Беседы в группе на этическую тему. Методика подготовки и проведения этической беседы. нравственный воспитание этический школьник

Этическая беседа - форма нравственного воспитания учащихся, направленная на формирование нравственного сознания школьников, развитие понимания ими значения и смысла нравственных ценностей. Конечно, нравственный опыт приобретается в совместной деятельности и общении с другими людьми, но этическая беседа позволяет осмыслить свое и чужое поведение. Для эффективного достижения запланированных результатов этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

1. Тема этической беседы должна быть актуальной для данного класса и своевременной.

2. Важно четко определить то нравственное понятие, ту норму (нормы) поведения, которым посвящена этическая беседа, с тем чтобы целенаправленно вести учащихся к их осмыслению.

3. Необходимо обеспечить диалог участников этической беседы. В процессе обсуждения, анализа ситуаций формируется убежденность учащихся в правильности, обоснованности тех или иных нравственных принципов и норм поведения. Поэтому при подготовке этической беседы следует подобрать для анализа со школьниками ситуации из жизни учеников данного класса, данного возраста, литературных героев, продумать вопросы, которые будут заданы учащимся.

4. Важно обеспечить позитивную направленность диалога с учениками, то есть беседа должна быть построена в основном на положительном материале (примерах, ситуациях).

5. Необходимо помнить о том, что в ходе этической беседы позиция воспитателя должна быть искренней и открытой, тон разговора - доверительным, отношение к позициям участников - уважительным.

6. Важно понимать, что этическая беседа - звено в воспитательной работе, она должна быть связана с организацией деятельности ребят в русле темы беседы.

7. Этическая беседа, как и любая другая специально подготовленная беседа с учащимися класса, складывается из следующих основных этапов: подготовка беседы (обеспечение настроя учащихся на беседу, разработка сценария - подбор ситуаций, формулирование вопросов, выстраивание беседы), вступительная часть (создается целевая установка у учащихся), основная часть (в ходе диалога учителя и учащихся раскрывается основное содержание), заключительная часть (формулируются выводы и рекомендации).

Игра

Игра относится к одному из популярных видов деятельности, используемых педагогами для организации как учебных, так и внеклассных занятий. Анализ разнообразных определений игры (игровой деятельности) позволяет выделить ее следующие основные характеристики:

· это один из присущих человеку видов деятельности, сопровождающих его на протяжении всей жизни, оказывающий доминирующее влияние на развитие личности в детском возрасте;

· игре присущи высокая эмоциональность, результатом игры являются эмоции (как положительные, так и отрицательные);

· игровая деятельность свободная, то есть осуществляется человеком «по желанию», поэтому ей чужды элементы авторитарности, диктата, принуждения;

· игровая деятельность связана с воссозданием реальных ситуаций окружающего мира, но не по принципу копирования, а с возможностями импровизации, поэтому для игры характерен высокий уровень творчества;

· игра дает возможность применения знаний, приобретенных в других видах деятельности, возможность присвоения новых знаний и умений в общении между играющими, то есть ей присущи образовательные функции.

Учитывая вышесказанное, организатор игры должен при планировании и осуществлении данного вида деятельности обеспечивать следующие ее особенности: динамизм, яркость, эмоциональность, импровизационность, разнообразие общения, свободу участия и действий. Перечисленные особенности, безусловно, ограничивают возможности прямого руководства учителем игрой, но желанность игры со стороны учащихся и эффективность их обучения, воспитания и развития в игре выводят ее в арсенал эффективных педагогических средств. Игры, организуемые педагогом в целях активизации образовательного процесса, получили название педагогических, игры, используемые в целях присвоения учащимися знаний и умений, обозначаются как дидактические.

Организуя дидактическую игру, педагог, с одной стороны, должен обеспечить присущие игре особенности (свобода, эмоциональность, творчество), с другой - преследовать обучающие цели. Следует помнить, что ученик включается в организованную педагогом игру с целью получения удовольствия, педагог же должен организовать игру так, чтобы ее результатом явились знания и умения играющих учащихся. Для учащихся приобретение в игре знаний и умений - результат вторичный. Такое непреднамеренное учение в игре получило название автодидактизма.

Дидактическая игра - разновидность игр с правилами. Поэтому продумывание правил игры и четкое следование им является важным требованием к организации игровой деятельности школьников.

Организуя педагогическую игру, необходимо с учетом ее специфики обеспечивать следующие этапы, характерные для осуществления различных видов деятельности учащихся: целеполагание, планирование, подготовительный этап, непосредственно игровые действия (реализация игры), подведение итогов и выход из игры, анализ результатов игры.

Подготовительный этап заключается в создании воображаемой ситуации, подготовке к реализации ролей, установлении игровых правил.

Этап непосредственных игровых действий связан с осуществлением сценария игры в совместной деятельности учителя и учеников. Причем учитель может контролировать ход игры как в качестве участника, так и в качестве арбитра. В любом случае учителю необходимо «подыгрывать» ученикам и в то же время, не разрушая «игросферы», взаимодействовать с учащимися так, чтобы ход игры способствовал реализации педагогических целей.

На этапе подведения итогов игры необходимо, с одной стороны, соблюдать правила, с другой - указать на то, что знания и умения, сформированные в процессе обучения, способствовали развертыванию и активизации игровых действий. Таким образом, учащиеся вновь переводятся в реальный мир - учебную деятельность, актуальность которой была продемонстрирована в игре.

Для того чтобы педагогическая игра не потеряла характерные для игры признаки (раскованность, доверительность, эмоциональность), педагог должен постараться скрыть педагогические требования, предъявляя их игровым путем, то есть через игровые правила, роли, сюжет, при подведении итогов игры. Двуплановая позиция характерна как для учащихся (реальное состояние - ученик, игровое - участник игры), так и для педагога (игровое состояние - организатор и участник игры, реальное - управление игрой для достижения педагогических целей).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

2. Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб.: Образование, 1996. 135 с.

3. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 336 с.

4. Охитина Л. Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977. 96 с.

5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 265 с.

6. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.

7. Польская О. Я. Психологический практикум в школе. М.: Просвещение, 1979. 108 с.

8. Симонов В. П. О требованиях к уроку и его анализу // Советская педагогика. 1980. № 1. С. 55-58.

9. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. 416 с.

10. Шмаков С. А. Игра учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Вера Ивановна Петрова, Татьяна Дмитриевна Стульник

Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов

Уважаемые коллеги!

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.


Петрова Вера Ивановна – доктор педагогических наук, автор работ по нравственному и трудовому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.


Стульник – кандидат педагогических наук, автор работ по нравственному и художественному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Предисловие

В данном пособии представлены общие теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед. Этические беседы объединены темами, раскрывающими те или иные стороны нравственных отношений. Беседы расположены в порядке нарастания сложности обсуждаемых с детьми вопросов. Сначала даются материалы для бесед с детьми 4–5 лет, затем – 5–6 и 6–7 лет. Но такое деление условно. Планируя работу, воспитатель подбирает материал с учетом уровня развития и подготовки детей в группе.

В основе каждой беседы лежит художественное произведение, позволяющее познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Понять главное в нравственном содержании текста детям помогают вопросы воспитателя (от ряда предложенных в пособии вопросов можно отказаться, переформулировать их с учетом высказываний детей). Интерес детей к обсуждаемому произведению во многом зависит от умения воспитателя выразительно прочитать текст, внимания взрослого к высказываниям дошкольников. Некоторые произведения можно использовать в ходе работы по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, а также в досуговое время.

Те основные правила, с которыми дети познакомились в ходе беседы, целесообразно использовать в повседневной жизни. Например, при ссоре детей можно прочитать строки «…и ссориться не нужно и можно всех любить» или вспомнить, почему «…в речке утром рано утонули два барана». Знакомые образы напоминают детям правила поведения, делают их понятными.

Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие медленнее. Это естественно. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

Предлагаемые материалы предполагают творческий подход педагога к построению диалога с детьми.

При фронтальной работе воспитатель ориентируется на высказывания более подготовленных детей, но и не оставляет без внимания ответы дошкольников, недостаточно хорошо разобравшихся в обсуждаемой ситуации. Опираясь на высказывания детей, педагог уточняет и углубляет их представления о нравственности, связанные с той или иной ситуацией, действиями героев произведения.

Главное в работе воспитателя – это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений. Подражательная способность детей помогает педагогу учить их нравственному поведению.

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка. При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак).

При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.).

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

Гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;

Четкой постановки задач нравственного воспитания;

Создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Этическая беседа в работе с дошкольниками

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

Подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стиховорения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т. д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»);

Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4–5 лет составляет 20 минут, с детьми 6–7 лет – 30–35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:

Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

Умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

Правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

Могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

При работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

Объясняют смысл знакомых пословиц;

Могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

Материалы для проведения этических бесед

Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.

Но в некоторых ситуациях ребенок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребенком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребенок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Зачем говорят «здравствуй» (4–5 дет)

В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Педагог начинает беседу с вопросов:

– Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

– Кому вы говорите «здравствуйте»?

– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

– Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.

...

Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

– Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

– Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.

– А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.

Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу, педагог уточняет:

– Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику

– Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Праздник вежливости (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

– Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

...

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались. «Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришел путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение.

Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

– Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Ладонщикова:


Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!

– Чему Петя научился?

– Чему Петя должен учиться?

– Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.

В свободное время воспитатель предлагает детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Чего не знал воробышек (4–5 лет)

В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.

– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, – начинает беседу воспитатель. – Один из них мы сейчас узнаем.

...

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я все знаю».

– Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Вежливая просьба (5–6 лет)

В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).

...

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

– Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)

– Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?

– Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

Фея учит вежливости (5–6 лет)

В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.

– Некоторые дети, – начинает беседу воспитатель, – не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.


Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням
Ей мама
Про него Твердит упрямо:
– Почему
Такой пустяк
Не запомнишь
Ты никак?
Но молчит она как рыба
Вместо каждого… (спасибо)]

– Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

– Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

...

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».

Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

– Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

– Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.

Еще один секрет вежливости (6–7 лет)

В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

– Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.)

– А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».)

...

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте! Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

– Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)

– Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

– Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:


Встретил Витю я, соседа, -
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!

– Что Витя должен был сказать соседу?


Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слова… (извините).

– Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

– А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.


Мама сильно рассердилась,
Без меня пошла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости в последний раз!»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.

– Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями программы. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

В старшей группе детского сада целесообразно провести беседы на темы: "Умеем ли мы дружить?", "Учимся помогать товарищам", "О справедливости" и др.

Методика проведения этических бесед разработана В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной и другими исследователями.Исследованиями Е. Р. Смирновой, В. М. Холмогоровой установлено, что истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого видения другого и отношения к нему.

Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

· постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

· поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образцами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

· Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

· Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

· Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

· Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);

· Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в старшей и подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4 - 5лет составляет 20 минут, с детьми 6 - 7 лет – 30 - 35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

· умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

· уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;

· правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

· могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

· при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

· объясняют мысль знакомых пословиц;

· могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.
Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:
1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.
3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.
Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.
Проведение этических бесед включает в себя:
· подготовительный этап;
· проведение беседы;
· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:
1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.
3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
4. Продумываются вопросы беседы.
5. Подготовка учащихся к беседе:
а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;
б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;
в) определяются групповые задания.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.
При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями
В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед:
1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.
2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.
5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.
При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.
Для этого можно использовать такие приемы:
а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;
б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.
Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.
При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.
Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.

Завалишина Э.Н.

Методическая разработка воспитательной беседы

Тема: Из истории правил вежливости и культуры поведения.

Цель: Формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей правил этикета и культуры поведения.

2. Воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.

3. Предложить практические ситуации проявления этикета в обыденной жизни;

4. Воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам и взрослым людям.

Форма проведения: Этическая беседа с элементами театрализации.

Психолого-педагогическое обоснование

1 .Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Характеристика участников 23 человека . 2 класс. 7 - 8 лет.

2.Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

3.Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

4.Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

5.Просветительская функция этической беседы заключается в расширении знаний учащихся в вопросах морали. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания.

6.Направляющая функция помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей. Помогает нарабатывать свой опыт нравственного поведения, вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

7. Формирующая функция формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения, собственной нравственной позиции.

Подготовительная работа

1. С помощью школьного библиотекаря подобрать проблемные ситуации этического характера для их решения, в ходе беседы.

2. Подготовить выставку рисунков учащихся «Вежливость на каждый день».

3 . Записать на электронный носитель ситуации, на тему этической беседы и провести рубрику «У нас в гостях Ералаш».

4 .Предложить учащимся вместе с родителями подготовить «Словарь Вежливости»: пословицы, поговорки, высказывания выдающихся людей.

5 .Подготовиться учащимся и родителям к созданию проекта - «Уроки вежливости кота Бантика».

Краткий конспект беседы

I . Вступительное слово классного руководителя:

Сегодня у нас беседа, но начнем мы её с вами необычно, не так, как всегда. Послушайте внимательно и скажите, о чём мы будем говорить сегодня.

II . C итуации, разыгрываемые детьми.

Ситуация 1 . Мама: Лёшенька! Вставай! Пора в школу! Лёшенька: Не хочу! Не пойду! Отстань! Надоела!

Ситуация 2. Старушка: Мальчик! Мальчик! Помоги мне, пожалуйста! Подскажи, где находится остановка троллейбуса № 5? Мальчик: А я откуда знаю! Что, я езжу на нем?

Ситуация 3. Бабушка: Ой, кто это конфеты все съел? Я ведь приготовила всем по конфетке? Внучка: Ну, я. Подумаешь, конфеты тебе жалко. Ты ведь уже старая, тебе их есть нельзя.

Учитель: Можно ли считать детей, которых вы только что услышали, невежливыми? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о вежливости. Как вы думаете, что означает слово «вежливость?»

Ответы детей.

Какое произведение вы читали дома? Как оно связано с нашей темой? Почему у бабушки, брата, сестры и старичка изменилось отношение к Павлику? Почему слова вежливости мы называем волшебными? В чём их волшебство? Ответы детей (Приложение с.2-3).

Обращают внимание на словарь «Вежливости» (пословицы, поговорки).

III . Игра: «Поговорим о вежливости».

Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….(спасибо)

(Приложение с.3- 6 ).

Давайте попробуем представить себе вежливого человека и написать на доске его качества, по которым мы можем сразу это определить.

Кого называют вежливым человеком? (Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.)

( Приложение с. 6 ).

IV . Составление ассоциограммы на выражение «вежливый человек».

Учитель: Как вы думаете, ребята, всегда ли существовали правила проявления вежливости и когда, по вашему мнению, они появились?

Ответы учащихся.

Чтобы ответить правильно на этот вопрос, давайте обратимся к профессору Вежливых наук, который откроет нам тайну этого вопроса.

Выходит ученик, одетый в мантию, с указкой в руке (презентация ).

Профессор Вежливых наук : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мальчики и девочки! Мне очень приятно быть сегодня вашим гостем и, чтобы не злоупотреблять вашим временем, я приглашаю вас к экрану, который поможет нам отправиться в древние времена и посмотреть, как развивалась наука о Вежливости.

Слайд № 1. На экране - Древний Египет.

Профессор Вежливых наук : Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте.

Слайд № 2.

Профессор Вежливых наук: В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.

Слайд № 3. Церемония встречи послов в средние века.

Профессор Вежливых наук : Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

Учитель: Уважаемый профессор! А когда в России появились правила поведения, и какие из них сохранились по сегодняшний день?

Профессор Вежливых наук: Написанные правила вежливости появились во времена Петра I, русского царя. Они назывались «Юности честное зерцало». В них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, как пользоваться вилкой и ножом.

Учитель : Подумайте и скажите, как можно отличить вежливого человека от невежливого? Приведите примеры.

V . Работа в группах. Обсуждение стихотворных ситуаций, художественных произведений (Приложение с.1-2).

Ребятам предлагается обсудить стихотворные ситуации, приведенные выше и определить, в чем выражается невежливость стихотворных персонажей.

Затем ребята зачитывают ситуации и называют действия, которые можно назвать невежливыми.

VI . Герои «Ералаша».

Учитель: Сегодня у нас в гостях герои «Ералаша». Сейчас мы с вами встретимся с ними и определим, правильно ли они поступают и как нужно поступать в такой ситуации.

Учащиеся смотрят ситуации из «Ералаша» и определяют, что делают участники «Ералаша» неправильно.

VII . Составление своего Ералаша - «Уроки вежливости кота Бантика».

Учитель: Ребята, я предлагаю вам составить свой Ералаш по теме «Вежливость». Главным действующим лицом в этой работе будет котенок Бантик. Назовем мы наш мультфильм «Уроки вежливости кота Бантика».

Каждая группа готовит свой кадр по теме мультфильма и представляет его.

Выполнение учащимися задания.

Ребята распределяются на группы. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры, карандаши и рисует кадр для мультфильма. Затем ребята представляют свой кадр мультфильма.

VIII . Подведение итогов этической беседы.

Учитель: Ребята, о каких правилах вежливости (этикета) вы узнали?

Ребята, обратите внимание на то, что слова вежливости только тогда становятся «добрыми» словами, когда говорятся приветливым тоном. Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении.

IX . Рефлексия.

Какую оценку вы бы себе поставили и почему?

Если ты узнал что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко».

Если ты не извлек никакой нужной информации, то пусть ненадолго выйдет «Тучка».

Использованная литература

    Богданова, О. С. Калинина, О. Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», 1982 год.

    Дереклеева, Н. И. «Азбука классного руководителя»: Начальная школа. – М: 5 за знания, 2008 год.

    Максименко, Н. А. «Спутник классного руководителя» , 2007 год.

    Загадки для детей.

    Картинка «солнышко с тучкой»

    – картинка

«солнышко»

Самоанализ проведенной беседы

1 . Актуальность темы, учет возраста учащихся.

Анализ реакций учащихся на предложенную тему.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Поэтому, знание правил вежливости и культуры поведения, помогает формировать у детей нравственно-этические нормы, воспитывает желание быть вежливым.

Тема данной беседы – «Из истории правил вежливости и культуры поведения», близка возрасту (7-8лет) и эмоциональному опыту учащихся.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

По - моему, реакция учащихся на предложенную тему оказалась очень хорошей, так как всем сразу же захотелось быть вежливыми и культурными.

Но, два ученика отреагировали на это задание негативно, наверное потому, что часто нарушают правила культуры поведения.

2. Подготовительный период: что сделано? Что получилось? Что не получилось? Почему?

По - моему, подготовительный период этической беседы прошёл отлично. Что было запланировано (работа с библиотекарем, запись ситуаций из Ералаша, составление словаря «Вежливости», конкурс рисунков - «Вежливость на каждый день») всё получилось на высоком уровне.

Особенно понравилась в ходе беседы, совместная работа родителей и детей в проекте - «Уроки вежливости кота Бантика». Так как подготовка к проекту была очень серьёзной.

3 . Проблемы, возникшие в ходе проведения беседы; их причины; возможные пути их решения.

Я считаю, одна из проблем, возникших в ходе беседы, это то, что всем детям хочется высказаться, отстоять свою точку зрения. Правильно, беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов. Но, при этом, необходимо выслушать каждого ребёнка, а время как всегда ограничено (40 - 45 мин.).

Мне кажется, если дети не устали, то этическую беседу, с элементами театрализации по времени можно продлить.

4 . Удачные моменты в проведении воспитательного мероприятия.

«Эмоциональный пик» занятия.

Самый удачный момент данного воспитательного мероприятия, это работа в группах.Обсуждение стихотворных ситуаций, художественных произведений (Приложение с.1-2).

Вот где мы увидели «Эмоциональный пик» занятия. С каким энтузиазмом работали учащиеся в группах. И каждый ребёнок показал себя, свои знания правил вежливости. Все группы выступили отлично.

5. Общая самооценка этической беседы .

Данная этическая беседа не развивалась по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети говорили именно то, что они на самом деле думают. Я могла высказывать свою точку зрения, если не согласна с мнением своих учеников, но обязательно аргументировала свою точку зрения.

Все поставленные мною задачи реализованы. Учащиеся в период подготовки и проведения беседы проявили высокую активность, интерес и самостоятельность.

В ходе беседы высказались почти все желающие. Конечно, нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Нравственная готовность моих школьников к подобным беседам, по – моему, находится на высоком уровне, так как тема вежливости, культуры поведения, учащимся очень близка и понятна.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.