Проблемы нравственного воспитания подростков. Нравственное воспитание подростков

Сыроватская Татьяна Витальевна,
учитель иностранного языка
МОБУ СОШ № 25 г. Якутска
Республики Саха (Якутия)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование нравственного воспитания подростков является важной и необходимой частью процесса обучения и воспитания в школе. Следует отметить необходимость развития становления нравственно-здоровой личности не только в стенах школы, а также за ее пределами, а именно воспитание и обучение, прежде всего в семье, в которой развивается духовно и физически ребенок. В этом становлении играют важную и особую роль родители. В школе же, примером становления нравственно-идейной личности является учитель. Беседы, лекции, диспуты становятся эффективными лишь тогда, когда подростки сами осознают необходимость в познании нравственности, которая должна сочетаться с различными видами деятельности: учебной, трудовой, общественной, эстетической - по мере овладения которыми учащиеся овладевают опытом нравственного поведения.

Не секрет, что успех просвещения школьников подросткового возраста зависит от умения учителя преподнести материал, будучи желающим донести что-то положительное для ученика. Восприятие учеником будет являться лучше, чем учитель будет более открытым. Эмоциональным, сам подаст положительный пример. Все чаще приходится утверждать, что формирование нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание, а также сложившиеся стереотипы родителей. О том, что воспитание, становление нравственности ребенка должно происходить именно в стенах школы.

Отсюда можно сделать следующий вывод о том, что ребенок дезориентирова во взрослом мире. Не имея четкого представления о нравственных идеалах, запутавшись в своих ценностях, а также массовая экспансия молодежных субкультур - все это является тупиковой ситуацией для принятия верного решения о понятии и формировании нравственно-здоровой личности.

В современно настоящей педагогике существуют работы, посвященные изучению данной темы Сухомлинского В.А., Азимовой Р.Д., Халфина Ю.А. и др. К сожалению, что касается становлении личности ребенка содружество с педагогом, родителями, школой недостаточно изучен, что и побудило нас взять за основу исследования на тему: «Формирование нравственного воспитания подростков через систему «школа - родители - ученик» путем обучения и воспитания в условиях современной школы.

Нравственное поведение складывается из поступков, превратившихся в привычку. Умонастроение - это привычка, воля поступать в определенных ситуациях определенно, и отклонение линии поведения здесь случаются в исключительных случаях нравственного поведения определяется не только мотивом, а укоренившейся мотивацией, которая вытекает к конкретному поведению. Процесс морального развития, если он не имеет негативные коллизии, приближает личность к уровню социальной зрелости и духовного совершенства, который предполагает прохождение нескольких этапов: формирование личности, утверждение своего «я», становление личности. Поэтому, мы считаем, необходимым разработку конкретного содержания просвещения нравственности подростков. Важно учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности старшеклассников.

Например, желание самоутвердиться в классном коллективе, отсюда вытекает желание подростков найти свое «я», но зачастую мы видим, как неправильно, в большинстве случаев, подростки находят путь к своему «я» - не хватает настойчивости, последовательности, силы воли, усидчивости, отрицательное влияние «трудных» подростков, жизненные ситуации, случаи на улице и т.д. Ребенок, в каком бы возрасте ни был, как «губка», которая впитывает все и быстро, но, к сожалению, чаще - негативное. Задача педагога, в содружестве с родителями - выявить причины безнравственного поведения, поступков, постараться устранить их с минимальным ущербом для личности подростка. Ведь подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, переоценивают свои возможности в достижении нравственных высоких целей. Возникает интерес к моральным проблемам, им свойственен усиливающийся интерес к нравственной стороне окружающей его действительности. Они начинают анализировать поступки взрослых и сверстников, стараются разобраться в мотивах своих действий, чутко прислушиваются к общественному мнению, которое также оценивает его поступки, суждения, отношение к другим и самому себе.

Формирование у школьников старшей возрастной группы, на наш взгляд, нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования нравственного сознания в целом. Моральные понятия, которыми осваивают подростки, формируют у них нравственные мотивы поведения, умение давать правильные оценки явлениям общественной жизни, собственному поведению, отношением в коллективе. Развитое нравственное сознание способствует возникновению у старшеклассников готовности выполнять общественные требования, самостоятельно выбирать способы поведения в простых и сложных жизненных ситуациях. Поэтому, мы выявили следующее, анализируя практику нравственного поведения в школе, можно заметить, что он осуществляется в процессе преподавания, в основном, гуманитарных предметов; во внеклассной деятельности: беседы, диспуты, обсуждение книг, кинофильмов, лекций, спектаклей, в которых затрагиваются проблемы нравственности; в процессе воспитания ребенка в семье. Мы обратились к данному аспекту, исходя из его насущности.

Система нравственных ценностей будет закладываться в подростках тем лучше, чем, например, преподаватель является более эмоциональным, так чаще говорит об этом опыт работы в школе, жизненные наблюдения тех или иных ситуаций. Успех просвещения школьников - подростков зависит в основном от этого, потому, что большую часть времени в основном, ученик проводит в школе, естественно, для него существуют идеалы, идеалы-учителей, те люди кому они больше доверяют, кто пользуется у них авторитетом. Учитель, используя разные методические приемы, старается добиться положительного эмоционального настроя учащихся при решении тех нравственных задач, которые будут поставлены на уроке. Именно, эмоциональная окраска преподавателя позволяет выявить главное, существенное в нравственной стороне изучаемого явления, раскрыть свою точку зрения. Побуждая чувства подростков, педагог влияет на разные стороны их морального сознания, прежде всего на мотивы деятельности и духовные потребности. Целенаправленное наблюдение за учебным процессом позволяют нам утверждать, что формированию нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание. Задача же учителей - предметников и классных руководителей - определить какие ключевые понятия могут быть сформированы одновременно по каждому предмету. Желание учителя изучить эту проблему, составить схему ее подачи подростком - облегчит, на наш взгляд, и поможет в воспитании становлению нравственно гармоничной сформированной личности учащегося.

Конечно же, нельзя сказать, что ребенок воспитывает нравственность только в школьных стенах. Неотъемлемой частью нравственного становления личности является семья. «Семья, - говорил Энгельс, - дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» Семья своего рода носитель «арсенала» человеческих чувств и представлений, «окно», через которое ребенок впервые приобретает возможность всмотреться в общество, а через него и в себе. Поэтому проблемы семьи не могут не сказаться на ее воспитательных функциях, как субъекта воздействия. Например, материально обеспеченные родители сказываются на воспитательных функциях семьи. Не случайно возникла уже проблема подростка, воспитываемой в условиях достатка. В таких семьях ребенок чаще всего воспринимает все как само собой разумеющееся. В подростковом возрасте начинает вырабатываться сознание, которое впоследствии обязательно отразится на таком качестве, например, как чуткость, и в развитии этого качества важную роль играют взаимоотношения родителей. Родительский авторитет формирует в ребенке отношение к миру с умом. Если учесть, что воспитанием ребенка занимаются молодые родители, где еще не устоялись жизненные ориентиры, порождает свои проблемы, затрудняющие процесс нравственного воспитания детей. Мы уверены в необходимости учреждений, проведение курсов, бесед, способствующих педагогическому обучению детей.

Что же необходимо для нравственного воспитания подростков? Проводя работу по домашнему аспекту воспитания здоровой личности ребенка, мы можем сделать следующие выводы и рекомендации: необходима качественная методика, направленная на проецирование программ по формированию целостной нравственной личности подростка. Целостность и эффективность системы деятельности учителя в процессе обучения. Принципиально важно в диагностике программы при их конфигурации заложить развивающее взаимодействие компонентов системы деятельности, направление на установление и развитие системы деятельностей, направленное на установление и развитие системы нравственных отношений в соответствии с нравственно-психологической структурой личности школьника с учетом возраста. Комплекс диагностических программ изучение состояний системы деятельности учителя по нравственному воспитанию и развитию личности в процессе обучения способен выполнить не только диагностическую, конструктивную, но и прогностическую, активно влиять на повышение уровня зрелости системы и нравственной сферы личности учащегося.

Цели, на наш взгляд, нравственного воспитания по своим содержательным характеристикам, делится на цели, которые связаны с идеалом нравственной личности, и те, которые непосредственно рождаются жизненной практикой и направлены на решение задач первостепенной важности: гражданской и нравственной зрелости подрастающего поколения, его готовности к труду, к осмыслению личной ответственности.

К средствам нравственного воспитания, мы считаем, относится широкий круг целенаправленных воздействий и прежде всего этическое просвещение через различные каналы и на различных уровнях, сюда же относятся общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Так как это является неотъемлемым фактором становления нравственности подростков.

Нас интересует выработка средств управления нравственным воспитанием ребенка и подростка, по пути их морального развития в рамках треугольника торговых микросистем: семья - детский сад - школа. Под средствами управления нравственным воспитанием в этих микросистемах имеются в виду конкретные наблюдения, выявление индивидуальных характеристик каждого ребенка. Специфика торговых микросистем играет в моральном развитии ребенка определенную роль и создает возможность накопить «информативный» материал, необходимый для субъекта моральной деятельности, о возможностях и интересах воспитуемого.

Основная задача нравственного воспитания заключается в том, что она в первоначальной стадии предполагает «изучение выявление» внутреннего потенциала воспитуемого. Без этого знания воспитание может превратится в чистое морализаторство, когда создается почва для разрыва слова и дела, когда слова могут остаться повисшим в воздухе, не найти своего адресата души и чувств ребенка, подростка. Только лишь воспитание, мы считаем, протекающее одновременно с выявлением индивидуальных возможностей и способностей подростка, может сформировать практически действенные, эффективные условия управления нравственными процессами. Эта работа должна проводиться еще в детском саду в таком сотрудничестве с семьей и всеми воспитательными учреждениями. Подготовка ребенка к вступлению в большую жизнь начинается с детского сада и семьи, на данном этапе должно быть сделано все, чтобы помочь встать ему на путь самосознания, осмысления своей необходимости обществу. Живое отношение к живой действительности создает реальные условия для построения действенной воспитательной системы. Воспитатель по призванию и по профессии обязан знать внешние и внутренние детерминации (причины и условия) в которых протекает нравственное и духовное приобщение ребенка к общественной жизни. Вот почему первым шагом знакомства с воспитателем является изучение внешних условий, в которых оказался ребенок, а именно условий семьи. Ведь именно отсюда первые шаги по формированию нравственных качеств.

Круг друзей и семейный круг - все должно быть объектом постоянного внимания школы и координирующих соответствующих организаций.

В широком опыте учителей проверялось положение о том, что внесение изменений в направленность и характер процесса обучения, признание ему ярко выраженной устремленности к правовым ценностям в условиях организуемого и стимулирования общения подростков друг с другом должно вызвать к жизни нравственную деятельность, осознанные и нравственные мотивированные поступки, привести к интеграции необходимых компонентов нравственно целостной личности подростков в самом процессе их взаимосвязанного формирования. Основными педагогическими средствами интеграции компонентов выступали комплексное проектирование, программно - целевое планирование и формирование целостного процесса нравственного воспитания личности подростка в формах организации обучения, моделирования и формирование нравственной деятельности, организация и стимулирование обучения подростков друг с другом на нравственной основе. В результате, мы думаем, учебный процесс приобретает ярко выраженный коллективистский и гуманистический характер, такие системные свойства, такие как интегративность, целостность, нравственная направленность. Новообразования объясняются тем, что сама мораль по своей природе интегративна, целостна.

Нравственная направленность учебного процесса предопределяется постановкой целей и задач, системы вопросов и заданий, направленных выяснение нравственного аспекта явлений и процессов, их осмысление, оценку, выбор нравственных эталонов и их реализацию в поступках. Организация общения подростков друг с другом в нравственно направленном учебном процессе ставит их в жизненные ситуации. Такие ситуации общение на нравственной основе пробуждает у подростков неудовлетворенность сущим и стремление перестроить реальные отношения по критерию нравственного идеала. Согласованное и внутренние принятое нравственная порча получает возможность осуществиться какой-либо гранью в реальном действии подростов, закрепиться в их опыте, стать чертой характера. Способ организации общения подростков в процессе обучения превращается в способ интеграции знаний, в способ структурирования нравственно целостной личности. Так мы можем вывести формулу общения подростков интеграции знаний.

Учебная деятельность не имеет этической оценки, так как результат ее непосредственно не задевает ничьих интересов. И с этой точки зрения и ученик-отличник, и ученик-троечник, казалось бы, равны перед нравственностью. Их нравственные достоинства станут оцениваться в другой сфере и с других позиций. Учеба должна восприниматься подростками как деятельность, дающая им возможность в дальнейшем влиять на социальную жизнь общества, изменять ее, улучшать. Сами дети не в состоянии это понять и помнить постоянно. Профессиональное их будущее так далеко от их сегодняшнего дня. Если же учесть, что о профессии они судят по внешним формам ее проявления или отличия, а о сути и содержании профессии долго не подозревают, что становятся понятым, как мала возможность подростков по-настоящему понять, что их учение сегодня - это качество их работы завтра. Поэтому педагогически целесообразно ориентировать нравственное сознание старшеклассника на этическое значение учебной деятельности. Ученик должен видеть зависимость своей будущей жизни от сегодняшнего учения. Этот этический план подразумевает только человек, максимально развитый может принести пользу людям и обществу, следовательно, потенциально только он может быть высокоразвитым человеком. И следующее: сегодняшняя плохая учеба - это завтрашний невысокого качества труд, потому что, неразвитый человек при всем своем старании не обеспечит качественной продукцией труда.

Обеспечение нравственной ориентацией деятельности подростка способствует в определенной степени к решению проблемы выбора профессии: ученик начинает искать для себя профессию, в которой он мог бы быть максимально полезен для человечества, а не работу, которая бы была подходящая для него и с точки зрения престижности, и с точки зрения достижения материальных благ, и с точки зрения минимальной собственной подготовки к ней. Нравственная ориентация учебной деятельности может совершаться и в ходе объявления цели урока и подведения его итогов. Формулировка цели, сообщаемой учащимся, должна подчеркивать этические возможности знаний, изучаемой закономерности. Характеристика работы учащихся тоже содержит в себе возможности нравственной ориентации. Отмечая успехи, говоря о недостатках, поздравляя с удачами, учитель учит детей видеть и нравственный аспект их деятельности. Мы признаем, что для организации нравственно ориентированной учебной деятельности на уроке не так уже много средств и возможностей. Эти возможности удесятеряют свою силу, если идея реализуется всеми преподавателями. Мы считаем, в учительской среде не очень хорошо продуман этот вопрос, поэтому бытует всеобщая успокоенность в отношении такой оценки, как тройка, и такого ученика, как троечник, Им позволяется работать не напряженно, ошибочность такого суждения рождается из «тихого поведения троечника» - он не доставляет хлопот, он не требует к себе внимания. Вероятность того, что его позиция «тихого человека» потом вдруг перерастает в позицию гражданской активности, очень мала. Так как активность идет по нарастающей.

Многие учителя, понимая, понимая, сколь велико нравственное влияние открытого урока на детей, не только готовят его дидактическое оснащение, но и обеспечивают благоприятные условия для восприятия этого урока детьми. Нравственная ориентация урока требует от учителя постоянного внимания к требованиям, к аргументации, к оценке, к выполнению заданий на уроке.

Список использованных источников

    Азимова Р.Д. Управление нравственными процессами в разноуровневых коллективах: (Некоторые проблемы морального развития и воспитания становления личности) [Текст] - Баку: Элм, 1985.-115с.

    Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения. [Текст] Учебное пособие /Омский госпед. институт им. А.М. Горького/, Челябинский гос.пед.институт.- Омск; Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 99.с.

    Гавриловец К.В. Воспитание человечности. [Текст] Книга для учителя. - Минск: Нар. Асвета, 1985.-183с.

    Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-159с.

    Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.- 159с.

    Маркс К., Энгельс. Капитал - Т.1. Соч.2-е изд. 358с.

    Рувинский Л.И. Нравственное воспитание подростков [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1971.-94с.

    Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. [Текст] - 2 изд. М.: Сов. Россия, 1981.-93с.

    Халфин Ю.А. Пробуждение души (О духовном формировании подростка) [Текст] - М.: Знание, 1985.-80с.

    Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). [Текст] - М.: Знание, 1979.- 96с.

Основы нравственного воспитания учащихся подростков.

В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.

Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала. При этом они исходят из следующих положений:

    подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.

    у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.

С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

Формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

Пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;

Рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

Снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;

Ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;

Актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.

К группе позитивных факторов относятся:

    возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;

    ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;

    возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;

    формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;

В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.

1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.


1) В связи с этим , одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников . По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.

Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.

Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.


2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра .

В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков . Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.


3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.

Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е. педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.


Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

Литература:

1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.

2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95–97.

3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232.

4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Взаимодействие социума и религиозно-нравственного воспитания в современных условиях. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности. Влияние других факторов - школы, улицы и средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Определение значимости современной духовной музыки как средства духовно-нравственного воспитания младших подростков в процессе хоровой деятельности. Суть понятия "духовно-нравственное воспитание". Воспитательные возможности современной духовной музыки.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Характеристика понятия "духовно-нравственное развитие личности". Психологические основы использования русского православного искусства как средства духовно-нравственного развития младших подростков на внеклассных занятиях, разработка сценария праздника.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    Нравственные ценности подростку прививают в семье, школе. Помимо этого подростки также волей-неволей усваивают и те ценности, которые каждый день предлагает им телевизор, улица. Но не всегда, к сожалению, то, что подросток усвоил на улице, можно назвать правильным и полезным. Каким должно быть нравственное воспитание подростков ?

    В наше время влияние на нравственность подростков различных телевизионных передач, современных кинофильмов очень велико . А потому те модели поведения, которые пропагандируются «голубым экраном», подростки принимают за истинные и стараются следовать им и в собственной жизни.

    Так, сегодня на телеэкранах даже положительные герои убивают друг друга, ведут асоциальный образ жизни, заботятся только о собственном материальном благополучии, «шагают по головам» ради достижения своих целей. У подростков формируются вполне логичные выводы: чтобы хорошо жить, именно так и нужно поступать .

    Не меньшее, а то и большее воздействие, чем телевидение, оказывают на подростков компьютерные игры, интернет — сегодня за компьютером подростки проводят очень много времени. Им доступны интернет-ресурсы различной направленности, компьютерные игры на любой вкус. И нередко посещаемые подростком сайты или его любимые игры несут в себе далеко не самые положительные черты .

    Вот почему нравственное воспитание подростков играет столь важную роль . Подростки должны с помощью родителей выработать собственную шкалу ценностей. Такие понятия как любовь, дружба, взаимовыручка, помощь, уважение, благодарность должны быть старательно «вложены» в юные подростковые головы, и тогда они самостоятельно смогут понимать разницу между «хорошим» и «плохим», между «правильным» и «неправильным».

    Однако подросткам свойственно все родительские советы и запреты по-своему проверять и оценивать . Ведь, спрашивается, почему нельзя распускать руки, если папа с завидной регулярностью бьет маму? Почему нельзя воровать в магазине жвачку, если родители лично принесли с работу «лишнюю» бумагу? Почему нужно отдавать владельцу найденный на улице мобильный телефон, если папа с мамой подобную находку сами советуют оставить?

    Таким образом, нравственное воспитание подростков - это прежде всего родительский пример . Родители должны показать подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным. Так, например, все тот же найденный мобильный телефон родители не должны оставлять себе, а должны попытаться вернуть владельцу или же отнести в милицию. Да, это потребует некоторых усилий, но так ли уж нужна в доме чужая утерянная вещь?

    Нравственное воспитание подростков в семье - это одна из основ будущей взрослой жизни подростков. Не зная, «что такое хорошо, а что такое -плохо», подростки могут наделать в жизни немало ошибок, платить за которые придется дорогой ценой. Отсутствие нравственного воспитания приводит подростков к аморальным и неэтичным поступкам, даже преступлениям.

    Подросткам, которым родители привили нравственные ценности, даже в голову не придет издеваться над животными, применять физическое или эмоциональное насилие, воровать или грабить, хулиганить. Воспитанные подростки будут достойно вести себя в общественных местах, не позволят себе грубости по отношению к окружающим. Разумное, бережное отношение к людям и природе и долджно прививать подросткам нравственное воспитание .

    1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.

    2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.

    3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.

    4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитыва­ется в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».

    5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.