Рабочая программа (подготовительная группа) на тему: дополнительная общеобразовательная программа «баскетбол для малышей. Обучение элементам игры в баскетбол старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта

«Баскетбол в детском саду»

Краткая аннотация работы: Во всем мире большой популярностью пользуется игра баскетбол, как среди взрослых, так и среди детей. В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями баскетболом незначителен. Баскетбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. В проекте представлена планомерная работа по обучению воспитанников элементам спортивной игры баскетбол, историей его возникновения. Особенности выполнения ударов по мячу и ведению мяча. Как одно из условий эффективного обучения элементам игры представлено взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре с социумом и семьей.

Ключевые понятия: воспитанники старшего дошкольного возраста, элементы игры в баскетбол, двигательные действия с мячом.

Образовательная область: физическое развитие

Вид проекта: спортивно-оздоровительный, познавательный

Актуальность

Во всем мире большой популярностью пользуется игра в баскетбол, как среди взрослых, так и среди детей. Известно, что наши баскетболисты зачастую уступают в технической и тактической подготовке зарубежным игрокам. Одной из причин этого является более раннее обучение детей игре в баскетбол в зарубежных странах, начиная с 6 лет.

В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями баскетболом незначителен. Специалисты в области физической культуры и спорта указывают на положительное влияние игровых видов спорта, на психофизическое развитие дошкольников и на необходимость разработки специальных программ, в том числе и по баскетболу в основе которых должны лежать закономерности игры, учет онтогенетических особенностей развития ребенка и опыт работы детских тренеров.

Баскетбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т.д. В баскетболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием.

Несмотря на педагогическую ценность элементов спортивных игр, в имеющихся программах для ДОУ по физическому воспитанию обучению элементам игры в баскетбол не уделяется должного внимания. Проблема заключается в необходимости разработки научного и методического обеспечения занятий баскетболом с детьми дошкольного возраста. Одним из аспектов решения данной проблемы в нашем дошкольном учреждении является внедрение проекта по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол.

Цель проекта:

Обучить воспитанников элементам спортивной игры баскетбол. Развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру баскетбол.

Задачи:

  1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста многообразные действия с мячом.
  2. Развивать у дошкольников точность, координацию движений, быстроту реакций, силу, глазомер.
  3. Обучать воспитанников правильной технике выполнения элементов спортивной игры баскетбол (удар, передача, ведение).
  4. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к спортивным играм.
  5. Обогащать мировоззрение детей через различные формы образовательной деятельности.
  6. Воспитывать у детей морально-волевые качества.
  7. Вовлекать родителей в совместную деятельность через оптимизацию различных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, медицинский работник, родители воспитанников, воспитатель группы.

Идея проекта:

Обучить воспитанников элементам игры в баскетбол.

Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников элементам спортивных игр приводит к тому, что у детей старшего дошкольного возраста формируется стойкий интерес к занятиям баскетболом, что позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного, педагогического воздействия.

Планирование стратегии проекта:

  1. Изучить теоретические основы по теме проекта.
  2. Включить в сетку непосредственно образовательной деятельности занятия с элементами баскетбола.
  3. В процессе совместной деятельности формировать у воспитанников такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность, потребность в двигательной активности.
  4. Организовать экскурсию на стадион «Юность».
  5. Провести спортивный досуг с элементами баскетбол «Баскетбольного матч» (по упрощенным правилам) среди воспитанников старшего дошкольного возраста.

Основные направления реализации проекта:

занятия с элементами баскетбола; беседы;

экскурсия на стадион;

оснащение предметно-развивающей среды;

просмотр презентации «Спортивная игра - баскетбол »;

проведение спортивного досуга «Баскетбольный матч» среди воспитанников.

Предварительная работа:

диагностика по уровню овладения детьми двигательных действий с мячом; опрос среди воспитанников;

беседы о спортивной игре; баскетбол рисование по теме «Игра в баскетбол »;

изготовление буклета для родителей баскетбол «Спорт и ребенок! В какую секцию отдать малыша?»;

Ольга Вениаминовна Зуева, инструктор по физической культуре МБДОУ ДС «МАЯЧОК» ДС №205, г. Нижний Тагил
Охрана здоровья дошкольников – одно из приоритетных направлений государственной политики, в том числе и политики в сфере образования, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 41,42).
Как педагог-специалист твердо могу сказать, что без занятий физической культурой с раннего детства, развивающейся личности ребенка невозможно привить ценностное отношение к собственному здоровью и сделать это впоследствии нормой жизни.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает приобретение опыта ребенком в различных видах деятельности. В том числе, двигательной. Ведь «Движение – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой».(цитата Александр Яковлевич Гомельский, председатель Российской федерации баскетбола).

В своей работе с детьми использую различные формы, способствующие развитию физических качеств личности ребенка.
Для достижения целей физического развития старших дошкольников особое внимание уделяю игровым видам спорта. В частности, игре в баскетбол.
Обучение навыкам игры в баскетбол практикую на основе использования интерактивной образовательной среды, что является неотъемлемой составляющей качества данной образовательной услуги, а также отвечает принципам социального и сетевого партнерства.Это актуально для достижения целей современного дошкольного образования.

Мною разработана программа по обучению детей дошкольного возраста игре в баскетбол «Веселый мяч».
Программа рассчитана на обучение дошкольников от 5 -7 лет
Цель программы: формирование здорового образа жизни, удовлетворение интересов, потребностей детей, возрастных и индивидуальных особенностей их развития через обучение игре баскетбол.
В первый год обучения дети посещают 4 часа теоретических занятий и 36 практических.
Во второй год обучения нагрузка распределяется так же как в первый, но с увеличением дозировки и сложности изучаемого материала.
Программа прошла этап внедрения и апробацию и успешно реализуется в течение нескольких лет. Согласно рецензии Нижнетагильского филиала института развития образования, программа рекомендована к использованию инструкторами по физической культуре в дошкольных образовательных организациях.
В программу включены комплексные тренировочные занятия по баскетболу. Тренировка условно разделена на три основные части: вводную, основную, заключительную, каждая из которых обеспечивает индивидуально - дифференцированный подход к детям и решает образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
В разминке дети выполняют упражнения на укрепление мышц рук, туловища, ног.
В основной части разучиваются характерные движения, выполняемые без мяча (стойка, остановка, повороты, прыжки), а также с мячом в руках без передачи его партнеру.

Также детям даются специальные упражнения на закрепление навыков владения мячом:
- передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча;
- ловля двумя руками на уровне груди;
- ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления при противодействии другого игрока;
- броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.
Действия детей с мячом усложняются за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

В заключительной части тренировки проводятся игры с мячом, «Обгони мяч», «Десять передач», «Ловец с мячом». В играх дети согласовывают свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности.
Для достижения качества реализации программных задач активно сотрудничаем с социальными партнерами: МБОУ СОШ № 30, МАОУ ДОД ДЮСШ «Юпитер».
Сотрудничество с данными партнерами осуществляется в форме:
- совместных тренировок детей и спортсменов ДЮСШ «Юпитер»;
Тренировки проходят два раза в неделю в спортивном зале детского сада и один раз в месяц в спортивном зале ДЮСШ «Юпитер», а в летний период на спортивной площадке, отвечающей современным и безопасным требованиям организации пространства.
- посещений тренировок по баскетболу в МОУ СОШ № 30;
- в использовании площадей и условий социальных партнеров (спортивных залов, бассейна, стадиона) для проведения спортивных праздников, соревнований с детьми, родителями, ветеранами спорта. Проведение дней-здоровья с персоналом детского сада № 205, оздоровительных мероприятий с семьями воспитанников.

Посещая тренировки в ДЮСШ «Юпитер» дети имеют возможность наблюдать, анализировать и использовать в собственной игре позитивный опыт спортсменов – профессионалов. Совместно с учащимися МОУ СОШ № 30 проводятся игры – эстафеты, соревнования с элементами баскетбола. В таких играх повышается активность детей, создаются условия для осмысленного усвоения действий с мячом.
Играя в команде со взрослыми спортсменами, дети учатся оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. У них вырабатывается привычка согласовывать свои действия с действиями товарищей ради достижения общей цели.
Особенно ценным результатом реализации программы является то, что после окончания детского сада у детей сформирована потребность в занятиях данным видом спорта. Большинство из них поступают в спортивный класс МБОУ СОШ № 30. Также продолжают заниматься в секции «Баскетбол» при ДЮСШ «Юпитер». Участвуют в городских соревнованиях по баскетболу и другим игровым видам спорта. Важным стимулирующим фактором к занятиям спортом у детей является чувство гордости за свои достижения.
На базе МАОУ ДОД ДЮСШ «Юпитер» проходят спортивные соревнования воспитанников объединения «Маячок», Спартакиады, малые олимпийские игры. Подобные мероприятия часто проходят при участии образовательного сообщества всего Горнозаводского округа. Так постоянными участниками являются представители города Кушва, Кировград, Лесной, Невьянск, поселок Верх-Нейвинск, поселок Новоасбест. Думается, что проведение детских летних Спартакиад для участников Горнозаводского округа станет традиционным.

Таким образом, посредством включения игровых видов спорта в образовательную программу на этапе завершения дошкольного образования у детей развивается потребность к занятиям физической культурой, спорта и здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, что соответствует целевым ориентирам проекта Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. А плодотворное сотрудничество с социальными партнерами по развитию детей дошкольного возраста также отвечает требованиям развития дошкольного образования в современных условиях.

Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе. Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Киселёвский городской округ

Методика обучения игры в баскетбол в детском саду

подготовила

Брызгалова Надежда Геннадьевна,

инструктор по физической культуре

Киселёвск, 2012

Введение 3

1. Баскетбол как метод физического воспитания. 4

2. Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол. 6

3. Особенности методики обучения. 10

4. Условия проведения учебного процесса. 13

5. Правила игры для дошкольников. 14

6. Оборудование площадок и инвентарь для игры. 16

Заключение 17

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.

Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

1. Баскетбол как метод физического воспитания.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

2. Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста

при обучении игре в баскетбол

Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Игра в баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры – определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей дошкольного возраста является выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям старшего дошкольного возраста; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимого для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки, а также действиям с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

В начале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом.

Рекомендуется игра «Играй, играй, мяч не теряй» (см. приложение). Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Веселье, смех – неизменные спутники ребенка.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом ноги согнуты в коленках, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.

После того как дети научаться правильно стоять держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д.

Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду. Он старается прижимать мяч руками к груди, а когда не успеет это сделать, мяч летит прямо в лицо.

Летящий мяч необходимо встретить руками возможно раньше. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместиться мяч. Нужно следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе.

Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Детей следует передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди. Они должны описать мячом небольшую дугу к туловищу – вниз – на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить вдоль туловища, что нужно стараться бросать на уровне груди партнера, и что мяч следует сопровождать взглядом и руками.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя.

Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передвижением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто теряют его. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.

Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движений. Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать небольшую дугу вниз - на себя и, выпрямляя руки вверх, направить мяч к цели с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы раскрываются, выполняя направляющий толчок. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону.

3. Особенности методики обучения.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей.

Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности.

Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

4.Условия проведения учебного процесса.

Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок.

Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот.

Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. – проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки. Лучше дать детям возможность некоторое время заниматься другими видами деятельности: дети устают на занятиях, а для усвоения определенных действий с мячом, правил игры им придется опять сосредоточить внимание, думать, что приведет к дополнительной мыслительной нагрузке.

Некоторые игры, подводящие к баскетболу целесообразно проводить с подгруппой детей, сочетая их с другими упражнениями спортивного характера, или с другими видами деятельности, не требующими постоянного контроля воспитателя. После овладения определенными действиями с мячом и структурой игры надо подвести детей к самостоятельным играм с мячом без непосредственного руководства воспитателя. Если одна подгруппа детей играет с мячом, воспитатель может в это время руководить другой подгруппой по выполнению спортивных упражнений или совершенствованию основных движений, не оставляя совсем без контроля играющих детей.

5. Правила игры для дошкольников.

Цель игры.

Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры.

Каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков - капитан. Игроки одной команды должны иметь отличительные знаки, которые одевают на спину и грудь.

Судейство.

Воспитатель следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания и дает сигналы при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину, разрешает споры.

Время игры .

Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (3-4 минуты). С цель приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Счет игры.

При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Игра может закончиться победой одной команды или ничьей.

Правила проведения игры.

Воспитатель может менять игроков во время игры и во время перерыва.

Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мячом ноги не является нарушением. Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, игрока или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно.

Нарушения.

Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше.

Обычно после нарушения мяч забрасывается в игру игроком противоположной команды. Забрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение.

Начало игры и розыгрыш спорного броска.

Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге при начале каждого периода, при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч в одно и тоже время, при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда воспитатель сомневается от кого вышел мяч, когда мяч застревает в корзине, когда совершена обоюдная персональная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска воспитатель подбрасывает мяч вверх между игроками, и, после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его.

Правила поведения.

Во время игры дети должны всегда проявлять корректность. Игроки, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны быть временно удалены с площадки. Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять ножку и т. д.

6. Оборудование площадок и инвентарь для игры.

Корзины надо использовать со щитом, длина которых 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка должна иметь длину 40 см.

Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем площадки. Щиты делаются из целого прочного дерева, поверхность их окрашивается белым цветом, а края обводятся красной линией шириной 5 см.

Мячи можно использовать разного веса и диаметра. При обучении ведению мяча лучше пользоваться надувными мячами. Детские резиновые мячи плохо отскакивают от пола, и, ведя их, дети прилагают большие усилия, что ведет принятия неправильной стойки.

Наиболее удобная для игр с мячом площадка длиной 13 м., шириной 7 м.

На площадке следует отметить боковые и лицевые линии и круг для розыгрыша спорных мячей в центре площадке диаметром 1,8 метра. Площадки могут быть разного покрытия, но лучше всего деревянные – их легко чистить, от них хорошо отскакивает мяч.

Проведение игры возможно и в спортивном зале детского дошкольного учреждения. Оборудование и инвентарь соответственно площадке.

Заключение

Программы физического воспитания в детском саду предусматривают изучения элементам баскетбола, поэтому более углубленно совершенствовать игру в баскетбол приемлемо на занятиях в спортивной секции.

Занятия в секции – это модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждены детей развивать навыки общения, учиться различать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

Занятия в кружке способствуют развитию способностей, повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий, но и в жизни вообще.


В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы, удерживающие позвоночник, при формировании правильной осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Программа «Юный баскетболист» разработана в целях изменения существующей практики, а также оптимизации деятельности педагогов по обучению старших дошкольников элементам спортивной игры и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности. При ее разработке учитывалось, что новые двигательные системы, которые зависят от ситуации деятельности, формируются в основном в возрасте 5-7лет.

Пояснительная записка

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных навыков дошкольников. Анализ исследований по вопросам развития двигательных навыков и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980) свидетельствуют, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных навыков ниже среднего.

По данным М. Руновой (1998), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Также известно, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому в стенах дошкольных образовательных учреждений создается «переходной мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня.

Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, быстрым, выносливым. Решение этой проблемы – в совокупности социально-3педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей.

Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

Таким образом, очевидно значение спортивных игр для всесторонней физической подготовленности детей. Однако из всех видов спортивных игр следовало выбрать ту игру, которая бы в наибольшей степени позволила добиться высокого уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, так как игра с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. Дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Кроме того, игра в баскетбол может проводиться в здании ДОУ, что делает ее актуальной в региональных суровых климатических условиях.

Основные принципы построения программы

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель программы: развитие двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол.

Задачи:

  • формирование устойчивого интереса к игре с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, содействие развитию двигательных способностей; обучение правильной технике выполнения элементов спортивной игры;
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • воспитание положительных морально-волевых качеств;
  • формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.

Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.

Работа по обучению подвижным играм с элементами спорта начинается с оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности, т.е. с выявления уровня развития двигательных навыков на начальном этапе и заканчивается оценкой достигнутых результатов и определения уровня развития физических качеств.

Выявление уровня развития двигательных навыков на начальном этапе, оценка достигнутых результатов

Сроки проведения педагогической диагностики : сентябрь – октябрь; апрель – май.

Старшая группа

Методика 1

Цель: выявить умение детей действовать с мячом, реагировать на сигнал.

I часть. Игра «Играй, играй, мяч не теряй»;

II часть. Игра «Поймай мяч»;

III часть. Игра «Сбей кеглю».

Методика 2

Цель: выявить умения детей вести мяч правой и левой рукой, меняя направление передвижения, а также проверить развитие ориентировки в пространстве, ловкости.

I часть. 1. Ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по площадке. 2. Ведение мяча с изменением направления передвижения.

II часть. Подвижная игра «Мотоциклисты».

III часть. Дети строятся в круг. В середине круга – мяч. Один ребенок, которого назначает взрослый, закрывает глаза, делает поворот кругом. Он должен, не глядя, пройти до мяча и попасть ногой (одним движением) в мяч.

Методика 3

Цель: проверить ведение мяча правой рукой и броски мяча в корзину.

Дети построены в 2 колонны, по 6 игроков в колонне напротив корзины, на расстоянии 10 м от них. Первые в колоннах ведут мячи ближе к корзинам, останавливаются и бросают в них мячи двумя руками от груди, ловят мячи, ведут обратно и передают следующим игрокам.

Подготовительная группа

  1. Челночный бег на 30м (ловкость).
  2. Прыжки в высоту с места (количественные показатели, сила).
  3. Броски мяча в корзину с расстояния 3м (глазомер, сила), высота кольца – 2м.

Основные задачи обучения:

Старшая группа:

  • Заинтересовать детей предстоящими упражнениями и играми с мячом,
  • Научить применять соответствующие движения;
  • Формировать умения действовать с мячом;
  • Учить детей некоторым действиям с мячом с целью подведения их к усвоению приемов передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину;
  • Воспитывать умение играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч;
  • Приучать слушать сигнал.

Подготовительная группа:

  • Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации;
  • Научить детей передавать, ловить, вести и бросать мяч в корзину, сочетая эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча;
  • Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним;
  • Учить ориентироваться на площадке, быстро находить свободное, более удобное место для успешного ведения игры;
  • Воспитывать умение играть коллективно, подчиняя собственные желания интересам коллектива;
  • Оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

В процесс обучения подвижным играм с элементами спорта входит:

  • Общая физическая подготовка – ОФП и специальная подготовка – СФП;
  • Технико-тактическая подготовка;
  • Нравственно-волевая подготовка;
  • Теоретическая подготовка.

Общая физическая подготовка – ОФП

включает разностороннее воспитание физических качеств ребенка, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в спортивной игре. Эта сторона подготовки играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, в комплексном развитии физической работоспособности.

Специальная подготовка – СФП

представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в играх с элементами баскетбола; она направлена на максимально возможное развитие способностей.

Технико-тактическая подготовка

Техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, а тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели.

Нравственно-волевая подготовка

  1. Игра вдвоем. Зависимость успеха игры от взаимодействия членов команды.
  2. Игра вдвоем.
  3. Как нападать и защищать свое кольцо?
  4. Что нужно сделать, чтобы победить? Почему команда проигрывает?
  5. Вызвать желание самостоятельно осваивать элементы игры баскетбол.

В блоке «Теоретическая подготовка» определены темы и содержание бесед с детьми, дается информация на доступном для дошкольников уровне об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменов. Включен и познавательный материал, какие бывают мячи и зачем мяч нужен человеку и т.д.

Все виды разделов указанных спортивных подготовок можно разделять весьма условно, так как они находятся в теснейшей взаимосвязи. Поэтому в технологии обучения детей дошкольного возраста играм с элементами баскетбола нет отдельного выделения той или иной подготовки.

Условия реализации программы

Участники образовательного процесса : воспитанники, родители, педагоги.

Организация учебно -воспитательного процесса:

  • Количество детей: 12.
  • Вид групп: экспериментальный.
  • Состав групп: постоянный.
  • Особенность набора: свободный, по желанию детей и родителей.
  • Форма детского объединения: секция.
  • Срок обучения: два года.
  • Возраст: 5-7 лет.
  • Группа: старшая, подготовительная.
  • Место проведения занятий: физкультурный зал, спортивная площадка.
  • Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
  • Методы работы с детьми:
    Наглядные: показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
    Словесные: название упражнения, объяснение, указания, пояснения, распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные инструкции.
    Практические: выполнение упражнений без изменений и с изменениями, практическое опробование, проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.

Психолого-педагогические особенности детей:

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.

Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.

У детей 5-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно–силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели, подчиняясь правилам игры. Со сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Психолого- педагогическое сопровождение детей

заключается в учете особенностей психологического возраста, индивидуальных способностей, темперамента, характера ребенка. Совместно с педагогом-психологом проводится психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, на снятие физического и психического напряжения (релаксационные упражнения).

При выполнении психогимнастических упражнений соблюдается принцип чередования и сравнение противоположных по характеру движений: напряженных – расслабленных; резких – плавных; частых – медленных; дробных – цельных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращение тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Количество групповых занятий и часов по программе в учебном году: 36.

Количество подгрупповых занятий: 18.

Материально- технические условия:

Для реализации программы не требуется дорогостоящего оборудования. Мячи для баскетбола заменены обычными резиновыми диаметром 15, 20, 25 см для каждого ребенка (для игр и тренировок); 1баскетбольный мяч (для командной игры). В физкультурном зале и на площадке для занятий на свежем воздухе имеются разметки, 4 стационарных и 2 переносных щита с корзинами.

Мотивационные условия:

Для формирования мотивации используется разнообразие действий, разнообразие игровых ситуаций, а также «фактор необычности»: при выполнении привычных действий детям предлагаются усложненные варианты с мячом:

  • ведение мяча с обусловленной реакцией на звуковые или зрительные сигналы;
  • ведение мяча с сопротивлением или с дополнительными заданиями;
  • комбинированные игры – эстафеты;
  • игровые задания: «Мяч между кеглями», «По узкой дорожке», «Точно в цель» и т.д.

В работе с детьми применяется метод поощрения. Он заключается в том, что дети сами выбирают лучшего спортсмена и дают фишки тому, кто, по их мнению, не допустил ошибки за время тренировки.

Научно-методические условия:

  • учебно- дидактический материал: карточки-задания, схемы, рисунки, фотографии, модели.

Технология развития двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола представлена в

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.