Зрительное восприятие занятие на тему части тела. Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста. Тема: Лицо. Гимнастика для глаз

Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста.

Цели:
Уточнение представлений о лице и его частях;
Активизация в речи детей названий частей лица: нос, глаза, рот, уши, щёки, лоб;
Развивать пространственную ориентацию в схеме собственного тела;

Оборудование:
аудиозаписи с музыкой марша, польки, колыбельной
кукла Маша

Ход занятия:
I Вводная часть.
Разминка-маршировка.
Под музыку дети шагают по кругу друг за другом - сначала в ритме марша, затем переходят на лёгкий бег под ритм польки; затем вновь маршируют.

II Основная часть.
Беседа.
В гости приходит Маша, у неё на носу грязь (пластилин).
Педагог спрашивает: «Почему, Маша, ты такая грязная?
Кукла(голосом педагога): «Как грязная? А что у меня грязное?» Дети отвечают: «Нос».
Педагог просит: «Маша, помой свой носик».
Маша: «Хорошо, только где он у меня, я не знаю…»
Педагог: «Как, ты не знаешь, где у тебя носик? А где глазки и ротик, знаешь? А где язычок у тебя, знаешь?» Маша: «Нет, не знаю»
Педагог: «А наши детки знают, и сейчас тебе покажут и научат.»
Стишок для развития мимики и артикуляции.
Это – глазки. Вот и вот. (показ руками)
Это – ушки. Вот и вот. (показ руками)
Это нос, это рот, (показ руками)
А во рту есть язычок. (высунуть язычок)
А ещё есть зубки, (улыбнуться, показав зубки)
И две красивых губки. (облизнуть сначала
верхнюю, а затем нижнюю губы)
Стишок повторяется 2-3 раза.
Педагог спрашивает, запомнила ли Маша, что у тебя есть. Ну теперь давай, чисти свой носик.
Педагог: А где же всё это находится, что мы показали, на какой части тела?
Маша: Вот здесь. (лицо)
Педагог: Правильно, Маша.
Вот оно лицо (педагог показывает рукой своё лицо) А где, дети, у вас лицо?
Дети повторяют движение.
Игра с Машей.
Маша хочет поиграть с детьми. Она просит детей показать и назвать части лица: Что-то я забыла, покажите мне - где ушки? (где глазки? где носик? и т.д.) Затем спрашивает детей по очереди, и при правильном ответе и показе гладит по голове, говорит: Молодец! Правильно.
Подвижная игра.
Под тихую и медленную музыку Маша и дети спят.
Под быструю, подвижную мелодию дети с куклой пляшут, хлопают в ладоши.
Подарок Маше.
Чтобы Маша ничего не забыла, педагог предлагает детям нарисовать ей рисунок. На большом листе бумаги с заранее нарисованным кругом дети рисуют глазки, носик, рот, ушки. Подарки дарят кукле Маше.

III. Заключительная часть.
Педагог закрепляет с детьми названия и показ частей лица.
Проводится заключительная маршировка.

На следующем занятии кукла Маша снова приходит, задания закрепляются и усложняются ускорением темпа выполнения. Добавляются упражнения « У меня есть…», «Водичка»
"У меня есть..."
У меня есть глазки, чтобы видеть.
(Дотронуться до глаз.)
У меня есть ушки, чтобы слышать.
(Дотронуться до ушей.)
У меня есть ножки, чтобы бежать.
(Побегать на месте.)
У меня есть ручки, чтоб ими махать.
(Помахать руками.)
А носик у меня только один.
(Дотронуться до своего носа.)
У меня есть язычок, чтоб "здравствуйте" сказать,
(Показать язык.)
И румяные щечки, которые можно пощекотать,
(Дотронуться до щечек)
«Водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки!

Соколова А.С. ,

учитель-логопед,

МДОУ “Детский сад №172” компенсирующего вида,

г. Новокузнецк, Кемеровской обл.

Конспект занятия для детей со вторым уровнем речевого развития.

Задачи:

  1. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела».
  2. Продолжать учить употреблять существительные в творительном падеже.
  3. Продолжать учить составлять предложения с опорой на предметные картинки.

Оборудование: предметные картинки: частей тела человека и предметов, Петрушка, установка мультимедиа.

1. Организационный момент.

– Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним. Петрушка никогда не ходил в детский сад и поэтому он просит нас рассказать ему о человеке, из каких частей тела состоит человек. Поможем Петрушке? Расскажем ему о частях тела человека?

2. Основная часть.

1. Повторение названий частей тела человека (на экране).

– Ребята, чтобы показать Петрушке части тела человека, нужно чтобы нам кто–нибудь помог. Посмотрите на экран, кто нам в этом поможет? (изображение мальчика и девочки).

– Кто это ребята? (Мальчик и девочка).

– Что это у мальчика (д.)? (Голова). – Что это у девочки (д.)? (Живот). – Что это у м.? (спина). – Что это у д.? (Ноги). – Что это у м.? (Руки). – А это что на руках? (Пальцы). – Посмотрите на лицо м. что это? (Глаза, рот, нос, уши, брови, лоб, язык, зубы).

– Молодцы ребята все части тела человека назвали правильно.

– Ну, что Петрушка запомнил как называются части тела человека?

Физминутка.

Это глазка. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

2. – Посмотрите внимательно на экран.

Появляется:

Ложка – Дети, чем мы будем брать ложку? (руками).

Хлеб – Чем будем жевать хлеб? (Ртом).

Книга – Чем будем рассматривать книгу? (Глазами).

Цветы – Чем будем нюхать цветы? (Носом).

Магнитофон – Чем будем слушать музыку? (Ушами).

Яблоко – Чем будем кусать яблоко? (Зубами).

Мороженое – Чем будем лизать мороженое? (Языком).

Мяч – Чем будем пинать мяч? (Ногой).

– Молодцы, ребята. Петрушка, тебе понравилось как отвечали ребята на вопросы?

3. П/и «Чем делали?»

– А сейчас, мы поиграем в игру вместе с Петрушкой.

«Потопали ногами. – Чем топали?

Похлопали руками. – Чем хлопали?

Пальцами рук пошевелили. – Чем шевелили?

Глазами посмотрели вверх, вниз. – Чем смотрели?

Подвигали бровями. – Чем двигали?

Покивали головой. – Чем кивали?»

4. Составление предложений.

Детям раздаются картинки с часть тела человека и предмета, по которым дети должны составить предложение.

Сначала образец дает логопед: «- Я нюхаю духи носом.» и т.д.

4. Заключительная часть.

– Ну вот мы и рассказали Петрушке о всех частях тела человека. Петрушке очень понравилось на нашем занятии, сегодня он много узнал нового и интересного. Ему пора возвращаться домой, но он обещал, что обязательно придет еще к нам в гости. Попрощайтесь с Петрушкой.

– О чем мы сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Уважаемые родители, работу с детьми по закреплению данной темы можно построить следующим образом:

1. Побеседуйте с ребёнком:

Все люди разные. Каждый из вас единственный и неповторимый. И нигде на всей нашей огромной земле не найдется точно такого же мальчика или девочки.

Но есть и много общего у нас с вами:

Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

Чтение стихотворения сопровождается показом называемых частей тела.

2. Как устроено наше тело?

Наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище.
У туловища есть верхние конечности — руки и нижние конечности — ноги.

3. Упражнение «Выполни задание»

Положи руки на голову.
Поверти шеей в разные стороны.
Помаши верхними конечностями.
Потопай нижними конечностями.
Наклони свое туловище влево, вправо.

4. Поиграйте с ребёнком: назови части тела, изображённые на рисунке:

Как долго наше тело прослужит нам и будет молодым и здоровым зависит только от нас. А что для этого нужно делать?
Заниматься физкультурой, есть полезную пищу, дышать свежим воздухом, быть чистым и опрятным, вовремя ложиться спать.
А вот если не беречь свое тело, оно быстро состариться, станет слабым и больным. Чего нельзя делать со своим телом?
Кушать вредную пищу, мало двигаться, редко мыться и быть грязным, курить, мало спать.

Самомассаж ушей:

Чтобы ушки не болели,
Разомнем мы их скорее:
Вот сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем,
По уху пальчиком ведем.
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем

Пальчиковая гимнастика «О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить -
И правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать -
И правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -
И правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать -
И правая, и левая!
(показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять -
И правая, и левая!
(имитируем ковыряние в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть!
(затыкаем уши)

С руками я всегда дружу -
И с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут -
И правая, и левая!
(обхватываем себя руками - «обнимаем»)

Отгадай загадку и покажи на себе отгадку

Кто что вкусное принёс -

Всё учует детский... (нос)

Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий... (глаз)

Жар быстрее сбить вам чтоб,
Положите лёд на... (лоб)

Тема: «Части тела – мои помощники»

Цель :

  • закрепить понятие о частях тела;
  • закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.

Задачи :

Логопедические:

Совершенствование лексического строя речи:

  • обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
  • усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
  • закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
  • расширять представления о восприятии запахов у животных;
  • уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Развитие связной речи:

  • создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
  • развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
  • находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

Развивающие задачи:

  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие правильного физиологического дыхания.

Воспитательные:

  • формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

  • наглядный метод (использование видеоматериалов)
  • словесный метод (беседа о частях тела)
  • игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
  • метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
  • метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
  • ароматерапия (используются ароматизированные свечи).

Решение задач осуществляются через такие образовательные области:

  • здоровье (умение правильно дышать)
  • познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
  • музыка («Звуки лес»).

Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Вежливые слова

Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

2. Основная часть.

Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.

Появляется Кощей.

Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.

1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)

2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).

3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)

4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).

5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).

Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.

Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.

Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.

Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.

Какие бывают глаза по цвету?

Дети отвечают.

Логопед. А по форме?

Дети отвечают.

Логопед. А у вас какие глаза?

Дети отвечают.

Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.

Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».

Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?

Дети отвечают.

Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.

Дети отвечают.

Логопед. А какие звуки мы можем слышать?

Дети отвечают.

Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?

Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.

Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?

Дети отвечают.

Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?

Дети отвечают.

Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович

Физминутка.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.

Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.

Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.

Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?

Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.

Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).

Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).

Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?

Дети отвечают.

Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.

Дети понимают, как можно определить температуру воды.

Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?

Дети отвечают.

Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?

Дети выполняют.

Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?

Дети отвечают.

Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.

В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?

Дети отвечают.

Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).

Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.

Дети выполняют коллективную работу «Улыбка».

Рисуют пальчиками улыбки на заранее заготовленных лицах, на которых нет рта. Все лица размещаются на ватмане, получается групповая «фотография».

Итог занятия.

Логопед. Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Расскажите, что именно вам понравилась больше всего?

Жантимирова Динара Кинесовна,
учитель — логопед,
МДОАУ детский сад «Солнышко»,
Оренбургская область, Светлинский район, п. Светлый

Татьяна Тимербулатова
Конспект занятия «Все части тела важны, все человеку нужны» (для старшей группы с ОНР)

Методическая разработка занятия в ДОУ .

Тема : «Все части тела важны , все человеку нужны ».

(для старшей группы с ОНР )

Тимербулатовой Татьяны Владимировны

учителя-логопеда высшей категории МАДОУ №346, г. Казань.

Цели : развивать лексико-грамматический строй речи; расширять и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Задачи :

Активизировать и расширять словарь по теме, учить детей различать и называть части тела человека ;

Формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;

Развивать общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Оборудование : коробка «посылка» , игрушка «сундучок» , аппликация «Великан и гном» ; фрукты, овощи, продукты питания и их муляжи : апельсин, груша, виноград, банан, лимон, капуста, морковь, хлеб, конфеты; схемы для самомассажа губ и языка; картинки сказочных героев : Буратино, Бармалей, Незнайка, Красная шапочка, Баба Яга.

Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы начнем занятие с интересной игры «Покажите где» . Я буду рассказывать стихотворение, а вы - внимательно слушать и показывать.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь.

И животик не забудь.

Есть колени, есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Дети, слушая стихотворение, последовательно показывают все называемые части тела .

Основная часть .

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

вопрос : «Для чего нужны глаза

Упражнения для глаз.

Логопед. Чтобы глазки были здоровы необходимо делать специальную гимнастику.

Проводится комплекс зрительной гимнастики.

1. Игра «День – ночь» .

На 3 – 5 сек. Закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

2. Игра «Соринка» .

Быстро моргать в течение 10-15 сек. Повторять упражнение 3 раза с интервалом 7-10 сек.

3. Игра «Глазки играют в прятки» .

Потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить на предварительно закрытые глаза на 30-40 сек. Затем опустить руки и открыть глаза.

Два брата на одной голове живут.

Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз. (Уши)

Дети отгадывают загадки и отвечают на вопрос : «Для чего нужны уши

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, сжимая в ладонях массажный шарик, перекладывают его из одной руки в другую, затем передают по кругу соседу.

Настя (Виталик, Оля и т. д.)

Ты стоишь в кругу.

Мы зовем тебя «Ау!»

Настя, глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих, тот, в чьих руках оказался шарик, называет его имя, водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Он бывает самым разным :

Добрым, вредным, гордым, важным ,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

вопрос : «Для чего нужен нос?»

Игра «Узнай по запаху» .

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках (апельсин, лимон, банан) . Затем дети шерстяными ниточками выкладывают на панно силуэты отгаданных фруктов.

Там живет наш дружок,

Наш веселый язычок. (Рот)

Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос : «Для чего нужен рот?»

Артикуляционная гимнастика – самомассаж.

Проводится самомассаж губ и языка по рисункам – схемам.

Игра «Определи на вкус» .

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты : хлеб, конфеты, капусту, морковь, грушу, виноград.

Пальчиковая гимнастика.

Дети «рассказывают» руками стихотворение «Мы делили апельсин» .

Игра «Гномик и Великан» (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами).

У Гномика ручки, а у Великана – ручищи.

У Гномика носик, а у Великана – носище.

У Гномика ножки, а у Великана – ножищи.

У Гномика глазки, а у Великана – глазищи.

Физминутка.

Дети выполняют упражнение с самомассажем головы, лица, шеи, груди, живота, рук, ног.

Начинаем по порядку необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрем свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз.

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрем мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками как расческой все поправим мы прическу.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим, чтоб от пальцев до плечей,

Руки стали горячей.

Наконец погладим ножки, чтоб быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, будет всё теперь в порядке.

Игра «У меня один, а у вас много» (Образование множественного числа существительных)

У меня нос, а у вас - носы.

У меня затылок, а у вас - затылки.

У меня живот, а у вас - животы.

У меня лоб, у вас – лбы.

У меня рот, у вас – рты.

Задание от Незнайки.

Логопед. Ребята, Незнайка прислал вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Я вижу письмо и подарки.

Упражнение «Найди ошибку» .

Локти нужны ногам . (Нет, локти нужны рукам )

Колени нужны рукам . (Нет, колени нужны ногам )

Упражнение «Волшебное зеркало» . (формирование связной речи путем составления описательного рассказа о сказочном герое)

Логопед. Посмотрите в «волшебное зеркало» и расскажите о том, кого вы там видите.

Ребенок описывает сказочного героя, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит.

Развитие творческого воображения и

конструктивного праксиса .

Логопед. Давайте попробуем изобразить в аппликации героев разных сказок.

Коллективная работа детей «Любимые сказочные герои» (аппликация) .

Итог занятия .

Логопед. Ребята, вы молодцы! Хорошо сегодня занимались и много узнали о частях тела , о том, для чего они нужны , и как их беречь.

Литература

500 загадок для детей. / Сост. И. А. Мазнин. М., 2005.

Доброхотов А. А. Попробуй, отгадай : Загадки. Спб., 1997.

Железнова Е. С. Пальчиковые песенки и игры. М., 2010.

Логинова В. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., 1990.

Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. СПб, 2006.

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2002.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М., 2006

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.