Храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела и Николая Чудотворца. Город Владимир, мкр. Спасское

Село Спасское - в 9 верстах от г. Владимира. Село Спасское принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В 1504 г. великий князь Иоанн Васильевич пожаловал несудимую грамоту монастырям и селам вотчины митрополита Симона. В числе митрополичьих сел упомянуто и Спасское. Впоследствии село Спасское числилось в числе дворцовых патриарших сел, а после состояло в ведении св. Синода. По упразднении церковных вотчин, крестьяне переименованы были в государственных.

Название Спасского селом уже в первой грамоте указывает на то, что здесь была церковь, но сведения о церкви в этом селе имеются только с начала XVII ст. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь Архистратига Михаила в патриаршей вотчине в селе Спасском… В 1679 г. в селе Спасском была выстроена новая церковь во имя Николая чудотворца, и из казны патриаршей выданы были сюда безденежно сосуды церковные, оловянные, резные.

В настоящее время в селе Спасском имеются два каменных храма, построенные в XVIII ст., - теплый и холодный. Теплый построен в 1799 г. на средства помещицы Языковой, холодный - в 1722 г. на средства г. Лопухина. Каменная колокольня построена в 1859 г. В холодной церкви престол во имя Николая чудотворца, а в теплой - в честь Архистратига Михаила. В алтаре холодной церкви на небольшом деревянном кресте сохранилась надпись: «освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Святителя Николая Чудотворца при державе… государыни императрицы Екатерине Алексеевны и при наследнике ее благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским и Муромским 1772 г. октября 6 дня».

В числе св. икон обращают на себя внимание: в Николаевском храме Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшена бриллиантами, топазами, изумрудами, яхонтами и аметистом, жемчужными звездами, убрус жемчужный с кораллами: икона эта почитается в приходе за чудотворную; копия с этой иконы, освященная в Иерусалиме на гробе Господнем; икона св. и чуд. Николая в житии, в серебряной ризе в венце; икона Успения Божией Матери, древняя, в серебряной вызолоченной ризе с бриллиантовой звездой в оплечьи, одежда из жемчуга, в венцах стразы; икона Богоматери Каплуновской в серебряной вызолоченной ризе с топазом в убрусе; икона св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, с частью камня от гроба Господня; икона резная из белого мрамора - Воскресение Христово; икона Нерукотворенный Образ, писанная на камне из Св. Земли; Образ Усекновения Главы Иоанна Крестителя.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Вблизи церкви, среди кладбища, находится маленькая часовня, можно думать, что она построена на месте прежней церкви, но когда - неизвестно. При церкви имеется каменная сторожка. Земли церковной имеется: усадебной 2258 кв. саж., пахотной и сенокосной 30 дес; хранятся план и межевая книга на землю. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Доходов от земли и прихода получается до 460 руб. в год. Дома у причта собственные, деревянные, на церковной земле.

Приход состоит из села Спасского, 4 деревень и селец Оборина, Лахани и Пиганова. В приходе 622 души муж. пола и 660 жен.; в селе Спасском есть церковно-приходская школа, открыта в 1883 г.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.



В селе Спасское, которое с 2005 года официально считается уже не селом, а микрорайоном областного центра, у самой дороге располагается храмовый комплекс, состоящий из двух церквей - Никольской и Михаило-Архангельской. Спасское по крайней мере с ХV века числилось митрополичьим селом, позже - патриаршим, еще позже - синодальным. Церкви в нем, конечно, были, но деревянные. Сохранившиеся до наших дней каменные храмы появились во второй половине 18 столетия: сначала, в 1772 году, холодный Никольский, потом, в 1799 году, теплый Михаила Архангела. Средства на строительство обеспечили местные помещики - Языковы и Лопухины. С хронологией совпадают и стилистические особенности - храмовый комплекс является образцом позднего барокко, хотя уже просматриваются и веяния наступающего классицизма. Впрочем, стоящий ближе к дороге Никольский храм сегодня идентифицировать в художественном отношении довольно затруднительно - он представляет собой руину: к столь печальному результату привело послевоенное советское хозяйствование, приспособившее закрытые в 1947 году храмы под склад и механическую мастерскую.

В Михаило-Архангельском храме, уже частично реставрированном, барочные черты просматриваются с большей очевидностью, да и сама структура здания: "восьмерик на четверике" с двухобъемной трапезной, является как бы "самоопределением". Центральный храм комплекса, возведен формой обширного четверика с массивным восьмигранным световым барабаном, на котором возвышается граненый сферический купол с единственной главой. Помещение трапезной располагается с западного торца и состоит из двух частей, малая из которых служила, по всей видимости, переходом в колокольню, до наших дней не уцелевшую. По словам сельских жителей, колокольня имела три яруса и оканчивалась небольшим сферическим куполом с главой.

Журнал: "Православные Храмы. Путешествия по святым местам". Выпуск № 214, 2016 г.

Город Владимир, мкр. Спасское

Спасское - до 2005 г. село Суздальского района.
С 2005 г. входит в состав г. Владимира в качестве микрорайона (Ленинский район).

Село Спасское принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В 1504 г. великий князь Иоанн Васильевич пожаловал несудимую грамоту монастырям и селам вотчины митрополита Симона. В числе митрополичих сел упомянуто и Спасское. Впоследствии село Спасское числилось в числе дворцовых патриарших сел, а после состояло в ведении Святейшего Правительствующего Синода. По упразднении церковных вотчин крестьяне переименованы были в государственных.
В 1891 году в Спасском селе сгорело 12 домов на сумму 1274 рубля 43 копейки.

Спасское 1859 год: число дворов - 70; число душ мужского пола - 191; женского пола - 222.
Спасское кон. XIX в., село казенное: расстояние отъ губернского города () – 9 верст; число дворов - 68; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 188, женского пола - 224; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 185, женского пола - 217; действительное население: мужеского пола - 186, женского пола - 219; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; при каменной церкви священник и дьякон с причтом.

При нем деревни:
Деревня Варламов Починок (сейчас Юрьевец) 1859 год: число дворов - 30; число душ мужского пола - 93; женского пола - 120.
Варламов Починок, казенная кон. XIX в.: расстояние от губернского города – 9 верст; число дворов - 33; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 82, женского пола - 107; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 90, женского пола - 101; действительное население: мужеского пола - 91, женского пола - 100; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; кузница.

Деревня Лахань 1859 год: прописано как сельцо; число дворов - 10; число душ мужского пола - 41; женского пола - 40.
Лахань, помещичья кон. XIX в.: расстояние отъ губернского города – 12 верст; число дворов - 5; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 25, женского пола - 27; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 21, женского пола - 26; действительное население: мужеского пола - 20, женского пола - 27; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; 2 деревянных дома гг. Булгаковых.

Деревня Немцово 1859 год: прописано как сельцо; число дворов - 9; число душ мужского пола - 18; женского пола - 19.
Немцово, помещичья кон. XIX в.: расстояние от губернского города – 7 верст; число дворов - 9; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 23, женского пола - 25; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 29, женского пола - 32; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 34; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой.

Деревня 1859 год: число дворов - 11; число душ мужского пола - 38; женского пола - 48.
Оборино, сельцо помещичье кон. XIX в.: расстояние от губернского города – 10 верст; число дворов - 11; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 36, женского пола - 50; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 31, женского пола - 37; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 38; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; деревянный дом г. Вевер; кузница.



Водохранилище Спасское



ДК мкр. Спасское


Магазин "Продукты" в мкр. Спасское


Магазин "Продукты", «Разливное пиво» в мкр. Спасское

Церковь Михаила Архангела


Церковь Михаила Архангела 1728 г. мкр. Спасское. Фото 2013 года.



Церковь Михаила Архангела, мкр. Спасское. Фото 2015 года.

Название Спасского селом еще в первой грамоте указывает на то, что здесь была уже церковь; но сведения о церкви в этом селе имеются только с нач. XVIII в. В патриарших окладных книгах 136 г. (1628) значится: "церковь Архистратига Михаила въ патриарше вотчине въ селе Спасскомъ... дани 11 алтынъ 4 денги, наместничьихъ и заезда гривна". «Въ 154 и 155 (1647) г. деньги платилъ попъ (этой церкви) Деомидъ».
Тёплая церковь Михаила Архангела была построена в 1799 г. на средства помещицы Языковой.
По ходатайству Владимирского Епархиального Начальства пожалован 23 февраля 1868 года, Орден Св. Станислава 3-й степени, старосте при Архангельской церкви в с. Спасском, отставному штабс ротмистру Константину Веберу.
«Въ теплой церкви престолъ въ честь Архистратига Михаила».
Церковь Михаила Архангела сейчас действует.

Никольская церковь

Адрес: г. Владимир, мкр. Спасское



Никольская церковь в мкр. Спасское

В 1679 г. в селе Спасском была выстроена другая новая церковь во имя Николая Чудотворца и из казны патриаршей сюда были выданы безденежно сосуды церковные оловянные резные.
Каменная холодная церковь была построена в 1772 г. на средства г. Лопухина.
Каменная колокольня построена в 1859 г.
Вблизи церкви - среди кладбища находилась маленькая часовня. Можно думать, что она построена на месте прежней церкви, но когда неизвестно. При церкви имелась каменная сторожка...
(ум. 1881) в 1845 году определен во диакона в село Спасское, Владимирского уезда, на такую же должность через год был перемещен в гор. Владимир в женскую обитель.

«В холодной церкви престол во имя Николая Чудотворца. В алтаре холодной церкви на небольшом деревянном кресте сохранилась следующая надпись: «освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храм Святителя Николая Чудотворца при державе благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни императрицы Екатерины Алексиевны и при наследнике ея благоверном государе цесаревиче и великом князе Павле Петровиче преосвященным , епископом Владимирским и Муромским 1772 г. октоврия 6 дня. В числе святых икон обращают на себя внимание: 1) в Николаевском храме Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшена бриллиантами, топазами, изумрудами, яхонтами и аметистом, жемчужными звездами. Убрус жемчужный с кораллами; в оплечьи находится часть ризы Господней. На сей же иконе имеется серебряный вызолоченный старинный крест, в коем помещены святыни из Иерусалима; на оконечностях креста висят два большие изумруда, а внизу белый топаз. Икона эта почитается в приходе за чудотворную. 2) Копия с этой иконы, освященная в Иерусалиме на гробе Господнем. 3) Икона Святителя и Чудотворца Николая в житии, в серебряной ризе в венце; крест с 5 драгоценными камнями. В этой иконе хранится миро из раки мощей Святителя Николая. 4) Икона Успения Божией Матери, древняя в серебряной вызолоченной ризе с бриллиантовой звездой в оплечьи, одежда из жемчуга, в венцах стразы. В ризе ковчежец, в средине коего большой изумруд, по краям стразы; в ковчежце 9 частиц мощей Киевских Угодников и часть мощей Варвары Великомученицы. Внизу иконы надпись: «истинное изображение и мера счудотворнаго образа, яже обретается в лавре Киево-Печеры над царскими враты». 5) Икона Богоматери Каплуновская в серебряной вызолоченной ризе с топазом в убрусе. 6) Икона св. Анны, матери Пресвятой Богородицы, с частью камня от гроба Господня. 7) Икона резная из белого мрамора – Воскресение Христово. 8) Икона – Нерукотворенный Образ, писанная на камне из Св. Земли. 9) Образ Усекновения Главы Иоанна Крестителя с надписью: «написан сей святый образ по обещанию Якова Иванова сына Лопухина в лето от Рождества Христова 1747 месяца октоврия против чудотворнаго образа, который стоит в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы в мужском монастыре в Коширском уезде». Из святых крестов замечательны: перламутровый напрестольный с еврейскою надписью, и крест из корней с берегов Иорданских. В церковной ризнице сохранилось Евангелие времен патриарха Иосафа, изд. 1637 г. (дски переделаны вновь). Евангелие издания 1694 г. с следующею надписью по листам: «1702 г. июня в 1 день дому светлейшаго патрирха дворянин Леонтей Марков сын Лопухин дал сию книгу, глаголемую святое евангелие, вкладу пообещанию своему в вотчину светлейшаго патриарха Володимерскаго уезду сула Спасскаго в церковь во имя Николая Чудотворца Леонтей Лопухин». Из богослужебных книг сохранились следующие древние книги: 1) пентикостарион, изданный при царе Алексее Михайловиче 1670 г. 2) Следованная псалтирь 1695 г. с надписью: «сия книга, глаголемая псалтирь, благословена схимонахом Лвом Марковичем Лопухиным Тита Иванова сына Лопухина» – подписана его рукою 1733 г. 3) Пролог за сент. – ноябрь месяцы издания 1796 г. с надписью на листах: «сия книга глаголемая пролог Володимерскаго уезду Ополскаго стану вотчины дому светейшаго патриарха церкви чудо архистратига Михаила а подписал сию книгу тоя церкви Иереи Василии и куплена на церковныя денги в прошлом 1702 г. марта в первый день». Сохранились два деревянные подсвечника в виде тумб – с надписью: «в лето 7007 поставлена свеча пред. Божиим милосердием…
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Доходов от земли и прихода получается до 460 руб. в год. Дома у причта собственные деревянные, на церковной земле.
Приход состоит: 1) из села Спасского и деревни Варламов починок (Деревня Варламов починок вотчина святейшего патриарха Московского упоминается в писцовых книгах Владимирской Ямской слободы 1642 г.), деревни (В грамоте великого князя Ивана Васильевича от 1504 г. в числе сел принадлежащих упомянуто село Володимирское. Деревня Владимирка видимо прежде была селом, церковь в ней могла исчезнуть по разным причинам.), сельца Оборина (Сельцо Оборино существовало в XVII в., упоминается в «зарядной записи 163 (16550 г.), сельца Лахани, сельца Пиганова, деревни Юрьевца, деревни Немцовой. В приходе 622 души мужского и 660 душ женского пола; из них - раскольников нетовцев 7 душ, перекрещенцев 5 душ, неотписных 46 душ».
/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

В селе Спасском была церковно-приходская школа , открытая в 1883 г.

Церкви села были закрыты после войны в 1947 г. Священнослужитель репрессирован. Помещения церквей использовались под механическую мастерскую и склады.
В августе 1995 г. церкви и село Спасское получили статус памятников архитектуры, а в декабре 1995 г. церковь Архангела Михаила была передана общине Русской православной Церкви. Храм возрождается; община следит и за Никольской церковью, помещения освобождены от складов очищены от мусора, поддерживается в порядке территория.

Владимирские депутаты в 2017 г. на заседании комитета по градостроительству, архитектуре, земельным отношениям утвердили названия новых улиц в микрорайоне Мосино, предложенные топонимической комиссией.
Названия «Хлебодарная», «Каравайная» и «Яровая» выбраны на основании архивных изысканий жительницы Мосино Елены Громовой. Её исследование показало, что основным видом деятельности на этой территории было хлебопашество.
Ещё одну улицу назовут «Ручейная», так как улица проходит вдоль водоёма.

Микрорайон Оборино

Оборино - в говорах средней полосы России встречается слово обора: завязка, с помощью которой держатся на ноге лапти, другими словам и, обрывок веревочки. Прозвище - Обора - было дано или отдельному человеку, или жителям деревни за их недостаточность, бедность. Слово образовано по тому же принципу - с суффиксом - ин.
Оборино, сельцо помещичье: расстояние от губернского города - 10 верст; число дворов – 11 (1857 г.); число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 36, женского пола - 50; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 31, женского пола - 37; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 38; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой; деревянный дом г. Вевер; кузница.
Оборино 1859 год: число дворов - 11; число душ мужского пола - 38; женского пола - 48.
В приходе села Спасское.

Бывшая д. Оборино Суздальского района.
С 2005 г. территория г. Владимира (Ленинский район).


Мкр. Оборино. Вид со стороны мкр. Немцово.

В микрорайоне Оборино одна улица:
Полевая ул.


Полевая улица мкр. Оборино

Микрорайон Немцово

Немцова - кто из «иноземцев» мог жить в этой деревне или владеть ею - вопрос не изученный. Во всяком случае, это не обязательно был немец, т.е. житель Германии. В старину немцем могли назвать любого иноземца, чужака, не говорившего по-русски, т.е. он был для местных жителей как бы немой (немец).
Немцово, помещичья деревня: расстояние от губернского города – 7 верст; число дворов - 9; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужеского пола - 23, женского пола - 25; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужеского пола - 29, женского пола - 32; действительное население: мужеского пола - 30, женского пола - 34; господствующие виды производительности: кроме хлебопашества занимаются каменной и кровельной работой.
Немцово 1859 году прописано как сельцо; число дворов - 9; число душ мужского пола - 18; женского пола - 19.
В приходе села Спасское.

До 2005 г. деревня Немцово была в составе Суздальского района.
С 1 января 2005 года территория г. Владимира - микрорайон Немцово.
В микрорайоне Немцово две улицы:
Новая ул.; Полевая ул.


Мкр. Немцово


Мкр. Немцово. Вид с севера.


Река Содышка

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Церковь Святого Духа

Село Спасское.

В Фетинино кончается асфальт и грунтовая дорога приводит в с. Спасское, расположенное при р. Ворше и речке Имбушке. Село принадлежало в старину семье дворян Савеловых.

Церковь в селе построена была в первый раз в 1661 г. и освящена в честь Преображения Господня; эта церковь была деревянная и холодная; в 1711 г. была построена теплая, деревянная же, церковь, с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1779 г., вместо деревянной Покровской церкви, помещица Екатерина Ивановна Савелова построила в селе каменную церковь, которая была освящена в воспоминание Сошествия Святого Духа на апостолов; в ней были устроены приделы: в честь Покрова Богородицы и во имя Св. Пророка Илии.

В 1855 г. церковь эта была расширена и в ней устроен был теплый придел в честь Преображения Господня; деревянная же Преображенская церковь была упразднена. В этом виде церковь существует и в настоящее время. Колокольня и ограда при церкви каменные.

Престолов в церкви четыре: в холодной ~ в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и придельные: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святого Пророка Илии, в теплом приделе - в честь Преображения Господня.

И в наше время в разоренной Спасской церкви частично сохранились росписи.

В церкви хранились: старинная икона Смоленской Божией Матери, украшенная серебром, золотом, жемчугом и каменьями (поддельными); напрестольный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих и небольшая доска с частицами св. мощей разных угодников Божиих.

Причт церковный состоял из священника, диакона и псаломщика. На содержание свое причт получал: от земли 50 руб. и за требоисправления 800 рублей, а всего в год 850 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле.

В 1789 г. в с. Спасском-Савеловых Юрьевского уезда, в семье диакона Преображенского храма Евфимия Савелова, родился сын Иван Евфимович. Первоначальное образование Иван получил в Суздальском духовном училище, откуда потом переведен был во Владимирскую духовную семинарию. По окончании курса в семинарии, он послан был семинарским начальством в Сергиево-лаврскую семинарию для образования к учительской должности. Здесь он хорошо изучил Священное Писание и церковную историю; с большим усердием и полным успехом занимался естественными науками: физикой, механикой, технологией и математикой, как засвидетельствовал об этом профессор философии Сергиево-лаврской семинарии, протоиерей Феодор Александрович Голубинский в своем письме (1822) к Иоанну Евфимиевичу Савелову. В 1809 г., получив аттестат от правления Сергиево-лаврской семинарии, Иоанн Евфимиевич, по резолюции Преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, определен учителем еврейского и высшего немецкого классов во Владимирскую семинарию. С этого времени по 1820 г. он в разное время преподавал в семинарии различные предметы. В 1810 г. Преосвященным Ксенофонтом он произведен был во священника в с. Заколпье Меленковского уезда, с оставлением при учительской должности в семинарии. В 1817 г. Владимирским отделением Российского Библейского общества о. Иоанн Савелов избран был в секретари общества, и эту должность проходил до 1821 г. 16 февраля 1819г., за долговременные и усердные труды по учительской должности и за тщательное, назидательное проповедание Слова Божия, он произведен был в сан протоиерея и переведен в с. Лежнево Ковровского уезда, но опять с оставлением при учительской должности в семинарии, а в с. Заколпье после него священническое место предоставлено было его сестре.

30 октября 1820 г. о. Иоанн Савелов оставил службу при семинарии и поступил настоятелем к Екатерининскому собору в г. Судогду, а в с Лежнево, на оставшееся после него праздным священническое место, произведен был один из студентов семинарии со взятием другой сестры о. Савелова. Время службы при семинарии было лучшей порой жизни Иоанна Евфимиевича. Там он имел добрых, умных друзей и коротких знакомых, - он окружен был людьми, среди которых с удовольствием проводил время, делясь мыслями и чувствами. Рассказывают, что он всегда с восторгом вспоминал о времени, проведенном им во Владимире на службе при семинарии.

«Поступив настоятелем к Судогодскому Екатерининскому собору, протоиерей Иоанн Евфимович оставался в Судогде до конца своей жизни. Здесь, кроме добросовестного исполнения обязанностей в отношении к прихожанам, он нес и другие обязанности, возложенные на него Епархиальным начальством. Так, он был цензором сказываемых при соборе проповедей, членом Судогодского оспенного комитета. В 1828 г. определен сотрудником Владимирского попечительства о бедных духовного звания; 1844 г. 30 ноября сделан преподавателем кати-хизического учения в соборе и в том же году утвержден в звании члена Судогодского тюремного комитета. 25 декабря 1847 г. он почувствовал сильную боль в груди, на другой день с ним поседовал удар, от которого он и умер 27 дня того же месяца и года, на 58 году своей жизни.

Отец Иоанн Савелов вид имел величественный, характера был веселого и доброго. Памятен он гражданам г. Судогды, прежде всего, как красноречивый и неутомимый проповедник. С усердием занимался он проповедованием Слова Божия, еще когда был на учительской должности при семинарии; но с особенною любовию и ревностью он предался занятиям проповедничеством, поступивши в Судогду: пастырским словом он поучал своих прихожан почти каждый воскресный и праздничный день. И проповеди его отличались особенною задушевностию: он произносил их с увлечением; они оставляли глубокое впечатление; это было обычным явлением, что за проповедию его многие плакали. В продолжение жизни им составлено было множество проповедей и поучений разнообразного содержания; но до настоящего времени сохранилось у сына его, живущего в г. Судогде, только 108 бесед и поучений, сказанных в продолжение 1845,1846 и 1847 гг.

Другия же его проповеди затеряны, а часто разобраны родными и знакомыми. Богослужение о. Савелов совершал довольно скоро; кто хотел присутствовать при совершении им Богослужения, тот должен был приходить во храм по первому удару в колокол, потому что так он сам приходил в храм и тотчас же начинал Богослужение. Дома прихожан он посещал с Животворящим Крестом почти только в Великие праздники, когда его принимали действительно с усердием и религиозным настроением; в прочие праздники он не ходил, не желая быть в тягость прихожанам. А так как причт его при этом лишался части доходов, то в удовлетворение его о. Савелов выдавал ему от себя приблизительно такую сумму денег, какую получали принты у других священников.

За исправление разных треб он сам никогда не назначал платы; он всегда довольствовался тем, что ему давали. Говорят, что он нередко получал по 50 коп. за совершение брака, и был этим доволен. Как на доказательство бескорыстия о. Савелова и его преданности пастырскому долгу, можно указать еще на следующий факт. 25-го апреля 1838 г., в г. Судогде был сильный пожар. Оставив свой дом и все свое имущество в жертву огня, о. Иоанн Савелов поспешил в собор для спасения церковного имущества, и все время пожара находился там. Начавшийся поблизости пожар, при сильном, порывистом ветре, скоро достиг соборного здания: собор обгорел, - и как огонь проник в самую внутренность храма, то иконостасы и многие внутренние украшения были разрушены; движимое же имущество церковное, как то: ризница, библиотека, документы, напрестольная и прочая церковная утварь и святые иконы, благодаря самоотверженному усердию о. Савелова, все было вынесено и сохранено в целости.

В отношении к подчиненному духовенству о. Иоанн Савелов был добр и снисходителен. Он старался исправлять его недостатки, прекращать ссоры и вражду - всегда сам, - так сказать, домашними средствами, не доводя о том до сведения Епархиального начальства. Как добрый отец, он старался действовать в этом случае прежде всего своими наставлениями, советами и убеждениями; к мерам строгим он прибегал очень редко. Жители г. Судогды и ближайших сел и деревень питали к о. Иоанну Савелову любовь и уважение за его ум и доброе сердце. Особенно же его любили и уважали дворяне и чиновники. Он был, как говорится, душею их общества. Где они собирались, туда непременно приглашали и его: своим красноречием и остротами он увлекал всех. С ним они делили и радости свои и скорби: посылал ли Бог какое утешение в жизни, - тотчасъ приглашали Иоанна Евфимовича разделить семейную радость; случалось ли с кем из них несчастие и горе, - его также звали к себе и ждали от него слова утешения. Много у него было знакомых; но никто не был так близок к нему, как доктор Матвей Васильевич Покровский. Это был самый искренний друг о. Иоанна Савелова.

Они виделись друг с другом почти каждый день: или доктор приходил к о. протоиерею в дом, или тот к доктору. Ни одного важного и серьезного дела они не начинали, не переговоривши и не посоветовавшись друг с другом. Дружба их не прекращалась и тогда, когда доктор Покровский переведен был на службу в г. Муром. Они часто переписывались между собою и нередко навещали один другого. Отец Иоанн Савелов оставил по себе память в г. Судогде не только как добрый пастырь, но еще как искусный врач. Обладая богатыми сведениями по медицине, он употреблял их при всяком случае, требовавшем врачебного пособия, когда у больного не было средств пригласить врача или недоставало доверия ко врачу. В этих случаях врачебная помощь о. Савелова была большею частою удачна и всегда безмездна. За советом в болезнях к нему обращались не только жители г. Судогды и окрестных сел и деревень, но и из других уездов Владимирской губернии.

Однажды приезжал к нему лечиться от расслабления московский купец Пегов и получил излечение. По поводу болезни своего зятя о. Савелов писал к врачу Покровскому о признаках болезни и о своем лечении ее; тот отвечал, что описание болезни так точно и определенно и способ лечения ее так хорош, что исправлять нет надобности. Но врачебная практика о. Савелова возбудила неудовольствие в местном враче г. Бернгарде. По поводу смерти поручика Винова, который после безуспешного лечения у Бернгарда обратился за врачебною помощью к о. Савелову, этот врач отнесся бумагою к Судогодскому исправнику, в которой просил отобрать от о. Савелова сведения о том, какими он руководился правилами в лечении как означенного Винова, так и других лиц. Городничий по этой бумаге формально затребовал таковые сведения ото. Савелова под предлогом представления их к Начальнику губернии, но получивши, передал их тому же врачу Бернгарду, который, заручившись этим документом, сделал донесение во Врачебную управу, а та с своей стороны отнеслась по этому делу в Духовную Консисторию.

Из этого процесса открывается, что о. Савелов излечивал самые разнообразные болезни и таких опасно-больных, от которых после безуспешного лечения отказывался г. Бернгард. Так, в своем ответе от 2 ноября 1826 г. на запрос исправника он пишет: «Хотя я отнюдь не состою в числе вольнопрактикующих медиков, да и быть таковым не желаю, но действительно при иных отчаянных случаях, будучи позван самими больными или их домашними, по общей для всех обязанности человеколюбия, многим подавал помощь, как то и сами те, коих я пользовал, или их домашние засвидетельствовать, надеюсь, не отрекутся. Да и сами Вы (исправник) свидетелем в том в руке и в боку ревматизма жене бывшего здесь винным помощником Петра Дмитревского, Марье Дмитревской, пользованной до того очень Долго г. Бернгардом и в безнадежном положении им оставленной, что сама Дмитревская засвидетельствовать может, - в 3-х, вылечил я бывшего здесь винным помощником штабс-капитана Гошицкого от злокачественных по всему почти телу его чирьев, которого вотще пользовал Долгое время тот же г. Бернгард, и которого оставил он в самом дурном положении, что все сам г. Гошицкий засвидетельствовать может, - в 4-х, вылечил я от сильного грудного колотья, сопряженного с резью в животе, проживающего здесь в городе титулярного советника Ивана Кузьмина, пользованного тем же г. Бернгардом, и в преопасном положении им оставленного, что сам он, Кузьмин, засвидетельствовать может, - в 5-х, вылечил я помещика здешнего уезда, Аполлоса Трусова, от ломоты, что он и засвидетельствовать может. А сверх сих пойменованных лиц я имею еще довольное число других, коим я также по- j дал помощь при весьма опасном их положении, что все они и сами, надеюсь, засвидетельствовать не отрекутся, но которых, а равно и болезни их - перечислять почитаю излишним». Приказом Консистории от! 18-го января, за № 386, о. протоиерею Савелову запрещено лечить больных.

В 1820 г., сразу после окончания Владимирской семинарии, ко xpaму с. Спасского Савеловых, был рукоположен во священника Михаил Иванович Савелов.

В 1844 г. в с. Спасское Савеловых был переведен священник погоста Старозамотринского Покровского уезда Александр Дмитриевич Цветаев. Он окончил Владимирскую семинарию в 1836 г. В следующем году назначен священником храма погоста Старозамотринского.

В 1888 г. вышел за штат.

С 1857 г. диаконом церкви с. Спасского Савеловых был Александр Иванович Меморский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1854 г. В том же 1857 г. переведен священником в с. Калитеево. Скончался 7 января 1887 г.

Александр Николаевич Сахаров послен окончания в 1856 г. Владимирской семинарии, в 1862 г. был рукоположен во священника с. Короваева Суздальского уезда, в 1882 г. он уже причетник при храме с. Фантырева Юрьевского уезда, был прощен, и в 1883 г. - снова священник с. Кривдина Юрьевского уезда. В 1885 г. - опять низведен в причетники при храме с. Спасского Савеловых, в 1891 г. переведен в храм с. Мошок Судогодского уезда..

В 1888 г. священником с. Спасское Савеловых был Иван Глебович Померанцев, в 1882 г. окончивший Владимирскую семинарию.

Приход составляли: с. Спасское и деревни: Топорищево, Лапушенки, Тюрикино, Межники, Васильки, Курицыно, Дашки, Новое, Пискутино, Матренино, Прокошиха и Негодяиха. Дворов в приходе 305, душ мужеского пола 851, а женского пола 1035. В селе было земское народное училище, которое помещалось в наемном крестьянском доме.

В 1930-х гг. был арестован священник Спасской церкви Сергий Троицкий. Он отбыл срок в лагерях и вернулся на родину. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.