План конспект занятия в разновозрастной группе. Методика организации занятий в разновозрастных группах. Занятия в разновозрастной группе

ольга никифорова
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

Це ль: закрепление пройденного материала, выявить знания и умения детей в разновозрастной группе.

Зада чи:

образовательная: упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием – и; упражнять в нахождении звука в части слова; закреплять умения составлять предложения, рассказ по сюжетной картинке, закрепить знания о днях недели, их последовательности; ориентироваться в пространстве; составлять фигуру из множества геометрических фигур;

Развивающая : развивать связную речь детей, грамматический строй речи; развитие интеллектуальных способностей; двигательной активности;

Воспитательная: воспитывать стремление к знаниям, способствовать дружеским отношениям в коллективе.

Ход занятия

Дети проходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: ребята давайте поприветствуем друг друга:

Что за чудо чудеса, раз рука и два рука,

Вот ладошка левая, вот ладошка правая,

И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята у нас сегодня с вами много гостей, давайте и им тоже подарим наши улыбки, пусть и у них будет хорошее, солнечное настроение.

Воспитатель: ребята обратите внимание, что вы видите сегодня в нашей группе нового?

Дети дают ответы…

Воспитатель: правильно воздушные шары, а как вы думаете как они здесь оказались и для чего?

Ответы детей .

Воспитатель: давайте подойдем к одному из них и посмотрим, вдруг что-то интересное там скрывается.

В группе расположены гелиевые шары – 6 шт. Внутри каждого шарика находится номер стола, на котором лежит задание для детей старшего возраста и для детей подготовительной группы. Дети находят стол с нужным номером.

Задание 1. Речевая игра «Много - мало»

Воспитатель: ребята посмотрите, здесь изображены предметы. Олеся назови их (танк, маска, тарелка, тетрадь, собака, носок).

Алена, Вика преобразуйте эти слова во множественное число. (Дети старшего возраста преобразовывают слова во мн. число, дети подготов. гр. называют какой звук добавился и в какой части слова находится).

Воспитатель: молодцы с первым заданием справились.

Задание 2. «Дни недели»

На столе разложены цифры от 1 до 7. Воспитатель дает задания:

дети старшего возраста берут названную цифру воспитателем, дети подготовительной группы выстраивают ряд дней недели по названной цифре, и называют этот день недели, например:

Таня (старший возраст) возьми цифру 3, Костя какой это день недели – среда, перед каким днем стоит среда, а какой день недели следует за средой, какой он по счету? И т. д.

Задание 3. Игра с мячом «Ответь»

Сейчас утро или вечер?

Кто стоит рядом с тобой?

Сосчитай до 10.

Какие звери зимой спят?

Как называется геометрическая фигура, у которой нет углов?

Какое время года самое жаркое?

Назови все времена года.

Какой сегодня день недели?

Назови свой домашний адрес.

Каких морских обитателей знаешь?

Чем птицы отличаются от зверей?

Задание 4. Игра «Собери картинку» для детей старшей группы.

«Составь предложения» дети подготовительной группы по такой же картинке составляют рассказ.

Задание 5. «Машина»

Для тетей старшей группы задание соедини точки (машина).

Дети подготовительной группы собирают из геометрических фигур (танграмм – машина)

Итог.

Воспитатель : молодцы ребята. Мы со всеми заданиями справились? Что больше вам сегодня понравилось на занятии? Какие были сложности? С какими заданиями справились быстрее?

Воспитатель: а сейчас отгадайте загадку

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Воздушный шар)

Воспитатель дарит детям воздушные шарики.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе «Дари добро» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Улыбка» Конспект открытого занятия в разновозрастной.

Конспект открытого интегрированного занятия в разновозрастной группе «Знакомство с марсианином Геком» Цели: Обобщение представлений детей о космосе, активизировать словарь детей словами: космос, планета; закрепить знания ориентировки в пространстве.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей 5–6 лет МДОБУ «Саракташский детский сад №10 «Солнышко» Оренбургская область Саракташский район Конспект логопедического занятия на тему: «Путешествие.

Ответственный: Музыкальный руководитель: З. Ф. Халилова. Комиссия: Заведующий МБДОУ «Детский сад «Лучик»: Фролова С. Ф. Секретарь: Цирик.

Конспект открытого занятия для разновозрастной группы «Путешествие по заколдованной дороге» Видео Конспект непосредственной образовательной деятельности разновозрастной группы (старшая, подготовительная) Образовательная область «Познания».

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «День Защитника Отечества» в разновозрастной дошкольной группе Задачи: дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Воспитывать гордость за свою.



Воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

c элементами самопознания

Тема: « В гостях у куклы Сауле »

Программное содержание :

Знакомить детей с традиционными предметами быта казахского народа.

Уточнить знания об устройстве юрты.

Закрепить знания об элементах казахского орнамента,

творческую активность детей, умение работать коллективно.

чувство любви к Родине, доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь : кесе, шанырак, тускииз,

Ковер алаша, рахмет,

Сау бол, домбра, дастархан.

Материал к занятию : макет юрты, кукла в казахском национальном костюме,

сундук, самовар, стол круглый, кесе, подушки, одеяла, иллюстрации.

Ход занятия

1. Организационный момент .

Дети под казахскую мелодию входят в зал. Встают в круг.

Круг радости :

Я, ты, он, она

целая страна

дружная семья

В слове мы

Сто тысяч - Я!

Большеглазых, озорных,

черных, рыжих и льняных,

грустных и веселых в

городах и селах.

2. Основная часть:

Знакомство с куклой Сауле.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Сауле

Кукла Сауле здоровается с детьми:

Сәлеметсіндер ме , балалар!

Воспитатель: Посмотрите на ее наряд,

Во что она одета?

Ответы детей.

Воспитатель: Кукла Сауле принесла вот какую красивую коробочку, а что в ней

Вы узнаете, отгадав загадку:

Загадывает загадку:

«Из белой травы сток поставила,

Верхушку открытой оставила»!

Дети: - Юрта.

B оспитатель: - А вот и отгадка? (показывает юрту)

Воспитатель: Какой формы юрта?

Из чего сделана?

Ответы детей:

А, что означает это отверстие, как называется?

Дети: Хоровое произношение: шанырак.

Воспитатель: Вспомним стихотворение Баянбаева «Юрта»

Рината: Рассказывает стихотворение

В степи на джайлау

Пасутся овечки,

Там дедушка юрту

Поставил у речки.

Светла и бела,

Слово тучка она

под куполом дырка

На месте окна!

В неё синева

Поднебесная льется

Нам с дедушкой в юрте

Отлично живется.

Воспитатель: Кукла Сауле приглашает нас себе в гости, а живет кукла вот в этой юрте.

(подходят к макету юрты), рассматривание убранства юрты.

Беседа.

Воспитатель: Давайте посмотрим на убранство юрты.

Что вы видите?

Выслушивает ответ и уточняет.

Воспитатель: Пол юрты застелен коврами, чтобы было тепло и удобно сидеть на полу.

Посередине юрты низкий, круглый стол - дастархан.

Приглашает детей присесть за дастархан.

Воспитатель: Что украшает юрту?

(показывает на ковер)

Дети: - Ковер

Воспитатель: Ковер тускииз украшен казахскими орнаментами.

Воспитатель: А что это?

Дети: Ответ детей

Воспитатель: Это сундук, в нем хранят посуду. Это набор для кумыса.

А, это сундук, где хранят одеяла, подушки.

Отгадайте ещё одну загадку:

«Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода»?

Дети: самовар.

Воспитатель: Для чего нужен самовар?

Дети: ответы

Воспитатель: С давних времен казахи славились своим гостеприимством.

Чем угощают гостей?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как называется этот музыкальный инструмент?

Дети: Домбра

Воспитатель: Что- то дети засиделись

Друг на друга загляделись

Не пора ль повеселиться

И немного отдохнуть.

Сейчас мы послушаем мелодию исполненную на домбре и потанцуем.

Минутка отдыха

Дети под музыку исполняют элементы казахского танца.

Воспитатель: Что это ребята?

Дети: Ответы детей.

На доске у нас образцы ковров украшенных казахским орнаментом.

Воспитатель: - Кто расскажет стихотворение М. Алимбаева «Ковер – алаша»

Дети рассказывают стихотворение:

Бабушка –

Мастерица, ткет ковер- алаша.

Радуга в небе искриться!

До чего же

Земля хороша!

Творческая работа

В оспитатель : Здесь у нас заготовки казахского орнамента.

Давайте все вместе, дружно украсим ковер.

( расстилаем ткань на пол).

Для того, чтобы начать работу вспомним четверостишье:

«Мы веселые ребята»

Дети вместе с воспитателем читают:

«Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать,

Вместе радостно сегодня

Ковер мы будем украшать»!

Дети украшают ковер (звучит мелодия)

Воспитатель: Молодцы дети!

Посмотрите, какой красивый ковер мы украсили. Он переливается всеми цветами радуги.

Обобщаем. Итог занятия.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: «Мир»- большая юрта. Где купол- небо, шанырак- солнце.

В юрте уютно и красиво

Много новых и интересных

Для нас предметов.

Круг «От сердца к сердцу»

Воспитатель: Давайте поблагодарим куклу Сауле за гостеприимство.

Поднесите свою руку к губам и произнесите слово «Рахмет», пусть оно сядет

На вашу ладошку.

А теперь подуйте на ладошку.

(дети дуют)

Воспитатель: Молодцы!

Это нежное и теплое слово «Рахмет» полетело, как пушинка и согрело наши

сердца, сердечко куклы Сауле и сердца наших гостей.

Сау бол!

Дети прощаются и под казахскую мелодию уходят из зала.

Воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Занятие по развитию речи.

Тема: «Цветы вокруг нас»

Программное содержание

1.Закрепить знания детей о времени года – весна.

Познакомить детей с весенними цветами и их характерными признаками (подснежник, мимоза, одуванчик, колокольчик, тюльпан)

2.Продолжать учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя и отвечать на вопросы.

Учить детей подбирать ласковые слова к слову «мимоза» (нежная, пушистая, ласковая, желтая)

Развивать логическое мышление.

3.Воспитать эстетические чувства к окружающей природе. Закрепить элементарные умение сотрудничества при выполнении коллективной работы. Воспитать чувство доброты.

Словарь: көктем, қарылығаш, гүл, подснежник, колокольчик, тюльпан, мимоза, одуванчик, рахмет, сауболыныз.

Оборудование: букет цветов (подснежник, мимоза, одуванчик, колокольчик, тюльпан) Лист голубой бумаги 30*40, салфетки желтого цвета, клей, запись звуков природы, ковер, цветы.

Ход занятия

    Круг радости

Дети стоят в кругу

«Сәлем саған, Алтын –күн!

Сәлем саған Аспан-Ата!

Сәлем саған, Жер-Ана!

Сәлем барлық, достарыма!»

Воспитатель: Отгадайте ребята загадку ?

«Таят снежок,

Ожил лужок,

День прибывали

Когда это бывает ? »

Ответы детей

Воспитатель: А как на казахском языке звучит весна?

Дети: Көктем. Хоровое произношение

Звучит мелодия (звуки капели, ручья)

Воспитатель: Наступила весна. И у нас на поляне расцвели красивые весенние цветы. Давайте посмотрим и полюбуемся весеними цветами. ( Дети рассматривают весеннюю полянку )

Воспитатель: А, как на казахском языке звучит цветок?

Дети: Гүл

Воспитатель: А, какие цветы вы знаете ?

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня утром к нам прилетела ласточка «Қарлығаш» и

принесла букет весених цветов (расматривание букета)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Я буду загадовать загадки, а вы их отгадайте и найдите

Отгатку цветок.

«Из- под снега пробирается,

Цветочек не простой

Он немножко голубой

Если кто-то угадает

Пусть его и называет? »

Ответы детей. Ребенок находит подснежник.

Воспитатель: Расскажи какой он?

Ребенок описывает цветок.

Воспитатель: «Эх,звоночек, синий цветочек

с язычком, а звона нет?»

Дети: Колокольчик!

Ребенок выбирает колокольчики и описывает его.

Воспитатель: « Есть один такой цветок,

Носит желтый сарафанчик,

Подрастли нарядится в беленькое платьце

Легкое, воздушное, ветерку послушное»

Дети: Одуванчик! Находят цветок и рассказывают о нем.

Воспитатель: Название этого цветка происходит от слова «чалма» и

«тюрбан»

«Из луковец вырос,

Но пищу не гож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож»

Дети: Тюльпан. Выбирают цветок и описывают его.

Воспитатель: А хотите послушать интересную историю о цветах.

Дети: Да

Воспитатель: Это сказка Б.Османова «Спор цветов».

Сядем по удобнее и внимательно послушаем.

Воспитатель: Расссказывает сказку. Беседа.

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Ответы детей

Воспитатель: О чем она?

Ответы детей

Воспитатель: Почему каждый цветочек считает себя самым красивый?

Ответы детей

Воспитатель: А, я считаю, что каждый цветочек хорош по своему.

Минутка отдыха: «Танец цветов». Звучит мелодия. Дети сидят нас

полянке в кругу отпустив голову.

Воспитатель: Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Он проснулся,встрепенулся

И в танце закружился.

Дети под музыку медленно поднимаются, поднимая руки вверх и танцуют.

Воспитатель: Отдохнули и дальше продолжим.

В руках воспитателя веточки мимозы.

«Посмотрите-ка, ребята,

Только трогать их не нужно,

Словно крошечки цыплята,

На насест уселись дружно

Хоть мамы, нет наседки

Не страшит снежок морозам.

Распустились чудо-ветки

Называются «мимоза»»

Дети: «Мимоза». Рассматривание веточек мимозы.

Воспитатель: Держит в руках лист бумаги на котром изображена зеленная веточка. У меня есть веточка, давайте украсим ее мимозой. Цветки мимозы будем делать из желтых салфеток скатывая их в шарики и наклеивая на это веточку.(показывает как скатывать шарик ). Украшать веточку будем дружно, помогая и уступая друг другу.

Колективная работа детей

Воспитатель: Молодцы дети! Показывает работу детей. Посмотрите, какая красивоя веточка мимозы у нас получилась.какое доброе слово мы можем подобрать к слову мимоза т.е. как мы её назовем.

Дети: пушистая, желтая, нежная, ласковая, нежная, как цыплята

Воспитатель: Мы ее назовем «Ласковая мимоза!»

Обобщение: «Мы узнали!»

Воспитатель: Чем вам понравилось сегодня заниматься?

Ответы детей

Воспитатель : А, какими весеними цветами мы познакомились?

Ответы детей

Воспитатель :А,как называется сказка которую я вам рассказывала?

Ответы детей.

Воспитатель : О, чем спорили цветы?

Ответы детей

Воспитатель : Круг «От сердца к сердцу»

Дети станосятся в круг взявшийсь за руки

«Дети за руки возьмитись,

И другдругу улыбнитель,

Пожелаем всем добра,

Скажем добрые слова»

Дети на русском и казахском языках говорят добрые слова (күнім, айналайын и др.) Говорят «Рахмет». Занятие закончено.

\

Воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Конспект занятия по рисованию

Тема: « Мозаика ».

Цель : Познакомить детей с приёмом рисования

Пальчиком. Развивать интерес к рисованию

Учить чередовать цвета, передовая в рисовании

Определенный предмет.

Оборудование : НИ «Мозаика», Петрушка. Диаметр – 20 см. круг, гуашь красного, синего, желтого, зелёного цвета. Салфетки, тарелочки с водой.

Предварительная работа: игры с наглядным изображением «Мозаика».

Ход занятия:

Сюрпризный момент:

Приходит к детям в гости Петрушка и приносит конверт.

В : Петрушка, что у тебя в конверте?

П : Я загадаю загадку, пусть дети отгадают.

Это настольная игра

Круглая, как подсолнух

С разноцветными семечками

Из которых дети выкладывают узор. (мозаика)

(если дети затрудняются воспитатель помогает ответить)

Дети рассматривают мозаику.

В : расскажите о мозаике, какая она?

(ответы детей).

П : Я хочу, чтобы дети нарисовали мозаику.

В : Петрушка, а у нас беда - пропали кисточки. Как же мы сможем нарисовать, без кисточек? Что же нам делать?

П : А я знаю, чем можно ещё рисовать! Можно рисовать пальчиком!

В : И правда, Петрушка, можно ведь пальчиком рисовать. Сейчас я попробую:

Я аккуратно обмакну пальчик в гуашь и приложу его к листочку, у нас получилось пятнышко. Так ещё, и ещё.

(прикладывает палец к кругу оставляя жёлтые пятнышки)

А теперь я вымою пальчик (в тарелочке моет пальчик), и вытру его о салфеточку. Чистый пальчик обмокну в другую краску. (показывает ).

Посмотрите, какая у нас получилась мозаика, разноцветная, как радуга.

Дети, покажите пальчик которым будете рисовать. (дети показывают). Воспитатель предлагает прорисовать пальчиком на бумаге без краски.

А сейчас, не торопясь, аккуратно, приступаем к рисованию мозаики пальчиком.

Петрушка посидит и посмотрит, как детки будут рисовать.

Самостоятельное выполнение работ детьми .

(воспитатель следит за аккуратностью, чтобы дети мыли пальчик)

Выставка детских работ.

Петрушка: (любуется работами детей ) Какая красивая получилась мозаика - разноцветная, как радуга. У меня хорошее радостное настроение. А какое у вас? (спрашивает детей ). Предлагает детям выложить узор из мозаики. Затем прощается с детьми, уходит. Занятие закончено.

Технологические карты организованной учебной деятельности

Технологическая карта к интегрированному занятию

Тема: «Знакомство с кругом. Неваляшка»

Воспитатель Чореску Н.П

Образовательная область : «Познание», «Творчество»

Раздел: Математика, Лепка.

Цель: Дать детям представление о круге. Показать, что круги бывают разных размеров. Закрепить знания цветов, умения соотносить цвет к форме. Учить лепить предмет, состоящий из двух частей круглой формы разной величины. Закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, соединять их.

Материалы к занятию: раздаточн. матер.: большой красный круг, маленький синий круг, игрушки круглой формы. Пластилин, досточка, игрушка-Неваляшка.

Билингвальный компонент: бір, көп, кішкентай, үлкен, қуыршақ, ойыншық.

Мотивационно-побуди

тель

ный

Сюрпризный момент: медвежонок Вини-пух приносит конверт (большой красный круг, маленький синий круг)

Что это?

Какого цвета?

Какая это фигура?

Какого цвета?

Какой круг больше? Меньше?

Дети радуются появлению медвежонка

Круг.

Синего.

Тоже круг

красного

Органи-

зационно-поиско

вый

Как проверить? Давайте обведём круг пальцем. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушёл, туда и вернулся.

Предлагает детям покатать круг.

Работа с разд. материалом:

Что у вас на тарелочках? Какого цвета большой круг? А какого маленький? Обведите пальчиком большой круг и маленький. А теперь покатите их.

А теперь ребята, давайте рассмотрим куклу: из чего она состоит?

Давайте подумаем, с чего мы начнём лепить? Как мы будем это делать?

Лепим один большой, другой маленький шарик. Когда шарики будут готовы, необходимы их соединить, чтобы кукла не упала – плотно соединяем шарики.

Дети обводят пальчиком фигуры.

Круги.

Синего, красного

Дети обводят фигурки

Дети выполняют задание: катят фигурки по столикам.

Их двух частей круглой формы.

Большой и маленький круг.

Дети показывают в воздухе круговые движения.

Приступают к работе

Рефлектор

но-корригирующий

По окончании лепки отметить, как много красивых кукол слепили дети.

Приглашает детей исполнить песню с движениями «Мы милашки - куклы Неваляшки»

После лепки дети выставляют работы на подставку. Рассматривают, отмечают понравившиеся Неваляшки.

Дети выстраиваются в круг, поют песню, выполняют движения.

Знать: Названия цветов (синий, красный), геометрическую фигуру – круг.

Способ правильного раскатывания пластилина между ладонями.

Уметь: Находить цвета, соотносить их к фигуре. Лепить, скреплять плотно между собой две части круглой формы. Исполнять хороводную песню с движениями.

Технологическая карта

Тема: «Барашки на жайляу»

разновозрастная группа

воспитатель мини-центра

Чореску Н.П

Образовательная область: Творчество

Раздел: Аппликация

Цель: Учить детей наклеивать салфетку на фигуру барашка, создавать кудрявую шерсть путём смятия салфетки. Учить радоваться полученному результату.

Материалы к заданию: вырезанные из бумаги контуры барашка, белые салфетки, клейстер.

Билингвальный компонент: қой, джайляу, көктем,

Мотивационно-побуди

тель

ный

Какое время года сейчас?

Весной мы все выгоняем домашних животных на …

А каких домашних животных вы знаете?

Вот и к нам сегодня пришёл барашек:

Игра-ситуация: «Надень барашку шубку»

Весна, проговаривают перевод.

Пастбище – джайлау

Дети перечисляют, и называют

Барашка. Проговаривают перевод.

Органи-

зационно-поиско

вый

Ребята, нашему барашку скучно одному пастись на джайлау, давайте сделаем ему товарищей.

Показ приёма наклеивания: сминаем кусочек салфетки в комочек, окунаем его в клейстер одним кончиком и приклеиваем на контур барашка.

Вызывает двух детей к доске для наклеивания, остальные наблюдают.

Физ. Минутка «Лошадка»

Предлагает всем приступить к выполнению задания.

Дети наблюдают за действиями педагога.

Вызванные дети повторяют действия воспитателя

Группа выполняет задание.

Рефлектор

но-корригирующий

Предлагает детям выложить своих барашков на зелёном ковре. Оценить работы.

У кого самый аккуратный барашек? Кто хорошо сминал салфетку? и т.д.

ДИ «У кого какой детёныш»

Чем вы сегодня занимались? Где пасутся животные весной?

Как по - казахски баран? Понравилось вам занятие?

Дети раскладывают работы на ковре, получилось «Джайлау». Рассматривают поделки, выделяют понравившихся барашков.

Дети показывают карточки, называют детёнышей животных

Ответы детей: на джайлау, қ ой, и т.д.

Знать: названия домашних животных, как пользоваться клейстером, время года – весна

Уметь: сминать салфетки, аккуратно их наклеивать.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

Метелица Ирина Александровна,
Донецкая область
г. Шахтерск

Украина.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».

Цель.

Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством.

Материал.

Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение).

Музыка по выбору воспитателя.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

(Ответы детей.)

Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим.

На какую геометрическую фигуру похож ковёр-самолёт?

Из палочек какого цвета построены длинные стороны ковра-самолёта? Сколько их?

Какие стороны построены из палочек оранжевого цвета? Сколько их?

Как вы думаете, что изображают палочки красного цвета?

С какой стороны ковра расположены синие геометрические фигуры? А жёлтые? Назовите их.

Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:

Очутиться в новой сказке

Мы хотим, мы хотим.

На ковре, на самолёте

Полетим, полетим.

Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите?

Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр.

Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку».

Задание: положи в тарелочку квадратики (синие фигурки, круги, красные фигуры и т. д.).

Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки.

Игра «Найди свою пару» .

Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару.

Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»

(Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.)

А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры:

1. На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры. (1)

2. Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри:

Получилась цифра … (3).

3. Похожа на гусёнка

С длинной шеей,

Шеей тонкой. (2)

4. Глядите – Это стул,

Который я перевернул. (4)

5. Цифра эта дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек. (6)

6. А потом пошла плясать

По бумаге цифра.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула. (5)

7. Эта цифра – кочерга,

У неё одна нога. (7)

8. Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я? (8)

9. Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь. (9)

Игра «Цифры перепутались» .

Задание: построить числовой ряд.

Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек».

Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу.

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова:

На ковре, на самолёте,

Полетим, полетим.

Очутиться в нашей группе

Мы хотим, мы хотим.

Приложение.

Использованная литература:

В.Волина. Праздник числа. М. «Знание», 1993.

МКДОУ Новохоперского муниципального района Воронежской области

« Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Воспитатель: Аулова.М. А.

Занятия в детском саду».

это форма обучения, при которой воспитатель работая со всей группой детей или подгруппой в определенное режимное время организует и направляет познавательную деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка с помощью определенных методов и других средств, помогает усваивать детям программный материал, овладевать знаниями, умениями и навыками, развивать познавательное отношение.

Занятие – это основная форма обучения детей в детском саду.

Виды занятий: физкультура, музыка, изо, математика, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Каникулы – начало января и конец марта.

В индивидуальную работу включать не только отстающих, но и более сложные задания для более умных детей.

Особенности организации обучения детей в разных возра стных группах.

Вторая младшая группа.

Дети учатся слушать воспитателя, выполнять задания не мешая друг другу, проявлять активность и интерес.

Дети могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия.

Постепенно действия начинают носить осознанный характер и проявляют интерес не только к результату, но и к действию.

Важен момент перехода от игры к занятию, сначала незаметен для ребенка – игровой. От игровых приемов зависит переход от игры к занятию.

Средняя группа.

Основная задача – воспитывать умение внимательно слушать указание педагога и действовать в соответствии с ними. Важно учить, выслушивая задание до конца, выделить цель, способ её достижения и т.д., то есть формирование компонентов учебной деятельности.

Значительное место, начинают занимать словесные указания.

В начале года как в младшей группе (летней перерыв)

Во втором полугодии время на подготовку сокращается. Во время обучения начинают вводить элементарные правила поведения.

Старший дошкольный возраст.

Дети могут произвольно управлять собственной деятельностью.

Они в состоянии ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, оценивать результаты выполняемых действий.

Дети понимают смысл задач, поставленных педагогом, могут самостоятельно выполнять его указания.

Дети начинают овладевать элементарными действиями контроля и оценками собственной деятельности.

Значительное место занимают словесные указания.

Дети должны чувствовать себя свободно и необходимо научить детей навыкам учебной деятельности.

Занятия в разновозрастной группе.

Три варианта комплектования разновозрастной группы:

Смежное (2 и 3 года, старшая и подготовительная)

Контрастное (младшая и старшая, средняя и подготовительная)

Резко контрастное (младшая и подготовительная).

Используются разные формы организации:

Фронтальные

Подгрупповые

Индивидуальные

Большое значение имеет взаимообучение (на фронтальных занятиях) и общение, что потом переходит в повседневную жизнь.

Формы организации занятий.

Смежное комплектование:

1. фронтальные;

2. групповые.

1. Решаются учебные задачи общего характера. Занятие посвящено одному разделу «и», а учебные задания дифференцируются для каждой возрастной группы.

Два способа организации:

1. начинаются с детьми одной подгруппы, а потом включается другая;

2. начинается со всеми, а затем старшие дети остаются, а младшие уходят.

2. Решаются специфические задачи для каждой возрастной группы:

Эффективность обучения повышается при наличии межвозрастного взаимодействия детей, включая взаимообучение.

Взаимообучение:

Индивидуальное (дети объединяются в пары) ;

Групповое (опосредованное обучение через педагога), например, экскурсия на стройку с детьми, старшие рассказывают младшим, воспитатель посредник).

Фронтальное- комбинированное (то есть по разным разделам «и») менее эффективное.

Воспитатель должен предусмотреть индивидуальную работу (берет сначала I подгруппу, затем другую).

Контрастное комплектование

Основная форма организации - по подгруппам.

Большое значение имеет распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя.

Большое значение имеет работа в повседневной жизни, дошкольная педагогика - как форма обучения детей.

Домашнее задание:

Установить общий уровень сформированности учебной деятельности ребенка, определить какие элементы её менее сформированы, попытаться установить причины и наметить пути преодоления тех или иных недостатков, наметить перспективы развития учебной деятельности, приемы для их реализации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.