Программа добрый мир шевченко. Планирование на год по программе Л. Шевченко "Добрый мир" (духовно - нравственная культура)

Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Доброта спасет мир»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования.

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знания правил вежливого общения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
- Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.
Дома с родителями предложили выполнить задание рисунок, аппликацию, поделку на тему: «Что такое доброта?»

Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный; одна неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители детей.
Наличие междпредметных связей: интеграция образовательнх областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.


Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для нас всех являются волшебниками. Есть люди, которые готовы на добрые дела и днем, и ночью.
Дети – это наши цветы, но эти цветы часто не замечают, как они обидели друг друга, создали какую – либо конфликтную ситуацию и не могут ее решить. Наш проект направлен на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, уважение к ближнему своему, оказание помощи. Научить детей оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Девиз проекта: Твори добро, и оно к тебе вернется.
Задачи по работе с родителями:
- Заинтересовать родителей в воспитании и формировании нравственной культуры детей;
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Консультации для родителей по теме недели.


В течение недели в саду проводилась работа по пяти образовательным областям:
Познавательное развитие: Беседы: Беседа с рассматриванием иллюстраций на темы: «Моя бабулечка», «Моя мама», «Какой я?», «Что такое добро, доброта?»,


«Как я помогаю маме?», «Зачем помогать птицам?», «Что значит: «Жизнь дана на добрые дела»?».
Речевое развитие: Составление описательного рассказа
« Птичка - невеличка», «Чем я могу помочь другу?», «День добрых дел».
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», рассказы по картинам «Моя семья», «Мои добрые дела».
Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», «Что такое хорошо, что такое плохо», « Закончи предложение», «Дорисуй» - игровизор»; «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова».


Социально – коммуникативное развитие: Разучивание считалок и мирилок.


Чтение:
- С. Михалков « Птичья столовая»;
- В. Бианки « Синичкин календарь».
- «Дружба» (Пакистанские народные сказки)
- «Сказка о добре»
- Русские народные сказки
Художественно – эстетическое развитие: Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи: какая?», « Закончи предложение»и т.д
Аппликация из листьев «Сова – мудрая голова»
«Аппликация на тарелочке» - «Моя мамочка!»
«Снегири», «Синички»- аппликация с крупой.
«Снегирь и Синичка» - работа с мятой бумагой, ватой, гуашью.


«Матрешки и пеленашки» - лепка из соленого теста для детей средней группы.


«Печенье в духовке» - выпечка печенья – угощенья для младшей группы.
«Кормушки для птичек» - изготовление кормушек.


«Добро - Душки» - работа с тканью(совместно с родителями)


«Мой автопортрет» - рисование гуашью.
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Разучивание песни: «Дорога добра».


Физическое развитие: Пальчиковые игры: « Дятел»; «Кормушки»; «Птички».
Гимнастика после сна: «Чтобы быть здоровыми», « Голуби».
Подвижная игры: «Воробышек и автомобиль», « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».


В ходе реализации проекта «Доброта спасет мир!!!» предполагаемые результаты были достигнуты:
- мы обогатили опыт детей в сфере нравственного воспитания путем использования разных методов и приемов;
- пополнили словарный запас детей;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, научились делать простые выводы, видеть не только в других, но и самое важное в себе плохое и хорошее; ответили самостоятельно на главный вопрос: «Можно ли сделать так, что бы добро можно было дарить каждый день?»
Оформили буклетики и подарили воспитанникам сада: «Правила добрых и вежливых поступков».


Презентация проекта:
Фотовыставка «Наши добрые дела»;
Ребятам младшей группы подарили солнышки, (сделанные своими руками),
на которых, написали вежливые слова.


Детей средней группы научили мастерить куколок - оберегов из ткани.


Поиграли с ними в игру: «Ручеек».


Для малышей ясельной группы, родители испекли печенье «Птички» и мы их угостили.


Совместно с родителями изготовили кормушки птицам.
Изготовили и подарили работникам сада, сов в знак уважения и мудрости.


Наша помощь нашей няне…


Дерево добрых дел воспитанников группы.

Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры. Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Именно этим целям в общеобразовательной школе посвящен предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 г. по поручению президента РФ Д. А. Медведева.

Однако начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Как отмечает С.Куломзина, «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» 1 . Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает гармоничное формирование его личности, а «отсутствие в образовательном процессе ценностных смыслов дискредитирует трансляцию культурного опыта человечества, сводя образование и обучение к передаче информации и научению, а воспитание — к нравоучению и морализации» 2 . К сожалению, многие родители и педагоги забывают об этом, превращая с раннего детства воспитание лишь в подготовку к учебе в школе.

Министерство образования Московской области плодотворно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви, закрепив сотрудничество договором от 12.11.2001 г. , а с 2002 г. функционирует соответствующий Координационный совет.

Одной из таких программ, реализующих духовно-нравственное воспитание дошкольников, является программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования « Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1-11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. № 685), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры в 55 регионах РФ. По замыслу автора, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет). Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей 3 .

В основе программы лежат фундаментальные положения святоотеческого наследия о закономерностях духовно-нравственного развития личности, о методах и формах духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями, о принципах отбора учебного материала, а также исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания дошкольника, государственные документы в области образования, обобщение практического педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и образования в РФ.

Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников 4 . Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.

По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной 5 .

В детских садах Мытищинского муниципального района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2012 г. и проводится в двух формах: 1) в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», « Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», « Социально-личностное развитие. Социализация» и др.; 2) в рамках дополнительного образования по выбору родителей (кружковая работа).

В течение года проведения работы по духовно-нравственному воспитанию наметилась следующая тенденция:

на 01.09.2012 г.

на 01.03.2013 г.

на 01.09.2013 г.

Кол-во дошкольных
образовательных
учреждений
внедряющих программу
«Добрый мир»

34 (из 48)

45 (из 48)

48 (из 48)

Реализация в рамках кружковой работы (кол-во ДОУ / кол-во детей)

18 / 391

21 / 467

36 / 1080

Реализация в рамках ООД (кол-во ДОУ / кол-во детей)

16 / 452

24 / 701

12 / 432

Таким образом, количество детей, с которыми ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Мытищинского муниципального района в рамках кружковой работы за год увеличилось на 63,8%, а в рамках ООД уменьшилось на 4,5%, переходя в кружковую работу.

Однако следует учитывать, что если кружковая работа предполагает посещение детьми занятий вне основного времени и с согласия родителей, то организованная образовательная деятельность предполагает участие всех детей без исключения в течение дня. Следовательно, в таком случае в программе делается упор на нравственную и другие составляющие, опуская при этом духовную составляющую курса из соображений толерантности по отношению к детям маловоцерковленных или вообще невоцерковленных родителей. Таким образом, к сожалению, задачи духовно-нравственного воспитания в рамках ООД в полной мере не реализуются. Тем не менее, количество детей, посещающих занятия «Добрый мир» в рамках кружковой работы, где духовно-нравственное воспитание реализуется соответственно программе в полной мере, на 1 сентября 2012 г., согласно проведенному мониторингу, составляет 10,4% от всех воспитанников 5-7-летнего возраста ДОУ Мытищинского района, а на 1 сентября 2013 г. — 28,7% соответственно, что на 18,3% больше, чем в прошлом году.

Также следует заметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию проводится не исключительно по программе Л. Л. Шевченко. В качестве дополнительных к основной воспитателями используются такие программы, как «Путь в храм», автор А. Г. Уралова; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Философия для детей в сказках и рассказах», автор М. А. Андрианов; «Оберег», автор Е. Г. Боронина; « Байки-побайки» , автор Е. В. Сальникова и другие подобные. Однако их содержание вызывает сомнение в истинном решении задач духовно-нравственного воспитания, подменяя его патриотическим или фольклорным элементом, порой противоречащим православным традициям. Подмена духовно-нравственного воспитания гражданско-патриотическим прослеживается на многих занятиях педагогов.

Базовой характеристикой личности являются понятия «духовность» и «нравственность». Современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, проявлением «человеческого в человеке», полагая, что «жить по совести — это значит быть личностью духовной» 6 . С точки зрения православного мировоззрения духовность — это «качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 7 . Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этому идеалу и постоянно стремится совершенствоваться.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. С точки зрения православной педагогической мысли нравственная жизнь неотделима от духовного мира человека, поскольку является способом «практической ориентации поведения личности, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 8 . По мнению Л. Л. Шевченко, «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей» 9 .

Таким образом, целью и объектом духовно-нравственного воспитания, по мнению Т. И. Петраковой, «является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического — целью и объектом которого являются чувства…» 10

Действительно, «если ориентировать подрастающего человека на так называемые общечеловеческие ценности, которые весьма размыты и относительны, где отсутствует определенный идеал, ни о каком развитии подлинной духовности не может быть и речи» 11 .

Тесно связано с духовно-нравственным воспитанием гражданско-патриотическое. Как подчеркнула в своем выступлении на IX Московских областных Рождественских образовательных чтениях Л. Н. Антонова, патриотическое воспитание направлено на формирование социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга 12 . Все эти качества имеют большое значение для нравственного укрепления личности, поскольку «на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества» 13 . Однако гражданско-патриотическое воспитание требует восполнения духовно-нравственным, которое имеет первостепенное значение.

Неверная расстановка акцентов в ряде случаев говорит о некомпетентности педагогов дошкольных учреждений в области духовно-нравственного становления личности ребенка. В связи с этим повышению квалификации уделяется большое внимание. Так, в 2012/13, а также в 2013/14 учебных годах в ДОУ Мытищинского района проводились педсоветы и консультации для педагогов на тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ и семье; консультации для родителей на тему «Система духовно-нравственного воспитания в семье». На районном уровне — семинар для педагогов, внедряющих программу «Добрый мир»; круглый стол по проблеме реализации программы «Добрый мир» с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния.

Однако, как показала статистика, высококвалифицированных специалистов крайне мало. Несмотря на то что краткосрочное обучение по программе «Добрый мир. Православная культура для малышей» на базе МГОУ прошли 45 педагогов района, этого недостаточно. Педагогу, тесно соприкасающемуся с душой ребенка, необходимы не только соответствующие знания, но и личный глубокий опыт жизни в православной культурной традиции, который приобретается не сразу. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который предъявлял достаточно высокие требования к личности педагога: «Мы должны быть… примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 14 . Пожалуй, главным для преподавателя православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 15 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета 16 .

Кроме того, некомпетентными в данной области являются и большинство родителей, воспринимая зачастую данный курс интуитивно и в общих чертах. Условием посещения детьми кружка во многих случаях является уже знакомый родителям педагог, которому можно довериться, а не профессиональный специалист и содержание курса.

Тем не менее, известны и противоположные положительные примеры. Так, в детском саду поселка Пирогово Мытищинского района существует многолетняя традиция проведения подобных занятий с участием священника и творческой инициативой родителей.

Подобные примеры делают необходимым выстраивание последовательной работы педагога с родителями и семьей в целом. Например, может оказаться целесообразным подбор интересных заданий по пройденной теме для совместной домашней работы родителей и детей; организация выставок работ детей для демонстрации родителям; вывешивание информационных содержательных листов (например, «Как определить День ангела ребенка?»), а также информационных листов с темой и целью пройденного занятия. Подобная примерная работа с родителями предлагается автором курса «Добрый мир. Православная культура для малышей» в методическом пособии.

Итак, продолжая анализировать проделанную работу в Мытищинском районе за 2012/13 уч. г. и подводя итоги результатов проведенных диагностик, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела; базовые моральные чувства, такие как умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия; различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное); видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения, гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.

В качестве итоговых мероприятий с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Рождественские кружева», «Зимняя фантазия», «Подари улыбку миру»; конкурсы детских поделок «Ангелочек и Я», «Добрый ангел», ко Дню Матери; районный отборочный тур Международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2013»; конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.

Несмотря на существующие трудности, работа в данном направлении продолжает развиваться. При управлении образования Мытищинского муниципального района создана рабочая группа для разработки учебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников, диагностики уровней усвоения программы. В планах на будущий год:

— проведение круглых столов с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния на тему «Актуальные вопросы по преподаванию модуля „Православная культура для малышей“ в рамках реализации программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »; «Обогащение знаний педагогов о духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста посредством использования модуля программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »;

районный семинар на тему « Ценностно-содержательная основа модуля „ Духовно-нравственная культура“ (представление педагогов о формировании у детей старшего дошкольного возраста основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор)»;

— организация работы районного методического объединения по реализации программы «Добрый мир» и др.

Еще раз возвращаясь к цели данного курса и содержанию организованной работы Министерства образования Московской области в данном направлении, хочется подчеркнуть, что сегодня очень важно формировать нравственное начало, приобщать подрастающее поколение к духовным и национальным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, обеспечивать тесное взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Вслед за протоиереем В.Зеньковским отметим, что духовно развитый человек — это «не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает, и верно действует» 17 . «Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной „сопричастности“ к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли… При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей» 18 .

Л. И. Мумрикова
канд. пед. наук,
старший преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Список литературы:

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф./ Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

2. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождест-венских образовательных чтений http://www..

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. 239 с.

4. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. 194 с.

5. Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. 154 с.

6. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. 192 с.

7. Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

8. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 6-11.

9. Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

10. Склярова Т. В. Личностная характеристика

и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

М., 2005. С. 684.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. 224 с.

12. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. 202 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. 119 с.

    1 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. С. 38.

    2 Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сборник научных трудов и материалов по итогам научой конференции / Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

    3 Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. С.7.

    4 Там же. С.30.

    5 Там же. С. 8.

    6 Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С.6-11.

    7 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 109.

    8 Там же. С. 114.

    9 Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. С. 12.

    10 Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. С. 5.

    11 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 146.

    12 Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождественских образовательных чтений http://www..

    13 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 119.

    14 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

    15 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя

    «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

    М., 2005. С. 684.

    16 Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные

    и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

    17 Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. С. 8.

    18 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 104.

Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17

Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура»

для детей старшего дошкольного возраста

Прогулки по дням творения

«Небо»

Составитель:

Галиева Алла Николаевна,

воспитатель,

г. Подольск

2014г.

Пояснительная записка

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

В рамках оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, в дошкольном образовательном учреждении №17 в старшей группе вводится дополнительное образование на основе программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, расширяя кругозор детей в области духовно - нравственной культуры.

В соответствии с требованиями к программе, организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух формах: совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности детей:

Рассказ педагога, беседа, диалог;

Чтение художественного слова;

Наблюдение, рассматривание иллюстраций;

Создание творческих рассказов;

Рисование;

Музыка (слушание).

Цель:

Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям проявить нравственные качества (терпимость, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу). Учить детей слушать и слышать одновременно; развить речь, воображение, наблюдательность, видеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы.

Беседа: «Приглашение к путешествию».

Цель: мотивация, создание интереса.

Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествовать по дням творения. Что Бог создал в первый день?

Дети: Свет.

Воспитатель: Когда светло, это – день. Какой он? (ответы детей) Днем солнце светит (спряталось за облаками). Где гуляет солнышко?

Дети: В небе.

Воспитатель: Да, ребята, и наше небо – облака и воздух Бог создал во второй день.

Сотворил Бог в день второй

Свод небесный, голубой.

Давайте все вместе подойдем к окошку, посмотрим на небо, какое оно? (ответы детей). А как вы думаете, какими красками можно передать красоту неба? (ответы детей). Мы сейчас с вами возьмем кисти и краски и как художники попробуем изобразить всю красоту неба.

Творческая деятельность. Рисование неба на увлажненной основе (акварель).

Цель: развитие творческих способностей посредством художественно-изобразительной деятельности.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех вас очень я люблю!

(подушечки пальцев двух рук соединяются вместе, образуя кольцо) (ладошки открыты, движения влево-вправо) (круговые движения кистей рук)

(руки соединяются вместе, пальцы расставлены в стороны)

(руки перекрещиваются, обнимая себя за спину)

Игровая деятельность.

Цель: организационная, закрепление алгоритма одевания на прогулку.

Воспитатель: А теперь мы с вами собираемся в путешествие. Вы помните, что путешественники должны уметь самостоятельно и быстро одеваться? (ответы) Пока звучит музыка, мы должны постараться аккуратно, спокойно и правильно одеться и построиться.

Музыкальная деятельность.

Цель: организационная, обогащение музыкального опыта.

Включается запись Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Прогулка. Наблюдение. Беседа.

Цель: дополнять и уточнять представления детей о первых признаках осени, о изменении цвета неба; развивать наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство восприятия природы; развивать двигательную активность.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой сегодня день? Какое небо? Какое солнце? Какие облака? Какой ветер? (ответы детей). А вы заметили какие-либо изменения в природе? (ответы детей). Какое время года наступило? (ответы детей). А как изменилось небо осенью?

Послушайте, как сказал великий поэт А. С. Пушкин (отрывок):

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Подвижная игра: Горелки с платочком.

Дети стоят парами друг за другом. Впереди с платком. Дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет его за руку и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

Работа с иллюстрациями (после прогулки в группе).

Цель: развитие зрительного восприятия, обучение творческому рассказыванию.

Воспитатель: Вспомним, что мы видели на прогулке? Какое небо мы видели на прогулке? (ответы детей). Кто хочет рассказать о своих наблюдениях на прогулке? (желающие рассказывают). Давайте посмотрим на свои рисунки (дети рассматривают рисунки на доске). Как вам кажется, удалось вам передать краски осеннего неба? (ответы детей). Что сотворил Бог во второй день?

Дети: Небо.

Воспитатель:

Небеса, небеса, небеса.

Видит взор мой везде чудеса.

Там покой, чистота и краса.

Небеса, небеса, небеса.

Дидактическая игра: «Какое время года?» (после дневного сна)

Цель: развитие мышления, зрительного восприятия.

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации (нижняя половина закрыта так, что видно только изображение неба). Угадайте, какое время года на картинке? (После ответов детей открывается все изображение дети подтверждают свои ответы или дают другие, согласно дополнительным признакам)

Совместная работа с родителями.

Детям с родителями предлагается провести наблюдение за вечерним небом и сравнить свои наблюдения с наблюдениями за небом в дневное время.

Используемая литература и музыкальный материал:

  1. Учебно-методический комплект. Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л . Шевченко. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2012.
  2. Музыка Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Евгения Соколова
Отзывы о работе по программе Л. Л. Шевченко «Добрый мир»

Отзывы о работе по программе

Л. Л. Шевченко

"Добрый мир "

Составила : воспитатель 1 категории Соколова Е. В.

МКДОУ Евстратовский детский сад работает по программе Л . Л. Шевченко "Добрый мир ", в старшей разновозрастной группе с 2014 года.

Программа «Добрый мир » не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

Цель программы : заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого , но и противостоять злу.

Детское сердце открыто для любви, для восприятия добра . Поэтому автор дала название своей книги «Добрый мир »

Формы работы использовались различные :

Посещение Евстратовского храма «Преображения Господня» ознакомление с историей храма. А также, посещение Россошанского Ильинского храма.

Церковь - дом Божий. Здесь можно поставить свечку за своих близких и помолиться. Для детского понимания это значит : пожелать здоровья, выздоровления своим родным, которых очень любишь. Кстати, любовь в понимании малышей, это прежде всего, к маме, папе, братьям, сестрам. А отсюда, любовь к друзьям, к окружающему миру и ко всем живым существам, которые встречаются в жизни.

Дошкольный возраст - это период, когда активно накапливается нравственный опыт, культивируется обращение к духовной жизни, устанавливается основа самоопределения.

Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа… Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.

Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная – дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.

Некоторые педагоги и родители считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому, они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Каменский считал, что “забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”.

Сам Иисус Христос говорил своим ученикам «Не запрещайте приходить ко мне детям, ибо они есть царство небесное»

При участии автора программы , разработаны конспекты занятий , бесед, экскурсий, сценарии праздников, утренников и развлечений Ознакомление детей с основными православными праздниками и их участие в этих праздниках.

На Соборной площади Храмового комплекса состоялась первая Покровская ярмарка. В этом мероприятии с удовольствием участвовали не только дети, но и родители.

На праздник «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» посвящённый Дню матери. Мы пригласили Настоятеля Евстратовского храма Преображения Господня. Перед началом праздника батюшка провёл беседу с родителями о родительской любви к детям. В первую очередь она должна проявляться через Божьи заповеди.

И конечно неизменная наша традиция разговор батюшки с детьми о Боге.

На православный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» дети посещали Евстратовский храм Преображения Господня. Дети узнали, что давным-давно у одной благочестивой пары не было детей. Их звали Иоаким и Анна. Они очень сильно просили у бога детей. И пообещали ему, что обязательно родившегося ребёнка отдадут на служению Богу. И вот у них родилась девочка. Назвали её Марией. И как обещали мама с папой, отвели её на служение к Богу в Иерусалимский храм, когда ей исполнилось ровно три года.

А вот на самый чудесный праздник Рождество Христово, мы с детьми готовили поздравления для всех прихожан Евстратовского храма.

В начале праздника смотрели мультфильм «Рождество Христово» .

С детьми танцевали, играли в подвижные игры.

Поздравляли Иерея Василия Гайкова с Рождеством Христовым.

И конечно же наши дети не остались без подарков. Каждый год наш батюшка привозит нам подарки и дарит детям.

В январе прошёл Епархиальный конкурс христославов-колядовщиков, прошедший в рамках Рождественского фестиваля Россошанской епархии «Свет Христова Рождества» .

В конкурсе с удовольствием принимали участие наши дети. Очень сильно помогают родители в организации всех православных праздников.

На православный праздник «Сретение Господне» мы с детьми посещали Евстратовский храм Преображение Господне. Дети узнали о празднике, как встретились святой Симеон Богоприимец с сорокадневным младенцем Иисусом Христом.

Мы приглашали настоятеля храма «Пеображения Господне» иерея Василия Гайкова в дошкольное учреждение. Батюшка беседовал с родителями, о православном воспитании ребёнка. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение этих последних лет разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий «Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье» «Духовно нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье»; «Духовно –патриотическое воспитание ребёнка»

Слайд № 15

Просмотр и театральная постановка с детьми русских народных сказок.

Создание православных уголков для родителей и детей.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.

Родители, видя великий труд воспитателя, стали прислушиваться к своему внутреннему духу. Появилось желание участвовать со своими детьми во всех формах работы по православному воспитанию, появился интерес больше узнать о православной вере и Боге. Больше Стали задумываться о таких словах :

«Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание -

это наша счастливая старость,

плохое воспитание –

это наше будущее горе,

это наши слезы.

Это наша вина

перед другими людьми».

Трудности в проведении занятий : нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников, приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду : познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество) ; и др.

Положительные стороны программы (из опыта работы ) : детям нравятся прогулки и занятия , на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал : поэзия и проза духовно-нравственного, православного и эстетического направления; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно ) ; родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение ! Сильная и художественно оформленная методическая база : методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

по духовно-нравственному воспитанию

детей подготовительной к школе группы

«Добрый мир»

(срок реализации 1 год).

Проект разработан воспитателем:

Фониной Натальей Владимировной

«Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М. Сервантес.)

Сформированность духовно - нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания мы уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

Ведь жизненные условия, в которых находится ребёнок (влияние радио и телевидения, литературы, музыки, общения), требуют постоянного внимания к подрастающему поколению.

В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, есть раздел социально-личностного направлении работы с детьми, но он не входит в сетку занятий. Поэтому воспитатели иногда упускают этот раздел, как воспитательный. Но ведь он является одним из главных. Если ребёнок не станет великим математиком - это не беда, но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, предупредительным, то зря мы его учили всему остальному.

Проект составлен на основе программы Шевченко Л.Л. «Духовно-нравственная культура «Добрый мир».

Целью данной проекта является дополнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи: Духовно-нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания. Послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами этики, не осуждая других.

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Особенностью программы является многократное закрепление ценностей в рамках различных видах деятельности детей: слушании текстов, играх, рисовании, пении театрализациях, решении проблемных ситуаций нравственного выбора.

Реализация проекта по нравственному воспитанию предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Весь материал систематизирован. Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей представлена в следующих блоках:

Устроение отношений в мире.

Будь послушным! Трудись!

О милосердии, любви, заботе.

О прощении, упрямстве.

Будь скромным! Не хвастайся!

Не кради! Не обманывай1

Отношения детей и родителей.

Православный храм в жизни человека.

Наши меньшие друзья.

В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы, чтение и обсуждение художественных произведений; работа с иллюстрациями; игры: дидактические и подвижные, рисование, слушание и пение песен.

Проект рассчитан на детей 6-7 лет

Срок реализации -1 год .

Ожидаемые результаты : дети должны быть добрыми, послушными, заботливыми, честными, трудолюбивыми.

Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы является карта уровня усвоения детьми данной программы (прилагается).

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Наш красивый добрый мир.

Добрый помощник.

Умеем ли мы дружить.

О милосердии любви, заботе.

О трудолюбивых и ленивых.

Как мы можем потрудиться.

Когда бывает скучно.

Щедрость и жадность.

О моём друге.

Наши добрые дела.

Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных.

Как следует относиться к людям.

Мои друзья.

Почему что-то не получается.

Кто сильнее: кроткий или сердитый.

Кто самый главный.

Спор в мире животных.

Скромность и гордость.

Чужое и своё.

Моя мама.

Мужчины нашей семьи.

Рождество Христово.

День ангела.

Наши меньшие друзья-птицы.

Забота человека о животных.

Методическое обеспечение и условия реализации проекта.

Название

темы

Форма работы

Цель

Способы

Средства

I Устроение отношений в мире.

Наш красивый,

Добрый мир.

Беседа

Выяснить у детей их представление о поступках.

Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

Чтение. Обсуждение. «Как отличать добро от зла». Чтение. Обсуждение. «Отчего зло».

Заучивание главных правил жизни добрых детей.

Рисование, добрые правила жизни «Радуга».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо-плохо»,

Что есть добро, а что есть зло.

Обсуждение

Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и умение характеризовать их.

Проявлять доброту к окружающим.

Игра «Какими должны быть дети».

Чтение «Добродетели», «Благородство».

Рассматривание иллюстрации «Добрые дела».

Разучивание песенки «Если добрый ты».

Аудиозапись песни «Если добрый ты».

Добрый помощник.

Дать детям понять, что люди большей частью не бывают злыми или добрыми всегда и во всём, что злой человек может стать добрым, может измениться.

Обсуждение поговорки «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

Чтение стихотворения «Совесть подсказала».

Чтение «Как Ваня хорошее делал».

Рисование «Дерево добра».

Игра «Аптека добрых дел».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Умеем ли мы дружить?

Обсуждение

Чтение. Обсуждение. Стихотворение «Дружба».

Заучивание скороговорки «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

Игровая деятельность: «Дружно», «Как сделать мир добрее».

Слушание песни «Дорога добра».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Дорога добра».

II Будь послушным! Трудись!

II Будь послушным! Трудись.

II Будь послушным! Трудись.

О милосердии, любви.

Размышление

Продолжать формировать умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам произведений, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества: послушание взрослым.

Обсуждение сказки «Колобок», рассказа «Непослушный сын».

Творческая работа. Рисуем по сюжетам произведений.

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Цветные карандаши,

О непослушании в рассказах и творениях.

Формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (причины поступка героя и наступившие последствия).

Чтение. Обсуждение коротких рассказов «Дерзкая молодая муха», «Воробышек и огонь», «Три златогривые рыбки», «Непослушный мишутка».

Работа с иллюстрацией «Слушайся маму».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

О трудолюбивых и ленивых.

Обсуждение

Воспитывать в людях трудолюбие, желание помогать, быть нужным другим людям.

Чтение. Обсуждение. «Мудрый царь», «Стрекоза и муравей».

Обсуждение пословицы «Терпение и труд всё перетрут».

Драматизация басни «Стрекоза и муравей»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Костюмы для драматизации

Как мы можем потрудиться.

Подвести детей к пониманию, уважение других человек заслуживает своим трудом.

Замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму песни.

Обсуждение поговорки «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

Чтение стихотворения «Приглашение к труду».

Пение песни «Антошка».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Антошка».

Когда бывает скучно.

Чтение-обсуждение

Учить детей понимать иносказание, побуждать к высказыванию оценки поступков героев произведений.

Обсуждение пословиц: «Не будет скуки, коль заняты руки», «Доброе дело два века живёт».

Чтение. Обсуждение коротких рассказов «Трудолюбивый и ленивый брат», «Утренние лучи», «Маленький садовник», «Старик», «Две тучки», «Лентяй и солнце».

Игровая деятельность «Ленты тянутся».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Атрибут для игры «Ленты тянутся»

III

III О милосердии, любви, заботе.

III О милосердии, любви, заботе.

Щедрость и жадность.

Воспитывать у детей доброту, об отношении к сироте.

Обсуждение «Все мы

делим пополам»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

О моём друге.

Обсуждение

Воспитывать у детей доброе, гуманное отношения к друзьям.

Чтение. Обсуждение. «Божий фонарик»

Задание «Зажги фонарик в своей душе».

Слушаем и учим песню «Вот что значит настоящий верный друг».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Вот что значит настоящий верный друг».

Наши добрые дела.

Воспитывать у детей нравственного чувства, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи.

Чтение. Обсуждение стихотворений «В дороге», «Посидим в тишине».

Рассматривание иллюстрации «Хорошо ли поступает мальчик».

Пение песни «Как положено друзьям, всё мы делим пополам»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной».

Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных

Воспитывать у детей нравственного чувства ответственности, заботы о людях.

Чтение. Обсуждение. «Собака и тень», «Три малыша», «Сказка о пчёлке –«Мохнатке».

Обсуждение поговорки «За чужим погонишься, своё потеряешь».

Пение песни «Когда мои друзья со мной».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной».

IV О прощении, упрямстве.

IV О прощении, упрямстве.

III О милосердии, любви, заботе.

IV О прощении, упрямстве.

Как надо относиться к людям.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения. Вырабатывать в детях навыки хорошего поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

Чтение. Обсуждение. «Обида», «Прощение».

Работа с иллюстрациями «Обида-радость».

Чтение. Обсуждение. «Как лучше общаться с друзьями».

Игровая деятельность «Как лучше общаться с друзьями».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Мои друзья.

Слушание музыки

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям.

Слушание и разучивание песни «Улыбка».

Заучивание правила «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним».

Игровая деятельность «Хорошо - плохо».

Творческая деятельность: «Рисуем улыбку».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Цветные карандаши, бумага.

Почему что-то не получает-ся.

Познакомить детей с понятием, упрямство. Учить чувствовать образный язык басни.

Чтение. Обсуждение. «Бараны».

Работа с иллюстрацией к рассказу.

Чтение. Обсуждение басни «Лебедь, рак и щука».

Работа с иллюстрацией к басне.

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Кто сильнее: кроткий или сердитый

Обсуждение

Развивать способность самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний. Формировать желание подражать нравственным поступкам героев.

Чтение. Обсуждение. «Ветер и солнце»

Рисование «Доброе солнце, злой ветер».

Пение песни «Улыбка».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Улыбка».

V

V Будь скромным! Не хвастайся!

IV О прощении, упрямстве.

V Будь скромным! Не хвастайся!

Кто самый главный.

Обсуждение

Раскрывать общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, выделять слова автора (гордо хвастался, скромно стоял и т.д.), характеризующие самих героев, и их поступки.

Чтение. Обсуждение. «Кто самый главный».

Работа с иллюстрацией «На что похожа рука»

Чтение. Обсуждение. «Как поспорили части человеческого тела».

Игровая деятельность «Посмотри - угадай».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Спор в мире животных.

Чувствовать образный язык рассказов, сказок, стихотворений. Понимать: зависть и хвастовство – наказуемо.

Чтение. Обсуждение. «Галка в чужих перьях».

Рисование по сюжету рассказа.

Чтение. Обсуждение» Лягушка и вол».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Скромность и гордость.

Дать понятия о таких нравственных качествах, как скромность и гордость через художественные произведения.

Чтение. Обсуждение. «Пылинка и капелька».

Работа с иллюстрацией «Расскажи, что нарисовано».

Чтение. Обсуждение. «Море и лес».

Загадка «Как следует относиться друг к другу»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

VI Не кради! Не обманывай!

VI Не кради! Не обманывай!

VI Не кради! Не обманывай!

Чужое и своё.

Беседа - обсуждение

Воспитывать у детей нравственное чувство стыдливости совершения безнравственных поступков: не кради, не обманывай.

Заучивание правила «Не кради, не лги».

Чтение. Обсуждение. «Вору - зло, а доброму добро», «Косточки».

Игровая деятельность «Капуста».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Откуда ложь? Как с ней бороться.

Чтение. Размышление

Продолжать формировать у детей представления о таких понятиях, как ложь, честность.

Чтение. Обсуждение. «Ложь».

Игровая деятельность «Ложь-гора».

Обсуждение поговорки «Шила в мешке не утаишь».

Задание «Угадайка, чего боится хитрая ложь».

О злых сёстрах - Лжине и Хитрине.

Чтение-обсуждение

Раскрыть общественную значимость описываемого явления, взаимоотношений героев, выделять слова автора (хитрость, зло, совесть, стыд, добро), характеризующие самих героев, и их поступки.

Чтение. Обсуждение. «Как Наташа у сестры хитринку купила».

Работа с иллюстрацией.

Чтение. Обсуждение. «Почему заплакал Петя».

Сочиняем сказку «Как злые и добрые сёстры ходили в гости».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Добрый человек - счастливый человек.

Обобщать правила доброго. Вежливого поведения. Проявлять доброту к окружающим, умение предвидеть последствия поступков для окружающих.

Чтение. Обсуждение. Стихотворение «Заповеди».

Работа с иллюстрацией «Кого и чем я могу порадовать».

Чтение. Обсуждение. «Счастливый человек».

Пение песни «Доброта».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Доброта».

VII Отношение детей и родителей.

VII

VII Отношения детей и родителей!

Формировать представление о мире семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Чтение. Обсуждение. «Мой род».

Музыкальная деятельность «Родной дом».

Чтение. Обсуждение» Седьмая дочка».

Игровая деятельность «Проверь своё отношение», «Правильно -неправильно».

Моя мама.

Чтение-обсуждение

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться о ней и помогать.

Чтение. Обсуждение. «Мама», «Какая твоя мама», «Три солнышка».

Заучивание пословицы «При солнышке тепло, при матери добро».

Слушание песни «Пусть всегда будет мама».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Пусть всегда будет мама»

Мужчины нашей семьи.

Вызывать желание подражать в достойном поведении. Знакомить с произведениями о взаимоотношениях между ребёнком и отцом в семье.

Чтение. Обсуждение. «На работу с папой», «Отец и сыновья», «Отец».

Игра «Дружная семья».

Музыкальная деятельность: придумывание дополнительных припевов к песне «Солнечный круг».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Солнечный круг»

Старшие члены семьи - бабушка, дедушка.

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Чтение и обсуждение:

Поговорки «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»;

Текстов «Почитай старых, сам будешь стар»,

Стихотворений «Бабушка», «Мамина мама - моя бабушка».

Работа с иллюстрациями «Старый дедушка», «Бабушка и внучка».

Игровая деятельность «Баба и пирожок».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Православный храм в жизни человека.

VIII Родина.

VIII Родина.

Православный храм и православные праздники.

Беседа-знакомство

Познакомить детей с храмом. (Экскурсия в храм). Обсудить с детьми, как человек становится христианином? Значение храма для человека.

Рассматривание иллюстраций, изображение театров, магазинов, музеев. Рассказ о православном храме. Смотрим иллюстрации.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись «песни о России».

Цветные карандаши, бумага.

Рождество.

Знакомство - обсуждение

Познакомить детей с понятием православный праздник. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Рассматривание иллюстрацией о Рождестве.

Музыкальная деятельность: слушание песни

« Рождественская елочка».

Творческая деятельность: рождественские подарки, выставка рисунков «Ангелы».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм» .Цветные карандаши, бумага.

Формировать понятие о празднике. В общих чертах рассказать о смысле праздника.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Цветные карандаши, бумага.

День ангела

Беседа - обсуждение

Формировать понятие: о небесных покровителях. Обсуждаем-размышляем. « В честь кого я назван? Чем порадовать близких людей».

Чтение и обсуждение именин, играем,

«Каравай»

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Православный храм»

Аудиозапись: песенка про ангелов.

IX Наши меньшие друзья.

IX Наши меньшие друзья.

IX Наши меньшие друзья.

Когда человек понимал животных.

Познакомить детей с понятием: что такое доброе отношение к животным. Подвести к пониманию, что в отношении к животным проявляется культура человека.

Чтение и обсуждение: «Как человек давал имена животным», «Язык зверей».

Творческая деятельность: сочиняем, рисуем по сюжетам стихотворений «ответы» человеку.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Цветные карандаши, бумага

Наши меньшие друзья-птицы.

Учить детей внимательно, по-доброму, правильно относиться к птицам.

Чтение и обсуждение: «Воробей», «Голодная птичка», «Покормите птиц», «Добрая девочка».

Работа с иллюстрацией: «Птичьи враги», Лесной доктор».

Музыкальная деятельность: слушание А. Алябьев «Соловей».

Игровая деятельность: «Птичка».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись музыки «Соловей» А.Алябьева.

Забота человека о животных.

Чтение - размышление

Показать, как люди заботятся о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

Чтение и обсуждение: «Находка», «Котёнок».

Работа с иллюстрацией «Друзья», «Кошка смотрит в окно».

Музыкальная деятельность: пение песни «Пропала собака».

Творческая деятельность «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Пропала собака».

Краски, бумага.

Как человек должен относиться к растениям, к рыбам и другим творениям.

На конкретных примерах (героев художественной литературы) формировать представление о доброте, учить детей заботиться о природе.

Чтение и обсуждение: «Растите колокольчики».

Отношение к рыбкам в произведениях «Форели»,

«Мальчик и рыбки».

Беседа «Что такое «Красная книга»

Рассматривание иллюстраций «Люби, жалей».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Использованная литература для воспитателя.

1. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС».2011. - 192с.

2.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.

3.Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2012. 208с.

Используемая литература для детей.

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно - методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012.176 с.

2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012.96 с.

3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга3.Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно - методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.96 с.

Мониторинг детского развития

Группа детского сада:

Дата проведения мониторинга:

Воспитатели:

Фамилия

ребёнка

Уровень развития интегративных качеств

Умение правильно оценивать поступки героев художественных произведений, характеризовать нравственные качества

Умение оценивать поступки товарищей

Умение оценивать свои поступки

Представление о семье

Представление об обществе

Отношение к природе

Знание пословиц, поговорок на этическую тему

В - высокий

Д - достаточный

С - средний

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.