влиять на судьбы других людей. Это вполне достойно стать вашим личным жизненным кредо.


2. Задайте себе вопросы: что для меня по-настоящему важно? Почему я делаю то, что я делаю? Чего я этим могу и хочу достичь? Что я должен изменить в своих действиях, чтобы они опирались не на ложные ориентиры денег, служения другому человеку или своему эго, удовольствий, и т. д., а на истинные ориентиры базовых общечеловеческих принципов? Возможно, вы не сразу найдете ответы на эти вопросы. Но в итоге вас могут ждать открытия. Например, вы выясните для себя, что вместо погони за сиюминутной прибылью стоит подумать о том, что принесет долговременную пользу людям. Или поймете, что воспитывать ребенка - это не значит силой принуждать его слушаться, а значит воспитывать в нем чувство собственного достоинства. Возможно, это станет основой вашего жизненного кредо: любить, развивать в себе чувство собственного достоинства и учить этому других.


3. Представьте себе, что вам осталось жить полгода. (Более мягкий вариант для суеверных: что через полгода вам предстоит уйти на пенсию). Как вы проживете это время? Что захотите успеть сделать? Какие цели и задачи отойдут на задний план, какие выйдут на первый план?

Если вы представляете себе, что вам предстоит уйти на пенсию - чем вы займетесь после этого? Может быть, захотите начать новую карьеру? Или посвятить себя чему-то другому?

В вашем сознании могут всплыть ваши истинные ценности, которые раньше вами даже не осознавались. Впишите их в свое жизненное кредо.

Главное, чтобы ваше жизненное кредо было именно вашим - не заимствованным, не переписанным из книжки. Уделите достаточно времени, чтобы его обнаружить - уединяйтесь, думайте, погружайтесь внутрь себя. Может быть, ваше кредо будет состоять из одной фразы, а может, из многих фраз, в каждой из которых вы опишете ваши цели и способы действия в разных жизненных ситуациях, например: «Я хочу, чтобы в моем доме всегда была радость, уют и покой. Я буду поровну распределять свои усилия между домом и работой, чтобы одно не было в ущерб другому. Я хочу поощрять интерес моих детей ко всему новому, стремиться, чтобы они больше радовались и смеялись. Я не буду рабом денег, но буду стремиться, чтобы деньги служили во благо мне и моей семье. Я избавлюсь от плохих привычек и найду то, что сделает мою жизнь более приятной. Я не буду идти на поводу у других, а начну самостоятельно определять ход своей жизни», и т. д. В таком случае ваше кредо может стать чем-то вроде вашей личной Конституции - основного закона, определяющего вашу жизнь.

«Осознав однажды свою миссию, вы получите основу для развития своей проактивности. У вас есть видение и ценности, которые направляют вашу жизнь. У вас есть главное направление, в соответствии с которым вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели. Вы располагаете конституцией, которая основана на верных принципах и с которой вы можете сверять каждое свое решение, касающееся наиболее эффективного использования вашего времени, ваших способностей и энергии».

(Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей )

Ваш жизненный сценарий сначала создается в ваших мыслях, и лишь затем - в реальности

Если мы живем реактивно - значит, нами управляют внешние раздражители, обстоятельства, другие люди. Естественно, в таких условиях мы не можем строить свою жизнь по своему собственному сценарию. Мы живем по сценариям, навязанным нам извне. Или даже вообще без сценария, следуя от одной импульсивной реакции к другой. И можем прожить так всю свою жизнь, придя в конце к горьким разочарованиям, если вовремя не остановимся и не возьмемся за основательную переработку сценария своей жизни.

Если вы уже обдумываете свое жизненное кредо, значит, вы приступили к созданию нового сценария своей жизни - а именно такого, который приведет вас к вашим истинным целям.

Согласно одному из жизненных законов, все, что нами создается, мы делаем дважды: сначала в своих мыслях, и лишь затем - в реальности. Определив свои конечные цели (к чему бы вы хотели прийти в конце жизни), наметив свой истинный центр (базовые общечеловеческие принципы, которым вы решили твердо следовать) и свое жизненное кредо, вы сделали не что иное, как создали первое мысленное творение.

Таким образом вы ответили на вопрос, который является главным для любого лидера: «Что именно я хочу сделать?». Это позволило вам решить важнейшую задачу: стать подлинным лидером собственной жизни. Человеком, способным заново переписать сценарий своей жизни в соответствии не с чьими-то, а со своими собственными представлениями о том, что ему нужно, что для него является благом и чего он хочет достичь.

Вы можете обнаружить, что все ваши прежние сценарии были неэффективны, потому что основывались на вашем реактивном поведении. Теперь же вы будете подходить ко всем ролям своей жизни проактивно - постоянно имея в виду свои конечные цели, свои ценности и направление движения.

Начинайте каждый день своей жизни, помня о своих новых сценариях и истинных ценностях. Это поможет вам делать свободный выбор, не реагируя на чьи-то эмоции или обстоятельства. По-настоящему проактивным может стать лишь тот, кто ориентируется не на то, что окружает его извне, а на свои собственные внутренние ценности.

Резюме

Шаг 2 соответствует Второму навыку высокоэффективного человека, который можно назвать «Начинайте с определения конечной цели». Если Шаг 1 помог вам понять, что вы сами - программист своей жизни, то из Шага 2 вы должны узнать, как написать правильную программу.

Практика

Упражнение 1. Вернитесь к истинному центру

Подумайте о том, какие ценности в вашей жизни являются основополагающими - что вы ставите во главу угла, что является вашим центром: базовые общечеловеческие принципы (истинный ориентир) - или интересы супруга (супруги), семья, деньги, работа, имущество, успех, власть, удовольствия, друзья, враги, религия, ваши эгоистические интересы (ложные ориентиры)?

Возможно, вы обнаружите не один, а несколько цент ров. Подумайте, как они влияют на ваше восприятие мира (неизбежно делая его однобоким, ограниченным) и как они воздействуют на ваши решения, поступки, поведение.

Вспомните о том, как вы совершали какие-то действия, руководствуясь одним из ложных ориентиров. Например, стремились удовлетворить запросы супруга в ущерб, возможно, своему здоровью, желаниям и потребностям. Или уделяли слишком много времени работе, опять же в ущерб другим интересам. Или слепо шли на поводу у своих друзей вместо того, чтобы задуматься, нужно ли вам это на самом деле.

Теперь представьте себе, как бы вы действовали в той же самой ситуации, если бы самым главным для вас было - сохранить верность базовым принципам.

Принцип справедливости , возможно, остановил бы вас от каких-то действий, где выигрывает один, тогда как остальные (в том числе вы или ваши близкие) проигрывают.

Принцип честности заставил бы вас честно ответить себе на вопрос: хочу ли я на самом деле делать то, что от меня требуют? Не обманываю ли я себя или других?

Принцип человеческого достоинства потребовал бы от вас не делать ничего такого, что может унизить вас или другого.

Принцип долга заставил бы вас задать себе вопрос: то, что я делаю - действительно ли это пойдет кому-то во благо, или я лишь потакаю чьему-то эгоизму, слабостям и вредным привычкам?

Принцип развития не позволил бы вам делать то, что может повредить прогрессу, росту, развитию и совершенствованию - своему собственному или других людей.

Если вы будете согласовывать все ваши действия с этими пятью основополагающими принципами, то все, что вы делаете, окажется направленным на благо - свое и других людей, от чего все в конечном итоге окажутся в выигрыше.


Упражнение 2. Проверьте, согласуются ли ваши планы с жизненными принципами

Подумайте о том, что вы планируете и собираетесь осуществить в вашей жизни в ближайшее время. Проанализируйте ваши планы на предмет того, как они соотносятся с вашими конечными целями; согласуются ли они с пятью базовыми принципами; соответствуют ли они вашему жизненному кредо. Если надо, проведите корректировку ваших планов, приведя их в согласие со всеми вышеперечисленными принципами мысленного творения. Запишите, какие результаты вы хотели бы получить и какие шаги, как вам кажется, нужно для этого сделать.


Упражнение 3. Визуализация: перепишите программу нежелательных реакций

Чтобы следовать новым сценариям вашей жизни, вам надо быть проактивным. Но этот навык требует тренировки, потому что первая, импульсивная, автоматическая реакция будет, особенно поначалу, вырываться у вас помимо вашей воли.

Например, ваше кредо включает идею о том, что вы будете относиться к вашим детям с любовью и терпением. Однако когда ребенок совершает какой-то проступок, вы не можете сдержаться от реактивного поведения и готовы вспылить прежде, чем возьмете паузу и сделаете выбор отреагировать по-другому.

Уделяйте хотя бы немного времени ежедневно, чтобы научиться преодолевать навязчивые импульсивные реакции и воспитывать в себе проактивность. В этом вам поможет такой прием, как визуализация.

Останьтесь наедине с собой, займите удобную позу, успокойтесь, расслабьтесь. Подумайте о вашем кредо - например, о том, как вам было бы приятно и радостно общаться с вашими детьми спокойно, мудро, уравновешенно, не выходя из себя, и строить с ними отношения с любовью и взаимоуважением.

Затем представьте себе ситуацию, которая чаще всего вызывает у вас обычную импульсивную реакцию. Например, какое-то поведение ваших детей, которое вас раздражает и заставляет сердиться. Попробуйте представить себе эту картину как можно ярче, во всех деталях и подробностях.

А затем представьте себе, что вы на все это реагируете не так, как вы делаете это обычно. Если обычно у вас начинает колотиться сердце, сжиматься кулаки, вы напрягаетесь и готовы разразиться вспышкой гнева - то сейчас, в своем воображении, представьте себе, что ничего этого нет. А вместо этого вы реагируете по-другому: с любовью, терпением, самообладанием, при этом, если надо, проявляя силу характера и твердость - именно так, как и заложено в вашем кредо. И тоже представьте себе свое поведение и состояние как можно ярче, чтобы в вашем воображении вы прожили это как наяву.

Если вы будете делать это изо дня в день, то постепенно перепишете программу , которой слепо следовали прежде, и напишете свой собственный сценарий поведения, гармонирующий с вашими базовыми ценностями и вашим жизненным кредо.

Таким образом вы можете пересмотреть любые нежелательные ситуации в вашей жизни. И постепенно начать следовать не тем сценариям, которые вам навязало общество, ваше окружение, воспитание или гены, а будете жить по своему сценарию, исходя из ваших собственных устремлений и представлений о жизни.

О написании игрового сценария часто говорят, что "написание - это переписывание". Вы иногда можете слышать об успешном фильме, основанном на сценарии, который написали за пару недель. Более типичный случай - это знаменитый фильм с Томом Хенксом "Изгой", работа над которым длилась 5 лет, сценарий был переписан 250 раз, прежде чем был доведен до совершенства и превратился в успешный фильм со множеством наград.

Кинематографисты должны принять тот факт, что чем больше они будут заниматься переписыванием сценария, тем лучше он будет становиться, - только если делать это правильно.

Если вы хотите сделать совершенным свой сценарий, написанный в первый раз, то вы никогда это не закончите. Как только вы обозначили действующие лица и сюжет истории, дальнейшие ваши коррективы будут только в деталях и мелочах. Это занимает от 2 до 4 недель. Если вы обнаружили, что потеряли нить и растеряны, то вы врядли сможете завершить работу с хорошим результатом. Попробуйте сделать шаг назад, прежде чем продолжать.

У вас в руках есть первый вариант вашего сценария? Поздравляю вас! Возьмите пару недель отдыха.

Серьезно! Вам нужно время, чтобы очистить разум и посмотреть после на вашу работу свежим взглядом, прежде чем начинать первое переписывание сценария.

Только если у вас нет помощника по написанию, настоятельно не рекомендую вам показывать ваш первый вариант кому бы то ни было. Найдется много опечаток и мелких недоработок, которые не понравятся читателю, не посвященному в творческий процесс. Вы можете приберечь их мнение на потом, когда уже переработаете сценарий до того уровня, на который вы способны.

Не показывайте ваши работы окружающим, пока не выполните некоторые шаги, приведенные ниже. А затем показывайте только тем, кто поймет, что это рабочий процесс. Скажите им, что это только первый вариант. Профессионалы так и делают. Прежде чем объявить о том, что у них на руках есть первый вариант сценария, они переписывают его множество раз.

Переписывание сценария

Переписывание сценарие само по себе уже искусство. При работе сценаристов над проектом это требует специальный склад ума и способностей. Это очень важная составляющая процесса кинопроизводства.

Большинство начинающих сценаристов представляют, что переписывание заключается в перечитывании сценария строчка за строчкой и исправлении грамматические ошибки и опечатки. После пары подобных прочитываний это их утомляет, а сценарий по-прежнему никуда не годится. Переписывание вашего сценария займет время, но вы можете выполнить это так быстро, как это возможно, и, что более важно, сумеете внести значительные исправления, если будете следовать некоторым советам.

Чтобы суметь повысить эффективность во время вашей работы над сценарием, нужны организованность и обзор картины в целом. Работайте над теми элементами, которые могут повлиять на наибольшую реструктуризацию сценария, и по нисходящей переходите к менее важным и глобальным деталям, на уделение внимания которых достаточно пары слов.

В любой момент можете взять перерыв в несколько дней, если чувствуете, что вам необходим отдых и свежий взгляд на вещи. Затем переписывайте сценарий так, как это делают профессионалы. Отметьте ряд шагов в вашей работе, каждый раз концентрируясь только на одном или двух элементах. Обратите внимание на каждый пункт приведенного ниже списка, и продумывайте эти пункты, проходя по сценарию каждый раз. Вероятно, прежде чем перейти к пункту 7, вы сделаете лишь некоторые заметки. Вам необходимо время, чтобы обдумать все и принять необходимые изменения.

  1. Является ли герой действительным героем , а злодей - настоящим злодеем ? Так ли это очевидно? Являются ли они действительно энергичными, умными и обворожительными персонажами, и достойны ли они друг друга? Осуществляет ли герой в конце настоящий подвиг или значимые действия? Вашему зрителю будет не интересна банальная мягкая концовка. Перепишите героев и злодеев, пока они не станут достойными восхищения.
  2. Является ли конфликт между героем и злодеем действительно впечатляющим и мощным? Имеются ввиду вопросы жизни и смерти, а не какие-то мелкие недоразумения. Они оба хотят что-то, нуждаются в чем-то, но не могут заполучить это одновременно. Перепишите это, пока ваш конфликт не затронет вас эмоционально.
  3. Являются ли действующие лица интересными, реальными, энергичными, правдивыми и последовательными? Final Draft позволяет вам сформировать отчет любого отдельного персонажа, увидеть список диалогов, где участвует лишь этот человек. Когда вы читаете диалоги с каждым персонажем вслух, действительно ли они правдоподобны и соответствуют тому, с кем и о чем они говорят? Отличается ли отдельный персонаж чем-то от остальных? Достаточно ли раскрывается сущность персонажа, чтобы читающий смог определить пол, уровень образования, социальный статус, где он вырос и примерный возраст человека, только на основании данного сценария? Перепишите диалоги, пока каждый ваш персонаж не станет уникальным и однозначным.
  4. Являются ли второстепенные персонажи такими же правдоподобными и уникальными в своем роде, как главный герой или злодей? Никогда не описывайте персонажей обобщенно. Вместо варианта МИЛИЦИОНЕР №1 лучше написать НИКОЛАЙ ИВАНОВ, 50-летний полный милиционер с двумя детьми, учащимися в университете, и у которого есть секрет, любовница. Все это вряд ли всплывает в вашей истории, но наличие подобных описаний личностей, даже второстепенных героев, сможет обогатить ваш рассказ и сделать диалоги и действия более правдивыми.
  5. Какова лучшая и наиболее запоминающаяся ваша сцена? А теперь какая сцена худшая ? Вырежьте ее. Если сцена скучна, то исправьте это или вовсе удалите ее, а то, что необходимо, поместите в другой сцене. Одна слабая сцена делает слабым и менее впечатляющим весь сценарий. Удалите слабое звено в цепи, и цепь становится сильнее. Когда текущая сцена исправлена, найдите следующую худшую сцену и поработайте над ней. Делайте это до тех пор, пока ваш рассказ не станет настолько емким, что удаление каких-либо сцен окажется невозможным.
  6. Каковы основные мотивы поведения различных ведущих персонажей? В общей сложности, мотивов должно быть 3 или более. Возможно, это вопросы власти, силы, жизни и смерти. Правдоподобно ли эти идеи раскрыты? Возникают ли конфликты при решении данных проблем?
  7. Теперь пройдитесь по тексту снова и перепишите сценарий первый раз , основываясь на заметках и записях, которые вы сделали до этого. Киноценарии - это детальный план для построения вашего кинопроекта. На этом этапе не стоит бояться существенно изменить ваш рассказ. Чтобы была возможность вернуться назад, сохраняйте предыдущие версии.
    ---
  8. Является ли ваша история в плане эмоций настоящими "американскими горками" от начала до конца? Просто, когда в сюжете страсти утихают, должно произойти что-то новое, чтобы снова возникла напряженность. Перепишите и переместите сцены так, чтобы не было безжизненных эпизодов.
  9. Соответствуют ли предложения темпу вашей истории, разная ли длина предложений? Для быстрых сцен предложения должны быть краткими и сбивчивыми. Для медленных действий - длинными и более содержательными.
  10. Удалите все прилагательные, наречия, предложения и параграфы, которые не являются абсолютно необходимыми. Вашей аудитории не удасться увидеть словесные картины, которые вы изображаете в своем тексте, поэтому ваша идея должна звучать как можно более компактной и емкой.
  11. Есть ли среди ваших персонажей те, кто находится постоянно под стрессом и им в каждой сцене что-то требуется ? Даже если персонажу нужен стакан воды, вы должны предоставить мотивы, какие-то действия и устремления. Продолжайте переписывать.
  12. Прочтите первое предложение на первой странице. Достаточно ли оно интересно, чтобы заставить вас продолжить чтение далее? Переписывайте, пока у вас не возникнет такое желание. Прочтите первую страницу. Достаточно ли она интересна, чтобы заставить вас перевернуть страницу? Продолжайте переписывать, пока не добьетесь этого. Если бы вы не были автором этого текста, заинтересовал бы он вас? Сравните ваш сценарий с вашими любимыми и лучшими сценариями, рассказами. На самом деле ли вам нужно это медленное вступление, или лучше перейти к первой большой захватывающей сцене, а медленную сцену поставить позже? Начинается ли ваша история и каждая сцена в ней в то самое время, которое вам кажется наилучшим? Завершается ли каждая сцена тем моментом, который предопределяет главную идею?
  13. Попробуйте поменять порядок слов в предложении, чтобы посмотреть, будет ли оно звучать лучше и более естественно. Зачитайте их вслух. В Final Draft есть опция зачитывания текста вслух. Голос механический и весьма плоский, но это то, что вам нужно. С хорошим озвучиванием ерундовый текст может хорошо зазвучать. Если ваш сценарий захватывающий, и диалоги, воспроизводимые компьютером, хорошо звучат, только вдумайтесь, как хорошо это может звучать, когда это зачитывают профессиональные актеры.
  14. Уберите ваши "детища" . Ваши любимые сцены и образы, которые вам безумно нравятся, вероятно, не подходят для вашего сценария. Часто первые образы, которые приходят на ум при формировании идеи к фильму, в результате оказываются неуместными в итоговом сценарии. Творцы часто защищают свои "детища" независимо от того, наскольно ужасны и неподходящие они на самом деле. Если сцена не является абсолютно обязательной, ее нужно убрать. Все профи знают, что любимые сцены обычно удаляются.
  15. Если ли места, где на протяжении 2 страниц не происходит ничего визуального ? Перепишите этот кусок, добейтесь, чтобы что-то происходило. Кино само по себе - это движение. После 2 минут просмотра разговаривающих лиц фильм наскучит зрителю, независимо от того, насколько интригующи диалоги. Представьте 14-летнего мальчика с синдромом дефицита внимательности. Если вы сумеете задержать его внимание на протяжении всего периода болтовни, значит у вас все хорошо. Подложите бомбу под стол, за которым герой беседует с Андре ("Мой обед с Андре"), и зрители не найдут себе места на своих креслах.
  16. Если один из героев говорит в диалоге более, чем 3 предложения, сокращайте текст. В реальной жизни никто не даст вам говорить так много, не прервав вас, либо не переключившись на что-то другое. Перепишите сценарий так, чтобы каждые несколько предложений было прерывание или параграф действий.
  17. Является ли начало вашего фильма самым интригующим началом из всего, что вы когда-либо видели? Проходит ли оно "попкорн" тест, когда зритель так взволнован начальными сценами, что забывает, что собирался выйти и купить себе попкорна, пока идут титры?
  18. Является ли концовка фильма логичным завершением истории? Не обязательно финал должен быть счастливым, но он должен быть четким и точным. Даже когда в фильме нет победителей, переписывайте сценарий до тех пор, пока не будет сомнений, где ваши герои оказываются, и какие события и дела ждут их. Что почувствует зритель, когда увидит ваш неожиданный конец? Вы - рассказчик. Вы должны контролировать ситуацию с вашими зрителями.
  19. Используете ли вы правильные слова, надлежащую грамматику и правописание ? Этот момент является менее важным, нежели сильная история, поэтому этот пункт указывается в конце списка, однако он также важен. Если в вашем тексте присутствуют слабые фразы, неточные формулировки, неподходящие конструкции, исправьте это. Позже вы можете привлечь друга, хорошо владеющего правилами правописания, чтобы он перепроверил вашу работу.
  20. Выполните исправления по всем остальным заметкам, которые у вас остались, и отложите на пару недель работу в сторону. Когда ваша голова освежится, вернитесь и заново прочтите свой сценарий. Начните с первого шага и снова проработайте все пункты. Перепивывайте, исправляйте все, что мешает зрителю полностью погрузиться в вашу историю.

Примите поздравления! Вы закончили с переписыванием, но это еще не все. Теперь у вас есть "первый вариант", который можно показать вашим наиболее заинтересованным друзьям-читателям, чтобы получить отзывы. Обсуждайте с ними по-одиночке, чтобы у вас была возможность обдумать, учесть все интересные предложения и переделать текст до того, как текст прочтет следующий критик.

Не оспаривайте никакие предложения, которые люди вам дают. На данном этапе не стоит пользоваться фразами типа "Да вы не поняли... Я пытался тут показать, что...". Если читатель не понял ваш замысел, значит, проблема в недостатке ясности описанной мысли, а не в читателе. Не оправдывайтесь, не извиняйтесь. Просто слушайте и делайте заметки, которые будете вносить в следующей версии сценария.

Если человек действительно хочет услышать ваше объяснение чего-то, дождитесь, когда все предложения и советы будут высказаны. Избегайте каких-либо действий, которые могут прервать поток идей со стороны критика и поменять их первоначальное впечатление.

Ведите себя вежливо, записывайте все, что они говорят, стимулируйте их к более подробным комментариям, добейтесь от них наиболее искреннего мнения. Затем уединитесь и тщательно обдумайте все, что было высказано, прежде чем у вас появится время ощутить собственный провал и осознать, что им не понравилось практически каждое слово в вашем сценарии.

По сути, если ваш читатель очень впечатлен, либо ему крайне не понравилась ваша работа, это хороший знак. Если их реакция слабая, значит, вы не смогли передать эмоции в должной мере, и это большой минус. Основное правило в кинопроизводстве - это то, что ваша сценарий должен быть впечатляющим, и в противном случае не ограничивайте количество и глубину исправлений в тексте. Найдите историю получше.

Сценарий готов

Если вы прошли все шаги переписывания сценария, получили отзывы ваших читателей, значит, ваш сценарий готов. Серьезно! Можете расслабиться.

Если вы получили отличные отзывы, то можете переходить к следующим шагам, превращая рассказ в отличное кино. Если отзывы не достаточно хороши, отложите сценарий в ящик, и возьмитесь за новые идеи.

Многие сценаристы застревают в своей работе, думая, что некоторые исправления в их посредственном сценарии смогут сделать его Отличным сценарием. Не попадайтесь в эту ловушку. Переходите к новому проекту. У вас есть масса отличных идей, готовых быть раскрытыми. Дайте шанс и им.

Практика доводит до совершенства

Некоторые сценарии просто не созданы, чтобы стать успешными, независимо от того, сколько усилий вы приложите в их переписывание.

Дов Сименс любит говорить: "Ваш первый сценарий - это чушь собачья! Любой первый сценарий - это чушь собачья!"

Он прав. Мы все обожаем наши первые творения, и мы не способны объективно оценивать его. Когда вы закончите писать свой первый рассказ, последуйте совету Дова и сожгите сценарий. В конце концов вы поймете, насколько ужасен он был, когда вы напишите пару новых работ, и когда у вас за плечами будет уже некоторый опыт. Хорошим кинематографистам присуща объективность в своей работе.

Сценаристы и писатели не начинают заявлять о себе и своих талантах, пока не напишут свою 5-ю или 6-ю работу. Переписывание улучшает сценарий, но лишь написание новых сценариев сделает вас профессионалом. Если сценарий, над которым вы закончили работать, не вызвал восторга у всех, кто его прочитал, просто отложите его в сторону.

Если вы не верите, отправьте ваш драгоценный сценарий на оценку профессиональному Голливудскому чтецу. Их вы можете найти в профессиональных журналах или на сайтах. Это будет стоить вам немалых денег, но вы получите настоящий, качественный и объективный отзыв от человека, прочитавшего тысячи сценариев, и знает, какой сценарий можно назвать Отличным.

Не пытайтесь сотрудничать с некоторыми персонами, предлагающими долгосрочные и дорогостоящие программы консультаций. Они будут уверять вас, что сценарий великолепен, за исключением некоторых нюансов, которые только они способны исправить.

Пройдут годы, десятки мелких нюансов будут исправляться, и уйма денег уйдет на переписывание, после чего вы все еще будете исправлять последние неточности. Вместо того, чтобы тратить годы на доработки, вы можете делать лишь одну вещь, которая сможет реально усовершенствовать ваши способности. Просто пишите новые сценарии.

Практика доводит до совершенства. Большинство сценаристов, пока не напишут несколько полноценных сценариев к художественным фильмам, либо равнозначных рассказов и коротких повестей, даже не пытаются заявить о себе и своих способностях.

Если вы все еще не верите, отправьте мне пару тысяч долларов, и я расскажу вам, насколько замечателен ваш сценарий, за исключением некоторых деталей, которые я могу поправить.

С чего начать, если вы твердо решили переписать сценарий своей жизни? то есть изменить свой взгляд на прошлое и с большей уверенностью смотреть в будущее? Вот 4 практические рекомендации.

1. Главы жизни

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

Ключевые события сценария жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Моменты взлета…

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

…и падения

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотный момент

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты в сценарии жизни могут затронуть разные стороны жизни – отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

2. Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? где все происходило?

…сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. Опять-таки будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.