Анкета для родителей по жестокому обращению. Результаты анкетирования педагогов мбдоу «детский сад «чебурашка» «жестокое обращение с детьми в семье. Употребляют ли алкоголь

Да

Да, из-за ссоры с родителями

Нет

Да

Нет

Иногда

Меня наказывают справедливо

Да

Нет

Это моя обычная жизнь

Меня вообще не наказывают

За плохие оценки

За позднее возвращение домой

За лень и ложь

Когда оговариваюсь

Всегда справедливо

Чаще справедливо

Чаще несправедливо

Всегда несправедливо

Обида

Гнев

Желание исчезнуть

Безразличие

Страх

Ненависть

Унижение

Желание ответить тем же

Физическое

Психическое

Не испытывал

АНКЕТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

1. Приходилось ли тебе убегать из дома?

Да

Да, из-за ссоры с родителями

Нет

2. К тебе применяли физическое наказание?

Да

Нет

Иногда

Меня наказывают справедливо

3. Считаешь ли ты физическое наказание жестоким обращением над личностью?

Да

Нет

Это моя обычная жизнь

4. За что тебя чаще всего наказывают?

Меня вообще не наказывают

За плохие оценки

За позднее возвращение домой

За лень и ложь

Когда оговариваюсь

За употребление спиртных напитков

5. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?

Всегда справедливо

Чаще справедливо

Чаще несправедливо

Всегда несправедливо

6. Если родители дома наказывают тебя, ругают?

Это жестоко по отношению ко мне

Это необходимая воспитательная мера

7. Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?

Обида

Гнев

Желание исчезнуть

Безразличие

Страх

Ненависть

Унижение

Желание ответить тем же

8. Какого рода насилие испытывал по отношению к себе?

Физическое

Психическое

Не испытывал

Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание

МОУ Уральская СОШ

ТЕМА: «Жестокое обращение с детьми в семье».

Основные виды насилия

Физическое насилие - нанесение ребёнку какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие или лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощёчин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия. Физическое насилие включает в себя также привлечение ребёнка к употреблению наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребёнка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнём. Необходимо понимать, что все эти действия - действительно физическое насилие, кроме того, они почти всегда сопровождаются словесными оскорблениями и психической травмой.

Эмоциональное, или психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение или превращение ребенка в "козла отпущения" людьми, которые заботятся о нем. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, верят, что они действительно плохие, глупые, или никчемные, и могут иметь низкую самооценку и ощущение собственной несостоятельности. Это происходит из-за того, что родители олицетворяют для ребенка весь мир. Эмоциональное насилие трудно доказать. Психологический террор (напр. запирание ребенка в темной комнате, угрозы) также относится к эмоциональному насилию.

Пренебрежение («небрежение») нуждами. О пренебрежении нуждами идет речь, когда родители или лица, их замещающие не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям. Эта форма жестокого обращения преимущественно встречается в семьях, относящихся к бедным слоям населения. Однако небрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, чувствуют себя в безопасности дома.

Пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. - также может относиться к насилию. Иногда данное пренебрежение является опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и требует немедленного вмешательства судебных органов.

Сексуальное насилие - это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают (понимают), на которую они не могут дать информированное согласие, или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, ласкание, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты, детскую порнографию). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).
Распространенность жестокого обращения с детьми достаточно велика, по разным данным в Соединенных Штатах количество официальных сообщений о несчастных случаях из-за жестокого обращения с детьми или отсутствия заботы о них составляет около 1 миллиона в год. Каждый день по этим причинам погибают 3 ребенка. И это происходит не только в Соединенных Штатах: аналогичные цифры можно обнаружить в Канаде, Австралии, Великобритании и Германии.

Дети, которых наказывают за проступок, считают себя виноватыми, или боятся, что их обвинят. Родители считают, что помогают ребенку «набраться ума-разума», а окружающие – что «родители вправе воспитывать ребенка так, как считают нужным». Физические последствия таких избиений, как правило, не столь страшны, а психологические не осознаются. Между тем, каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются. Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.
Важными последствиями физических наказаний является то, что ребенок получает информацию от значимых для него людей (и, прежде всего, на невербальном уровне) о том, что:

Люди, которые вас больше всего любят - это те, которые вас бьют.

У вас есть право бить других членов семьи.

Вы можете применять телесные наказания, когда другие методы не действуют.

Родителям, которые бьют детей, надо помнить следующую статистику: среди детей, которых серьезно били родители, каждый второй ребенок в свое время сам ударит родителя.

Факторы, способствующие применению жестоких наказаний в семье

К ситуационным факторам относят существующие длительное время материальные проблемы, перенаселенность (скученность), переживание острого или хронического стресса, сепарация ребенка от матери в младенческом возрасте, изоляция родителей от привычного социального окружения.

Применению физических наказаний способствуют такие особенности родителей, как неуверенность, социальная нормативность, преувеличение ценности физических наказаний, искаженное восприятие ребенка, страх того, что ребенок «испортится». Особое значение имеет собственный детский опыт. Родители, которые в детстве сами подвергались физическому или эмоциональному насилию, значительно чаще склонны жестоко наказывать своих детей. При объяснении своих действий такие родители нередко прямо говорят «меня били, и я вырос честным человеком». Молодые родители чаще применяют физические наказания.

Младенцы и дети младшего возраста оказываются самыми частыми объектами родительской жестокости. Дети с физическими и умственными аномалиями или чрезвычайно обидчивые дети также подвержены риску плохого отношения со стороны родителей. Кроме того, родители иногда бывают не готовы к поведению детей в подростковом возрасте, и им бывает трудно не применять в этот период насилие.

В семьях, где применяются особенно жестокие наказания, как правило, плохо распределяются семейные роли. Вся власть либо концентрируется у одного из родителей, либо отмечается хаотическое распределение ролей.

Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или

даже смерть. Выделяют следующие виды домашнего насилия:

Физическое насилие.

Сексуальное насилие.

Психическое насилие.

Экономическое насилие.

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме (избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание {например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушение или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлеп- порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие ~ использование ребенка {мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или излучения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми орлами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подкидывание за ним, когда он злого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд и т.п.

Психическое насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он невиноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относ также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие) возрастным возможностям.

Экономическое насилие - это пренебрежение интересами и нуждами ребенка, отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со cтороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, -что приводит несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствий женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Его, ещё ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развивают)

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасно для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря) ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития.

Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются сип травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращены невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно тря Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияния в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти pea могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева.детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством венной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Нарушени я физического и психического развития . У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка яеляются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию». Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, ■ говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурныепривычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различны е заболев ания как следствие жестокого обращения. Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развился такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Личностные и эмоциональные нарушения. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, на против, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально де-привированных 1 детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. У подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми. Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети-жертвы насилия часто находят в криминальной, антисоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Итак, над ребенком совершено насилие, если:

его истязали,

ему нанесли побои,

его здоровью причинили вред,

нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,

ребенка запугивали,

ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

использовали для запугивания свой рост, возраст,

на него кричали,

угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям,
животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование силы общественных институтов:

религиозной организации,

суда,

милиции,

школы,

спецшколы для детей,

приюта,

родственников,

используют для этого изоляцию,

контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями
и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребенком совершают насилие, если:

унижают его достоинство,

используют обидные прозвища.

Над ребенком совершено насилие, если:

не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение
с помощью денег,

взрослыми растрачиваются семейные деньги,

ребенок используется как средство экономического торга при разводе,

используют угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в
другое учреждение),

угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
К ребенку взрослые относятся жестоко, если:

. используют свои привилегии,

отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему,

обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным.

Жестокое обращение с детьми

Слайд

Текст

Эффекты

Слайд

Текст

Эффекты

почти каждая вторая жертва насильственных действий

сексуального характера - несовершеннолетние.

Согласно статистике министерства здравоохранения и

«Каждый ребенок в нашем мире имеет право на уровень

социальных служб США, в 2005 году (данные обнародованы

жизни, необходимый для его физического, умственного,

в 2007 году) жертвами насилия родственников и опекунов

духовного, нравственного и социального развития»

стали 899 тыс. детей, в 2004 году - 872 тыс., в 2003 -

Конвенция ООН о правах ребенка, р.6.

906 тыс., в 2002 - 896 тыс. 55,8% случаев насилия над

Упоминания о жестокости к детям в литературе

детьми было выявлено педагогами, полицейскими,

встречается со 2 века н.э. ? ? Первое общество по

адвокатами и работниками социальной сферы. 62,8%

предотвращению жестокого обращения к детям было

случаев касались именно пренебрежения обязанностями по

основано в 1884г. в Лондоне? ? Выход работы Henry

воспитанию детей родителями или опекунами, что в США

Kempe “The battered child syndrome” («синдромизбитого

считается не менее ужасным, чем физическое насилие.

ребенка») 1962 ? ?

Положение России по показателям CAN (ISPCAN).

«Жестокое или плохое обращение с ребенком (Child

Статистика есть по физическому насилию и безнадзорности

AbuseandNeglect) - это все формы физического и/или

Отсутствие официальной статистики по сексуальному

эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие,

насилию и психологическому жестокому обращению? ?

отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие

Ограниченные возможности фиксации случаев жестокого

формы эксплуатации, способные привести, или приводящие

обращения (преимущественно в системе здравоохранения) ?

к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его

Очень ограниченные (по сравнению с другими странами)

выживания, развития или достоинства в контексте

возможности коррекции, особенно для родителей,

отношений ответственности, доверия или власти» (ВОЗ;

практикующих жестокие формы воспитания.

2003).

В НЦПЗ проведено исследование с целью выявления

Формы жестокого обращения с детьми: физическое

роли внутрисемейного физического насилия на психическое

насилие над ребенком – действия, которые фактически

здоровье детей Обследованы 80 детей (50 раннего и

причиняют физический вред или могут его причинить;

дошкольного и 30 младшего школьного возраста).

сексуальное насилие - использование ребенка для

Результаты: нарушение психического развития;

получения сексуального удовлетворения; эмоциональное

депривационныйсимптомокомплекс, аффективные нарушения,

(психологическое) насилие - неспособность обеспечить

вегетативные дисфункции, расторможение влечений,

подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно

формирование личности с эмоциональной искаженностью,

включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние

отсутствие позитивных социальных установок подтверждено

на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это

наличие особого симптомокомплекса – «синдрома насилия»

ограничение его движения, оскорбление, угрозы и

(Марголина И.А., Козловская Г.В., Проселкова М.Е.,

запугивание, дискриминация, неприятие и другие

2003).

нефизические формы враждебного обращения; отсутствие

Наиболее типичные признаки Физического жестокого

заботы - неспособность родителя или лица

обращения Необъяснимые ожоги, порезы, синяки,

осуществляющего уход, обеспечить развитие ребенка –

следы/рубцы на коже в форме определенных предметов

там, где он обязан это сделать – в следующих аспектах

Следы укусов Антисоциальное поведение Проблемы в школе

(одном или более): здоровье, образование, эмоциональное

Страх перед взрослыми Эмоционального жестокого

развитие, питание, кров и безопасные условия

обращения Апатия Депрессия Враждебность или стресс

проживания.

Трудности концентрации внимания Нарушения питания

По данным ВОЗ в 2000г. было установлено 57 тыс.

Сексуального злоупотребления Неадекватный интерес к

случаев убийств детей до 15 лет. Глобальные оценки

сексуальным отношениям или слишком детальные знания в

убийства детей показывают, что младенцы и самые

сексуальной сфере Ночные кошмары и энурезРезкое

маленькие дети подвергаются наибольшему риску, при этом

изменение аппетита Чрезмернаяподчиняемость или

показатели для группы от 0 до 4 лет вдвое превышают

выраженная агрессивность Страх определенного лица или

показатели для группы от 5 до 14 лет. По Российской

члена семьи.

Федерации за 1998г. число убийств детей в возрасте 0-4

86% совершили убийства и нанесение тяжких телесных

лет составили 99 (2,9) мальчиков и 90 (2,8) девочек; в

повреждений, повлекшие смерть потерпевшего (ст. 105 и

возрасте 5-14 лет – 147 (1,3) мальчиков, 135 (1,3)

111 ч.4 УК РФ). Характеристика правонарушений,

девочек.

совершенных подростками, проходившими экспертизу в ГНЦ

В мире 40 миллионов детей моложе 15 лет страдают от

ССП им. В.П.Сербского с 2000-2006г.г. Подэкспертные,

физического насилия и безнадзорности и нуждаются в

совершившие правонарушения сексуального характера (ст.

медицинской и социальной помощи; 2 миллиона детей

131, 132 УК РФ). Несовершеннолетние подэкспертные. 977

подвергаются эксплуатации посредством проституции и

(100%). Подэкспертные, совершившие

порнографии (ЮНИСЕФ). Ежегодно около 1 млн.

агрессивно-насильственные действия против личности (ст.

девочек-подростков подвергаются сексуальному насилию, в

105, 111, 112, 118, 119, 131 и 132 УК РФ). 598 (61,2%).

отношении более 1,5 млн. детей и подростков совершается

12%.

насилие со стороны отвечающих за их воспитание взрослых

При изучении микросоциальных факторов более 80%

(Christoffel, 1990).

несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в

в России. Из 28 миллионов детей 6 миллионов живут в

неблагополучных семьях в условиях эмоциональной

неблагоприятных, социально опасных условиях По данным

депривации, 55% из них подвергались физическому насилию

МВД РФ в течение последних пяти лет почти ежегодно

и нескольким формам насилия одновременно, 30%

находятся в розыске от 50 до 55 тыс.

несовершеннолетних, совершивших преступ-ленияпротив

несовершеннолетних, самовольно ушедших от родителей

половой неприкосновенности (ст. 131, 132 УК РФ) сами в

либо из детских воспитательных учрежденийНа учете в

прошлом были жертвами сексуального насилия и

ПДН МВД в связи с неисполнением обязанностей по

злоупотребления.

воспитанию и жестоким обращением с детьми состоят 173

Негативная социализация несовершеннолетних,

787 родителей.

находящихся в трудной жизненной ситуации. Подросток.

По статистике Генпрокуратуры РФ за 2007 год 65 тыс.

Злоупотребление ПАВ. Криминальная агрессия. Насилие в

родителей были лишены родительских прав, причем 2600 из

семье. Конфликт межличностных отношений. Криминальная

них - за жестокое обращение с детьми По данным МВД РФ

группа.

около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет ежегодно

Экологическая модель жестокого обращения с детьми.

становятся жертвами насилия со стороны родителей, из

Микроокружение. Община. Личность. Общество.

них 10% гибнут, в т.ч. 2 тыс. заканчивают жизнь

Благодарю за внимание.

самоубийством По данным Всесоюзного суицидологического

Жестокое обращение с детьми В.Д.Бадмаева.

центра 52% самоубийств детей обусловлено семейными

Государственный научный центр социальной и судебной

конфликтами Каждая четвертая жертва изнасилований и

«Жестокое обращение с детьми» | Жестокое обращение с детьми


Результаты анкетирования педагогов МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» «Жестокое обращение с детьми в семье» Дата проведения:15.02.2016 г. Ответственный: социальный педагог Е.Ю. Вдовина. Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье, определить действия воспитателей в случае выявления жестокого обращения с воспитанниками в семье. В анкетировании приняли участие 20 педагогов. После анализа анкет были получены следующие результаты. 1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является: а) традицией, которая имеет 40 % многовековые корни; б) практика воспитания 60% детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей. 2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, 15 % б) нет, 80 % в) не знаю. 5% 3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, 100 % б) нет, - в) не знаю. - 4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать: а) исполнительный орган власти, б) образовательное учреждение, а+б 80 % а) да, _ б) нет, 35 % в) не знаю. 65 % а) да, 100 % 5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий? 6. Является ли речевая 20 % 1 агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? б) нет, - в) не знаю. - 7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, 95 % б) нет, - в) не знаю. 5% 8. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, 100 % 9. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то: а) вы сообщите в орган опеки о случившемся; б) проведете беседу с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми. а+б а) беседа с родителями, б) профилактическая беседа с родителями в присутствии соцпедагога, в) сообщить соцпедагогу и администрации д/с, г) беседа с родителями, информирование соцпедагога, д) консультация, беседа, анкетирование родителей; не рассказывать родителям о том, что малыш нам доверился, е) информирование о случившемся соцпедагога, беседа с родителями, наблюдение за ребенком, ж) посоветуюсь с 10. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия: б) нет, в) не знаю. 10 % 85 % 5% 25 % 5% 40 % 15 % 5% 5% 2 психологом и соцпедагогом о дальнейших действиях. 5% Согласно полученным данным можно сделать следующие выводы. Большая часть педагогов детского сада (60 %) считает, что применение физического наказания к детям в семье является следствием низкого педагогического уровня современных родителей. Есть и другое мнение. Психолог, психотерапевт, и один из авторов программы «Жизненные навыки», «Уроки психологии для детей и подростков» Дарья Рязанова знает, что многих современных родителей самих били в детстве: «Примерно одну треть людей, которым сейчас 30-40-50 лет, в детстве били. Случается, что человек осознал и принял решение с собственными детьми так не делать, но чаще всего такие люди все равно переносят все на своих детей, потому что не знают, как с ними по-другому обращаться». Рязанова считает, что собрать реальную статистику по насилию в отношении детей в настоящее время просто невозможно. «Традиционно применять к детям физические наказания существует уже много веков, но именно сейчас, благодаря СМИ формируется первое поколение родителей, которые считают, что бить детей как-то нехорошо (не нельзя, а именно нехорошо), поэтому многие этого стыдятся и не говорят об этом. Но то, что у нас есть традиция бить детей – это однозначно». 85 % педагогов считают, что применение физических наказаний к детям не является правомерным. Все педагоги без исключения знают, что в нашей стране за жестокое обращение с детьми введена уголовная ответственность. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. 80 % педагогов считают, что проблему насилия над детьми должны решать органы исполнительной власти, то есть администрация города и все подвластные ей структуры. Согласно Порядку информирования о жестоком обращении с несовершеннолетними органов опеки и попечительства организациями (утвержден Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области от 24.12.2015 года № 6) образовательная организация лишь одно звено в цепи, основную работу по реабилитации семьи, выбору мер пресечения берут на себя органы местного самоуправления. Большая часть педагогов (65%) не знают, актуально ли в России введение ювенальных технологий. Ювенальные технологии - введённое в России понятие, обозначающее комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов еще в 2014 году на Всероссийском родительском общественном форуме призывал общественность пресечь проникновение в Россию ювенальных технологий западного образца. «Необходимо пресечь проникновение и внедрение в России ювенальных технологий западного образца, которые влекут за собой безвозвратное разрушение несомненного родительского авторитета», - говорится в обращении, адресованном участникам Всероссийского родительского общественного форума (подробнее: 3 http://www.kurer-sreda.ru/2014/02/16/131184). В современной России, Павла Астахова «существующий свод законов достаточен для того, чтобы защищать права ребенка и права семьи». Все педагоги без исключения согласны, что речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) является жестоким обращением с детьми; 85 % педагогов в случае, если будут свидетелями жестокого обращения с воспитанником со стороны родителей за пределами детского сада, отметили, что проведут беседу с родителями; 10 % педагогов отметили, что сообщат о случившемся в орган опеки и попечительства; 5 % считают: нужно поговорить с родителями и сообщить в орган опеки. Конечно, если с данными родителями у педагога налажены добрые отношения, он уверен, что к его мнению прислушаются, то, конечно, стоит для начала провести беседу. Но если педагог знает, что воспитанник растет в неблагополучной семье, где постоянно нарушаются права ребенка, он обязан сообщить о случившемся в орган опеки и попечительства. Все педагоги (100 %) отметили, что образовательная организация может предотвратить жестокое обращение с детьми в семье. Образовательная организация, как правило, первая выявляет неблагополучие в семье, так как у педагогов есть возможность ежедневно наблюдать за детско-родительскими отношениями, проводить коррекционную работу с детьми и родителями. В последнем вопросе педагогам было предложено написать алгоритм действия в ситуации, когда воспитанник доверился воспитателю и рассказал о том, что его дома бьют. Мнение педагогов можно увидеть в таблице. Согласно результатам, никто из педагогов не оставит такой «вопиющий» эпизод без внимания. Но была упущена одна, самая главная часть алгоритма: ребенок набрался смелости и поделился с педагогом своей бедой, ему плохо, он боится, он ищет в близком взрослом поддержки (Вы таковым для него и являетесь). Первое, что должен сделать педагог, успокоить воспитанника, пожалеть, не выказывая сильных эмоций, выслушать ребенка, а далее действовать по ситуации. Результаты данного анкетирования показали, что педагоги информированы о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и готовы участвовать в рамках деятельности образовательной организации в работе по профилактике нарушения прав ребенка в семье. 4

Дети - наиболее ранимые члены нашего общества, их права и свободы грубо нарушаются. Проблема семейно-бытового насилия, и тем более насилия над детьми, до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Дети подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества. Сейчас в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, страдающим от насилия.

Что же такое насилие в семье? Под насилием в семье следует понимать любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи, как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи (Приложение 1).

Анализируя характер обращений в наш центр, можно сказать, что процент обращений, связанных с домашним насилием незначителен. Это связанно с тем, что сама проблема скрыта от общественного сознания и на первый взгляд не является проблемой. У нас еще сильны традиции воспитания: "Битье определяет сознание", "Бьет - значит любит". На самом же деле вопрос гораздо глубже, и агрессия, направленная на ребенка, непосредственно отражается как на его психическом здоровье, так и на психическом здоровье всего общества. Дети, усваивая насильственное поведение родителей на уровне подражания, переносят его в социум.

Работая с, так называемыми, неблагополучными семьями, можно проследить прямую зависимость между алкоголизмом, наркоманией и физическим и психологическим насилием в семьях. В состоянии алкогольного опьянения родители часто проявляют физическое насилие над детьми (избивают, выгоняют из дома и т.п.). Как правило, в таких случаях за помощью обращаются либо соседи, либо родственники детей, находящихся в этих семьях.

Основную воспитательную функцию по отношению к таким детям берут на себя социальные институты (школы, органы опеки, различные правоохранительные организации и т.п.). При всем этом существуют такие организации, которые могли бы помочь детям, но дети не знают об этом. Согласитесь, не каждый ребенок (особенно подросток) может обратиться за помощью к учителю или школьному психологу, т.к., возможно, боится или не хочет «выносить ссор из избы» на обозревание «школьной общественности». Несовершеннолетние также не знают о возможности психологической реабилитации. Кроме того, сложившиеся стереотипы воспитания и поведения отделяют барьерами от детей органы опеки, инспекции, суды, психологические службы. В результате, несовершеннолетние либо боятся, либо не хотят обращаться за помощью в социальные органы, призванные обеспечивать защиту их прав.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой задачу подготовить анкету и провести опрос учащихся школ для выяснения вопросов:

Бьют ли детей родители? Применяют ли к ним какие-либо другие формы насилия?

Если бьют, то за что?

Если не бьют, то почему?

Как дети могут защитить себя от различных видов и форм наказания?

Что дети чувствуют, когда их бьют или наказывают?

Поэтому в период с 1 декабря 2012 года по 15 января 2013 года я провела социальное исследование на базе трех школ Молодечненского района: Холхловской БШ-сада, Насиловской БШ и Выверской СШ-сада.

Методическое обеспечение: анкеты для учащихся 3 - 5-х классов (Приложение 3) и анкеты для учащихся 7 - 11-х классов (Приложение 4).

При анкетировании учеников из этих школ - респондентами выступали ребята двух возрастных периодов: 8 - 11 лет и 12 - 16 лет.

Общее количество испытуемых в возрасте от 8 до 11 лет составило 69 человек из различных категорий семей, из них мужского пола - 30 человек, женского - 39; 22% - в возрасте 11 лет, 30% - 10 лет, 29% - 9 лет и 19% - 8 лет.

Результаты анкетирования приведены в следующей таблице:

Начало предложения

Окончание предложения

очень часто

Мама со мной ласкова…

Папа со мной ласков…

Мама на меня кричит…

Папа на меня кричит…

Мама может меня шлепнуть, ударить, дать пощечину, подзатыльник и т.д. …

Папа может меня шлепнуть, ударить, дать пощечину, подзатыльник…

Когда я плохо себя веду, мама может закрыть меня в туалете…

Когда я плохо себя веду, папа может закрыть меня в туалете…

Когда мама сильно злится на меня, она дерется кулаками…

Когда папа сильно злится на меня, он дерется кулаками…

Мама обычно пинает, бьет меня ногой, когда сильно злится на меня…

Папа обычно пинает, бьет меня ногой, когда сильно злится на меня…

Мама сильно избивает меня…

Папа сильно избивает меня…

Когда мама сердится, она хватает меня за горло и начинает душить…

Когда папа сердится, он хватает меня за горло и начинает душить…

Когда я делаю что-то не так, мама связывает меня…

Когда я делаю что-то не так, папа связывает меня…

Когда я делаю что-то не так, мама может бить меня ремнем…

Когда я делаю что-то не так, папа может бить меня ремнем…

Я нуждаюсь в медицинской помощи после травм, которые нанесли мне родители…

После воспитательных мер, используемых родителями, у меня остаются синяки, ссадины, раны, порезы и другие травмы…

Результаты анкетирования показали, что в среднем 49% 8 - 11-тилетних детей в той или иной степени испытывают на себе физическое насилие со стороны родителей.

Под физическим насилием мы понимали: действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д. Сопоставляя результаты анкетирования с банком данных неблагополучных семей региона, наблюдений за несовершеннолетними в ходе работы, можно отметить, что детей регулярно избивают в подавляющем большинстве в алкоголизирующихся, экономически, психологически и социально неблагополучных семьях. Однако факты физического насилия над ребенком не редки в обычных, «благополучных» семьях. До сих пор многим кажутся допустимыми и оправданными наказание ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т. п.

Теперь обратимся к результатам анкетирования ребят в возрасте от 12 до 16 лет.

Общее количество испытуемых в этом возрасте составило 88 человек из различных категорий семей, из них мужского пола - 48 человек, женского - 40; 21% - в возрасте 12 лет, 20% - 13 лет, 15% - 14 лет, 23% - 15 лет и 20% - 16 лет.

Большинство ребят оценили отношения в своей семье как спокойные и дружеские (65%), некоторые ответили, что в семье иногда бывают ссоры (32%), 3 % опрошенных определили их как напряженные, но без видимых конфликтов.

Получены достаточно интересные ответы подростков на вопрос, что же они понимают под определением «Насилие в семье»: «Это - когда…»

«… издеваются над человеком»;

«… избивают»;

«…делают что-нибудь против чьей-то воли»;

«…постоянно заставляют делать самую трудную и самую черную работу и всегда чем-то недовольны»;

«…отец и мама плохо смотрят тебя, часто бьют без причины, унижают»;

«…родители пренебрегают своими обязанностями»;

«…навязывают свое мнение, применяя физическую силу»;

«…возникает непонимание между детьми и родителями, и возникают конфликты и ссоры»;

«…в семье постоянные ссоры, в которых страдают родители (мама или папа), но и дети»;

«…какой-то член семьи постоянно издевается над другим, может даже намного младше его»;

«..родители бьют детей, когда есть за что»;

«…тебя «бьют» морально и физически, иногда даже толком не разобравшись в ситуации»;

«..разногласия в семье»;

«…отец избивает мать»;

«…в семье присутствует рукоприкладство» и др.

Как же дети относятся к различным формам насилия?

Респонденты отметили, что зачастую родители применяют к ним и физическое (43 %) насилие (данный вид насилия был рассмотрен выше), и психологическое (78 %).

Эмоциональное (психологическое) насилие рассматривается как периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Эмоциональное насилие выражается:

в обвинении в адрес ребенка (брань, крики);

в принижении его успехов, унижение его достоинства;

в отвержении ребенка;

в длительном лишении ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

в принуждении к одиночеству.

Кроме того эмоциональное насилие может выражаться:

в совершении насилия по отношению к супругу или другим детям в присутствии ребенка;

в похищении ребенка;

в причинении боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К этому виду насилия относятся также ложь, обман ребенка, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям.

Исследователи выделяют следующие особенности взаимодействия детей и родителей при эмоциональном (психологическом) насилии:

Со стороны родителя:

доминантность;

аффективность;

непредсказуемость;

непоследовательность;

непринятие.

Со стороны ребенка:

субординированность;

бесчувственность;

ригидность;

безответственность;

неуверенность;

беспомощность;

самоуничижение.

Эмоциональное насилие практически всегда сопровождает другие виды насилия (физическое, сексуальное).

В ходе исследования было выявлено, что родители к своим детям применяют телесные наказания:

Часто (1 %);

От случая к случаю (15 %);

Только иногда (21%);

Никогда (58 %).

Оказалось, что матери наказывают своих детей чаще, чем отцы (53%/31%). Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указывались следующие:

в большинстве случаев за плохие отметки и поступки,

«за мою ленивость»,

«за мой характер (иногда спорю с родителями)»;

«меня ругают, когда я срываю свою злость на родных и плохо с ними разговариваю»;

«если я отвечаю на мамины упреки грубостью»;

«за обман и воровство»;

«за драки с братьями и сестрами»;

«за то, что я сначала делаю, а потом думаю».

91 % ребят не считают применяемые к ним наказания насилием по отношению к себе.


В результате наказаний, оскорблений, ругани со стороны родителей респонденты испытывают:



Виды насилия, которые испытали или продолжают испытывать подростки в своей семье:



Большинство ребят (33%) отметили, что акты насилия по отношению к себе испытали в детском возрасте, 11 % - в юношеском.

Практически все ученики ответили, что терпеть насилие, не применяя никаких мер для его предотвращения, не стоит (94 %).

В то же время ребята честно признались, что некоторые из них допускали некоторого рода насилие по отношению к другим.


Следует отметить, что дети с импульсивным поведением, гиперактивные нуждаются в особом к себе подходе, а вместо этого их подвергают жестокому наказанию. Ребенок, подражает насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкивается на агрессию. Таким образом, создается порочный круг плохого поведения. Можно полагать, что семейно-бытовое насилие служит моделью агрессивного поведения.

Агрессия как социальная форма поведения усваивается детьми и поддерживается в основном взрослыми точно так же, как и многие другие положительные формы социального поведения. Такой же стиль общения и поведения они применяют в жизни, общаясь со своими ровесниками и другими людьми.

За помощью в преодолении кризисной ситуации, связанной с насилием, по словам опрошенных, подростки обратились бы к:

друзьям (32 %);

родителям (60 %);

родственникам (9 %);

учителям (2 %);

специалисту (напр., психологу) (14 %);

анонимному специалисту (8 %).

Некоторые ученики ответили, что на сегодняшний день они нуждаются в помощи психолога, желательно анонимного.

По мнению ребят, наиболее эффективными средствами предотвращения насилия в семье являются:

компромисс;

запугивание родителей: «следует пугать лишением прав на родительство»;

помощь специалиста;

помощь психолога;

членам семьи следует жить в дружбе и совете;

научиться решать семейные конфликты без применения силы;

взаимопонимание, умение уступать;

«дети должны быть послушными».

Некоторые ребята считают, что такие средства вообще отсутствуют.

Кроме того, ученикам школ было предложено ответить на следующий вопрос: «Если бы был принят Закон «О предотвращении насилия в семье», какие лично ты внес (внесла) предложения?».

Получены следующие ответы:

«побои в семье строго наказывать»;

«запретить насилие по отношению к детям»;

«никакого сексуального насилия, никаких побоев и издевательств»;

«большой штраф за унижение ребенка»;

«детям, которые подвергаются насилию в семье, давать право выбора своего будущего самим»;

«в любом случае применять физическое насилие нельзя».

Данные, полученные в ходе исследования, нельзя считать абсолютно достоверными, т.к. только 82 % детей отвечали искренне, 16 % - несовсем, а 2 % - были неискренними в своих ответах.

Как показывает наше исследование, физическое насилие над детьми достаточно распространено, т.к. дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом. Так появляется "забитый ребенок".

Хотелось бы отметить, что рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений.

Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве.

Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.

Необходимо, чтобы взрослые уяснили для себя необходимость:

изменения общественного отношения к проблеме насилия;

изменения стереотипов воспитания.

Большое значение в решении данной проблемы имеет просвещение родителей и педагогов по вопросам различных видов насилия, их проявлений и последствий для детей. (Приложение 4)

Анкета выявления жестокого обращения с детьми

Предлагаемая Вам анкета содержит вопросы и варианты ответов.

Подчеркните соответствующий Вам вариант ответа

(можно выбрать несколько вариантов)

1. Как часто тебе приходилось быть жертвой агрессии или насилия?

2. При каких обстоятельствах ты оказывался жертвой насилия?

конфликт дома

конфликт в школе с учениками

конфликт в школе с учителями

отношения на улице

ситуация в кружке, спорт. секции, клубе

другой вариант (укажите)

3. Бывают ли у тебя дома ситуации, когда один из родителей наказывает, а другой начинает жалеть и утешать тебя?

да, часто

4. Случалось ли тебе наблюдать ссоры между родителями?

5. Поручают ли тебе родители дела чересчур сложные и тяжелые для тебя?

6. Бывает ли тебе страшно сообщить родителям о плохой оценке?

да, почти всегда

очень редко

7. Как тебя наказывают дома?

ставят в угол

лишают любимого занятия

оскорбляют

выгоняют из дома

ограничивают в покупках;

унижают при посторонних;

«читают нотации»

прекращают общаться на длительное время

не пускают гулять

другое (указать)

8. Являлся ли ты свидетелем насилия над близкими тебе людьми?

9. Как учителя выражают недовольство твоей учебой и поведением?

пишут замечания в дневник

вызывают родителей

отчитывают

выгоняют с урока

обзывают, оскорбляют, дают клички

бьют, дают пощечины

толкают, хватают за ухо

бьют указкой или другими предметами

другое (указать)

10. Как учащиеся выражают к тебе негативное отношение?

обзывают, оскорбляют

не разговаривают, игнорируют

другое (указать)

11. Каким способом ты обычно реагируешь на ситуацию насилия?

пытаешься уйти от обидчика

проявляешь агрессию в ответ

выполняешь требования

стараешься смириться с ситуацией

обращаешься за помощью к близким людям

другое (указать)

12. К кому ты можешь обратиться за помощью и поддержкой в ситуации насилия?

к друзьям

к родителям

к брату или сестре

к учителю

к психологу

ни к кому

Родительское собрание - практикум

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

5 класс

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи: 1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

2)убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

3) содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

Подготовительная работа:

1. Анкетирование родителей и учащихся с целью выявления семейных методов наказания (Приложений 1)

2. Анализа анкетирования.

3. Разработка памяток для родителей (Приложение 2)

4. Подготовка педагогических ситуаций.

Ход собрания

I . Организационная часть.

II . Обсуждение проблемы « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Сегодняшнее собрание я хочу начать словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости»

К сожалению именно порицание, критика, а также телесные наказания часто являются главными методами воспитания в семье. Родители очень часто не задумываются о том, что маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Сегодня я предлагаю нам всем вместе ответить на вопросы

Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

Как обойтись без унижающих наказаний?

Накануне нашего собрания я просила вас ответить на вопросы анкеты. Практически такую же анкету заполнили ваши дети. Эти анкеты не авторизированны, но вот какие выводы можно из них сделать. Часто методы наказания как бы передаются по наследству. Если вас ваши родители стыдили при посторонних, то это повторяется и в вашей семье. Если главной формой наказания было прекращение общение, то это испытывают на себе и ваши дети. Оскорбления, ругательства, долгие и нудные нотации наравне с телесными наказаниями, как бы это не казалось странным, тоже являются формами жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми: что это такое? Это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и другие способы, которыми взрослые могут искалечить ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят душу ребенку не меньше физического насилия.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Если же родителям удается добиться от своих детей выполнения требований только при помощи вышеперечисленных форм и мер принуждения, то чаще всего ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием.

Важно понять: воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие.

К сожалению, в некоторых семьях ещё физически наказывают детей и считают ремень, шлепки, подзатыльники самыми действенными способами. При этом родители ссылаются на то, что «дедов так учили, нас так учили и ничего, людьми выросли». Это, кстати, о передачи «по наследству». При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствую развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. В таких семьях невозможно добиться сознательной дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них, а подчиняются только из-за страха перед наказанием.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но жестоко воздействуют на детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребёнка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижения ребёнка грубым словом, нанося ему оскорбления. Часто ребенок не оправдывает ожидания родителей. Не так талантлив, не так умен, не гений, как хотели бы родители. За это ребенок так же может быть подвержен жесткой критики, издевкам, пренебрежительному отношению.

В некоторых семья детей наказывают трудом. В этой ситуации у ребёнка появляется отвращение к труду и само наказание приводит к его вредной логике: если провинился, то обязан трудиться, а если не провинился, то трудиться не обязан.

Жестокое обращение с детьми может вызвать задержку их психического и социального развития. Побои и наказания могут превратиться в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», эмоционально «тупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда ест выход. И первый шаг должен сделать тот, сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения. Учатся кричать, если мы кричим, грубить, если мы грубим, становятся жестокими, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. Как известно доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем попытки насильственного воспитания и развития.

Эффективность поощрений и наказаний детей в семье может быть достигнута при определённых условиях.

Родители должны быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях. Требования к детям надо предъявлять разумно, необходимо считаться с их интересами.

Ребёнку следует объяснить, почему тот или иной поступок заслуживает осуждения или наказания. Независимо от возраста ребёнок должен понять, что несёт наказание заслуженно, и если он поймет это, то внутренне будет готовится к тому, чтобы впредь этих поступков не совершать.

Выбирая меру наказания, родители должны учитывать, первый ли раз совершен проступок или уже сложилась определённая практика непослушания. В этих случаях мера наказания не может быть одинаковой: более строгое наказание должно быть применено во втором случае.

III . Практическая часть

Давайте вместе попытаемся разрешить несколько педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация 1.

Мать вернулась с родительского собрания, на котором говорили об отставании её дочери по математике. И вместо того, чтобы дома спокойно постараться выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая тупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по математике».

Педагогическая ситуация 2.

Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребёнку.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 3.

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 4.

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребёнку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.

Педагогическая ситуация 5.

Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

IV . Заключительная часть. Обсуждение и принятие решения собрания.

Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной и интересной. К сожалению, весь материал по данной теме невозможно вместить в рамки одного собрания, и мы еще не раз вернемся к секретам семейного воспитания. А пока в продолжение нашего разговора я предлагаю вам памятки о ненасильственном воспитании в семье, в которых содержатся советы мудрым родителям. Закончить наше собрания мне бы хотелось отрывком из стихотворения Э. Асадова

Мир жив добротою и уваженьем,
А плетка рождает лишь страх и ложь.
И то, что не можешь взять убежденьем -
Хоть тресни - побоями не возьмешь!

В ребячьей душе все хрустально-тонко,
Разрушим - вовеки не соберем.
И день, когда мы избили ребенка,
Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Когда-то подавлены вашей силою,
Не знаю, как жить они после будут,
Но только запомните, люди милые,
Они той жестокости не забудут.

Семья - это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!

Источники:

http://pedsite.ru/publications/74/
http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.