Родовые сценарии по наследству: как обнаружить и переписать родительские программы. Как переписать свой жизненный сценарий

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, - и все это для того, чтобы осознать, что лестницу эту приставили не к той стене.

()

Вы уверены, что движетесь в правильном направлении?

Не так уж редко встречаются в жизни такие ситуации: человек всю жизнь стремится к успеху и достигает его, одерживает победу за победой, получает популярность и даже славу, обзаводится всем мыслимым и немыслимым имуществом - но в конце жизни вдруг обнаруживает, что ради всех этих побед он принес в жертву нечто несоизмеримо более ценное и важное. Например, расстался с любимыми, испортил отношения с близкими и друзьями, сделал несчастными своих детей, отказал себе в удовольствии заниматься любимым делом. И все его победы и успехи на этом фоне оказываются мыльными пузырями, пустышками, которые утратили для него всякое значение. Те серьезные потери, которые он, оказывается, понес в качестве платы за свой успех, никоим образом не оправданы, а сам успех этих жертв не стоил.

К подобным горьким прозрениям («Жизнь потратил не на то!») в конце жизни приходят люди реактивного типа - те, кто отвечает на все обстоятельства внешнего мира импульсивной, автоматической реакцией. Тот, кто живет импульсивно, просто не видит, куда ведет его путь. У него нет плана и стратегии, он живет, полагаясь на авось, а поэтому не достигает своих истинных, глубинных целей, желаний и потребностей. Да и о целях как таковых он чаще всего не задумывается, хотя, безусловно, они у него есть, как у всякого нормального человека.

Давайте посмотрим, в какой абсурд превращается наша жизнь, когда мы живем автоматически, импульсивно, а потом с удивлением обнаруживаем, что наши цели почему-то не хотят осуществляться.

Пример: вот молодая мать двоих очаровательных детишек дошкольного возраста. Они, как все нормальные дети, шумят, балуются и не хотят сидеть на месте. Мать в ответ ведет себя реактивно: раздражается, кричит и даже дает детям подзатыльники, причем делает все это с неподдельной злобой. Дети плачут и в страхе пытаются закрыться ручками от материнского гнева.

Но если такую мать спросить: какой она хотела бы видеть себя и свою семейную жизнь через много лет, в старости, наверняка она вообразит идиллическую картину, в которой увидит себя окруженной уважением и заботой любящих детей и внуков.

Спрашивается: она делает что-нибудь в своем настоящем, чтобы эта мечта об идиллии в старости могла хоть немного приблизиться к реальности? Нет. Вместо этого она делает прямо противоположные вещи: закладывает пропасть между собой и детьми. Если она будет вести себя так и дальше, нетрудно представить, к чему это приведет: к нежеланию выросших детей общаться с ней и, как следствие, к одиночеству в старости, наполненной обидами и разочарованиями.

И ведь исправить что-либо будет уже поздно, потому что нечто очень важное окажется упущенным бесповоротно и навсегда.

Казалось бы, это так просто: если мы хотим достичь какой-то цели, мы должны что-то для этого делать, прокладывать к этой цели дорогу и неуклонно приближаться к ней.

Но почему-то многие люди ведут себя так, как будто считают, что цель должна как-нибудь осуществиться сама собой, а пока она осуществляется, они будут заниматься другими делами.

Но мы ведь с вами уже поняли: мы получаем в жизни только то, что делаем сами, к чему приходим путем своих решений, своего собственного выбора и своих действий. Ничто не возникает само по себе! И если у вас есть такая мечта, как счастливая старость в окружении любящих детей и внуков, закладывайте ее основы уже сейчас, для чего хотя бы задумайтесь: даете ли вы своим детям достаточно той любви, которую хотите получить в ответ. А если вы, имея в виду такую мечту, ничего для нее не делаете, а все усилия тратите на зарабатывание денег, в промежутках давая детям подзатыльники и шлепки - тогда не удивляйтесь, если получите совсем не то, о чем мечтали.

Человек, привыкший автоматически реагировать на реальность, уподобляется тому, кто долго прорубал дорогу сквозь джунгли, а потом залез на самое высокое дерево, и увидел, что двигался совсем не в том направлении.

Чтобы этого не произошло, сначала надо убедиться, что и джунгли, и направление выбраны вами верно.

Как это сделать в применении к нашей обыденной реальности? Самый простой способ - представить себе, к чему вы хотели бы прийти к концу жизни, а главное - что хотели бы оставить после себя. И не только в материальном отношении, а главное - какой след и какие воспоминания вы хотели бы оставить о себе в душах и сердцах других людей. Каким отцом или матерью, каким мужем или женой, сыном или дочерью, каким другом, каким коллегой по работе, профессионалом, человеком каких качеств, какого характера вы хотели бы остаться для них? О каких ваших делах и достижениях вы хотели бы оставить добрую память?

Большинству из нас не хочется заглядывать так далеко. Думать о конце - это так неприятно! Но хотя бы один раз стоит это сделать. Не для нагнетания мрачных мыслей о старости и смерти, а ради того, чтобы понять, к чему вы на самом деле хотели бы прийти, что для вас было бы самым благоприятным итогом.

Это поможет вам скорректировать свои действия в настоящем. Вы поймете, что в вашем поведении соответствует вашим конечным целям, а что противоречит им. И уже не станете впустую тратить силы, прорубая ненужные вам джунгли.

«Постоянно сохраняя в мыслях четкий образ своей конечной цели, вы всегда будете отдавать себе отчет в том, что все, что вы делаете в любой конкретный день, не противоречит критериям, которые вы сами определили для себя как наиболее важные. Вы всегда сможете быть уверены, что каждый прожитый вами день является исполненным смысла вкладом в ваше представление о своей жизни в целом».

(Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей )

Законы, которые нельзя нарушать

Вы уже имеете в виду вашу конечную цель и думаете, как привести вашу жизнь в соответствие с ней.

Но чтобы не наделать ошибок на этом пути, вам в первую очередь необходимо установить внутренний контакт с основополагающими законами или принципами человеческого бытия.

То, что жизнь людей определяется принципами - это аксиома. Не брать эти принципы в расчет или пытаться их обойти - все равно что не брать в расчет закон всемирного тяготения или тот факт, что после лета наступает осень, а за ней зима. В первом случае человек может возомнить, что он способен летать как птица, и в итоге разбиться. Во втором случае человек может посадить цветы поздней осенью, а потом сокрушаться, что они замерзли.

Эти примеры кажутся нам абсурдными - однако люди то и дело разбиваются о незыблемые принципы человеческого существования просто потому, что не берут их в расчет.

Вот эти принципы, или законы, которые непозволительно нарушать на пути к вашей цели.

Принцип справедливости. Если в результате ваших действий кто-то пострадал от несправедливости, то и вы не достигнете успеха.

Принцип честности. Если вы не честны с другими или с собой - не рассчитывайте на доверие и честность других людей по отношению к вам, а также не надейтесь, что вам удастся наладить с ними долговременное сотрудничество или построить благоприятные взаимоотношения.

Принцип человеческого достоинства. Не признавая своего собственного достоинства или достоинства других людей, невозможно быть счастливым и жить полноценной жизнью.

Принцип долга. Долг каждого человека - делать что-то ради блага человечества. Если мы этого не делаем, то и сами не получаем никаких благ.

Принцип развития. Каждый человек рождается с большим потенциалом для роста и развития, и в процессе жизни мы должны расти, развиваться, все больше и больше раскрывая свой потенциал. Если мы этого не делаем, то деградируем.


Эти принципы представляют собой объективную реальность. Они управляют человеческим развитием. Без учета этих принципов мы не можем достичь счастья и успеха.

Именно эти принципы мы должны поставить в самый центр своего круга влияния (см. Шаг 1). То есть сделать теми ценностями, о которых мы заботимся в первую очередь. И лишь отталкиваясь от этих ценностей мы можем решать все прочие проблемы, формировать свои цели, задачи, свое жизненное кредо и способы достижения успеха.

Ориентиры истинные и ложные

Почему так важно в любом своем деле, начинании, движении к цели исходить именно из базовых принципов человеческого существования - ставить их в центр своего круга влияния, своих забот и самой своей жизни?

Потому что только следование этим принципам обеспечивает удовлетворение четырех основополагающих потребностей, существующих у каждого человека.

Вот эти четыре главные потребности - они же являются и факторами жизнеобеспечения, лежащими в основе всех сторон человеческой жизни:

Чувство безопасности. Только ощущая себя в безопасности, мы можем быть уверенными в себе, эмоционально устойчивыми, ощущать значимость своей личности и открыто проявлять свою индивидуальность.

Наличие внутренних ориентиров. Каждому человеку необходим «внутренний компас» - система взглядов, ориентиров и ценностей, которые определяют направление нашего движения и руководят нашими поступками.

Мудрость. Чувство равновесия и упорядоченности вашей жизни, проистекающее из жизненного опыта, оценок, суждений, понимания природы вещей.

Энергия. Наличие сил и возможностей, чтобы действовать, что-то менять в своей жизни, избавляться от неэффективных моделей поведения и вырабатывать эффективные.


Если в самый центр вашего круга влияния в качестве основополагающих ценностей вы ставите базовые принципы человеческого существования - лишь тогда все эти четыре «столпа» вашей жизни получают должное подкрепление, что создает опору для вашего благополучия и успеха.

Но на деле очень немногие люди ставят «во главу угла» базовые общечеловеческие ценности. Гораздо чаще мы видим примеры, когда центральными ценностями в жизни человека становится нечто другое. Например: супруг или супруга, семья; деньги, работа, обладание каким-то имуществом или статусом, положением в обществе, властью, успехом; удовольствия; друзья и враги; религия и вера; и наконец сам человек, его собственное «я» или «эго».

Ничего плохого нет в том, чтобы включить в свой круг влияния в качестве ценностей семью, работу, деньги, успех и т. д. Но если мы ставим эти ценности в центр, во главу угла, на то место, где должны находиться базовые принципы - мы сами роем себе яму и делаем здание своей жизни очень шатким и несбалансированным. Потому что от этого страдают такие факторы, как безопасность, наличие внутренних ориентиров, мудрость и энергия.

Вот примеры.

Если ваш центр - супруг:

¦ ваше чувство безопасности зависит от его отношения и настроений,

¦ ваши внутренние ориентиры определяются его желаниями и потребностями,

¦ ваша мудрость ограничена представлениями о том, что хорошо и что плохо для вашего супруга,

¦ ваша энергия расходуется на то, что хочется супругу, а также на конфликты и выяснения отношений.


Если ваш центр - работа:

¦ ваше чувство безопасности удовлетворено лишь тогда, когда вы работаете,

¦ ваши внутренние ориентиры направлены лишь на потребности вашей работы,

¦ ваша мудрость ограничена рамками вашей профессии,

¦ ваша энергия проявляется лишь в рамках вашей организации.


Если ваш центр - деньги:

¦ ваше чувство безопасности полностью зависит от вашего дохода, а значит, вы постоянно чувствуете себя уязвимым,

¦ ваши внутренние ориентиры направлены только на добывание денег,

¦ ваша мудрость ограничена очень однобоким восприятием мира: вам важно лишь то, что приносит деньги,

¦ ваша энергия ограничена теми целями, которых можно достичь при помощи денег.


Если ваш центр - друзья:

¦ ваше чувство безопасности страдает из-за того, что вы зависите от мнения других людей,

¦ ваши внутренние ориентиры неустойчивы, потому что зависят от предпочтений других людей,

¦ ваша собственная мудрость отсутствует из-за привычки подстраиваться под чужие оценки и суждения,

¦ ваша энергия расходуется на непоследовательные действия в угоду вашим друзьям.


Если ваш центр - власть, успех, обладание имуществом:

¦ ваша безопасность ненадежна, так как зависит от вашего социального статуса и собственности,

¦ ваша мудрость ограничена рамками социальных и экономических отношений,

¦ ваша энергия направлена лишь на приобретение материальных и прочих благ.


Если ваш центр - религия:

¦ вы чувствуете себя в безопасности лишь когда принадлежите к религиозной общине, следуете ее правилам и ритуалам,

¦ вы ориентируетесь на то, как оценят вас приверженцы вашей веры,

¦ ваша мудрость страдает от того, что вы не хотите принимать истины, выходящие за рамки вашего учения,

¦ ваша энергия направлена лишь на участие в жизни вашей религиозной организации.


Если ваш центр - вы сами:

¦ ваше чувство безопасности нестабильно, так как зависит от перемен вашего настроения и самочувствия,

¦ ваши ориентиры направлены лишь на достижение собственных корыстных целей и доставление себе удовольствия,

¦ ваша мудрость ограничена, так как вы воспринимаете лишь одну грань мира и людей: а именно - как они влияют на вас и как относятся к вам,

¦ ваша энергия ограничена неспособностью действовать сообща с другими людьми во имя общих интересов.


Совсем иная картина возникает, когда в центр мы ставим базовые общечеловеческие принципы.

Если ваш центр - это принципы:

¦ вы чувствуете себя в безопасности, так как принципы не меняются, не зависят от поведения других людей и обстоятельств, на них можно положиться,

¦ ваши внутренние ориентиры точны и ясны, так как вы хорошо представляете себе, куда идете и как туда добраться,

¦ ваша мудрость не ограничена представлениями и мнениями других людей или рамками обстоятельств,

¦ ваша энергия течет свободно, так как вы сами принимаете решения и сами выбираете способы их выполнения.

Определите свое жизненное кредо

Итак, вы имеете представление о ваших конечных целях, о тех принципах, от которых нужно «плясать» и которые являются ориентирами в вашей жизни. Теперь, основываясь на этом, надо выработать свое жизненное кредо, или, если хотите, выявить вашу личную миссию в жизни.

Конечно, это работа не на один день. Она требует обдумывания, серьезного погружения в себя, способности к тщательному самоанализу. Возможно, вы будете возвращаться к этой работе вновь и вновь, не раз пересматривать свое жизненное кредо или добавлять к нему новые детали. Все это не должно вас пугать. Даже сам факт, что вы приступите к этой работе, окажет огромное положительное влияние на вас и вашу жизнь.


Есть несколько практических приемов, которые облегчат вам задачу.

1. Подумайте о том, какие роли вы играете в жизни и перечислите их - например, муж, отец, сын, брат, друг, бизнесмен, руководитель, общественный деятель, член религиозной организации, и т. д. Подумайте о том, что для вас важно в каждой из этих ролей. К чему вы стремитесь, и какие ценности для вас важны применительно к этим ролям. Сформулируйте цель, которая для вас важна в каждой из ролей. Например: как руководитель я провожу прогрессивные перемены, позитивно влияющие на жизнь людей; как друг, я прихожу на помощь, воодушевляю своим примером и показываю, что все можно одолеть; как муж я стремлюсь к гармонии взаимоотношений, любви и взаимоуважению; как отец я помогаю детям развиваться, учу радоваться жизни и при этом проявляю мудрость и самообладание, и т. д.

Затем вы можете выявить нечто общее в целях и ценностях, важных для каждой роли, какую-то их общую направленность. Например, это может быть идея жить честно, и при этом позитивно влиять на судьбы других людей. Это вполне достойно стать вашим личным жизненным кредо.


2. Задайте себе вопросы: что для меня по-настоящему важно? Почему я делаю то, что я делаю? Чего я этим могу и хочу достичь? Что я должен изменить в своих действиях, чтобы они опирались не на ложные ориентиры денег, служения другому человеку или своему эго, удовольствий, и т. д., а на истинные ориентиры базовых общечеловеческих принципов? Возможно, вы не сразу найдете ответы на эти вопросы. Но в итоге вас могут ждать открытия. Например, вы выясните для себя, что вместо погони за сиюминутной прибылью стоит подумать о том, что принесет долговременную пользу людям. Или поймете, что воспитывать ребенка - это не значит силой принуждать его слушаться, а значит воспитывать в нем чувство собственного достоинства. Возможно, это станет основой вашего жизненного кредо: любить, развивать в себе чувство собственного достоинства и учить этому других.


3. Представьте себе, что вам осталось жить полгода. (Более мягкий вариант для суеверных: что через полгода вам предстоит уйти на пенсию). Как вы проживете это время? Что захотите успеть сделать? Какие цели и задачи отойдут на задний план, какие выйдут на первый план?

Если вы представляете себе, что вам предстоит уйти на пенсию - чем вы займетесь после этого? Может быть, захотите начать новую карьеру? Или посвятить себя чему-то другому?

В вашем сознании могут всплыть ваши истинные ценности, которые раньше вами даже не осознавались. Впишите их в свое жизненное кредо.

Главное, чтобы ваше жизненное кредо было именно вашим - не заимствованным, не переписанным из книжки. Уделите достаточно времени, чтобы его обнаружить - уединяйтесь, думайте, погружайтесь внутрь себя. Может быть, ваше кредо будет состоять из одной фразы, а может, из многих фраз, в каждой из которых вы опишете ваши цели и способы действия в разных жизненных ситуациях, например: «Я хочу, чтобы в моем доме всегда была радость, уют и покой. Я буду поровну распределять свои усилия между домом и работой, чтобы одно не было в ущерб другому. Я хочу поощрять интерес моих детей ко всему новому, стремиться, чтобы они больше радовались и смеялись. Я не буду рабом денег, но буду стремиться, чтобы деньги служили во благо мне и моей семье. Я избавлюсь от плохих привычек и найду то, что сделает мою жизнь более приятной. Я не буду идти на поводу у других, а начну самостоятельно определять ход своей жизни», и т. д. В таком случае ваше кредо может стать чем-то вроде вашей личной Конституции - основного закона, определяющего вашу жизнь.

«Осознав однажды свою миссию, вы получите основу для развития своей проактивности. У вас есть видение и ценности, которые направляют вашу жизнь. У вас есть главное направление, в соответствии с которым вы ставите перед собой долгосрочные и краткосрочные цели. Вы располагаете конституцией, которая основана на верных принципах и с которой вы можете сверять каждое свое решение, касающееся наиболее эффективного использования вашего времени, ваших способностей и энергии».

(Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей )

Ваш жизненный сценарий сначала создается в ваших мыслях, и лишь затем - в реальности

Если мы живем реактивно - значит, нами управляют внешние раздражители, обстоятельства, другие люди. Естественно, в таких условиях мы не можем строить свою жизнь по своему собственному сценарию. Мы живем по сценариям, навязанным нам извне. Или даже вообще без сценария, следуя от одной импульсивной реакции к другой. И можем прожить так всю свою жизнь, придя в конце к горьким разочарованиям, если вовремя не остановимся и не возьмемся за основательную переработку сценария своей жизни.

Если вы уже обдумываете свое жизненное кредо, значит, вы приступили к созданию нового сценария своей жизни - а именно такого, который приведет вас к вашим истинным целям.

Согласно одному из жизненных законов, все, что нами создается, мы делаем дважды: сначала в своих мыслях, и лишь затем - в реальности. Определив свои конечные цели (к чему бы вы хотели прийти в конце жизни), наметив свой истинный центр (базовые общечеловеческие принципы, которым вы решили твердо следовать) и свое жизненное кредо, вы сделали не что иное, как создали первое мысленное творение.

Таким образом вы ответили на вопрос, который является главным для любого лидера: «Что именно я хочу сделать?». Это позволило вам решить важнейшую задачу: стать подлинным лидером собственной жизни. Человеком, способным заново переписать сценарий своей жизни в соответствии не с чьими-то, а со своими собственными представлениями о том, что ему нужно, что для него является благом и чего он хочет достичь.

Вы можете обнаружить, что все ваши прежние сценарии были неэффективны, потому что основывались на вашем реактивном поведении. Теперь же вы будете подходить ко всем ролям своей жизни проактивно - постоянно имея в виду свои конечные цели, свои ценности и направление движения.

Начинайте каждый день своей жизни, помня о своих новых сценариях и истинных ценностях. Это поможет вам делать свободный выбор, не реагируя на чьи-то эмоции или обстоятельства. По-настоящему проактивным может стать лишь тот, кто ориентируется не на то, что окружает его извне, а на свои собственные внутренние ценности.

Резюме

Шаг 2 соответствует Второму навыку высокоэффективного человека, который можно назвать «Начинайте с определения конечной цели». Если Шаг 1 помог вам понять, что вы сами - программист своей жизни, то из Шага 2 вы должны узнать, как написать правильную программу.

Практика

Упражнение 1. Вернитесь к истинному центру

Подумайте о том, какие ценности в вашей жизни являются основополагающими - что вы ставите во главу угла, что является вашим центром: базовые общечеловеческие принципы (истинный ориентир) - или интересы супруга (супруги), семья, деньги, работа, имущество, успех, власть, удовольствия, друзья, враги, религия, ваши эгоистические интересы (ложные ориентиры)?

Возможно, вы обнаружите не один, а несколько цент ров. Подумайте, как они влияют на ваше восприятие мира (неизбежно делая его однобоким, ограниченным) и как они воздействуют на ваши решения, поступки, поведение.

Вспомните о том, как вы совершали какие-то действия, руководствуясь одним из ложных ориентиров. Например, стремились удовлетворить запросы супруга в ущерб, возможно, своему здоровью, желаниям и потребностям. Или уделяли слишком много времени работе, опять же в ущерб другим интересам. Или слепо шли на поводу у своих друзей вместо того, чтобы задуматься, нужно ли вам это на самом деле.

Теперь представьте себе, как бы вы действовали в той же самой ситуации, если бы самым главным для вас было - сохранить верность базовым принципам.

Принцип справедливости , возможно, остановил бы вас от каких-то действий, где выигрывает один, тогда как остальные (в том числе вы или ваши близкие) проигрывают.

Принцип честности заставил бы вас честно ответить себе на вопрос: хочу ли я на самом деле делать то, что от меня требуют? Не обманываю ли я себя или других?

Принцип человеческого достоинства потребовал бы от вас не делать ничего такого, что может унизить вас или другого.

Принцип долга заставил бы вас задать себе вопрос: то, что я делаю - действительно ли это пойдет кому-то во благо, или я лишь потакаю чьему-то эгоизму, слабостям и вредным привычкам?

Принцип развития не позволил бы вам делать то, что может повредить прогрессу, росту, развитию и совершенствованию - своему собственному или других людей.

Если вы будете согласовывать все ваши действия с этими пятью основополагающими принципами, то все, что вы делаете, окажется направленным на благо - свое и других людей, от чего все в конечном итоге окажутся в выигрыше.


Упражнение 2. Проверьте, согласуются ли ваши планы с жизненными принципами

Подумайте о том, что вы планируете и собираетесь осуществить в вашей жизни в ближайшее время. Проанализируйте ваши планы на предмет того, как они соотносятся с вашими конечными целями; согласуются ли они с пятью базовыми принципами; соответствуют ли они вашему жизненному кредо. Если надо, проведите корректировку ваших планов, приведя их в согласие со всеми вышеперечисленными принципами мысленного творения. Запишите, какие результаты вы хотели бы получить и какие шаги, как вам кажется, нужно для этого сделать.


Упражнение 3. Визуализация: перепишите программу нежелательных реакций

Чтобы следовать новым сценариям вашей жизни, вам надо быть проактивным. Но этот навык требует тренировки, потому что первая, импульсивная, автоматическая реакция будет, особенно поначалу, вырываться у вас помимо вашей воли.

Например, ваше кредо включает идею о том, что вы будете относиться к вашим детям с любовью и терпением. Однако когда ребенок совершает какой-то проступок, вы не можете сдержаться от реактивного поведения и готовы вспылить прежде, чем возьмете паузу и сделаете выбор отреагировать по-другому.

Уделяйте хотя бы немного времени ежедневно, чтобы научиться преодолевать навязчивые импульсивные реакции и воспитывать в себе проактивность. В этом вам поможет такой прием, как визуализация.

Останьтесь наедине с собой, займите удобную позу, успокойтесь, расслабьтесь. Подумайте о вашем кредо - например, о том, как вам было бы приятно и радостно общаться с вашими детьми спокойно, мудро, уравновешенно, не выходя из себя, и строить с ними отношения с любовью и взаимоуважением.

Затем представьте себе ситуацию, которая чаще всего вызывает у вас обычную импульсивную реакцию. Например, какое-то поведение ваших детей, которое вас раздражает и заставляет сердиться. Попробуйте представить себе эту картину как можно ярче, во всех деталях и подробностях.

А затем представьте себе, что вы на все это реагируете не так, как вы делаете это обычно. Если обычно у вас начинает колотиться сердце, сжиматься кулаки, вы напрягаетесь и готовы разразиться вспышкой гнева - то сейчас, в своем воображении, представьте себе, что ничего этого нет. А вместо этого вы реагируете по-другому: с любовью, терпением, самообладанием, при этом, если надо, проявляя силу характера и твердость - именно так, как и заложено в вашем кредо. И тоже представьте себе свое поведение и состояние как можно ярче, чтобы в вашем воображении вы прожили это как наяву.

Если вы будете делать это изо дня в день, то постепенно перепишете программу , которой слепо следовали прежде, и напишете свой собственный сценарий поведения, гармонирующий с вашими базовыми ценностями и вашим жизненным кредо.

Таким образом вы можете пересмотреть любые нежелательные ситуации в вашей жизни. И постепенно начать следовать не тем сценариям, которые вам навязало общество, ваше окружение, воспитание или гены, а будете жить по своему сценарию, исходя из ваших собственных устремлений и представлений о жизни.

Правда ли, что наши судьбы предопределены кармой и мы не можем выйти за рамки родовых программ? Что делать, если вы чувствуете "груз прошлого" и понимаете, что живёте в рамках сценария, написанного не вами? Сегодня обсуждаем тему родительских установок и программ.

Обычно люди глубоко задумываются о жизни, когда их настигает какая-то серьезная проблема или потрясение. Тогда мы усиленно ищем ответы на вопросы «Почему так произошло?», анализируем своё поведение и пытаемся что-то изменить в ходе нашей жизни. Признаюсь, для меня таким испытанием стало длительное одиночество – я училась, строила карьеру, познавала мир, но мне не хватало надёжного плеча рядом. И именно тогда я начала всерьёз задумываться о том, почему так происходит. В этих поисках я серьёзно пересмотрела свои и добралась до родительских программ. Родительские программы не так-то просто и увидеть, особенно, когда воплощаешь их сам. Нужно посмотреть на себя как бы со стороны – как на постороннего человека, увидеть повторяющиеся фразы, действия, а затем связать это всё с действиями своих родственников предыдущих поколений. И затем может оказаться, что проблема одиночества – не твоя личная, а тянется в роду не одно поколение. Ну, и, конечно, следующие вопросы – почему так происходит? что к этому приводит? и как прервать эту закономерность? Впрочем, о женском одиночестве я подробно писала в предыдущих статьях ( и ) – сейчас же поговорим более подробно о том, как обнаружить в себе действующие родительские программы.

Родительские программы

Родительские программы – это, на самом деле, не всегда плохо. Условно родительские программы можно разделить на позитивные и негативные.

В семьях с негативными программами – множество проблем, которые передаются из поколения в поколение. Эти проблемы иногда называют «кармой», «злым роком», «плохой судьбой» - я же называю их негативными программами, которые активно действуют в рамках того или иного рода, живут и подпитываются негативной энергией. В чём отличие названий, если они означают одно и то же явление? А отличие в том, что когда человек говорит «эта судьба», «это мой крест», «это моя карма» и так далее в таком духе, - он как бы смиряется заранее с таким положением вещей, опускает заведома руки и даже не пытается что-то изменить, пересмотреть своё поведение или обнаружить корни своих проблем. Такое отношение к «своей плохой судьбе» только усиливает действие негативных и разрушительных программ, делает из человека безвольную марионетку, добавляет к имеющимся проблемам новые и закручивает в вихре негативных событий. В таких семьях поколениями живут одиночество, безбрачие, безденежье, неудачи, подлость, хитрость, обман, страхи и обиды. Члены таких семей вместо поддержки критикуют, обвиняют, подавляют, унижают, умышленно или нет причиняя друг другу страдания. Даже благие, на первый взгляд, намерения осуществляются жёсткими методами и имеют разрушительные последствия (например, уберечь детей от «ошибок»). Женщины в таких семьях часто оказываются бездетными и род просто вырождается – это следствие и итог действия негативных родительских программ: когда в роду слишком много зла – он просто самоликвидируется.

Позитивные родительские программы – это созидательные программы, направленные на процветание рода: достаток, благополучие, развитие, расширение рода, богатство. Такие семьи – жизнерадостные, оптимистически настроены, веселы. В их домах царит приятная атмосфера, они – гостеприимны и отзывчивы к другим людям. Люди в таких семьях нацелены на развитие, обучение, рост в карьере. У них как бы всё получается само собой – они положительно настроены и не зацикливаются проблемах и препятствиях. А если уж таковы встретились на их пути – то положительно настроенные люди сосредотачиваются на решении проблем, а не превращают их в непреодолимое препятствие и повод для бездействия. Неудачи воспринимаются как жизненный урок, пища для размышлений, из которых можно вынести важные выводы для дальнейшего движения. В таких семьях люди поддерживают друг друга, помогают раскрыть друг другу потенциал и двигаться к целям – без давления и лишнего назидательства.

Так почему мы повторяем судьбы наших матерей?

Этот вопрос беспокоит не одно поколение – так действительно: почему же так часто дочери повторяют судьбы своих матерей и проживают такие похожие жизни без мужей, или с мужьями, но алкоголиками/изменщиками/тиранами? Можно было бы сказать – всё дело в мужчинах: перевелись «нормальные»! Так нет же – есть и другие примеры: когда женщины проживают благополучные и счастливые жизни и подобно своим матерям, выбирают достойных мужчин в мужья. Так, наверное, всё-таки дело не в мужчинах, а в том, кого притягивает женщина в свою жизнь и как реагирует на действия и поведение?! То, что дна женщина готова прощать и терпеть всю жизнь, - другая сразу же отметет как недостойное, ненужное, не подходящее ей. И опять таки дело в установках: каким может быть мужчина; а каким – нет, что он должен делать, а чего не должен; что позволительно, а что – «уже совсем за гранью».

Мы идём по протоптанным тропинкам нашими матерями и повторяем их путь, наступая поколениями на одни и те же «грабли» – пока кто-то из женщин одного рода не додумается изменить своё поведение и изобрести новый вариант взаимодействия с мужчинами.

Мы повторяем судьбы наших матерей, потому что просто не умеем вести себя по-другому.

Нас не учили вести себя по-другому, а если и говорили – мы не слушали, а только наблюдали за живыми примерами перед глазами. Мало знать теоретически, что «нужно выбрать хорошего мужа», «нужно жить долго и счастливо», «нужно иметь голову на плечах» и т.д. – это всё общие фразы и пустые советы, которые лишены конкретного содержания и практической пользы. Ведь всем известно, что, например, «нужно себя правильно вести с мужчинами» - но, когда «дело доходит до дела», мы не знаем, как это делается, что значит «правильно» в каждом конкретном случае и как необходимо себя вести. Зато человек может повторить увиденные раньше действие, скопировать чьё-то поведение в подобной ситуации – и как раз здесь на автопилоте срабатывают родительские программы. Это своего рода стереотипные алгоритмы поведения, которые помогают человеку существовать без активного включения мозга – и многие из них очень даже полезные. Ведь те элементарные программы, которые мы переняли в детстве от своих родителей, помогают нам быть самостоятельными личностями, устанавливать социальные связи, поддерживать отношения, вести себя определённым образом с разными людьми – одним словом, жить в обществе. Если у родителей где-то произошёл «сбой программы» и они растеряли эти навыки – то и ребёнок соответственно не сможет перенять те программы, которые отсутствуют в родительском базовом наборе. Ему придётся вырабатывать и прокачивать их самостоятельно, но для начала – нужно осознать отсутствие тех или иных навыков, а не перекладывать ответственность за свои неудачи на других людей и «непреодолимые обстоятельства».

Есть у меня замечательная знакомая – умная, красивая, обеспеченная, самостоятельная, но совершенно несчастная в личной жизни. Годы идут, а она всё одна и одна. Но если посмотреть на её мать – то мы увидим ту же историю: отношения она построить ни с кем так и не смогла, раз за разом подпуская к себе недостойных кандидатов, ближе к 40 родила для себя дочь – и так они жили вдвоём. И зря мать надеялась, что дочь станет счастливее чем она, - невозможно передать положительный опыт создания семьи, если его нет. Таких примеров множество – дочь разведённой женщины разводиться со своим мужем, дочь жертвы непременно приносит себя в жертву и терпит все выходки горе-мужа, а дочь «сильной женщины» выходит замуж и начинает «тянуть на себе» всю семью… При чём многие женщины напрочь отрицают схожесть своей судьбы с материнской, восклицая «У меня так никогда не будет!», а если и осознают – то просто не знают, что делать с проблемами, которые так явно тянутся из прошлых поколений, закрывают на них глаза,живут по накатанной и передают дальше такой сценарий в наследство своим дочерям. Вот в чём парадокс – мы вроде бы свободные люди, не живём в закрытых каст, но часто продолжаем действовать в рамках одних и тех же семейных сценариев, повторяя одни и те же ошибки, совершая поразительно одинаковые поступки через поколения.

Так значит ли это, что наши судьбы предопределены и мы не можем выйти за рамки родовых сценариев? Что делать, если вы понимаете, что живёте в рамках сценария, написанного не вами? Возможно ли преодолеть зависимость от этих родовых сценариев?

Как обнаружить родительские программы?

Порой сложно обнаружить негативные программы в роду – но это возможно при условии внимательного изучения своего рода, особенно его тёмных страниц и забытых историй. Женщинам стоит обратить особое внимание именно на женские судьбы своего рода – при чём как со стороны матери, так и отца. Женщины склонны повторять именно женские судьбы – очень часто в семьях прослеживаются родовые сценарии: если женщина сама воспитывала детей или же всю жизнь терпела мужа-деспота – её дочь повторит такую же судьбу; если в роду были разводы – то они с большей вероятностью повторятся в следующих поколениях чем в семьях,где родители прожили вместе всю жизнь. И это далеко не мистика – всё дело в манере вести себя определённым выстраивать отношения с окружающими в соответствии с усвоенными в детстве установками: что «можно» делать, а чего - «нельзя»; как правильно поступать, а как неправильно; как «красиво» вести себя, а как – недопустимо. Эти представления, конечно, определяются не только родительскими программами – многие нормы поведения человек берёт на вооружение сам, заимствует у окружающих (друзей, знакомых) или копирует наиболее расхожие взгляды в обществе. Родительские программы определяют базовый уровень человека, его фундамент и исходные позиции – вот почему одним нужно учиться всю жизнь для того, чтобы выйти на тот уровень, который у других безусловно дан буквально «с молоком матери». В любом случае у каждого человека – свои вызовы и задачи для проработки, а поиск родительских программ – это один из путей наочно их увидеть.

Для того, чтобы обнаружить родительские программы, необходимо внимательно изучать свой род, проанализировать повторяющиеся сценарии и увидеть закономерности в разных, на первый взгляд, судьбах.

Вот примеры вопросов, которые помогут увидеть то, что сокрыто в глубинах семейной истории:

Установки про модели женского поведения и судьбы:

К какому роду я себя причисляю? с кем я чувствую большее родство – с папиным или с маминым родом? какими были женщины в этом роду?

Были ли счастливы женщины в моём роду? (записать имена тех, кто был счастлив и тех, кто нет) чем оно определялось и как проявлялось?

Есть ли в судьбах женщин моего рода похожие истории, повторяющиеся сценарии?

Есть ли в моей семье семейные истории, легенды, которые оказывают большое влияние на представления членов рода о самих себе?

Есть ли в нашей семье устойчивые самоопределения? (например, мы – оптимисты, мы – бизнесмены, мы – спортсмены)? какой оттенок имеют эти устойчивые самоопределения – позитивный или негативный? (например, негативные самоопределения: «мы – невезучие, нам всегда не везёт, у нас никогда ничего не получается, в нашей семье никогда не было счастливых/богатых/здоровых людей»; позитивные самоопределения: «в нашем роду всегда были красивые женщины», «в нашем роду всегда умели зарабатывать деньги», «в нашем роду есть в кого родиться крепким и здоровым», «в нашем роду всегда были образованные и умные люди» и т.д.)

Установки про успех:

Есть ли в моём роду успешные люди? в чём мои родные могут быть примером?

–были ли в моём роду образованные люди, которые добились успеха в карьере и обрели положение в обществе? в чём был секрет их успеха? как они себя вели? какими правилами руководствовались?

Установки про отношения с мужчинами:

Как вели себя женщины моего рода с мужчинами? какая модель женского поведения преобладала? насколько успешной она была?

Какими были отношения между супругами в моём роду?

Какими были мужья и жены в моём роду? кто из них может быть примером для подражания?

Было ли в моём роду у женщин то самое «женское счастье»? если да – что было его залогом, фундаментом (поведение, установки, ценности)? если нет – что этому помешало?

Ну, и, наконец, самый важный вопрос: какие из семейных установок продолжают жить во мне? какие мои действия приводят к повторению семейных сценариев?

Составьте генеалогическое дерево, чтобы наочно увидеть ветки своего рода и истории отдельных людей. Восстанавливайте недостающие знания, расспрашивая и совершая поиски отсутствующих членов рода в генеалогическом дереве. На помощь вам придут не только старожилы вашей семьи, а и архивы, ЗАГСы, краеведческие музеи.

Как переписать родительские программы

Во-первых, не нужно обижаться на свою семью и обвинять близких за то, что «они испортили вам жизнь» и передали в наследство багаж негативных установок (если вы их обнаружили).Первый шаг к избавлению от родительских программ – это взять полную ответственность за свою жизнь на себя. Никто не может изменить твою жизнь, кроме тебя самого: ни друзья, ни близкие, ни мама, ни папа. Твои проблемы – это только твои проблемы. И только ты в состоянии их решить. Именно в тот момент, когда ты освободишься от желания обвинять кого-то в своих проблемах – у тебя появиться шанс их преодолеть. По-другому - никак.

Повторюсь, родители не могут передать нам тот опыт, которого нет у них, который, в свою очередь, не передали им их родители. А вот если перестать обвинять своих родителей и прародителей, а проникнуться к ним сочувствием и состраданием – тогда вы увидите, что эти люди сами были лишены того, чего не дали вам. Если человек жесток к своему ребёнку – значит он сам познал в детстве жестокость; если он холоден и не проявляет к своему ребёнку любви – это потому что сам не получил этого и не научен любить по-настоящему; если человек критикует, унижает, самоутверждается за счёт других – значит именно так к нему относились в детстве и теперь только таким образом может почувствовать свою ценность, поставив себя на место сильного… На всё есть свои причины – и даже на то, почему человек рождается в определённой семье. Если нам дан в жизни тот или иной опыт – значит он нам нужен. Значит душа в этом воплощении выбрала именно тех людей и те отношения, в которых может «добрать» недостающий опыт.

Единственный вариант освобождения от обид – это прощение и примирение.

Кстати, отличным способом избавления от обид (в том числе от обид на родителей) являются терапевтические письма. Терапевтические письма – это когда вы берёте лист бумаги и пишите всё-всё, что хотели бы сказать определённому человеку: вопросы, обиды, претензии. Пишите до тех пор, пока у вас не закончатся слова. Пишите – даже если вам больно и неприятно: это замечательный способ освободиться от того, что мучает вас годами. Отправлять такие письма, конечно же, никому не нужно. А вот сжечь их вместе со своими обидами – это можно. Пишите определённому человеку столько писем сколько потребуется – до облегчения, примирения и принятия. Вы сами почувствуете, когда можно прекратить. Такие письма хороши тем, что они очень экологичны по отношению к другим – вы можете писать всё, чего не скажете близким.

Писать такие письма можно кому угодно – маме, папе, женщинам своего рода, преподавателям, коллегам, учителям, бывшим – всем, кто когда-либо заставил испытать сильные чувства.

В процессе письма вы можете осознать корни той ли иной проблемы, посмотреть на неё с другой стороны и, в идеале, испытать благодарность за полученный опыт. И реальные отношения с близкими чудесным образом наладятся.

Во-вторых, для того, чтобы переписать родительские программы – их нужно чётко увидеть и глубоко осознать их неблагоприятное действие для себя. Ведь даже если человек знает и видит, что он повторяет негативные сценарии, но не намерен их переписывать – он будет жить годами в их рамках и передаст эти установки дальше своим детям. Только осознание того, что «я заслуживаю лучшей жизни и могу жить по-другому», только настоящая решимость действовать, чтобы сломать негативный сценарий и попытаться создать новый – может смотивировать человека начать жить по-другому.

Ну и, наконец, в-третьих. Для того, чтобы выйти за рамки предписанных родовых программ, нужно быть максимально осознанным, наблюдательным по отношению к себе, терпеливым и настойчивым на выбранном пути. Ведь одно дело «знать» - совершенно другое дело «делать». Я скажу вам сразу, что это очень сложно – поменять своё поведение, отношение к людям (да и к себе!) только лишь из умозрительного желания и теоретических знаний. Хотя бы потому что у нас есть набор привычек и стандартных реакций на ту или иную ситуацию – нам достались в наследство от родителей даже привычка якобы вскрывать причинно-следственные связи и мы считаем, что знаем объяснения тех или иных явлений – хотя на самом деле за ними может стоять элементарная установка (типа установки «Кто тяжело и много работает – тот хорошо живёт», которая, на самом деле, далеко не всегда соответствует действительности). В идеале – для того, чтобы переписать негативные установки нужно иметь перед глазами другой образец: семьи с положительными программами (но и тут нужно быть крайне внимательным и наблюдательным – ведь часто за внешне привлекательной картинкой может скрываться крайне непривлекательное содержание)

Практики для работы с родительскими установками

Практика 1. Возьмите лист бумаги и ручку. В одной колонки напишите «Мои проблемы в жизни», во второй «Корни этих проблем в роду», в третьей – «Родительские установки». В первую колонку выпишите всё-всё, что вас тревожит – это может быть неумение зарабатывать деньги, выстраивать отношения, поддерживать отношения, проблемы с детьми, с работой, с жильём, со здоровьем и так далее. Во второй колонке выпишите все проблемы, связанные с вашей, которые присутствовали в вашей семье. А в третьей колонке постарайтесь вспомнить все-все установки и утверждения относительно вашей проблемы – даже самые нелепые и смешные. Для облегчения задачи распишите проблемы и установки по сферам – отношения, деньги, друзья, работа, отдых/досуг, отношение к себе, жизненные ценности и приоритеты, увлечения/хобби и т.д. Вы можете сами удивиться, какие установки живут в вашем сознании, а обнаружив – получите возможность их опровергнуть и преодолеть.

Например:

Мои проблемы в жизни Корни этих проблем в роду Родительские установки
Я не умею зарабатывать деньги Бедность в семье, отсутствие денег в двух поколениях. Отсутствие навыков зарабатывать деньги, обращаться с ними и правильно ими распоряжаться. «Хотеть зарабатывать деньги – это непорядочно и унизительно» «Деньги – это не самое главное в жизни», «Нужно всегда экономить», «Богатство портит человека», «Честным путём не разбогатеешь», «Тот, кто хочет заработать, - корыстный человек», «Бизнесмены – это торговцы и купцы, только и думающие о деньгах», «Деньги и богатство могут вызвать зависть, сглаз и порчу» и т.д.

Кстати говоря, не все проблемы в жизни могут иметь корни в роду и быть вызваны родительскими установками. Негативные установки могут быть усвоены не только из семьи – а навязаны телевидением, общественным мнением или отдельным человеком. В любом случае выписывайте их – важен не столько источник происхождения негативных установок, сколько их наличие и соответственно их переписывание и, по возможности, устранение.

Эти устойчивые словосочетания и утверждения, которые вам удалось выудить из подсознания, если вы серьёзно подошли к выполнению предыдущей практики, - можно и нужно переписать. Как это сделать? Сначала вам нужно убедить мозг в обратном – даже если вам навскидку кажется очевидной нежизнеспособность той или иной установки. Для того, чтобы мозг воспринял новую установку, нужно опровергнуть старую – при чём сделать это нужно понятным разуму путём: при помощи логических доводов и контраргументов.

Например:

Установка/программа Её логическое опровержение Как переписать на практике

(антиустановка)

Установка на бедность Это нормально, когда человек оценивает в денежном эквиваленте своё время, свои усилия и проделанную работу. Брать деньги за свою работу также нормально как отдавать деньги, получая взамен услуги и товары. Чем качественнее/уникальнее продукт/услугу ты предоставляешь – тем выше твоя стоимость на рынке.

То есть, необходимо определить свои сильные стороны, совершенствоваться как профессионалу, предоставлять качественные услуги, создавать интересные/востребованные товары - и не забывать о своих личных интересах.

Зарабатывать деньги – это хорошо, нормально, необходимо, в конце концов. Нормально брать плату за свои услуги и оценивать затраченные усилия (не нормально не работать" и не зарабатывать).

Богатство - это хорошо, прекрасно, замечательно.

Быть обеспеченным - это фундамент достойной жизни.

Переписывание негативных установок – это дело не одного дня. Это осознанная постоянная работа, в начале которой успехом уже можно считать, если вы начнёте замечать, когда действуете и говорите согласно родительских программ. В особо острых ситуациях задавайте себе вопрос – почему я испытываю ту или иную эмоцию? кто сказал, что я должен реагировать тем или иным образом на данную ситуацию? можно ли на эту ситуацию посмотреть с другой стороны и по-другому на неё реагировать? нужно ли тратить энергию и мысли на ту или иную ситуацию? почему меня это задевает? почему я веду себя тем или иным образом? зачем это мне?

Будьте внимательны к себе и своим мыслям, анализируйте свои слова и поступки, доверяйте внутреннему голосу и слушайте душу – и вам обязательно удастся избавить своё сознание от сорняков и прийти к гармоничному и осознанному существованию!

C пожеланием внутренней красоты,

Итак, последнее слово дописано, точка поставлена - сценарий лежит перед вами. Конечно, вам хочется рассказать об успехе всему миру, вы уже готовитесь разослать подписанные копии всем из списка контактов, но позвольте дать вам короткий совет: не стоит. Все авторы знают, что писательский труд - это переписывание. Роберт Родат (Robert Rodat) создал 11 черновиков «Спасти рядового Райана», прежде чем показать его Paramount для первичного обсуждения. Известные авторы Джоан Дидион (Joan Didion) и Джонн Грегори Данн (John Gregory Dunne) 29 раз переписывали потрясающий «Близко к сердцу» с Мишель Пфайффер и Робертом Редфортом. М. Найт Шьямалан десять раз полностью переписал «Шестое чувство» (каждый раз начиная с чистого листа, вручную на листах блокнота). Даже романист Владимир Набоков утверждал: «Я переписал - может быть несколько раз - каждое слово из когда-либо опубликованных мной работ. Мои карандаши сильнее ластиков».

Для большинства профессионалов киноиндустрии самым серьезным поводом отказать в приеме сценария будут ваши слова: «Возможно, это еще стоит переписать, но что ты про это думаешь?». Конечно, чудеса случаются и история может быть спасена, изредка найдется действительно крепкая структура и живые персонажи, достигшие максимума своего драматического потенциала с первой попытки. Но это всего лишь исключение и еще одна причина для того, чтобы писатели развивали дисциплину, сглаживая углы и добиваясь совершенства.

Не имеет значения, сколько раз вы переписали каждую строчку в своем первом черновике. Неважно проводили ли вы чтения по ролям, удаляли ли лишнее, полируя все ваши диалоги. Кое на что вы закрыли глаза, приближаясь к завершению работы, не так ли? Не выброшены лишние сцены и не добавлены нужные, сюжетные «дыры» проигнорированы, диалоги оставлены неидеальными? Этот сценарий, которому потребовалось столько времени для рождения, все еще просто незаконченный первый черновик. Отправьте его сейчас и окажете величайшую медвежью услугу и себе, и своей истории. Второго шанса не будет.

Вместо этого отложите черновик на неделю - другую. Сходите в кино. Возьмите отпуск. Прочтите книгу. Влюбитесь. Займитесь всем тем, что вы отложили ради написания сценария. Вернитесь обновленным и проверьте: какие чувства текст вызывает у вас сейчас - с новой перспективы. Поставьте себя на позицию рецензентов. Их беспокоит только одно - будет сценарий замечательным или нет. Не хорошим. Не возможно хорошим, если его еще раз переписать. Это должен быть великий сценарий, или он не пройдет.

На самом деле, даже если это отличный сценарий, даже если его купят - ему все еще предстоит череда переписываний, часто еще и кем-то кроме вас. Но уже сейчас вы можете сделать так, чтобы количество правок было минимальным. Начните со структуры. Как хороший садовник, отбросьте сухие ростки и убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия. Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку.

Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами - очистить, действия - выразить точнее. Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги? Можно ли поместить сцены в более интересные локации? Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов? Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем? Будьте хладнокровны и расчетливы, устраняя лишние камеры, сцены или действия актеров. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.

Теперь, держа это напутствие в уме, прочтите наши 10 способов переписывания сценария.

1. Если конфликт персонажей кажется слабым…

Проследите за главным героем и его оппонентом. Посмотрите на их взаимодействие, реакции и разнящееся поведение. Проверьте, что повествование о них соответствует сюжетной линии, что каждый играет свою роль и находится в постоянном конфликте с другим. Всем ли ясны их ставки? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы? Насколько они правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?

2. Если главный герой кажется скучным…

Достаточно ли сильная у него мотивация? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?


3. Если история постоянно кажется плоской…

Слишком много повествования будет замедлять историю. Вырежьте все, что написано для создания настроения или описания окружения, если это может быть выражено в действии. Отбросьте диалог, если нужную информацию можно донести с помощью поступка, а не рассказать. При этом сильные диалоги могут спасти даже катастрофически слабые эпизоды. Динамика сцены должна быть такой, чтобы актеры могли импровизировать диалог, если вы его им не напишите. Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?

4. Если в сюжет невозможно поверить…

Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены? Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента - не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории? (Подсказка: если вам нужны подобные приемы для рассказа вашей истории, поищите «дырку» в своем сюжете).


5. Если диалоги звучат заезжено…

Проверьте, что у каждого персонажа свой голос. Не «застряли» ли герои, разглагольствуя об увиденном или собственной истории? Попробуйте передать переживания персонажей и их историю в действиях. Героя легче выразить через его поведение. Ну и, наконец, не придется ли зрителю «выпытывать» историю из ваших персонажей? Есть ли у них, что рассказать?

6. Если сцены и персонажи кажутся скучными…

Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Чем экономнее сцена, тем меньше déjà vu - «я это уже где-то видел или слышал» - будет в ней.

7. Если сценарий кажется переполненным разговорами…

Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами? (Подсказка: выбросьте так много, как сможете, не лишая сцену смысла). Реакция актера - например, приподнятая бровь - часто может заменить диалог. И потом, если героиня ставит на стол стакан воды, неужели ей действительно нужно говорить: «Вот твоя вода»?!

8. Если вы не устояли перед соблазном поруководить прямо на страницах…

Убедитесь, что указания камере необходимы, а описания сцен не включают точные описания гардероба и декораций (для этого есть настоящие профессионалы). Вы уверены, что все вводные указания для актеров необходимы? Если да, то ваша сцена написана недостаточно понятно.

9. Если сценарий слишком длинный…

Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории? Самые впечатляющие сценарии содержали по 100 - 130 страниц (что превратилось примерно в 1 минуту экранного времени на страницу). Ваш может быть длиннее или короче, если его размер может оправдать его качество.

10. Если сценарий слишком короткий…

Ваша история или ее герои, может быть, недостаточно проработаны? Поможет ли второстепенная история, например, рассказывающая больше подробностей о личных взаимоотношениях главного героя? Может быть, вы перестарались с переписыванием, выплеснув ребенка вместе с грязной водой? Убедитесь, что вы не пожертвовали сложностью персонажа, личными мотивами и яркими увлекательными сценами ради скорости развития сюжета.

Когда закончите с этим, соберите впечатления от пары близких друзей (друзей, а не коллег - писателей, которые могут быть ревнивы или хотеть стать соавторами). Выслушайте их. Это не означает, что вы должны с ними соглашаться. Если они полюбят вашу историю, если им не захочется поменять ни единого слова - отполируйте ее еще один раз, пока вы не сможете сказать: «Этот сценарий уже не будет лучше, он может стать только другим». И вот тогда остановитесь.

О написании игрового сценария часто говорят, что "написание - это переписывание". Вы иногда можете слышать об успешном фильме, основанном на сценарии, который написали за пару недель. Более типичный случай - это знаменитый фильм с Томом Хенксом "Изгой", работа над которым длилась 5 лет, сценарий был переписан 250 раз, прежде чем был доведен до совершенства и превратился в успешный фильм со множеством наград.

Кинематографисты должны принять тот факт, что чем больше они будут заниматься переписыванием сценария, тем лучше он будет становиться, - только если делать это правильно.

Если вы хотите сделать совершенным свой сценарий, написанный в первый раз, то вы никогда это не закончите. Как только вы обозначили действующие лица и сюжет истории, дальнейшие ваши коррективы будут только в деталях и мелочах. Это занимает от 2 до 4 недель. Если вы обнаружили, что потеряли нить и растеряны, то вы врядли сможете завершить работу с хорошим результатом. Попробуйте сделать шаг назад, прежде чем продолжать.

У вас в руках есть первый вариант вашего сценария? Поздравляю вас! Возьмите пару недель отдыха.

Серьезно! Вам нужно время, чтобы очистить разум и посмотреть после на вашу работу свежим взглядом, прежде чем начинать первое переписывание сценария.

Только если у вас нет помощника по написанию, настоятельно не рекомендую вам показывать ваш первый вариант кому бы то ни было. Найдется много опечаток и мелких недоработок, которые не понравятся читателю, не посвященному в творческий процесс. Вы можете приберечь их мнение на потом, когда уже переработаете сценарий до того уровня, на который вы способны.

Не показывайте ваши работы окружающим, пока не выполните некоторые шаги, приведенные ниже. А затем показывайте только тем, кто поймет, что это рабочий процесс. Скажите им, что это только первый вариант. Профессионалы так и делают. Прежде чем объявить о том, что у них на руках есть первый вариант сценария, они переписывают его множество раз.

Переписывание сценария

Переписывание сценарие само по себе уже искусство. При работе сценаристов над проектом это требует специальный склад ума и способностей. Это очень важная составляющая процесса кинопроизводства.

Большинство начинающих сценаристов представляют, что переписывание заключается в перечитывании сценария строчка за строчкой и исправлении грамматические ошибки и опечатки. После пары подобных прочитываний это их утомляет, а сценарий по-прежнему никуда не годится. Переписывание вашего сценария займет время, но вы можете выполнить это так быстро, как это возможно, и, что более важно, сумеете внести значительные исправления, если будете следовать некоторым советам.

Чтобы суметь повысить эффективность во время вашей работы над сценарием, нужны организованность и обзор картины в целом. Работайте над теми элементами, которые могут повлиять на наибольшую реструктуризацию сценария, и по нисходящей переходите к менее важным и глобальным деталям, на уделение внимания которых достаточно пары слов.

В любой момент можете взять перерыв в несколько дней, если чувствуете, что вам необходим отдых и свежий взгляд на вещи. Затем переписывайте сценарий так, как это делают профессионалы. Отметьте ряд шагов в вашей работе, каждый раз концентрируясь только на одном или двух элементах. Обратите внимание на каждый пункт приведенного ниже списка, и продумывайте эти пункты, проходя по сценарию каждый раз. Вероятно, прежде чем перейти к пункту 7, вы сделаете лишь некоторые заметки. Вам необходимо время, чтобы обдумать все и принять необходимые изменения.

  1. Является ли герой действительным героем , а злодей - настоящим злодеем ? Так ли это очевидно? Являются ли они действительно энергичными, умными и обворожительными персонажами, и достойны ли они друг друга? Осуществляет ли герой в конце настоящий подвиг или значимые действия? Вашему зрителю будет не интересна банальная мягкая концовка. Перепишите героев и злодеев, пока они не станут достойными восхищения.
  2. Является ли конфликт между героем и злодеем действительно впечатляющим и мощным? Имеются ввиду вопросы жизни и смерти, а не какие-то мелкие недоразумения. Они оба хотят что-то, нуждаются в чем-то, но не могут заполучить это одновременно. Перепишите это, пока ваш конфликт не затронет вас эмоционально.
  3. Являются ли действующие лица интересными, реальными, энергичными, правдивыми и последовательными? Final Draft позволяет вам сформировать отчет любого отдельного персонажа, увидеть список диалогов, где участвует лишь этот человек. Когда вы читаете диалоги с каждым персонажем вслух, действительно ли они правдоподобны и соответствуют тому, с кем и о чем они говорят? Отличается ли отдельный персонаж чем-то от остальных? Достаточно ли раскрывается сущность персонажа, чтобы читающий смог определить пол, уровень образования, социальный статус, где он вырос и примерный возраст человека, только на основании данного сценария? Перепишите диалоги, пока каждый ваш персонаж не станет уникальным и однозначным.
  4. Являются ли второстепенные персонажи такими же правдоподобными и уникальными в своем роде, как главный герой или злодей? Никогда не описывайте персонажей обобщенно. Вместо варианта МИЛИЦИОНЕР №1 лучше написать НИКОЛАЙ ИВАНОВ, 50-летний полный милиционер с двумя детьми, учащимися в университете, и у которого есть секрет, любовница. Все это вряд ли всплывает в вашей истории, но наличие подобных описаний личностей, даже второстепенных героев, сможет обогатить ваш рассказ и сделать диалоги и действия более правдивыми.
  5. Какова лучшая и наиболее запоминающаяся ваша сцена? А теперь какая сцена худшая ? Вырежьте ее. Если сцена скучна, то исправьте это или вовсе удалите ее, а то, что необходимо, поместите в другой сцене. Одна слабая сцена делает слабым и менее впечатляющим весь сценарий. Удалите слабое звено в цепи, и цепь становится сильнее. Когда текущая сцена исправлена, найдите следующую худшую сцену и поработайте над ней. Делайте это до тех пор, пока ваш рассказ не станет настолько емким, что удаление каких-либо сцен окажется невозможным.
  6. Каковы основные мотивы поведения различных ведущих персонажей? В общей сложности, мотивов должно быть 3 или более. Возможно, это вопросы власти, силы, жизни и смерти. Правдоподобно ли эти идеи раскрыты? Возникают ли конфликты при решении данных проблем?
  7. Теперь пройдитесь по тексту снова и перепишите сценарий первый раз , основываясь на заметках и записях, которые вы сделали до этого. Киноценарии - это детальный план для построения вашего кинопроекта. На этом этапе не стоит бояться существенно изменить ваш рассказ. Чтобы была возможность вернуться назад, сохраняйте предыдущие версии.
    ---
  8. Является ли ваша история в плане эмоций настоящими "американскими горками" от начала до конца? Просто, когда в сюжете страсти утихают, должно произойти что-то новое, чтобы снова возникла напряженность. Перепишите и переместите сцены так, чтобы не было безжизненных эпизодов.
  9. Соответствуют ли предложения темпу вашей истории, разная ли длина предложений? Для быстрых сцен предложения должны быть краткими и сбивчивыми. Для медленных действий - длинными и более содержательными.
  10. Удалите все прилагательные, наречия, предложения и параграфы, которые не являются абсолютно необходимыми. Вашей аудитории не удасться увидеть словесные картины, которые вы изображаете в своем тексте, поэтому ваша идея должна звучать как можно более компактной и емкой.
  11. Есть ли среди ваших персонажей те, кто находится постоянно под стрессом и им в каждой сцене что-то требуется ? Даже если персонажу нужен стакан воды, вы должны предоставить мотивы, какие-то действия и устремления. Продолжайте переписывать.
  12. Прочтите первое предложение на первой странице. Достаточно ли оно интересно, чтобы заставить вас продолжить чтение далее? Переписывайте, пока у вас не возникнет такое желание. Прочтите первую страницу. Достаточно ли она интересна, чтобы заставить вас перевернуть страницу? Продолжайте переписывать, пока не добьетесь этого. Если бы вы не были автором этого текста, заинтересовал бы он вас? Сравните ваш сценарий с вашими любимыми и лучшими сценариями, рассказами. На самом деле ли вам нужно это медленное вступление, или лучше перейти к первой большой захватывающей сцене, а медленную сцену поставить позже? Начинается ли ваша история и каждая сцена в ней в то самое время, которое вам кажется наилучшим? Завершается ли каждая сцена тем моментом, который предопределяет главную идею?
  13. Попробуйте поменять порядок слов в предложении, чтобы посмотреть, будет ли оно звучать лучше и более естественно. Зачитайте их вслух. В Final Draft есть опция зачитывания текста вслух. Голос механический и весьма плоский, но это то, что вам нужно. С хорошим озвучиванием ерундовый текст может хорошо зазвучать. Если ваш сценарий захватывающий, и диалоги, воспроизводимые компьютером, хорошо звучат, только вдумайтесь, как хорошо это может звучать, когда это зачитывают профессиональные актеры.
  14. Уберите ваши "детища" . Ваши любимые сцены и образы, которые вам безумно нравятся, вероятно, не подходят для вашего сценария. Часто первые образы, которые приходят на ум при формировании идеи к фильму, в результате оказываются неуместными в итоговом сценарии. Творцы часто защищают свои "детища" независимо от того, наскольно ужасны и неподходящие они на самом деле. Если сцена не является абсолютно обязательной, ее нужно убрать. Все профи знают, что любимые сцены обычно удаляются.
  15. Если ли места, где на протяжении 2 страниц не происходит ничего визуального ? Перепишите этот кусок, добейтесь, чтобы что-то происходило. Кино само по себе - это движение. После 2 минут просмотра разговаривающих лиц фильм наскучит зрителю, независимо от того, насколько интригующи диалоги. Представьте 14-летнего мальчика с синдромом дефицита внимательности. Если вы сумеете задержать его внимание на протяжении всего периода болтовни, значит у вас все хорошо. Подложите бомбу под стол, за которым герой беседует с Андре ("Мой обед с Андре"), и зрители не найдут себе места на своих креслах.
  16. Если один из героев говорит в диалоге более, чем 3 предложения, сокращайте текст. В реальной жизни никто не даст вам говорить так много, не прервав вас, либо не переключившись на что-то другое. Перепишите сценарий так, чтобы каждые несколько предложений было прерывание или параграф действий.
  17. Является ли начало вашего фильма самым интригующим началом из всего, что вы когда-либо видели? Проходит ли оно "попкорн" тест, когда зритель так взволнован начальными сценами, что забывает, что собирался выйти и купить себе попкорна, пока идут титры?
  18. Является ли концовка фильма логичным завершением истории? Не обязательно финал должен быть счастливым, но он должен быть четким и точным. Даже когда в фильме нет победителей, переписывайте сценарий до тех пор, пока не будет сомнений, где ваши герои оказываются, и какие события и дела ждут их. Что почувствует зритель, когда увидит ваш неожиданный конец? Вы - рассказчик. Вы должны контролировать ситуацию с вашими зрителями.
  19. Используете ли вы правильные слова, надлежащую грамматику и правописание ? Этот момент является менее важным, нежели сильная история, поэтому этот пункт указывается в конце списка, однако он также важен. Если в вашем тексте присутствуют слабые фразы, неточные формулировки, неподходящие конструкции, исправьте это. Позже вы можете привлечь друга, хорошо владеющего правилами правописания, чтобы он перепроверил вашу работу.
  20. Выполните исправления по всем остальным заметкам, которые у вас остались, и отложите на пару недель работу в сторону. Когда ваша голова освежится, вернитесь и заново прочтите свой сценарий. Начните с первого шага и снова проработайте все пункты. Перепивывайте, исправляйте все, что мешает зрителю полностью погрузиться в вашу историю.

Примите поздравления! Вы закончили с переписыванием, но это еще не все. Теперь у вас есть "первый вариант", который можно показать вашим наиболее заинтересованным друзьям-читателям, чтобы получить отзывы. Обсуждайте с ними по-одиночке, чтобы у вас была возможность обдумать, учесть все интересные предложения и переделать текст до того, как текст прочтет следующий критик.

Не оспаривайте никакие предложения, которые люди вам дают. На данном этапе не стоит пользоваться фразами типа "Да вы не поняли... Я пытался тут показать, что...". Если читатель не понял ваш замысел, значит, проблема в недостатке ясности описанной мысли, а не в читателе. Не оправдывайтесь, не извиняйтесь. Просто слушайте и делайте заметки, которые будете вносить в следующей версии сценария.

Если человек действительно хочет услышать ваше объяснение чего-то, дождитесь, когда все предложения и советы будут высказаны. Избегайте каких-либо действий, которые могут прервать поток идей со стороны критика и поменять их первоначальное впечатление.

Ведите себя вежливо, записывайте все, что они говорят, стимулируйте их к более подробным комментариям, добейтесь от них наиболее искреннего мнения. Затем уединитесь и тщательно обдумайте все, что было высказано, прежде чем у вас появится время ощутить собственный провал и осознать, что им не понравилось практически каждое слово в вашем сценарии.

По сути, если ваш читатель очень впечатлен, либо ему крайне не понравилась ваша работа, это хороший знак. Если их реакция слабая, значит, вы не смогли передать эмоции в должной мере, и это большой минус. Основное правило в кинопроизводстве - это то, что ваша сценарий должен быть впечатляющим, и в противном случае не ограничивайте количество и глубину исправлений в тексте. Найдите историю получше.

Сценарий готов

Если вы прошли все шаги переписывания сценария, получили отзывы ваших читателей, значит, ваш сценарий готов. Серьезно! Можете расслабиться.

Если вы получили отличные отзывы, то можете переходить к следующим шагам, превращая рассказ в отличное кино. Если отзывы не достаточно хороши, отложите сценарий в ящик, и возьмитесь за новые идеи.

Многие сценаристы застревают в своей работе, думая, что некоторые исправления в их посредственном сценарии смогут сделать его Отличным сценарием. Не попадайтесь в эту ловушку. Переходите к новому проекту. У вас есть масса отличных идей, готовых быть раскрытыми. Дайте шанс и им.

Практика доводит до совершенства

Некоторые сценарии просто не созданы, чтобы стать успешными, независимо от того, сколько усилий вы приложите в их переписывание.

Дов Сименс любит говорить: "Ваш первый сценарий - это чушь собачья! Любой первый сценарий - это чушь собачья!"

Он прав. Мы все обожаем наши первые творения, и мы не способны объективно оценивать его. Когда вы закончите писать свой первый рассказ, последуйте совету Дова и сожгите сценарий. В конце концов вы поймете, насколько ужасен он был, когда вы напишите пару новых работ, и когда у вас за плечами будет уже некоторый опыт. Хорошим кинематографистам присуща объективность в своей работе.

Сценаристы и писатели не начинают заявлять о себе и своих талантах, пока не напишут свою 5-ю или 6-ю работу. Переписывание улучшает сценарий, но лишь написание новых сценариев сделает вас профессионалом. Если сценарий, над которым вы закончили работать, не вызвал восторга у всех, кто его прочитал, просто отложите его в сторону.

Если вы не верите, отправьте ваш драгоценный сценарий на оценку профессиональному Голливудскому чтецу. Их вы можете найти в профессиональных журналах или на сайтах. Это будет стоить вам немалых денег, но вы получите настоящий, качественный и объективный отзыв от человека, прочитавшего тысячи сценариев, и знает, какой сценарий можно назвать Отличным.

Не пытайтесь сотрудничать с некоторыми персонами, предлагающими долгосрочные и дорогостоящие программы консультаций. Они будут уверять вас, что сценарий великолепен, за исключением некоторых нюансов, которые только они способны исправить.

Пройдут годы, десятки мелких нюансов будут исправляться, и уйма денег уйдет на переписывание, после чего вы все еще будете исправлять последние неточности. Вместо того, чтобы тратить годы на доработки, вы можете делать лишь одну вещь, которая сможет реально усовершенствовать ваши способности. Просто пишите новые сценарии.

Практика доводит до совершенства. Большинство сценаристов, пока не напишут несколько полноценных сценариев к художественным фильмам, либо равнозначных рассказов и коротких повестей, даже не пытаются заявить о себе и своих способностях.

Если вы все еще не верите, отправьте мне пару тысяч долларов, и я расскажу вам, насколько замечателен ваш сценарий, за исключением некоторых деталей, которые я могу поправить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.